Борьба с безработицей

Похоже, не осталось ни одной отрасли экономики, которая бы не пострадала от последствий пандемии коронавируса в России. За последний месяц президент РФ Владимир Путин посвятил серию совещаний разбору ситуации в каждой из наиболее пострадавших отраслей и выработке мер их поддержки. Однако тяжелая обстановка на каждом предприятии означает и неизбежную потерю работы части сотрудников. Как сообщил министр труда и соцзащиты Антон Котяков, в связи с пандемией с 1 апреля лишились рабочих мест более двух миллионов граждан. Как им помочь сейчас и какие меры помогут выровнять ситуацию на рынке труда в перспективе, разбирали министры на совещании у Путина 27 мая. Портал «Будущее России. Национальные проекты» собрал самые значимые заявления.

Потери в цифрах

Как отметил президент, рост безработицы сегодня – общемировой тренд. Министр труда и соцзащиты Антон Котяков в подтверждение этого сообщил: в США число безработных за время пандемии выросло втрое – до 14,7%, в Канаде показатель вырос в 1,5 раза – до 13%, а в Австралии прирост уровня безработицы достиг примерно 20%.

В России ситуация не менее болезненная. «С 1 апреля по сегодняшний день в России было уволено 2 млн 52 тыс. человек, принято на работу 1 млн 665 тыс. человек», — сказал Котяков, отметив, что разница составила более 380 тыс. человек. Еще около 1,5 млн работников в РФ находятся в режиме простоя, 1,3 млн человек заняты неполный рабочий день или неполную неделю, порядка 280 тыс. человек отправили в нерабочий отпуск.

12 МАЯ, 10:00

Антикризисная занятость: как сокращенная рабочая неделя поможет бизнесу пережить пандемию

«За вычетом сезонного фактора больше всего уволенных в отраслях, пострадавших от пандемии, оказалась розничная торговля непродовольственными товарами, общественное питание, гостиничный бизнес. В абсолютных цифрах самая значительная разница между уволенными и принятыми на работу – в Москве, Свердловской области и Санкт-Петербурге», — продолжал министр.

При этом, пик по количеству безработных граждан придется на третий квартал.

«Обращаюсь и к федеральным ведомствам, и к коллегам в регионах Российской Федерации: внимание к проблеме безработицы должно быть максимальным, хочу это подчеркнуть, максимальным на всех уровнях власти», — сказал глава государства.

Путин, в свою очередь обратил внимание на данные Минтруда по регионам, в которых зафиксирован наибольший рост числа безработных: Тюменская область, Калининградская область, Республика Чувашия, Вологодская область, Республика Бурятия. По другим показателям не менее удручающая ситуация в Тыве, Кабардино‑Балкарии, Республике Алтай и Бурятии.

Сотрудники ДРСУ во время общественных работ по содержанию региональной трассы Санкт-Петербург — Всеволожск. Пригородное дорожное ремонтно-строительное управление (ДРСУ) №1 приняло на работу граждан, потерявших работу из-за пандемии коронавируса Петр Ковалев/ТАСС

«Надо обратить внимание на эти регионы: и руководители этих регионов, разумеется, должны активно поработать, но и федеральные ведомства прошу обратить на это особое внимание», — подчеркнул глава государства.

Помощь для неформально занятых и ИП

В наиболее сложном положении оказались люди, которые не просто потеряли работу, но у них нет подтверждённого дохода, достаточного стажа по прежнему месту работы или они вовсе не были официально трудоустроены. В таком случае они могут претендовать только на минимальное пособие – 1,5 тыс. рублей. Котяков предложил повысить на три месяца эту сумму до 4,5 тыс. рублей.

«Такие люди сейчас также нуждаются в поддержке государства, поэтому давайте действительно с 1 мая текущего года, то есть задним числом, увеличим минимальное пособие по безработице втрое», — согласился президент.

