719 постановление правительства РФ по 44 ФЗ

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июля 2015 г. № 719

О ПОДТВЕРЖДЕНИИ
ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В соответствии с Федеральным законом «О промышленной политике в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что критериями подтверждения производства промышленной продукции на территории Российской Федерации являются:

а) наличие специального инвестиционного контракта, заключенного инвестором и Российской Федерацией или Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации и (или) муниципальным образованием в целях создания, и (или) модернизации, и (или) освоения производства промышленной продукции и содержащего обязательство инвестора и (или) привлеченного инвестором лица по поэтапному выполнению (со дня начала производства промышленной продукции инвестором и (или) привлеченным инвестором лицом, но не позднее чем по истечении 3 лет с указанной даты) требований к промышленной продукции, предъявляемых в целях ее отнесения к продукции, произведенной на территории Российской Федерации, согласно приложению, предусмотренных для промышленной продукции соответствующего вида (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), — обязательство в период действия специального инвестиционного контракта о выполнении (освоении) таких операций (условий), позволяющих определить указанное совокупное количество баллов), а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении — согласно приложению 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее соответственно — Соглашение, специальный инвестиционный контракт) (за исключением случаев определения актом Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 111.3 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» стороны — инвестора специального инвестиционного контракта или привлеченного такой стороной-инвестором иного лица, осуществляющих создание или модернизацию и (или) освоение производства товара на территории Российской Федерации в соответствии со специальным инвестиционным контрактом, единственным поставщиком указанного товара);

б) наличие акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к настоящему постановлению (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), — акт экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, содержащий информацию о совокупном количестве баллов за фактическое выполнение на территории Российской Федерации таких операций (условий);

в) наличие сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к настоящему постановлению.

1(1). Подтверждением наличия специального инвестиционного контракта является представление справки (в свободной форме), заверенной руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной специального инвестиционного контракта, с указанием следующих сведений:

а) реквизиты специального инвестиционного контракта;

б) реквизиты заключения о выполнении (полном, частичном) или невыполнении инвестором обязательств, принятых в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 настоящего постановления в рамках специального инвестиционного контракта, и достижении (полном, частичном) или недостижении предусмотренных специальным инвестиционным контрактом соответствующих показателей за отчетный период, выдаваемого Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в установленном порядке (не требуется, если на дату вступления в силу специального инвестиционного контракта при производстве промышленной продукции в рамках специального инвестиционного контракта выполняется хотя бы одно из указанных в специальном инвестиционном контракте требований, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, а в случае отсутствия такой продукции в указанном приложении — согласно приложению 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения).

1(2). Подтверждением соответствия товаров (продукции) требованиям, предусмотренным приложением к настоящему постановлению, является акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

1(3). Подтверждением страны происхождения товаров (продукции) является сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющимся неотъемлемой частью Соглашения.

1(4). Утвердить прилагаемые Правила выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации.

2. Министерству промышленности и торговли Российской Федерации обеспечить принятие нормативных правовых актов, направленных на реализацию настоящего постановления.

2(1). Установить, что документы о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до 1 февраля 2018 г., действительны до окончания установленного срока их действия, за исключением документов о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации до 1 февраля 2018 г. в отношении продукции, включенной в раздел I приложения к настоящему постановлению, действительных до окончания установленного срока их действия, но не позднее 31 июля 2018 г.

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2015 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.МЕДВЕДЕВ

Приложение
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. № 719

ТРЕБОВАНИЯ
К ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ В ЦЕЛЯХ
ЕЕ ОТНЕСЕНИЯ К ПРОДУКЦИИ, ПРОИЗВЕДЕННОЙ
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Требования … см. в формате MsWord)

См. в формате MsWord

Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 17 июля 2015 г. № 719

ПРАВИЛА
ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ О ПОДТВЕРЖДЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫШЛЕННОЙ
ПРОДУКЦИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок выдачи Министерством промышленности и торговли Российской Федерации заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее — заключение).

