96 федеральный закон

Принят Государственной Думой 19 марта 2020 года

Одобрен Советом Федерации 25 марта 2020 года

Статья 1

1) в статье 601:

а) часть первую дополнить предложением следующего содержания: «В случаях, указанных в части второй1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном центре, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в имеющихся исправительных центрах по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительный центр, расположенный на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения (привлечения к труду).»;

в) дополнить частью второй1 следующего содержания:

«21. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного он может быть направлен в исправительный центр, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного.»;

г) в части четвертой слова «частью второй» заменить словами «частями второй и второй1»;

д) дополнить частями пятой и шестой следующего содержания:

«5. Перевод осужденного к принудительным работам для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного центра, при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном центре, а также в случаях, предусмотренных частью шестой настоящей статьи. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

6. По письменному заявлению осужденного к принудительным работам, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой или второй настоящей статьи, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения (привлечения к труду) осужденного один раз в период отбывания принудительных работ осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного центра в другой, расположенный на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения (привлечения к труду) осужденного в исправительном центре, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения (привлечения к труду) осужденного. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного центра в другой, такой осужденный переводу в другой исправительный центр не подлежит.»;

2) в статье 602:

а) часть первую изложить в следующей редакции:

«1. Лица, осужденные к принудительным работам, находящиеся к моменту вступления приговора в законную силу на свободе, осужденные, в отношении которых принято решение о переводе в другой исправительный центр по основаниям, предусмотренным частью пятой статьи 601 настоящего Кодекса (за исключением осужденных, в отношении которых принято решение о переводе по основанию, предусмотренному частью шестой статьи 601 настоящего Кодекса), а также осужденные, которым неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена принудительными работами, следуют за счет государства к месту отбывания наказания самостоятельно. Оплата проезда, обеспечение продуктами питания или деньгами на время проезда осужденных, самостоятельно следующих к месту отбывания принудительных работ, производятся в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Осужденные, в отношении которых принято решение о переводе по основанию, предусмотренному частью шестой статьи 601 настоящего Кодекса, следуют к месту дальнейшего отбывания наказания за счет собственных денежных средств самостоятельно.»;

б) часть вторую после слов «копии приговора (определения, постановления) суда» дополнить словами «или решения федерального органа уголовно-исполнительной системы о переводе осужденного из одного исправительного центра в другой в соответствии с частями пятой и шестой статьи 601 настоящего Кодекса»;

3) в статье 73:

а) в части первой слова «их согласия» заменить словами «их письменного согласия», дополнить предложением следующего содержания: «В случаях, указанных в части второй1 настоящей статьи, осужденный отбывает наказание в исправительном учреждении, расположенном на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника.»;

б) часть вторую изложить в следующей редакции:

«2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства осужденного к лишению свободы или по месту его осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденного в имеющихся исправительных учреждениях по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы осужденный направляется в исправительное учреждение, расположенное на территории другого, наиболее близко расположенного субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для его размещения.»;

в) дополнить частью второй1 следующего содержания:

«21. По письменному заявлению осужденного к лишению свободы либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного он может быть направлен в исправительное учреждение, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного.»;

4) часть вторую статьи 81 изложить в следующей редакции:

«2. Перевод осужденного к лишению свободы для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении. По письменному заявлению осужденного, направленного для отбывания наказания в соответствии с частью первой, второй или третьей статьи 73 настоящего Кодекса, либо с его согласия по письменному заявлению одного из его близких родственников по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы при наличии возможности размещения осужденного один раз в период отбывания наказания осужденный может быть переведен для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида, расположенное на территории субъекта Российской Федерации, в котором проживает один из его близких родственников, либо при невозможности размещения осужденного в исправительном учреждении, расположенном на территории указанного субъекта Российской Федерации, в исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации, наиболее близко расположенного к месту жительства данного близкого родственника, в котором имеются условия для размещения осужденного. Перевод для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида осужденных за преступления, указанные в части четвертой статьи 73 настоящего Кодекса, а также осужденных, в отношении которых имеется информация об их приверженности идеологии терроризма, исповедовании, пропаганде или распространении ими такой идеологии (при отсутствии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела) и оказании ими в связи с этим в период содержания под стражей, отбывания наказания соответствующего негативного воздействия на других обвиняемых (подозреваемых), осужденных, допускается по решению федерального органа уголовно-исполнительной системы. Если окончание срока наказания осужденного может наступить в пути следования при его переводе из одного исправительного учреждения в другое, такой осужденный переводу в другое исправительное учреждение не подлежит. Порядок перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.».

Природоохранная прокуратура разъясняет: ответственность за нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха

Федеральным законом от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что атмосферный воздух является жизненно важным компонентом окружающей среды, являющимся неотъемлемой частью среды обитания человека, растений и животных.

Статьей 14 указанного Федерального закона установлено, что загрязнение атмосферного воздуха химическими или биологическими веществами допускается только на основании разрешения, выданного компетентным органом, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды.

На территории Приморского края такими органами являются Управление Росприроднадзора по Приморскому краю и департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Приморского края – в зависимости от принадлежности источника выброса вредных (загрязняющих) веществ к одному из видов государственного экологического надзора (федеральный и региональный соответственно).

Кроме того, одной из обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники выбросов, является обеспечение проведения инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов.

Таким образом, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц — природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов, которые должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, а также за выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух без разрешения либо за выбросы с нарушением правил охраны атмосферного воздуха субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от размера причиненного окружающей среде вреда несут административную или уголовную ответственность.

Так, статьей 8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за выброс вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей и административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей и административное приостановление деятельности на тот же срок.

Только за первое полугодие 2015 года Приморской межрайонной природоохранной прокуратурой выявлено свыше 70 нарушений закона в указанной сфере, виновные лица привлечены к административной ответственности на общую сумму 45 000 рублей.

Более того, отсутствие установленной санитарно-защитной зоны также образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в виде штрафа или административного приостановления деятельности (ст. 6.3 КоАП РФ).

Уголовная ответственность за нарушение правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, а также за нарушения эксплуатации установок и сооружений установлена статьей 251 Уголовного кодекса РФ. Максимальное наказание по данной статье предусмотрено в виде лишения свободы на срок до пяти лет.

Отдельное внимание в ходе прокурорских проверок уделяется также наличию санитарно-защитных зон для предприятий, осуществляющих выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

Так, в текущем году по результатам проведенных природоохранной прокуратурой проверок в суды районов и городов Приморского края направлены исковые заявления к ОАО «Владивостокский морской рыбный порт», ОАО «Торговый порт Посьет», КГУП «Приморский водоканал» (канализационные очистные сооружения Центрального планировочного района г. Владивостока, расположенные по ул. Бородинская 28 «г») о возложении обязанности согласовать окончательный размер санитарно-защитной зоны для указанных предприятий.

В настоящее время решением Шкотовского районного суда исковые требования природоохранного прокурора к КГУП «Приморский водоканал» удовлетворены в полном объеме, остальные исковые заявления находятся на рассмотрении.

Перечисленные нарушения не являются единичными, они характерны для организаций всех форм собственности (предприятий электроэнергетики, жилищно-коммунального хозяйства, организаций, осуществляющих операции с сыпучими грузами и т.д.).

При этом обстоятельством, способствующим совершению правонарушений в указанной сфере, зачастую является незнание сотрудниками экологических служб действующего природоохранного законодательства.