Аттестация учителей в 2018

Образец -Заявления-на-первую-высшую квалификационную-категорию

В областную аттестационную комиссию

комитета образования и науки Курской области

Петровой Ольги Ивановны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов № 3″ г. Курска

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 2016году на первую квалификационную категорию по должности (должностям) «учитель».

«__» _____________ 20__ г. Подпись ___________

Телефон дом. __________, сл. ___________

Дополнительно о себе сообщаю следующие сведения:

образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация)

высшее профессиональное, 1979 г., Курский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы средней школы

стаж педагогической работы (по специальности) — 35 лет,

в данной должности — 32 года; в данном учреждении — 25 лет.

В настоящее время (имею первую (высшую)квалификационную категорию, срок ее действия до 15.10.2016 г.) или (квалификационной категории не имею).

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к первой квалификационной категории:

имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией (школой, гимназией, лицеем, колледжем, техникумом):указатьрезультаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования;

имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 1> (указать результаты участия обучающихся в российских и международных тестированиях знаний, указать результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ)), других форм мониторинга системы образования;

выявляю развитие способностей у обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности: указать результаты участия обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в межаттестационный период;

вношу личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирую в педагогических коллективах опыт практических результатов своей профессиональной деятельности:указать форму участия, место, год;

активно участвую в работе методических объединений педагогических работников организации: указать форму участия, место, год.

Имею следующие отраслевые награды, звания, ученую степень, ученое звание:

значок «Отличник народного просвещения»,1990 г.,

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2006 г.

Сведения о повышении квалификации (где и когда были пройдены курсы повышения квалификации): ОГБУ ДПО КИРО , 2016г.

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии (без моего присутствия) (нужное подчеркнуть).

Электронный адрес сайта ОО: www.uchitel

Электронный адрес персонального сайта: www.petrowaoi

Согласен на обработку указанных выше моих персональных данных, которые будут использоваться при проведении процедуры аттестации.

В областную аттестационную комиссию

комитета образования и науки Курской области

Петровой Ольги Ивановны,

учителя русского языка и литературы

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа

с углубленным изучением

отдельных предметов № 3″ г. Курска

ЗАЯВЛЕНИЕ

Прошу аттестовать меня в 2016году на высшую квалификационную категорию по должности (должностям) «учитель».

«__» _____________ 20__ г. Подпись ___________

Телефон дом. __________, сл. ___________

Дополнительно о себе сообщаю следующие сведения:

образование (когда и какое образовательное учреждение профессионального образования окончил, полученная специальность и квалификация)

высшее профессиональное, 1979 г., Курский государственный педагогический институт, русский язык и литература, учитель русского языка и литературы средней школы

стаж педагогической работы (по специальности) — 35 лет,

в данной должности — 32 года; в данном учреждении — 25 лет.

В настоящее время (имею первую (высшую) квалификационную категорию, срок ее действия до 15.10.2016 г.) или (квалификационной категории не имею).

Основанием для аттестации на указанную в заявлении квалификационную категорию считаю следующие результаты работы, соответствующие требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории:

имею положительную динамику освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых образовательной организацией (школой, гимназией, лицеем, колледжем, техникумом):(указать динамику обученности, качества знаний обучающихся за последние три года);

мои обучающиеся достигают положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 1> (указать результаты участия обучающихся в российских и международных тестированиях знаний, указать результаты ГИА (ЕГЭ, ОГЭ)), других форм мониторинга системы образования;

выявляю и развиваю способности обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях (указать результаты участия обучающихся в научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности в межаттестационный период);

вношу личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивное использование новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной (указать, какие технологии продуктивно используются в работе; указать форму (выступление, участие, разработанный проект, семинары, конференции, мастер — класс, презентация опыта педагогической деятельности;тематику и форму экспериментальной или инновационной деятельности, степень участия)

активно участвую в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах (указать форму участия, год; указать форму, вид разработанных материалов, год; название конкурса, результат участия, год).

Имею следующие отраслевые награды, звания, ученую степень, ученое звание:

значок «Отличник народного просвещения»,1990г.,

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2006 г.

Сведения о повышении квалификации (где и когда были пройдены курсы повышения квалификации): ОГБУ ДПО КИРО 2016г.

Аттестацию на заседании аттестационной комиссии прошу провести в моем присутствии (без моего присутствия) (нужное подчеркнуть).

