Агрегированный баланс

Добавить в «Нужное»

Актуально на: 5 февраля 2018 г.

О том, что такое бухгалтерский баланс предприятия и как он составляется, мы рассказывали в нашей консультации. А что понимается под агрегированным балансом?

Что такое агрегированный баланс

Под агрегированием понимается объединение частных показателей в обобщенные, укрупнение данных посредством их объединения в группы. Рассматривая действующую форму бухгалтерского баланса, можно сказать, что баланс организаций уже является агрегированной формой отчетности (Приказ Минфина от 02.07.2010 № 66н). Ведь многие показатели активов и обязательств в бухгалтерском балансе показываются не в аналитическом разрезе, а свернуто путем их объединения в схожие по своей природе и экономическому смыслу статьи.

К примеру, показатель «Запасы» в бухгалтерском балансе объединяет в себе данные об остатках материалов, готовой продукции, товаров и т.д. А по строке «Кредиторская задолженность», как правило, отражаются суммарно обязательства организации перед поставщиками, бюджетом, персоналом и проч.

Высшей степени агрегирования бухгалтерского баланса соответствует такое его представление, когда он состоит лишь из двух разделов: актив и пассив, а единственный числовой показатель – это валюта баланса.

Следующей формой агрегированного баланса можно назвать такую, в которой статьи активов и пассивов распределены по разделам:

Актив Пассив
Внеоборотные активы Капитал и резервы
Оборотные активы Долгосрочные обязательства
Краткосрочные обязательства

Конкретная степень агрегирования бухгалтерского баланса зависит от целей его составления и потребностей анализа. Ведь «прочитать» агрегированный баланс можно достаточно поверхностно. А принять на его основе управленческое решение и вовсе затруднительно. Именно поэтому форма бухгалтерского баланса, представляемого заинтересованным пользователям, в общем случае содержит детализацию всех существенных статей.

Привет на связи Василий Жданов в статье рассмотрим расчет агрегирования баланса предприятия. Агрегированный баланс – это одна из форм Бухгалтерского баланса (формы №1) предприятия, обладающая некоторыми особенностями. Данная форма основного отчетного документа необходима аудиторам для проведения важнейших исследований хозяйственной деятельности фирмы. Так, анализ агрегированного баланса предприятия позволяет оценивать уровень его платежеспособности и ликвидности – двух взаимосвязанных показателей, по которым судят о целесообразности ведения бизнеса.

Что такое агрегированный баланс, для чего он нужен

Бухгалтерский баланс – документ финансовой отчетности, являющийся по сути своей детализированный перечень имущества компании в стоимостной оценке (активов), а также источников их появления (пассивов).

Пройдите наш авторский курс по выбору акций на фондовом рынке → обучающий курс

Агрегированный баланс – это обобщенная (укрупненная) форма Бухгалтерского баланса предприятия, способствующая упрощению финансового анализа деятельности хозяйствующего субъекта.

Важно! Составление агрегированного баланса оправдывается тем, что он весьма пригождается при проведении финансового анализа. Он оформлен таким образом, чтобы можно было быстро и достаточно достоверно произвести оценку платежеспособности и ликвидности предприятия.

Трансформация стандартного бухгалтерского баланса в агрегированный осуществляется для того, чтобы форму было удобнее читать и анализировать. Агрегированная форма к тому же близка в тем формам, что применяются в мировой экономике.

Поскольку стандартный Баланс включает в себя данные, обладающие схожим экономическим смыслом и поэтому объединенные в статьи, он также может в некоторой степени считаться агрегированным, но последний характеризуется следующими особенностями:

  • он упрощен настолько, насколько это возможно, а потому его не составит труда изучить – влияющие на финансовое состояние компании индикаторы отыскиваются без затруднений;
  • наблюдается зависимость степени точности полученных в ходе анализа данных от степени агрегирования сведений (качество проведенной оценки тем ниже, чем сильнее масштабированы данные Баланса);
  • он включает в себя сведения, которые необходимы для вычисления индекса деловой активности, коэффициента финансовой устойчивости и степени ликвидности;
  • структурирован он так же, как и обычный Бухгалтерский баланс (преобразованию подлежат исключительно его статьи);
  • может быть сформирован по-разному (в связи с тем, что не существует какого-либо стандартизированного метода укрупнения).

Как формируется агрегированный баланс предприятия

Составление агрегированного баланса базируется на данных стандартного Баланса. Так, общая структура формы №1 не подлежит изменениям, равенство Активов и Пассивов остается. Единственное – производится укрупнение (агрегирование), а именно объединение статей, которые похожи по своему экономическому содержанию.

Важно! Разделы обычного Бухгалтерского баланса разрешается объединять только обоснованно с экономической точки зрения (Пассивы можно сгруппировать по срокам исполнения обязательства Активы – по степени ликвидности).

Для составления агрегированного баланса, понадобится выполнить следующие действия в порядке, описанном ниже:

  1. Взять обыкновенный Бухгалтерский баланс (форму №1) и оборотно-сальдовую ведомость.
  2. Провести исследование состава отчетов и выбрать доступные для объединения подразделы (важно наличие экономического обоснования).
  3. Оформить отчет в табличной форме со столбцами, включающими в себя обобщенные сведения (количество столбцов в таблице зависит от степени агрегирования).

Получить агрегированный баланс возможно путем представления обычного баланса в виде разделов по итогам года без расшифровки:

  • в левой части – оборотные и внеоборотные активы,
  • в правой части – долгосрочные/краткосрочные активы, капитал и резервы (отдельными строками).

Пример составленного агрегированного баланса:

Наиболее известные степени агрегирования Бухгалтерского баланса

Назвать точное количество возможных степеней агрегирования не представляется возможным по 2 причинам: во-первых, отчетные документы могут быть оформлены с целью проведения разного в плане глубины анализа; во-вторых, существует большое количество способов составления отчетности.

Однако, можно с уверенностью сказать, что бухгалтера выделяют 2 наиболее часто используемых степени агрегирования:

  • Высшая степень агрегирования (сведения максимально укрупнены и отнесены к разделам «Пассив” и «Актив”, при этом валюта является единственным числовым показателем).
  • Степень, предшествующая высшей степени агрегирования («Активы” и «Пассивы” являются детализированными, «Пассивы” делятся на подразделы «Краткосрочные обязательства”, «Долгосрочные обязательства”, «Капитал и резервы”, а «Активы” – на «Оборотные активы” и «Внеоборотные активы”).

Горизонтальный и вертикальный анализ агрегированного баланса предприятия

Агрегированный бухгалтерский баланс позволяет аналитикам провести анализ данных двумя способами (в совокупности эти методы дают возможность получить общее представление об экономической ситуации на предприятии). В таблице ниже приводится описание обоих методов:

Вид анализа Определение Краткое описание
Горизонтальный Способ исследования данных агрегированного баланса путем сопоставления с ранее полученными аналогичными значения. При горизонтальном анализе принимается во внимание также уровень инфляции, это позволяет увидеть некоторые закономерности и прогнозировать будущие финансовые показатели компании.
Вертикальный Эффективный метод проведения исследования структуры и динамики всех имеющихся затрат и денежных поступлений в общем объеме выручки компании. Итоги исследования дают возможность увидеть тенденции, характерные деятельности фирмы за некоторый конкретный срок.

Анализ агрегированного баланса предприятия (наиболее распространенный метод агрегирования)

Разберемся, как провести агрегирование баланса, опирающееся на ликвидность активов, и как затем использовать сгруппированные данные:

Группировка активов Группировка пассивов
1. Наиболее ликвидные активы (А1) – деньги и финансовые вложения, время превращения в деньги которых составляет не более 12 месяцев. 1. Наиболее срочные пассивы (П1) – кредиторская задолженность.
2. Активы, для которых высока вероятность их быстрой продажи (А2) – дебиторская задолженность, например. 2. Краткосрочные обязательства (П2).
3. Активы, которые можно реализовать, но медленно (А3) – долгосрочные (более чем на 12 месяцев) вложения, запасы, налог на добавленную стоимость. 3. Долгосрочные обязательства (П3).
4. Активы, которые распродать сложно (А4) – объекты ОС и прочие внеоборотные активы. 4. Постоянные пассивы (П4) – доходы будущих периодов, собственный капитал.

Проанализировать данные агрегированного баланса можно по следующей схеме (на примере исследования индикаторов ликвидности):

Анализируемый показатель Анализ данных Формула по агрегированному балансу
Текущая ликвидность По значению текущей ликвидности можно понять, есть ли у предприятия возможность погашать свои задолженности в рамках 1 года за счет собственных средств.
Быстрая ликвидность По значению быстрой ликвидности можно понять, покрывают ли самые ликвидные активы имеющиеся долги (если не полностью, то какую часть).
Общая ликвидность Степень ликвидности указывает на перспективы компании продолжать хозяйственную деятельность.

Особенности агрегирования некоторых показателей бухгалтерского баланса

Какой бы способ группировки данных не был выбран при агрегировании бухгалтерского баланса, необходимо обращать внимание на следующие особенности процесса:

  1. Группировка активов на внеоборотные и оборотные отражается в агрегированном балансе в разделах I и II Актива. Но для получения корректных значений текущих и постоянных активов следует убрать дебиторскую задолженность из раздела II, поскольку:

  • по данной строке вероятно отражение подлежащей списанию безнадежной задолженности;
  • платежи по ней могут поступить на счет предприятия в течение более чем 12 месяцев (это не характерно для оборотных активов, т.к. их период оборота составляет менее 1 года, поэтому имеет смысл включить дебиторку в состав активов вне оборота в качестве обособленной статьи в составе прочих внеоборотных активов).
  1. По статье «Запасы” отчетного баланса лучше отразить сумму затрат будущих периодов в той части, которая более близка понятию запасов в экономическом смысле.
  2. Из уставного капитала нужно исключить задолженность участников по взносам. Из накопленного капитала требуется вычесть размер непокрытых убытков прошедших периодов и нынешнего года.
  3. Чтобы проще было увидеть величину источников средств, которые были образованы за счет финансов, заработанных и полученных в ходе осуществления хозяйственной деятельности, а также величину доли собственно уставного капитала (с принятием во внимание переоценки ОС, вторичной эмиссии акций и т.д.), раздел III Пассива лучше всего сгруппировать по строкам – одна строка будет демонстрировать размер уставного капитала, а вторая – накопленного.

Ответы на часто задаваемые вопросы про анализ агрегированного баланса предприятия

Вопрос: Можно ли при агрегировании бухгалтерского баланса рассматривать статьи краткосрочных финансовых вложений и денежных средств вместе?

Ответ: Да. Но, если в компании имеет место краткосрочное инвестирование в ценные бумаги, лучше рассматривать упомянутые Вами статьи независимо друг от друга, поскольку сегмент рынка ценных бумаг нестабилен, поэтому подобные финансовые вложения могут и не отличаться высокой степенью ликвидности. При этом следует принимать в расчет данный факт при проведении анализа показателей ликвидности.

Вопрос: Рекомендовано включать в статью «Запасы” агрегированного баланса сумму затрат будущих периодов в той их части, что по экономическому смыслу близка понятию запасов. Можно привести пример?

Ответ: Это могут быть, например, буклеты, которые прилагаются к товару, который планируется в будущем продать. Данные расходы по прошествии времени будут включены в себестоимость товара.

Агрегированный маркетинг – стратегия маркетинга, представляющее собой расширение базы потребителей, со сосредоточением внимания на универсальных общих потребностях покупателей и предполагает, что все покупатели на выбранном рынке (рыночном сегменте) похожи друг на друга в части предпочтений покупок, способов осуществления покупок, мотивации к покупкам, а также ожиданиям от купленного товара.

В общем, агрегирование — это множество единиц, которые рассматриваются так, как если бы они составляли одну единицу. Например, несколько миллионов разрозненных потребителей определенных товаров и услуг (агрегатов) для анализа принимают за обобщенную единицу. Изучая агрегаты, маркетинг анализирует совокупность агрегатов, как общую структуру, а также существующие взаимосвязи между агрегатами, ее составляющими.

Суть агрегированного маркетинга.

  • при агрегировании товарного рынка ведется изучение состава населения и демографической ситуации в регионе, потребительских традиций и таких показателей рынка как инфраструктура, торговая база, масштабы сбыта специфической продукции;
  • для предложения одного продукта всем потребителям используется одна маркетинговая стратегия, переработанная и выложенная в программу маркетинговых мероприятий.

Для маркетингового агрегирования потребуется провести анализ факторов и признаков, по которым будет осуществляться выбор наилучших решений в области маркетинговой деятельности. Из-за разнообразия запросов и пожеланий покупателей агрегационный подход к рынку не будет полностью удовлетворять каждого потенциального покупателя.

Предполагая использование агрегированного маркетинга, маркетолог ожидает, что покупатели пойдут на компромисс, выбрав товар, который может и не отвечать идеально их требованиям, взвешивая иные вводные товара и рыночной коньюнктуры. Пример такого маркетингового агрегирования — широко известная реплика Г. Форда, сказанная относительно покупателей автомобилей «Модели Т». Будучи твердым приверженцем массового производства и массового же маркетинга, как-то заявил, что покупатель «автомобиль может быть любого цвета, при условии, что он — черный».

Преимущества агрегированного маркетинга – более низкая себестоимость производства; снижение затрат на маркетинг. Выпускается один «универсальный» продукт не нужно перестраивать производство, оптимизируются закупки комплектующих и бизнес-процессы компании, что представляется достаточно эффективным при потоковом производстве. «Модель Т» Форда предлагала покупателям эффективное соотношение цена-качество, поскольку поточное массовое производство снижало себестоимость продукции, обеспенчивало постоянство конвеерного качества от автомобиля — к автомобилю. Затраты на продвижение продукции так же могут снижаются.

Более общее понятие: агрегирование рынка представляет собой продажу однородного товара или услуги многочисленной группе потребителей. Иное, более привычное и распространенное название — массовый маркетинг. Классический пример агрегированного рынка (массового маркетинга) — продажа питьевой воды.

Противоположная ситуация от агрегированного маркетинга – кастомизированный маркетинг, подразумевает производство и продажу разных товаров различным группам потребителей. Пример полярной кастомизации маркетига — изготовление свадебных тортов по индивидуальным заказам, или изготовление семейных фотопортретов.

11 863 просмотра