Администраторы доходов бюджета
Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 406-ФЗ в пункт 2 статьи 160.1 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
2. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
принимает решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
АДМИНИСТРИРОВАНИЕ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА: ПОЛНОМОЧИЯ И ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО УЧЕТА
Селезнева Г.А.,
зам. главного бухгалтера Томского государственного университета
Доходы бюджета и их виды
Доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ) источниками финансирования дефицита бюджета (ст. 6 БК РФ).
К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Виды доходов подробно описаны в статьях 41 — 47 БК РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом к налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов.
К неналоговым доходам бюджетов относятся в том числе доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности (доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям), доходы от продажи имущества, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации.
К безвозмездным поступлениям относятся, в том числе межбюджетные трансферты (дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ, субсидии из других бюджетов бюджетной системы, субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов РФ), безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.
Администраторы доходов бюджета
Администраторами доходов бюджета являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, а также бюджетные учреждения, созданные ими, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия администраторов доходов бюджета определены в статье 160.1 БК РФ. Они осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним.
Приказом от 02.06.2010 № 578 за Минобрнауки РФ и подведомственными ему бюджетными учреждениями закреплены полномочия по администрированию доходов бюджетов. Также утвержден Перечень администрируемых ими кодов классификации доходов бюджетов РФ. Ранее действовавший приказ Минобрнауки от 26.04.2010 № 499 признан утратившим силу.
Перечень главных администраторов доходов бюджета, закрепляемые за ними коды доходов бюджета в соответствии с п. 2 ст. 20 БК РФ утверждаются законом (решением) о соответствующем бюджете.
Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета на 2010 год утвержден Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (Приложение № 4), а также приказом Минфина России от 30.12.2009 № 150н, которым утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации (Приложение № 6).
Аналогичные нормативно-правовые акты должны быть приняты в отношении своих бюджетов в соответствующих субъектах РФ и муниципальных образованиях.
Правила закрепления полномочий администраторов доходов бюджета
Доходы бюджета можно разделить на две большие группы. Это доходы:
— | администрирование которых закреплено за конкретными главными администраторами федерального бюджета (к примеру, полномочия администрировать доходы от сдачи имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных учреждений, в аренду закреплены за Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (код доходов бюджета 167 1 11 05031 01 0100 120); |
— | федерального бюджета, администрирование которых может осуществляться любыми главными администраторами в пределах их компетенции, к примеру такие как прочие доходы от оказания платных услуг получателями средств федерального бюджета и компенсации затрат федерального бюджета (код 000 1 13 03010 01 0000 130) или доходы от возмещения ущерба при возникновении страховых случаев, когда выгодоприобретателями по договорам страхования выступают получатели средств федерального бюджета (код 000 1 16 23010 01 0000 140). |
Главный распорядитель средств бюджета, являющийся администратором доходов бюджета, утверждает нормативно-правовой акт, который должен содержать положения, в соответствии с которыми бюджетные учреждения, находящиеся в ведении данного главного распорядителя, наделяются полномочиями по администрированию конкретных поступлений в бюджет. Для бюджетных учреждений на текущий год данное требование было установлено в пункте 4 постановления Правительства РФ от 31.12.2009 № 1181 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов».
Главный администратор доходов бюджета и его полномочия
В соответствии с частью третьей. Бюджетный процесс в Российской Федерации Раздела V. Участники бюджетного процесса
Статья 160.1. Бюджетные полномочия главного администратора (администратора) доходов бюджета
1. Главный администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
формирует перечень подведомственных ему администраторов доходов бюджета;
представляет сведения, необходимые для составления среднесрочного финансового плана и (или) проекта бюджета;
представляет сведения для составления и ведения кассового плана;
формирует и представляет бюджетную отчетность главного администратора доходов бюджета;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
2. Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним;
осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов;
принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
предоставляет информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах в соответствии с порядком, установленным Федеральном законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;
осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные настоящим Кодексом и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
- 3. Бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющих их полномочиями администратора доходов бюджета.
- 4. Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящиеся в их ведении казенных учреждений, а также Центральным банком Российской Федерации осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами управления территориальными государственными внебюджетными фондами и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном высшими исполнительными органами субъектов Российской Федерации.
Бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся органами местного самоуправления и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, осуществляются в порядке, установленном местными администрациями.
5. Определение территориальных органов (подразделений) федеральных органов исполнительной власти в качестве главных администраторов доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Определение территориальных органов (подразделений) исполнительной власти субъектов Российской Федерации в качестве главных администраторов доходов местных бюджетов осуществляется в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определение органов (должностных лиц) местной администрации и иных исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов в качестве главных администраторов доходов бюджетов поселений осуществляется в порядке, установленном местной администрацией муниципального района.
