304 постановление правительства нор
Утверждены
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 7 апреля 2009 года № 304
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее – объект защиты) требованиям пожарной безопасности, установленным федеральными законами о технических регламентах и нормативными документами по пожарной безопасности, путем независимой оценки пожарного риска.
2. Независимая оценка пожарного риска проводится на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее – собственник) и экспертной организацией, осуществляющей деятельность в области оценки пожарного риска (далее – экспертная организация). Порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации устанавливается Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
4. Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, – проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», – расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности.
5. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее – заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 29 августа 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 816. – См. предыдущую редакцию.)
6. В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
д) фамилии, имена и отчества лиц (должностных лиц), участвовавших в проведении независимой оценки пожарного риска;
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» – «в» пункта 4 настоящих Правил;
ж) вывод о выполнении условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности либо в случае их невыполнения – рекомендации о принятии мер, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.
7. Заключение подписывается должностными лицами экспертной организации, проводившими независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя экспертной организации.
(Абзац дополнительно включен с 29 августа 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 816.)
8. В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
(Абзац дополнен Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2009 года № 777. – См. предыдущую редакцию.)
В случае если заключение создано на бумажном носителе, копия такого заключения направляется по желанию заявителя в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заключения.
(Абзац дополнительно включен с 29 августа 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 816.)
В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.
(Абзац дополнительно включен с 29 августа 2014 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2014 года № 816.)
Статья: Комментарий к Постановлению Правительства РФ от 07.04.2009 n 304 «Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска» (Нестолий В.Г.) («Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2009, n 7)
«Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров», 2009, N 7
КОММЕНТАРИЙ
К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 07.04.2009 N 304
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ ОБЪЕКТОВ ЗАЩИТЫ
(ПРОДУКЦИИ) УСТАНОВЛЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПУТЕМ НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ ПОЖАРНОГО РИСКА»
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее — Закон) вступил в силу 1 мая 2009 г., т.е. по истечении девяти месяцев со дня его опубликования в «Российской газете» в соответствии с предписанием ст. 152 данного Закона. Нормы права, содержащиеся в Законе, являются юридическими нормами с техническим содержанием. Обычно к таковым относят всевозможные правила и инструкции по эксплуатации приборов, машин, зданий, сооружений и подобных им объектов, несоблюдение которых может повлечь неблагоприятные последствия для их владельцев. С юридико-техническими нормами сталкивался каждый бухгалтер или финансист: это нормы бухгалтерского и складского учета, правила учета документирования товаров и услуг, предписания в сфере ценообразования на электро- и теплоэнергию, услуги естественных монополий и др. Конечно, странно встречать в Законе определения пожара, взрыва, горючей среды, пожарного извещателя. Нормы права — это правила поведения людей, а дефиниции взрывов, пожаров и т.п. правил поведения не содержат, такие определения уместны в технических справочниках, но не в законах. Подобные юридико-технические недочеты, как правило, характерны для случаев, когда проект закона разрабатывается работниками профильного ведомства. В нашем случае в качестве такового выступает Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).
Статья 144 Закона устанавливает, что оценка соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности осуществляется в следующих формах:
— производственный контроль, приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), систем пожарной безопасности;
— государственный пожарный надзор;
— декларирование пожарной безопасности;
— исследования (испытания), аккредитация;
— экспертизы;
— подтверждение соответствия объектов защиты (продукции);
— приемка и ввод в эксплуатацию объектов защиты (продукции), а также систем пожарной безопасности;
— независимая оценка пожарного риска.
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит)
По своей правовой природе договор оценки пожарного риска относится к группе договоров, опосредующих отношения, возникающие в связи с возмездным оказанием услуг. Для возмездного оказания услуг характерно тесное взаимодействие между исполнителем и заказчиком. Взаимодействие заказчика и пожарного аудитора в соответствии с Правилами оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 N 304 (далее — Правила), выражается в том, что заказчик предоставляет аудитору для анализа документы, характеризующие пожарную опасность объекта, а также допускает работников экспертной организации либо иных лиц, указанных экспертной организацией, для обследования объектов защиты. По неформальному соглашению для изучения документов, например строительно-технической документации, непосредственного обследования объектов могут привлекаться наиболее опытные действующие сотрудники МЧС — пожарные инспекторы. Естественно, такие соглашения с госслужащими нельзя заключать официально.
Непосредственное обследование осуществляется для:
— получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности;
— выявления степени возможности возникновения пожара;
— выработки предположений о вероятных сценариях развития пожара и его последствиях для людей и материальных ценностей.
Помимо непосредственного обследования и анализа документации экспертная организация может проводить исследования, испытания, экспертизы, а также расчеты по оценке пожарного риска. Для проведения испытаний и экспертиз пожарный аудитор должен обладать доступом к необходимому оборудованию. Такое оборудование имеется в лабораториях МЧС, а также у некоторых организаций, сумевших его приобрести для создания собственных лабораторий. Приобретение лабораторного оборудования — дело весьма дорогое. Поэтому лица, желающие создать действительно независимые от МЧС экспертные организации, должны быть готовыми к значительным затратам.
Работа пожарного аудитора завершается созданием заключения, где описывается процесс исследования документации и непосредственного обследования объектов защиты. Заключение должно содержать мотивированный вывод о том, что объект защиты соответствует (либо не соответствует) требованиям пожарной безопасности. В случае несоответствия в заключении должен содержаться перечень мер по обеспечению условий преодоления такого положения.
Заключение подписывается лицами, проводившими аудит (в качестве таковых сотрудники МЧС фигурировать не могут), утверждается руководителем экспертной организации (пожарного аудитора) и скрепляется оттиском ее печати. Копия заключения направляется в местное структурное подразделение территориального органа МЧС России, занимающееся пожарным надзором.
Юридическая сила Правил о договоре пожарного аудита
Согласно п. 2 ст. 144 Закона порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительство РФ в соответствии с п. 2 ст. 144 Закона Постановлением от 07.04.2009 N 304 утвердило Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности. Необходимо понимать: Постановление об утверждении Правил и введении их в действие и сами Правила, прилагаемые к Постановлению, — различные нормативные правовые акты. Удачный, актуальный и совершенный с точки зрения юридической техники нормативный правовой акт может пережить утвердивший его закон, указ или постановление. Например, Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР и Совета Народных Комиссаров от 07.08.1937 N 104/1341 утверждено Положение о переводном и простом векселе. Сегодня нет ни ЦИК СССР, ни СНК СССР, а Положение, утвержденное ими, благополучно действует. Его применение подтверждено Федеральным законом от 11.03.1997 N 48-ФЗ.
Техническое значение отграничения правил от постановления Правительства об их утверждении заключается в следующем: Правительство РФ различными нормативными правовыми актами может вносить изменения и дополнения в текст как постановления, так и правил.
Кроме того, в правила могут быть внесены изменения и дополнения не только утвердившим их Правительством, но и (в случае необходимости) Президентом РФ путем издания указа или Федеральным Собранием путем принятия соответствующего закона. Министерства и ведомства (федеральные службы и агентства) вносить изменения в Правила, принятые Правительством, не могут. Статус правил может поменяться, если их дословно воспроизведут в федеральном законе (в приложении к нему); об утверждении их в новой редакции будет издан указ Президента РФ.
Юридическое значение отграничения любых правил от утвердившего их закона, постановления или иного акта заключается в том, что постановление о введении правил в действие и сами правила могут обнародоваться в разных номерах официального издания.
В нашем случае Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности были опубликованы в одном номере «Российской газеты» с утвердившим их Постановлением. Срок вступления в силу Правил определен Постановлением Правительства РФ. Они начали действовать с 1 мая 2009 г. вместе с Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ. Постановление Правительства РФ об утверждении Правил вступило в силу по истечении семи дней после его опубликования в «Российской газете».
Стороны договора о пожарном аудите
Правила вводят в хозяйственный обиход новый институт — договор оценки пожарного риска. Иначе данный документ можно именовать договором о пожарном аудите. Принимая Правила, Правительство РФ руководствовалось известным принципом: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих». Заботиться о проведении пожарного аудита должно не государство, а владельцы объектов (зданий, сооружений, выпускаемой продукции), заинтересованные в снижении пожарных рисков. Именно они согласно Правилам должны выступать в качестве заказчиков проведения пожарного аудита. В соответствии с п. 3 Правил экспертная организация не может проводить оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, принадлежащего ей на праве собственности или ином законном основании. В действительности любой собственник (владелец, арендатор, наниматель и т.д.) оценивает риск возгорания принадлежащего ему объекта, его повреждения или уничтожения, думает о возможных неблагоприятных последствиях пожара, в том числе вызванного поджогом, и в зависимости от результата оценки страхует имущество, собственную жизнь и здоровье, принимает иные меры. Согласно Правилам результаты оценки пожарного риска, осуществленной экспертной организацией, в отношении своего имущества не будут иметь какой-либо силы для иных лиц, в том числе для органов пожарной безопасности (МЧС). Есть и другой аспект понятия «независимость» применительно к пожарному аудиту: экспертная организация не может проводить оценку пожарного риска в отношении объекта защиты, на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности. С точки зрения здравого смысла такое требование вряд ли обеспечит «независимость» пожарного аудитора. Экспертная организация может привлекаться заказчиком к выполнению работ по обеспечению пожарной безопасности и на других объектах. Не желая терять постоянного и выгодного клиента, пожарные аудиторы могут дать заключение по объекту защиты, нужное заказчику. Сущность независимости оценщика прекрасно раскрыла директор одной оценочной фирмы: «Независимость оценщика заключается в его свободе выбирать методы оценки, которые приведут к результату, угодному заказчику. Оценщик не может быть независимым от клиента. Оценщик всегда зависим. И должен независимо от клиента достигать требуемого клиентом результата».
