4 эмиссионное право
Боровская М.А., Налесная Я.А.
БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ ПРЕДПРИЯТИЯМ
Учебно-методическое пособие. Таганрог: ТРТУ, 2006
6.2. Виды ценных бумаг
Инвестиционные операции банков сводятся в основном к операциям с ценными бумагами. Под ценными бумагами понимаются специальным образом оформленные финансовые документы, предъявление которых необходимо для реализации выраженного в них права. Специфика и закономерности процессов первичного и вторичного обращения ценных бумаг определяются в зависимости от их типа.
1. Долевые ценные бумаги удостоверяют право владельца на долю в капитале предприятия. К ним относятся акции. В Федеральном законе «О рынке ценных бумаг» от 20.03.96 г. акция определена как «эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Выпуск акций на предъявителя разрешается в определенном отношении к величине оплаченного уставного капитала эмитента в соответствии с нормативом, установленным Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг».
Исходя из различий в способе выплаты дивидендов, можно выделить акции простые и привилегированные, предоставляющие какие-либо преимущества их держателям. Содержание и конкретные формы реализации преимуществ определяются в учредительных документах. Как правило, эти особые льготы заключаются в преимущественном по сравнению с владельцами простых акций праве на получение дивидендов. Одновременно для владельцев привилегированных акций в уставе может быть предусмотрено отсутствие права голоса на общем собрании акционеров. Тем самым ограничиваются права их держателей по участию в управлении хозяйственной деятельностью.
Права привилегированных акционеров могут быть реализованы также в возможности получения привилегированного дивиденда, выплачиваемого каждый год, в заранее определенной пропорции к номиналу привилегированной акции. В случае недостаточности распределяемой прибыли привилегированный дивиденд обычно переносится на последующий финансовый год и выплачивается в первоочередном порядке.
Наиболее привлекательны привилегированные акции для отдельных держателей, располагающих незначительными средствами и не имеющих ни времени, ни возможностей участвовать в управленческом процессе.
2. Долговые ценные бумаги удостоверяют право конкретного денежного требования (но не право собственности). К ним относятся облигации, векселя, чеки и сертификаты задолженностей.
Облигация — эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателя на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может предусматривать иные имущественные права ее держателя, если это не противоречит законодательству Российской Федерации. Облигации могут быть предъявительскими либо именными, свободно обращающимися, либо с ограниченным кругом обращения.
Одной из важных характеристик облигации является срок ее созревания. Это срок действия контрактного соглашения по данному выпуску, по истечении которого держатель получает стоимость облигации, то есть происходит ее полное погашение. Срок погашения может быть самым различным, в том числе существуют и бессрочные типы облигаций.
Облигации никак не связаны с прибылью. Процент по ним должен выплачиваться и при убыточности. До окончания срока созревания облигации, как и акции, могут быть проданы на бирже или на свободном рынке ценных бумаг, и также как у акций, их рыночная цена может быть выше или ниже номинальной.
Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить по наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя. Как письменное долговое обязательство строго установленной формы, вексель дает его владельцу бесспорное право по истечении срока обязательства требовать от должника уплаты обозначенной на векселе денежной суммы.
Вексель может быть выдан только юридическим и физическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации или на территории иного государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы. Вексель не подлежит вывозу на территорию государства, не использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.
Вексель является для предпринимателя, предоставляющего кредит, не только более простым, но и более надежным способом возврата долга. Вексель можно использовать для отсрочки или рассрочки платежа, то есть это своего рода покупка в кредит. Например, при сделке купли-продажи оплату товаров можно частично произвести перечислением денег наличными или с помощью векселя. Можно и на всю стоимость товара выдать вексель. Тем самым оплата производится не в момент приобретения товара, а через некоторое время — покупка в долг. К моменту оплаты векселя цена товара может повыситься. Таким образом, вексель удобно использовать в условиях растущей инфляции.
Остальные виды ценных бумаг мы рассмотрим менее детально и остановимся только на определениях, так как для формирования портфеля ценных бумаг коммерческого банка они имеют не такое важное значение, как вышеперечисленные.
Чеком признается ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное письменное распоряжение чекодателя банку уплатить держателю чека указанную в нем сумму. Чек должен быть предъявлен к оплате в течение срока, установленного законодательством.
Различные сертификаты выпускаются для привлечения дополнительных средств. Среди банковских сертификатов выделяются два основных типа: депозитные и сберегательные сертификаты.
Депозитным сертификатом называется документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных у него депозитов, право требования по которому может передаваться одним лицом другому. Депозитный сертификат может быть выдан только организации, являющейся юридическим лицом, зарегистрированным на территории России или на территории другого государства, использующего рубль в качестве официальной денежной единицы.
Сберегательным сертификатом может именоваться документ, выступающий обязательством банка по выплате размещенных у него сберегательных вкладов.
3. Производные ценные бумаги удостоверяют право их владельца на приобретение или продажу первичных ценных бумаг. К ним относятся опционы и варранты.
Опцион представляет собой ценную бумагу в форме контракта, заключенного между двумя лицами, одно из которых выписывает и продает опцион, а другое покупает его и получает право в течение оговоренного срока купить или продать другие ценные бумаги по фиксированной цене.
Варрант — это ценная бумага, обладатель которой получает право покупки ценных бумаг по установленной цене в течение определенного периода времени или бессрочно.
4. К товарным ценным бумагам относятся такие товарораспорядительные документы как коносаменты и складские свидетельства.
Коносаментом признается товарораспорядительный документ, удостоверяющий право его держателя распоряжаться указанным в коносаменте грузом и получить груз после завершения перевозки. Он может быть предъявительским, ордерным или именным. При составлении коносамента в нескольких подлинных экземплярах выдача груза по первому предъявленному коносаменту прекращает действие остальных экземпляров.
