Авансовые платежи по транспортному налогу 2018

Кто должен уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу

Платить транспортный налог должны те лица (юридические или физические), на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом обложения ТН (ст. 357 НК РФ). При этом порядок расчета и уплаты налога для организаций и граждан различен: организации исчисляют налог самостоятельно, а за физлиц сумму налога рассчитывает налоговый орган на основании сведений из ГИБДД (п. 1 ст. 362 НК РФ).

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу может вводиться только для организаций (пп. 1, 2 ст. 362 НК РФ). Граждане уплачивают налог единовременно на основании полученного из налоговой уведомления (п. 3 ст. 363 НК РФ).

Начиная с налога за 2020 год юрлица тоже будут получать от налоговой сообщения с рассчитанной суммой. А подавать в ИФНС декларации по ТН они перестали. Однако это не означает, что им больше не потребуется рассчитывать налог. Эта обязанность сохранится за организациями и далее. Ведь они должны знать сумму, чтобы в течение года вносить авансовые платежи (если таковые установлены в регионе). А сообщение от налоговой носит скорее информационный характер, чтобы компания могла сверить свои начисления с теми, что сделаны по данным налоговиков. И получит она его уже после сроков уплаты авансов (см., например, письмо Минфина от 19.06.2019 № 03-05-05-02/44672).

Об основных правилах расчета ТН для юрлиц читайте в материале.

Сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу

ТН является региональным налогом, поэтому некоторые особенности его уплаты определяют власти субъекта РФ соответствующим законом (ст. 356 НК РФ). В частности, для налогоплательщиков-организаций законом субъекта устанавливаются порядок и сроки уплаты налога, в том числе наличие/отсутствие обязанности и сроки (если обязанность установлена) внесения авансовых платежей по транспортному налогу.

Например, авансовая система уплаты действует в Московской области. В соответствии с п. 1 ст. 2 закона Московской области от 16.11.2002 № 129/2002-ОЗ, организации платят авансовые платежи не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Аналогичный по сути порядок предусмотрен подп. 1 п. 1 ст. 9 закона Нижегородской области от 28.11.2002 № 71-З, согласно которому уплата авансовых платежей по транспортному налогу производится в следующие сроки:

  • за I квартал — 30 апреля;
  • за II квартал — 31 июля;
  • за III квартал — 31 октября.

В то же время регион может и не вводить авансовые платежи по транспортному налогу.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! В связи с введением режима нерабочих дней с 30 марта по 30 апреля и с 6 по 8 мая 2020 года для компаний и ИП, которые числятся в реестре МСП на 01.03.2020 и основной вид деятельности которых относится к отраслям, наиболее пострадавшим от эпидемии коронавируса, срок уплаты авансов по транспортному налогу за 1 квартал 2020 года продлен до 30.10.2020, а за 2 квартал до 30.12.2020. Для остальных налогоплательщиков первоквартальный аванс переносится на ближайший рабочий день после карантина, то есть на 12.05.2020 (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, постановление Правительства от 02.04.2020 № 409).

Подробнее о переносе сроков уплаты налогов и страховых взносов в связи с COVID-19 вы можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив пробный доступ к системе.

Как посчитать авансовый платеж по транспортному налогу

Авансовые платежи по транспортному налогу исчисляются по итогам отчетных периодов. Отчетными периодами признаются I, II и III кварталы (п. 2 ст. 360 НК РФ).

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). При этом учитываются так называемый коэффициент владения и повышающий коэффициент на дорогостоящие автомобили.

В общем виде формула расчета выглядит так:

АП = ¼ × НБ × НС × Кв × Кп,

где НБ — налоговая база (для автомобиля это мощность двигателя в лошадиных силах), НС — налоговая ставка, Кв — коэффициент владения, Кп — повышающий коэффициент.

Величину налоговой ставки также устанавливает субъект РФ, и она может не только существенно различаться по регионам, но и меняться от года к году.

От чего зависит ставка транспортного налога, мы рассказали .

Коэффициент владения определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Полным считается тот месяц, в котором право владения транспортом возникло до 15 числа или утрачено после 15 числа (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Величина повышающего коэффициента зависит от средней стоимости и возраста авто. Конкретные значения коэффициента закреплены в п. 2 ст. 362 НК РФ.

С 2018 года для автомобилей стоимостью от 3 млн до 5 млн руб. не старше 3 лет применяется единый коэффициент 1,1 (подробнее читайте в этой публикации).

Перечень автомобилей, являющихся дорогостоящими, обязан ежегодно публиковать Минпромторг.

Сумма авансовых платежей по транспортному налогу, начисленных по налоговый период 2019 года включительно, отражается в декларации, представляемой за год, как величина, уменьшающая до суммы, предназначенной к уплате за последний период года, общую сумму налога, начисленного за налоговый период. По итогам отчетных периодов никакая отчетность не сдается.

С декларацией по транспортному налогу вас познакомит этот материал.

С налогового периода 2020 года декларирование транспортного налога для юрлиц отменено.

Итоги

Обязанность уплачивать авансовые платежи по транспортному налогу есть только у организаций (физлица платят налог одной суммой). Порядок и сроки уплаты авансов устанавливаются региональным законодательством.

Сумма платежа определяется как ¼ произведения налоговой базы и налоговой ставки с учетом коэффициента владения и повышающего коэффициента на дорогостоящие автомобили.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Определение Верховного Суда РФ от 05.06.2017 N 307-КГ17-5725 по делу N А21-4300/2016 Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконными действий налогового органа по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и о признании недействительным и не подлежащим исполнению инкассового поручения налогового органа. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суд пришел к правильному выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания.

Учитывая установленные обстоятельства, руководствуясь положениями статей 38, 45, 46, 69, 70, 101, 104, 357, 358 Налогового кодекса, разъяснениями, изложенными в пункте 52 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у налогового органа права на совершение действий по взысканию транспортного налога и пеней за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, и вынесении оспариваемого предписания, с чем согласились суды апелляционной инстанции и округа.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 149-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Исмагилова Марата Нагимовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положением Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.).

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2016 N 2513-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Мещеринова Виктора Павловича на нарушение его конституционных прав статьями 356 — 363.1 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и, в частности, закрепляя его экономические и правовые характеристики, признал объектом налогообложения зарегистрированные на налогоплательщика транспортные средства (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года N 451-О, от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Определение Верховного Суда РФ от 19.09.2016 N 304-КГ16-11095 по делу N А46-10079/2015 Требование: О пересмотре в кассационном порядке постановления по делу о признании недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности в части доначисления сумм налогов, пени и налоговых санкций. Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, так как суды пришли к правильному выводу о том, что заявитель в проверяемый период не соответствовал понятию «сельскохозяйственный товаропроизводитель», поскольку в действительности не осуществлял сельскохозяйственное производство в кооперации с иными лицами.

Основанием для принятия решения в обжалуемой части послужили выводы инспекции о том, что в нарушение статьи 346.2, пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации, общество неправомерно исчислило налог на прибыль по налоговой ставке 0 процентов и не исчислило транспортный налог в связи с отнесением себя к числу сельскохозяйственных товаропроизводителей, тогда как фактически общество таковым не является.

Определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2016 N 1188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Аленичева Сергея Викторовича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 357 Налогового кодекса Российской Федерации»

Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (статьи 357 и 358), что само по себе не может расцениваться как нарушение прав налогоплательщиков (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 23 июня 2009 года N 835-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О и др.). Разрешение же вопроса об изменении существенных элементов налогового обязательства либо отмене того или иного налога не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации.

Постановление Конституционного Суда РФ от 31.05.2016 N 14-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации «О взимании платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн» и статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы»

В отличие от транспортного налога, объектом обложения которым является транспортное средство вне зависимости от пройденного им за налоговый период расстояния, а основным критерием (базой) для целей обложения этим налогом — мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (статьи 357 и 358, подпункт 1 пункта 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации), а также в отличие от акциза на бензин и дизельное топливо, объектом обложения которым является реализация (передача) произведенных подакцизных товаров (пункт 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации), в качестве объекта платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, выступает движение большегрузного транспортного средства по таким автомобильным дорогам. Учитывая, что объекты обложения названными публичными платежами не совпадают, нет оснований полагать, что в данном случае в отношении собственников (владельцев) большегрузных транспортных средств применяется двойное обложение.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.04.2016 N 873-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Муфтахова Игоря Рифовича на нарушение его конституционных прав статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин И.Р. Муфтахов оспаривает конституционность статьи 210 ГК Российской Федерации, возлагающей на собственника бремя содержания принадлежащего ему имущества, а также статей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации, определяющих понятие налогоплательщика и объекта налогообложения для целей уплаты транспортного налога.

Введение

1. Становление и развитие системы налогообложения транспортных средств. Налогоплательщики транспортного налога

2. Определение налоговой базы, исчисление и порядок уплаты налога

3. Порядок заполнения декларации по транспортному налогу

4. Транспортный налог в Брянской области

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Введение транспортного налога являлось очередным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на пользователей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. При этом региональный налог вводится в действие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения.

В отношении транспортного налога часть элементов налогообложения (объект, база, период, пределы изменения налоговой ставки) установлена федеральным законодательством, а в отношении другой части (ставки, порядок и сроки уплаты налога, формы отчетности, налоговые льготы) законодательные (представительные) органы субъекта РФ.

Налоговая база — обязательный элемент налогообложения. Возникающие на практике проблемы связаны зачастую с порядком определения налоговой базы непосредственно по отдельным транспортным средствам (для примера: существуют различия в способе замера лошадиных сил двигателей транспортных средств из Японии и из Европы, что законодательно не урегулировано). Однако совершенствование возможно не только путем предоставления разъяснений, внесения дополнений в законодательные акты, а также кардинальной заменой показателей налоговой базы прописанных в статье 359 Налогового Кодекса РФ, основываясь на зарубежном опыте. Данный вопрос широко обсуждается не только в финансовой периодической печати и литературе, он не оставляет неравнодушным и владельцев транспортных средств, и дискуссии по этому поводу ведутся на страницах автомобильных журналов.

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога определяется главой 28 «Транспортный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ).

Актуальность темы заключается в том, что транспортный налог является относительно новым для налогообложения. Плательщиками налога являются как физические, так и юридические лица. Платить его должны владельцы практически всех транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. А так как мало кто из организаций обходится без транспорта, то новый налог коснется почти всех. Кроме того, в некоторых случаях налог придется платить и тем фирмам, у которых транспортного средства нет, и они пользуются им по доверенности.

Поэтому важно знать: по каким ставкам облагается данный налог, кто является налогоплательщиком, какова база налогообложения и какие могут предусматриваться льготы в разных регионах, возможно ли уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму транспортного налога.

Целью работы является изучение транспортного налога и определение его места в системе налогообложения РФ. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи:

— определить место транспортного налога в бюджетной системе Российской Федерации;

— охарактеризовать основы применения транспортного налога;

При подготовке работы применялись методы: монографический, исторический, сравнительно-правовой и другие.

Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Н.П. Кондракова, Т.Ф. Юткиной, В.Г. Панскова и др.

При написании данной работы использовалась теоретическая и методическая литература по теории налогов и налоговому праву, нормативно-правовые акты РФ, статьи периодической печати.

1. Становление и развитие системы налогообложения транспортных средств. Налогоплательщики транспортного налога

Федеральным законом от 24.07.02 г. №110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации» раздел IX «Региональные налоги и сборы» части второй НК РФ дополнен главой 28 «Транспортный налог». Транспортный налог отнесен к региональным налогам и сборам (пп. «ж» п. 1 ст. 20 Закона Российской Федерации от 27.12.91 г. №2118-I «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»). Это означает, что данный налог обязателен к уплате только на территории того субъекта РФ, где принятым в соответствии с Кодексом соответствующим законом субъекта РФ налог введен в действие.

Понятие «транспортный налог» не является новым для законодательства Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.93 № 2270 «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». Налог взимался с предприятий. При этом объектом данного налога не были транспортные средства. В подпункте «б» п. 25 Указа было установлено, что транспортный налог взимается с предприятий, учреждений и организаций (кроме бюджетных) в размере 1 процента от их фонда оплаты труда, с включением уплаченных сумм в себестоимость продукции (работ, услуг).

Средства от взимания данного налога направлялись в бюджеты субъектов РФ для финансовой поддержки и развития пассажирского автомобильного транспорта, городского электротранспорта, пригородного пассажирского железнодорожного транспорта. Транспортный налог взимался наряду с налогами, поступающими в дорожные фонды, до 15 ноября 1997 г. и был отменен в связи с приведением указов Президента РФ в соответствие с законодательством (Указ Президента РФ от 15.11.97 № 1233).

Однако налоговые платежи владельцев транспортных средств введением в действие данного налога не ограничивались.

Так, Законом «О дорожных фондах в РСФСР» был предусмотрен налог на пользователей автомобильных дорог, который уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации (кроме заготовительных, торгующих и снабженческо-сбытовых организаций) независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в размере 0,4% объема производства продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг. Заготовительные, торгующие (в т.ч. организации оптовой торговли) и снабженческо-сбытовые организации уплачивали данный налог в размере 0,03% годового оборота. Помимо этого, ст. 6 данного закона был предусмотрен налог с владельцев транспортных средств: Налог с владельцев транспортных средств, который ежегодно уплачивали предприятия, объединения, учреждения и организации независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также граждане РСФСР, иностранные юридические лица и граждане, лица без гражданства, имевшие транспортные средства и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, в размере, зависящем от количества лошадиных сил транспортного средства.

Кроме того, Законом «О налогах на имущество физических лиц» физические лица, имевшие в собственности водно-воздушные транспортные средства уплачивали налог в зависимости от мощности мотора транспортного средства.

Таким образом, согласно ранее действовавшего законодательства был предусмотрен ряд «транспортных» налогов, отличавшихся порядком налогообложения, объектами и субъектами налогообложения, размерами ставок налогов, порядком исчисления и другими необходимыми атрибутами налогов. В совокупности такая разрозненность вносила путаницу налогообложения как в отношении субъектов налогов, так и в отношении налоговых органов.

В отличие от прежнего, современный транспортный налог относится к так называемым поимущественным налогам. Его объектом являются транспортные средства, зарегистрированные за гражданами и организациями.

С введением транспортного налога из числа налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, исключаются:

1) налог на пользователей автодорог;

2) налог с владельцев транспортных средств;

3) акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан (статьи 2 и 9 Закона № 110-ФЗ);

4) налог на водно-воздушные транспортные средства, ранее уплачиваемый физическими лицами в соответствии с Законом РФ от 19.12.91 № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» (ст. 3 Закона № 110-ФЗ).

Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о новых налогах и сборах субъектов Российской Федерации вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Таким законом определяются элементы налогообложения — налоговая ставка в установленных Кодексом пределах, порядок и сроки уплаты налога.

«Транспортные средства» — это обобщенное наименование объекта налогообложения. В соответствии со ст.83 НК РФ налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению. Таким образом, регистрация транспортного средства влечет возникновение обязанности по постановке на налоговый учет. Основным критерием, по которому хозяйствующему субъекту присваивается статус налогоплательщика в целях применения гл.28 «Транспортный налог» НК РФ, является регистрация транспортного средства. Данный вывод следует из положений ст.357 НК РФ. В соответствии с ней плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Транспортные средства, не зарегистрированные в установленном законом порядке, не являются объектом обложения транспортным налогом (постановления ФАС ЦО от 03.04.2006 № А68-АП-279/12-05, ФАС ВВО от 30.01.2006 № А43-16227/2005-35-548). Следует также отметить Постановление ФАС СЗО от 14.12.2006 № А05-7361/2006-22, согласно которому транспортные средства, находящиеся на балансе общества, но не зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ, не облагаются транспортным налогом. Незарегистрированное транспортное средство не может беспрепятственно передвигаться по российским дорогам, следовательно, оно не будет воздействовать на состояние дорог общего пользования, поэтому экономических оснований для обложения такого транспортного средства налогом нет.

Если организация приобретает грузовые автомобили в качестве комплектующих средств и регистрирует их в установленном порядке в органах ГИБДД, то их следует рассматривать как объекты обложения транспортным налогом (согласно Письму Минфина РФ от 06.05.2006 № 03-06-04-04/15).

Если судно не зарегистрировано ни в одном из реестров судов РФ, то оно не является объектом обложения транспортным налогом (согласно Письму Минфина РФ от 13.02.2007 № 03-05-06-04/05). В отношении судна, зарегистрированного в бербоут-чартерном реестре (реестре арендованных иностранных судов), плательщиком транспортного налога является фрахтователь судна. На него не распространяется действие пп.4 п.2 ст.358 НК РФ, согласно которому не являются объектом налогообложения пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок. Данная льгота также не распространяется на иностранное лицо, имеющее в собственности грузовое судно. В соответствии с пп.9 п.2 ст.358 НК РФ суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов, также не являются объектом обложения транспортным налогом.

О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Иванова Н.А., к.э.н., кафедра «Экономика автомобильного транспорта», Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

В статье рассматриваются вопросы, возникающие в процессе осуществления хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия. В частности, вопросы исчисления и уплаты налога на недвижимое имущество.

В статье даны ответы на эти вопросы с точки зрения научного анализа, требований законодательства и арбитражной практики.

Ключевые слова: недвижимое имущество, автотранспортные предприятия, налог.

ABOUT THE PROCEDURE FOR CALCULATING TAXES ON IMMOVABLE

PROPERTY MOTOR COMPANIES

Ivanova N., Ph.D., Road Transport Economy chair, Moscow State Automobile and Road Technical University

Keywords: real estate, transport enterprises, tax.

Часто в процессе осуществления деятельности у автотранспортного предприятия возникают непростые вопросы исчисления и уплаты налога на имуществои подтверждения реальности совершения хозяйственной операции

Пунктом 1 ст.374 НК РФ установлено, что объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов ОС в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.

При этом в соответствии с пп.8 п.4 ст.374 НК РФ не признается объектом налогообложения движимое имущество, принятое с 01.01.2013 г. на учет в качестве основных средств.

В целях исчисления налога на имущество,коммуникации здания, выделенные в бухгалтерском учете в качестве самостоятельных инвентарных объектов, относятся к недвижимому имуществу (Письмо Минфина РФ от 16.10.2012 г. № 07-02-06/247).

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект (п. 6 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

При этом п.6 ПБУ 6/01 установлено, что в случае наличия у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В связи с этим в ряде случаев организации в качестве самостоятельных объектов ОС учитывают различные системы инженерно-технического обеспечения зданий, например, системы водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, лифты и т.п.

Здание в соответствии с п.1 ст.130 ГК РФ относится к недвижимым вещам.

Однако системы инженерно-технического обеспечения здания, если их рассматривать как самостоятельные объекты, вряд ли можно отнести к недвижимым вещам.

Так, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (п.1 ст.130 ГК РФ).

Таким образом, системы инженерно-технического обеспечения здания, выделенные в самостоятельные инвентарные объекты в бухгалтерском учете, нет достаточных оснований признавать в качестве недвижимых вещей.

А поскольку согласно п.1 ст.374 НК РФ объект налогообложения по налогу на имущество определяется через порядок отражения объектов ОС в бухгалтерском учете, то можно говорить о том, что к квалификации систем инженерно-технического обеспечения здания, выделенных в самостоятельные инвентарные объекты ОС в качестве движимых или недвижимых вещей, следует подходить в индивидуальном порядке, а не через квалификацию здания как

недвижимой вещи (поскольку здание и системы инженерно-технического обеспечения здания в таком случае являются согласно правилам бухгалтерского учета самостоятельными объектами учета ОС).

Соответственно, при таком подходе системы инженерно-технического обеспечения здания, выделенные в самостоятельные инвентарные объекты ОС в бухгалтерском учете и принятые к учету с 01.01.2013 г., имеются основания не относить к объекту налогообложения налогом на имущество.

Однако в комментируемом письме Минфин РФ выражает иную позицию.

Минфин РФ ссылается на Федеральный закон от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», согласно которому здание — это результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных.

На основании указанного определения Минфин РФ делает следующий вывод — под объектом недвижимого имущества, в отношении которого исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

В этой связи, по мнению Минфина РФ, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект объекты основных средств, такие как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочее.

При этом Минфин РФ отмечает, что не включаются в состав объекта недвижимого имущества объекты, учитываемые как отдельные инвентарные объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и др.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, из разъяснений Минфин РФ усматривается, что практически все системы инженерно-технического обеспечения здания, выделенные в самостоятельные инвентарные объекты ОС в бухгалтерском учете и принятые к учету с 01.01.2013 г., следует

облагать налогом на имущество (исключения могут составить только те системы, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение

которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса).

КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОСНОВНОГО ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ

ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ

Иванова Н.А., к.э.н., кафедра «Экономика автомобильного транспорта», Московский автомобильно-дорожный государственный

технический университет (МАДИ)

В статье рассматриваются вопросы, вопросы исчисления и уплаты транспортного налога и подтверждения реальности совершения хозяйственной операции.

Вопросы о сроке наступления момента прекращения обязанности по уплате транспортного налога и о документальном подтверждении реальности хозяйственной операции возникают в деятельности предприятия достаточно часто.

В статье даны ответы на эти вопросы с точки зрения научного анализа, требований законодательства и арбитражной практики.

Ключевые слова: транспортные средства, налогообложение, хозяйственная операция.

CRITERIA FOR DETERMINING THE MAIN ACTIVITY FOR EXEMPTION FROM

TAXATION OF VEHICLES VEHICLE TAX

Keywords: vehicles, taxation, business operation.

Осуществление организацией пассажирских и (или) грузовых перевозок на систематической основе, а также наличие документов (в том числе учредительных), подтверждающих осуществление перевозок в качестве основного вида экономической деятельности, позволяет применить освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, участвующих в перевозке (Постановление Президиума ВАС РФ от 12.02.2013 №11418/12 по делу №А29-8355/2011).

Ситуация:

Общество (порт) обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения инспекции в части доначисления транспортного налога в отношении транспортных средств (несамоходных судов), а также пени и штрафа.

Отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, суды трех инстанций согласились с доводами налоговой инспекции об отсутствии оснований для применения налогоплательщиком в отношении судов освобождения от налогообложения, предусмотренного подп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ*, поскольку в спорном периоде пассажирские и (или) грузовые перевозки не являлись для порта основным видом экономической деятельности.

При этом суды исходили из определения основного вида экономической деятельности, установленного:

■ Правилами отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска** (далее — Правила);

■ Методическими указаниями по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации*** (далее — Методические указания).

Согласно указанным правовым актам основным видом экономической деятельности признается тот вид экономической деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.

Отменяя решения нижестоящих судов и удовлетворяя требования налогоплательщика, Президиум ВАС РФ указал, что ссылка судов на нормы отраслевого законодательства является ошибочной, поскольку:

Методические указания подлежат применению исключительно в статистических целях и не порождают для хозяйствующих субъектов каких-либо прав и обязанностей;

Правила утверждены для иной цели — установления страховых тарифов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

При рассмотрении дела Президиум ВАС РФ принял во внимание, среди прочего, следующие обстоятельства.

■ К основным видам экономической деятельности порта согласно уставу относится, в том числе, перевозка грузов и пассажиров собственным и арендованным флотом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ Порт имеет соответствующие лицензии на указанные виды деятельности.

■ Порт представил перевозочные документы, подтверждающие транспортировку грузов в период навигации.

■ Из выписки ЕГРЮЛ следует, что портом в качестве основного вида деятельности заявлена деятельность внутреннего водного транспорта по коду 61.20 ОКВЭД ОК 029-2007, к которому относятся пассажирские и грузовые перевозки по рекам, каналам, озерам и прочим внутренним водным путям.

■ В акте выездной налоговой проверки отражено, что порт в проверяемых периодах (помимо прочих видов деятельности) осуществлял деятельность на внутреннем водном транспорте в качестве основного вида деятельности.

■ Перечисленные документы предусмотрены п.17.2 Методических рекомендаций по применению гл. 28 «Транспортный налог» части второй НК РФ**** в качестве доказательств, представляемых налогоплательщиками налоговым органам в подтверждение осуществления пассажирских и (или) грузовых перевозок в качестве основного вида деятельности организации.

Таким образом, учитывая изложенное, а также учитывая, что в спорный период порт осуществлял перевозку грузов на систематической основе, Президиум ВАС РФ признал правомерным применение пп. 4 п. 2 ст. 358 НК РФ для освобождения от налогообложения транспортных средств.

Также Президиум ВАС РФ указал, что судебные акты по делам со схожими обстоятельствами могут быть пересмотрены на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ.

Примечания:

* Согласно подп.4 п.2 ст.358 НК РФ не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятель-