153 и ЦБ РФ

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» – основной документ, регулирующий деятельность ЦБ РФ.

Глава 1 закона определяет статус Центрального банка. В ней говорится, что Центробанк — самостоятельное юридическое лицо, его уставный капитал является федеральной собственностью, при этом он не отвечает по долгам государства. Цель создания Банка России — защита и сохранение устойчивости рубля, развитие, укрепление, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной и банковской систем, развитие и обеспечение стабильности финансового рынка РФ.

В этой же главе описаны функции Банка России по эмиссии денег, организации денежного обращения. ЦБ контролирует банковскую систему и сам выполняет функции банка по отношению к бюджету РФ и бюджетным организациям. Кроме того, регулятор управляет валютными резервами страны, осуществляет валютный контроль, а также участвует в международных организациях и проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации.

За свою деятельность Банк России отчитывается перед Федеральным собранием Государственной думы, которая принимает решение о проведении проверки деятельности Банка России Счетной палатой РФ.

В главе 2 определен уставный капитал Центрального банка в размере 3 млрд рублей.

Глава 3 — об органах управления Банка России — Национальном финансовом совете, председателе банка, совете директоров — и их функциях.

Глава 4 — о взаимоотношениях Центрального банка и государства. В ней, в частности, говорится о том, что банк участвует в рамках своей компетенции в разработке государственной политики. При этом вводятся юридические ограничения на финансирование банком федерального правительства.

Глава 5 обязывает Банк России ежегодно отчитываться о своей деятельности перед Государственной думой и перечислять 75% полученной прибыли в федеральный бюджет.

Глава 6 посвящена наличному денежному обращению на территории России и определяет роль ЦБ как эмиссионного банка, имеющего исключительное право на выпуск наличных денег. На основании этой части закона Банк России организует, контролирует и регулирует правила кассовых операций.

Глава 7 рассказывает о роли Банка России в кредитно-денежной политике. ЦБ устанавливает процентные ставки по своим операциям, нормативы обязательных резервов, депонируемых банками, а также проводит операции на открытом рынке и рефинансирует кредитные организации. Кроме того, регулятору предоставлено право проводить валютные интервенции, устанавливать ориентиры роста денежной массы, вводить прямые количественные ограничения и эмитировать облигации от своего имени. При этом он ежегодно представляет в Государственную думу основные направления единой государственной денежно-кредитной политики — сначала в виде проекта, а потом в форме окончательного документа.

Согласно главе 8, ЦБ имеет право сам осуществлять банковские операции как кредитное учреждение, в том числе предоставлять кредиты, покупать и продавать ценные бумаги, облигации, драгоценные металлы, валюту, проводить расчетно-кассовое обслуживание, выдавать поручительства и банковские гарантии. При этом ЦБ выступает банком только по отношению к организациям, имеющим банковскую лицензию, или к государственным органам.

Глава 9 регулирует международную и внешнеэкономическую деятельность Банка России. Он уполномочен представлять интересы России во взаимоотношениях с центральными банками других стран. Здесь же определена его роль как организации, отвечающей за валютный контроль.

Глава 10 наделяет Банк России правом осуществления банковского регулирования и надзора с целью поддержания стабильности финансовой системы страны, в том числе правом регистрации кредитных организаций, установления нормативов и последующего контроля за их соблюдением. Здесь же предусмотрены санкции за нарушения банковского законодательства, процедура отзыва лицензии.

В главе 11 говорится о взаимоотношениях Центробанка с финансовыми учреждениями, их ассоциациями и союзами. В ней также закреплена норма, согласно которой Банк России не отвечает по долгам других банков, а другие кредитные организации – по задолженности Банка России.

Глава 12 возлагает на ЦБ обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Глава 13 определяет систему управления и структуру Центрального банка, куда входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации.

В главе 14 говорится о статусе служащих Банка России, которым запрещено совместительство, работа в других кредитных учреждениях, а также совершение иных действий, которые могли бы привести к конфликту интересов.

Глава 15 обязывает Центробанк ежегодно проходить аудиторскую проверку.

Глава 16 — заключительная. В ней указано о необходимости приведения других законов в соответствие с данным. Кроме того, в этом разделе отменяется ряд законов и нормативных актов как утративших силу.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»

В последней публикации показателей негосударственных пенсионных фондов (НПФ) на сайте Банка России не оказалось доходности инвестирования пенсионных накоплений. Это произошло на фоне убытков крупных НПФ Читать в полной версии Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Центробанк опубликовал ​основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ) за полгода, но не указал в отчетности доходность инвестирования пенсионных накоплений. Регулятор указал, что эта информация будет представлена дополнительно. На вопрос РБК о причинах и сроках публикации данных в ЦБ не ответили.