Итак, сторонами договора об оценке пожарного риска являются экспертная организация (пожарный аудитор) и собственник (законный владелец) объекта защиты. В качестве экспертов в сфере пожарного аудита не могут выступать физические лица, в том числе являющиеся индивидуальными предпринимателями, действующими без образования юридического лица. По смыслу Правил в качестве экспертной может выступать организация, зарегистрированная в качестве юридического лица. В настоящее время во многих законодательных и подзаконных актах термин «организация» употребляется в качестве синонима термина «юридическое лицо». Такую практику нельзя признать правильной, потому что есть организации, не обладающие статусом юридических лиц. Они создаются не для участия в гражданском обороте и, следовательно, не нуждаются в государственной регистрации в качестве юридических лиц.
Каким образом участники рынка, не являющиеся собственниками (владельцами) объектов пожарной защиты, могут получить заключение о пожарных рисках на не принадлежащих им объектах? В заключениях пожарных аудиторов могут нуждаться, например, страховщики и банки. Банки при предоставлении кредита, обеспеченного ипотекой, могут требовать от залогодателей заключения указанных ими экспертных организаций. В договорах о страховании пожарных рисков страховщики могут требовать доверенность от собственников зданий и сооружений, полномочных заключать договоры пожарного аудита. Избранный страховщиком пожарный аудитор дает заключение для страхователя — собственника имущества, а его копию предоставляет страховщику.
Согласно Правилам МЧС России устанавливает порядок получения экспертной организацией добровольной аккредитации. Конечно, пожарные аудиторы, добровольно аккредитованные МЧС России, будут иметь конкурентные преимущества на рынке экспертных услуг по сравнению с организациями, не прошедшими аккредитацию.
В.Г.Нестолий
Старший преподаватель
кафедры конституционного права
ИрЮИ(ф) РПА Минюста России
Подписано в печать
17.06.2009
Документы
Статистика по документам и выполнению поручений
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 7 апреля 2009 г. N 304 г. Москва Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. N 777; от 15.08.2014 г. N 816; от 29.06.2018 г. N 753) В соответствии со статьей 144 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации п о с т а н о в л я е т: 1. Утвердить прилагаемые Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска. 2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г. Председатель Правительства Российской Федерации В.Путин __________________________ УТВЕРЖДЕНЫ постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2009 г. N 304 П Р А В И Л А оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска (В редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. N 777; от 15.08.2014 г. N 816; от 29.06.2018 г. N 753) 1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее — объект защиты) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах таких оценок или проверок экспертом в области оценки пожарного риска (далее — соблюдение противопожарного режима). (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) 2. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация). (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) 2-1. Экспертная организация имеет в своем штате эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, для которого экспертная организация является основным местом работы, а проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является одним из основных видов деятельности экспертной организации, предусмотренных ее учредительными документами. (Дополнен с 1 января 2019 г. — Постановление Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) 3. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты: а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности; б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании. 4. Независимая оценка пожарного риска включает следующее: а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты; б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности; (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска; г) подготовка вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовка перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты. (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) 5. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения. (Пункт в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 г. N 816) 6. В заключении указываются: а) наименование и адрес экспертной организации; б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска; в) реквизиты собственника; г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска; д) фамилия, имя и отчество эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, участвовавшего в проведении независимой оценки пожарного риска, реквизиты выданного этому эксперту (экспертам) квалификационного удостоверения должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска; (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил; ж) вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения рекомендации о принятии мер и (или) выполнении требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил. (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) 7. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации. (С 1 января 2019 г. в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 г. N 753) Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя экспертной организации. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 г. N 816) 8. В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2009 г. N 777) В случае если заключение создано на бумажном носителе, копия такого заключения направляется по желанию заявителя в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заключения. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 г. N 816) В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения. (Дополнен — Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2014 г. N 816) ____________
Постановление Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304
«Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска»
В соответствии со статьей 144 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска.
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 мая 2009 г.
Председатель Правительства Российской Федерации |
В. Путин |
Москва |
|
7 апреля 2009 г. |
|
№ 304 |
Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска
(утв. постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2009 г. № 304)
1. Настоящие Правила устанавливают порядок оценки соответствия объектов защиты (продукции) (далее — объект защиты) требованиям пожарной безопасности и проверки соблюдения организациями и гражданами противопожарного режима, проводимых не заинтересованным в результатах таких оценок или проверок экспертом в области оценки пожарного риска (далее — соблюдение противопожарного режима).
2. Независимая оценка пожарного риска (аудит пожарной безопасности) проводится экспертом в области оценки пожарного риска на основании договора, заключаемого между собственником или иным законным владельцем объекта защиты (далее — собственник) и юридическим лицом, осуществляющим деятельность в области оценки пожарного риска (далее — экспертная организация).
2.1. Экспертная организация имеет в своем штате эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, для которого экспертная организация является основным местом работы, а проведение независимой оценки пожарного риска (аудита пожарной безопасности) является одним из основных видов деятельности экспертной организации, предусмотренных ее учредительными документами.
3. Экспертная организация не может проводить независимую оценку пожарного риска в отношении объекта защиты:
а) на котором этой организацией выполнялись другие работы и (или) услуги в области пожарной безопасности;
б) который принадлежит ей на праве собственности или ином законном основании.
4. Независимая оценка пожарного риска включает следующее:
а) анализ документов, характеризующих пожарную опасность объекта защиты;
б) обследование объекта защиты для получения объективной информации о состоянии пожарной безопасности объекта защиты и соблюдении противопожарного режима, выявления возможности возникновения и развития пожара и воздействия на людей и материальные ценности опасных факторов пожара, а также для определения наличия условий соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности;
в) в случаях, установленных нормативными документами по пожарной безопасности, — проведение необходимых исследований, испытаний, расчетов и экспертиз, а в случаях, установленных Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», — расчетов по оценке пожарного риска;
г) подготовка вывода о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения разработка мер по обеспечению выполнения условий, при которых объект защиты будет соответствовать требованиям пожарной безопасности, и (или) подготовка перечня требований пожарной безопасности, при выполнении которых обеспечивается соблюдение противопожарного режима на объекте защиты.
5. Результаты проведения независимой оценки пожарного риска оформляются в виде заключения о независимой оценке пожарного риска (далее — заключение), направляемого (вручаемого) собственнику на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.
Заключение, созданное в форме электронного документа, направляется собственнику на адрес электронной почты, указанный в договоре, или иным способом в порядке, установленном договором, подтверждающим факт направления заключения.
6. В заключении указываются:
а) наименование и адрес экспертной организации;
б) дата и номер договора, в соответствии с которым проведена независимая оценка пожарного риска;
в) реквизиты собственника;
г) описание объекта защиты, в отношении которого проводилась независимая оценка пожарного риска;
д) фамилия, имя и отчество эксперта (экспертов) в области оценки пожарного риска, участвовавшего в проведении независимой оценки пожарного риска, реквизиты выданного этому эксперту (экспертам) квалификационного удостоверения должностного лица, аттестованного на осуществление деятельности в области оценки пожарного риска;
е) результаты проведения независимой оценки пожарного риска, в том числе результаты выполнения работ, предусмотренных подпунктами «а» — «в» пункта 4 настоящих Правил;
ж) вывод о выполнении требований пожарной безопасности и соблюдении противопожарного режима либо в случае их невыполнения и (или) несоблюдения рекомендации о принятии мер и (или) выполнении требований, предусмотренных подпунктом «г» пункта 4 настоящих Правил.
7. Заключение подписывается экспертом (экспертами), проводившим независимую оценку пожарного риска, утверждается руководителем экспертной организации и скрепляется печатью экспертной организации.
Заключение, созданное в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя экспертной организации.
8. В течение 5 рабочих дней после утверждения заключения экспертная организация направляет копию заключения в структурное подразделение территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, или в территориальный отдел (отделение, инспекцию) этого структурного подразделения, или в структурное подразделение специального или воинского подразделения федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которого входят вопросы организации и осуществления государственного пожарного надзора, созданного в целях организации профилактики и тушения пожаров в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях.
В случае если заключение создано на бумажном носителе, копия такого заключения направляется по желанию заявителя в форме электронного документа с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом в соответствии с законодательством Российской Федерации, подтверждающим факт направления заключения.
В случае если заключение создано в форме электронного документа, такое заключение направляется в указанные в настоящем пункте органы с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)», официального сайта уполномоченной экспертной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии технической возможности) или иным способом, подтверждающим факт направления заключения.
Добавить комментарий