Складские свидетельства могут быть простыми или двойными.
Простым складским свидетельством является предъявительская ценная бумага, держатель которой приобретает право распоряжения товаром, владея не этим товаром, а ценной бумагой.
Особенностью двойного складского свидетельства является то, что оно состоит из складского свидетельства и залогового свидетельства (или варранта), которые могут быть отделены друг от друга и обращаться самостоятельно.
Кроме этого перечисленные виды ценных бумаг могут различаться по следующим признакам:
а) по форме выпуска:
— на документарные, то есть владельцы которых устанавливаются на основании предъявления оформленного надлежащим образом сертификата ценной бумаги или, в случае депонирования такового, на основании записи по счету депо;
— бездокументарные, владельцы которых устанавливаются на основании записи в системе ведения реестра владельцев ценных бумаг или в случае депонирования ценных бумаг, на основании записи по счету депо;
б) по форме удостоверения прав собственности:
— на предъявительские — ценные бумаги, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав не требуют идентификации владельца;
— именные — ценные бумаги, информация о владельцах которых должна быть доступна эмитенту в форме реестра владельца ценных бумаг, переход прав на которые и осуществление закрепленных ими прав требуют идентификации владельца;
— ордерные — ценные бумаги, права держателей которых подтверждаются как предъявителем этих бумаг, так и наличием соответствующих надписей;
в) по форме размещения:
— на эмиссионные — любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: размещается выпусками; закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги;
— неэмиссионные — остальные ценные бумаги, не характеризую-щиеся перечисленными выше признаками.
Кроме того, в самом общем виде классификацию основных инструментов рынка ценных бумаг можно представить следующим образом. В зависимости от характера сделок, лежащих в основе выпуска ценных бумаг, а также целей их выпуска, они подразделяются на фондовые (акции, облигации) и коммерческие бумаги (коммерческие векселя, чеки, складские и залоговые свидетельства). Именно в соответствии с этой классификацией ценных бумаг банковские операции с ними подразделяются на фондовые и коммерческие.
Эмиссия, или выпуск на рынок, ценных бумаг предполагает четыре этапа.
1. Принятие решения о размещении ценных бумаг. Эмиссия государственных ценных бумаг находится в компетенции соответствующего государственного или муниципального органа. Государственные заимствования проводятся только в рамках существующего бюджета. Решение об эмиссии ценных бумаг акционерного общества принимается советом директоров и утверждается общим собранием акционеров либо непосредственно общим собранием акционеров.
2. Государственная регистрация выпуска эмиссионных ценных бумаг в соответствующей организации, контролирующей рынок. В России это Федеральная служба по финансовым рынкам.
3. Размещение эмиссионных ценных бумаг.
4. Регистрация отчета об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг.
В России эмиссия ценных бумаг регулируется федеральным законом «О рынке ценных бумаг» № 39-ФЗ от 22 апреля 1996 года. Выпуск государственных ценных бумаг дополнительно определяет закон «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» № 136-ФЗ от 29 июля 1998 года.
Задачи, которые решаются с помощью выпуска ценных бумаг, могут быть следующими. Во-первых, это формирование начального капитала акционерного общества при его создании. Во-вторых, внесение изменений в уставные документы, связанных с увеличением уставного капитала, а также дробление или консолидация ранее выпущенных ценных бумаг. В-третьих, реорганизация или преобразование самой организации. В-четвертых, изменение прав, предоставляемых ранее выпущенными ценными бумагами. И последнее — самое важное – привлечение средств путем увеличения капитала за счет выпуска дополнительных акций или за счет займов на рынке облигаций.
Для обозначения видов выпусков акций в последние годы в российской практике часто используются термины, привнесенные из английского языка. Сегодня способы размещения ценных бумаг принято классифицировать так.
Первичное размещение – начальное размещение акций среди инвесторов.
IPO (initial public offering) – публичное размещение акций нового или дополнительного выпуска неограниченному числу потенциальных инвесторов.
SPO (secondary public offering) – публичное размещение акций, которые принадлежат уже существующим акционерам. Как правило, создателям компании.
Вторичное – размещение дополнительных выпусков.
Follow-on (доразмещение) – размещение акций в дополнение к тем, которые уже обращаются на фондовой бирже или внебиржевом рынке.
Частное размещение (private placement) носит закрытый характер, акции продаются ограниченному и чаще всего заранее определенному числу лиц.
Деятельность на рынке ценных бумаг по их размещению называется андеррайтингом. Профессиональный участник рынка, проводящий выпуск, – это андеррайтер, а тот, кто размещает, — эмитент.
Цинделиани Имеда Анатольевич, заведующий кафедрой финансового права ФБГОУ ВПО «Российская академия правосудия», кандидат юридических наук, доцент.
В статье автор поднимает вопрос о месте финансово-правовых норм, регулирующих эмиссионные отношения в системе финансового права. Автору на основе анализа норм права, основных позиций, сложившихся в настоящее время, представляется, что в системе финансового права, без сомнения, можно говорить о формировании подотрасли, которую можно обозначить как эмиссионное право. В статье также поднимается вопрос о наполнении содержания данной подотрасли.
Ключевые слова: финансовое право, эмиссия, деньги, эмиссионная деятельность государства, эмиссионное право.
Emission law in the system of financial law
I.A. Tsindeliani
Key words: financial law, emission, money, emission activities of the state, emission law.
В современной научной литературе значительное внимание стало уделяться проблемам финансово-правового регулирования эмиссионных отношений <1>. Представляется необходимым обратиться к данной проблематике и определить место финансово-правовых норм, регулирующих эмиссионные отношения в системе финансового права.