В группе безработных, получающих минимальное пособие, оказались и те, кто прежде сам создавал рабочие места — индивидуальные предприниматели, которые были вынуждены закрыть свое дело. Котяков предложил установить выплаты по верхней планке пособия в 12 130 рублей. Путин поддержал и эту идею, также порекомендовав зафиксировать эту планку на три месяца.

15 АПР, 10:38

«Вирусная» занятость: рынок труда подстраивается под условия пандемии

В свою очередь присутствующий на заседании глава Минфина Антон Силуанов заверил, что средства на инициативы его коллеги из Минтруда есть. В общей сложности, по его словам, меры поддержки обойдутся в 36 млрд рублей.

«На эти мероприятия в наших планах мы зарезервировали ресурсы, так что это будет все обеспечено финансами», — пообещал Силуанов.

Однако министр труда и социальной защиты на мерах финансовой поддержки не остановился. Он напомнил, что сегодня при регистрации на государственном портале «Работа в России», граждане не только подают заявление на постановку на учет в качестве безработного, но и заполняют резюме. «Таким образом, мы имеем возможность видеть, кто именно ранее был занят неформально и создать условия для официального трудоустройства таких граждан.И необходимость системной работы с этой информацией требует пересмотра подходов к организации работы центров занятости в субъектах РФ», — сказал министр. Кстати, модернизация центров занятости – одна из задач нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», и работа в этом направлении уже была начата в прошлом году.

Вячеслав Прокофьев/ТАСС

Кто останется на «удаленке»

Пандемия трансформировала и привычные форматы работы – многие перешли на дистанционный режим работы. По мнению главы государства, когда восстановится обычный ритм деловой жизни, этот опыт безусловно будет весьма полезен, востребован, и его обязательно надо использовать.

«Например, молодыми мамами, людьми с ограниченными возможностями, жителями малых городов, где выбор работы не столь широк, как в крупных мегаполисах. Да и в целом эксперты говорят о том, что экономика будущего, построенная на «цифре», в значительной степени будет носить распределённый, сетевой характер, когда многие будут работать дистанционно, в том числе на дому», — перечислил сферы, где может быть востребована «удаленка» президент.

15 АПР, 10:00

Серьезный вызов: как в России изменится производительность труда после перехода на «удаленку»

По словам Котякова, на текущий момент более 10% работающих граждан или примерно 5 млн 600 тыс. человек – продолжают трудиться удаленно. И подтвердил, что ряд организаций и сотрудников хотели бы продолжить работу именно в таком формате и после снятия ограничительных мер.

Однако в Трудовом кодексе пока понятие дистанционной работы описано довольно кратко, общими словами. Разговоры о необходимости расширения соответствующих статей, дополнения ТК РФ понятием временной удаленной работы, вопросы норм и оплаты труда при неофисной работе идут с марта. На совещании глава Минтруда подтвердил необходимость внесения поправок в ТК, касающихся удаленной и комбинированной занятости.

«Еще одна форма трудовых отношений, которая требует регулирования, – платформенная занятость. Ее развитие связано с активной цифровизацией предоставляемых услуг», — добавил министр.

Будущее выпускников и обучение взрослых

На недавнем совещании о ситуации в системе образования Путин упоминал о возможностях по трудоустройству выпускников вузов. На сегодняшнем совещании на этой теме остановились подробнее.

По информации, которую озвучил на совещании глава Минобрнауки Валерий Фальков, на рынок труда в этом году выйдут примерно 410 тыс. выпускников вузов, из которых 267 тыс. – выпускники очного бакалавриата и специалитета. В отличие от магистров, как правило, совмещающих учебу и работу по специальности, они впервые выходят на рынок труда и в наибольшей степени подвержены риску не получить работу, считает Фальков.

