Аттестация педагогических

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия их занимаемой должности с 1 сентября 2013 г. фактически была приостановлена.

С 15 июня 2014 г. вступил в силу приказ Минобрнауки РФ от 7 апреля 2014 года № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом РФ 23 мая 2014 г., регистрационный № 32408 (далее – Порядок аттестации) (см. в блоге Аттестация педработников – новый порядок ).

Виды аттестации

Порядком аттестации установлены следующие виды аттестации педработников:

  • аттестация в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности;
  • аттестация по желанию педагогических работников в целях установления (I, высшей) квалификационной категории

На кого распространяется новый Порядок аттестации

Новый Порядок аттестации применяется при аттестации педработников всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в т.ч. негосударственных (частных) образовательных организаций, образовательных организаций учреждений здравоохранения, социального обслуживания и иных организаций, за исключением должностей педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу, т.е. распространяется непосредственно на педагогических работников образовательных организаций, а также организаций, осуществляющих обучение.

В соответствии с новым Порядком аттестации также проводится аттестация и тех педагогических работников, которые замещают эти должности по совместительству в той же или иной организации, а также в случаях, когда должности педагогических работников замещаются в порядке совмещения должностей, т.е. наряду с работой в той же организации, определенной трудовым договором (к примеру, наряду с основной работой в должностях руководителей организаций, их заместителей, руководителей структурных подразделений), а также наряду с основной работой в других должностях в той же организации.

Аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям

В соответствии с новым Порядком аттестации аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями образовательных организаций один раз в пять лет на основе оценки профессиональной деятельности педагога в соответствии с распорядительным актом работодателя.

Не подлежат аттестации педагогические работники:

  • имеющие квалификационные категории;
  • проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится аттестация;
  • беременные женщины;
  • женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам;
  • находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;
  • отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием.

Недопустимо также проведение аттестации педагогических работников «на входе в педагогическую профессию» после получения среднего или высшего профессионального образования по соответствующей специальности.

Аттестация женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам; лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков.

Аттестация лиц, отсутствовавших на рабочем месте более четырех месяцев подряд в связи с заболеванием, возможна не ранее чем через год после их выхода на работу.

Кем проводится аттестация

Согласно документу теперь аттестация педработников в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательными организациями (далее – аттестационная комиссия).

Состав аттестационной комиссии

В состав аттестационной комиссии входят председатель комиссии, заместитель председателя, секретарь, члены комиссии и в обязательном порядке — представитель выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации (при наличии такого органа).

К примеру, аттестационная комиссия может быть сформирована из числа работников организации, в которой работает педагог, представителей коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом организации (общее собрание (конференция) работников образовательной организации, педагогический совет, попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие).

О представлении

Для проведения аттестации на каждого педагога работодатель вносит в аттестационную комиссию представление, в котором содержатся следующие сведения о нем:

  • фамилия, имя, отчество (при наличии);
  • наименование должности на дату проведения аттестации;
  • дата заключения по этой должности трудового договора;
  • уровень образования и (или) квалификации по специальности или направлению подготовки;
  • информация о получении дополнительного профессионального образования по профилю педагогической деятельности;
  • результаты предыдущих аттестаций (в случае их проведения);
  • мотивированная всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности педагогического работника по выполнению трудовых обязанностей, возложенных на него трудовым договором.

После ознакомления с представлением педагогический работник по желанию может представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения, характеризующие его профессиональную деятельность за период с даты, предыдущей аттестации (при первичной аттестации — с даты поступления на работу).

О внеочередной аттестации

Возможности проведения для педработников внеочередной аттестации, к примеру, в случае наличия жалоб на ненадлежащее исполнение педагогическим работником должностных обязанностей (в том числе имеющим квалификационную категорию) Порядком аттестации не предусмотрены.

В этих случаях следует руководствоваться статьей 192 Трудового кодекса РФ, в соответствии с которой за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания — замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям.

С какими документами знакомится аттестуемый работник

Работодатель обязан ознакомить педработника под личную роспись:

  • с распорядительным актом, содержащим список работников организации, подлежащих аттестации, график проведения аттестации, — не менее чем за 30 календарных дней до дня проведения их аттестации по графику;
  • с представлением — не позднее, чем за 30 календарных дней до дня проведения аттестации.

При отказе педработника от ознакомления с представлением составляется акт, который подписывается работодателем и лицами (не менее двух), в присутствии которых он составлен.