<1> Крылов О.М. К вопросу о содержании «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. N 7. С. 6 — 9; Крылов О.М. Организация валютного обращения как функция финансовой деятельности государства // Административное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 78 — 84; Назаров В.Н. Деньги как категория финансового права // Финансовое право. 2009. N 7; Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // Финансовое право. 2009. N 2; Долгополова Е.А. Основные тенденции развития денежного обращения // Административное право и процесс. 2008. N 4; Журавлева И., Крысин С. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2001. N 37. URL: http://www.law-n-life.ru/ arch/n37.aspx; Василец В. Денежное обращение как объект правового регулирования // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2001. N 43. URL: http://www.law-n-life.ru/arch/n43.aspx; Василец В., Журавлева И. Право денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2002. N 46 (3). URL: http://www.law-n-life.ru/ arch/n46.aspx.
По мнению К.С. Бельского <2>, эмиссионное право — это финансово-правовой институт, представленный совокупностью правовых норм, регулирующих общественные отношения в области эмиссионной деятельности Центрального Банка РФ и кредитных учреждений (банков), направленный на организацию в стране наличного и безналичного денежного обращения.
<2> Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5. С. 48 — 55.
Рассматривая эмиссионную деятельность как особый вид финансовой деятельности государства, К.С. Бельский отмечает, что государство в рамках указанной деятельности устанавливает денежную систему, осуществляет эмиссию наличных и безналичных денег, организует денежное обращение как наличное — на бумажных носителях, так и безналичное — посредством электронных платежных документов. При этом обязательным субъектом эмиссионной деятельности государства является Банк России. Сама эмиссионная деятельность государства определяется К.С. Бельским как деятельность Банка России, направленная на постоянную организацию наличного денежного обращения, а также деятельности кредитных организаций, участвующих совместно с Банком России в организации безналичного денежного обращения <3>. Появление в системе финансового права нового раздела, касающегося денежных операций обращения, т.е. эмиссии денег, обосновывает Н.М. Артемов <4>. В данный раздел, по его мнению, должны включаться отношения по выпуску эмиссии денежных знаков, т.е. сам процесс денежных операций. Следует признать, что составной частью финансовой деятельности любого государства является эмиссионная деятельность по выпуску и организации эмиссии денежных знаков. Сам процесс эмиссионной деятельности государства прошел различные исторические этапы развития: от металлических денег до электронных денег. Само явление «деньги» является прямым порождением государства и, соответственно, — неотъемлемой частью всей финансовой системы государства. Образно говоря, является постоянно циркулирующим элементом финансовой системы, обеспечивающей бесперебойное функционирование как публичных, так и частных финансов.
<3> Там же. С. 49.
<4> Обзор материалов «круглого стола» на тему «Финансовая система и финансовое право современной России», проводимого в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации в рамках Международной конференции «Неделя финансового права в Москве» // Государство и право. 2010. N 6. С. 116; Эмиссионное право — авангардная подотрасль Особенной части финансового права: Доклад на Международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века» (II Кутафинские чтения) // Материалы международной научно-практической конференции «Государство и право: вызовы XXI века (II Кутафинские чтения): специальный выпуск кафедры финансового права и бухгалтерского учета МГЮА имени О.Е. Кутафина. М.: Элит, 2010. С. 3.
Рассматривая категорию «эмиссионная деятельность государства», О.М. Крылов приходит к выводу, что эмиссионная деятельность Российской Федерации не ограничивается деньгами и включает также и ценные бумаги.
А сама эмиссионная деятельность осуществляется уполномоченными субъектами, преимущественно Министерством финансов Российской Федерации и Банком России. В целом эмиссионная деятельность государства определяется указанным автором как разновидность его финансовой деятельности по формированию финансовых ресурсов и организации денежного обращения в лице уполномоченных им субъектов посредством выпуска в обращение государственных ценных бумаг и денежных средств <5>. Рассматривая современный финансовый кризис и состояние правового регулирования эмиссионной деятельности государства, Т.А. Гусева и Н.Г. Афонина приходят к выводу о том, что в основе кризиса лежат факторы денежной несбалансированности. Как следствие, наиболее актуальной становится задача разграничения мер финансового воздействия и мер денежно-кредитного и эмиссионного законодательного регулирования с целью разработки комплексной системы эффективного противодействия кризису, учета его эмиссионной природы. Такое разграничение поможет лучше разобраться в сущности и различиях механизмов регулирования экономических процессов с точки зрения тех отраслей права, предметом которых являются совершенно определенные группы экономических и финансовых отношений <6>.
<5> Крылов О.М. К вопросу о содержании категории «эмиссионная деятельность государства» // Финансовое право. 2010. N 7. С. 6 — 9.
<6> Гусева Т.А., Афонина Н.Г. Экономический кризис и финансовое право // Финансовое право. 2009. N 8. С. 9 — 11.
По мнению С.В. Запольского, правовым феноменом последнего десятилетия стало стремительное формирование отдельной подотрасли — эмиссионного права. Эмиссия и регулирование движения денежной массы в конечном счете выполняют роль центральной несущей конструкции для всего финансового механизма и, следовательно, являются основным элементом системы финансового права <7>.
<7> Запольский С.В. О модернизации доктрины российского финансового права // Финансовое право. 2008. N 4.
В литературе высказывается мнение о том, что в системе финансового права можно выделять отдельную подотрасль, именуемую правом денежного обращения, представляющую собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие по поводу процесса движения наличных и безналичных денежных средств <8>. Сама возможность формирования такой подотрасли авторами мотивируется наличием своего предмета и метода правового регулирования, достаточности правовых норм, позволяющих выделить их в отдельное образование, их определенной спецификой и т.д. <9>. Это представляется достаточно упрощенным подходом к вопросу формирования в структуре финансового права подотраслей. К примеру, авторами предмет указанной подотрасли определен как общественные отношения, возникающие по поводу процесса движения денежных средств. Однако процесс движения денежных средств — предмет регулирования не только финансового права, но и административного и гражданского права. Как же отделить нормы указанных отраслей права от регулирования этого процесса? Другой пример правоотношений, порождаемых указанной подотраслью, — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу установления и исполнения процесса (порядка) обращения на территории конкретного государства наличных и безналичных денежных средств как в национальной, так и в иностранной валюте. Однако обращение на территории конкретного государства наличных и безналичных денежных средств в иностранной валюте также соприкасается с институтом валютного регулирования. Как же быть с этим институтом финансового права? В частности, по мнению О.М. Крылова, организация валютного обращения отличается от организации денежного обращения следующим:
<8> Товмасян Р.Э. К вопросу о праве денежного обращения как подотрасли финансового права // Финансовое право. 2009. N 2.
<9> Там же.
- валюта является основой организации валютного обращения, в то время как основой организации денежного обращения является все, что выполняет функцию денег (помимо валюты, это финансовые и товарные деньги, т.н. денежные суррогаты);
- организация валютного обращения является основной функцией финансовой деятельности государства. Организация денежного обращения по отношению к финансовой деятельности государства носит вспомогательный (обеспечительный) характер, поскольку финансовая деятельность государства теоретически может осуществляться (и осуществлялась) не только с валютой, но и с помощью того, что выполняет все или часть функций денег;
- цель организации валютного обращения как функции финансовой деятельности государства состоит в реализации задач социально-экономического развития государства и обеспечении финансовыми ресурсами деятельности государственных органов. В то время как цель организации денежного обращения — координация стратегического направления развития экономики государства в наиболее оптимальном режиме. С указанных позиций организация денежного обращения является государственной функцией, производной от экономической функции государства <10>.
<10> Крылов О.М. Организация валютного обращения как функция финансовой деятельности государства // Административное и муниципальное право. 2010. N 9. С. 78 — 84.
И. Журавлева и С. Крысин, признавая право денежного обращения в качестве подотрасли российского финансового права, обосновывают ее существование следующими аргументами:
- удельный вес общественных отношений, складывающихся в процессе движения денежной массы, достаточно велик. Денежный оборот (движение денежных средств) пронизывает практически все сферы человеческой жизнедеятельности, а следовательно, затрагивает абсолютное большинство общественных отношений;
- широкая распространенность и значимость этих общественных отношений обусловливает необходимость достаточно жесткого их регулирования со стороны государства;
- общественные отношения, возникающие по поводу денежного обращения, обладают определенным своеобразием и родовой обособленностью, в связи с чем формируется специфическая система методов их регулирования <11>. При этом указанные авторы отмечают, что отношения, возникающие в процессе денежного обращения, регулируются преимущественно императивным методом, причем они (отношения) подлежат достаточно подробной регламентации, а нормы, регулирующие движение денежной массы, в большинстве своем не оставляют участникам этих правоотношений свободы выбора и не предполагают автономии воли.
<11> Журавлева И., Крысин С. Расчетные правоотношения в системе финансового права // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2001. N 37. С. 33 — 38.
Указанными авторами в число институтов права денежного обращения включаются нормы, регулирующие порядок осуществления расчетов, т.е. расчетные отношения. Поскольку, по их мнению, под расчетными правоотношениями следует понимать урегулированные правом общественные отношения, возникающие по поводу движения, перемещения денежных средств. А содержанием расчетных правоотношений является перемещение денежных средств, следовательно, это не что иное, как денежное обращение, т.е. движение денежной массы. А денежное обращение имеет публично-правовой характер. В целом, по мнению приведенных авторов, право денежного обращения включает следующие основные институты: институт наличного денежного обращения; институт безналичного денежного обращения; институт валютного обращения. Аналогичной позиции придерживается В. Василец <12>, рассматривая формирование в системе финансового права подотрасли права денежного обращения, выделяя общие принципы, влекущие объединение норм, регламентирующих денежное обращение, а именно:
<12> Василец В., Журавлева И. Право денежного обращения как подотрасль финансового права // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2002. N 46 (3). URL: http://www.law-n-life.ru/ arch/n46.aspx; Василец В. Денежное обращение как объект правового регулирования // Право и жизнь. Независимый научно-популярный журнал. 2001. N 43. URL: http://www.law-n-life.ru/ arch/n43.aspx.
- денежной единицей Российской Федерации является рубль;
- рубль является единственным законным платежным средством, обязательным к приему как средство платежа на всей территории Российской Федерации;
- введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;
- официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается;
- органом, осуществляющим государственное регулирование денежного обращения в Российской Федерации, является Центральный Банк. Сам предмет предлагаемой подотрасли определяется указанным автором как общественные отношения, возникающие по поводу процесса (порядка) движения денежных средств. А метод права денежного обращения совпадает с методом финансового права — это метод властных предписаний, основанный на императивном регулировании общественных отношений.
Несмотря на достаточно широкий диапазон мнений, необходимо определиться по целому ряду положений. Прежде всего, следует отметить, что регулирование денежного обращения лежит не только в финансово-правовой плоскости, и не столь важно, обозначим ли нормы, регулирующие денежное обращение, эмиссионным правом или правом денежного обращения. Тем не менее единого мнения среди ученых о том, как обозначить в системе финансового права совокупность норм, регулирующих эмиссионные отношения, не имеется. Д.В. Винницкий отождествляет правовое регулирование основ денежного обращения и эмиссионного права <13>, в свою очередь Н.М. Артемов, И.И. Кучеров и др. отмечают формирование права денежного обращения <14>, В.Н. Назаров указывает на существование денежного права <15>. При этом дискуссионным является и проблема отнесения эмиссионного права к общей или особенной части системы финансового права. По мнению Л.Л. Арзумановой, эмиссионное право должно рассматриваться как подотрасль особенной части финансового права <16>, в свою очередь Е.Р. Денисов предлагает рассматривать денежное обращение как институт общей части финансового права <17>.