Антон Новодережкин/ТАСС

Выходом, в частности, может быть активная позиция самих вузов и их взаимодействие с органами власти в регионах. В настоящее время на базе вузов действуют специализированные структурные подразделения — Центры карьеры и трудоустройства. Сейчас в вузах таких центров 207. В 28 регионах реализуются специальные, в том числе совместные с вузами программы по содействию их занятости. Обычно это оплачиваемые стажировки от 2 до 6 месяцев, уточнил Фальков.

Глава Минобрнауки напомнил, что также в этом году будет реализовано устройство выпускников и студентов старших курсов в учреждения образования, в том числе дополнительного, и в подразделения вузов по работе со школьниками для организации летнего отдыха детей. Речь идет о Центрах молодежного инновационного творчества, фаблабах, детских университетах и академиях, домах научной коллаборации и др.

10 АПР, 14:28

Нацпроект, чтобы выжить: как технологии бережливого производства помогут предприятиям

«Предлагаю также реализовать специальные меры привлечения выпускников 2020 года на исследовательские позиции в вузы и научные организации. Конечно, речь идет о стартовых позициях – инженеров-исследователей, лаборантов», — уточнил Фальков, добавив, что реализация этого механизма обеспечит дополнительный приток в сектор исследований и разработок не менее 10 тыс. выпускников.

«Совместно с Министерством труда мы планируем сформировать механизм прямого взаимодействия выпускников с работодателями — используя единую федеральную электронную площадку для размещения базы вакансий и резюме выпускников вузов на основе расширения уже существующих сервисов портала «Работа в России», — указал министр.

В свою очередь глава Минпросвещения Сергей Кравцов отметил, что в этом году также завершает обучение 700 тыс. студентов колледжей, четверть из них, 175 тыс. человек, продолжат учиться в высших учебных заведениях, остальные выйдут на рынок труда. «В нынешних условиях не все выпускники смогут определиться с местом будущей работы самостоятельно и быстро. «В этой связи в колледжах начали действовать центры содействия трудоустройству с привлечением предприятий МСП и крупных работодателей. До конца июня во всех регионах будут разработаны планы действий для каждого колледжа по трудоустройству выпускников», — подчеркнул министр.

Он также отметил, что подготовлен комплекс мер по переподготовке и повышению квалификации для граждан, временно оставшихся без работы. «Такое переобучение пройдет по коротким программ и с применением дистанционных технологий. А чтобы предлагаемые людям профессии были востребованы, мы детально анализируем региональные рынки труда с Минтрудом России. Все программы уже готовы, из них предприятия выберут нужны в соответствии со своими потребностями. Обучение будет организовано на базе 1,5 тыс. мастерских, оснащенных в колледжах по международным стандартам», — рассказал Кравцов.

Для участия в программе граждане, зарегистрированные на портале «Работа в России», выберут в своем личном кабинете программу или мастерскую для переобучения. Старт программы намечен на 15 июня и завершится в конце года. На первом этапе будет обучено 110 тыс. человек.

Абсолютно ясно одно: с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее невозможно, но есть шансы свести ее к минимуму. Методы борьбы определяет концепция, которой руководствуется правительство конкретной страны.

Общие меры по сокращению безработицы следующие:

1.Трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест (расширение или создание подразделений, переквалификация на др. специальности и т.д.);

2.Организация общественных работ (благоустройство территорий, лесных массивов и городских улиц, работа на овощных базах, по уборке сельскохозяйственной продукции);

3.Поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса (товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства);

4. Переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям

5. Использование гибких форм занятости ( надомный труд, неполный рабочий день, неделя);

6. Широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

При разработке федеральной и региональной программой обеспечения занятости населения необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой. И речь идет не только о соблюдении интересов отдельного гражданина, но и об интересах государства, поскольку при безработице в 8-10% только на выплату пособий безработным уйдет 2.5% валового национального продукта.