На сайте ЦБ опубликована отчетность НПФ с 2011 года. Но регулирование отрасли перешло к Банку России в третьем квартале 2013 года. С этого времени в публикациях всегда указывалась доходность пенсионных накоплений как в квартальных, так и в полугодовых раскрытиях. Опрошенные РБК эксперты говорят, что ЦБ впервые не раскрыл доходность инвестирования накоплений. «Насколько я помню, с момента перехода к Банку России регулирования НПФ регулятор раскрывал доходность, в том числе при квартальном раскрытии», — заметил управляющий директор по корпоративным рынкам «Эксперт РА» Павел Митрофанов.

«Одной из причин того, что ЦБ не опубликовал в отчетности доходность, может быть тот факт, что регулятор планирует пересмотреть формат подачи информации. Правильнее публиковать доходность за год. Заработанная доходность к определенной дате в середине года является некорректной», — говорит директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин, отмечая, что НПФ могут считать доходность по несколько разным методикам. «И ЦБ может сейчас обрабатывать информацию, чтобы в отчете указать правильные сведения», — добавил Ногин. В Ассоциации негосударственных пенсионных фондов объяснили, что ЦБ «может уточнять отчетность отдельных НПФ, поэтому пока общие данные по рынку не публикует».

Ранее ЦБ сообщил, что в первом квартале 2018 года доходность от инвестирования пенсионных накоплений НПФ в среднем составила 8,1% годовых при инфляции 3,3% годовых. Об отрицательной доходности по итогам периода отчитались крупные фонды, входящие в периметр «ФК Открытие»: НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» (-0,76%) и НПФ электроэнергетики (-9,24%, с 1 июля присоединился к «ЛУКОЙЛ-Гаранту»), а также два небольших НПФ — «Социальное развитие» (-4,89%) и «Магнит» (-1,87%).

По итогам 2017 года доходность, заработанная на инвестировании пенсионных накоплений, была значительно меньше и составила 4,6%, потому что с отрицательной доходностью год закончили четыре крупных НПФ: все три фонда, входящие в группу «ФК Открытие», — НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант» (-5,3%), НПФ «РГС» (-2,9%) и НПФ электроэнергетики (-1,7%), а также принадлежащий Борису Минцу НПФ «Будущее» (-2%). Эти фонды являлись обладателями «плохих» активов, связанных в том числе с попавшими под санацию «ФК Открытие», Бинбанком и Промсвязьбанком.

НПФ «Будущее» по итогам первого полугодия отчитался об убытках в 6,9 млрд руб. из-за отрицательной переоценки активов по справедливой стоимости на 16,1 млрд руб. и раскрыл, что доходность по его пенсионным накоплениям достигла -6,01%. НПФ «ЛУКОЙЛ-Гарант», объединившийся с 1 июля с двумя другими фондами «ФК Открытие», в своей отчетности указал 2,3 млрд руб. убытков (доходность накоплени​й не раскрывает). Отчетность НПФ «РГС» и НПФ электроэнергетики не доступна из-за переформатирования сайтов в рамках слияния.

Два источника РБК на рынке НПФ утверждают, что существенные убытки нескольких крупных фондов за первое полугодие 2018 года повлияют на средние результаты инвестирования накоплений в отрицательную сторону.

Из данных отчетности ЦБ следует, что величина пенсионных накоплений за второй квартал этого года изменилась незначительно (их стало больше на 9 млрд руб.) и составила 2,6 трлн руб. В этом нет ничего удивительного, напоминает Юрий Ногин, после введения в 2014 году пенсионного моратория на рынке накоплений наблюдается стагнация этого показателя. Он увеличивается только за счет инвестиционного дохода и переходной кампании по итогам года, когда часть граждан переводит средства из Пенсионного фонда России в НПФ.