<13> Винницкий Д.В. Основные проблемы теории российского налогового права: Дис. … д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2003. С. 337.
<14> Артемов Н.М., Арзуманова Л.Л., Ситник А.А. Денежное право (финансово-правовое регулирование обращения национальной и иностранной валюты на территории Российской Федерации): Коллективная монография. М.: ООО «Изд-во «Элит», 2011. С. 79 — 110; Кучеров И.И. Право денежного обращения: понятие, предмет и метод // Финансовое право. 2013. N 3. С. 3 — 7.
<15> Назаров В.Н. О понятии и предмете денежного права // Налоги и финансовое право. 2013. N 1. С. 300 — 305.
<16> Арзуманова Л.Л. О понятии эмиссионного права в системе финансового права России // Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Юридическая наука как основа правового обеспечения инновационного развития России» (Кутафинские чтения): Доклады по кафедре финансового права. М., 2012. С. 45 — 49.
<17> Финансовое право: Учебник / Кол. авт.; отв. ред. Е.М. Ашмарина, С.О. Шохин. М.: Элит, 2009. С. 581.
Нам представляется, что в системе финансового права, без сомнения, можно говорить о формировании подотрасли, которую можно обозначить как эмиссионное право. Главное, чем мы наполняем содержание данной подотрасли, какие нормы определяют его содержание. Регулирование денежного обращения находится в рамках межотраслевого регулирования, целого ряда отраслей, а именно: конституционного права, административного права, гражданского права, финансового права; целая группа норм охранительного характера, направленных на обеспечение защиты денежной системы государства, закреплена в уголовном праве. Соответственно, говорить только о чисто финансово-правовой материи в сфере денежного обращения не приходится. Несомненно, что сфера денежного обращения и совокупность норм, определяющих его правовой режим, уже не ограничивается правовым институтом, а давно уже объединяет крупные институты финансового права. Нормы, определяющие правовой режим денежного обращения, соприкасаются с иными институтами и подотраслями финансового права, в частности с институтом публичного банковского права <18>, с институтом валютного регулирования; несомненно, что такие подотрасли финансового права как бюджетное и налоговое право находятся в непосредственном взаимодействии. Без этого взаимодействия реализация норм многих институтов финансового права становится невозможной. По нашему мнению, нормы, регулирующие эмиссионные отношения, следует отнести к общей части финансового права.
<18> В частности, профессор К.С. Бельский, рассматривая эмиссионное право как институт финансового права, указывает на то, что оно входит в состав финансового права через публичное банковское право. См.: Бельский К.С. Эмиссионное право как институт финансового права // Государство и право. 2006. N 5. С. 53.
Литература
Размещение эмиссионных ценных бумаг
Размещение в обращение наиболее важных видов ценных бумаг, прежде всего таких, как акции и облигации, осуществляется путем их эмиссии.
Эмиссия — это установленная законом совокупность процедур, обеспечивающих размещение ценных бумаг между инвесторами.
Цели эмиссии
Эмиссия имеет своей целью привлечение эмитентом дополнительных финансовых средств на заемных условиях (в случае выпуска облигаций) или путем увеличения уставного капитала (в случае выпуска акций), но делается это по правилам и под контролем со стороны государства в лице его органов, регулирующих рынок ценных бумаг.
Эмиссия может иметь своей причиной учреждение акционерного общества, изменение номинала ранее выпущенных ценных бумаг, выпуск ценных бумаг с новыми свойствами (правами).
Организация эмиссии
Эмиссия обычно осуществляется путем привлечения профессиональных участников фондового рынка, которые называются андеррайтерами. Андеррайтер — это профессиональный участник фондового рынка, который по договору с эмитентом берет на себя определенные обязательства по выпуску и размещению его ценных бумаг за соответствующее вознаграждение.
Андеррайтер обслуживает все этапы эмиссии: ее обоснование, выбор параметров, подготовка необходимой документации, регистрация в государственных органах, размещение среди инвесторов (в том числе путем привлечения себе в помощь субандеррайтеров) и т. д.
Андеррайтер может взять на себя один из трех возможных видов обязательств по размещению эмиссии:
- выкуп у эмитента всей эмиссии по фиксированной цене и ее размещение по рыночной цене. Весь риск возможного недоразмещения эмиссии ложится на посредника — андеррайтера;
- андеррайтер берет обязательство выкупить только недоразмещенную часть (фиксированную или фактическую) эмиссии, т. е. его риск ограничен только этой частью;
- андеррайтер выполняет все функции посредника, обязуется помогать в размещении эмиссии, но не несет ответственности за ее недоразмещение. Весь риск недоразмещения ложится непосредственно на эмитента.
Виды эмиссии
Процессы эмиссии могут быть охарактеризованы с разных сторон.
С точки зрения очередности эмиссию принято делить на первичную и вторичную.
Первичная эмиссия имеет место либо когда коммерческая организация впервые выпускает свои ценные бумаги, либо когда выпуск какой-то ценной бумаги этой организацией происходит впервые. Например, компания решила впервые выпустить свои облигации, или образующееся акционерное общество выпускает свои первые акции. Сюда же относится и ситуация, когда компания, ранее выпускавшая только обыкновенные акции или облигации, приняла решение впервые выпустить в обращение, например, свои конвертируемые облигации или привилегированные акции.
Последующая эмиссия — это повторное размещение тех или иных ценных бумаг данной коммерческой организации.
По способу размещения эмиссия может осуществляться путем распределения, подписки и конвертации.
Распределение ценных бумаг — это их размещение среди заранее известного круга лиц без заключения договора купли-продажи. Эмиссия путем распределения возможна только для акций, но не для облигаций. Распределение акций имеет место либо при учреждении акционерного общества, либо при их размещении среди его акционеров (бонусная эмиссия).
Подписка — это размещение ценных бумаг путем заключения договора купли-продажи (т. е. на возмездной основе). Подписка может осуществляться в двух формах: путем закрытой или открытой подписки.
- Закрытая подписка — это размещение ценной бумаги среди заранее известного, ограниченного круга инвесторов.
- Открытая подписка — это размещение ценной бумаги среди потенциально неограниченного круга инвесторов на основе широкой публичной огласки.
Конвертация — это размещение одного вида ценной бумаги путем ее обмена на другой на заранее установленных условиях.
В целом размещение акций может осуществляться путем распределения их среди учредителей акционерного общества, дополнительных акций среди акционеров, подписки и конвертации (обмена) других видов ценных бумаг общества на акции.
Размещение облигаций производится только путем подписки или конвертации.
В процессе эмиссии могут выпускаться как именные, так и предъявительские ценные бумаги; как в документарной, так и в бездокументарной формах.
Размещение ценной бумаги, понимаемое как совокупность всевозможных отношений между эмитентом ценной бумаги и остальными участниками рынка ценных бумаг, есть ее первичный рынок.
Законодательное регулирование эмиссии
Основными нормативными документами, регулирующими процедуру эмиссии, являются:
- федеральный закон РФ «Об акционерных обществах» (1995 г.) с последующими изменениями и дополнениями;
- федеральный закон РФ «О рынке ценных бумаг»
(1996 г.) с последующими изменениями и дополнениями; - федеральный закон РФ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (1999 г.);
- инструкция ЦБ РФ № 8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации» (1996 г.);
- стандарты эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссий (2003 г.).
Порядок эмиссии
Процедура эмиссии включает следующие обязательные этапы:
- принятие решения о выпуске ценной бумаги;
- государственную регистрацию выпуска;
- изготовление сертификатов ценной бумаги, если она выпускается в документарной форме;
- размещение ценной бумаги;
- регистрация отчета об итогах выпуска ценной бумаги;
- внесение необходимых изменений в устав акционерного общества (в случае эмиссии акций).
Если размещение ценной бумаги производится в открытой подписке или при закрытой, но среди более чем 500 инвесторов, процедура эмиссии дополнительно включает:
- регистрацию проспекта ценной бумаги;
- раскрытие информации, содержащейся в проспекте ценных бумаг;
- раскрытие информации, содержащейся в отчете об итогах выпуска.
Принятие решения об эмиссии
Решение о выпуске акций принимается общим собранием акционеров, а о выпуске облигаций — советом директоров, или исполнительным органом коммерческой организации.
Данное решение оформляется специальным документом, в котором должна найти отражение следующая информация:
- вид эмитируемой ценной бумаги (категория и тип акций, серия и подсерии (транши) для облигаций);
- форма выпуска ценной бумаги (документарная и бездокументарная);
- форма хранения (индивидуальное и централизованное);
- номинальная стоимость акции или облигации;
- права владельца вновь выпускаемой ценной бумаги;
- количество выпускаемых ценных бумаг;
- порядок размещения (способ размещения и его сроки, цена или порядок ее установления, порядок оплаты и др.).
Предоставление привилегий каким-либо инвесторам не допускается, кроме акционеров данного акционерного общества, владеющих и голосующих акциями и ценными бумагами, конвертируемыми в голосующие акции. Для них цена размещения может быть установлена ниже на 10% по сравнению с рыночной ценой размещения, установленной для других инвесторов.
Эмитент вправе включить в решение о выпуске своей ценной бумаги ограничения, касающиеся количества акций или их номинальной стоимости, которые могут потенциально находиться в собственности одного акционера, и на приобретение его ценных бумаг нерезидентами, инвесторами, которые не зарегистрированы в России.
Если имеет место закрытая подписка, то в решении о выпуске указывается круг инвесторов, среди которых эмитент будет размещать свои ценные бумаги.
Если имеет место распределение акций среди акционеров, то указывается источник, за счет которого происходит увеличение уставного капитала (обычно это часть чистой прибыли).
Подготовка проспекта ценных бумаг
Проспект ценной бумаги — это документ установленной законом формы, содержащей сведения об эмитенте, о его финансовом состоянии и о предстоящем выпуске ценной бумаги. Разработка данного документа является обязательным условием регистрации эмиссии в случае открытой подписки, а также во всех остальных случаях, т. е. при распределении акций среди учредителей и акционеров, при конвертации и закрытой подписке, если число потенциальных приобретателей превышает 500. Проспект эмиссии включает 5 разделов:
- А — данные об эмитенте;
- Б — данные о финансовом положении эмитента;
- В — сведения о предыдущих выпусках ценных бумаг;
- Г — сведения о размещаемых ценных бумагах;
- Д — дополнительная информация.
Раздел А. Содержатся сведения об учредителях эмитента, структуре и органах управления, о специализации или основной выпускаемой продукции, о наличии филиалов или дочерних организаций, об аффилированных лицах эмитента (т. е. его руководителях, которые одновременно входят в состав руководящих органов других юридических лиц). В этом разделе указываются крупные акционеры, владеющие пятью и более процентами голосующих акций, а также перечисляются юридические лица, в которых эмитент признается крупным акционером, т. е. владеет пятью и более процентами голосующих акций.
Раздел Б. Характеризует финансовое состояние эмитента на основе раскрытия его бухгалтерских балансов за последние три года или за меньший отчетный период, если эмитент существует менее 3 лет. Приводятся показатели, характеризующие формирование уставного капитала и резервного фонда, прибыли и направлений ее использования, кредиторской задолженности эмитента, в том числе по платежам в бюджет. Указывается доля государства (муниципального образования) в уставном капитале эмитента, наличие «золотой акции», если таковые имеются. Данный раздел может отсутствовать в проспекте эмиссии, если акционерное общество только создается вновь, но для случая его реорганизации данный раздел проспекта эмиссии обязателен.
Раздел В. Содержатся сведения о предшествующих выпусках акций и облигаций в детальной расшифровке. Они соответствуют той информации, которая отражается в решении об их выпуске, а также указывается дата начала и окончания размещения, орган, который проводил регистрацию выпуска, состояние их выпусков. Приводится и информация о том, где осуществляется торговля ценными бумагами данного эмитента, их капитализация, торговые обороты и др.
Раздел Г. Даются подробные сведения о вновь эмитируемой ценной бумаге. В нем повторяется информация, содержащаяся в решении о выпуске, указываются вводимые ограничения на эмиссию акций, а также говорится о доле акций, при недоразмещении которой выпуск акций признается несостоявшимся. Описывается порядок хранения и учета прав по эмитируемой ценной бумаге, порядок принятия эмитентом решения о заключении крупной сделки и сделки, в которой имеется заинтересованность.
Если к эмиссии причастен андеррайтер, то даются сведения о нем и о существенных условиях договора между ним и эмитентом.
В данном разделе показывается использование средств от размещения ценных бумаг и порядок налогообложения доходов по ним.
Раздел Д. Содержится дополнительная информация, которую эмитент желает довести до сведения участников рынка, например, указывается на возможные ограничения в обращении, какие-то особенности условий выпуска, основные пункты продажи размещаемых ценных бумаг и т. п.
Государственная регистрация
Любые эмиссионные ценные бумаги, т. е. любые эмиссии акций или облигаций подлежат обязательной государственной регистрации.
Процедура государственной регистрации включает утверждение:
- решения о выпуске ценной бумаги;
- проспекта ценных бумаг в том случае, если выпуск ценных бумаг требует его составления;
- бланков ценных бумаг (если выпуск осуществляется в документарной форме).
Законом установлен срок, в течение которого эмитент должен представить ценные бумаги для регистрации. Данный срок составляет один месяц в случаях:
- государственной регистрации эмитента как юридического лица, когда происходит распределение акций среди учредителей; в течение месяца после собственной регистрации эмитент должен зарегистрировать и эмиссию своих акций;
- при выпуске конвертируемых акций или облигаций открытым акционерным обществом.
В остальных случаях документы на государственную регистрацию должны быть представлены в течение трех месяцев с даты утверждения решения об их выпуске.
Законом устанавливается перечень документов, необходимых для регистрации, а также основания для отказа в регистрации. Регистрирующий орган проводит регистрацию или принимает мотивированное решение об отказе в государственной регистрации не позднее 30 дней с даты представления эмитентом документов для регистрации.
Основанием для отказа в регистрации может быть нарушение эмитентом требований законодательства о выпуске и обращении ценных бумаг, непредоставление необходимых для регистрации документов, предоставление ложной информации о себе, неуплата необходимых налогов, связанных с процедурой эмиссии.
Результатом регистрации выпуска ценной бумаги является решение регистрирующего органа, в котором за данной эмиссией закрепляется присвоенный ей государственный регистрационный номер, упоминание этого номера является обязательным при всех рыночных операциях с этой ценной бумагой.
Регистрирующий орган государства несет ответственность только за полноту сведений, содержащихся в решении о выпуске и проспекте эмиссии, но не за их достоверность, ответственность за которую несет эмитент.
До государственной регистрации не разрешается совершение каких-либо действий по размещению ценных бумаг, включая их рекламу или любые сделки.
После получения номера государственной регистрации эмитент в случае документарного выпуска должен подготовить к реализации сами ценные бумаги. Бланки ценных бумаг изготавливаются типографиями на основе лицензий, выдаваемых Министерством финансов, и должны иметь необходимое число ступеней защиты от возможной подделки. Обычно изготавливаются бланки не самих, например, акций, а бланки сертификатов, представляющих собой свидетельство на владение сразу определенным числом этих акций. Указанные бланки заполняются эмитентом (или посредником) по мере распространения акций на рынке.
Раскрытие информации
В случае наличия проспекта эмиссии информация, содержащаяся в нем, должна стать доступной для всех участников рынка и потенциальных инвесторов до начала реализации эмиссии. Эмитент обязан после государственной регистрации опубликовать информацию о регистрации выпуска в средствах массовой информации тиражом не менее 50 тысяч экземпляров или в «Вестнике Федеральной службы по финансовым рынкам». ФСФР является главным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России.
Публикация должна включать следующую информацию:
- наименование эмитента;
- вид и форма размещаемых ценных бумаг;
- количество ценных бумаг, подлежащих размещению;
- сроки и условия размещения;
- дата и номер государственной регистрации выпуска ценных бумаг;
- место (места) и порядок ознакомления с проспектом эмиссии.
Раскрытие информации эмитентом не ограничивается процедурой эмиссии. Впоследствии он обязан продолжать раскрывать информацию о своих ценных бумагах и своей финансово-хозяйственной деятельности в двух формах:
- не позднее 45 календарных дней после окончания каждого квартала представлять в регистрирующий орган государства ежеквартальный отчет о своей деятельности;
- не позднее 5 дней после возникновения публиковать сообщение о существенных фактах, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность эмитента и потому влияющих на рынок его ценных бумаг. К существенным фактам деятельности эмитента относятся сведения:
- об изменениях в списке лиц, входящих в органы управления эмитента;
- об изменениях в размере участия лиц, входящих в органы управления эмитента, в уставном капитале эмитента, а также его дочерних и зависимых обществ и об участии этих лиц в капитале других юридических лиц, если они владеют более чем 20% указанного капитала;
- об изменениях в списке владельцев (акционеров) эмитента, владеющих 20% и более уставного капитала эмитента;
- об изменении в списке юридических лиц, в которых данный эмитент владеет 20% и более уставного капитала;
- о реорганизации эмитента, его дочерних и зависимых обществ;
- о начислении (выплате) доходов по ценным бумагам эмитента;
- о погашении ценных бумаг эмитента;
- о выпусках ценных бумаг, приостановленных или признанных несостоявшимися;
- о появлении в реестре эмитента лица, владеющего более чем 25% его эмиссионных ценных бумаг любого отдельного вида.
Ежеквартальный отчет эмитента должен содержать данные о финансово-хозяйственной деятельности эмитента, его бухгалтерский баланс, счета прибылей и убытков на конец отчетного квартала, причины, повлекшие увеличение чистой прибыли или убытков эмитента более чем на 20% в течение отчетного квартала по сравнению с предыдущим кварталом, сведения о формировании и использовании резервного и других специальных фондов эмитента и др.
Размещение ценных бумаг — это отчуждение ценных бумаг на основании заключения гражданско-правовых сделок между эмитентом и первым приобретателем ценных бумаг. Размещение эмиссионных ценных бумаг может начинаться только после прохождения ими государственной регистрации в установленном законом порядке, но не ранее чем через две недели после раскрытия информации о государственной регистрации выпуска и обеспечения всем потенциальным приобретателям возможности доступа к информации об эмиссии, включая ее проспект.
Срок размещения ценных бумаг путем подписки или конвертации в другой вид ценной бумаги устанавливается в зарегистрированном решении, но он не может превышать одного года со дня утверждения решения о выпуске ценных бумаг.
Размещение в случае распределения акций среди акционеров, конвертации их в акции с большей (меньшей) номинальной стоимостью (т. е. при консолидации или дроблении), в акции с иными правами, завершается в установленные сроки, но не превышающие установленные законодательством РФ.
Допускается размещение меньшего количества ценных бумаг, о чем было указано в решении и проспекте эмиссии, но большее их число разместить нельзя.
В ходе размещения эмиссии цена размещения может меняться, но не может иметь место преимущество в приобретении ценных бумаг одними инвесторами перед другими. Данное ограничение не применяется при эмиссии государственных ценных бумаг, при предоставлении акционерам преимущественного права выкупа новой эмиссии ценных бумаг в количестве, пропорциональном числу принадлежащих им акций в момент принятия решения об эмиссии и при введении эмитентом ограничений на приобретение ценных бумаг нерезидентами.
Размещение акции и облигации осуществляется по рыночной цене, которая, в случае акций, не может быть ниже их номинальной стоимости.
Размещение осуществляется либо собственными силами, либо с помощью посредника — андеррайтера (синдиката андеррайтеров).
Регистрирующий орган может приостановить эмиссию ценных бумаг при выявлении нарушений установленного порядка. Для возобновления размещения требуется специальное разрешение ФКЦБ.
Основной способ размещений ценных бумаг — это их купля-продажа с оформлением соответствующего договора.
Отчет об итогах выпуска
Составляется после завершения размещения ценной бумаги и представляется в органы государственной регистрации.
Окончанием размещения считается:
- наступление срока окончания размещения, установленного в документах на эмиссию;
- истечение одного года с даты утверждения решения о выпуске ценных бумаг;
- дата последней сделки с размещаемыми ценными бумагами, после которой уже более нет свободных к размещению ценных бумаг.
Эмитент должен представить отчет об итогах выпуска в регистрирующий эмиссию орган не позднее 30 дней после завершения размещения. В случае распределения акций при учреждении акционерного общества регистрация отчета об итогах выпуска акций по времени совпадает с государственной регистрацией выпуска этих акций.
Отчет об итогах выпуска включает сведения о:
- начале и окончании размещения ценной бумаги;
- номинальной стоимости ценной бумаги данного выпуска;
- фактическом количестве размещенных ценных бумаг;
- цене или ценах размещения с указанием количества ценных бумаг, размещаемых по каждой из цен размещения;
- общем объеме поступлений за размещенные ценные бумаги по видам поступивших средств;
- доле ценных бумаг, при недоразмещении которой их выпуск признается несостоявшимся;
- доле размещенных и доле недоразмещенных ценных бумаг выпуска (в процентах от общего количества ценных бумаг выпуска);
- сумме эмиссионного дохода;
- крупных сделках и сделках, о которых следует заявить по закону;
- акционерах, владеющих не менее чем 2% голосующих акций общества, а также о руководителях акционерного общества и принадлежащих им акциях.
При оплате ценных бумаг в неденежной форме одновременно с отчетом об итогах выпуска предоставляется заключение независимого оценщика об оценке имущества, внесенного в их оплату.
Срок регистрации отчета регистрирующим органом составляет до двух недель с даты представления отчета эмитентом.
Эмиссия может быть признана несостоявшейся, если эмитенту отказано в регистрации, в случае недоразмещения предусмотренной обязательной доли размещения акций по закону или по условиям эмиссии.
В случае признания эмиссии несостоявшейся государственная регистрация выпуска аннулируется, а эмитент должен возвратить полученные средства инвесторам, а последние — вернуть ему ценные бумаги данного выпуска. Затраты, связанные с выпуском ценных бумаг, признанным несостоявшимся, относятся за счет эмитента и являются его убытком.
Раскрытие информации, содержащейся в итогах выпуска
Отчет об итогах выпуска должен быть представлен общему собранию акционеров или другому органу управления коммерческой организации, на котором он должен быть утвержден.
Информация о завершении эмиссии обычно публикуется или доводится другим способом до участников фондового рынка.
Внесение изменений в устав
В случае выпуска акций в устав акционерного общества должны быть внесены соответствующие изменения, связанные с:
- увеличением уставного капитала на совокупную номинальную стоимость фактически размещенных дополнительных акций;
- увеличением числа размещенных акций соответствующих категорий (типов);
- уменьшением числа объявленных акций соответствующих категорий (типов).
Указанные изменения вносятся в устав акционерного общества на основе решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций и зарегистрированного отчета об итогах выпуска указанных акций.
Добавить комментарий