2. Заключение выдается на основании заявления о выдаче заключения (далее — заявление), представляемого в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации субъектом деятельности в сфере промышленности (далее — заявитель).

Выдача заключения осуществляется на безвозмездной основе.

3. В заявлении указываются:

а) наименование заявителя — юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — индивидуального предпринимателя;

б) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридического лица, основной государственный номер индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) адрес местонахождения — для юридического лица, адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства — для индивидуального предпринимателя, а также адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции;

г) наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), а также коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза;

д) сведения о наличии документов, указанных в пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации», в отношении продукции, указанной в подпункте «г» настоящего пункта;

е) номер одобрения типа транспортного средства (одобрения типа шасси) либо наименование, номер и дата утверждения одного из следующих документов заявителя, содержащих требования (совокупность всех показателей, норм, правил и положений) к производимой промышленной продукции:
технические условия;
стандарт организации;
технологический регламент;

ж) совокупное количество баллов за выполнение на территории Российской Федерации операций (условий) (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий).

4. Заявление подписывается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иным уполномоченным представителем заявителя.

5. К заявлению прилагаются заверенные руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо иным уполномоченным представителем заявителя:

а) копии учредительных документов — для юридического лица;

б) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;

в) копии документов, указанных в подпункте «д» пункта 3 настоящих Правил;

г) справка (в свободной форме), содержащая информацию о параметрах промышленной продукции, касающихся функционального назначения или перечня выполняемых функций, области применения, качественных характеристик (например, параметры надежности, эргономичности, энергетической эффективности, технологичности, безопасности, экологические, производственные, эксплуатационные параметры, метрологические характеристики и иные параметры промышленной продукции);

д) копия документа, указанного в подпункте «е» пункта 3 настоящих Правил;

е) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений по адресу, указанному в подпункте «в» пункта 3 настоящих Правил, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции, в течение срока действия заключения.

6. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, осуществляет проверку полноты и достоверности изложенных в них сведений, их соответствие положениям, предусмотренным пунктом 3 и подпунктами «а» — «в» пункта 5 настоящих Правил.

7. По результатам проверки документов, указанной в пункте 6 настоящих Правил, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в течение 5 рабочих дней:
выдает заключение;
отказывает в выдаче заключения с указанием причин такого отказа в случае, если заявление представлено с нарушением требований, предусмотренных пунктами 3 — 5 настоящих Правил.

8. Заключение действительно в течение 1 года со дня его выдачи.
Заключение подписывается уполномоченным лицом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

9. Заключение содержит:
а) подтверждение производства промышленной продукции на территории Российской Федерации;
б) наименование заявителя — юридического лица, фамилию, имя, отчество (при наличии) заявителя — индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридического лица, основной государственный номер индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
г) адрес местонахождения — для юридического лица, адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства — для индивидуального предпринимателя, а также адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции;
д) наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также наименование и реквизиты документа, указанного в подпункте «е» пункта 3 настоящих Правил;
е) срок действия заключения.

9(1). В случае если заключение выдается в отношении продукции, для которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), в заключении указывается информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий).

10. Министерством промышленности и торговли Российской Федерации формируется и ведется реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации. В реестр включаются следующие сведения:
а) дата подписания заключения и срок его действия;
б) наименование заявителя — юридического лица, фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя — индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер — для юридического лица, основной государственный номер индивидуального предпринимателя — для индивидуального предпринимателя;
г) адрес местонахождения — для юридического лица, адрес регистрации по месту пребывания либо по месту жительства — для индивидуального предпринимателя, а также адрес местонахождения производственных помещений, в которых осуществляется деятельность по производству промышленной продукции;
д) наименование производимой промышленной продукции и ее коды в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), коды Единой товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (для продукции, в отношении которой установлены требования о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации соответствующих операций (условий), — информация о совокупном количестве баллов за выполнение (освоение) на территории Российской Федерации таких операций (условий), а также наименование и реквизиты документа, указанного в подпункте «е» пункта 3 настоящих Правил.