Поддержание доходов на минимальном уровне стало целью социальной защиты населения, пострадавшего от правительства «реформаторов». Государство на время отказалось от прямой регламентации в оплате труда (кроме его минимума), перейдя к косвенному регулированию через налоги. Понемногу росло реальное наполнение средней заработной платы, отставая, однако, от динамики потребительских цен на товары и услуги.

В связи с рыночными изменениями наметился переход от жестоких социалистических к более гибким видам найма (срочным контрактам, неформализованным соглашениям и т.п.). При этом почти сошла на нет традиционная роль органов труда как госнадзирателя за использованием рабочего времени, дисциплины, производительностью, условиями и оплаты труда.

Вместе с тем увеличивалась вынужденная безработица, порожденная новыми условиями функционирования предприятий и формами найма. Высвобожденные по экономическим мотивам составили более половины официально зарегистрированных безработных. Именно для них, квалифицированных работников со стажем и производственным опытом, были особенно нужны реальные гарантии занятости, альтернативные косметическим мерам по трудоустройству социально незащищенных маргиналов.

Неуклонный рост структурной безработицы предопределял необходимость преобразования фондов занятости в полноценную систему социального страхования. Безработица из негативного явления превращалась в постоянно действующий фактор развития рынка труда и обострения конкуренции за рабочие места. Надо было считаться с ее объективным характером, обусловленностью процессами реформирования экономики, искать новые формы эффективной занятости.

Однако безработица оказалась тем «орешком», о который сломали «рыночные» зубы не одна команда реформаторов в России. Следуя правительственному курсу социальной защиты, служба занятости трансформировалась в организацию по борьбе с безработицей. Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам по растущему числу специально проводимых мероприятий. Причем упор делался на выигрышные в глазах общественности проекты в пользу социально незащищенных. И наоборот, в программах содействия занятости сознательно принижалось значение трудового посредничества, задач повышения мобильности высвобождаемой рабочей силы и ее конкурентоспособности на открытом рынке труда.

Курс на обеспечение возможно полной занятости и предотвращение безработицы не решал важнейшую задачу реформ — повышение эффективности производства. Когда экономический кризис усилился, обновленное к тому времени правительство увидело выход из него в достижении финансовой стабилизации, фактически в ускоренном развитии финансово — промышленного капитала путем мобилизации ресурсов накопления.

В условиях катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно для системного кризиса, активного вывоза из страны капиталов и сокращения возможностей инфляционного кредитования промышленности источником стабилизации экономики становились доходы населения. На смену социальным приоритетам и монетаристским моделям пришли узкопрагматические задачи перераспределения национального дохода в пользу крупнейших монополий, возникших в результате «народной» приватизации.

Обеспечение занятости и массовая безработица находятся под контролем государства. Оказывается легче приостановить высвобождении работающих без оплаты, чем наладить работу предприятий в нормальном режиме, то есть без долгов по зарплате, но и без излишнего персонала. Недостаток трудовой мотивации и доходов по основному месту работы замещается государственными компенсациями: социальными гарантиями на производстве, выплатами и льготами неимущим по месту жительства. То, что рабочие недополучили как трудящиеся, им пытаются вернуть как социально незащищенным.

Наряду с этим расширяется » исход » ранее многочисленного слоя квалифицированных работников с простаивающих предприятий, бесперспективных производств. Вместе с распадом наукоемких отраслей промышленности растет депрофессионализация высококлассных специалистов. Они вынуждены перебиваться случайными заработками, искать относительно доходные занятия в ущерб своей квалификации и социально — профессиональному статусу. Что же надо делать, чтобы привести в движение эту топчущуюся на месте, неурегулированную, а потому шаткую, грозящую повернуть вспять систему отношений труда и капитала?

Суть новой социально — трудовой политики можно свести к следующему: окончательный переход от полной занятости, заждавшейся на низкоэффективном труде и социальных гарантиях неработающим, к рыночной системе, предполагающей полную свободу труда и выбора занятий, экономически обоснованную резервную армию труда и безработицу. Особенно важной является социальная либералиция наемного труда прежде всего через радикальную реформу трудового законодательства в полном соответствии требованиями рыночной экономики. Надо коренным образом изменить «дух законов» о труде, бес всяких оговорок признать рабочую силу товаром, собственником которого является свободный от внеэкономического принуждения и административного диктата индивид. Как хозяин уникального товара он имеет права на приоритет на рынке труда, его цена формируется в зависимости от способности, образования, квалификации, опыта.

Для обеспечения свободы труда необходимо окончательно избавиться от рудиментов тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров, административных ограничений приема и произвольных увольнений наемных работников). Ввести в действие регуляторы свободного рынка труда. Среди них принципиально важны справедливая оплата, надежная охрана и достойные условия труда, механизмы социального страхования экономических рисков потери трудоспособности, независимые институты непредвзятого урегулирования трудовых конфликтов. Причем необходимо выделить особенности наемного труда в аграрном секторе, малом предпринимательстве.

Давно пора заменить архаичные и неэффективные формы законодательного регулирование труда, например, единый для всех размер минимальной заработной платы и ее индексации, которые из инструментов социальной защиты на практике, в ситуации бюджетного дефицита, превращаются в государственные нормы фиксированного порога бедности трудящихся. Взамен следует установить минимум оплаты за единицу отработанного времени (час) и заложить в основу тарифных систем.

Предстоит признать приоритет социального партнерства по закону над государственным управлением трудом в его бюрократическом исполнении. Поэтому необходимо ограничить роль государства в обеспечении занятости, включая отказ от глобальных федеральных программ, попыток унифицировать нормы и нормативы социальной и экономической «защищенности» от безработицы. Для этого необходимо создать независимую от правительства и местной администрации систему активного содействия безработным на основе страховых взносов. Следует рассматривать безработицу как неотъемлемый элемент рынка труда, а под обеспечением занятости понимать трудоустройство вынужденно безработных и трудовую активизацию добровольно незанятых с использованием преимущественно экономических стимулов привлечение к труду.

Государственные гарантии незанятому населению должно заменить обязательное страхование структурной и профессиональной безработицы. Нужно очистить экономически обусловленную безработицу от социальных наслоений популистского толка: передать безработных, лишь эмитирующих трудовую активность, но зачастую неспособных к профессиональному труду, в органы социальной опеки для последующей трудовой реабилитации путем приобщения к посильным для них занятиям.

Однако, в последнее время предпринимаются попытки «спрятать» официальную растущую безработицу, приукрасить результаты деятельности служб занятости. Направляемые на общественные и временные работы безработные в результате бюрократического кульбита уже не считаются таковыми. Затем настает очередь посылаемых на переобучение и переподготовку, опоздавших на перерегистрацию. Далее следует черед других «нарушителей» новых правил, вводимых, кстати, «заднем» числом. Если пойти по этому пути, то вскоре борьба с безработицей закономерно перерастет в войну с безработными.

По мере углубления реформ число безработных должно возрастать в прямой пропорции с повышением эффективности производства и реальной оплаты за труд. Более того, необходимо форсировать структурную безработицу в соответствии с реализацией программ реструктуризации производства, создавая на ее базе мобильный резерв рабочей силы, используемый для интенсивного развития экономики. Прежде всего следует стремиться к поддержанию взаимосвязи занятости, зарплаты и инвестиций в оптимальном соотношении, что является условием социально — экономической сбалансированности. Только так может быть обеспечена надежная экономическая основа для создания новых рабочих мест, расширяющих сферу эффективной занятости, что, в свою очередь, приведет к «рассасыванию» безработицы, понижению ее уровня при стабилизации развития. Именно тогда становится возможным создание в обозримой перспективе динамичной, адаптированной к глубинным рыночным трансформациям в экономике социально — трудовой сферы.