Электронный адрес сайта ОО: www.uchitel

Электронный адрес персонального сайта: www.petrowaoi

Согласен на обработку указанных выше моих персональных данных, которые будут использоваться при проведении процедуры аттестации.

По одному уроку часто сложно оценить потенциал учителя, а вот результаты учеников позволяют понять уровень квалификации педагога. Фото агентства «Москва»

В России к 2020 году планируется ввести обязательную для всех учителей новую систему аттестации, модель которой сейчас обсуждается педагогическим сообществом. Инициаторы изменений отмечают, что сейчас разные субъекты Федерации организуют процесс аттестации по-своему, и зачастую педагоги жалуются на местные правила, отмечая, что они забюрократизированны и отнимают у педагогов много времени и сил. Однако в России есть система аттестации, на которую многие регионы равняются, – она уже несколько лет успешно работает в Москве и обычно поражает и иногородних учителей, и экспертов своей простотой и высокой технологичностью. В столице РФ педагоги вообще не отвлекаются на аттестацию, поскольку их квалификацию определяют, оценивая результаты и прогресс в учебе учащихся.

Планируется, что внедрение новой системы приведет к единому знаменателю аттестацию педагогов по всей стране, ведь сейчас порядок ее проведения закреплен на уровне Федерации, а само содержание этого важного процесса определяют региональные власти. В одном регионе учителям нужно для аттестации предоставить портфолио и методические материалы, в другой – показать открытые уроки, в третьем добавляют к этому всему компьютерное тестирование.

ЕГЭ для учителя

В анонсированной федеральной системе аттестации предусматривается несколько элементов, ключевым из которых будут Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ), с которыми предстоит работать педагогам. Первым блоком будет письменная работа по предмету: учитель должен будет не только сам решить какую-то задачу, но и выполнить методические задания: найти ошибки в решении ученика, помочь их исправить и правильно оценить результат. Еще один блок, который предполагается в аттестации, – оценка психолого-педагогических и коммуникативных компетенций. Учителю предлагается записать свой урок на видео, а специальная комиссия, исходя из увиденного, оценит, как педагог умеет работать с детьми. Последний блок – учителю будет предложен кейс, какая-то непростая ситуация, которая встречается в педагогической деятельности, и специалисту нужно будет предложить план решения этой проблемы. По разным оценкам, на выполнение всех заданий педагогу потребуется 4–5 часов, правда, сделать все это можно будет не в один день.

Предполагается, что в аттестационный комплект войдут еще три элемента: справка работодателя, анализ образовательных результатов учеников и даже отзывы выпускников о работе их бывшего педагога. Максимально учитель сможет набрать 100 баллов (в частности, до 60 – за прохождение ЕФОМ, 20 – за успехи учеников, 15 – за индивидуальные достижения). Если учитель не сможет пройти аттестацию, его отправят на повышение квалификации.

Как уже сообщала «НГ» (22.08.18), сейчас идет активное обсуждение новой системы аттестации, притом что апробацию модели уже проводили на базе школ в 19 регионах. В частности, в едином дне апробации на добровольной основе приняли участие 619 учителей из 104 общеобразовательных организаций. Мнения педагогов разделились – были те, кто о ней отзывался положительно, но немало было и критики. Новая модель показалась удобной представителям некоторых субъектов Федерации, а вот в Москве предложенная концепция вызвала не только недовольство, но и недоумение. Ведь действующая в столице система аттестации уже несколько лет является предметом зависти для педагогов многих регионов, которые приезжают в мегаполис перенимать опыт.

Двух кликов достаточно

Собственную высокотехнологичную систему аттестации учителей Департамент образования Москвы использует уже четыре года. «В Москве есть механизм, защищающий их от траты личного времени и нервов на процедуру аттестации, поскольку она идет автоматически, без какого-либо отвлечения их от работы с детьми», – рассказывал «НГ» глава Департамента образования Москвы Исаак Калина (см. «НГ» от 29.05.18).

Аттестация в столице базируется на оценке результатов, которых смогли достичь ученики. Учителю для того, чтобы пройти ее, достаточно выполнить всего два действия: выбрать категорию и подать заявление. Некоторые даже говорят, что аттестоваться в Москве можно в два клика, причем совершить нужные процедуры можно, не выходя из кабинета, с любого устройства: компьютера, планшета, мобильного телефона. Учителю не приходится тратить время на сбор документов, оформление портфолио, составление отчетов и заполнение формуляров. Результаты работы педагога в Москве определяются исходя из оценки реальных результатов его учеников, а все эти данные уже содержатся в городских информационных системах. При этом оцениваются не только конечные результаты, но и их динамика, поскольку учителя работают с классами разного уровня. Педагог, который взялся за класс с низкими результатами и смог повысить уровень учащихся, может претендовать на первую или высшую квалификационную категорию наравне с педагогом, который сразу работал с высокомотивированными учениками.

Кроме того, для некоторых предусмотрены и упрощенные режимы аттестации, право на них имеют, например, педагоги учебных заведений, вошедших в топ рейтинга вклада школ в качественное образование московских школьников, эксперты ГИА, не имеющие замечаний и нарушений, победители и призеры профессиональных конкурсов, учителя, получившие звание «Заслуженный учитель города Москвы» в межаттестационный период, учителя, ученики которых демонстрируют стабильно высокие образовательные результаты.

«Учитель должен заниматься своей основной работой – обучать детей, – уверен директор Московского центра качества образования Павел Кузьмин. – И наша задача – освободить его от дополнительной нагрузки: составления ненужных отчетов, сбора справок, написания планов. Поэтому новая модель аттестации московских педагогов создавалась таким образом, чтобы максимально упростить прохождение этой процедуры, освободив учителя от сбора бумаг. Такая система разработана специально, чтобы создать максимально комфортные условия для учителей. При этом в основе московской системы аттестации лежит динамика реальных, измеримых, объективных результатов учащихся, критерии данного педагога согласуются с показателями московского рейтинга и работают на повышение качества образования московских школьников».

С ним солидарна председатель координационного совета региональной общественной организации Москвы Екатерина Морозова: «Московская модель позволяет оценить прежде всего результаты работы учителя. Новая же модель предлагает нам оценивать разные стороны процесса работы учителя. Экзамен, видеозапись урока, решение кейсовых ситуаций – это процессы, которые можно зафиксировать и показать. Но каков будет результат всего этого? А в Москве мы сейчас видим не только результаты работы учителя, но и динамику его учеников». Как полагает эксперт, вопросы возникают ко многим элементам новой системы. «Например, показательные занятия – не будем таить греха, обычно это, по сути, спланированный спектакль. В новых условиях иногда речь будет идти о том, у кого дороже видеотехника, кто красивее сможет снять свой урок. Есть еще один элемент – учитель должен будет взять у своих учеников, которые несколько лет назад у него учились, некое ходатайство для себя, – отмечает Морозова. – Мы сейчас хотим поднимать статус педагогов, но представьте учителя, который проработал в школе несколько десятков лет. Это может быть зрелая уважаемая дама, и когда у нее время аттестации, она должна где-то выискивать своих бывших учеников и просить у них письма в свою поддержку. Некоторые представители ассоциации считают, что это принижение статуса учителя».

Кроме того, как отмечал директор школы № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, экспертные суждения, которые используются при предлагаемой форме аттестации, «крайне редкая форма». Ведь найти экспертов по всей России для оценивания профильной части ЕГЭ удалось с большим трудом, а если принять во внимание «массу учительства, которая аттестуется», то об объективности говорить не приходится: «Как можно говорить об объективности, если сегодня я «экспертирую» тебя, а завтра – ты меня?»

Отметим, что учителя Москвы недавно организованно выступили против предлагаемой Министерством просвещения модели аттестации, поскольку они убеждены, что она вернет столичных педагогов в прошлое. На педагогическом форуме «Надежный учитель – надежная школа – надежный вуз» в конце августа была принята резолюция, в которой перечисляются достоинства московской системы и недостатки предлагаемой модели. «Московский учитель, имея четкие ориентиры на доступное и качественное образование для детей, не может согласиться на предложение вернуться в прошлое и вновь готовиться к показательным, срежиссированным урокам, которые будут оценивать некие судьи-эксперты, – говорится в резолюции. – Считая разработанный проект модели аттестации педагогов построенным как работа на результат аттестации, а не на результат ученика, инициируем широкое представление опыта московской системы аттестации педагогов в средствах массовой информации и в Министерстве просвещения Российской Федерации как альтернативного и педагогически целесообразного».

6 декабря 2017 года Минобрнауки России и Общероссийским Профсоюзом образования заключено «Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 — 2020 годы» (далее — Соглашение).

Как сказано в документе, Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения в сфере образования и науки, устанавливающим общие условия оплаты труда работников образования и науки, их гарантии, компенсации и льготы.
Положения Соглашения обязательны для организаций, на которые оно распространяется; применяются при заключении коллективных договоров в организациях, трудовых договоров с работниками организаций и при разрешении индивидуальных и коллективных трудовых споров; рекомендуются к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений.
В Соглашении нашли отражение и вопросы аттестации педагогических работников как установленные, так и не урегулированные Порядком аттестации, утверждённым приказом Минобрнауки России от 7 апреля 2014 года №276.
В частности, Соглашением дополнены основания, которые предлагается учитывать педагогическим работникам, претендующим на ту же квалификационную категорию, при принятии решений об установлении квалификационной категории уже на этапе рассмотрения аттестационными комиссиями заявлений педагогических работников.

Так, рассмотрение аттестационными комиссиями заявлений педагогических работников о прохождении аттестации на ту же квалификационную категорию и принятие решений об установлении квалификационной категории для имеющих государственные награды, почетные звания, ведомственные знаки отличия, и иные поощрения, полученные за достижения в педагогической деятельности, педагогической науке, а также положительные результаты по итогам независимой оценки квалификации, предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, при проведении профессиональных конкурсов, может осуществляться на основе указанных в заявлении сведений и с учетом иных данных о результатах профессиональной деятельности, которые подтверждены руководителем организации и согласованы с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Соглашением закреплена договоренность о том, что не может быть отказано в прохождении аттестации на высшую квалификационную категорию по другой должности, в том числе в случае, когда на высшую квалификационную категорию по другой должности педагогический работник претендует впервые, не имея по ней первой квалификационной категории, но при условии, что по одной из должностей педагогический работник имеет (имел) первую или высшую квалификационную категорию.
Изменение требований к квалификации педагогического работника по занимаемой им должности, в том числе установленных профессиональным стандартом, не может являться основанием для изменения условий трудового договора либо расторжения с ним трудового договора по пункту 3 статьи 81 (несоответствие работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации), если по результатам аттестации, проводимой в установленном законодательством порядке, работник признан соответствующим занимаемой им должности или работнику установлена первая (высшая) квалификационная категория.
Стороны Соглашения договорились о необходимости обеспечивать существенную дифференциацию в размерах оплаты труда педагогических работников, имеющих квалификационные категории, установленные по результатам аттестации.
Предлагается применять повышающие коэффициенты (либо повышения оплаты в процентах) не путем увеличения за наличие квалификационной категории размера самой ставки заработной платы, установленной за норму часов педагогической работы в неделю (в год), а применять установленные повышения к исчисленному размеру оплаты педагогических работников с учетом фактического объема педагогической (преподавательской) работы.
Оплата труда учителей, преподавателей, имеющих квалификационные категории, осуществляется с учетом квалификационной категории независимо от преподаваемого предмета (дисциплины, курса), а по должностям работников, по которым применяется наименование «старший» (воспитатель — старший воспитатель, педагог дополнительного образования — старший педагог дополнительного образования, методист — старший методист, инструктор-методист — старший инструктор-методист, тренер-преподаватель — старший тренер-преподаватель), независимо от того, по какой конкретно должности присвоена квалификационная категория.
Соглашением рекомендовано предусматривать в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах следующие положения:
— о сохранении за педагогическими работниками условий оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории (конкретный срок, на который оплата труда сохраняется с учетом имевшейся квалификационной категории, определяется коллективным договором) по истечении срока действия квалификационной категории в следующих случаях:
— после выхода на работу из отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет — не менее чем на один год;
— не менее чем за один год — до наступления права для назначения страховой пенсии по старости;
— не менее чем на 6 месяцев — по окончании длительной болезни, длительного отпуска, предоставляемого до одного года;
— о сохранении за педагогическими работниками оплаты труда с учетом имевшейся квалификационной категории в случае истечения срока ее действия после подачи заявления в аттестационную комиссию на период до принятия аттестационной комиссией решения об установлении (отказе в установлении) квалификационной категории.
В приложении 3 к Соглашению также содержатся рекомендации о закреплении в региональных и территориальных соглашениях, коллективных договорах положения об оплате труда в течение срока действия квалификационной категории при выполнении ими педагогической работы в следующих случаях:
— при работе в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от преподаваемого предмета (дисциплины), типа образовательной организации;
— при возобновлении работы в должности, по которой установлена квалификационная категория, независимо от перерывов в работе;
— если квалификационная категория установлена по одной должности педагогического работника, а педагогическая работа выполняется в должности (должностях) с другим наименованием (в том числе по совместительству), при условии что по этим должностям совпадают должностные обязанности, учебные программы, профили работы. В приложении приведен перечень таких должностей.
Необходимо отметить, что это только рекомендации. Поэтому в конкретных случаях следует руководствоваться региональными и территориальными Соглашениями, колдоговорами организаций.

Отраслевое соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы
Комментарии к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018-2020 годы
Соглашение и Комментарии к нему также можно найти по ссылке:

Кто и когда проходит аттестацию? Что происходит если работник не прошел очередную аттестацию и не подтвердил существующую категорию? Как начать аттестационный процесс? Может ли администрация школы отказать во внеочередной аттестации? Можно ли повысить категорию досрочно?

Аттестацию проходят все педработники дошкольных, общеобразовательных, внешкольных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I-II уровней аккредитации независимо от подчинения.

Также, должны аттестоваться педагогические работники учебно-методических (научно-методических) учреждений, заведений последипломного образования, специальных учреждений для детей или учреждений здравоохранения, культуры, социальной защиты и т. п.

Когда работник проходит аттестацию?

Аттестация может быть очередной или внеочередной. Очередная аттестация осуществляется один раз в пять лет. Например, если работник впервые принят на должность педагогического работника в 2019 году, администрация планирует свою очередную аттестацию на пятый год работы, то есть на 2023/2024 учебный год. Именно тогда работник в плановом порядке сможет повысить свою квалификационную категорию и станет не просто «специалистом», а «специалистом второй категории».

Через 5 лет после первой аттестации (т. е. в 2028/2029 учебном году) работник сможет подтвердить существующую категорию, или повысить свою квалификационную категорию до «специалиста первой категории», через 5 лет учитель может стать «специалистом высшей категории», а примерно после 2040-го года сможет получить педагогическое звание «старший учитель», «старший воспитатель», «учитель-методист» или «воспитатель».

Стоит отметить, что многие руководители учебных заведений придерживаются именно такого алгоритма присвоения квалификационных категорий. Также есть учителя, которые при стаже более 20, 30 или 40 лет имеют лишь вторую или первую категорию, что, соответственно, негативно влияет на уровень заработной платы.

Что происходит если работник не прошел очередную аттестацию и не подтвердил существующую категорию?

Положение об аттестации педагогических работников не предусматривает прямых последствий отказа работника от прохождения аттестации, однако зарплата работнику должна платиться по результатам аттестации, а в случае отсутствия аттестационного листа или иного документа, подтверждающего категорию, педагогическое звание или тарифный разряд педработника, — зарплата выплачивается по самому низкому разряду (при этом контролирующие органы очень придирчиво проверяют правильность начисления зарплат и их обоснование).

Может ли работник повысить категорию досрочно?

Да, может. Для этого необходимо пройти аттестацию вне очереди. Заметим, что выпускникам высших учебных заведений, которые получили полное высшее образование (имеют диплом специалиста или магистра), при приеме на работу на должности, на которых предусмотрена аттестация на присвоение квалификационных категорий, устанавливается квалификационная категория «специалист».

Пунктом 1.9. Положения об аттестации педагогических работников предусмотрено, что внеочередная аттестация проводится по заявлению работника с целью повышения квалификационной категории (тарифного разряда) или по подаче руководителя педагогического совета учебного заведения или соответствующего органа управления образованием с целью присвоения работнику определенной квалификационной категории, педагогического звания.

Внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории может проводиться не ранее чем через два года после присвоения предыдущей. Следовательно, работник, который принят на работу с категорией «специалист», имеет право через два года начать аттестационный процесс с целью присвоения квалификационной категории «специалист второй категории».

Как начать аттестационный процесс? Может ли администрация школы отказать во внеочередной аттестации?

Ежегодно до 10 октября руководитель учебного заведения подает в аттестационную комиссию списки педагогических работников, которые должны пройти очередную аттестацию. В этот же период можно подать заявление о прохождении внеочередной аттестации. Руководитель учебного заведения не может отказать в прохождении внеочередной аттестации, поскольку это не является его компетенцией. Поданное заявление рассматривается аттестационной комиссией, которая и принимает решение о прохождении работником аттестации в текущем учебном году. Для того, чтобы аттестационная комиссия присвоила педагогу вторую категорию, учитель должен соответствовать занимаемой должности (иметь соответствующее образование и пройти курсы повышения квалификации, диплом о получении высшего образования также приравнивается к документу о повышении квалификации в течение 5 лет со дня выдачи) и соответствовать требованиям, которые выдвигаются в пункте 4.4 Положения об аттестации.

Если работник соответствует указанным требованиям, то аттестационная комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории «специалист второй категории», если не соответствует указанным требованиям — то решение аттестационной комиссии будет: «подтвердить квалификационную категорию «специалист».

Следующая внеочередная аттестация возможна через два года от завершения предыдущей. Рассмотрим это на примере в годах: работник был принят на работу 1 сентября 2019 года (до этого педагогического стажа не имел), при приеме на работу ему установлена категория «специалист», не ранее сентября 2021 года он имеет право написать заявление на аттестацию на вторую категорию, успешная аттестация завершится в марте 2022 года, следующая (дежурная) аттестация будет у этого работника в 2026/2027 учебном году, но также работник имеет право аттестоваться вне очереди уже на присвоение первой категории в 2024/2025 учебном году, а в 2027/2028 году на высшую категорию. Таким образом, за десять лет работник может пройти путь от начинающего педагога до педагога высокой квалификации.

Можно ли еще быстрее повысить категорию?

Можно. Так, пунктом 4.7 Положения предусмотрено, что педагогические работники, которые в межаттестационный период подготовили победителей III этапа всеукраинских или международных ученических и студенческих олимпиад по базовым учебным предметам; победителей III этапа всеукраинских или международных спортивных соревнований; победителей всеукраинских конкурсов профессионального мастерства среди учеников профессионально-технических учебных заведений, победителей всеукраинского конкурса-защиты научно-исследовательских работ учеников-членов Малой академии наук, аттестуются без соблюдения последовательности в присвоении квалификационных категорий и срока проведения внеочередной аттестации.

Также, без соблюдения последовательности в присвоении категорий и сроков внеочередной аттестации аттестуются педагогические работники, которые стали победителями или лауреатами конкурсов профессионального мастерства, проводимых центральными органами исполнительной власти, имеющих ученые степени, ученые или почетные звания, если их деятельность по профилю совпадает с имеющейся научной степенью, ученым (почетным) званием.

Это означает, что педагоги, имеющие указанные достижения, могут аттестоваться сразу на высшую категорию без соблюдения последовательности присвоения категорий и независимо от стажа. Например, на должность учителя курса «Искусство» принимается лицо, которое имеет почетное звание «Народный артист Украины». В таком случае аттестационная комиссия учебного заведения принимает решение о соответствии учителя занимаемой должности и ходатайствует перед аттестационной комиссией высшего уровня о присвоении квалификационной категории «специалист высшей категории».

Или, по окончании вуза на работу учителем математики был принят аспирант Института математики НАН Украины. Через два года учитель защитил кандидатскую диссертацию и получил степень кандидата физико-математических наук. В таком случае аттестационные комиссии действуют по аналогии с первым случаем.

Следует отметить, что высшая категория не будет присвоена педагогу, который является кандидатом наук, имеет почетное звание, если его почетное или ученое звание не будет совпадать со сферой его деятельности. Например, если кандидат экономических наук принят на должность преподавателя химии, то оснований для присвоения ему высшей категории нет.

Механизм повышения квалификационных категорий учителей начальных классов, которые успешно прошли сертификацию? Стоит ли всем им проходить досрочную аттестацию в 2020 году?

Новеллой 2020 года станет внеочередное присвоение следующей квалификационной категории учителям начальных классов, которые успешно прошли сертификацию.

Учителям, которые имеют квалификационные категории «специалист», «специалист второй категории», «специалист I категории» следует как можно быстрее подать заявления о внеочередной аттестации в аттестационные комиссии своих учебных заведений. Аттестационные комиссии должны принять указанные заявления и в установленные законодательством сроки присвоить «специалистам» вторую категорию, «специалистам второй категории» — первую, а специалистам высшей категории можно не спешить, им лучше воспользоваться сертификатом через год-другой, чтобы подтвердить имеющуюся высшую категорию, ведь сертификат действует 3 года и сейчас им нет смысла досрочно подтверждать имеющиеся регалии.

Владимир Онацкий, юрист, заместитель директора по учебной работе.