11. Формирование и ведение реестра промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, осуществляются с использованием государственной информационной системы промышленности в порядке, утвержденном Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

12. По истечении срока действия заключения в реестр промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, указанный в пункте 10 настоящих Правил, вносится соответствующая информация.

Для понимания необходимости требовать от участника наличия документов в составе второй части заявки (подтверждающих его соответствие Постановлению № 1457), обратимся к подп. 6 п. 5 ст. 66 Закона № 44-ФЗ. Дословно он гласит: Несложно сделать вывод, что в нашем случае в составе второй части заявки участник электронного аукциона должен представить некий документ, подтверждающий его соответствие положениям Постановления № 1457.

Возникает логичный вопрос: какой документ требовать от участника? К сожалению, ответа на этот вопрос не дает ни Закон № 44-ФЗ, ни Постановление № 1457. Отсутствие конкретного перечня документов, в соответствии с которым можно было бы установить, что организация не попадает под Постановление № 1457, позволяет участнику электронного аукциона самостоятельно определить наименование требуемого документа.

ЖУРНАЛ «ГОСЗАКУПКИ.РУ» Практические разъяснения от ведущих экспертов отрасли.

Документ может называться, к примеру, декларация, информационное письмо или иметь любое другое подобное название.

Согласно решению ФАС России по жалобе № CA/FAS/02.02.2016/027 требование о наличии в составе второй части заявки участника документа, подтверждающего соответствие участника закупки Постановлению № 1457, равно как и требование к названию документа, не противоречит требованиям Закона о контактной системе. Таким документом может являться информационное письмо, декларация, либо аналогичный документ, составленный в произвольной форме.

Внимание
Постановление № 1457 следует применять только при проведении закупок работ или услуг. Закупка товаров, в данном случае, не подлежит запретам.

Постановление № 1457 не предлагает конкретного перечня закупок, проводимых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Постановление Правительства РФ № 1457 применяется ко всем закупкам работ и услуг, проводимых в рамках Закона № 44-ФЗ.

Получите квалифицированную экспертную помощь в

о запретах в рамках нацрежима

об ограничениях в рамках нацрежима

в актуальной редакции

Как изменили запреты в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации опубликовали правительственное постановление по нацрежиму по 44 ФЗ №616, которое утвердило новые правила работы с запретами. Запретят приобретать иностранную продукцию в закупках для обороны и безопасности страны, а в остальных случаях придется использовать механизм «третий лишний» и ценовые преференции.

В п. 12 постановления указано, что закупки ТРУ для нужд обороны страны и безопасности государства — это тендеры в рамках исполнения мероприятий госпрограмм, в т. ч. вооружения, иных мероприятий в рамках гособоронзаказа и определенных заказчиков на основе перечней ТРУ, которые утверждены федеральными органами исполнительной власти.

Эти меры призваны упростить закупочный процесс, сгруппировать акты правительства, которые устанавливают запреты и ограничения в рамках национального режима, в одно постановление. Его сформировали на базе постановления правительства №239 от 07.03.2019 о запретах на допуск отдельных видов иностранной продукции станкоинструментальной промышленности.

Перечень, который утвержден документом, расширили товарами по постановлению правительства №9 от 14.01.2017 и добавили некоторые виды продукции из ПП №656 от 14.07.2014. Получилось постановление №616 о запрете закупать иностранные промышленные ТРУ в рамках госзакупок для обороны и безопасности государства. Запрет распространяется только на ТРУ, которые есть в перечне к этому проекту.

К участникам закупок (в т. ч. единственным поставщикам) промышленных товаров, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17 раздела I приложения к проекту постановления, предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 15, 18, 19 раздела I приложения к проекту постановления, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС. ВАЖНО! В 2020 году национальный режим в отношении закупок товаров, работ, услуг не распространяется на продукцию из стран ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не приравнивается к иностранной в рамках национального режима.