Система социальной защиты безработных граждан имеет свои исторические корни и представляет собой комплекс экономических, организационных и правовых форм и способов.

Система социальной защиты безработных граждан зародилась во второй половине девятнадцатого века, когда в капиталистических странах в ходе индустриального развития получили массовое распространение биржи труда. Возникновение института защиты безработных было обусловлено осознанием того, что безработица является источником социального напряжения в обществе, биржи труда способны «связывать» имеющийся спрос на труд с его предложением.

Как показывает опыт развитых стран, наличие продуманной сети социальной защиты расширяет и укрепляет трудовые ресурсы страны, усиливает национальный потенциал экономического роста и способность идти на проведение реформ, а также содействует стабилизации политической и социальной ситуации в обществе. Пользование социальной защитой является одним из прав человека, а также мерой благосостояния и благополучия людей, и ее развитие требует нормотворческих усилий со стороны правительства, социальных партнеров и Международной организации труда.

ВС разъяснил трудовые отношения между работником и малым бизнесом

Международной организацией труда (МОТ) в «Конвенции о содействии занятости и защите от безработицы» № 168 разработаны и сформулированы принципиальные основы системы социальной защиты от безработицы. Основная цель этой системы состоит в том, чтобы предоставление пособий по безработице содействовало полной, продуктивной и свободно избранной занятости и имело бы такой характер, чтобы предприниматели были заинтересованы предлагать трудящимся продуктивную занятость, а трудящиеся — искать такую занятость.

Мерами для достижения указанной цели могут быть программы по социальному обеспечению, по профессиональной подготовке и профессиональной ориентации, социальные программы, способствующие созданию дополнительных рабочих мест.

Система социальной защиты безработного представляет коррекционно–регулятивную систему, направленную на уменьшение проблем, возникающих в правовом и экономическом статусе людей в связи с безработицей. Экономические формы и способы защиты заключаются в разработке инвестиционных программ занятости населения, в использовании рычагов налогово–кредитного регулирования по поддержанию предприятий, сохраняющих ранее созданные рабочие места, поддержке предприятий, создающих рабочие места для лиц неконкурентоспособных на рынке труда, разработке системы материальных компенсаций в случае безработицы.

Ключевые позиции ВС по трудовым спорам

В России государственным регулированием рынка рабочей силы занимается Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. Эффективность организационных мер социальной защиты безработных зависит от развитости инфраструктуры рынка рабочей силы, которая предполагает наличие институциональных структур для организации взаимодействия работодателей и наемных работников по защите коллективных интересов тех и других. Такими организациями могут быть профсоюзы, ассоциации предпринимателей, союзы арендаторов, а также организации государственного посредничества в вопросах социального партнерства.

Включение специальных органов в систему отношений субъектов рынка рабочей силы призвано обеспечить снятие противоречий между ними, организовывать и регулировать политику занятости с помощью разнообразных экономических инструментов и правовых норм.

К правовым формам социальной защиты указанной категории лиц относятся ряд законодательных актов, направленных на регулирование занятости населения. Это, прежде всего, Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который действует в настоящее время с изменениями и дополнениями. Этими документами устанавливаются государственные гарантии права на труд, основные принципы государственной политики в области занятости, порядок регулирования и организации занятости населения, принципы компенсационных выплат при потере работы.

Запрет заемного труда. Как правильно арендовать персонал

Государство гарантирует безработным гражданам: бесплатное содействие в подборе подходящей работе и трудоустройстве; бесплатную профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации по направлению органов службы занятости; выплату пособия по безработице (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного); выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного); компенсацию материальных затрат в связи с направлением на работу (обучение) в другую местность по предложению органов службы занятости; возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Государство обеспечивает дополнительные гарантии гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и испытывающим трудности в поиске работы, путем разработки и реализации целевых программ содействия занятости, создания дополнительных рабочих мест и специализированных организаций (включая организации для труда инвалидов), установления квоты для приема на работу инвалидов, предоставления услуг по профессиональной ориентации, а также путем организации обучения по специальным программам и другими мерами.

IX Юридический форум для практиков

26 октября Юридический форум «Главные правовые события года» пройдет полностью онлайн. Зарегистрироваться >>

Известные юристы расскажут:

  • Что поменять в договорах из-за коронавируса
  • Как судиться по новым правилам в апелляции и кассации
  • Что изменилось в банкротстве и субсидиарной ответственности

Участвовать

Согласно подсчетам Федеральной службы государственной статистики России (Росстат), спад экономики России в 2015 году составил 3,7%. Это немногим лучше последних прогнозов Минэкономики: ведомство оценило падение ВВП за год в 3,8–3,9%. При этом, по данным Росстата, число безработных в России в прошлом году выросло на 7,4% по сравнению с 2014 годом, до 4,2 млн человек.

ВВП России снизился в 2015 году на 3,7%, сообщил Росстат. Такие показатели несколько лучше последних ожиданий Министерства экономического развития, которое оценивало падение ВВП за год в 3,8–3,9%. По данным ведомства, за 11 месяцев экономика упала на 3,8%.

В ноябре Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) представила очередной полугодовой прогноз мировой экономики, согласно которому российский ВВП в 2015 году должен был упасть на 4%. Прогнозы ОЭСР практически совпали с расчетами Минэкономики России. Кроме того, из доклада следует, что в 2016 году российскую экономику ожидает спад на 0,4%.

В материалах Росстата также говорится, что реальные располагаемые денежные доходы населения страны в 2015 году, по предварительным данным, упали на 4% по сравнению с 2014 годом (в 2014 году было падение на 1%). При этом среднемесячная номинальная заработная плата в декабре, по предварительным данным Росстата, составила 42,6 тыс. руб.— таким образом, по сравнению с декабрем 2014 года она выросла на 1,6%. А в среднем за 2015 год зарплата составила 33,9 тыс. руб. (рост на 4,6%).

Число безработных в России в прошлом году, по предварительным данным, составляет 4,264 млн человек — это на 7,4% больше, чем в 2014 году. «В декабре 2015 года по предварительным итогам выборочного обследования населения по проблемам занятости 4,4 млн человек, или 5,8% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной организации труда)»,— говорится в материалах Росстата. При этом уровень безработицы в России остановил рост, который начался в октябре прошлого года. В свою очередь, численность активного населения составила 76,7 млн человек — 53% от общей численности населения страны.

Ранее Минтруд предположил, что регистрируемая безработица в России в 2016 году может достичь 1,2 млн человек, а общая безработица вырастет до 6%. Минтруд не ждет массовых сокращений в стране и объясняет рост числа безработных «переформатированием предприятий».

Международная организация труда ООН (МОТ) в январе выпустила доклад о динамике мирового рынка труда с неутешительными прогнозами. По данным МОТ, проблемы в экономике крупнейших развивающихся и сырьевых стран, в том числе в России, приведут к росту безработицы во всем мире. «Мировая экономика не производит больше рабочих мест,— отметил на презентации доклада в Женеве директор МОТ Гай Райдер.— Замедление экономики в развивающихся странах сопровождается резким падением цен на сырье, что лишь усиливает негативные ожидания». Эксперты МОТ полагают, что в 2016 году официальный уровень безработицы вырастет до 6,2% (4,7 млн человек) и в 2017 может сократиться до 6,1% (4,6 млн человек).

ВВП ушел вниз, преодолевая инерцию

В опубликованном 12 января исследовании из серии экономических докладов департамент денежно-кредитной политики ЦБ представил результаты опережающей оценки ВВП в четвертом квартале 2015 года. Как и предполагали аналитики департамента, улучшения его динамики, на которое ставил глава Минэкономики Алексей Улюкаев, не обнаружилось.

Алина Сабитова

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram