193 закон о сельскохозяйственной кооперации

Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации РФ. Он гарантирует физическим и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций). Отношения, связанные с их созданием и деятельностью, регулируются Законом, ГК РФ, земельным законодательством РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Под сельскохозяйственной кооперацией понимается система различных сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, созданных сельскохозяйственными товаропроизводителями в целях удовлетворения своих экономических и иных потребностей. А сельскохозяйственный кооператив определяется как организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Он может быть создан в форме производственного или потребительского кооператива на основе принципов добровольности членства, взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, доступности информации о деятельности кооператива и др.

В целях образования кооператива граждане и юридические лица, изъявившие желание его создать, формируют организационный комитет, который, помимо исполнения других обязанностей, подготавливает и проводит общее организационное собрание членов кооператива. Собрание принимает решение о приеме в члены кооператива, утверждает устав и избирает органы управления (правление; наблюдательный совет — во всех потребительских кооперативах, в производственных — с числом членов не менее 50). Кооператив подлежит государственной регистрации и считается созданным с момента такой регистрации. Рассмотрены особенности образования кооперативов при реорганизации сельскохозяйственных организаций.

Определен перечень сведений, обязательных для Устава кооператива, а также порядок внесения изменений в Устав и дополнений к нему.

Членами производственного кооператива могут быть граждане РФ, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Членами потребительского кооператива могут быть граждане РФ и иностранные граждане и (или) юридические лица — сельскохозяйственные товаропроизводители, признающие устав потребительского кооператива и участвующие в его хозяйственной деятельности. Рассматриваются вопросы ассоциированного членства (внесение паевого взноса и получение по нему дивидендов без права голоса в кооперативе, за исключением некоторых случаев), приема и исключения членов, прекращения членства.

Самостоятельная глава Закона посвящена органам управления кооператива, их структуре, полномочиям, порядку деятельности. Кооперативы в обязательном порядке входят в один из ревизионных союзов по их выбору (такой союз вправе создать 2 и более кооператива). В противном случае кооператив подлежит ликвидации по решению суда.

Определены источники формирования имущества кооператива, рассмотрены вопросы паевых взносов его членов, распределения прибыли и имущественной ответственности кооператива.

Кооператив и его члены могут заключать договоры, обязывающие членов кооператива в течение определенного периода, не превышающего 10 лет, продавать исключительно кооперативу или создаваемым им филиалам всю производимую ими сельскохозяйственную продукцию или ее часть. Для осуществления своей деятельности кооперативы вправе нанимать работников. Кооператив обязан правильно вести бухгалтерскую отчетность, а также протоколы общих собраний членов кооператива, заседаний правления и наблюдательного совета кооператива.

Закреплены вопросы реорганизации и ликвидации кооператива.

Юридическое лицо не имеет права использовать слова «сельскохозяйственный кооператив» как часть своего наименования, если оно не отвечает требованиям Закона.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации

Принят Государственной Думой 7 июля 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет и цели регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет правовой режим Арктической зоны Российской Федерации, меры государственной поддержки и порядок осуществления предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации.

2. Целями настоящего Федерального закона являются:

1) экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации;

2) стимулирование и активизация инвестиционной и предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации;

3) создание экономической основы для опережающего социального развития и улучшения качества жизни в Арктической зоне Российской Федерации.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) инфраструктура Арктической зоны — здания, сооружения, включая объекты транспортной, энергетической, коммунальной, инженерной, социальной, инновационной инфраструктур, объекты инфраструктуры морских портов и объекты иных инфраструктур, расположенные на территории Арктической зоны Российской Федерации;

2) резидент Арктической зоны — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена в Арктической зоне Российской Федерации согласно законодательству Российской Федерации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили в соответствии с настоящим Федеральным законом соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности в Арктической зоне Российской Федерации (далее — соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности) и включены в реестр резидентов Арктической зоны Российской Федерации;

3) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны Российской Федерации;

4) управляющая компания — управляющая компания, которая в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации» определена Правительством Российской Федерации для обеспечения функционирования территорий опережающего социально-экономического развития на территории Дальневосточного федерального округа, или ее дочернее общество.

