Аудиторская тайна
Аудиторская тайна
Актуально на: 26 декабря 2018 г.
Любые сведения и документы, полученные или составленные аудиторской организацией и ее работниками (или индивидуальным аудитором и работниками, с которым он заключил трудовые договоры) при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг, относятся к аудиторской тайне (ч. 1 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Исключение составляют:
- сведения, разглашенные самим лицом, которому оказывались услуги, либо с его согласия;
- сведения о заключении договора оказания аудиторских услуг;
- сведения о стоимости аудиторских услуг.
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) и их работники, обязаны соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (ч. 2 ст. 9 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ). Положение об аудиторской тайне, образец которого аудиторская организация разрабатывает самостоятельно, может являться тем локальным нормативным актом, который регламентирует вопросы работы со сведениями и документами, составляющими аудиторскую тайну.
Поскольку соблюдение аудиторской тайны – это обязанность аудиторов, ее нарушение грозит им административной и даже уголовной ответственностью.
Ответственность за нарушение аудиторской тайны
За разглашение информации с ограниченным доступом (а аудиторскую тайну составляют преимущественно именно такие сведения) лицо, получившее доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, может быть оштрафовано. Штраф составляет: на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей, на должностных лиц — от 4 000 до 5 000 рублей (ст. 13.14 КоАП РФ).
Поскольку аудиторской тайной являются в том числе и сведения, составляющие коммерческую тайну, незаконные разглашение или использование таких сведений без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по работе, чреваты уголовной ответственностью (ч. 2 ст. 183 УК РФ):
- либо штраф в размере до 1 млн. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет;
- либо исправительные работы на срок до 2 лет;
- либо принудительные работы на срок до 3 лет;
- либо лишение свободы на срок до 3 лет.
Если разглашение коммерческой тайны причинило крупный ущерб, было совершено из корыстной заинтересованности или повлекло тяжкие последствия, уголовная ответственность за несоблюдение аудитором аудиторской тайны ужесточается (ч.ч. 3, 4 ст. 183 УК РФ).
Обращаем также внимание, что разглашение аудиторской тайны работником аудиторской организации или индивидуального аудитора рассматривается как грубое нарушение трудовых обязанностей. И даже однократного такого нарушения достаточно, чтобы с работником был расторгнут трудовой договор по инициативе работодателя (пп. «в» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Также с лица, виновного в разглашении аудиторской тайны, вправе требовать возмещения убытков (ст. 15 ГК РФ).
Когда раскрытие аудиторской тайны – не нарушение
В отдельных случаях передача без согласия лица сведений и документов, составляющих его аудиторскую тайну, третьим лицам не является нарушением (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ).
Так, например, если у аудиторской организации или индивидуального аудитора при оказании аудиторских услуг возникло основание полагать, что сделки или финансовые операции проверяемого лица могли или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, об этом необходимо уведомить Росфинмониторинг (п.п. 2.1, 3 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, Постановление Правительства от 16.02.2005 № 82, Информационное сообщение Минфина от 25.04.2018 № ИС-аудит-22).
Кроме этого, с 01.01.2019 НК РФ дополняется статьей 93.2, регламентирующей вопросы истребования налоговиками документов (информации) у аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) (Федеральный закон от 29.07.2018 № 231-ФЗ).
О раскрытии аудиторской тайны налоговикам
С 01.01.2019 на основании решения руководителя (зам.руководителя) ФНС налоговый инспектор по месту учета аудиторской организации вправе истребовать у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы и информацию, полученные при оказании аудиторских и прочих связанных с аудиторской деятельностью услуг (п. 1 ст. 93.2 НК РФ).
Такое решение может быть вынесено, если запрошенные налоговиками документы (информация) не были представлены при проведении в отношении аудируемого лица выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Запрашиваемые документы должны служить основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов). Иными словами, речь идет не о внутренних документах аудиторов, а о документах проверяемых ими лиц. При этом запрашивать документы при проведении камеральной проверки налоговики не вправе.
Решение ФНС должно содержать следующие сведения (п. 2 ст. 93.2 НК РФ):
- реквизиты решения о проведении выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, в рамках которых возникла необходимость истребовать у аудиторской организации документов (информации), предмет проверки и период, за который она проводится;
- дата направления проверяемому лицу требования о представлении документов (информации) и срок представления истребуемых документов (информации);
- сведения о факте непредставления в установленный срок документов (информации), о получении уведомления о невозможности представления запрашиваемых документов (информации) или об отказе от представления запрашиваемых документов (информации);
- сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
- реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Копия указанного решения вместе с требованием о представлении документов (информации) направляется аудиторской организации (индивидуальному аудитору) после истечения срока представления соответствующих документов (информации) проверяемым лицом.
Также документы (информация) могут быть запрошены у аудиторской организации (индивидуального аудитора), если в отношении проверяемого ими лица налоговикам поступил запрос компетентного органа иностранного государства (в случаях, предусмотренных международными договорами РФ) (п. 3 ст. 93.2 НК РФ). В этом случае решение ФНС должно содержать следующие сведения:
- реквизиты запроса компетентного органа иностранного государства (территории);
- сведения о наличии в запросе компетентного органа запрета на информирование лица, в отношении которого получен запрос, о передаче касающейся его информации (если такого запрета нет, аудиторы могут проинформировать лицо, что в отношении него получен иностранный запрос) (п. 4 ст. 93.2 НК РФ);
- сведения об аудиторской организации (индивидуальном аудиторе), проводившей аудит или оказывавшей прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, за периоды, входящие в периоды проверки (наименование организации (Ф.И.О. индивидуального аудитора), государственный регистрационный номер);
- реквизиты или иные сведения, позволяющие аудиторской организации (индивидуальному аудитору) идентифицировать запрашиваемые документы (информацию).
Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязаны представить истребуемые документы (информацию) в течение 10 рабочих дней со дня получения требования (п. 5 ст. 93.2 НК РФ).
За непредставление в установленный срок запрошенных документов (информации) или представление документов с заведомо недостоверными сведениями аудиторская организация или индивидуальный аудитор могут быть оштрафованы на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).
аудиторская тайна?
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
X
X ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 марта 2006 г. N 54-О
X
ПО ЖАЛОБЕ ОБЩЕСТВА
С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ «АУДИТОРСКАЯ ФИРМА
«АРИСТАЛЮКС» НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД
ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЕЙ 7, 75 И 183 УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОГО
КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя
В.Д. Зорькина, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова,
Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л.
Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д.
Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С.
Эбзеева, В.Г. Ярославцева,
заслушав в пленарном заседании заключение судьи А.Л. Кононова,
проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного
закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»
предварительное изучение жалобы ООО «Аудиторская фирма
«АристаЛюКС»,
X установил:
1. В жалобе ООО «Аудиторская фирма «АристаЛюКС» оспаривается
конституционность находящихся в нормативном единстве положений
статьи 7 «Законность при производстве уголовного дела» и статьи 75
«Недопустимые доказательства» УПК Российской Федерации,
предусматривающих, что нарушение норм данного Кодекса судом,
прокурором, следователем, органом дознания или дознавателем в ходе
уголовного судопроизводства влечет признание полученных
доказательств недопустимыми, а также части третьей статьи 183
«Основания и порядок проведения выемки» УПК Российской Федерации,
согласно которой выемка предметов и документов, содержащих
государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну,
производится с санкции прокурора.
Как следует из представленных материалов, 10 июля 2004 года на
основании постановления следователя прокуратуры города Москвы в
рамках расследования уголовного дела, возбужденного по факту
преднамеренного банкротства государственного унитарного
предприятия «Главное агентство воздушных сообщений гражданской
авиации», была произведена выемка сервера ООО «Аудиторская фирма
«АристаЛюКС», который содержал сведения об операциях этого
агентства и иных аудируемых фирмой лиц. Суд общей юрисдикции
отказал в удовлетворении жалобы заявителя на действия сотрудников
прокуратуры, а его кассационная и надзорные жалобы на
соответствующее решение суда отклонены.
По мнению заявителя, оспариваемые им нормы противоречат статьям
8, 23, 24, 34 и 35 Конституции Российской Федерации, поскольку
допускают — в силу приоритета Уголовно-процессуального кодекса
Российской Федерации перед другими законами, в том числе перед
Федеральным законом «Об аудиторской деятельности», — возможность
выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную
охраняемую федеральным законом тайну, в частности аудиторскую, с
санкции прокурора, без судебного решения, и нарушают тем самым
право каждого на свободное использование своего имущества для
предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической
деятельности, реализация которого возможна лишь при
гарантированности свободы экономической деятельности как одной из
основ конституционного строя Российской Федерации, а также право
каждого на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых и
телеграфных сообщений, ограничение которого допускается только на
основании судебного решения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации уже указывал на
необходимость принятия судебных решений о производстве обыска и
выемки предметов и документов, содержащих информацию,
конфиденциальность которой гарантируется законом. В определениях
от 19 января 2005 года N 10-О по жалобе ОАО «Универсальный
коммерческий банк «Эра» на нарушение конституционных прав и свобод
частями второй и четвертой статьи 182 УПК Российской Федерации и
от 8 ноября 2005 года N 439-О по жалобе граждан С.В. Бородина,
В.Н. Буробина и других на нарушение их конституционных прав
статьями 7, 29, 182 и 183 УПК Российской Федерации применительно к
вопросу о производстве обыска и выемки в кредитных организациях и
адвокатских образованиях он сформулировал правовую позицию, в силу
которой выемка документов, содержащих охраняемую законом
информацию, в рамках проводимых в ходе уголовного судопроизводства
следственных действий допустима только на основании судебного
решения и только если информация имеет непосредственное отношение
к обстоятельствам конкретного уголовного дела; выемка не должна
приводить к получению сводной информации обо всех клиентах
организации; вынося постановление о возбуждении перед судом
ходатайства о производстве выемки или обыска с целью изъятия тех
или иных предметов или документов, следователь не вправе
запрашивать информацию, которая не связана с необходимостью
установления обстоятельств, значимых для расследования по
конкретному уголовному делу.
В обоснование своей позиции о неконституционности части третьей
статьи 183 УПК Российской Федерации ООО «Аудиторская фирма
АристаЛюКС» ссылается на пункт 4 статьи 8 Федерального закона от 7
августа 2001 года «Об аудиторской деятельности», допускающий
предоставление документов, содержащих сведения об операциях
аудируемых лиц и лиц, с которыми аудиторской фирмой или
индивидуальным аудитором заключен договор оказания сопутствующих
аудиту услуг, уполномоченным лицам или органам государственной
власти Российской Федерации в случаях, предусмотренных
законодательными актами Российской Федерации об их деятельности,
исключительно по решению суда.
Между тем часть третья статьи 183 УПК Российской Федерации
подлежит применению в подобных делах именно в системном единстве с
положениями статьи 8 Федерального закона «Об аудиторской
деятельности», закрепляющей дополнительные гарантии аудиторской
тайны. Сама же норма части третьей статьи 183 УПК Российской
Федерации не содержит каких-либо положений, которые могли бы быть
расценены как нарушающие конституционные права заявителя,
поскольку установленное ею правило о выемке предметов и
документов, содержащих государственную или иную охраняемую
федеральным законом тайну, с санкции прокурора не исключает
вынесение судебного решения о производстве — в рамках проводимых в
ходе уголовного судопроизводства следственных действий — выемки
предметов и документов, содержащих аудиторскую тайну. Иное
истолкование указанных законоположений в правоприменительной
практике приводило бы к коллизии конституционно-значимых целей,
которые преследовал законодатель при их принятии.
3. Статья 7 УПК Российской Федерации, послужившая, по мнению
ООО «Аудиторская фирма «АристаЛюКС», основанием к отказу
следственных органов и судов применить пункт 4 статьи 8
Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в деле с его
участием и в совокупности с положениями статей 75 и 183 УПК
Российской Федерации позволившая произвести выемку в помещении
аудиторской фирмы без судебного решения, ранее была предметом
рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации в связи с
запросом группы депутатов Государственной Думы. В Постановлении от
29 июня 2004 года N 13-П по делу о проверке конституционности
отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 УПК Российской
Федерации Конституционный Суд Российской Федерации признал, что
федеральный законодатель, кодифицируя нормы, регулирующие
производство по уголовным делам, вправе установить приоритет
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации перед иными
федеральными законами в регулировании уголовно-процессуальных
отношений; в случае коллизии законов закрепленный положениями
статьи 7 УПК Российской Федерации приоритет Уголовно-
процессуального кодекса Российской Федерации действует при
условии, что речь идет о правовом регулировании именно уголовно-
процессуальных отношений, поскольку уголовное судопроизводство
представляет собой самостоятельную сферу правового регулирования,
юридической формой уголовно-процессуальных отношений является
уголовно-процессуальное законодательство как отдельная отрасль в
системе законодательства Российской Федерации, и установление
новых норм, регулирующих уголовно-процессуальные отношения, по
общему правилу, — согласно самой сути и природе уголовно-
процессуального закона — должно быть согласовано с Уголовно-
процессуальным кодексом Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации также подчеркнул, что
приоритет Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации
перед другими федеральными законами не является безусловным,
поскольку он может быть ограничен как установленной Конституцией
Российской Федерации (статья 76, часть 3) иерархией федеральных
конституционных законов и обычных федеральных законов (к числу
последних относится и Уголовно-процессуальный кодекс Российской
Федерации), так и правилами о том, что в случае коллизии между
различными законами равной юридической силы приоритетными
признаются последующий закон и закон, который специально
предназначен для регулирования соответствующих отношений. О
безусловном приоритете его норм не может идти речь и в случаях,
когда в иных помимо Уголовно-процессуального кодекса Российской
Федерации, закрепляющего общие правила уголовного
судопроизводства, законодательных актах устанавливаются те или
иные дополнительные гарантии прав и свобод.
На необходимость учета особенностей предмета правового
регулирования конкретных законодательных актов при разрешении
возникающих при их применении коллизий с другими законами, в
частности на приоритет норм, гарантирующих конституционные права и
свободы, Конституционный Суд Российской Федерации указывал также в
Постановлениях от 27 марта 1996 года N 8-П по делу о проверке
конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации «О
государственной тайне», от 27 февраля 2003 года N 1-П по делу о
проверке конституционности положения части первой статьи 130 УИК
Российской Федерации и от 23 апреля 2004 года N 9-П по делу о
проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов
«О федеральном бюджете на 2002 год», «О федеральном бюджете на
2003 год», «О федеральном бюджете на 2004 год» и приложений к ним.
Таким образом, положения статьи 7 УПК Российской Федерации — по
их конституционно-правовому смыслу, выявленному Конституционным
Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 июня 2004 года N
13-П, — не исключают необходимость обеспечения в ходе производства
следственных действий по уголовному делу гарантий прав и свобод
участников этих действий, закрепленных не в уголовно-
процессуальном, а в ином законе, а потому, вопреки утверждению ООО
«Аудиторская фирма «АристаЛюКС», не могут рассматриваться как
нарушающие его конституционные права и свободы.
Соответственно, отсутствуют основания и для признания положений
статей 7, 75 и 183 УПК Российской Федерации противоречащими
Конституции Российской Федерации в связи с тем, что они относят к
числу недопустимых лишь доказательства, полученные с нарушением
требований уголовно-процессуального закона. Уголовно-
процессуальный кодекс Российской Федерации не исключает
необходимость соблюдения судом, прокурором, следователем, органом
дознания или дознавателем при производстве по уголовному делу
предписаний иных законов, не противоречащих данному Кодексу, в том
числе касающихся доказательств. Следовательно, несоблюдение таких
предписаний, подлежащих применению при выявлении, собирании и
закреплении доказательств, также влечет в соответствующих случаях
признание доказательств недопустимыми, не имеющими юридической
силы и не подлежащими использованию при разрешении уголовного
дела.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктами 2 и 3 части
первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального
конституционного закона «О Конституционном Суде Российской
Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации
X определил:
1. Взаимосвязанные положения статей 7, 75 и части третьей
статьи 183 УПК Российской Федерации — в их конституционно-правовом
истолковании, вытекающем из ранее принятых и сохраняющих свою силу
решений Конституционного Суда Российской Федерации, и в
нормативном единстве с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона «Об
аудиторской деятельности» — не предполагают возможность
осуществления выемки предметов и документов, содержащих
аудиторскую тайну, в рамках производимых следственных действий по
уголовному делу без принятия об этом специального судебного
решения.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О
Конституционном Суде Российской Федерации» конституционно-правовой
смысл указанных законоположений, выявленный в настоящем
Определении, является общеобязательным и исключает любое иное их
истолкование в правоприменительной практике.
2. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью
«Аудиторская фирма «АристаЛюКС» не подлежащей дальнейшему
рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской
Федерации, поскольку для разрешения поставленного заявителем
вопроса не требуется вынесение предусмотренного статьей 71
Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде
Российской Федерации» итогового решения в виде постановления.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по
данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собрании
законодательства Российской Федерации» и «Вестнике
Конституционного Суда Российской Федерации».
X Председатель
X Конституционного Суда
X Российской Федерации
X В.Д.ЗОРЬКИН
X
X Судья-секретарь
X Конституционного Суда
X Российской Федерации
X Ю.М.ДАНИЛОВ
Контрольная работа: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
Тема: Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
Раздел: Бесплатные рефераты по аудиту
Тип: Контрольная работа | Размер: 20.17K | Скачано: 141 | Добавлен 07.10.12 в 12:09 | 0 | Еще Контрольные работы
1. Теоретические основы аудиторской деятельности 2
2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание 5
3. Ситуация. Вариант №1 12
4. Список использованной литературы 14
1. Теоретические основы аудиторской деятельности
Аудиторы в современном понимании этого слова как лица, осуществляющие независимую проверку финансовой и хозяйственной деятельности предприятий. Первые упоминания об аудиторах относятся к XIX в. но, датой рождения аудита принято считать 1844 г., когда в Англии выходит закон об акционерных компаниях, согласно которому их правления должны были ежегодно отчитываться перед акционерами, причем отчет должен был быть проверен и подтвержден специальным человеком – независимым аудитором. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). В настоящее время в России функционирует несколько тысяч небольших отечественных аудиторских фирм и индивидуальных предпринимателей-аудиторов, несколько десятков достаточно крупных российских аудиторских фирм и несколько десятков иностранных аудиторских фирм .
.На сегодняшний день, рыночные отношения диктуют взаимную заинтересованность в достоверности бухгалтерской отчетности экономических субъектов различных пользователей указанной отчетности: акционеров (собственников), инвесторов, заимодавцев, кредиторов, государственных органов в лице налоговых инспекций, органов статистики и др. Совет директоров не всегда заинтересован показать свои просчеты и недостатки, поэтому полагаться на объективность разъяснений этого исключительного органа не всегда разумно. Отразить истинное положение дел на предприятии в этом случае может только независимое от руководства экономического субъекта лицо — аудитор. Аудиторы, должны обладать специальными знаниями и необходимым опытом для проверки, всесторонне изучив финансовое состояние экономического субъекта, а также выносят свое независимое суждение о достоверности либо недостоверности предоставленной информации. Кроме этого, аудиторы определяют соответствие совершенных бухгалтерией предприятия хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации. Помимо так называемого инициативного аудита, рассмотренного выше, имеет место в РФ обязательный аудит. В соответствии с Законом «Об аудиторской деятельности» обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями .
Основным для аудитора является аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами. Аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом №307-ФЗ, Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N315-03 «О саморегулируемых организациях», другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами .
Перечень сопутствующих аудиту услуг устанавливается федеральными стандартами аудиторской деятельности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ .
Аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами могут оказывать прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, в частности:
1) постановку, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;
2) налоговое консультирование, постановку, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;
3) анализ финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, экономическое и финансовое консультирование;
4) управленческое консультирование, в том числе связанное с реорганизацией организаций или их приватизацией;
5) юридическую помощь в областях, связанных с аудиторской деятельностью, включая консультации по правовым вопросам, представление интересов доверителя в гражданском и административном судопроизводстве, в налоговых и таможенных правоотношениях, в органах государственной власти и органах местного самоуправления;
6) автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;
7) оценочную деятельность;
8) разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;
9) проведение научно-исследовательских и экспериментальных работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;
10) обучение в областях, связанных с аудиторской деятельностью .
Как подчеркивается в Кодексе этики аудиторов: аудиторы играют в обществе важную роль. Инвесторы, кредиторы, работодатели и другие члены делового сообщества, а также правительство и общественность в целом полагаются на аудиторов в вопросах получения компетентных рекомендаций по различным вопросам финансового учета и отчетности, финансового менеджмента, права и налогообложения. Отношение и поведение аудиторов в процессе предоставления таких услуг влияют на экономическое благосостояние общества и государства. Таким образом, аудит является той отправной точкой, которая влияет на многие экономические характеристики конкретного предприятия и экономики страны в целом.
2. Аудиторская тайна. Сущность и содержание
Одной из важнейших обязанностей аудитора является сохранение им полученной информации, которая называется аудиторская тайна.
Аудиторская тайна – это любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры, при оказании услуг, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги, предусмотренные настоящим Федеральным законом, либо с его согласия;
2) сведений о заключении с аудируемым лицом договора о проведении обязательного аудита;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг .
Вопросы правового регулирования общественных отношений по поводу использования и распространения информации в целом и отдельных ее видов в частности в последнее время занимают одно из значительных мест в юридической литературе. Несомненно, много внимания посвящено проблемам правового регулирования аудиторской тайны, реализации разными субъектами действующих правовых норм .
Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также обязаны обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие ему услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудите и другими федеральными законами.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (далее – уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудите и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений .
.Находящиеся в распоряжении аудиторской организации или индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор на оказание сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности. Сохранять конфиденциальность аудитор обязан и после завершения отношений между ним и проверяемым лицом. Кроме того, аудитор должен следить за тем, чтобы выполнялся принцип конфиденциальности со стороны персонала, работающего под его контролем, а также лиц, привлекаемых им для предоставления консультаций и оказания дополнительной профессиональной помощи при проведении аудита. Таким образом, аудитор должен соблюдать конфиденциальность во всех случаях, за исключением передачи результатов проверки проверяемым лицам либо органам, назначившим проверку .
Уполномоченные лица со своей стороны должны обеспечить конфиденциальность сведений в отношении деятельности проверяемых аудитором лиц, которые станут известны им в ходе проведения проверки качества. Для соблюдения конфиденциальности и безопасного содержания рабочих документов и их сохранности в соответствии с практическими, юридическими и профессиональными требованиями аудитору следует сохранять записи в течение не менее пяти лет после проведения аудита.
Безусловно, положительным является то, что к информации, составляющей аудиторскую тайну, прямо отнесена внутренняя документация аудиторской организации (аудитора), составляемая в ходе проведения проверки, а также все получаемые от аудируемого лица материалы (объяснения бухгалтера и т.п.). Таким образом, устраняются вопросы о том, какие сведения могут быть запрошены от аудитора при проведении мероприятий, в частности налогового контроля, а какие — нет, что на практике имеет немаловажное значение, поскольку действующим законодательством установлен ряд ограничений на истребование информации, составляющей профессиональную тайну аудиторов.
В российском законодательстве нет прямого и однозначного ответа на вопрос о субъектах аудиторской тайны. Исходя из ее характеристик, а также из функционального предназначения самого института аудиторской тайны, субъектами аудиторской тайны являются собственно сами аудиторы и аудиторские организации — юридические лица, включающие в себя совокупность граждан, которые в силу трудовых обязанностей имеют доступ к информации, подпадающей под режим аудиторской тайны.
Рассмотрим понятие коммерческой тайны. Потребность в защите информации привела к появлению в российском законодательстве на рубеже 1990-х гг. категории «коммерческая тайна». Лица, получившие доступ к такой информации, обязаны хранить коммерческую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную законодательством РФ.
Законодательство о защите коммерческой тайны, основанное на Конституции, включает положения ГК, УК, ТК и ряда других законов и подзаконных актов .
Важная роль в регулировании отношений, связанных с созданием, использованием и защитой информации, составляющей коммерческую тайну, принадлежит Федеральному закону от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и о защите информации». В этом Законе дано понятие конфиденциальной информации, разновидностью которой является коммерческая тайна .
Из ст. 139 ГК следует, что законодатель, устанавливая одни и те же условия для признания информации служебной и коммерческой тайной, исходит из того, что фактическое их содержание в ряде случаев также совпадает. Критерием отнесения информации к различным видам тайны (служебной или коммерческой) является различие субъектов, в собственность которых поступили сведения. Законодательство РФ относит к сведениям служебного характера лишь ту информацию, которая связана с деятельностью по обеспечению государственной службы .
Перечень сведений и документов, содержащих коммерческую тайну, не регламентируется государственными нормативными актами. Их определяет обладатель (собственник) конфиденциальных сведений, исходя из специфики деятельности каждой конкретной организации (характера ее деятельности, организации, технологии и управления, состава и количества поставщиков, условий рынка сбыта и т.д.).
Разработкой перечня сведений, составляющих коммерческую тайну, должна заниматься постоянно действующая экспертная комиссия, в состав которой включаются руководители и сотрудники ведущих структурных подразделений организации. В крупных организациях при большом объеме «закрытых работ» в составе комиссии могут создаваться рабочие группы из числа сотрудников организации. В необходимых случаях для консультации могут привлекаться работники правоохранительных органов и специальных служб РФ.
Перечень не подлежащих разглашению конфиденциальных сведений следует внести в договор на оказание аудиторских услуг между аудитором и лицом, подлежащим аудиту. В него не включаются сведения, которые в соответствии с законодательством РФ не могут быть отнесены к конфиденциальной информации (коммерческой тайне) .
Публикация или иное разглашение конфиденциальной информации проверяемых лиц не являются нарушением профессиональной этики, если данные действия были произведены:
– в случае, предусмотренном законодательными актами или решениями судебных органов;
– с разрешения проверяемого лица при условии соблюдения интересов всех сторон, которые могут быть затронуты;
– в целях защиты профессиональных интересов аудитора в ходе официального расследования или частного разбирательства, проводимого руководителями или уполномоченными представителями проверяемых лиц;
– в случае намеренного и незаконного вовлечения аудиторской организации проверяемым лицом в действия, противоречащие законодательным и профессиональным нормам .
В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к таким сведениям, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков .
Под убытками (ст. 15 ГК РФ) понимаются «расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)» .
В связи с этим хотелось бы отметить, что для взыскания убытков должна быть установлена причинная связь между разглашением информации и возникшими убытками. Такая связь в реальности очень трудно доказуема. Совершенно неверно обывательское мнение, что аудитор обязан будет возместить аудируемому лицу убытки в виде налогов, пени и штрафов, которые взыщут налоговые органы, узнавшие о неуплате налогов в результате разглашения аудитором аудиторской тайны: убытки в виде налогов, пени и штрафов возникают не по причине утечки информации, а по причине наличия у налогоплательщика налоговой базы и неуплаты им налогов.
В реальности убытками от разглашения аудиторской тайны могут быть, например, убытки, связанные с разглашением информации о коммерческих связях проверяемого лица. Это может привести к разрыву контрактов, а, значит, к недополучению доходов, т.е к упущенной выгоде. Очевидно, что размер подобных убытков доказать в суде будет крайне сложно. Таким образом, главной гарантией неразглашения аудиторской тайны является не гражданско-правовая ответственность в виде взыскания убытков, а репутация аудиторской фирмы, ее сформированное годами доброе имя, незапятнанное подобными фактами. Аудиторские фирмы, дорожащие своей репутацией, работающие в этой сфере длительное время, не могут позволить себе разглашения тайны клиента. Разглашение сведений является нарушением профессиональной этики аудитора и порицается аудиторским сообществом.
Недавно из статей я узнала что, Минфин и ЦБ готовят поправки к законам «О Банке России» и «Об аудиторской деятельности». Информация, собранная аудитором в банках, финансовых и страховых компаниях будет отрытой для ЦБ, ФСФР и Федеральной службе страхового надзора (ФССН). Причем аудиторские компании, в обязательном порядке должны сообщать о выявленных нарушениях. Если поправки будут приняты, это грозит исчезновением понятия аудиторская тайна, и масштабным фальсифицированным документов по аудиту. Клиентам запрещается предпринимать какие-либо действия для ограничения информации, которую могут выявить аудиторские проверки. А перечень фактов, который надо передавать в надзорные органы очень широк .
Аудиторы при реализации поправок в жизнь будут лишены возможности «договариваться» со своими клиентами об устранении нарушений без огласки и будут обязаны сообщать ЦБ о любых подозрительных фактах и нарушениях, обнаруженных в банках. Аудиторские компании превратятся в «стуковой орган». Действующий сейчас закон «Об аудиторской деятельности» не предполагает передачи информации о состоянии дел клиента кому бы то ни было. Только по решению суда.
Новый закон может оставить без работы большие аудиторские компании, а мелкие взлетят до беспредельной высоты. Они начнут торговать своими положительными заключениями за вознаграждения. И потеря лицензии им не страшна, продали заключения и закрылись. Возродились на следующий день с новым названием и юридическим лицом. .
Первые попытки поколебать понятие аудиторской тайны ФНС (Федеральная налоговая служба) предпринимала в прошлом году, когда массово запрашивали у аудиторов в ряде регионов сведения, относящиеся к аудиторской тайне. Теперь такие действия могут быть поставлены на законную основу в масштабах экономики всей России. Компании PWC, Ernst & Young, Deloitte, KPMG пока не комментируют ситуацию.
3. Ситуация к контрольной работе
Вариант 1
Для нахождения общего уровня существенности аудиторская организация использует состав и значения основных финансовых показателей, представленные в таблице.
Показатель бухгалтерской отчетности аудируемого лица
|
Значение показателя, тыс. руб. |
Учитываемая доля показателя
|
Учитываемое значение показателя
|
Выручка от продаж (стр. 010 ф. № 2) |
275 000 |
3
|
8 250 |
Себестоимость продаж (стр. 020 ф. № 2) |
210 000 |
3 |
6 300 |
Прибыль (убыток) от продаж (стр. 050 ф. № 2) |
38 000 |
6 |
2 280 |
Чистая прибыль (стр. 140 ф. № 2) |
15 000
|
6 |
900 |
Итог баланса (стр. 300 ф. № 1) |
238 000
|
3 |
7 140 |
Уставный капитал (стр. 410 ф. № 1) |
1000
|
12 |
120 |
Основные средства (стр. 110 ф. № 1) |
47 000
|
12 |
5 640 |
Задание: определите общий уровень существенности, учитывая, что согласно порядку его нахождения, установленному внутренним стандартом аудиторской организации, возможно исключение из расчета нерепрезентативных показателей при отклонении их учитываемых значений от среднего значения более чем на 70%.
Округление найденного общего уровня существенности допустимо по правилам округления до числа, заканчивающегося на «00», но не более, чем на 5%.
Решение
1. Определим уровни существенности в абсолютных показателях:
275 000 * 3 / 100% = 8 250 тыс. руб.
210 000 * 3 / 100% = 6 300 тыс. руб.
38 000 * 6 / 100% = 2 280 тыс. руб.
15 000 * 6 / 100% = 900 тыс. руб.
238 000 * 3 / 100% = 7 140 тыс. руб.
1 000 * 12 / 100% = 120 тыс. руб.
47 000 * 12 / 100% = 5 640 тыс. руб.
3. Определим нерепрезентативные показатели:
4 375 — 8 250 = -3 874 тыс. руб.
4 375 — 6 300 = -1 924 тыс. руб.
4 375 — 2 280 = 2 095 тыс. руб.
4 375 — 900 = 3 475 тыс. руб.
4 375 — 7 140 = -2 764 тыс. руб.
4 375 — 120 = 4 255 тыс. руб.
4 375 — 5 640 = -1 264 тыс. руб.
4. Найдем отклонения и учтем их значения:
-3 874 / 4 375 * 100 % = 88,54 %
-1 924 / 4 375 * 100 % = 43,97 %
2 095 / 4 375 * 100 % = 47,89 %
3 475 / 4 375 * 100 % = 79,43 %
-2 764 / 4 375 * 100 % = 63,17 %
4 255 / 4 375 * 100 % = 97,25 %
-1 264 / 4 375 * 100 % = 28,89 %
5. Сравним полученные значения и отбросим те из них, которые имеют значение более чем на 70%. Округлим 4 375 до «00», т.е. 4 300 тыс. руб.
4 300 * 0,7 = 3 010 тыс. руб.
4 300 + 3 010 = 7 310 тыс. руб. – верхняя граница
4 300 – 3 010 = 1 290 тыс. руб. – нижняя граница
6. Вычислим новое значение как среднеарифметическое из оставшихся членов: = (6 300 + 2 280 + 7 140 + 5 640) / 4 = 5 340 тыс. руб.
Округлим до «00», т.е. 5 300 тыс. руб.
Ответ: Общий уровень существенности равен 5 300 тыс. руб.
4. Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ
» Об аудиторской деятельности» (с изменениями от 01.07.2010 N 136-ФЗ).
2. Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 200-ФЗ
» О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
3. Постановление Правительства РФ «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности в РФ» № 696 от 23.09.2003 г.
5. Аудит организаций различных видов деятельности:/ Ю.Ю.Кочинев СПб.: Питер, 2010 г.
6. Ерофеева В.А., Пискунов В.А., Битюкова Т.А. Аудит: Учебное пособие. – М.: Высшее образование, 2005 г.
8. www.consultant.ru .
9. www.minfin.ru .
10. www.global-katalog.ru .
Внимание!
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы
Бесплатная оценка
0 Размер: 20.17K Скачано: 141 07.10.12 в 12:09 kruk
Понравилось? Нажмите на кнопочку ниже. Вам не сложно, а нам приятно).
Чтобы скачать бесплатно Контрольные работы на максимальной скорости, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь на сайте.
Важно! Все представленные Контрольные работы для бесплатного скачивания предназначены для составления плана или основы собственных научных трудов.
Друзья! У вас есть уникальная возможность помочь таким же студентам как и вы! Если наш сайт помог вам найти нужную работу, то вы, безусловно, понимаете как добавленная вами работа может облегчить труд другим.
Добавить работу
Если Контрольная работа, по Вашему мнению, плохого качества, или эту работу Вы уже встречали, сообщите об этом нам.
Добавление отзыва к работе
Добавить отзыв могут только зарегистрированные пользователи.
Похожие работы
- Теоретические основы аудиторской деятельности
- Теоретические основы аудиторской деятельности
- Теоретические основы аудиторской деятельности. Аудиторская тайна
- Теоретические основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
- Теоретические основы аудиторской деятельности
- Основы аудиторской деятельности и аудиторская тайна
- Аудиторская выборка, уровень существенности, аудиторский риск
Аудиторская тайна: в каких случаях может быть раскрыта
12.10.2018 # Аудит Расим Назаров
Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.
Понятие аудиторской тайны
Определение аудиторской тайны приведено в п. 1 ст. 9 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее – Закон «Об аудиторской деятельности») в котором указано, что:
аудиторская тайна — любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми им заключены трудовые договоры (далее – аудитор), при оказании услуг, за исключением:
1) сведений, разглашенных самим лицом, которому оказывались услуги либо с его согласия;
2) сведений о заключении договора оказания аудиторских услуг;
3) сведений о величине оплаты аудиторских услуг.
Аудитор обязан соблюдать требование об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей аудиторскую тайну (п. 2 ст. 9 Закона «Об аудиторской деятельности»).
Рассмотрим исключения, на которые не распространяется аудиторская тайна, и главное кому аудиторы должны предоставить конфиденциальную информацию?
-
Росфинмониторинг
Прежде всего, речь идет о случаях, когда у аудитора при оказании аудиторских услуг появились основания полагать, что хозяйственные операции, совершенные аудируемым лицом, могут быть осуществлены в целях легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, или финансировании терроризма (п. 2.1 ст. 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 № 115 –ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон № 115). Как указано в данной статье, если подозрения все же появились, то аудитор должен сообщить о своих подозрениях в уполномоченный орган. В роли уполномоченного органа выступает Федеральная служба по финансовому мониторингу (далее – Росфинмониторинг).
Порядок передачи информации установлен Инструкцией «О представлении в федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной федеральным Законом № 115 утверждена Приказом Росфинмониторинга от 22.04.2015 г. № 110 (далее – Инструкция).
Документы, необходимо передать в электронном виде через личный кабинет на сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru).
Аудитор, обязан в не позднее 3 рабочих дней сообщить в Росфинмониторинг о подозрительных операциях (п. 5.3 Инструкции).
Обращаем внимание, что аудитор не вправе разглашать факт передачи документов (информации) в Росфинмониторинг (п. 4 ст. 7.1 Закона № 115).
-
Налоговые органы
Также с 01.01.2019 г. после вступления в действия поправок в ст. 82 НК РФ налоговые органы смогут осуществлять сбор, хранение и использование полученных от аудитора документов (информации). Порядок истребования документов, относящихся к аудиторской тайне, будет определен в ст. 93.2 НК РФ.
В соответствии со ст. 93.2 НК РФ налоговые органы смогут требовать от аудиторов документы, составляющие аудиторскую тайну в трех случаях:
- при проведении выездной налоговой проверки;
- проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами;
- в случае получения запроса от компетентного органа иностранного государства.
Налоговые органы могут запросить только те документы (информацию) которая была затребована у налогоплательщика, но которую налогоплательщик не предоставил налоговым органам.
Требовать от аудитора предоставить в налоговые органы рабочие документы аудитора и (или) письменную информацию (отчет) по аудиторской проверке налоговые органы не имеют права. На указанные документы по-прежнему распространяется режим аудиторской тайны.
Срок предоставления аудитором документов (информации) составит 10 дней. Также аудитор вправе проинформировать своего клиента, в отношении которого получен запрос о предоставлении документов.
-
Суд и следственные органы
Также аудитор может раскрыть информацию, составляющую аудиторскую тайну только с санкции суда (п. 3 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ) по запросу следственных органов и (или) самого суда. Но только в рамках требований, полученных от следственных органов и (или) суда.
Выводы
Из выше указанного следует вывод о том, что хоть законодатель и предусмотрел исключения из режима аудиторской тайны, но опасаться, что аудиторы массово начнут раскрывать государственным органам конфиденциальную информацию о своих клиентах, не стоит, так как документы (информация), которые могут быть переданы в государственные органы, носит ограниченный характер.
Кого могут привлечь к ответственности |
За непредоставление аудиторского заключения в органы статистики |
За отсутствие аудиторского заключения (грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету) |
За неопубликование (несвоевременное опубликование) аудиторского заключения в сети Интернет |
|
Статья КоАП РФ |
ст. 19.7 |
п. 1 ст. 15.11 |
п. 2 ст. 15.19 |
|
Кто штрафует |
Росстат |
ИФНС |
ЦБ РФ |
|
Ответственность |
для должностных лиц |
От 300 руб. до 500 руб. |
От 5 000 руб. до 10 000 руб. |
От 30 000 руб. до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет |
для юридических лиц |
От 3 000 руб. до 5 000 руб. |
Х |
От 700 000 руб. до 1 000 000 руб. |
Ко всем публикациям
АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА
АУДИТОРСКАЯ ТАЙНА — право аудируемого лица на неразглашение информации, полученной аудиторской организацией или индивидуальным аудитором в ходе проведения аудиторской проверки и при оказании сопутствующих аудиту услуг, установленное в ст. 8 Закона об аудиторской деятельности. Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы обязаны:
1) хранить тайну об операциях аудируемых лиц и лиц, которым оказывались сопутствующие аудиту услуги;
2) обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых и (или) составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности, и не вправе передавать указанные сведения и документы или их копии третьим лицам либо разглашать их без письменного согласия организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, в отношении которых осуществлялся аудит и оказывались сопутствующие аудиту услуги, за исключением случаев, предусмотренных Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное регулирование аудиторской деятельности (уполномоченный федеральный орган), и иные лица, получившие доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну в соответствии с Законом об аудиторской деятельности и другими федеральными законами, обязаны сохранять конфиденциальность в отношении таких сведений. В случае разглашения сведений, составляющих аудиторскую тайну, аудиторской организацией, индивидуальным аудитором, уполномоченным федеральным органом, а также иными лицами, получившими доступ к сведениям, составляющим аудиторскую тайну, на основании Закона об аудиторской деятельности и иных нормативных правовых актов РФ, аудируемое лицо или лицо, которому оказывались сопутствующие аудиту услуги, а также аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе потребовать от виновного лица возмещения причиненных убытков. Находящиеся в распоряжении аудиторской организации и индивидуального аудитора документы, содержащие сведения об операциях аудируемых лиц и лиц, с которыми заключен договор оказания сопутствующих аудиту услуг, предоставляются исключительно по решению суда уполномоченным данным решением лицам или органам государственной власти РФ в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ об их деятельности (ст. 8 Закона об аудиторской деятельности).
Энциклопедия российского и международного налогообложения. — М.: Юристъ. А. В. Толкушкин. 2003.
Добавить комментарий