Как проводится аттестация

Аттестация проводится на заседании аттестационной комиссии с участием педагога. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей от общего числа членов аттестационной комиссии.

В случае отсутствия педагога в день проведения аттестации на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам, его аттестация переносится на другую дату, и в график аттестации вносятся соответствующие изменения, о чем работодатель знакомит работника под роспись не менее чем за 30 календарных дней до новой даты проведения его аттестации. При неявке без уважительной причины аттестационная комиссия проводит аттестацию в его отсутствие.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, дополнительные сведения, представленные самим работником, характеризующие его профессиональную деятельность (в случае их представления).

Прохождение в ходе аттестации квалификационных испытаний в письменной форме, как это осуществлялось в соответствии с ранее действовавшим порядком, новым Порядком аттестации не предусматривается.

По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

  • соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника);
  • не соответствует занимаемой должности (указывается должность педагогического работника).

Решение принимается аттестационной комиссией в отсутствие аттестуемого работника открытым голосованием большинством голосов членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании. При прохождении аттестации педагогический работник, являющийся членом аттестационной комиссии, не участвует в голосовании по своей кандидатуре.

В случаях, когда не менее половины членов аттестационной комиссии, присутствующих на заседании, проголосовали за решение о соответствии работника занимаемой должности, педагогический работник признается соответствующим занимаемой должности.

Результаты аттестации педагогического работника, непосредственно присутствующего на заседании аттестационной комиссии, сообщаются ему после подведения итогов голосования.

Оформление результатов аттестации

Порядок аттестации в целях подтверждения соответствия занимаемой педагогом должности не предусматривает оформление на него аттестационного листа.

Результаты аттестации заносятся в протокол, подписываемый председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, который хранится с представлениями, дополнительными сведениями, представленными самими педагогами, характеризующими их профессиональную деятельность (в случае их наличия), у работодателя.

На педагогического работника, прошедшего аттестацию, не позднее двух рабочих дней со дня ее проведения секретарем аттестационной комиссии организации составляется выписка из протокола, содержащая сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) аттестуемого, наименовании его должности, дате заседания аттестационной комиссии организации, результатах голосования, о принятом аттестационной комиссией организации решении.

Работодатель знакомит педработника с выпиской из протокола под роспись в течение трех рабочих дней после ее составления.Выписка из протокола хранится в личном деле педагогического работника.

При переходе в другую образовательную организацию

Порядком аттестации не предусматривается сохранение результатов аттестации педработников, проводимой в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям при переходе в другую организацию. Следовательно, работодатель по новому месту работы вправе осуществлять аттестацию таких педагогических работников на общих основаниях и с соблюдением условий, предусмотренных Порядком аттестации.

О рекомендациях аттестационной комиссии

Аттестационные комиссии дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих» (приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 г. №761) и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Следовательно, работодатель, имея намерение принять на должность педагогического работника претендента, у которого отсутствует требуемое образование, но который, по мнению работодателя, обладает достаточным практическим опытом и компетентностью и может выполнять работу в должности, теперь вправе, руководствуясь пунктом 9 «Общих положений» квалификационных характеристик и пунктом 23 Порядка аттестации, для получения соответствующей рекомендации обращаться в аттестационную комиссию, в полномочия которой вменена такая функция, не создавая для решения таких вопросов специальную аттестационную комиссию. При этом роль аттестационной комиссии будет состоять в оценке возможностей претендента выполнять предусмотренные по этой должности обязанности с учетом опыта его предыдущей работы.

Поскольку прием на работу в указанных случаях обусловлен выполнением качественно и в полном объеме возложенных должностных обязанностей, чего заранее работодатель знать не может, то в целях проверки этих возможностей будущего работника аттестационная комиссия может включить предложение об установлении при заключении трудового договора испытательного срока в порядке и на условиях, установленных статьей 70 ТК РФ.

В таком же порядке на должность педагогического работника может быть принят выпускник, получивший среднее или высшее профессиональное образование, но претендующий на должность не по полученной специальности, только без установления испытательного срока.

Применение пункта 9 раздела «Общие положения» квалификационных характеристик должностей работников образования следует осуществлять без употребления слов «в порядке исключения» по аналогии с тем, как это было установлено приказом Минздравсоцразвития России от 25 октября 2010 г. № 921н, которым внесены изменения в Порядок применения Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 9 февраля 2004 г. № 9.

Если принято решение о несоответствии работника занимаемой должности

Результаты аттестации о несоответствии педагога занимаемой должности могут послужить основанием для его увольнения в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 ТК РФ.

Однако, увольнение по данному основанию не является обязательным, но допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья (часть 3 статьи 81 ТК РФ).

Кроме того, не допускается увольнение по данному основанию (т.е. в соответствии с частью 3 статьи 81 ТК РФ) педагогических работников из числа лиц, указанных в части четвертой статьи 261 ТК РФ (к примеру, женщины, имеющей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет или малолетнего ребенка до 14 лет и в ряде других случаев).

Что касается педагогических работников, квалификация которых не соответствует требованиям к направлению профессиональной подготовки, предусмотренной квалификационными характеристиками: «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо деятельности в образовательном учреждении, то это не может явиться причиной для их увольнения в связи с несоответствием работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, если это не подтверждено результатами их аттестации.

Об апелляции

Результаты аттестации в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки и профессиональной деятельности педагогический работник вправе обжаловать в соответствии с законодательством Российской Федерации.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е. В. Пискунова,

доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики

Н. Б. Лисовская, кандидат психологических наук, доцент кафедры организационной психологии

Е. А. Трощинина, ассистент кафедры организационной психологии

АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ КАК СПОСОБ ОЦЕНКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сегодня в разных сферах деятельности широко применяются различные процедуры аттестации сотрудников, используются рейтинговые принципы учета персональных достижений. Все эти действия направлены на повышение качества деятельности, адекватной решаемым задачам. Это один из важнейших инструментов развития, а не просто автономный акт оценки. В сфере образования тенденция применения аттестационных процедур к педагогическим работникам обозначилась достаточно давно, но в последние годы она стала складываться в новую систему в контексте перманентных процессов модернизации образования. Актуальность проблемы совершенствования системы государственной аттестации педагогических и руководящих кадров обусловлена, с одной стороны, необходимостью повышения качества подготовки выпускников общеобразовательных школ в условиях глобализации и интеграции национальных экономик, с другой — потребностью обеспечения инновационных процессов в общеобразовательных учреждениях в условиях создания единого образовательного пространства.

Усовершенствованная технология аттестации отражает механизм, в котором с помощью экспертов в исследовательскую работу различного уровня и характера включено большинство педагогов и учреж-

дений. Эта модель аттестации поможет: создать в школе благоприятную рабочую обстановку, атмосферу заинтересованного внимания к достижениям каждого; выявить профессиональную компетентность педагогов, сделать уровень профессионализма каждого учителя проявленным для самого себя и окружающих; наметить перспективы профессионального роста педагогов. Такая технология содержит в себе перспективы принципиально новой в аттестации психологической составляющей, которая должна помочь не только измерять и оценивать, но и прогнозировать, проектировать, формировать и мотивировать педагогическую деятельность.

Система аттестации является механизмом мобилизации внутренних ресурсов образования; оптимизации организационных форм, экономических и управленческих механизмов; использования разнообразных форм обеспечения обновления профессионального образования. Новая модель аттестации предполагает наращивание и эффективное использование информационных, технологических, научных, организационных ресурсов; развитие системы социального партнерства в сфере образования.

Новый порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений вступил в действие с 1 января 2011 г. в со-

ответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 24. 03. 2010 № 209.

Цели новой системы аттестации педагогических работников: стимулирование повышения качества образования через обеспечение карьерного роста учителей, работающих более результативно.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Условия достижения цели аттестации педагогических работников:

• основанием аттестации должна быть, прежде всего, реальная результативность работы педагога, понимаемая в соответствии с современными представлениями о качестве образования;

• результаты аттестации должны существенным образом сказываться на определении базовой части оплаты труда учителя (то есть «разрыв» в заработной плате между отдельными категориями должен быть значительным). Это означает, что «предметом» аттестации должна быть способность педагога обеспечивать определенный, качественно заданный уровень результативности, и этот уровень должен быть «прописан» через характеристики достижений детей и «педагогических условий»;

• чтобы аттестация педагогов стала более объективной, чувствительной к качеству образования и его новым параметрам, процедура ее проведения должна стать открытой и прозрачной, в частности за счет возможности участия общественности и независимых экспертов. Анализ существующего опыта в области модернизации аттестации педагогических кадров показывает, что основная проблематика может быть сформулирована таким образом: как одновременно сделать эту процедуру как можно более объективированной и прозрачной (то есть форма-

лизовать работу экспертов), и в то же время — открытой к инновационным формам педагогической деятельности, во-первых. Во-вторых, как обеспечить эту процедуру соответствующим научно-методическим и практическим сопровождением, дающим возможность педагогу включиться в процесс непрерывного профессионального развития, в необходимые формы повышения квалификации, а затем и аттестации.

Это особенно важно учитывать, так как поиск новых форм аттестации задается двумя векторами:

• Новые формы аттестации должны быть способными учесть весь спектр деятельностей и достижений педагогов.

• Новые формы аттестации должны моделировать существенные стороны профессиональной деятельности педагога.

Наиболее релевантными представляются

две формы аттестации: сбор профессионального портфолио педагога и защита профессионального проекта. При этом портфолио должно быть обязательной частью аттестации, а защита профессионального проекта может вводиться для перехода к высшей категории и подтверждения высшей категории, а также для перехода к категории.

Каким образом проходит аттестация педагогических работников? Рассмотрим аттестационные процедуры на материалах региона Санкт-Петеребург.

Педагогические работники в ходе аттестации проходят квалификационные испытания в письменной форме по вопросам, связанным с осуществлением ими педагогической деятельности по занимаемой должности.

Испытание в форме тестирования обеспечивает возможности оценки, классификации и аттестации уровня знаний, умений и навыков аттестуемых по различным образовательным областям. Адаптивная среда тестирования позволяет сформировать неограниченное число банков тестовых заданий различной структуры и содержания. В связи с этим тестовые задания без указания

ответов и список литературы для подготовки к экзамену являются открытыми для аттестуемого. Таким образом, тестирование позволит обеспечить объективную оценку квалификации каждого аттестуемого.

По содержанию квалификационный тест для педагогического работника включает вопросы по следующим разделам инвариантно:

• педагогика и философия образования;

• психология;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса;

• обеспечение безопасности и сохранения здоровья учащихся.

Содержание и методика преподавания предметной области является вариативной (изменяемой) частью испытания.

Кроме тестового испытания, санкт-петербургские педагоги должны быть готовы к представлению портфолио профессиональной деятельности педагогического работника. Известно, что портфолио представляет собой способ фиксации, накопления и оценки индивидуальных достижений за определенный отрезок времени. Портфолио в одно и то же время должно ориентироваться на формализуемые показатели, позволяющие сопоставлять достижения педагогов, и носить открытый характер, т. е. быть чувствительным к появлению инновационных видов профессиональной активности. Основная цель портфолио — проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, обеспечить мониторинг профессионального роста педагогического работника.

Аттестация педагогических работников сегодня — это не столько формальная процедура, сколько составляющая самооценки профессиональных достижений, самоанализа педагогических проблем и задач, решение которых осуществлялось в межат-тестационный период. Можно говорить об аттестации как о комплексном, непрерывном и индивидуальном процессе оценки деятельности педагога, руководителя,

подчеркивая, что предметом такой оценки должны стать главным образом достижения педагогов и учреждения. В процессе аттестации главная задача диагностики деятельности учителя состоит не в том, чтобы дать ему экспертную оценку извне, а в том, чтобы стимулировать его к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный учитель всегда ориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желаний самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации.

И если мы говорим об аттестации, то, прежде всего, необходимо, чтобы она из многообразия форм отчетности приобретала черты эффективного педагогического механизма развития личности, ее самореализации в комфортных условиях. Встают вопросы: как создать условия для того, чтобы учитель сам захотел измениться? Как организовать аттестацию, чтобы она стала инструментом саморазвития? Как будет выглядеть механизм оказания учителю психологической помощи, исходя из того, что ее содержанием должна быть коррекция его собственной активности в сторону этого развития?

Одна из основных целей аттестации состоит в постепенном формировании у аттестуемых внутренней готовности к осознанности и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самостоятельно находить личностно значимые смыслы в конкретной профессиональной деятельности.

Таким образом, результаты аттестации должны быть личностно значимы для учителя. Он должен испытывать потребность в том, чтобы его оценивали в соответствии с принятыми критериями, и доверять этим критериям. Кроме этого он должен ориентироваться в существующих системах

оценок и быть знаком с организационной стороной аттестации. В ходе аттестационного процесса учитель получает положительный опыт самореализации в рамках деятельности («ситуация успеха»). Постоянно осуществляется самооценка учителя, которая входит в структуру аттестационного процесса.