В п. 4 постановления указано, что запрет не применяется, если:

  • есть разрешение на закупку иностранного продукта, которое выдается с помощью государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в порядке, установленном Минпромторгом;
  • обеспечивается взаимодействие товаров с теми, которые использует заказчик ввиду их несовместимости с имеющими другие товарные знаки;
  • закупают запасные части и расходные материалы к машинам и оборудованию, которое использует заказчик, по техдокументации на них;
  • закупают одну единицу товара, цена которого не больше 50 000 рублей, а совокупность таких товаров суммарно по стоимости меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки продукции, указанной в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу продукции из указанных в приложении, стоимость которой не больше 10 000 рублей, и суммарно стоимость меньше 1 млн рублей. Исключение — закупки ТРУ, которые указаны в позициях 1-24 раздела I в приложении;
  • закупают одну единицу, цена которых не больше 5000 рублей и суммарная стоимость меньше 50 000 рублей;
  • закупки проводит ФСБ, ФСО, СВР, МВД, Росгвардия, Управление делами Президента и Главное управление спецпрограмм Президента. Исключение — закупки ТРУ, которые указаны в позициях 1-24 раздела I, 129-131 раздела IX и в разделе V, если закупают одну единицу продукции, стоимость которой равна или меньше 2 млн рублей;
  • поставляют вооружение, военную и спецтехнику, которая принята на вооружение, снабжение, в эксплуатацию, или поставляют образцы вооружения, военной и спецтехники, которые разработаны по конструкторской документации с литерой не ниже «О»;
  • закупают продукцию, которая указана в приложении к проекту постановления, в рамках реализации программы приграничного сотрудничества: «Карелия», «Коларктик», «Россия — Юго-Восточная Финляндия», «Россия — Латвия», «Россия — Литва», «Россия — Польша», «Россия — Эстония», «Интеррег. Регион Балтийского моря». Чтобы подтвердить, что закупка проходит в рамках этих программ, получите заключение Минпромторга.

В п. 5 постановления указано, что подтверждают производство продукции на территории России (страны происхождения) сведения из реестра отечественной промышленной продукции. А производство промышленной продукции на территории ЕАЭС — сведения из реестра промышленной продукции, произведенной на территории государства — члена ЕАЭС.

Основание для включения в реестр — заключение Минпромторга о подтверждении производства промышленной продукции на территории России по постановлению правительства №719 от 17.07.2015.

Для соблюдения национального режима участники, чтобы подтвердить страну происхождения, в составе заявки предоставляют выписку из реестра российской промышленной продукции. Она формируется с помощью ГИСП. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации этого постановления, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

Как изменили ограничения в закупках иностранной продукции

30.04.2020 на портале правовой информации появилось постановление правительства об ограничениях и условиях допусках в госзакупках по 44-ФЗ на 2020 год. Он включает машиностроительную продукцию по постановлению правительства №656 от 14.07.2014 с добавлением мебельной и деревообрабатывающей продукции по постановлению №1072 от 05.09.2017, продукции легкой промышленности по постановлению правительства №791 от 11.08.2014 и спортивного огнестрельного оружия и боеприпасов по постановлению правительства № 1119 от 20.09.2018. Добавили оборудование для пищевой промышленности, товары, содержащие алюминий, музыкальные инструменты, спорттовары, товары детской индустрии и строительные материалы.

Ограничения в рамках национального режима распространяются на услуги и работы, в составе которых предусмотрена закупка отдельных видов промтоваров, которые указаны в приложении.

Основной принцип для работы с ограничениями в рамках национального режима — «третий лишний». Он заключается в том, что заказчик отклоняет все заявки, в которых предлагают поставить отдельные виды иностранных товаров. Участвуют не менее 2 заявок, которые удовлетворяют требованиям извещения или документации о закупке, в которых одновременно:

  • предлагают поставить отдельные виды товаров, страна происхождения которых только государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • не предлагают поставить один и тот же вид промтовара одного производителя или производителей, которые входят в одну группу лиц, соответствующую признакам по ст. 9 Федерального закона о защите конкуренции при сопоставлении этих заявок.