  • Глава 1. Общие положения
  • Глава 2. Виды счетов
  • Глава 3. Открытие текущего счета физическому лицу
  • Глава 4. Открытие банковских счетов юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, физическому лицу, занимающемуся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой
  • Глава 5. Открытие счетов по вкладам (депозитам)
  • Глава 6. Открытие публичных депозитных счетов нотариусов, службы судебных приставов, судов, иных органов или лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации могут принимать денежные средства в депозит
  • Глава 7. Карточка с образцами подписей и оттиска печати
  • Глава 8. Закрытие банковского счета
  • Глава 9. Закрытие счета по вкладу (депозиту), депозитного счета
  • Глава 10. Юридическое дело
  • Глава 11. Банковские правила
  • Глава 12. Заключительные положения
  • Приложение 1. Карточка с образцами подписей и оттиска печати
  • Приложение 2. Порядок заполнения карточки с образцами подписей и оттиска печати

Инструкция Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И
«Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов»

С изменениями и дополнениями от:

14 ноября 2016 г., 24 декабря 2018 г.

Настоящая Инструкция не распространяется на порядок открытия и закрытия счетов, открываемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о выборах и референдуме, счетов, открываемых в расположенных за пределами территории Российской Федерации обособленных подразделениях кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также счетов, открываемых по иным основаниям, отличным от договора банковского счета, вклада (депозита), депозитного счета.

Несмотря на многочисленные комментарии о новых санкциях США, включающие запрет расчетов в долларах, наблюдатели недооценивают риски для простых россиян. А ведь под санкциями окажутся крупнейшие госбанки страны, где сосредоточены свыше 70% вкладов граждан. Особую тревогу вызывает включение в санкционный список Сбербанка (СБ), Внешторгбанка (ВТБ) и Россельхозбанка (РСХБ).

Правда, тем читателям, которые прислушались к нашему мнению о повышенных рисках клиентов госбанков

Плюс, западные санкции отрезают госбанки от финансирования из-за рубежа… Аналитики не учли плачевное состояние государственных банков, за исключением Сбербанка. Как правило, считается: при любых проблемах государство придет им на помощь.

Угадайте, с трех раз, кто бы выиграл любой процесс в споре Роснефти со Сбером (ВТБ или РСХБ)?..

Вот, и ответ на вопрос о безбедном будущем всех госбанков.

беспокоится не о чем. Сейчас, под ударом именно клиенты российских государственных банков.

В опасности не только валютные активы, но и рублевые.

Что угрожает частным вкладам в госбанках?

Есть мнение, что никакие угрозы со стороны США госбанкам не страшны. Оно основывается на бодрых заявлениях российских чиновников во главе с министром финансов и председателем ЦБ.

Министр финансов спокоен: санкции нам нипочем!

Спокойствие министра понять можно. Если у Сбера или других возникнут проблемы, то министру позвонят откуда, откуда обычно звонят в таких случаях, и скажут, что делать. Вот, только меня почему-то не оставляет мысль, что в суете, по спасению госбанков, про простых клиентов будет забыто… Давайте, внимательно посмотрим, так ли «страшен черт, как его малюют».

Точное содержание будущих санкций неизвестно.

Достоверно можно сказать, что следующие российские госбанки под угрозой

  1. Сбербанк (СБ).
  2. ВТБ + Банк Москвы.
  3. Россельзозбанк (РСХБ).
  4. Промсвязьбанк (ПСБ).
  5. Газпромбанк (ГПБ).

Это следует из «Акта по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018», который лежит в основе всех документов, принимаемых в рамках санкций. Отметим, что данный акт оставлен весьма небрежно, вероятно, второпях. Вот, скриншот той части документа, где перечисляются наши банки

Обратите внимание на огрехи документа!

Так, Внешэкономбанк (ВЭБ) поименован в списке дважды, на 1-ом и 8-ом местах, что ничем кроме спешки не объяснить. ВТБ и Банк Москвы, объединенные в единую структуру, в списке указаны, как самостоятельные юрлица.

Чем конкретно опасны санкции?

Вопрос не праздный, так как никто не объяснил клиентам упомянутых учреждений, что же уготовано для их денег. Тем более, что американцы скрывают готовящиеся меры.

Со своей стороны, ориентируясь на опыт первых антироссийских и многочисленных антииранских санкций, предполагаем следующий набор возможных шагов

Содержание санкционных ограничений Варианты обхода американских санкций
Отключение госбанков от SWIFT, международной платежной системы. В результате будут заблокированы валютные транзакции между этими банками и всем миром, как в долларах, так и других валютах. Расчеты в рублях, внутри России, сохранятся, как обещает ЦБ, благодаря российскому аналогу SWIFT, СПФС. Скорее всего, сохранятся средства в частных банках, а также возможность расчетов для них. Если Вам нужны международные расчеты, например, за учебу или лечение за рубежом, нужен резервный счет. Открывайте дополнительный валютный счет в любой российской дочке зарубежного банка или надежном частном. Наш Рейтинг банков в помощь! Не грех заиметь зарубежный счет.
Запрет за операции в долларах США для российских государственных банковских структур. Валютные средства, включая вклады, будут заморожены на неопределенный срок. Частные банки не затронуты. «Мягкий» вариант описанного п.1 отключения. В этом случае, будут заблокированы все корреспондентские счета в долларах госбанков РФ со всеми активами на них. Успокоим читателей, остатки на корсчетах, обычно, невысокие. Но смогут ли госбанки исполнить валютные обязательства перед вкладчиками, вопрос открытый, хотя бы, по техпричинам. Но клиенты частных структур, теоретически, пострадать не должны.
Блокировка карт и карточных счетов по линии платежных систем VISA-MASTERCARD. Как показали санкции в отношении банка Россия и др., эта мера вводится, как дополнительная по отношению к п.1 или п.2 и блокирует все платежи, включая рублевые. Не будут затронуты карты и счета в частных банках. Есть несколько альтернативных вариантов избежать проблем при блокировке расчетов по линии американских платежных систем. Для рублевых переводов по России подходит карта МИР. За рубежом придется платить картами частных банков или небанковских организаций, типа РНКО (карты Билайн или Кукуруза). Некоторый эквивалент представляют из себя карты азиатских платежных систем, японская JCB и китайская China UnionPay (CUP).
Запрет на привлечение госбанками кредитов и иной ликвидности в долларах. Напрямую это простых вкладчиков не затрагивает, но создает риски утраты госбанками ликвидности, что может быть чревато замораживанием валютных активов клиентов. Лучше минимизировать остатки на счетах до окончательного прояснения ситуации вокруг санкций, а, проще сказать, до глубокой осени.

Теперь, надеюсь, Вы видите, что недоговаривает нам министр финансов.

Даже, простой запрет США на операции в долларах означает многочисленные проблемы всем владельцам валютных активов в госбанках, плюс, проблемы с рублевыми расчетами по картам VISA-MASTERCARD. Дело в том, что корсчета банков России в долларах открыты в банках США. Любой запрет на расчеты приведет к невозможности исполнения банками валютных обязательств перед вкладчиками.

Было бы весьма забавно наблюдать, как ЦБ России предоставит валютную ликвидность попавшим под санкции банкам с заблокированными корсчетами. Повезет доллары в «коробках из-под ксерокса»? Любопытно, а запрос на нужное количество коробок, ЦБ уже сделал? 🙂

Все корсчета Сбербанка в долларах в США

Например, Сбербанк имеет корсчета в долларах, как видно из скриншоты, в американской дочке ДойчеБанка, ДжиПи Морган и Банке Нью-Йорк. Все три счета будут заморожены после одобрения санкций Конгрессом США.

Наш «ответ Чемберлену»

Мораль басни о санкциях проста.

Если у вас есть валюта в госбанках, вы сильно рискуете. Как минимум, ее заморозят до «лучших времен». Несопоставимо меньший риск у клиентов частных банков и нет риска у тех, кто держит «заначку» в наличной валюте.

На сей момент, расставаться с долларом, как мне кажется, рано. Даже, если курсы евро и доллара не сравняются в точности, пара EUR/USD вполне способна опуститься до 1.10 (по состоянию на 15.08.18 9-30 =1.1339, но это не предел, учитывая 2-х кратное повышение ставки ФРС до конца года).

Тому кто хочет «избавиться от долларовой зависимости» нужно следить за разницей рублевых курсов доллара и евро, назовем ее условно спрэдом. Последнее время он составлял 10 рублей, снизившись в моменте до 8.88 (75.47 — 66.59). По достижении спрэдом значений ниже 8 рублей, стоит начать снижение доли доллара в сбережениях, со своей стороны буду ждать еще более выгодного курса, но считаю спрэд ниже 7-ми рублей достаточно привлекательным для инвестиций.

От вложений в иные валюты, пока, отказался, за исключением фунта стерлингов, так как у меня есть поездки в Великобританию.

в случаях непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого является член Совета директоров, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», несоответствия его расходов, расходов его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их общему доходу, открытия (наличия) счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами членом Совета директоров, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми — Государственной Думой по представлению Председателя Банка России. При этом понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в значении, определенном Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».