Алкоголь в метро

В Оренбурге покупатели METRO Cash&Carry стали отказываться от клиентских карт, дающих возможность осуществлять покупки в центре мелкооптовой торговли. На адрес предприятий, в которых работают экс-покупатели, осуществившие приобретения для личных нужд как физлица, стали приходить счета на уплату налога на добавленную стоимость. Это не первая скандальная ситуация в истории российской экспансии METRO, аналогичные прецеденты уже были в Казани и Екатеринбурге.

Как стало известно «Ъ», в Оренбурге клиенты METRO Cash&Carry, который открылся 23 ноября, начали избавляться от клиентских карт, дающих возможность осуществлять покупки в этом ТЦ. Источник в руководстве оренбургского филиала ОАО «Сбербанк России» сообщил «Ъ», что были изъяты выданные сотрудникам карты METRO до выяснения обстоятельств финансовых отношений между Сбербанком и METRO. В инспекции ФНС Дзержинского района Оренбурга, на территории которого находится ТЦ, подтвердили, что часть городских предпринимателей, которые получили карты клиентов, действительно выражают серьезное недовольство по поводу политики METRO. «Цены в торговом комплексе невысокие, и представители оренбургских юридических лиц, получившие карты клиента, с радостью стали приобретать в METRO товары. А потом на адрес предприятий, в которых работают эти люди, стали приходить счета на уплату налога на добавленную стоимость», — пояснили «Ъ» в юридическом отделе районной налоговой. Заместитель начальника инспекции Дзержинского района УФНС области Лариса Полетаева сообщила «Ъ», что о фактах недовольства предпринимателей ей известно, но пока ни одной письменной жалобы от клиентов METRO им не поступало. Однако, несмотря на то что фискальные органы в курсе проблемы, комментировать законность подобной позиции METRO госпожа Полетаева не стала. В пресс-службе ООО «МЕТРО Кэш энд Керри» отказались прокомментировать ситуацию с оттоком клиентов в Оренбурге

Ъ METRO Cash & Carry была основана в Германии в 1964 году профессором Отто Байсхаймом, сегодня входит в торговое подразделение холдинга METRO Group, занимающего по объему продаж третье место в мире. Совокупное число работников в холдинге составляет около 250 000, общее количество магазинов — 2400 в 30 странах мира. В 2004 году объем продаж METRO Group составил 56,4 миллиардов евро. В холдинговую компанию входят шесть независимых подразделений, рознящихся по формату и регионам присутствия: METRO Cash & Carry — центры мелкооптовой торговли, гипермаркеты Real, супермаркеты Extra, Media Markt и Saturn — лидер европейского рынка по торговле электроникой и бытовой техникой, Praktiker — магазины стройматериалов «Все для дома» и универмаги Galeria Kaufhof. Развитие проекта METRO Cash & Carry в России официально началось 1 ноября 2000 года. В каждом магазине МЕТRО занято до 400 человек, около 1 500 поставщиков и производителей задействованы в формировании ассортимента из 20 000 наименований продовольственных и непродовольственных товаров Торговые площади МЕТRО достигают 10 000 кв. м. Сегодня в России открыты 27 торговых комплексов, последний из них был открыт в Оренбурге 23 ноября, его площадь — 7 тыс кв. м., ассортимент — около 25 тыс наименований, инвестиции в проект составили 17 тыс евро.

Ситуация в Оренбурге — следствие длительной рекламной кампании накануне открытия METRO, в рамках которой карты выдавались не только непосредственно индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, но и рядовым сотрудникам любых организаций Оренбурга. Причем в некоторых случаях руководители этих организаций даже не были в курсе того, что подчиненные стали клиентами мелкооптового ТЦ, в других — знали, но не знали о правилах работы METRO с клиентами

Руководитель оренбургской PR-компании «Маркетинговые технологии» Сергей Шаталов рассказал «Ъ», что к нему приходили представители METRO и вручили карту клиента, однако не объяснили, что, если он воспользуется их услугами, «Маркетинговые технологии» по итогам месяца получат счет, по которому будет необходимо заплатить НДС. «Консультанты не акцентировали внимание потенциальных владельцев карт на том, что у них в будущем возможны какие-то финансовые взаимоотношения с METRO», — рассказал господин Шаталов.
По словам сотрудников пресс-службы ООО «МЕТРО Кэш энд Керри», ситуация, в которой возможно двойное трактование стоимости товара, исключена. «МЕТРО не освобождено от уплаты НДС, а значит, обязано увеличивать цену своих товаров на сумму налога. Ценники в каждом из торговых центров МЕТРО представлены в едином формате, понятном для профессионального покупателя. ТЦ в Оренбурге — не исключение, на ценниках указана как цена без НДС, так и цена с НДС», — заявили в пресс-службе. «Зачем писать на ценнике товара две цены — с НДС или без НДС. Если, по словам представителей компании, они платят налог на добавленную стоимость с товара, по какой причине на витрине указывается и цена без учета налога? То есть все эти непонятные моменты приводят к тому, что у жителей Оренбурга ощущается нехватка информации. На мой взгляд, это только мешает бизнесу и вызывает непонимание», — считает господин Шаталов.

Ситуация в Оренбурге — не первая в истории региональной экспансии METRO. Аналогичные прецеденты больше года назад были в Казани и Екатеринбурге, в первые месяцы после открытия там ТЦ. В этих городах карточки были розданы сотрудникам множества организаций, в некоторых случаях без согласия руководства предприятий, в итоге клиенты приобретали товары не в качестве представителей предприятий, а в качестве физических лиц. Однако, с точки зрения METRO, все обладатели карт рассматриваются как представители юридических лиц, и товар считается приобретенным на организацию. Скандал в Екатеринбурге и Казани был связан с тем, что сотни предприятий города получили накладные на товары, приобретенные их сотрудниками для личных целей, что формально могло стать поводом для налоговых проверок. «Сложно сказать, кто виноват в этой ситуации: сотрудники организаций, за спиной начальства использующие реквизиты своих компаний, или неопытные сотрудники оренбургского METRO, не объяснившие специфику работы мелкооптового ТЦ. Вины METRO в конфликте я не вижу, эта компания на рынке давно, и у нее жесткие стандарты выстраивания отношений с клиентами», — считает эксперт из федеральной сети «Перекресток».
Михаил Антонов, Оренбург;
Елена Колычева «Ъ»