Акт анализа производства

С учетом позиции Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (письмо от 20 сентября 2016 г. № НГ-58888/10) Федеральная служба по аккредитации информирует о следующем.

В соответствии со статьей 7 технического регламента Таможенного союза «О безопасности низковольтного оборудования», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 16 августа 2011 г. № 768 (далее – ТР ТС 004/2011), сертификация низковольтного оборудования, выпускаемого серийно, осуществляется по схеме 1с. Аналогичная схема сертификации технических средств, выпускаемых серийно, установлена в статье 7 технического регламента Таможенного союза «Электромагнитная совместимость технических средств», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. № 879 (далее – ТР ТС 020/2011).

Сертификация по схеме 1с включает процедуру анализа состояния производства.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011 отсутствуют нормы, регламентирующие порядок анализа состояния производства, а также предусматривающие возможность полного или частичного распространения результатов предшествующего анализа состояния производства при поступлении заявки на проведение сертификации новой продукции.

Исходя из положений пункта 4.6 национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54293-2010 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия», допускающего вышеуказанное распространение (частичное и полное) результатов предшествующего анализа состояния производства, и принимая во внимание положения подпункта 22.1.9 пункта 22 Положения о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 (далее – Положение), возможно использовать результаты анализа состояния производства при соблюдении следующих условий:

  • сертификацию продукции проводит тот же орган, который ранее проводил анализ состояния производства и оформлял акт;
  • заявитель представил документальное подтверждение о стабильности условий производства для обеспечения соответствия выпускаемой продукции требованиям технических регламентов и что новая продукция имеет незначительные отличия в конструкции (составе) и технологии производства, не влияющие на ее безопасность;
  • с момента проведения анализа состояния производства и оформления акта прошло не более 1 года.

При этом материалы дела сертификата соответствия должны включать решение эксперта органа по сертификации, содержащее мотивированные, обоснованные и документально удостоверенные выводы о соблюдении вышеуказанных условий, а также о том, что сертифицируемая продукция имеет незначительные отличия в конструкции и технологии производства, не влияющие на ее безопасность.

В случае внесения изменений в конструкцию (состав) продукции или технологию производства, которые могут повлиять на соответствие продукции требованиям, установленным в технических регламентах, орган по сертификации принимает решение о необходимости проведения нового анализа состояния производства продукции.

Применение указанных положений органом по сертификации возможно в случае, если использование ГОСТ Р 54293-2010 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия» предусмотрено руководством по качеству органа по сертификации.

Анализ состояния производства проводится при сертификации серийно выпускаемой продукции. Он проводится во всех «нечётных» схемах сертификации ЕАЭС, кроме 3с (которая применяется для партии продукции): 1с, 5с, 7с.

Но это не значит, что у заявителя всегда есть выбор — провести анализ производства или оформить сертификат менеджмента качества. В некоторых техрегламентах получить сертификат на серийный выпуск можно только по определённым схемам (например, в новом ТР ЕАЭС 043 это можно сделать только по схеме 1с, то есть с обязательной проверкой производства).

Нормативная база

Процедура проверки производства при сертификации продукции описана в двух документах:

  • «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия»
  • «О типовых схемах оценки соответствия»

Но это лишь «основа». Полностью вся программа анализа состояния производства «от и до» с исчерпывающим перечнем всех объектов проверки описана во внутренних документах и руководствах органа по сертификации.

Что проверяют при анализе состояния производства

Объектами обязательной проверки производства при сертификации продукции являются все факторы, которые в том или ином виде могут влиять на качество продукции.

Этот момент отражён и в ГОСТ Р 54293-2010:

4.4 Состав объектов, включаемых в программу, может быть сокращён, изменён или дополнен с учётом специфики изготовляемой продукции, степени её потенциальной опасности, объёма и продолжительности производства продукции, стабильности условий производства, репутации предприятия в части качества продукции, качества используемых комплектующих изделий и материалов, оценок, данных сторонними организациями и т.п

И в Решении №44:

66. Анализ состояния производства проводится органом по сертификации продукции в соответствии с программой анализа состояния производства, разработанной и утвержденной руководителем (заместителем руководителя) органа по сертификации продукции.

Как проходит анализ состояния производства

Глобально в проверке производства можно выделить три этапа:

Определение программы проверки и согласование сроков

На данном этапе составляется подробный план процедуры, в котором будет точно определено, что именно и как именно будет проверено. Изготовителю сообщается, как он должен подготовиться к приезду экспертов: какие документы предоставить, на какие производственные объекты обеспечить доступ.

Плюс, здесь же определяются организационные моменты: когда приедут эксперты, как будут добираться до производства, сколько дней займёт проверка и т.д.

Непосредственно проверка

В назначенный день и час на производство приезжают эксперты и проводят все необходимые мероприятия согласно программе проверки.

По результату оформляется акт о результатах анализа состояния производства, в котором фиксируются результаты проверки, и даётся общая оценка.

В случае выявления значительных несоответствий, они также фиксируются в акте вместе с программой корректирующих мероприятий: что и когда производитель должен сделать, чтобы устранить эти несоответствия.

Корректирующие мероприятия по результатам проверки

Данный этап, очевидно, имеет место только в том случае, если в ходе проверки были выявлены несоответствия, требующие устранения.

В программе корректирующих мероприятий также указывается, когда и на каких условиях производителем должны быть устранены все несоответствия, вплоть до того, что может быть назначен повторный визит эксперта с проверкой, до которой сертификат не будет выдан.

Проверка производства при сертификации в условиях ограничительных мер из-за COVID-19

В расширенных рекомендациях Росаккредитации по проведению сертификации в условиях ограничительных мер в связи с пандемией COVID-19 указано, что по решению органа допускается использование результатов ранее проведённой проверки. Но для этого должны быть соблюдены следующие условия:

  • Сертификацию новой продукции проводит тот же орган.
  • Изменения в состав / конструкцию незначительные.
  • С момента прошлой проверки производства прошло меньше года.

Также в них указано, что возможно проведение анализа состояния производства в дистанционном режиме, но с множеством оговорок и уточнений.

Можно ли получить сертификат без анализа состояния производства

Можно. Так же, как можно получить сертификат вообще без проведения испытаний.

Нюанс лишь в том, что это является грубейшим нарушением правил сертификации и влечёт за собой отмену сертификата и привлечение к административной ответственности с уплатой миллионных штрафов и нередко конфискацией товара.