Администратор доходов бюджета
Смотреть что такое «Администратор доходов бюджета» в других словарях:
-
Главный администратор доходов бюджета — определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской… … Официальная терминология
-
Администратор поступлений в бюджеты — это орган государственной власти и местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, а также бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством… … Большой юридический словарь
-
Коды бюджетной классификации — (КБК) 20 значные коды, используемые для учета доходов и расходов бюджетов всех уровней в Российской Федерации. Содержание 1 Структура кода 1.1 Доходы бюджетов 1.2 Расходы бюджетов … Бухгалтерская энциклопедия
-
АДБ — авиадесантная бригада авиационно десантная бригада авиа Словари: Словарь сокращений и аббревиатур армии и спецслужб. Сост. А. А. Щелоков. М.: ООО «Издательство АСТ», ЗАО «Издательский дом Гелеос», 2003. 318 с., Новый словарь сокращений русского… … Словарь сокращений и аббревиатур
-
Бюджет — (Budget) Содержание Содержание Определение Бюджетное право Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР) История развития БОР в Нормативная база БОР Задачи БОР Местный бюджет Экономическая сущность Федеральный бюджет Российской Федерации… … Энциклопедия инвестора
-
Коды бюджетной классификации — Эту статью следует викифицировать. Пожалуйста, оформите её согласно правилам оформления статей. Коды бюджетной классификации (КБК) принято делить на доходные и расходные. Оба вида имеют двадцатизначные значения … Википедия
-
Провинция (Ирак) — Координаты: 33°20′00″ с. ш. 44°23′00″ в. д. / 33.333333° с. ш. 44.383333° в. д. … Википедия
-
Республика Ирак — Координаты: 33°20′00″ с. ш. 44°23′00″ в. д. / 33.333333° с. ш. 44.383333° в. д. … Википедия
-
Барак Обама — (Barack Obama) Барак Обама это 44 й президент Соединенных Штатов Америки, первый темнокожий президент на этом посту Биография президента США Барака Обамы, в том числе его политическая карьера, деятельность в сенате штата Иллинойс и затем в Сенате … Энциклопедия инвестора
-
Безработица — (Unemployment) Безработица – это такое социально экономическое явление, при котором часть взрослого трудоспособного населения, не имеет работы и активно ее ищет Безработица в России, Китае, Японии, США и странах Еврозоны, в том числе в кризисные… … Энциклопедия инвестора
Администрирование доходов бюджета
Одной из основных задач бюджетной реформы является создание системы администраторов бюджетных средств и четкое разграничение полномочий между ними, а также создание стимулов для того, чтобы эти полномочия реализовывались.
В связи с этим в новой редакции Бюджетного кодекса РФ вводятся понятия «администратор доходов бюджета» и «главный администратор доходов бюджета».
Администратор доходов бюджета — это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Главный администратор доходов бюджета — это определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк РФ, иная организация, имеющие в своем ведении администраторов доходов бюджета и (или) являющиеся администраторами доходов бюджета, если иное не установлено БК РФ.
Полномочия органов власти в сфере налогового администрирования играют существенную роль и являются одними из наиболее важных в общем перечне составляющих налоговых полномочий.
Администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями:
- * осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет;
- * осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет;
- * принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации;
- * принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства;
- * в случае и порядке, установленных главным администратором доходов бюджета формирует и представляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность, необходимые для осуществления полномочий соответствующего главного администратора доходов бюджета;
- * осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные БК РФ и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.
Бюджетные полномочия администратора доходов бюджета могут осуществляться, полностью или частично, через подведомственные ему территориальные органы и (или) бюджетные учреждения.
План (прогноз) доходов бюджета и статистическая отчетность представляются администратором доходов бюджета в финансовый орган уровня, соответствующего уровню установления полномочий администратора доходов бюджета, в порядке и сроки, согласованные с указанным органом.
Налоговое администрирование. Под термином «налоговое администрирование» понимаются полномочия органов власти по определению основных понятий, используемых в налоговом законодательстве; прав и обязанностей налогоплательщиков и налоговых органов по исполнению налогового законодательства; процедур налогового контроля; ответственности за налоговые правонарушения; процедур обжалования решений и действий налоговых органов и т. д.
Принципы налогового администрирования, призванные обеспечивать высокую собираемость налогов и минимизацию издержек администрирования, включают:
- — максимальное упрощение налоговой системы;
- — перенос акцента в работе налоговых органов с контрольной работы по выявлению и взиманию налоговых недоимок, штрафов и пеней на содействие налогоплательщикам в своевременной и полной уплате налогов;
- — стимулирование налогоплательщиков добровольно уплачивать налоги;
- — применение дифференцированных подходов в зависимости от платежеспособности и уровня доходов налогоплательщика;
- — обеспечение эффективного налогового администрирования, включая кадровую политику.
Упрощение налоговой системы является одним из первых и наиболее значимых решений, особенно для стран со слабыми финансово-экономическими институтами, и включает максимальную унификацию налогов, ликвидацию дифференцированных ставок и налоговых льгот. Однако такой подход существенно ограничивает возможности поддержки и налогового стимулирования активности отдельных групп населения и предпринимателей, отвечающего политике конкретной страны, и не отменяет необходимости улучшения механизма сбора налогов. Вместе с тем, налоговая система должна учитывать издержки администрирования, и по каждому налогу издержки не должны превышать налоговых поступлений, соответственно должно быть обеспечено эффективное и компетентное налоговое администрирование, нацеленное в том числе на минимизацию издержек налогового администрирования.
Вопросы для самоконтроля
- 1. Что такое доходы бюджета и за счет чего они образуются?
- 2. В чем проявляется экономическое содержание понятия управления бюджетными доходами?
- 3. Охарактеризуйте роль и значение налоговых поступлений в доходную часть бюджетов различных уровней.
- 4. Перечислите состав налоговых и неналоговых бюджетных доходов.
Добавить комментарий