К участникам закупок ТРУ, которые указаны в позициях 3, 4, 8-15, 17, 18, 21, 23 раздела I приложения к постановлению, предъявляются дополнительные требования в виде использования при производстве таких товаров материалов или полуфабрикатов, которые указаны в позициях 1, 2, 5-7, 16, 19, 20, 22 раздела I приложения к постановлению, страна происхождения которых Россия или государство — член ЕАЭС.

ВАЖНО! В названии документа указано, на продукцию из какой страны не распространяется национальный режим, — страны, которые входят в ЕАЭС (Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия). Продукция из этих государств не считается иностранной и не ограничивается в рамках национального режима.

Если заявка, в которой предлагается поставить иностранные товары, не отклоняется, применяются условия допуска в рамках национального режима по приказу №126н от 04.06.2018.

В п. 7 постановления указано, что страну происхождения отдельных видов товаров подтверждают:

  • сведения из реестра промышленной продукции;
  • сертификат СТ-1.

Основание для включения продукции в реестр российской продукции — заключение Минпромторга о подтверждении производства на территории России (постановление правительства №719 от 17.07.2015).

В п. 8 постановления указано, что документ, который подтверждает соблюдение ограничений в рамках национального режима и который предоставляется в составе заявки, — это указание (декларирование) участником закупки информации о стране происхождения ТРУ. Указывается и о предоставлении документа из пункта 7 постановления.

На этапе исполнения поставщик предоставляет выписку из реестра российской промышленной продукции из ГИСП или копию сертификата СТ-1, если в реестре нет продукции. А заказчикам, чтобы проконтролировать и провести мониторинг реализации постановления в рамках национального режима, придется выкладывать информацию о результатах закупки в течение 10 рабочих дней после заключения госконтракта или информацию о несостоявшейся закупке в ГИСП.

В п. 11 проекта постановления указано, что ограничения в рамках национального режима не применяются к позициям 244 и 245 раздела Х приложения, когда закупаются:

  • спортивное оружие, патроны, боеприпасы и детали для обеспечения нужд спорта высших достижений;
  • запчасти и детали к используемому оружию спортивному огнестрельному с нарезным стволом иностранного производства.

Это же постановление признает утратившими силу такие акты правительства:

  • №656 от 14.07.2014 о запретах в рамках национального режима отдельных видов зарубежных товаров машиностроения;
  • №791 от 11.08.2014 о запретах в рамках нацрежима продукции зарубежной легкой промышленности;
  • №1072 от 05.09.2017 о запретах в рамках национального режима зарубежной продукции мебельной и деревообрабатывающей промышленности;
  • №1119 от 20.09.2018 об ограничениях допуска в рамках нацрежима зарубежного оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей.

Ближайшие изменения нацрежима в 2020 году

Собрали в таблицу предложения регулятора, которые опубликованы в феврале 2020 года.

Что меняется Как реализуют Скачать проект изменений
Установят минимальную долю закупок у отечественных производителей

Ст. 14 44-ФЗ дополнят п. 7 о праве правительства утвердить минимальную долю закупок товаров российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется товар российского происхождения, от общего годового объема закупаемых ТРУ, порядок выполнения этой минимальной доли, сферы госзакупок и перечень товаров по национальному режиму по 44-ФЗ (российского происхождения). В этот список планируют включить работы и услуги.

В законе о контрактной системе появится ст. 30.1 об особенностях закупок продукции российского происхождения. В ч. 1 этой статьи указано, что для выполнения минимальной доли закупок заказчик вправе в извещении или закупочной документации установить ограничения для иностранных товаров. А в закупках у единственного поставщика по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ заказчики вправе установить в контракте обязанность поставщика выполнить минимальную долю закупок.

Если по окончанию срока подачи заявок не подано ни одной с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик обязан:

  1. Продлить срок подачи заявок ‎на первоначальный установленный заказчиком период приема предложений.
  2. Признать, что закупка не состоялась.

Если после продления не подано ни одной заявки с предложением поставить продукцию российского происхождения, заказчик вправе отменить ограничение на поставку иностранного товара и продлить срок подачи заявок на первоначальный период приема предложений

Скачать законопроект о квотах в 44-ФЗ
Утвердят особенности формирования НМЦК В рамках ч. 3 ст. 30.1 44-ФЗ правительству предоставят полномочия утвердить особенности формирования НМЦК для выполнения минимальной доли закупок на основе характеристик продукции российского происхождения, которые накопились в ЕИС.
Введут новый отчет По итогам года заказчикам придется составлять отчет об объеме закупок товара российского происхождения ‎и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, публиковать такой отчет в ЕИС. Если заказчик не выполнит минимальную доли закупок, ему вместе с отчетом придется разместить обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок
Новые правила описания товаров российского происхождения

В ч. 1 ст. 33 44-ФЗ добавят пункт 9. В этом пункте закрепят, что заказчик при описании объекта закупки, закупаемого ‎по ч. 7 ст. 14 закона о контрактной системе, указывает функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики ТРУ российского происхождения, работ, услуг, для выполнения, оказания которых используется изделие российского происхождения, на основании сведений из ЕИС

Новые правила в условиях допуска иностранных товаров по приказу Минфина № 126н от 04.06.2018 Планируют утвердить изменения в приказ №126н и предусмотреть установление преференции в размере 20% для машин и оборудования при реализации национальных проектов (программ) Скачать проект изменений в приказ Минфина №126н от 04.06.2018

А ФАС анонсировала, что планирует распространить условия допуска по приказу №126н на все ТРУ, запреты применять в исключительных случаях, а ограничения использовать по принципу «третий лишний». Еще антимонопольный орган планирует утвердить единый список документов для подтверждения страны происхождения.

Что еще менялось в условиях допуска иностранной продукции

С 14.10.2019 вступил в силу приказ Минфина №111н от 18.07.2019, который дополнил перечень в рамках национального режима по приказу Минфина №126н от 04.06.2018 такими кодами по ОКПД2:

  • 10.86.10.133 — смеси молочные адаптированные (заменители женского молока), в том числе начальные, сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.134 — смеси молочные последующие сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.135 — смеси кисломолочные сухие для детей раннего возраста;
  • 10.86.10.139 — смеси молочные сухие прочие для детей раннего возраста.

А на сайте проектов нормативных актов опубликован проект приказа, который утверждает перечень в рамках национального режима в новой редакции.

А как раньше регулировался национальный режим

Закон о контрактной системе обязывает заказчиков и поставщиков следовать при проведении закупок правилам национального режима. Они сформированы для таких целей:

  • поддержка российских производителей;
  • поддержка стран — членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС);
  • запрет на иностранную продукцию двойного назначения;
  • развитие российской экономики в целом;
  • поддержание обороноспособности страны;
  • обеспечение национальной безопасности.

Национальный режим при осуществлении закупок 44-ФЗ устанавливает:

  • запреты;
  • ограничения;
  • условия допуска (преференции).

Какие товары запрещено закупать по 44-ФЗ в 2020 году

В постановлениях правительства закреплены перечни ТРУ, которые находятся под запретом для закупки в рамках национального режима, и оговорены случаи, когда запрет не применяется. Под запрет подпадают и те, которые относятся к категории:

  • продукты машиностроения;
  • продукты легкой промышленности;
  • имеющие оборонное значение;
  • программное обеспечение.

Заказчику необходимо помнить, что если во время проведения торгов подана заявка, которая содержит предложение о поставке подобной продукции иностранного происхождения, то она отклоняется (за исключением той, которая произведена в странах ЕАЭС).

Какие товары ограничены к приобретению в 2020 году

В 44-ФЗ не указано, в каких из перечисленных ниже случаев заказчику следует руководствоваться правилами и ограничениями национального режима. Это прописано в постановлениях, которые приняты в исполнение ст. 14 44-ФЗ о национальном режиме. Отдельные акты правительства утверждают перечень товаров и соответствующие им ОКПД2. В этих же документах установлено, когда не пользоваться правилами и ограничениями.

В рамках национального режима постановлениями ограничены такие категории продукции (заявки допускаются в том случае, если нет предложений от участников из РФ и стран ЕАЭС):

  • лекарственные препараты;
  • медицинские изделия;
  • радиоэлектроника;
  • пищевая продукция;
  • спортивное огнестрельное оружие, патроны, боеприпасы.

Какие товары находились под преференциями в 2019 году

25.10.2018 на официальном портале правовой информации опубликован приказ Минфина №126н от 04.06.2018 об условиях допуска иностранных товаров в рамках национального режима. Они регулируют применение перечня по национальному режиму при осуществлении закупок по 44-ФЗ. Если ТРУ есть в этом списке, то при приобретении заказчики обязаны предоставить преференции в размере 15% поставщикам, которые предлагают продукцию отечественного производства или из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

К примеру, заказчику необходимо закупить офисные стулья. При проведении торгов поданы две заявки: один участник предлагает офисные стулья российского производства с общей стоимостью 265 000 рублей, а второй — офисные стулья иностранного происхождения на общую сумму 261 000 рублей. Непосредственно в момент торгов участники снижают стоимость до 248 000 рублей и 240 000 рублей соответственно. Одерживает победу в этой ситуации участник, который предложил меньшую стоимость, хоть он и планирует поставить товар иностранного производства. Но к нему применится понижение цены на 15%. Таким образом, заключается контракт на поставку импортной продукции по цене 204 000 рублей.

В пункте 5 приказа установлено, что он действует с даты отмены приказа №155. А он утратил силу по приказу Минэкономразвития №499 от 19.09.2018. Таким образом, заказчики обязаны применять новый приказ о преференциях с 05.11.2018.

Подробнее об этом: «Приказ о преференциях уходит в прошлое».

Требования национального режима в документации о закупке в 2020 году

Отметим, что применение национального режима при осуществлении закупок 44-ФЗ считает обязательным. Заказчик указывает в закупочной документации о применении статьи 14 44-ФЗ, в частности, он обязан:

  • потребовать задекларировать участником страну происхождения (первая часть заявки);
  • предоставить документы по национального режиму, которые подтверждают соответствие участника ст. 14 44-ФЗ;
  • указать на применение национального режима.

В 2019 году в контрактной системе произошли изменения в правилах импортозамещения. Подробнее об этом: «Важные изменения по импортозамещению и преференциям».

Национальный режим по 223-ФЗ

В сфере торгов для нужд отдельных видов юридических лиц введен приоритет ТРУ российского происхождения. По этому вопросу правительством принято постановление № 925 от 16.09.2016.

ВАЖНО! Постановлением не установлен перечень товаров, которые подпадают под национальный режим. Заказчики устанавливают приоритет к любой отечественной продукции.

Процедура предоставления приоритетов в рамках национального режима по 223-ФЗ схожа с той, что установлена нормами 44-ФЗ. Указывайте в документации и извещении и применяйте понижающий коэффициент. В торгах по 223-ФЗ нет запретов и ограничений. Это дает возможность участникам, которые планируют поставлять товары иностранного происхождения, участвовать в тендерах наравне с отечественными производителями, с учетом понижающего коэффициента.

В каких случаях применяется нацрежим

Национальный режим ввели, чтобы дать преимущества поставщикам товаров из России и других стран-участниц ЕАЭС (Беларуси, Казахстана, Армении, Киргизии). Нацрежим реализуется с помощью двух инструментов:

1. Полный запрет на допуск иностранных товаров (за исключением товаров, которые не производят на территории ЕАЭС):

  • Программного обеспечения, аналоги которого есть в реестре российских программ (ПП РФ №1236 от 16.11.2015);
  • Промышленных товаров для государственных нужд, обороны страны и безопасностью государства: от обуви до танкеров (ПП РФ № 616 от 30.04.2020);
  • Машиностроения: спецавтомобили, тракторы, прицепы, вагоны (ПП РФ №656 от 14.07.2014);
  • Отдельных видов радиоэлектронной продукции. (ПП № 878 от 10.07. 2019).

2. Ограничение или специальные условия допуска иностранных товаров. Например, при закупках:

  • Продуктов питания, мебели, посуды и других товаров по приказу Минфина России от 04.06.2018 № 126н.
  • Медицинских изделий, включая хирургическое оборудование, ортопедические приспособления и другие товары (ПП РФ №102 от 05.02.2015);
  • Лекарственных средств, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ПП РФ №1289 от 30.11.2015);
  • Продукты питания (ПП №832 от 22.08.2016).

Найти закупки

Как работает национальный режим

Обязательно ознакомьтесь с условиями постановлений и приказа, если ваш товар попал в исключения. Правила применения нацрежима различаются в разных постановлениях. Все они описаны в отдельной статье.

В этой статье рассмотрим подробнее, как применяются преференции к товарам, которые включены приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н. Формат преференций зависит от способа отбора поставщика.

Конкурс, запрос предложений и котировок

Если в закупке участвуют поставщики товаров из других стран и поставщики товаров из ЕАЭС, то к цене последних применяется понижающий коэффициент 15%. Такие заявки могут получить больше баллов на этапе оценки заявок, но в случае победы контракт заключат по полной цене, которую предложил поставщик.

Например, при участии в запросе котировок поставщики мебели из Белоруссии и Польши предложили столовую посуду общей стоимостью 400 000 рублей. Но при оценке будет считаться, что поставщиком белорусского товара предложена цена 340 000 рублей. Поэтому у него больше шансов на победу. Если «новая» цена окажется самой низкой или равна другим предложениям (есть другие поставщики, предложившие товар по 340 000 рублей, но без преференций), контракт заключается с ним, причем по цене, названной в заявке, — 400 000 рублей.

Бывает и так: поставщик российского товара предложил 100 рублей, а поставщик иностранного — 70. При оценке заявок цены стали 85 и 70 рублей соответственно, поэтому вторая заявка получит больше баллов при прочих равных условиях.

Если несколько участников получили одинаковое количество баллов (с учетом снижения цены на 15%), то контракт заключается с поставщиком, который прислал заявку раньше.

Электронный аукцион

В случае с электронным аукционом преференции могут отразиться на цене контракта. Если побеждает участник, который предложил товар иностранного производства, то с ним заключается контракт по предложенной им цене, сниженной на 15%. Это условие распространяется не только на производителей, но и на поставщиков.

Например, госучреждение проводит электронный аукцион на закупку звуковых плат. НМЦ контракта — 1 200 000 рублей. Заявки подали два участника. Первый предложил товар российского производства. А второй – вариант с аналогичными параметрами, но из Тайваня. По результатам рассмотрения первых частей заявок оба участника были допущены к аукциону. Аукцион выиграл поставщик серверов иностранного производства с суммой 1 100 000 рублей. При этом он вынужден заключить контракт на 935 000 рублей, с вычетом 15%. Если бы победителем закупки стал российский поставщик, то контракт заключался бы на предложенную им сумму — на 1 150 000 руб.

Преференции российским поставщикам заказчик прописывает в требованиях к участникам закупки. Как в этом запросе котировок или в этом электронном аукционе.

В том числе в приказе описаны ситуации, когда нацрежим не применяется:

  • Если конкурс или аукцион признан несостоявшимся (прислали одну заявку),
  • Заказчик закупается у единственного поставщика;
  • В заявках на участие нет предложений о поставке товаров из ЕАЭС;
  • В заявках на участие в конкурсе или аукционе не содержится предложений о поставке иностранных товаров;

Как подтвердить страну происхождения?

Если вы участвуете в закупке, где применяется национальный режим по приказу № 126н, приложите к заявке декларацию в свободной форме, указав страну происхождения. Иначе заказчик будет считать ваш товар иностранным: или отклонит заявку, или отнимет 15% от вашей цены при заключении контракта.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.