Автономный детский сад

Вопрос: Здравствуйте! В сентябре мой сын пойдет в детский сад. В нашем городе в этом году открылись 2 автономных детских сада. И мы попали в один из них по общей очереди.

Подскажите, по каким критериям распределяют места в бюджетных и в автономных ДОУ? За детский сад будем платить около 4000 рублей, а доход нашей семьи 12000 рублей. Правомерно ли это? И существуют какие нибудь льготы для посещения автономных садов?

Ответ подготовила Мария Даниленко:

Автономные детские сады — тема относительно новая и довольно-таки противоречивая. Наряду с явными плюсами есть и свои недостатки. Попробуем разобраться, чем же автономные детские сады отличаются от бюджетных? Отличий несколько. Начнем с плюсов::

  • автономный детский сад комплектуется без привязки к месту жительства, т.е. в него принимаются дети со всего города,
  • само дошкольное учреждение пользуется правом льготного налогообложения, самостоятельно ищет поставщиков, может привлекать инвестиции со стороны, при том, что деньги из бюджета города выделяются наравне с обычными детскими садами,
  • автономный детский сад является более самостоятельной единицой в организации образовательного процесса. Если в муниципальном ДОУ все проводимые мероприятия и занятия четко закреплены программой, принятой на федеральном уровне, то автономное дошкольное учреждение вправе предоставлять ряд дополнительных услуг. Например, могут пригласить нужного специалиста на время для конкретной группы детей или же заказать для воспитанников специальную программу медицинского страхования.

Плюсы и благая цель — улучшить качество предоставляемых услуг — привлекают все больше родителей отдавать своих детей именно в автономные дошкольные учреждения. Это подтверждается статистикой: . средняя посещаемость муниципальных ДОУ — 69-72 процента, автономных — 89 процентов. Тем не менее, перевод многих обычных детских садов в статус автономных вызвало большой резонанс со стороны родителей.

Минусы:

  • Хотя плата в муниципальном и автономном детских садах не должна различаться, в последнем она как раз и получается выше и может составлять от 3 000 рублей до 5 000 рублей, т.к. складывается из стандартной родительской платы и стоимости тех самых дополнительных развивающих услуг. Что и говорить, нахождение детей в одной группе может по-разному обойтись родителям, ведь, например, кто-то может посещать занятия вокалом, а кто-то нет.
  • Дополнительные услуги носят рекомендательный характер, но, как замечают многие родители, чаще всего предоставляется список альтернативных возможностей (психолог, логопед, рисование, иностранный язык, специальное медицинское сопровождение и т.д.), из которых они обязаны выбрать, например, 4 услуги.

Как и в обычном детском саду, между родителем и автономным дошкольным учреждением заключается договор. Во главе ДОУ находится руководитель и наблюдательный совет, в который могут войти и представители от учредителя (например, администрации города), и общественный представитель, и представитель от детского сада (за исключением заведующей и зама) — они отвечают за внесение дополнений в устав детского сада и утверждения бюджета.

Льготы по поступлению и оплате автономного детского сада могут различаться в разных городах, узнать их, а также встать на очередь в подобное дошкольное учреждение можно в местном управлении образования.

Ниже приведено ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АВТОНОМНОЙ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

Приложение N 2
к Постановлению
Администрации Тюменской области
от 20 апреля 2004 г. N 32-пк

I. Общие положения

1.1. Автономной некоммерческой организацией дошкольного образования признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления дошкольного образования.

1.2. Деятельность автономной некоммерческой организации дошкольного образования регулируется Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и уставом организации, разрабатываемым с учетом Закона РФ «Об образовании», настоящего Положения, а также Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного Правительством РФ.

II. Особенности деятельности автономной некоммерческой организации дошкольного образования

2.1. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования может быть создана путем учреждения или в результате реорганизации в форме преобразования муниципальных учреждений дошкольного образования.

2.2. Учредителями автономной некоммерческой организации дошкольного образования могут выступать граждане и (или) юридические лица. Число учредителей не ограничено. При создании автономной некоммерческой организации дошкольного образования путем реорганизации муниципального учреждения учредителями могут выступать работники реорганизуемого учреждения.

2.3. Учредительным документом автономной некоммерческой организации дошкольного образования является устав, утвержденный учредителями.

2.4. Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования, порядок принятия ими решений и выступления от имени организации устанавливаются уставом организации.

2.5. Высшим органом управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования является коллегиальный орган (правление).
К исключительной компетенции высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования относится решение следующих вопросов:

  • изменение устава организации;
  • образование исполнительного органа управления организации и досрочное прекращение его полномочий;
  • утверждение программы дошкольного образования, реализуемой организацией;
  • утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;
  • утверждение финансового плана организации и внесение в него изменений;
  • определение системы и условий оплаты труда работников организации;
  • утверждение тарифов на услуги, предоставляемые организацией, в том числе размера платы за содержание детей;
  • создание филиалов и открытие представительств организации;
  • реорганизация и ликвидация организации.

Состав высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования (как правило, не более 5 человек) формируется из числа учредителей организации, представителей муниципального органа управления образованием, профсоюза работников образования. Работники автономной некоммерческой организации дошкольного образования не могут составлять более чем одну треть общего числа членов высшего органа управления организации.

Заседание высшего органа управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решение принимается большинством голосов членов, присутствующих на заседании. Решение по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления принимается большинством голосов, составляющим две трети от общего числа его членов.

2.6. Исполнительный орган управления автономной некоммерческой организации дошкольного образования является единоличным (управляющий). Он осуществляет текущее руководство деятельностью организации и подотчетен высшему органу управления организации.

2.7. Источниками формирования имущества автономной некоммерческой организации дошкольного образования являются:

  • бюджетные средства, выделяемые организации при получении на конкурсной основе муниципального заказа на предоставление дошкольного образования;
  • средства, получаемые в качестве платы за содержание детей, доходы от предоставления дополнительных образовательных услуг, иной предпринимательской деятельности в соответствии с уставом организации;
  • регулярные и единовременные поступления от учредителей;
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • доходы, получаемые от использования имущества, находящегося в собственности организации или переданного ей по иным основаниям;
  • другие не запрещенные законом поступления.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации дошкольного образования учредителями, является собственностью организации. Учредители организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители не отвечают по обязательствам организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

2.8. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования при получении на конкурсной основе муниципального заказа обеспечивает предоставление бесплатных образовательных услуг в пределах программы дошкольного образования, разрабатываемой в соответствии с требованиями государственного стандарта, и объема выделенных бюджетных средств, рассчитанного в соответствии с нормативом бюджетного финансирования дошкольного образования.
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования самостоятельна в установлении размера платы за содержание детей, тарифов на предоставляемые дополнительные образовательные и иные услуги.

2.9. Автономная некоммерческая организация дошкольного образования самостоятельна в определении системы и условий оплаты труда работников организации. При создании организации путем реорганизации муниципального учреждения трудовые отношения с работниками реорганизуемого учреждения с их согласия продолжаются.

2.10. Лицензирование, аттестация и государственная аккредитация автономных некоммерческих организаций дошкольного образования проводятся в соответствии с требованиями действующего законодательства.

2.11. Налогообложение автономных некоммерческих организаций дошкольного образования производится в порядке, установленном налоговым законодательством.

2.12. Реорганизация и ликвидация автономных некоммерческих организаций дошкольного образования осуществляются в соответствии с гражданским законодательством.

III. Особенности экономической поддержки автономной некоммерческой организации дошкольного образования

3.1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать автономным некоммерческим организациям дошкольного образования экономическую поддержку в различных формах, не противоречащих законодательству.

3.2. Органы местного самоуправления оказывают автономным некоммерческим организациям дошкольного образования, как правило созданным путем реорганизации муниципальных учреждений, экономическую поддержку в форме предоставления имущественного комплекса реорганизованного учреждения по договору безвозмездного пользования, заключаемому в соответствии с гражданским законодательством.

3.3. В качестве условий предоставления имущественного комплекса автономной некоммерческой организации дошкольного образования в договоре безвозмездного пользования предусматриваются:

3.3.1. Обязанности организации по целевому использованию переданного имущества, в том числе:

  • участие в проводимых органами местного самоуправления конкурсах на обеспечение предоставления дошкольного образования;
  • обеспечение содержания и медицинского обслуживания детей;
  • установление дифференцированных размеров платы за содержание детей с учетом имущественного положения семьи.

3.3.2. Предоставление имущества на определенный срок (1 — 2 года), по истечении которого в случае достаточной эффективности деятельности организации возможна автоматическая пролонгация договора на неопределенный срок.

3.3.3. Возможность изъятия имущества в случаях:

  • использования не в соответствии с договором, то есть нарушения обязанностей по целевому использованию имущества, или ненадлежащего содержания (досрочное расторжение договора);
  • неэффективности использования, то есть неполучения организацией по итогам конкурса муниципального заказа на предоставление дошкольного образования более одного раза и неспособности организации за счет собственных доходов обеспечить выполнение своих обязательств (отказ от бессрочного договора).

3.3.4. Возложение на организацию обязанности по содержанию, текущему и капитальному ремонту переданного имущества или с учетом фактического состояния имущества (износа и т.п.), сохранение обязанности по его капитальному ремонту за органами местного самоуправления.

3.3.5. Поступление в собственность организации доходов, полученных в результате использования переданного имущества, включая доходы от предоставляемых услуг и предпринимательской деятельности.

3.3.6. Поступление в собственность организации произведенных ею отделимых улучшений переданного имущества (приобретенного за свой счет оборудования, инвентаря), при этом неотделимые улучшения могут быть произведены организацией лишь с согласия органов местного самоуправления, которые в случае расторжения договора возмещают организации их стоимость.

3.3.7. Правопреемство по договору безвозмездного пользования в случае реорганизации автономной некоммерческой организации дошкольного образования или отчуждения переданного ей имущества из муниципальной собственности.

3.3.8. Прекращение договора безвозмездного пользования и изъятие переданного имущества в случае ликвидации автономной некоммерческой организации дошкольного образования.

3.4. В случае неполучения по итогам конкурса муниципального заказа на обеспечение предоставления дошкольного образования автономной некоммерческой организацией дошкольного образования, созданной путем реорганизации муниципального учреждения, ее деятельность продолжает осуществляться в соответствии с уставными целями и назначением переданного имущества за счет собственных доходов.
При возникновении кредиторской задолженности (по выплате заработной платы, содержанию имущества) организации в соответствии с бюджетным законодательством могут быть предоставлены из местного бюджета целевая субвенция или бюджетный кредит на ее погашение.