2. В целях настоящего Федерального закона под Арктической зоной Российской Федерации (далее — Арктическая зона) понимаются сухопутные территории и примыкающие к ним внутренние морские воды Российской Федерации и территориальное море Российской Федерации, участки континентального шельфа Российской Федерации, а также земли и острова, которые в будущем могут быть открыты, не являются территориями иностранных государств, расположены в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Российской Федерации до Северного полюса в пределах между меридианом тридцать два градуса четыре минуты тридцать пять секунд восточной долготы от Гринвича, проходящим по восточной стороне Вайда-губы через триангуляционный знак на мысе Кекурский, и меридианом сто шестьдесят восемь градусов сорок девять минут тридцать секунд западной долготы от Гринвича, проходящим по середине пролива, разделяющего острова Ратманова и Крузенштерна группы островов Диомида в Беринговом проливе, на которых в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами устанавливаются меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

3. К сухопутным территориям Арктической зоны относятся:

1) территории следующих субъектов Российской Федерации:

а) Мурманская область;

б) Ненецкий автономный округ;

в) Чукотский автономный округ;

г) Ямало-Ненецкий автономный округ;

2) части территорий следующих субъектов Российской Федерации:

а) Республика Карелия: муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», муниципальное образование «Калевальский национальный муниципальный район», Кемский муниципальный район, муниципальное образование «Костомукшский городской округ», Лоухский муниципальный район, муниципальное образование «Сегежский муниципальный район»;

б) Республика Коми: муниципальное образование городского округа «Воркута», муниципальное образование городского округа «Инта», муниципальное образование городского округа «Усинск», муниципальный район «Усть-Цилемский»;

г) Красноярский край: муниципальное образование город Норильск, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, муниципальное образование Туруханский район, сельское поселение «Поселок Суринда», сельское поселение «Поселок Тура», сельское поселение «Поселок Нидым», сельское поселение «Поселок Учами», сельское поселение «Поселок Тутончаны», сельское поселение «Поселок Ессей», сельское поселение «Поселок Чиринда», сельское поселение «Поселок Эконда», сельское поселение «Поселок Кислокан», сельское поселение «Поселок Юкта» Эвенкийского муниципального района;

д) Архангельская область: муниципальное образование «Город Архангельск», муниципальное образование «Мезенский муниципальный район», муниципальное образование городской округ «Новая Земля», муниципальное образование «Город Новодвинск», муниципальное образование «Онежский муниципальный район», муниципальное образование «Приморский муниципальный район», городской округ «Северодвинск», муниципальное образование «Лешуконский муниципальный район», муниципальное образование «Пинежский муниципальный район».

4. Участки континентального шельфа Российской Федерации, на которых применяются меры государственной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 3. Финансовое обеспечение создания (модернизации) объектов инфраструктуры Арктической зоны

Финансовое обеспечение создания (модернизации) объектов инфраструктуры Арктической зоны осуществляется за счет средств внебюджетных источников, в том числе с применением механизмов государственно-частного партнерства, муниципально-частного партнерства, а также в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Статья 4. Осуществление предпринимательской деятельности в Арктической зоне

1. В Арктической зоне допускается осуществление любой не запрещенной законодательством Российской Федерации предпринимательской деятельности, за исключением видов предпринимательской деятельности, которые не вправе осуществлять резиденты Арктической зоны в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации вправе определять виды предпринимательской деятельности в Арктической зоне, при осуществлении которых не применяются отдельные меры государственной поддержки предпринимательской деятельности.

Глава 2. Управление Арктической зоной

Статья 5. Уполномоченный федеральный орган

Уполномоченный федеральный орган:

1) осуществляет выдачу разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства и реконструкции объектов инфраструктуры Арктической зоны, застройщиками которых являются резиденты Арктической зоны или управляющая компания и которые расположены на земельных участках, предоставленных управляющей компании в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона (за исключением объектов обороны и безопасности, объектов использования атомной энергии, объектов, строительство которых осуществляется в границах особо охраняемых природных территорий);

2) утверждает порядок ведения реестра резидентов Арктической зоны, состав сведений, содержащихся в указанном реестре, а также порядок предоставления таких сведений;

3) утверждает форму свидетельства, удостоверяющего регистрацию в качестве резидента Арктической зоны;

4) утверждает примерную форму соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;

5) осуществляет контроль за деятельностью управляющей компании;

6) предоставляет земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, свободные от прав третьих лиц и расположенные в Арктической зоне, а также расположенные на них объекты недвижимости, находящиеся в федеральной собственности и свободные от прав третьих лиц, в целях реализации резидентами Арктической зоны инвестиционных проектов;

7) заключает соглашение, предусмотренное статьей 15 настоящего Федерального закона, по передаче управляющей компании полномочий по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, свободных от прав третьих лиц и расположенных в Арктической зоне, а также расположенных на них объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности и свободных от прав третьих лиц;

8) определяет форму и порядок выдачи свидетельства о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;

9) устанавливает формы заявок, указанных в частях 1 и 24 статьи 9 настоящего Федерального закона;

10) устанавливает требования к бизнес-плану, указанному в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

11) утверждает формат подачи в электронной форме документов, указанных в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона;

12) утверждает методику определения значений предельно допустимых отклонений от параметров реализации инвестиционного проекта, предусмотренных соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности;

13) устанавливает порядок согласования внеплановых проверок резидентов Арктической зоны и порядок согласования оснований, заявленных органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля для их проведения;

14) организует предоставление резидентам Арктической зоны услуг, необходимых для осуществления деятельности на территории Арктической зоны (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг по таможенному оформлению);

15) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 6. Управляющая компания

1. Управляющая компания:

1) осуществляет прием заявок на заключение соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;

2) заключает соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;

3) ведет реестр резидентов Арктической зоны;

4) осуществляет контроль за выполнением резидентами Арктической зоны соглашений об осуществлении инвестиционной деятельности;

5) выдает письменное свидетельство о выполнении резидентом Арктической зоны условий соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности;

6) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

2. Функции управляющей компании, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, осуществляемые ею на территории субъекта Российской Федерации или на части территории субъекта Российской Федерации, относящихся к сухопутным территориям Арктической зоны, могут быть переданы на основании соглашения, заключаемого между уполномоченным федеральным органом и соответствующим высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, хозяйственному обществу, в котором не менее пятидесяти одного процента акций (долей) принадлежит указанному субъекту Российской Федерации или некоммерческой организации, единственным учредителем которой является данный субъект Российской Федерации.

Статья 7. Общественный совет Арктической зоны

1. В целях учета потребностей и интересов граждан Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений, некоммерческих организаций при осуществлении государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере развития Арктической зоны создается общественный совет Арктической зоны.

2. Общественный совет Арктической зоны:

1) осуществляет мониторинг процессов взаимодействия между резидентами Арктической зоны и коренными малочисленными народами Российской Федерации, проживающими в Арктической зоне;

2) принимает участие в разработке мероприятий по охране окружающей среды в Арктической зоне;

3) готовит предложения уполномоченному федеральному органу, управляющей компании по вопросам повышения эффективности их деятельности по управлению Арктической зоной.

3. В состав общественного совета Арктической зоны входят представители общероссийских и региональных объединений (ассоциаций), а также некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в Арктической зоне.

4. Состав общественного совета Арктической зоны утверждается уполномоченным федеральным органом.

5. Общественный совет Арктической зоны действует на основании утвержденного уполномоченным федеральным органом положения, устанавливающего порядок созыва, ротации состава и проведения заседаний общественного совета Арктической зоны, порядок принятия им решений и порядок формирования рабочих групп при данном общественном совете.

Глава 3. Правовое положение резидентов Арктической зоны

Статья 8. Общие условия деятельности резидентов Арктической зоны

Резиденты Арктической зоны осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и соглашением об осуществлении инвестиционной деятельности.

Статья 9. Порядок и основания приобретения и прекращения статуса резидента Арктической зоны

1. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, намеревающиеся приобрести статус резидента Арктической зоны и отвечающие установленным настоящим Федеральным законом требованиям к резидентам Арктической зоны, подают в управляющую компанию заявку на заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности (далее — заявитель). Заявка на заключение соглашения об осуществлении инвестиционной деятельности (далее — заявка) содержит следующие сведения:

1) виды предпринимательской деятельности, которые планирует осуществлять заявитель в Арктической зоне;

2) адрес земельного участка, иного недвижимого имущества или информация о водном объекте, его части, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта или его части), в пределах которых планируется осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность, а также информация о правах на указанное имущество либо информация о необходимости предоставления земельного участка, расположенного в границах территории реализации инвестиционных проектов, определенной в соответствии со статьей 15 настоящего Федерального закона, для осуществления заявленной предпринимательской деятельности;

3) срок, на который предлагается заключить соглашение об осуществлении инвестиционной деятельности;

4) сведения о применении заявителем таможенной процедуры свободной таможенной зоны в случае, если заявитель планирует применять указанную процедуру.

2. К заявке заявитель прилагает следующие документы:

1) копии учредительных документов (для юридических лиц);

2) бизнес-план, требования к которому устанавливаются уполномоченным федеральным органом;

3) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

4) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

3. Форма заявки устанавливается уполномоченным федеральным органом.

4. Заявка и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, могут подаваться заявителем в управляющую компанию в электронной форме в формате, утвержденном уполномоченным федеральным органом.

5. В случае, если заявителем не представлены документы, указанные в пунктах 3 и 4 части 2 настоящей статьи, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по межведомственному запросу уполномоченного федерального органа, подготовленному на основании обращения управляющей компании, представляются сведения, подтверждающие факт внесения сведений о заявителе в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, а федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, сведения, подтверждающие факт постановки заявителя на учет в налоговом органе. Заявитель вправе представить документы, содержащие указанные сведения, по собственной инициативе.

6. Заявитель должен соответствовать следующим критериям отбора резидентов Арктической зоны:

1) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует реализовать в Арктической зоне новый инвестиционный проект либо указанные в заявке виды предпринимательской деятельности являются для него новыми, то есть не осуществлялись им до даты направления заявки. Инвестиционный проект в целях настоящего Федерального закона признается новым, если на дату направления заявки объем капитальных вложений, осуществленных при реализации инвестиционного проекта, не превышает двадцати пяти процентов от общего объема капитальных вложений, предусмотренных бизнес-планом указанного проекта, без учета расходов на приобретение права пользования участками недр (при наличии);

2) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо планирует осуществлять заявленную предпринимательскую деятельность на территории муниципального образования, которое относится к сухопутной территории Арктической зоны и является местом государственной регистрации индивидуального предпринимателя или юридического лица;

3) общий объем осуществленных и запланированных капитальных вложений не может быть менее одного миллиона рублей. При определении объема капитальных вложений учитываются затраты на создание (строительство) либо модернизацию и (или) реконструкцию объектов недвижимого имущества и (или) комплексов движимого и недвижимого имущества. При этом не учитываются:

а) затраты на полученное (приобретенное) имущество, которые ранее включались в объем капитальных вложений другими резидентами Арктической зоны;

б) затраты на создание (приобретение) зданий, сооружений и иные подобные затраты, понесенные до даты включения индивидуального предпринимателя или юридического лица в реестр резидентов Арктической зоны.

7. Рассмотрение заявки и прилагаемых к ней документов, рассмотрение и оценка бизнес-плана осуществляются комиссией, которая

О сельскохозяйственной кооперации

Принят Государственной Думой 15 ноября 1995 года

Одобрен Советом Федерации 28 ноября 1995 года

Настоящий Федеральный закон определяет правовые и экономические основы создания и деятельности сельскохозяйственных кооперативов и их союзов, составляющих систему сельскохозяйственной кооперации Российской Федерации.

Настоящий Федеральный закон гарантирует гражданам (физическим лицам) и юридическим лицам право на создание и государственную поддержку сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций).

Отношения, связанные с созданием и деятельностью сельскохозяйственных кооперативов и их союзов (ассоциаций), регулируются настоящим Федеральным законом, Гражданским кодексом Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

сельскохозяйственная кооперация — система сельскохозяйственных производственных и сельскохозяйственных потребительских кооперативов и их союзов; (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

сельскохозяйственный кооператив — организация, созданная сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личные подсобные хозяйства гражданами на основе добровольного членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на объединении их имущественных паевых взносов в целях удовлетворения материальных и иных потребностей членов кооператива. Сельскохозяйственный кооператив (далее также — кооператив) может быть создан в форме сельскохозяйственного производственного кооператива (далее также — производственный кооператив) или сельскохозяйственного потребительского кооператива (далее также — потребительский кооператив); (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

член кооператива — принимающее личное трудовое участие в деятельности производственного кооператива физическое лицо либо принимающее участие в хозяйственной деятельности потребительского кооператива физическое или юридическое лицо, удовлетворяющие требованиям настоящего Федерального закона и устава кооператива, внесшие паевой взнос в установленных уставом кооператива размере и порядке, принятые в кооператив с правом голоса и несущие по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность; (В редакции федеральных законов от 11.06.2003 № 73-ФЗ; от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

ассоциированный член кооператива — физическое или юридическое лицо, внесшее паевой взнос, по которому оно получает дивиденды, несущее риск убытков, связанных с деятельностью кооператива, в пределах стоимости своего паевого взноса и имеющее право голоса в кооперативе с учетом ограничений, установленных настоящим Федеральным законом и уставом кооператива; (В редакции Федерального закона от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

субсидиарная ответственность членов кооператива — ответственность членов кооператива, дополнительная к ответственности кооператива по его обязательствам и возникающая в случае невозможности кооператива в установленные сроки удовлетворить предъявленные к нему требования кредиторов. Размеры и условия субсидиарной ответственности членов кооператива определяются настоящим Федеральным законом и уставом кооператива;

сельскохозяйственный товаропроизводитель — физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельскохозяйственной продукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50 процентов общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляет в стоимостном выражении более 70 процентов общего объема производимой продукции; (В редакции федеральных законов от 07.03.1997 № 47-ФЗ; от 03.12.2008 № 250-ФЗ)

работник — лицо, которое привлекается по трудовому договору (контракту) на работу по определенной специальности, квалификации или должности; (В редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

паевой взнос — имущественный взнос члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в паевой фонд кооператива деньгами, земельными участками, земельными и имущественными долями либо иным имуществом или имущественными правами, имеющими денежную оценку. Паевой взнос члена кооператива может быть обязательным и дополнительным; (В редакции федеральных законов от 18.02.1999 № 34-ФЗ; от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

обязательный паевой взнос — паевой взнос члена кооператива, вносимый в обязательном порядке и дающий право голоса и право на участие в деятельности кооператива, на пользование его услугами и льготами, предусмотренными уставом кооператива, и на получение полагающихся кооперативных выплат; (В редакции Федерального закона от 18.02.1999 № 34-ФЗ)

дополнительный паевой взнос — паевой взнос члена кооператива, вносимый им по своему желанию сверх обязательного паевого взноса, по которому он получает дивиденды в размере и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом кооператива; (В редакции федеральных законов от 18.02.1999 № 34-ФЗ; от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

пай — часть имущества кооператива, отражающая размер участия члена кооператива или ассоциированного члена кооператива в образовании имущества кооператива и учитываемая в стоимостном выражении. Пай члена кооператива складывается из его паевого взноса и приращенного пая. Пай ассоциированного члена кооператива равен его паевому взносу; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.02.1999 № 34-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

приращенный пай — часть пая члена кооператива, сформированная сверх его паевого взноса за счет кооперативных выплат или иных средств кооператива и погашаемая в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.02.1999 № 34-ФЗ; в редакции федеральных законов от 11.06.2003 № 73-ФЗ; от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

паевой фонд — сумма паев членов кооператива и ассоциированных членов кооператива в денежном выражении; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.02.1999 № 34-ФЗ; в редакции Федерального закона от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

дивиденд — часть прибыли кооператива, выплачиваемая по дополнительным паевым взносам членов и паям ассоциированных членов кооператива в размере, установленном настоящим Федеральным законом и уставом кооператива; (В редакции Федерального закона от 18.02.1999 № 34-ФЗ)

кооперативные выплаты — часть прибыли кооператива, распределяемая между его членами пропорционально их личному трудовому участию либо участию в хозяйственной деятельности кооператива;

участие в хозяйственной деятельности кооператива — поставки в кооператив продукции, сырья членами кооператива, приобретение ими товаров в кооперативе, пользование услугами кооператива, в том числе получение займов и сбережение денежных средств в сельскохозяйственном кредитном потребительском кооперативе (далее — кредитный кооператив); (В редакции федеральных законов от 11.06.2003 № 73-ФЗ, от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

неделимый фонд кооператива — часть имущества кооператива, не подлежащая в период существования кооператива разделу на паи членов кооператива и ассоциированных членов кооператива или выплате при прекращении ими членства в кооперативе и используемая на цели, определенные уставом кооператива; (Абзац введен — Федеральный закон от 11.06.2003 № 73-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

личное трудовое участие — участие члена кооператива в деятельности производственного кооператива, выраженное количеством отработанных им в кооперативе дней или размером оплаты труда либо объемом выполненной работы или произведенной продукции в тот или иной период; (Абзац введен — Федеральный закон от 11.06.2003 № 73-ФЗ; в редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

саморегулируемая организация ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, созданная в форме объединения (ассоциации, союза) ревизионных союзов сельскохозяйственных кооперативов и соответствующая требованиям настоящего Федерального закона; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

саморегулируемая организация в сфере финансового рынка, объединяющая кредитные кооперативы, — саморегулируемая организация, которая создана в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 223-ФЗ «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка», и членами которой являются кредитные кооперативы. (Абзац введен — Федеральный закон от 03.07.2016 № 292-ФЗ; в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

Статья 2. Основные принципы создания и функционирования кооператива

Кооператив создается и функционирует на основе следующих принципов:

добровольности членства в кооперативе;

взаимопомощи и обеспечения экономической выгоды для членов кооператива, участвующих в его производственной и иной хозяйственной деятельности;

распределения прибыли и убытков кооператива между его членами с учетом их личного трудового участия или участия в хозяйственной деятельности кооператива;

ограничения участия в хозяйственной деятельности кооператива лиц, не являющихся его членами;

ограничения дивидендов по дополнительным паевым взносам членов и паевым взносам ассоциированных членов кооператива; (В редакции Федерального закона от 18.02.1999 № 34-ФЗ)

управления деятельностью кооператива на демократических началах (один член кооператива — один голос);

доступности информации о деятельности кооператива для всех его членов.

Статья 3. Сельскохозяйственные производственные кооперативы

1. Сельскохозяйственным производственным кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами для совместной деятельности по производству, переработке и сбыту сельскохозяйственной продукции, а также для выполнения иной не запрещенной законом деятельности, основанной на личном трудовом участии членов кооператива. (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

2. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Видами производственных кооперативов являются сельскохозяйственная артель (колхоз), рыболовецкая артель (колхоз) и кооперативное хозяйство (далее — коопхоз), а также иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи.

3. Сельскохозяйственной или рыболовецкой артелью (колхозом) признается сельскохозяйственный кооператив, созданный гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, в том числе рыбной продукции, а также для иной не запрещенной законом деятельности путем добровольного объединения имущественных паевых взносов в виде денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества граждан и передачи их в паевой фонд кооператива. Для членов сельскохозяйственной и рыболовецкой артелей (колхозов) обязательно личное трудовое участие в их деятельности, при этом их члены являются сельскохозяйственными товаропроизводителями независимо от выполняемых ими функций. Фирменное наименование сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) должно содержать ее наименование и слова «сельскохозяйственная артель» или «колхоз» либо «рыболовецкая артель» или «рыболовецкий колхоз». Иные требования к фирменному наименованию сельскохозяйственной либо рыболовецкой артели (колхоза) устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 07.03.1997 № 47-ФЗ; от 18.02.1999 № 34-ФЗ; от 18.12.2006 № 231-ФЗ; от 03.12.2008 № 250-ФЗ)

4. Коопхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов коопхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом коопхоза. При этом в паевой фонд коопхоза не передаются земельные участки, находящиеся в собственности членов крестьянских (фермерских) хозяйств или ведущих личные подсобные хозяйства граждан, и право аренды земельных участков, используемых ими на основании договора аренды, за исключением земель, предназначенных для общекооперативных нужд. Фирменное наименование коопхоза должно содержать его наименование и слово «коопхоз». Иные требования к фирменному наименованию коопхоза устанавливаются Гражданским кодексом Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 26.06.2007 № 118-ФЗ; от 18.12.2006 № 231-ФЗ)

5. Число членов производственного кооператива должно быть не менее пяти.

6. Число работников производственного кооператива (за исключением работников, занятых на сезонных работах) не должно превышать число членов этого кооператива. (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

Статья 4. Сельскохозяйственные потребительские кооперативы

1. Сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

2. Потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями и в зависимости от вида их деятельности подразделяются на перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие, снабженческие, растениеводческие, животноводческие и иные кооперативы, созданные в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 1 настоящей статьи, для выполнения одного или нескольких из указанных в данной статье видов деятельности. (В редакции федеральных законов от 03.11.2006 № 183-ФЗ; от 29.07.2017 № 217-ФЗ)

3. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других).

4. Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое.

5. Обслуживающие кооперативы осуществляют механизированные, агрохимические, мелиоративные, транспортные, ремонтные, строительные работы, а также услуги по научно-производственному, правовому и финансовому консультированию, электрификации, телефонизации, санаторно-курортному и медицинскому обслуживанию, выдаче займов и сбережению денежных средств (кредитные кооперативы) и другие работы и услуги. (В редакции федеральных законов от 03.11.2006 № 183-ФЗ, от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

6. Снабженческие кооперативы образуются в целях закупки и продажи средств производства, удобрений, известковых материалов, кормов, нефтепродуктов, оборудования, запасных частей, пестицидов, гербицидов и других химикатов, а также в целях закупки любых других товаров, необходимых для производства сельскохозяйственной продукции; тестирования и контроля качества закупаемой продукции; поставки семян, молодняка скота и птицы; производства сырья и материалов и поставки их сельскохозяйственным товаропроизводителям; закупки и поставки сельскохозяйственным товаропроизводителям необходимых им потребительских товаров (продовольствия, одежды, топлива, медицинских и ветеринарных препаратов, книг и других).

7. Растениеводческие и животноводческие кооперативы образуются для оказания комплекса услуг по производству, переработке и сбыту продукции растениеводства и животноводства. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ)

8. Кредитные кооперативы создаются в целях организации финансовой взаимопомощи членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов посредством:

1) объединения паевых взносов членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, средств, привлекаемых в кредитные кооперативы в форме займов, полученных от членов кредитных кооперативов и ассоциированных членов кредитных кооперативов, и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и уставами кредитных кооперативов;

2) размещения указанных в подпункте 1 настоящего пункта денежных средств путем предоставления займов членам кредитных кооперативов для удовлетворения их финансовых потребностей.

(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

81. Полное наименование кредитного кооператива, осуществляющего деятельность, предусмотренную пунктом 8 настоящей статьи, должно содержать слово «кредитный». (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

9. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

10. (Пункт утратил силу — Федеральный закон от 13.07.2020 № 196-ФЗ)

(Абзац введен — Федеральный закон от 11.06.2003 № 73-ФЗ; утратил силу — Федеральный закон от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

11. Потребительский кооператив образуется, если в его состав входит не менее двух юридических лиц или не менее пяти граждан, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. При этом юридическое лицо, являющееся членом кооператива, имеет один голос при принятии решений общим собранием. (В редакции федеральных законов от 11.06.2003 № 73-ФЗ; от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

12. Два и более производственных и (или) потребительских кооператива могут образовывать потребительские кооперативы последующих уровней, вплоть до всероссийских и международных потребительских кооперативов. Членами кооператива последующего уровня могут быть только кооперативы предыдущего уровня. (В редакции Федерального закона от 03.11.2006 № 183-ФЗ)

13. Не менее 50 процентов объема работ (услуг), выполняемых обслуживающими, перерабатывающими, сбытовыми (торговыми), снабженческими, растениеводческими и животноводческими кооперативами, должно осуществляться для членов данных кооперативов. (В редакции Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ)

14. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слова «сельскохозяйственный потребительский кооператив». (В редакции Федерального закона от 11.06.2003 № 73-ФЗ)

Ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов (далее ревизионный союз) — союз сельскохозяйственных кооперативов, осуществляющий ревизию финансово-хозяйственной деятельности входящих в него кооперативов, координацию этой деятельности, представление и защиту имущественных интересов кооперативов, оказание членам ревизионного союза сопутствующих ревизиям услуг, а также иные функции, предусмотренные Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» №193-ФЗ от 08.12.1995 года.

Сельскохозяйственный потребительский кооператив (далее СПоК) обязан быть членом ревизионного союза, т.к. согласно пункту 3 статьи 33 Федерального закона о сельскохозяйственной кооперации, СПоК подлежит обязательной ревизии, проводимой ревизионным союзом, членом которого является кооператив.

В ином случае кооператив подлежат ликвидации по решению суда, по требованию уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области сельского хозяйства или налогового органа субъекта Российской Федерации. Кооператив не вправе одновременно являться членом более чем одного ревизионного союза. Вышедший из ревизионного союза кооператив обязан в срок не более чем 30 дней оформить свое членство в другом ревизионном союзе.

Кооператив подлежит обязательной ревизии один раз в два года (по итогам каждого финансового года). Подлежат ревизии каждый год кооперативы, сумма активов баланса которых на конец отчетного года превышает в 100 тысяч раз установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда.

Внеочередная ревизия должна осуществляться ревизионным союзом по требованию правления кооператива или наблюдательного совета кооператива или группы лиц, составляющих одну десятую от числа членов кооператива или одну третью от числа ассоциированных членов кооператива.

Заключение ревизионного союза является обязательным документом при получении гранта на развитие материально-технической базы СПоК.

Название ревизионного союза

Адрес

Контактный телефон

ФИО руководителя

Ассоциация (союз) «Областной ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов «Волгоградский», номер в реестре 9-РС от 05.07.2008 г.

400105, г. Волгоград,
ул. Хользунова, д. 36/2, 120

89053381627 Павлова Антонина Александровна

Межрайонный ревизионный союз сельскохозяйственных кооперативов «Партнёр» Волгоградской области, номер в реестре 48-РС от 25.03.2009 г.

403955, Волгоградская обл., г. Новоаннинский, ул. Пионерская, д. 113-А/13

Амочаева Любовь Семёновна

РССК Волгоградской обл. «Поволжье»

404033,Волгоградскаяобл. г. Николаевск, ул. Ленина, дом 7 кв. 2

8(84494)
6-21-58;
6-18-58

Петренко Надежда Николаевна

Ревизионный Союз Сельскохозяйственных Кооперативов Южного Федерального Округа 403113, Волгоградская область, город Урюпинск, улица Гагарина, дом 30 8 (84442)
4-11-83
4-40-59
Файленбоген Галина Александровна