Эта самооценка многоаспектная, т. е. одновременно является результативной — учитель самостоятельно на протяжении определенного периода фиксирует, отмечает количественные показатели; аналитической — учитель анализирует собственные успехи и неудачи, оценивает субъективный уровень сложности образовательного процесса, называет причины возникающих трудностей. Кроме этого он может оценивать эффективность своей работы за определенный период; рефлексивной — предметом оценки выступают собственные чувства и эмоции учителя, которые он испытывает по отношению к образовательному процессу в целом; прогностической — учитель способен наметить перспективы своих достижений.

Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений должна способствовать: развитию профессиональной культуры педагогических и руководящих работников; ориентации педагогических кадров на освоение современных психолого-педагогических, информационных технологий; апробации современных образовательных моделей; инициации и реализации профессиональноличностного потенциала работников системы образования; повышению уровня и качества образования в системе образовательных учреждений.

При этом необходима связь аттестации с комфортностью образовательной среды. Под комфортностью следует понимать атмосферу спокойствия, доброжелательности и поддержки, которую должен чувствовать каждый учитель, оказавшийся в ситуации оценки и контроля.

В настоящее время пересматриваются и психологические принципы организации аттестации. Аттестационная процедура большинством учителей часто воспринимается как стрессовая, что находит свое отражение в отношении к аттестации. Чтобы избежать стресса, учителю необходимо заранее начать подготовку к аттестации. Состояние готовности включает в себя несколько компонентов: интеллектуальный — понимание обязанностей, задач, знание средств, необходимых для достижения актуальных целей, и прогноз ее успешности; эмоциональный — уверенность в успехе, чувство ответственности; мотивационный — интерес, стремление успешно выполнить поставленную задачу; волевой — мобилизация сил, сосредоточенность на мероприятии, преодоление сомнений.

Между тем в предаттестационной деятельности формирование готовности к самому факту аттестации осложняется тем, что разные компоненты состояния готовности могут иметь противоположную направленность. Так, между интеллектуальным и эмоциональным компонентами могут возникнуть дисгармоничные отношения.

Итак, аттестация осложняется определенными трудностями и проблемами, среди которых можно выделить следующие: неумение анализировать все компоненты своей педагогической деятельности; неумение управлять своими психическими состояниями и преодолевать психические барьеры; недостаточное понимание как своих индивидуально-психологических особенностей, так и особенностей учащихся и неумение их учитывать.

В силу этого одной из самых важных задач аттестации должна стать профилактика и снятие стрессового состояния аттестуемых. Эксперт, используя свою психологическую компетенцию, должен разобраться в состоянии педагога и сделать соответствующие выводы при отборе средств и методов работы с ним.

Диагностика уровня профессиональной компетентности работника важна и нужна не как самоцель, а как средство выявления уровня профессионализма всего коллектива образовательного учреждения, его педагогического потенциала, возможностей коллектива в реализации выдвинутых целей развития учреждения.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием для определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы по психологическому и методическому сопровождению его профессиональной деятельности .

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании, и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяются как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу. Развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования .

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время актуальность приобретает идея выбора содержания и форм методической работы на основе образовательных запросов.

Нами было проведено исследование, посвященное изучению самооценки и профессионально-важных качеств учителей общеобразовательных школ Санкт-Петербурга.

Объектом исследования явились учителя и руководящие работники общеобразовательных школ Санкт-Петербурга. Выборка была разделена на две группы. В первую группу вошли учителя высшей квалификационной категории, во вторую — учителя II и I квалификационной категорий.

Готовность к саморазвитию является одним из важных компонентов в структуре компетенции современного педагога. Обратимся к описанию результатов сравнительного анализа уровня парциальной готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию у учителей разных квалификационных категорий.

В результате исследования было установлено, что у педагогов высшей категории способность к саморазвитию ниже по сравнению с учителями I и II категорий. Можно предположить, что учителя I и II категорий стремятся приобрести более высокую категорию и в связи с этим демонстрируют более высокий уровень готовности к профессионально-педагогическому саморазвитию.

Также было проведено изучение стилей педагогического общения у учителей разных квалификационных категорий.

Специфика педагогического общения обусловлена различными социально-ролевыми и функциональными позициями его субъектов. В процессе педагогического общения учитель прямо или косвенно осуществляет свои социально-ролевые и функциональные обязанности по руководству процессом обучения и воспитания. Стиль общения в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в учебной группе.

Максимально выраженным стилем педагогического общения у учителей I и II кате-

горий является стиль активного взаимодействия, что характеризует их как педагогов, постоянно находящихся в диалоге с обучаемыми, легко схватывающих изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирующих на них; на втором месте — стиль «дифференцированное внимание», для которого характерно избирательное отношение с обучаемыми, ориентированность не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим, на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров, и третье место занимает диктаторский стиль, поведенческими проявлениями которого являются отстранённость педагога от аудитории и отсутствие личностного взаимодействия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наиболее выраженным стилем педагогического общения у учителей высшей квалификационной категории также является стиль активного взаимодействия; затем — диктаторский стиль, не предполагающий личностное взаимодействие с учениками, и стиль «дифференцированное внимание», проявляющихся в избирательном взаимодействии с отдельными учащимися. Были выявлены значимые различия по показа-

телям «дифференцированное внимание» и «активное взаимодействие», что свидетельствует о том, что педагоги I и II категорий в большей степени используют данные стили взаимодействия по сравнению с педагогами высшей категории.

В результате проведенного исследования было доказано, что самооценка профессиональной деятельности и личностных особенностей у учителей разных квалификационных категорий различается по степени объективности.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать вывод, что в структуру аттестационного процесса педагогических работников должна быть включена периодическая многоаспектная самооценка профессиональной компетентности, ее деятельностной и личностной составляющей. Также необходима разработка системы психологического сопровождения учителя как в процессе аттестации, так и в межат-тестационный период. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о привлечении специалистов-психологов к участию в аттестационных процедурах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компетентностный подход: опыт европейских вузов / Электронный сборник переводных материалов. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007.

2. Лукьянова М. Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе работы // Педагогика. 2005. № 10. С. 56.

3. Михалевская Г. И. Педагогические умения. СПб., 2001.

4. О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 393 от 11.02.2002.

И. А. Мартьянова,

профессор кафедры русского языка

КОНЦЕПЦИЯ КУРСА И УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «РУССКИЙ ЯЗЫК ДЛЯ ПЕРЕВОДЧИКОВ»

С 2008 г. в Высшей школе перевода Гер-ценовского университета, готовящей специалистов для различных международных и российских учреждений и организаций, преподается практический курс русского языка.

Современному переводчику предъявляется целый комплекс требований: он должен обладать языковой, социолингвистической, дискурсивной, стратегической компетенцией на уровне говорения, аудирования и письма (Беляева 2007: 31). Это

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» аттестация педагогических работников проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.

Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Проведение аттестации в целях установления квалификационной категории в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, педагогических работников муниципальных и частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, проведение данной аттестации осуществляется аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Федеральный закон № 273-ФЗ устанавливает, что аттестация педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми такими организациями, а аттестация в целях установления квалификационной категории – аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство образования и науки Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 49 Федерального закона разработало проект приказа «Об установлении Порядка аттестации педагогических работников», который проходит стадию правовой экспертизы и согласования с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

До издания и вступления в силу данного приказа на основании ч. 5 ст. 111 Федерального закона № 273-ФЗ применяется в части непротиворечащей Федеральному закону Порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 209 (далее – Порядок аттестации).

Несмотря на то, что Порядком аттестации предусматривается регулирование аттестации педагогических работников только государственных и муниципальных образовательных учреждений, это не может являться основанием для отказа в принятии заявления педагогического работника частной организации, осуществляющей образовательную деятельность, о проведении аттестации в целях установления квалификационной категории со стороны аттестационной комиссии, сформированной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Такое заявление должно быть принято, а аттестация проведена аттестационной комиссией, сформированной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Порядок проведения аттестации педагогических работников частных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в целях установления квалификационной категории аналогичен порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотренному разделом IV Порядка аттестации, который подлежит применению, поскольку не противоречит Федеральному закону.

Учитель – это одна из тех профессий, обучение которым не заканчивается стенами училища, колледжа или университета. Педагог повышает квалификацию в течение всего периода работы в системе образования. Регулярно появляются новые методики, совершаются научные открытия, обновляется база знаний, которыми должен обладать любой современный человек. Кроме того, уровень квалификации педагогического работника является одним из критериев профессиональной деятельности учителя, а достижение высокого уровня профессионализма возможно, в том числе, благодаря обучению на курсах повышения квалификации. Прохождение аттестации с одной стороны позволяет проверить уровень квалификации педагогического работника, а с другой – имеет целью стимулировать педагогов регулярно повышать свою квалификацию, готовить учеников к олимпиадам и конкурсам, делиться накопленным методическим опытом во время выступлений на конференциях и семинарах, а также при помощи написанных учителем статей.

Проблема повышения квалификации и аттестации педагогических работников является актуальной для большинства развитых стран. Приобретение учителем новых знаний, умений и навыков, освоение новых методик отражает как интересы самого учителя, так и потребности государства в квалифицированных работниках образования.

Вопрос повышения квалификации и аттестации педагогических работников поднимается не только в Российской Федерации. Проанализировав систему повышения квалификации учителей в разных странах мира Н.Н. Джемилева приходит к выводу, что подход к подготовке учителей в основном ведется дифференцированно: существует обучение для 1) начинающих учителей, 2) опытных, но неквалифицированных педагогов, 3) не имеющих педагогического опыта дипломированных специалистов, 4) квалифицированных педагогов, имеющих педагогическое образование и опыт работы . Повышение квалификации педагогических работников осуществляется на базе школ, специальных центров, вузов и других учреждений образования взрослых.

Так, в США учителя повышают квалификацию в рамках краткосрочных и долгосрочных курсов при школах, колледжах и университетах как с отрывом, так и без отрыва от работы. А.А. Хатюшина отмечает, что в американской системе повышения квалификации активно применяется супервайзерство, профессиональные тренинги и модульные технологии . Для аттестации учителей, руководителей школ и преподавателей высших учебных заведений применяется так называемая «служебная оценка». Также для соблюдения объективности учитываются шесть параметров успешности педагогического работника: качество учебных занятий, самооценка учителя, мнение учеников, мнение родителей, оценка коллег и оценка администрации образовательного учреждения.

Повышение квалификации учителей Германии по утверждению О.С. Гладковой берет начало в XIX веке, когда университеты и союзы учителей работали над углублением полученных педагогами первичных знаний и приведением их в соответствие с актуальным развитием общества . Современное повышение квалификации педагогических работников в Германии включает посещение очных курсов и участие в дистанционных программах, семинарах, мастер-классах и мастерских. В ходе аттестации оценивающие лица знакомятся с заранее подготовленным «блоком данных», включающим документацию учителя (планы уроков, отчеты о проделанной работе) и фактический материал (наблюдение и общение с аттестуемым педагогом) . При проверке учитываются итоги предыдущей аттестации учителя, внутришкольные служебные перемещения, поощрения и участие в научной и административной сферах деятельности. Кроме того, сотрудник, назначенный руководителем школьного отдела, посещает от одного до трех уроков аттестуемого учителя. Важно отметить, что в немецкой процедуре аттестации педагогического работника участвует «доверенное лицо» (например, коллега), как гарант соблюдения прав и интересов учителя.

По утверждению Н.Н. Джемилевой полноценная система повышения квалификации педагогических работников, имеющая государственную поддержку, начала свое существование в нашей стране в 20-х годах XX века . В настоящее время самой распространенной организационной формой повышения квалификации учителей в России можно назвать курсы в разной форме: очной, очно-заочной, заочной, вечерней, дистанционной, а также в виде стажировок. Во многих государствах, в том числе в России, система повышения квалификации обладает тремя функциями: адаптационной, компенсаторной и инновационной . Адаптационная функция подразумевает в адаптации педагогических работников к ситуациям в современном образовательном пространстве, компенсаторная функция заключается в компенсации пробелов, недостатка знаний, умений, навыков, методической подготовки учителя, в свою очередь инновационная функция отражает необходимость психологической подготовки педагога к использованию в обучении результатов научно- технического прогресса, а также готовность к творческому осмыслению преподаваемого предмета. Н.Н. Джемилева выделяет общие проблемы системы повышения квалификации педагогических работников, к которым можно отнести проблему сознательности и мотивации, зависимость учителей от профессионализма обучающих их специалистов, отсутствие разнообразия курсов, а также отсутствие равного доступа педагогических работников к программам повышения квалификации . Последняя проблема частично решается введением дистанционных курсов, удобных для учителей как в плане доступа к содержанию программы, так и в плане отсутствия жестких ограничений по времени.

Схема прохождения аттестации педагогическими работниками в нашей стране менялась несколько раз в связи с изменениями в системе образования. Кроме того, процедура аттестации несколько отличается в разных регионах Российской Федерации, в целом подчиняясь положениям Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Трудового кодекса Российской Федерации, а также нормативным документам Министерства образования и науки Российской Федерации и Комитетов по образованию конкретных регионов.

Приказ Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 определяет основные задачи проведения аттестации, состоящие в стимулировании регулярного повышения квалификации педагогических работников, профессионального, личностного роста, и, как результат, повышение эффективности и качества работы педагогов, а также обеспечение дифференциации размеров заработной платы в зависимости от категории и объема педагогической работы.

Аттестация на соответствие занимаемой должности проводится аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми образовательной организацией. По результатам аттестационных испытаний может быть принято одно из двух решений: соответствует или не соответствует занимаемой должности. Необходимо отметить, что в приказе перечислены категории педагогических работников, не проходящие процедуру аттестации на соответствие занимаемой должности. К таким педагогическим работникам относятся те, кто имеет присвоенные квалификационные категории, проработал в занимаемой должности в данной организации менее двух лет, беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет (могут пройти аттестацию спустя два года после выхода из соответствующего отпуска), отсутствовавшие на рабочем месте в связи с заболеванием более четырех месяцев подряд (могут пройти аттестацию не ранее года после выхода на работу).

Аттестация педагогических работников с целью присвоения квалификационной категории проводится по желанию работников комиссиями, которые формируются федеральными органами исполнительной власти. Квалификационная категория устанавливается сроком на пять лет, действует при переходе работника в другое образовательное учреждение, в том числе находящееся в другом субъекте Российской Федерации и не продлевается автоматически. Педагогические работники могут подать заявление на установление квалификационной категории все зависимости от продолжительности работы в образовательной организации, в том числе во время отпуска по уходу за ребенком. В приказе Минобрнауки от 7 апреля 2014 года №276 указаны требования, предъявляемые к кандидатам на получение квалификационных категорий, в целом заключающихся в достижении учениками стабильных положительных результатов или положительной динамики в обучении и независимых мониторингах, выявлении и развитии учителем способностей к научной, творческой или физкультурно-спортивной деятельности, личном активном участии в работе методических объединений, профессиональных конкурсах и транслировании своего методического опыта. По результатам прохождения аттестации комиссия принимает одно из следующих решений: установить первую (высшую) квалификационную категорию или отказать в установлении первой (высшей) квалификационной категории. Важно отметить, что если срок действия первой категории не окончен, а по решению аттестационной комиссии педагогическому работнику отказано в установлении высшей категории, первая категория сохраняется за работником.

Повышение квалификации педагогических работников в Санкт-Петербурге в соответствии с Законом об образовании проводится минимум раз в три года в учебных заведениях, имеющих соответствующие лицензии и аккредитации на ведение подобного рода деятельности. В том случае, если образовательное учреждение направляет педагога на курсы, обучение оплачивается из средств школы, заложенных на повышение квалификации. Кроме того, учитель вправе самостоятельно выбрать курсы по интересующей его тематике и пройти обучение за свой счет. Отметим, что решение по выбору коммерческих курсов, оплачиваемых из личного бюджета, является правом педагогического работника, а не его обязанностью.

Согласно распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 29.01.2014 №189-р, а также распоряжению Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 31.10.2016 №3072-р вводится персонифицированная модель повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений. К преимуществам такой модели можно отнести адресное финансирование курсов повышения квалификации для конкретного педагогического работника; создание условий конкуренции учреждений дополнительного профессионального образования (далее – ДПО); создание условий свободного выбора учителем учреждения, где он будет проходить повышение квалификации; оптимальное использование региональных учреждений ДПО, университетов, а также государственных и частных образовательных организаций. Персонифицированная модель повышения квалификации состоит из шести этапов. Первый этап включает проведение мониторинга и анализа с целью выявления актуальных направлений и квот на повышение квалификации учителей. Второй этап подразумевает привлечение организаций, имеющих лицензию на ведение образовательной деятельности, к реализации персонифицированной модели. На третьем этапе необходимо определить состав экспертной комиссии, занимающейся вопросами повышения квалификации. На четвертом этапе осуществляется сбор заявок образовательных организаций и проведение экспертизы программ. Пятый этап подразумевает сбор заявлений педагогических работников на курсы повышения квалификации и прохождение обучения в соответствии с программами. Наконец, шестой этап представляет собой рефлексию в форме анкетирования учителей, прошедших курсы повышения квалификации, а также обучающих организаций. Отметим, что на современном этапе количество заявок от школ в разы превышает возможности организаций, осуществляющих обучение педагогических работников по программам ДПО.