Алфавитный перечень опасных грузов

Автор статьи Евгений Сергеевич Кобзарь Время на чтение: 4 минуты АА

Опасные вещества используются в самых разных сферах деятельности, все они нуждаются в транспортировке, которая считается достаточно опасным процессом. В категорию опасных грузов относят химикаты, материалы химической и оборонной промышленности и многое другое.

Для перевозки опасных грузов были разработаны специальные правила, в соответствии с которыми осуществляется их транспортировка.

Железнодорожные перевозки опасных грузов

Опасными грузами считаются материалы, изделия и вещества, несущие потенциальную опасность для людей и животных, окружающей среды, материальных ценностей и т.д.

Существует специальная классификация опасных веществ, дополнительно они делятся на две подкатегории: опасные и особо опасные. Опасные вещества легко могут воспламениться или взорваться, взрыв провоцируется трением или детонацией.

В основе легковоспламеняющихся материалов лежат сжиженные в процессе охлаждения или растворённые под давлением газы. Такие вещества характеризуются повышенной чувствительностью к колебаниям температуры, при их транспортировке требуется соблюдение специального температурного режима, не следует допускать также их контакта с другими веществами и материалами.

Опасность представляют также выделяющие кислород материалы, которые воспламеняются при контакте с другими веществами.

Для перевозки опасного груза нужно знать Устав железных дорог.

Перевозка опасных грузов требует соблюдения определенных требований:

  • Выбор транспорта;
  • Тара должна соответствовать типу перевозимого груза;
  • Маркировка вагонов.

В целях предотвращения критических ситуаций следует ознакомиться с законодательством и правилами безопасности.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

Применение правил перевозки

Опасные грузы перевозятся в соответствии с установленными государственными и международными законами и постановлениями.

Правила действуют на территории стран, подписавших соглашение СМГС (Соглашение о Международном Грузовом Железнодорожном Сообщении) и обязательны к выполнению для сотрудников всех компаний, участвующих в организации транспортировки, а также для получателей и отправителей.

Общие требования:

  1. Приложение 2 к Соглашению. Данный вид грузоперевозок между государствами — участниками Содружества регламентируется этим документом, при необходимости транспортного сообщениями с остальными странами требуются дополнительные соглашения.
  2. Лицензия на перевозки. До погрузки, транспортировки и разгрузки опасных грузов допускаются только лицензированные компании. Для получения лицензии необходимо предоставить соответствующий пакет документов.
  3. Разрешение Министерства транспорта РФ. Документ, необходимый для перевозки опасных веществ.
  4. Разрешение МВД. Эта бумага требуется для транспортировки особо опасных грузов.

Особое внимание уделяется маршруту транспортировки — он должен пролегать в максимальной удалённости от жилых зданий и сооружений, предприятий, заповедников и т.д.

Скоростной режим определяется правилами передвижения на каждом участке следования поезда.

Перевозка требует соблюдения правил и инструкций.

Перечень допущенных к транспортировке опасных грузов указан в следующих документах:

  • Алфавитный указатель (приложение 2);
  • Перечень опасных грузов первого класса (приложение 10).

Грузы, не указанные в списке, но сходные по типу опасности и химическим характеристикам с перечисленными в списке веществами, должны быть отнесены к номеру ООН. Транспортировка осуществляется в данном случае в соответствии с условиями для этого номера ООН.

При отсутствии у груза признаков разрешенных к перевозке материалов, а также при наличии особых обстоятельств, устанавливаются дополнительные особые условия транспортировки.

Документы на перевозку

Отправитель предоставляет пакет документов на станцию отправки за сутки до даты отправления поезда.

На каждую отправку груза отправитель обязан предоставить ответственному работнику станции отправления накладную, оформленную в полном соответствии с требованиями СМГС и Правил перевозок опасных грузов железными дорогами.

Грузоотправитель должен указать в графе накладной «Наименование груза» код опасности (в соответствии с Приложением 2) и, через дробь, номер ООН. Обязательно указывается наименование опасного материала или вещества, № главного знака опасности, а скобках дополнительного и № аварийной карточки.

При перевозке взрывчатых веществ заполняется накладная ГУ-27е, иногда требуется предоставление комплекта документов, в котором предусмотрено оформление каждого вагона по отдельности.

Погрузка и доставка опасного груза на каждую станцию требует разрешения ее начальника или заместителя.

После получения разрешения в накладной проставляется отметка с указанием даты прибытия и отгрузки, также указывается продолжительность пребывания на станции и длительность погрузочно-разгрузочных работ.

На лицевой стороне пакета документов проставляется красный «ВМ», прописывается номер транспортируемого материала.

Транспортировка взрывчатых веществ с привлечением военизированных составов требует сопровождения ведомственной охраной отправителя или получателя.

При наличии ведомственной охраны на документах проставляется соответствующий штамп.

Перед автодоставкой опасного груза нужно изучить правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом. Их необходимо знать не только перевозчикам, но и собственникам груза.
Вы можете узнать как правильно заполнить CMR бланк . Ошибки, допущенные при заполнении документа, могут испортить настроение бизнесмену.

Сопровождение опасных грузов

В сфере производства опасных веществ уровень криминала часто выше, по сравнению с другими отраслями промышленности, поэтому компании-производители уделяют большое внимание безопасности и охране.
Перевозка опасных веществ — не исключение, сопровождение в данном случае обязательна для перевозки всех видов грузов, вне зависимости от вида транспорта.

Сопровождение и охрана считается вынужденной мерой, это необходимо для предотвращения выброса опасных веществ и материалов в атмосферу.

Правила работы в данном случае остаются прежними, но грузы находятся под повышенным контролем на протяжении всего маршрута следования, на всех его участках.

Сопровождение проводится по установленным стандартам, начиная от момента загрузки до выгрузки, охрана осуществляется квалифицированными специалистами.
Все сотрудники имеют разрешение на ношение и использование оружия, предусмотрена радио и мобильная связь.

Железнодорожная дорога на втором месте по востребованности при перевозке опасных грузов, многие транспортные компании отдают предпочтение именно этому варианту, что упрощает выбор перевозчика. Популярность железной дороги объясняется также не самым лучшим состоянием автодорог, транспортировка по которым связана с определённой опасностью сохранности грузов.

Железная дорога минимизирует любые риски и обеспечивает соблюдение всех сроков доставки, а знание правил и стандартов позволяет сэкономить время и минимизировать затраты.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Опасные грузы».

Автор статьи Евгений Сергеевич Кобзарь Стаж юридической практики более 23 лет. Специализируюсь на административном праве, коммерческой деятельности, судах и арбитражах, таможенном праве, адвокатуре. Написано статей 49

Бесплатная консультация по телефону:

Транспортировка опасных грузов – вид деятельности, сопряжённый с повышенной ответственностью за безопасность окружающей среды, материальных ценностей, здоровья работников, привлеченных к транспортировке грузов и рядовых граждан.

Опасными грузами называют любые материалы, среды и изделия, которые при нарушении правил перевозки способны нанести какой-либо вред окружающей среде. Классифицировать грузы как опасные помогают нормативные документы, перечень которых приведён в данной статье ниже. Включенные в общий список нормативные документы находятся в открытом доступе в различных справочно-правовых системах.

Перевозка опасных грузов проводится с учётом дополнительных мер предосторожности: обеспечивается защита от различных противоправных посягательств, организуется информирование участников движения о перевозке опасного груза, применяются специализированные технические средства, гарантирующие максимальную изоляцию опасных воздействий во внешнюю среду. Устанавливается допустимый скоростной режим, необходимые средства обеспечения, методики, квалификация работников, мера ответственности грузоперевозчика.

Наибольший объем перевозок опасных грузов приходится на сухопутный транспорт: автомобили различного тоннажа и железнодорожные вагоны. Это связано с наибольшим удобством и рентабельностью перевозок между промышленными предприятиями и различными химическими и ядерными объектами.

Крупные транспортные магистрали проходят через города и прочие населённые пункты, по пути следования опасных маршрутов встречаются крупные озёра и реки, что лишний раз доказывает недопустимость халатного отношения при обращении с опасными материалами и веществами.

Иными словами, основная задача всестороннего регламентирования процесса перевозки опасных грузов заключается в предотвращении аварий и несчастных случаев с последствиями любой степени тяжести.

Сфера перевозки опасных грузов регулируется государственными надзорными органами. Процесс перевозки регламентируется на всех этапах, начиная от получения груза транспортной организацией и заканчивая передачей груза получателю. Также, регламентируется документооборот, необходимые разрешения, сертификаты и заключения.

К нормативным документам, регламентирующим перевозку опасных грузов, относятся международные соглашения, постановления правительства, законы, кодексы, решения специальных комиссий, приказы и ГОСТ.

Существует несколько международных классификаций опасных грузов по различным параметрам. Более подробно изучить классификации можно обратившись к нормативным документам.

Например, классификация ДОПОГ (ADR) предусматривает деление всех опасных грузов на следующие классы:

1 класс — взрывчатые материалы и предметы;
2 класс — сжатые, сжиженные и растворённые под давлением газы;
3 класс — легко воспламеняющиеся жидкости;
4.1 класс — легко воспламеняющиеся твёрдые вещества;
4.2 класс — самовозгорающиеся вещества;
4.3 класс — вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при соприкосновении с водой;
5.1 класс — окисляющие вещества;
5.2 класс — органические пероксиды;
6.1 класс — ядовитые вещества;
6.2 класс — побочные продукты переработки животных и инфекционные вещества;
7 класс — радиоактивные материалы;
8 класс — коррозирующие вещества;
9 класс — прочие опасные вещества.

К основным документам, регламентирующим перевозку опасных грузов на территории Российской Федерации, относятся:

Международные соглашения

Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ-2015.

Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ-2013.

Европейское соглашение о дорожной перевозке опасных грузов ДОПОГ-2011.

ДОПОГ (Свидетельство о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы).

Постановления

Постановление Правительства РФ от 28.06.2012 N 648 «О лицензировании перевозок этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции».

Постановление Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 (ред. от 18.05.2015) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ АВТОМОБИЛЬНЫМ ТРАНСПОРТОМ».

Постановление Правительства РФ от 10.07.2009 N 720 г. Москва «Об утверждении технического регламента о безопасности колесных транспортных средств».

Кодексы

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015).

Законы

Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О наркотических средствах и психотропных веществах».

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Решения

Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (ред. от 28.05.2015) «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств».

Решение Комиссии Таможенного союза от 16.08.2011 N 770 «О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности пиротехнических изделий».

Приказы

Приказ Минтранса РФ от 04.07.2011 N 179 (ред. от 25.02.2015) «Об утверждении порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов».

Приказ Минтранса РФ от 09.07.2012 N 202 (ред. от 30.05.2014) «Об утверждении порядка выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, и утверждения курсов такой подготовки».

Приказ Минтранса РФ от 09.07.2012 N 203 (ред. от 30.05.2014) «Об утверждении порядка проведения экзамена и выдачи свидетельств о профессиональной подготовке консультантов по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».
Приказ Ростехнадзора от 25.03.2014 N 116 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением».

Приказ Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15 (ред. от 24.12.2013) «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей».
Приказ Минтранса РФ от 13.02.2013 N 36 (ред. от 17.12.2013) «Об утверждении требований к тахографам».
Приказ Минтранса РФ от 12.08.2011 N 211 «Об утверждении порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам».

Приказ Минтранса РФ от 8 августа 1995 г. N 73 «Об утверждении Правил перевозки опасных грузов автомобильным транспортом».

ГОСТ
ГОСТ 19433-88 Грузы опасные. Классификация и маркировка.
ГОСТ 26319-84 Грузы опасные. Упаковка.