Акт приема передачи ОС

Составление акта приема-передачи основных средств происходит тогда, когда имущество, причисляемое к основным средствам переходит из пользования одной компании к другой.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк акта приема-передачи основных средств .xlsСкачать образец акта приема-передачи основных средств .xls

Основные средства – что это такое

К основным средствам предприятий и организаций относится любое имущество, при помощи которого фирма осуществляет свою деятельность: оборудование, техника, инвентарь, материалы, транспорт, приборы и т.д. Здания и сооружения также являются основными средствами, ровно как разводимый скот и некоторые виды растений.

А вот те предметы или продукция, которые находятся в складских помещениях и планируются для дальнейшего сбыта, а также те, которые находятся в стадии транспортировки, основными средствами не считаются.

Задача акта по форме ОС-1

Акт составляется при передаче объекта основных средств (одного или нескольких) от организации к другому предприятию, в целях реализации условий какого-либо договора.

При этом не имеет значение, кто является сторонами сделки: юридические лица или индивидуальные предприниматели — акт должен быть сформирован вне зависимости от этого.

Создание акта в основном преследует одну цель: зафиксировать факт передачи основных средств.

Кроме того, на основе этого документа в организациях происходит постановка передаваемых товарно-материальных ценностей на бухгалтерский учет и ввод имущества в эксплуатацию.

Акт приемки-передачи основных средств является приложением к договору и в дальнейшем в случае возникновения каких-либо разногласий, может стать доказательством в суде как с одной, так и с другой стороны.

Обязательно ли создавать комиссию

В приеме-передаче основных средств, как уже говорилось выше, всегда участвуют две организации. При этом в некоторых случаях, для проведения процедуры и оформления акта создается целая комиссия.

Обычно это бывает нужно, когда имущество (например, оборудование или приборы) имеет сложные технические характеристики. Для удостоверения того, что оно передается в надлежащем качестве, работающем состоянии и без каких бы то ни было поломок, дефектов и изъянов, в комиссию иногда включают и сторонних экспертов.

Основные моменты при заполнении формы ОС-1

Акт относится к первичной документации, к которой с 2013 года отменены строгие требования. Поэтому на сегодняшний день предприятий и организации имеют полное право составлять документ в произвольном виде, использовать шаблон, утвержденный внутри фирмы или заполнять ранее обязательную к применению стандартную унифицированную форму. Последний вариант удобен тем, что он включает в себя все нужные сведения, не требуется ломать голову над структурой и содержанием документа.

К необходимой информации в акте относят:

  • дату и номер создания;
  • реквизиты предприятий;
  • наименование основного средства, а также все, что касается его качества и количества.

Если получатель имущества не имеет претензий к поставщику, это нужно обязательно отметить, если же таковые претензии существуют, их необходимо описать во всех подробностях.

На что обратить внимание при оформлении акта

Сведения в документ можно вносить как на компьютере (при наличии электронной формы), так и от руки (шариковой ручкой, но не карандашом).

Важное требование, которое надо соблюсти обязательно: наличие подписей руководителей организаций или представителей, действующих от их имени (использование факсимильных подписей при этом недопустимо).

Заверять бланк при помощи штемпельных изделий нет строгой необходимости, поскольку с 2016 года юридические лица имеют право применять печати и штампы в своей работе только при том условии, что эта норма закреплена в их внутренних нормативно-правовых актах.

Документ создается как минимум в двух экземплярах (по одной для каждой из сторон сделки), но при надобности можно сделать и дополнительные копии.

Как и сколько времени хранить акт

По всем правилам сформированный и завизированный документ необходимо хранить вместе с договором. После того, как актуальность его истечет, его можно передать в архив предприятия, где он должен находиться период, установленный законодательством или внутренними нормативно-правовыми бумагами фирмы.

Образец оформления акта приема-передачи основных средств

Заполнение первой страницы акта

  1. Вначале документа отводится место для его утверждения руководителями предприятий, между которыми происходит прием-передача основных средств, с указанием их должностей и даты визирования.
  2. Далее вносятся данные об организации-получателе: ее полное наименование, адрес, сведения о расчетном счете и банке, в котором он открыт. Аналогичным образом в бланк вписывается информация о компании, которая передает имущество.
  3. В строке «Основание для составления акта» дается ссылка на договор – его номер и дату создания.
  4. После этого в акт вносятся еще две даты: принятия основного средства на бухгалтерский учет и его списания. Сюда же включается номер счета, по которому происходят все действия с данным имуществом и его инвентарный, заводской, амортизационный номера.
  5. В завершение оформления этой части акту присваивается номер, ставится дата его составления, пишется наименование передаваемого имущества, место его фактического нахождения на момент приема-передачи, и организация-изготовитель.

Все остальные сведения вносятся по мере необходимости.

Заполнение второй страницы акта

Вторая страница акта включает в себя три таблицы:

  1. В первую вписывается информация о состоянии объекта основных средств на момент приема-передачи: дата выпуска, ввода в эксплуатацию, ремонта, фактическое время использования, сумма износа, остаточная стоимость и стоимость приобретения по договору.
  2. Во вторую таблицу включаются сведения об объекте на дату принятия к бухучету: стоимость, оставшийся срок использования и метод высчитывания амортизации.
  3. Третья таблица касается некоторых особенностей имущества, в том числе наличия в нем драгметаллов.

Заполнение решения комиссии и подписи сторон

В следующую часть документа вписываются дата, а также результаты проведения испытаний передаваемого имущества и заключение комиссии, присутствовавшей при приеме-передаче.

Если к документу есть какие-то приложения (например, заключение эксперта), это необходимо отметить в отдельном пункте.

В завершение акт подписывают все члены приёмо-сдаточной комиссии, а также руководители и главные бухгалтера предприятий.

Читайте в статье:

  1. Когда оформляют
  2. Применяемая форма
  3. Как заполнить
  4. Образец заполнения

Заполнить акт ОС-1 нужно в отношении движимых объектов основных средств. Нельзя применять этот документ по объектам недвижимости (здания, сооружения и т. п.) — по ним оформляют акт ОС-1а, а также движимых объектов стоимостью менее 3000 рублей и движимого имущества библиотечного фонда.

Случаи оформления акта ОС-1

Документ используют для подтверждения операций приема-передачи указанных выше объектов основных. Компания-сдатчик оформляет его, передает объект согласно договору:

  1. Купли-продажи.
  2. Безвозмездной передачи.
  3. Мены.

Компания-получатель оформляет актом ОС-1 поступление объектов согласно указанным выше договорам, а также:

  1. По договору лизинга, когда согласно ему ОС числится на балансе лизингополучателя.
  2. При вводе в эксплуатацию объекта, созданного для собственных нужд.
  3. При вводе в эксплуатацию объекта, обнаруженного при инвентаризации.

Форма ОС-1

Форму ОС-1 и порядок ее заполнения Госкомстат утвердил 21 января 2003 года Постановлением № 7. Документ представляет собой акт приема-передачи.

Бухгалтер компании-сдатчика на основании этой формы списывает ОС со счета 01. И в следующем после ее составления месяце он прекращает амортизировать списанный объект и начислять по нему налог на имущество (при наличии обязанности по обложению объекта этим налогом).

Бухгалтер фирмы-получателя в следующем после составления акта месяце начинает амортизировать поступивший объект и начислять по нему налог на имущество (при наличии обязанности по обложению объекта этим налогом).

Для принятия объекта к учету в качестве амортизируемого имущества, его первоначальная стоимость должна быть не более 100 000 рублей.

Когда объект поступает в компанию, помимо акта ОС-1 нужно оформить на него инвентарную карточку (форма ОС-6) или инвентарную книгу (форма ОС-6б) — для малых предприятий.

Как заполнить акт ОС-1

Акт ОС-1 заполняет бухгалтер, ответственный за учет ОС. Основанием для заполнения служат следующие документы:

  1. Договор купли-продажи и другие, перечисленные выше.
  2. Приказ о создании комиссии для приемки ОС.
  3. Приказ о вводе ОС в эксплуатацию и установлении срока его полезного использования.
  4. Акт инвентаризации, если объект выявлен в ходе инвентаризации.

Приемную комиссию директор компании назначает приказом. Она устанавливает:

  • соответствие объекта техническим условиям;
  • необходимость доведения или доработки объекта до состояния, пригодного к использованию.

Количество экземпляров ОС-1 зависит проводимой с объектом операции.

  1. Передача (продажа) объекта. В таком случае бухгалтер компании-сдатчика оформляет два экземпляра.
  2. Получение. В таком случае бухгалтер компании-получателя должен составить один экземпляр.

Важно правильно заполнить разделы 1 и 2 акта. Первый предназначен для отражения информации по объектам, бывшим в эксплуатации. Во втором записи делает компания-получатель и только в своем экземпляре.

При нахождении объекта собственности двух и более компании, акт заполняют соразмерно доле каждого юридического лица. При этом в разделе «Справочно» вписывают информацию обо всех собственниках с указанием их доли.

Акт ОС-1 подписывают следующие должностные лица организаций — получателя и — сдатчика.

  • лица, ответственные за сдачу (прием) объекта;
  • главные бухгалтеры с обеих сторон;
  • члены приемной комиссии.

Отметим: при поступлении объекта новый владелец составляет еще один акт экземпляр акта ОС-1, помимо заполненных и представленных прежним собственником.

Экземпляр прежнего хозяина содержит данные только о его учете объекта. Но для принятия объекта новому собственнику необходимо указать свои сведения.

  1. Когда объект отражают на счете 08 к ним, относятся:
    • дата поступления объекта;
    • стоимость его приобретения;
    • иная информация от поставщика (в частности, срок фактической эксплуатации).
  2. Если объект отражают на счете 01:
    • срок полезного использования;
    • амортизационная группа;
    • метод начисления амортизации;
    • инвентарный номер;
    • первоначальная стоимость.

Акт ОС-1, полученный от передающей стороны, у получателя будет считаться аналогом накладной ТОРГ-12. И он будет служить основанием для составления собственного акта. К основаниям также относится техническая документация (инструкция, паспорт и т. п.).

При покупке объекта для перепродажи форму ОС-1 заполнять не нужно. Такое имущество считается товаром и не учитывается в составе основных средств. Поэтому и акт приемки-передачи как для ОС оформлять не требуется.

При при продаже объекта ОС передающая сторона обязана составить акт ОС-1 и передать один экземпляр принимающей стороне. В данном случае он является товаросопроводительным документом — аналогом накладной № ТОРГ-12. Ее применяют при закупке товаров.

Также отметим, при покупке объекта у физлица товаросопроводительный можно разработать самостоятельно (например, акт закупки у физического лица).

Поступление оформите актом ОС-1. Но в нем не требуется указывать реквизиты сдатчика и разделы «Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи» и «Сдал». Дело в том, что покупка производится не у юридического лица, для которого предусмотрены эти реквизиты, а само имущество до приобретения не являлось основным средством.

Форма ОС-1: образец заполнения

Ознакомьтесь с двумя примерами заполнения акта ОС-1: при поступлении и при выбытии объекта.

Заполнение ОС-1 при поступлении объекта

Заполнение ОС-1 при выбытии объекта

Также см. акт ввода в эксплуатацию оборудования (образец) >>

Назначение этого документа преследует лишь одну цель — доказать факт передачи и приема объекта — основного средства.

На практике акт применятся для введения имущества в эксплуатацию и постановки на инвентарный (бухгалтерский) учет в целях составления бухгалтерской отчетности.

Юридическая конструкция акта приемки-передачи основных средств

Сторонами акта выступают юридические лица и индивидуальные предприниматели по заключенным гражданско-правовым сделкам.

Юридическое значение акта сложно переоценить — он выступает гарантией исполнения условий заключенной сделки либо как доказательство в случае разногласий сторон сделки, вплоть до судебно-правового спора.

Законодатель не предусмотрел обязательную форму акта, однако само назначение акта диктует ряд правил к форме и содержанию его оформления, апробированных в практической деятельности.

Требования к форме акта предполагают изготовление его в виде документа, который:

  • утвержден подписями и печатями представителей каждой стороны сделки;
  • изготовлен в двух и более (при необходимости) экземплярах для каждой стороны.

С учетом необходимости указания индивидуально-определенных признаков объекта к акту в обязательном порядке подлежит приложению техническая документация на объект основных средств.

Обязательные к заполнению реквизиты акта

Существет ряд требований к заполнению акта.

В нем должны указываться:

  • полные данные сдатчика и получателя в акте, включая банковские реквизиты;
  • сведения о дате принятия и списания с инвентарного (бухгалтерского) учета;
  • номер акта и дата его составления;
  • полные данные об объекте, в том числе место его нахождения на момент приемки-передачи, а также при наличии таковой информация об организации-изготовителе;
  • указание на состояние объекта как на дату передачи, так и приемки к учету;
  • краткая характеристика объекта и при наличии другие его индивидуальные признаки;
  • в случае необходимости в акте требуется указывать результаты испытания объекта и наличие/отсутствие необходимости в его доработке.
  • отметки бухгалтерии о выбытии объекта, а также его принятии на учет с открытием инвентарной карточки с обязательным проставлением личной подписи главного бухгалтера/бухгалтера.

Следует отметить, что несмотря на отсутствие установленных требований к акту и с учетом специфики передаваемых и принимаемых объектов основных средств рекомендуется для проверки технического состояния объекта, установления его признаков, а также других характеристик создавать комиссии как для сдачи, так и для приемки.

Это позволит обеспечить более высокую степень достоверности содержания этого документа.

Ниже расположен типовой бланк и образец акта приемки-передачи основных средств вариант которого можно скачать бесплатно.