Банки в налоговых правоотношениях

Современная финансовая система РФ базируется на банковской системе рыночного типа и нормативно-правовом регулировании банковской деятельности. Данные явления обуславливаются качественным увеличением значения банков в развитии государственной экономики.

Понятие банка как субъекта налогового права

Определение 1

Банк – ключевое звено рыночной экономики, осуществляющее финансовые посреднические операции между хозяйствующими субъектами, предоставляющее финансовые ресурсы для развития производства, способствующее оптимальному размещению денежных средств.

Экономические отношения выступают объектом регулирующего воздействия правовых норм. Именно от их специфики подчас зависит то, как будет реализовываться правовое регулирование экономических процессов и какая методика правового регулирования будет выбрана для максимального воздействия на формирующиеся отношения. По этой причине специфика правового статуса банка обуславливается его экономическим содержанием.

Определение 2

Согласно экономической теории, под банком традиционно понимают организацию, которая является посредником в движении денежной массы.

Хоть и, в соответствии со статьей 9 НК, кредитные организации не относятся к участникам налоговых отношений, регулируемым законом о налогах и сборах, фактически они такими являются и имеют специальный налогово-правовой статус.

Определение 3

Банки – это субъекты налоговых правовых отношений, обеспечивающие налоговые изъятия и наделенные определенными правами и обязанностями.

Участие банковских структур в налоговых отношениях носит куда более сложный характер в сравнении с другими участниками налоговых отношений, регулируемых законом о налогах и сборах. Так как банки не обладают собственным имущественным интересом в процессе исполнения платежных поручений на перечисление налогов в бюджет/внебюджетные фонды, то они в большей мере выступают субъектами налоговых правоотношений организационного характера, чем имущественного, к примеру, по сообщению налоговым органам необходимой информации о счетах и операциях с финансовыми средствами по счетам налогоплательщиков и пр.

Налоговые правоотношения банков складываются не только в процессе исполнения ими платежных документов, инкассовых поручений, решений налоговых органов (к примеру, решений о приостановке операций по счетам и пр.), но и в качестве налогоплательщиков, плательщиков сборов либо налоговых агентов (к примеру, по отношению к своим работникам).

Налоговая правосубъектность

Для того, чтобы субъекты налогового права могли участвовать в налоговых отношениях, они наделяются налоговой правосубъектностью, которая совмещает в себе 2 понятия: правоспособность и дееспособность.

Определение 4

Специальная правосубъектность субъектов налоговых отношений – это способность и возможность обладать (и осуществлять) правами и обязанностями, нести ответственность в пределах собственной компетенции в налоговых правоотношениях.

Коммерческий банк признается субъектом налогового права после распространения на него действия нормативных и законодательных актов о налогах и сборах. У коммерческого банка, являющегося субъектом налогового права в силу названных законодательных актов, то есть вне зависимости от участия в каких-либо налоговых отношениях, существует определенный комплекс прав и обязанностей. Данные права и обязанности в совокупности образуют содержание налоговой правосубъектности либо налоговый статус коммерческого банка. По этой причине налоговая правосубъектность играет основополагающую роль в правовом регулировании поведения коммерческих банковских структур, так как служит предпосылкой отношений между ними и другими налогово-правовыми субъектами, определяет действия банка в определенных налоговых отношениях.

По собственным специфическим функциям в механизме правового регулирования налоговых взаимоотношений правосубъектность рассматривается как средство фиксирования круга субъектов (лиц, которые могут выступать носителями субъективных юридических прав и обязанностей). Налоговая правосубъектность конкретизирует перечень реальных субъектов налогового права, а потому является первичной ступенью детализации налоговых правовых норм, на которой предопределяется единое юридическое положение субъектов. То есть субъекты налогового права находятся в том или ином положении по отношению друг к другу. Налоговая правосубъектность называет область в законодательстве, которая действует для конкретного коммерческого банка, а значит, детализирует круг отношений, в которых банк может принимать участие.

Налоговая правосубъектность коммерческих банков подразумевает одну из разновидностей финансовой правосубъектности, по этой причине вместе с общими чертами для нее характерны некоторые свойства, которые обуславливаются спецификой налоговых правоотношений и воздействия на них. Благодаря специальной правоспособности коммерческие банки в налоговых правоотношениях осуществляют только права, соответствующие предмету налогового права.

Определение 5

Налоговая правосубъектность представляет собой более емкую категорию, чем возможность правообладания и несения обязанностей в области налоговых правоотношений. На ее конкретную сущность оказывают влияние факторы: юридическая природа субъекта, характер и цели его деятельности.

Коммерческий банк, являясь субъектом налогового права, имеет ряд существенных особенностей в сравнении с собственно организацией, также рассматриваемой субъектом налогового права. В виду особенной общественной значимости банковской сферы роль публично-правовых способов в ее регулировании намного весомее, нежели в остальных сферах хозяйствования.

Для банка характерно единство частных и публичных начал. Во-первых, как и любая другая коммерческая организация, банк складывает правоотношения со своими контрагентами на основании договора, а это предполагает равенство и автономию воли его сторон. Во-вторых, экономическая сущность коммерческого банка, являющегося важнейшим денежно-кредитным институтом, особым финансовым посредником, через который осуществляются денежные потоки страны, определяет наличие публичного интереса в его стабильной работе в рамках банковской системы и также защиты интересов своих клиентов и остальных кредиторов. При этом публичный интерес проявляется в том, что существует специальный правовой механизм, направленный на уменьшение риска совершения банковских операций, ограничивающий в известной степени свободную волю участников, сужая рамки их вероятного поведения. Высокая роль публично-правовых методов в регулировании деятельности банков выступает объективной закономерностью, являющейся спецификой банковской системы.

Взаимоотношения между кредитной организацией и клиентом называются публично-правовыми вертикальными отношениями власти-подчинения. Осуществляя возложенные на нее государством функции, кредитная организация имеет право требовать от клиентов выполнения конкретных действий и контролировать их выполнение. При этом данное право вытекает не из гражданско-правового договора, а на основе императивных предписаний законодательства. Указанному правомочию кредитной организации соответствует обязанность клиента исполнять требования банка. Область, в которой в наибольшей степени преобладает публичное правовое регулирование банковской деятельности, – это налоговые правоотношения.

Замечание 1

Особенное положение банков в экономике государства, которое обуславливается осуществлением роли финансового посредника, определяет их специфическую роль в налоговой сфере страны.

В российском налоговом законодательстве тождественными являются понятия банка, кредитной организации, небанковской кредитной организации. Но перечисленные понятия все же различаются по объему и содержанию. В качестве критерия их разграничения выступает конкретное сочетание осуществляемых банковских операций, которые и определяют особенности налогообложения банков.

Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание

Критерии банка как субъекта налогового права

Один из главных критериев, почему коммерческий банк относится к субъектам налогового права, – это потенциальная способность уплачивать причитающиеся налоги. Коммерческий банк обретает налогово правовой статус в связи с предполагаемой возможностью вступления в налоговые отношения с государством либо муниципальным образованием касаемо уплаты установленных налогов/сборов.

Замечание 2

Налогоплательщик в качестве субъекта налогового права характеризуется потенциальной возможностью быть участником определенного правового отношения по вопросу установления, введения либо взимания налогов, реализации налогового контроля либо привлечения к налоговой ответственности.

Банк как налогоплательщик обязан уплачивать какой-либо возлагаемый на него налог с момента возникновения обстоятельств, которые устанавливает законодательство о налогах и сборах и предусматривают уплату этого налога. Возникновение данных обстоятельств – это юридический факт, на основе которого коммерческий банк обретает статус участника налоговых отношений.

Замечание 3

Конкретный список субъектов, которые обязаны производить платежи в доход страны, устанавливает часть 2 НК или другой федеральный закон, действующий отдельно по каждому налогу и сбору.

Определение 6

Налогоплательщик – это особенный правовой статус коммерческого банка, на который согласно закону возлагается обязанность уплачивать налоги/сборы.

Обязательные элементы правового статуса налогоплательщика – это общие, равные для физических лиц и организаций права и обязанности, которые зафиксированы налогово-правовыми нормами, а также ответственность за нарушения закона о налогах и сборах.

Статус коммерческого банка в налоговом законодательстве описывается тем, что законодатель уделяет особое внимание обязанностям банков в области налоговых отношений. Специфика сущности правосубъектности банков и некоторых других кредитных организаций проявляется в основном в том, что они могут выступать в налоговых правоотношениях не только как налогоплательщики и налоговые агенты, но и как организации, принимающие и перечисляющие налоговые платежи на счета конкретных бюджетов/внебюджетных фондов.

Обязательное условие установления правовых отношений между банком и соответствующим государственным органом – это налоговая правосубъектность кредитной организации.

Замечание 4

Налоговым кодексом в статье 11 банки определяются в качестве коммерческих банков и других кредитных организаций, имеющих лицензию Банка РФ. Согласно НК, к налогообложению банков используются общие подходы, а также особые правила, что отличает их от остальных организаций.

Основная обязанность банков в качестве налогоплательщиков, установленная статьей 23 НК, – это обязанность уплачивать установленные законодательством налоги. При этом каких-либо специальных налогов, которыми бы облагались исключительно банки, в современном законодательстве о налогах и сборах нет. Банки выступают плательщиками таких же самых налогов, что и остальные хозяйствующие субъекты.

Важной особенностью правового статуса банка в налоговых отношениях является то, что банковская организация в этих отношениях выступает как налогоплательщик, а также обременяется некоторыми специфическими публично-правовыми обязанностями, включенными в частно-правовую природу отношений между банком и клиентами.

Главной из данных публично-правовых обязанностей банка считается обязанность по исполнению поручения налогоплательщика либо налогового агента на зачисление налога в соответствующий фонд/бюджет. Указанные функции банков регулируются путем установления обязанностей в этой области статьей 60 НК.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 45 НК, обязанность по уплате налога выполнена налогоплательщиком с того момента, как в банк предъявлено поручение на перечисление в бюджетную систему России на определенный счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банк в случае, если на нем хватает денежных средств для уплаты налога на день платежа.

В соответствии с пунктом 1 статьи 86 НК, банки должны сообщать по месту своего нахождения в налоговый орган следующую информацию:

  • об открытии/закрытии счета, изменении реквизитов счета организации/предпринимателя;
  • о предоставлении/прекращении права организации/предпринимателя применять корпоративные электронные средства платежа с целью переводов электронных денежных средств;
  • о смене реквизитов корпоративного электронного средства платежа.

Замечание 5

Подобные сообщения по установленным формам (в соответствии с приказом ФНС РФ от 28 сентября 2009-го г.) отправляются в течение 3-х дней в электронном виде со дня соответствующего события.

Достаточно значимую роль среди публично-правовых обязанностей банковских организаций в налоговых правовых отношениях играет обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и ИП (пункт 2 статьи 86 НК). Налоговый орган имеет право запрашивать не все документы, а только предусмотренные НК, и исключительно, связанные с проведением налоговой проверки в отношении определенного налогоплательщика.

Налоговые агенты

Самостоятельный элемент специальной правосубъектности банков в налоговых отношениях – это обязанность выполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обуславливается потребностью государства выполнять текущий финансовый контроль за работой налогоплательщиков. Но налоговые органы не могут постоянно контролировать финансовую и хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, а потому лица, которые являются источниками доходов, наделены обязанностями налоговых агентов.

Функции налоговых агентов в какой-то степени происходят от целей и задач налоговых органов, по этой причине условно их считают представителями налоговых органов в отношениях с налогоплательщиками. Наряду с этим прав налоговых органов они не имеют и обязаны выполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не позволяет налогоплательщику оспаривать право агента по поводу законного удержания налогов, причитающихся с определенного лица. Правовые отношения касаемо уплаты либо взыскания налогов формируются между уполномоченными органами государства и налогоплательщиками. По этой причине надлежащим ответчиком по искам по поводу возврата излишне уплаченных налоговых сумм или по освобождению от налогообложения становится налоговый орган.

Когда коммерческие банки как налоговые агенты превышают собственные полномочия относительно начисления и удержания налогов либо неверно применяют налоговые льготы, формируется состав налогового правового нарушения, субъектом которого выступает банк.

Дееспособность

Следующий элемент специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правовых отношениях – это дееспособность.

Определение 7

Единственная составляющая налоговой дееспособности, определенной НК (статья 107), – налоговая деликтоспособность, то есть способность лица нести ответственность за совершение налоговых правовых нарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков в качестве субъектов налоговых правоотношений стимулирует инвестиционную деятельность банков. В налоговом законодательстве предусмотрены следующие меры налогового стимулирования инвестиционной деятельности:

  • установление специального порядка взимания налогов и сборов при осуществлении соглашений о разделе продукции;
  • налоговые льготы при выполнении предприятиями производственной сферы затрат на капитальные вложения, а также при использовании лизинга экономическими субъектами;
  • предоставление инвестиционного налогового кредита.

Меры налогового регулирования стимулируют инвестиционную деятельность банков лишь опосредованно, предоставляя льготы предприятиям, которые используют банковские кредиты с целью проведения капиталовложений. Таким образом, облагаемая прибыль производственных предприятий снижается на суммы, направляемые на погашение банковских кредитов, в том числе и проценты по ним, взятых и использованных на финансирование капвложений (подпункт 10 пункта 1 статьи 251 НК).

Вывод

Итак, коммерческие банки как субъекты налогового права имеют ряд специфических особенностей, отличающих их от остальных субъектов/организаций, это дает право считать их специальными субъектами налогового права.

Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобратьсяПредставляем рецензию на диссертацию А. В. Грачева, в которой впервые проведено комплексное исследование статуса банков в налоговых правоотношениях, раскрывающее правовую природу банков как платежных и информационных агентов Тема диссертации:
«Правовой статус банков как участников налоговых правоотношений»
(диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук)
А. В. Грачев,
юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Работа выполнена:
на кафедре финансового права и бухгалтерского учета Московской государственной юридической академии им. О. Е. Кутафина

Автором сделаны выводы и разработаны следующие предложения по совершенствованию налогового законодательства.

1. С целью формирования достойного терминологического аппарата участия банков в налоговых правоотношениях предложены к введению в научный оборот понятия «платежный агент» и «информационный агент», ясно отражающие функции банков в данных правоотношениях.

2. Определено содержание сбалансированного налогово-правового статуса банков, включающего в себя не только их налоговые обязанности, но и налоговые права. В связи с этим предложены к законодательному закреплению налоговые права банков, необходимые для защиты их интересов при налоговом контроле. Это, в частности, права, касающиеся присутствия при рассмотрении материалов специальных налоговых проверок банков, представления пояснений, требования соблюдения налоговыми органами законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении банков.

3. Разделены на два уровня и структурированы функции банков как платежных и информационных агентов. Раскрыта сущность стержневой функции банков как участников налоговых правоотношений – перечисление налоговых платежей в бюджетную систему РФ. Установлено место банка как объективного посредника в правоотношении «налогоплательщик – банк – государство» по уплате налога в бюджетную систему, основанием участия которого в налоговых правоотношениях служит его финансово-посредническая специализация.

4. Для совершенствования юридической техники, используемой для определения банка как участника налоговых правоотношений, автором предложена новая дефиниция понятия «банк».

5. С целью повышения стройности законодательных положений и адекватного отражения правового статуса банков в Налоговом кодексе РФ внесено предложение по закреплению понятия, налоговых прав и обязанностей банков в статье «Банки», которую следует расположить в разделе налогового законодательства, регулирующем правовые статусы иных участников налоговых правоотношений (гл. 3 разд. 2 НК РФ).

6. Разработано предложение по введению в налоговое законодательство механизма налогового контроля за исполнением банками публично-правовых обязанностей в форме специальной выездной налоговой проверки, условия проведения которой отражают специфику участия банков в налоговых правоотношениях в качестве платежных и информационных агентов. Это позволит восполнить существенный пробел в налоговом законодательстве России, исключить злоупотребления со стороны налоговых органов при проверке исполнения банками публично-правовых обязанностей, а также разграничить налоговый контроль банков как налогоплательщиков и платежных (информационных) агентов.

7. Внесено предложение по законодательному закреплению признания безнадежными ко взысканию и списания сумм налоговых платежей, которые не перечислены в бюджетную систему РФ ликвидированными банками. Настоящее предложение нашло отражение в законопроекте, впоследствии принятом в качестве Федерального закона от 26.11.2008 № 224-ФЗ.

8. В диссертации имеется ряд предложений по корректировке составов налоговых правонарушений банков для более эффективного привлечения их к налоговой ответственности. Важным результатом исследования также является раскрытие правовой природы штрафных пени как особого вида налоговых санкций, сочетающего в себе компенсационный и карательный характер.

ПРЕДЛОЖЕННЫЕ АВТОРОМ ДИССЕРТАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Банками признаются кредитные организации (банки и небанковские кредитные организации), имеющие лицензию Центрального банка Российской Федера-ции на осуществление банковских операций.
Платежные агенты – это банки, исполняющие поручения налогоплательщиков и налоговых органов по перечислению сумм налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации.
Информационные агенты – это банки, которые осуществляют информационное обеспечение контрольной деятельности налоговых органов, представляя им информацию о счетах налогоплательщиков, операциях по ним и в ином порядке способствуя учету налогоплательщиков, а также приостанавливают по решению налоговых органов расходные операции по счетам налогоплательщиков.

Научная рецензия

В своем научном исследовании А. В. Грачев попытался решить важную проблему – выработать единый подход к регламентации правового статуса банков как участников налоговых правоотношений. В налоговом законодательстве до настоящего момента не решен вопрос о формальном отнесении банков к участникам налоговых правоотношений, о налоговом контроле исполнения банками публично-правовых обязанностей. В правоприменительной практике возникает целый ряд проблем, связанных с несовершенной регламентацией правового статуса банков как участников налоговых правоотношений. В этой связи проведенное А. В. Грачевым исследование правового статуса банков как финансовых посредников между государством и налогоплательщиками, участвующих в налоговых правоотношениях и реализующих платежные и информационные функции, является актуальным. Сформулированные по его итогам теоретические выводы и предложения развивают теорию финансового и налогового права, позволяют сформировать сбалансированный правовой статус банков как участников налоговых правоотношений.

Заслуживает внимания предложение автора ввести в научный оборот понятия «платежный агент» и «информационный агент», позволяющие четко идентифицировать роль банков в зависимости от функций, выполняемых ими в рамках участия в налоговых правоотношениях.

Следует согласиться с мнением автора о том, что существующее понятие банка для целей налогового законодательства является недостаточно определенным и, кроме того, нуждается в совершенствовании с точки зрения соблюдения правил юридической техники при формировании структуры и системы законодательства о налогах и сборах правовая регламентация дефиниции банка.

В рамках диссертационного исследования А. В. Грачевым достаточно детально проанализирована концепция правового статуса и налоговой правосубъектности банка.

Разработанные автором диссертации предложения видятся логичными и способствуют более качественному теоретическому обоснованию правового статуса банков как участников налоговых правоотношений, совершенствованию нормативной регламентации прав, обязанностей и ответственности банков.

При этом особо следует отметить, что автор обратил внимание на наличие законодательного пробела в сфере налогового контроля исполнения обязанностей банками как платежными и информационными агентами, а также сформулировал предложение по его устранению.
Диссертация А. В. Грачева соответствует критерию научной новизны. Положения диссертации, выносимые на защиту, явля-ются обоснованными, отличаются научной новизной и получены в результате добросовестно и тщательно проделанной исследовательской научной работы.

Прежде всего автор отмечает особенности налоговой правосубъектности банков. Затем логично встраивает сделанные выводы в сформулированные им понятия платежных и информационных агентов, определяющие правовой статус банков как финан-совых посредников между государством и налогоплательщиками. Отталкиваясь от предложенных понятий, автор обоснованно отмечает существенность значения финансово-посреднической специализации банков для их участия в налоговых правоотношениях. Автор исследования приводит веские доводы в пользу своих предложений по совершенствованию правовой регламентации статуса банков, в частности наделения их налоговыми правами при налоговом контроле, распространения на них института безнадежных налоговых долгов. Не перечисляя всех положений, выносимых автором на защиту, хочется отметить, что они обладают научной новизной, вызывают интерес как с точки зрения теории, так и с точки зрения практики. Следует подчеркнуть, что разработанные автором теоретические положения позволили сформулировать практические предложения по совершенствованию налогового законодательства РФ. Таким образом, диссертационное исследование А. В. Грачева в полной мере обладает теоретической и практической значимостью.

Вместе с тем, несмотря на то, что диссертационное исследование А. В. Грачева выполнено на высоком уровне, следует от-метить его отдельные недостатки.

Представляется, что работу обогатило бы исследование проблем взаимодействия налоговых органов и Банка России при налоговом контроле исполнения банками публично-правовых обязанностей.

Кроме того, предложения автора по совершенствованию налогового законодательства, выдвинутые в отношении банков, основаны на уже имеющихся положениях НК РФ и, по мнению рецензента, не всегда учитывают специфику участия банков в налоговых правоотношениях.

Также важно отметить, что автор диссертации обходит своим вниманием анализ налоговой ответственности в системе видов юридической ответственности. В результате этого диссертантом ошибочно, по мнению рецензента, характеризуется по сути административная ответственность банков как их специальная налоговая ответственность.

Тем не менее высказанные замечания носят дискуссионный характер и не влияют на общий положительный вывод о научной новизне, актуальности, теоретической и практической значимости исследования. Предложенное А. В. Грачевым комплексное исследование правового статуса банков как участников налоговых правоотношений, раскрывающее правовую природу банков как платежных и информационных агентов, является достойным примером научных изысканий в области налогового права.

Рецензент:
Е.В. Овчарова,
старший преподаватель кафедры финансового права МГУ
им. М.В. Ломоносова, канд. юрид. наук

Правовое положение банка характеризуется единством частных и публичных начал. С одной стороны, как и любая коммерческая организация, банк вступает в правоотношения со своими контрагентами на основе договора, что предполагает равенство и автономию воли его участников. С другой стороны, экономическая сущность коммерческого банка как важнейшего денежно-кредитного института, особого финансового посредника, через который проходят денежные потоки государства, предопределяет наличие публичного интереса в его стабильном функционировании в рамках банковской системы, а также защиты интересов его вкладчиков и иных кредиторов.

Отношения между банком и клиентом можно охарактеризовать как публично-правовые, вертикальные отношения власти-подчинения. Выполняя возложенные на него государством функции, банк обладает правом требовать от клиента выполнения определенных действий и вправе контролировать их исполнение. Причем такое право возникает не из гражданско-правового договора, а на основании императивных предписаний закона. Указанному правомочию банка корреспондирует обязанность клиента исполнить требования кредитной организации. Областью, где в наибольшей степени преобладает публично-правовое регулирование банковской деятельности, являются налоговые правоотношения. Именно особое положение банков в экономике страны, обусловленное выполнением роли финансового посредника, предопределяет их специфическую роль в налоговой деятельности государства.

Одним из основных критериев отнесения коммерческого банка к числу субъектов налогового права является потенциальная возможность уплачивать причитающиеся налоги. Реальная обязанность банка как налогоплательщика уплачивать какой-либо налог возлагается на него с момента возникновения обстоятельств, установленных законодательством о налогах и сборах и предусматривающих уплату данного налога. Возникновение таких обстоятельств служит юридическим фактом, на основании которого коммерческий банк приобретает статус участника налоговых правоотношений. Конкретный перечень субъектов, обязанных производить платежи в доход государства, устанавливается частью второй Налогового кодекса РФ или иным федеральным законом отдельно по каждому налогу и сбору.

Налогоплательщик — это особый (специальный) правовой статус коммерческого банка, на который в соответствии с законом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. Обязательными элементами правового статуса налогоплательщика выступают общие, одинаковые для физических лиц и организаций права и обязанности, зафиксированные нормами налогового права, а также ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Специфика содержания правосубъектности банков и некоторых иных кредитных организаций проявляется главным образом в том, что они способны выступать в налоговых отношениях не только в качестве налогоплательщиков, налоговых агентов, но и в качестве организаций, принимающих и зачисляющих налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов (внебюджетных фондов).

В соответствии с п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком «с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа».

Весьма значимое место среди публично-правовых обязанностей банков в налоговых правоотношениях занимает обязанность выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и индивидуальных предпринимателей (п. 2 ст. 86 НК РФ). Налоговый орган вправе запрашивать не любые документы, а лишь предусмотренные Налоговым кодексом РФ и только в связи с проведением налоговой проверки в отношении конкретного налогоплательщика.

Самостоятельным элементом специальной правосубъектности банков в налоговых правоотношениях выступает обязанность исполнять функции налоговых агентов. Институт налоговых агентов обусловлен потребностью государства осуществлять текущий финансовый контроль за деятельностью налогоплательщиков. Однако налоговые органы не имеют возможности оперативно и постоянно контролировать финансово-хозяйственную деятельность плательщиков налогов или сборов, поэтому лица, являющиеся источниками доходов, наделяются обязанностями налоговых агентов. Обязанности налоговых агентов в определенной степени производны от целей и задач налоговых органов, поэтому условно их можно считать представителями налоговых органов во взаимоотношениях с налогоплательщиками. Вместе с тем правами налоговых органов они не обладают и обязаны исполнять агентские обязанности. Правовой статус налоговых агентов не дает оснований налогоплательщику оспаривать право агента по законному удержанию налогов, причитающихся с конкретного лица. Правоотношения относительно уплаты или взимания налогов складываются между государством в лице уполномоченных органов (в нашем случае — банков) и налогоплательщиками, поэтому надлежащим ответчиком по искам о возврате излишне угшаченньж сумм налогов или по освобождению от налогообложения будет налоговый орган.

В тех случаях, когда коммерческий банк как налоговый агент превышает свои полномочия относительно исчисления и удержания налогов или неправильно применяет налоговые льготы, образуется состав налогового правонарушения, субъектом которого будет банк.

Следующим элементом специальной правосубъектности коммерческих банков в налоговых правоотношениях выступает дееспособность. Единственной составляющей налоговой дееспособности, которая определена ст. 107 НК РФ, является налоговая деликтоспособностъ, т.е. способность лица нести ответственность за совершение налоговых правонарушений.

Специальная правосубъектность коммерческих банков как субъектов налоговых отношений способствует стимулированию инвестиционной деятельности кредитных организаций. Инвестиционная деятельность банков стимулируется мерами налогового регулирования лишь опосредованно — путем предоставления льгот предприятиям, использующим банковские кредиты на цели осуществления капиталовложений. Так, облагаемая прибыль производственных предприятий уменьшается на суммы, направленные на погашение банковских кредитов (включая проценты по ним), полученных и использованных на финансирование капитальных вложений (п. 10 ст. 251 НК РФ).

Таким образом, коммерческие банки как субъекты налогового права обладают рядом специфических особенностей, которые отличают их от иных субъектов — организаций, что позволяет считать их специальными субъектами налогового права.