Бухгалтерский учет в строительстве проводки

Содержание

Что такое CMR накладная, для чего она нужна и как правильно заполнить данную форму

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Время на чтение: 5 минут АА

Едва ли в деле международных автоперевозок есть более значимая бумага, чем международная накладная CMR. Этот документ, по сути, является подтверждением договора между тремя сторонами: отправителем, перевозчиком и получателем.

Очень важно понимать значение ЦМР, уметь правильно заполнять накладную, чтобы избежать юридических проблем при перевозках или получении. Мы расскажем о предназначении накладной и правилах заполнения этого важного документа.

Международная товарно-транспортная накладная CMR – расшифровка аббревиатуры и назначение документа

CMR (ЦМР) – аббревиатура, произошедшая от французского полного названия Конвенции о международных перевозках грузов с помощью автотранспорта.

Транспортная накладная CMR — это международный документ, чрезвычайно значимый для осуществления автоперевозок международного значения. Это итоговый документ, отражающий основные сведения.

Благодаря ЦМР можно понять следующую информацию:

  • Сколько было товара,
  • Кто именно его перевез,
  • По какому маршруту перевозил,
  • Согласно каким документам осуществлялась перевозка,
  • Кто адресат, а кто отправлял товар,
  • Сколько времени заняла доставка.

В ней же указывается на то, что за товар поступил на таможню, в каком виде, в какой день и время, когда именно его принял отправитель и в каком состоянии на момент приема был товар.

Участники автоперевозки должны иметь свои собственные дубликаты ЦМР.
В данном случае речь идёт о Перевозчике, который непосредственно доставляет товар из пункта «А» в пункт «Б», Адресате, получающем товар и, собственно, Отправителе, который груз отправил.

Возникла проблема? Позвоните нашему специалисту по таможенным вопросам:

В каких случаях нужна ЦМР

ЦМР необходима, когда выполняется несколько условий:

  1. Вознаграждение за перевозку предусмотрено;
  2. Места погрузки и выгрузки расположены в разных государствах;
  3. Конвенция КДПГ подписана хотя бы одним из государств, резиденты которых являются участниками сделки;
  4. Транспортировка груза осуществляется с помощью автомобильного транспорта.

Важно понимать, что количество ЦМР накладных должно соответствовать количеству единиц транспорта.

Если груз опасен, то отправитель непременно указывает в накладной эту опасность и описывает её характер и меры предосторожности для безопасной транспортировки данного груза.

ЦМР по своей сути является фактическим подтверждением осуществления трёхстороннего договора, который заключён между тремя сторонами, непосредственными участниками транспортировки товара на условиях конвенции КДПГ. Да и в случае судебных тяжб, именно CMR и является доказательством своевременного исполнения условий договора (или же неисполнения).

Вся основная информация из транспортных и товарно-сопроводительных документов объединена в ТТН CMR. И главный момент состоит в том, что данные из других документов и информация в ЦМР должны совпадать.

А вот случаи, когда в ЦМР и упаковочном листе, или же в ЦМР и инвойсе, в ЦМР и ТИРе данные разняться, принесут Вам массу сложностей и проблем. Особенно много неприятностей такие несовпадения способны принести тому, кто осуществляет перевозки. Поэтому, ЦМР необходимо тщательно сверять и проверять, так как в противном случае невнимательность может обойтись очень дорого.

ЦМР содержит две категории сведений:

  1. Первая категория — это информация, записанная в специальных графах накладной и содержащая базовые сведения о перевозке.
  2. Другая категория не менее важна. Она включает в себя печати и отметки, а также рукописные замечания о перевозке и её ходе.

Кроме того, существуют такое обязательное требование к форме CMR, как наличие номера.

Если груз не указан ТТН ЦМР, то он считается контрабандой.

Бланк CMR — правила заполнения

Первые разделы, которые необходимо заполнить после номера, это графы с названием «Отправитель» и «Получатель». Их можно приравнять к синонимичным терминам «продавец» и «покупатель», поэтому берём все необходимые сведения из инвойса.

В графы под номерами три и четыре мы вписываем адрес места, где груз будут получать, и, соответственно, место, откуда груз забрали. За своевременную отправку и получение товара отвечают фактический отправитель и получатель, их определяют с помощью печатей в двадцать второй строке, где пишется, кто груз отправлял, и в двадцать четвёртой, где пишется, кто именно принял груз.

Нередко, в двадцать второй графе ставится печать фирмы, продавшей товар. В таком случае графа «Отправитель» (он же продавец) и двадцать вторая графа совпадут. В случае, когда фактическим отправителем является не продавец, а сторонняя организация, вносить изменения в данные не стоит, их лишь необходимо дополнить записью по чьему поручению осуществляется перевозка.

Кроме того, ТИР и инвойс нередко дополняются так называемым грузовым манифестом. При ситуации, когда вместить всю информацию в ТИР не представляется возможным, составляется этот грузовой манифест, где всё расписывается подробно.

Графы ТТН с седьмой по одиннадцатую включительно являются одним блоком, где все они взаимосвязаны друг с другом. Для всех пяти граф существует одно правило – каждому товару присваивается свой код ТН ВЭД, вписывается брутто-вес и количество грузовых мест. Да, для каждого товара — свой.

В строку под ними мы должны вписать суммарный итог по весу и количеству грузовых мест. Непременно необходимо подать и электронную декларацию.

Если в ЦМР подробная разбивка товара отсутствует, то помните, что из инвойсов и пакингов вы данную информацию получить не сможете, посему требуйте, чтобы вам эти сведения предоставили дополнительно.

Кроме того, оформление CMR должно быть выполнено на том же языке, что инвойсы и пакинги.

Одна из ключевых граф ЦМР – графа тринадцать, таможня назначения или склад временного хранения (СВХ). Эти данные нужно указывать именно здесь. Кроме ЦМР, такие сведения больше нигде не содержаться. А ошибка может стоить слишком дорого. Перевозчик и заказчик должны заранее оговорить и занести эту информацию в заявку. Также, в 13 графу вносится стоимость перевозимых товаров в валюте инвойса.

А в пятнадцатую графу вносятся условия перевозки.

Существует несколько обязательных печатей, которые должны быть внесены в ЦМР. Это, прежде всего, печать получателя, ставящаяся в конце транспортировки груза.

Помимо того, на таможне Вам необходимо поставить печать на границе и при растаможке, в месте, где она будет осуществляться.

Эти печати свидетельствуют о том, что товар поступал на таможню и что его выпуск с таможни разрешён. Также предусмотрено место для печати контроля доставки, при прохождении нескольких таможен, они служат для установки срока прибытия грузов на пост.

Любой бизнесмен, по возможности и не в ущерб делу, старается сэкономить на перевозке товара из одной страны в другую. Для этого нужно знать, как рассчитывается ставка фрахта при том или ином виде грузоперевозок.
Когда необходим знак негабаритный груз и другие требования к доставке крупногабаритного и тяжеловесного груза.

Особенности оформления CMR и других транспортных документов на видео

Предлагаем вам потратить полчаса своего времени и прослушать и посмотреть советы по заполнению международной ТТН. Этот ролик содержит очень полезную информацию.

CMR страхование, его плюсы и минусы

Речь идёт о популярной разновидности страхования гражданской ответственности перевозчика для организации грузоперевозки международного значения с помощью автотранспорта в рамках КДПГ.

Такой вид страхования обезопасит экспедитора в случае нанесения вреда грузу при его перевозке. Ведь согласно международным конвенциям перевозчик обязан возмещать ущерб. Ответственность наступает в случае порчи или же потери груза перевозчиком, а также при финансовых убытках, связанных с простоем или срывом доставки, также при возникновении других затрат.

Если же имеется страховой полис ЦМР стандарта, то ущерб может быть возмещён как за счёт перевозчика, так и за счёт страховой, в случае подачи необходимых документов в страховую компанию.

Если у перевозчика имеется страховой ЦМР полис, то он получает такие преимущества:

  • Финансовые гарантии в случае потери груза или его порчи по вине перевозчика.
    Возмещение актуально при сотрудничестве с такими экспедиторами, стоимость уставного капитала и недвижимости которых в разы меньше возможных убытков.
  • Наличие страхового полиса – гарантия реальности компании, ее честности и дееспособности.

Форма CMR заполняется на том же языке, что и инвойс.

Но есть и несколько недостатков:

  • Отказ в возмещении убытков, если груз пострадал из-за постороннего лица, например, в ДТП.
  • Длительный процесс подготовки необходимых для получения компенсации документов.
  • Ограничение ответственности перевозчика с помощью применения лимитов и особенностей законодательства и конвенций международного значения.

Подведём итоги. Внимательность необходима не только при оформлении CMR, но прочих транспортных документов. Так как ошибки, допущенные при заполнении сопроводительных бумаг, плавно переносятся в ТТН, а о неприятных последствиях этих оплошностей, мы уже писали выше. Поэтому, во избежание лишних «головных болей», будьте компетентны и педантичны.

Дополнительные сведения по теме вы найдёте в рубрике «Транспортные документы».

Автор статьи Элеонора Александровна Бакурская Стаж юридической практики более 13 лет. Специализируюсь на финансовом праве, коммерческой деятельности, налоговом праве, страховании, гражданском праве. Написано статей 22

Бесплатная консультация по телефону:

Международные грузоперевозки являются предметом пристального контроля. Это обусловлено необходимостью борьбы против контрабанды, незаконного провоза различных нелегальных и запрещённых товаров, а также иными причинами. Потому при транспортировке грузов перевозчик обязан иметь при себе ряд сопроводительных документов, которые подтверждают его право на осуществление грузоперевозок, а также позволяют получить информацию о самом перевозимом товаре. Одним из таких обязательных документов выступает CMR. Если говорить коротко, то CMR является международной товарно-транспортной накладной. Без такого документа пересечь государственные границы с тем или иным грузом на борту невозможно. Такой тип ТТН обязателен к оформлению даже для тех ситуаций, когда лишь одна из сторон ратифицировала и подписывала соглашение о международной конвенции, которая занимается вопросами грузоперевозок между странами. Этот документ регулирует все правила по доставке грузов и перемещению автотранспорта с товарами на борту.

Вопросы оформления международной товарно-транспортной накладной CMR.

Нюансы применения

CMR применима ко всем перевозкам, включая те, которые имеют государственный характер. Но есть 3 исключения, когда в такой товарно-транспортной накладной необходимости нет. Это касается:

  • транспортировки умершего человека;
  • перевозок, которые осуществляются в рамках почтовой конвенции;
  • доставки мебели, предметов интерьера и иных вещей при переездах.

Если осуществляется доставка груза на территории европейских стран, CMR придётся оформлять в обязательном порядке. Эта накладная отражает в себе следующую информацию:

  • имена отправителей или наименование компаний, которые отправляют груз;
  • имена и названия компаний, которым груз доставляется;
  • названия и характеристики перевозимого груза;
  • вес доставляемого товара.

Есть и некоторые дополнительные сведения, которые также иногда требуется вносить в накладную. А именно:

  • запреты на перегрузку при транспортировке;
  • платежи, необходимые для оплаты при грузоперевозках;
  • общий размер платежей, оплачиваемых перед отправкой товара;
  • объявленная цена или оценка стоимости товара;
  • сроки доставки;
  • перечень документов, переданных грузоперевозчику.

Помимо всего прочего, CMR включает в себя также обязательное страхование. Наиболее актуальным вариантом оформления страховки считается страхование автогражданской ответственности лиц и организаций, которые осуществляют международные грузоперевозки. Это необходимо для минимизации возможных рисков транспортной компании, что соответствует международным договорённостям. Согласно конвенции, именно грузоперевозчик в таких ситуациях выступает как материально ответственная сторона за товар. Ответственность начинается с момента погрузки и заканчивается после доставки к пункту назначения.

Ответственность может возникнуть, если имущество будет испорчено, утрачено, сорвутся согласованные сроки доставки или последуют иные материальные затраты или потери. Если грузоперевозчик имеет специальный страховой полис, который оформляется у сертифицированных страховых компаний, при возникновении подобных ситуаций страховщик перечисляет компенсацию из фонда. Чтобы получить выплаты, требуется предоставить все материальные и документальные доказательства, подтверждающие факт наступления страхового случая. Пакет документов и доказательств собирается, исходя из конкретной ситуации, потому каждый случай следует обговаривать со страховой компанией отдельно.

Преимущества и недостатки

Относительно страхования ходит много споров и обсуждений. Если подводить какие-то итоги на этот счёт, то можно сделать некоторые выводы касательно сильных и слабых сторон такого решения. К преимуществам стоит отнести два основных пункта:

  1. Престижность и уровень доверия. Наличие у грузоперевозчика страховки повышает её статус в глазах потенциальных клиентов. Если компания идёт на такой шаг, то это подтверждает её добросовестность и жизнеспособность. У клиентов нет опасений, что компания фиктивная, и в любой момент может исчезнуть.
  2. Финансовые гарантии. Они просто необходимы, если груз похищают или теряют, а это происходит по вине самого перевозчика. Это полезно для самой транспортной компании, если уставной капитал организации в несколько раз меньше потенциальных убытков.

Но делать поспешные выводы не стоит. Есть ещё и обратная сторона страхования ответственности. Недостатками можно считать следующие моменты:

  1. Страховые компании могут попросту не выплатить компенсацию в соответствии с договором. Это особенно вероятно в ситуациях, когда груз теряется или ему наносится ущерб по вине третьих сторон. Такое происходит, если грузовой транспорт попадает в ДТП.
  2. Время. Чтобы подготовить все документы и получить положенные по страховке выплаты, требуется потратить достаточно много времени и сил. Процедура трудоёмкая, потому к ней следует быть заранее подготовленным.
  3. Ограничения ответственности. Обусловлено устанавливаемыми лимитами, а также действующим законодательством.

Практика наглядно доказывает, что в плане международных грузоперевозок страховка имеет скорее больше преимуществ, нежели недостатков. Для грузоперевозчика наличие полиса гарантирует большой поток потенциальных клиентов. Многие заказчики попросту не готовы сотрудничать с компанией, у которой нет договорённостей с ответственной страховой организацией. Для некоторых это важнейшее правило при выборе грузоперевозчика.

Зачем требуется и когда используется CMR

При осуществлении грузоперевозок по территории разных стран водителю обязательно требуется международная товарно-транспортная накладная (или просто ТТН), которая именуется как CMR. Всегда есть возможность изучить образец перед заполнением, чтобы понять, какая именно информация вносится в бланк. Такой документ необходим при грузоперевозках, если:

  • для транспортировки товара используется автомобильное транспортное средство;
  • хотя бы одна из сторон, которые принимают участие в сделке, выступает в роли резидента страны-участницы международной конвенции о грузоперевозках;
  • за доставку груза предусматривается та или иная форма вознаграждения (преимущественно финансовая);
  • пункт отправки груза и конечный пункт назначения расположены на территории разных стран.

Важно учесть, что каждая единица автотранспорта подразумевает наличие одного бланка международной ТТН. Если груз является опасным, согласно международной классификации, соответствующую пометку следует обязательно сделать в документе CMR. Сопровождают эту метку описание характеристик груза, необходимые меры по безопасной транспортировке, загрузке и выгрузке.

На практике CMR является крайне полезным и важным сопроводительным документом при международных грузоперевозках. Опираясь только на этот тип ТТН, можно получить информацию о:

  • количестве перевозимого товара;
  • компании, которая осуществляет грузоперевозку;
  • маршруте с пункта погрузки до пункта назначения;
  • документах, на основании которых выполняется перевозка;
  • получателе;
  • отправителе;
  • временных затратах на доставку товаров;
  • времени прибытия и состоянии груза при его поступлении на пункт таможенного контроля.

Это что-то вроде документального подтверждения, составленного между 3 сторонами международного договора о грузоперевозках. Потому если разбирательства в спорных вопросах доходят до суда, тогда такая ТТН может выступать в роли важного доказательства о соблюдении всех условий контракта.

При работе с CMR следует удостовериться, что информация в этом документе полностью совпадает с данными из остальной сопроводительной документации. Если допущена хотя бы одна ошибка или неточность, международную накладную признают недействительной. А это повлечёт за собой множество проблем с прохождением таможенного контроля и не только.

Все сведения, которые заносятся в ТТН, делят на 2 категории:

  1. Первая категория. Это основные данные относительно доставки. Её вписывают в специально предусмотренные на бланке графы.
  2. Вторая категория. Имеет также большое значение. Здесь вписывают комментария и рекомендации по транспортировке груза, ставятся отметки и печати.

Как можно наглядно видеть, международная товарно-транспортная накладная используется при всех грузоперевозках, которые осуществляются по территориям разных стран и предусматривают вознаграждение. Потому к этому документу следует отнестись предельно внимательно. Важно разобраться, кто именно должен заполнять, а также как осуществляется процедура оформления CMR согласно действующим правилам.

Ответственные за заполнение

Зачастую оформлением товарно-транспортной накладной международного образца, то есть CMR, занимается непосредственно сам отправитель груза в другую страну. При этом обязательно следует проконсультироваться со специалистами транспортно-экспедиторской компании, которая будет осуществлять доставку товара. Это необходимо для того, чтобы отправитель мог опираться на все актуальные требования и указания. Поскольку транспортные компании занимаются международными грузоперевозками, они обязаны владеть всей информацией касательно нюансов заполнения ТТН и правил для каждой конкретной ситуации. Ведь в зависимости от типа и характеристик груза, CMR заполняется соответствующим образом.

Грузоотправитель должен понимать, какую ответственность он несёт за правильно оформленный документ. При допущении ошибок и неточностей, в результате которых транспортная компания понесла убытки или дополнительные расходы, компенсировать это обязан будет заполнитель накладной. Есть несколько правил, о которых следует знать при заполнении CMR:

  • в общей сложности нужно минимум 3 оригинала этого документа;
  • подписи на документе ставят отправитель и грузоперевозчик, а каждая из сторон получает по 1 экземпляру;
  • ещё один экземпляр ТТН остаётся у перевозчика;
  • один из трёх оригиналов обязательно должен входить в пакет сопроводительной документации при грузоперевозках;
  • при заполнении накладной CMR всегда используется только шариковая ручка, если оформление осуществляется вручную;
  • правилами разрешается использовать компьютеры и оргтехнику для заполнения, для этого нужно скачать образец и заполнить с помощью клавиатуры.

Стоит отметить, что после подписания конвенции и её ратификации почти всеми странами Европы специалисты разработали типовую форму для CMR. Графы дублируются сразу на трёх разных языках. Это является подтверждением того, что документ действует по всей Европе.

Рекомендации по заполнению

Используя специальный бланк СМР международной транспортной накладной, следует заполнить все предусмотренные правилам строки и внести соответствующую информацию о перевозимом товаре. Грузоотправитель всегда может взять бланк в офисе транспортной компании, либо же скачать его в электронном виде на соответствующих официальных ресурсах. Хотя формы СМР типовые, международная транспортная накладная предусматривает внесение в бланк несколько разной информации при перевозке на автомобильном транспорте того или иного груза. Потому привести конкретный пример или образец заполнения международной товарно-транспортной накладной CMR не получится. Требуется соблюдать общие правила и отталкиваться от конкретного товара, груза, его характеристик и особенностей.

Запомните, что при неправильном оформлении сопроводительной накладной осуществлять перевозку нельзя. CMR признают недействительной, а потому перевозчик не сможет пересечь границы.

Существуют определённые правила и порядок заполнения такой накладной на груз, которые предусмотрены действующей международной конвенцией. Их утвердило отечественное Министерство транспорта.

  • в инструкции по заполнению говорится, что бланк может оформляться в соответствии с международными стандартами или по правилам страны-отправителя;
  • в зависимости от условий договора между отправителем и перевозчиком, покупкой бланка занимается транспортная компания или поставщик;
  • допускается не более 10 страниц бланка, в которых графы пустые;
  • бланк допускается распечатывать, но с условием обязательного присвоения серийного номера;
  • форма заполняется минимум на 4 страницах, у первых четырёх листов есть индивидуальные отличительные знаки, нанесённые типографическим методом;
  • первый лист является дубликатом для грузоотправителя;
  • второй лист формы предназначен для грузополучателя;
  • третий лист нужен для транспортной компании или перевозчика;
  • в четвёртом листе приводится информация о расчётах: по нему осуществляются все расчётные операции, у остальных страниц индивидуальное наименование отсутствует;
  • первая из них предназначена грузоотправителю и подтверждает, что товар был отправлен, страницы 2, 3 и 4, идущие за ней, используются для проставления отметок, печатей и подписей стороны, отправляющей груз, и здесь же свои отметки должны поставить представители грузоперевозчика;
  • второй лист через водителей передаётся грузополучателям как подтверждение того, что товар доставили;
  • 3 и 4 листы сначала оставляет у себя транспортно-экспедиторская компания для последующего заполнения и передачи соответствующим сторонам, здесь следует поставить отметки, печати и подписи;
  • 4 лист затем отдаётся заказчику, тут прописываются все счета и условия для расчёта за оказанную транспортную услугу;
  • 3 страницу следует приложить к составленному путевому листу, на основе информации обо всех оказанных услугах проводятся расчёты;
  • пятая графа типового бланка международной накладной требуется для указания информации о документах, которые были приложены к грузу и необходимы для его сопровождения;
  • если правилами предусмотрено, тогда при доставке продукции животноводства или самих животных следует внести информацию относительно выданного ветеринарного сертификата в CMR;
  • если это подкарантинный товар, тогда к накладной прикладывают соответствующий карантинный сертификат;
  • в 15 графе вносится информация согласно договору между грузоотправителем и грузоперевозчиком;
  • 23 графа также под ответственностью заказчика, тут следует внести информацию о дате заполнения, а также присвоенном номере путевого листа;
  • 19, 27, 28 и 29 пункты уже являются прерогативой грузоперевозчика. Здесь представители транспортной компании прописывают свои тарифы, расценки и иную дополнительную информацию. Расценки делятся на договорные и сборные. Но если доставку выполняют на основе договорного типа, тогда эти пункты заполнять необязательно.

При неправильном и некорректном заполнении накладной для международных грузоперевозок вся ответственность и компенсация убытков возлагается на грузоотправителя. Это обусловлено тем, что именно отправители товаров обязаны заполнять и подписывать бланки. Если грузоотправитель имеет большой опыт в международных грузоперевозках, тогда проблем с заполнением международной ТТН у него возникать не должно.

Куда сложнее тем, кто впервые сталкивается с CMR. Здесь не помешает консультация грамотных и квалифицированных специалистов. Многие транспортные компании, к которым клиенты обращаются для отправки товара в другие страны, готовы за дополнительную плату помочь в оформлении бланка. На фоне общей стоимости доставки груза в другое государство, затраты на помощь в заполнении CMR незначительные. Потому стоит в определённых ситуациях воспользоваться такой возможностью, упростив себе решение всех вопросов, связанных с международными грузоперевозками.

УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОТОВОЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ глава ПРОДУКЦИИ  

УЧЕТ ВЫПОЛНЕННЫХ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ  
Строительные работы относятся к работам длительного срока выполнения. К таким работам также можно отнести проектные, научные, геологические и др. Учет выполненных строительно-монтажных работ осуществляется по договорам подряда.  
Объем строительно-монтажных работ, по которому определяется плановый (нормативный) расход материалов, принимается по данным журнала учета выполненных строительно-монтажных работ.  
Применяется для учета выполнения строительно-монтажных работ. Является основным первичным документом, отражающим технологическую последовательность, сроки, качество выполнения и условия производства строительно-монтажных работ.  
Расчетно-аналитический метод разработки норм расхода топлива основан на расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительно-монтажных работ, а также планируемых мероприятий, направленных на экономное и рациональное использование топлива. Рас-  
Во многих случаях реализовать выявленный оптимальный или экономически наиболее целесообразный вариант проектного решения невозможно. Наиболее частыми причинами этого являются а) несовпадение полученной оптимальной или экономически целесообразной величины с соответствующими величинами, установленными в действующем стандарте или в унифицированном ряде этих величин например, экономически целесообразная толщина панелей наружных стен жилых домов, как правило, не совпадает с установленным рядом унифицированных толщин этих панелей (25, 30, 35, 40 и 45 см) б) ограничения, диктуемые принятой производственной технологией или условиями выполнения строительно-монтажных работ например, оптимальный пролет главных металлических балок перекрытия промышленных зданий обычно получается весьма небольшим (6—9 м), что значительно меньше пролетов, обычно определяемых учетом условий требуемых габаритов и модульности (12 м и более) в) ограничения, вызываемые санитарно-гигиеническими требованиями и требованиями защиты окружающей среды (условия естественного освещения рабочих мест параметры внутренней воздушной среды температурно-влажностные условия уровень концентрации вредностей, выделяющихся в помещении уровень шума и др.). Ограничением в реализации только одних оптимальных вариантов проектных решений является. и то, что при таких вариантах капитальные вложения в  
Объем выполненных работ может измеряться сметной стоимостью строительно-монтажных работ, чистой (нормативной) продукцией или другими показателями, наиболее полно отражающими изменения затрат труда. Исходя из сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ, показатель выработки позволяет в определенных границах сопоставлять производительность труда на разных видах работ и осуществлять планирование и учет, а следовательно, может быть использован для отдельной строительной организации и отрасли в целом. Однако этот метод не свободен от недостатков. В первую очередь недостатком является то, что он зависит от материалоемкости работ. Отсюда чем более дорогостоящие материалы будут использованы в производстве, тем выше будет числовое значение выработки.  

Для осуществления производственно-хозяйственной деятельности строительные организации наделяются материальными и денежными средствами, которые расходуются на производство продукции в виде зданий и сооружений и на выполнение строительно-монтажных работ. Совокупность изменений материальных и денежных средств, происходящих в процессе производства, называется движением материальных и денежных средств. В любой момент времени строительная организация должна иметь возможность знать, в каком количестве и где находятся ее средства и каковы источники их пополнения. Предметом бухгалтерского учета являются денежные и натуральные формы выражения хозяйственных операций для контроля над источниками, размещением и расходом материальных и денежных средств. Бухгалтерский учет характеризуется непрерывным во времени отражением всех хозяйственных операций применением денежного показателя особым способом отражения хозяйственных операций в виде двойной записи, исходящей из того, что расход материальных и денежных  
Плановая себестоимость — это планируемые затраты за выполнение строительно-монтажных работ. Они определяются с учетом принятых конкретно для данного строительства методов работ и применяемых технических средств. Плановая себестоимость меньше сметной себестоимости на величину планируемого снижения себестоимости. Она определяет допустимые затраты на производство строительно-монтажных работ и устанавливается технико-экономическими расчетами на основе действующего производства и с учетом планируемого роста производительности труда.  
Совершенствование системы оплаты труда, обоснование затрат времени при выполнении строительно-монтажных работ, внедрение передовых методов и научной организации труда основывается на техническом и тарифном нормировании. Тарифное нормирование регулирует основную часть заработной платы с учетом квалификации, условий труда, формы оплаты и территориальности. Главными элементами системы тарифного нормирования являются тарифные сетки и тарифные ставки, тарифно-квалифицированный справочник и повышающие коэффициенты к заработной плате.  
Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления в соответствии со ст. 146 НК РФ является самостоятельным объектом налогообложения НДС. При этом налоговая база определяется исходя из фактических расходов на их выполнение, а датой возникновения обязательств перед бюджетом по налогу на добавленную стоимость является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Таким образом, при принятии объекта строительства к учету в составе основных средств организация должна начислить НДС на всю стоимость строительных работ, выполненных собственными силами. Сумма НДС, подлежащая начислению в бюджет, определяется исходя из налоговой базы и ставки налога — 20%.  
Заводам по выпуску блочных устройств, стеновых и кровельных панелей, металлоконструкций производственное объединение, наряду с общепринятыми экономическими показателями, доводит объем товарной продукции (расчетно), номенклатуру изготовления блочных устройств по конкретным объектам. Особенностью планирования и учета трудовых показателей является то, что численность промышленно-произ-водственного персонала заводов при составлении отчета по труду (ф.З-т) объединением Сибкомплектмонтаж относится к категории работников, занятых на строительно-монтажных и в подсобных производствах, поскольку они непосредственно принимают участие в создании строительной продукции, а заводы находятся на едином строительном балансе объединения. Продукция заводов отражается в объеме выполненных строительно-монтажных работ только тогда, когда она будет смонтирована на объекте. Таким образом, численность, фонд заработной платы и выработка работников заводов самым тесным образом связана с аналогичными показателями объединения в целом.  
В табл. 30 приведены структура и состав рабочих при традиционных конструктивных решениях объектов и выполнении строительно-монтажных работ на строительной площадке, но при условии изготовления железобетонных конструкций на предприятиях стройиндустрии, и при комплектно-блочном методе строительства (без учета рабочих в обоих вариантах по устройству фундаментов).  
При расчетах предприятия с заказчиками за готовую строительную продукцию необходимо принимать во внимание разрыв между временем выполнения строительно-монтажных работ и сдачи готовой строительной продукции. В этой связи выручка от сдачи готовой строительной продукции (Вгп) определяется с учетом изменения объема незавершенного строительного производства по формуле  
В соответствии с существующим порядком учета электроконструкций Госстроем СССР утвержден Перечень материалов, изделий и конструкций, не подлежащих включению в объем выполненных строительно-монтажных работ и учитываемых как оборудование .  
Бухгалтерией учитывается наличие, размещение и использование денежных и материально-технических ресурсов. Поступление и расходование наличных денег, а также расчеты за поставку материальных ценностей, выполненные строительно-монтажные работы и другие платежи, финансово-хозяйственные операции отражаются соответственно в учете денежных средств и в учете расчетных операций.  
Определенные особенности в определении налоговой базы имеются при совершении операций по передаче товаров, выполнению работ или оказанию услуг для собственных нужд предприятий и организаций и выполнению строительно-монтажных работ для их собственного потребления. В этом случае налоговая база определяется как стоимость этих товаров, работ и услуг, исчисленная исходя из цен реализации идентичных или однородных товаров, аналогичных работ и услуг, действовавших в предыдущем налоговом периоде. В случае же их отсутствия налоговая база определяется исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС и налога с продаж.  
При выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления датой их выполнения является день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством.  
В настоящее время в промышленности и строительстве, как правило, применяют неизменные цены на продукцию в течение планируемой пятилетки. При изменении оптовых цен на отдель-ные виды продукции производят пересчет ранее выпущенной продукции по этим ценам для соблюдения экономической сопоставимости показателей, на основе которых определяется уровень эффективности общественного производства. В строительстве неизменными оставляют единичные расценки на все основные виды строительно-монтажных работ. Например, в 1971—1975 гг. сметная стоимость строительства объектов и объемы фактически выполненных строительно-монтажных работ определялись по единичным расценкам и прейскурантам, составленным в ценах 1967 г. и с учетом поправочных коэффициентов, введенных в 1974 г. Все изменения цен на строительные материалы, топливо, услуги и т. д. учитываются в финансовом плане министерств, ведомств, предприятий и организаций без изменения стоимости планируемого и выполненного объема строительно-монтажных работ. Даже в случае применения, например, труб с большей толщиной стенки по сравнению с заложенной в проекте трубопровода (с ведома и согласия заказчика) производится оплата разницы в стоимости труб за счет общей сметной стоимости стройки и в пределах ее по сводной смете без включения ее в объем выполненных строительно-монтажных работ, начисления накладных расходов и плановых накоплений.  
Капитальное строительство в СССР достигает значительных размеров, и оно должно осуществляться с учетом комплексного и взаимоувязанного развития всех отраслей народного хозяйства оптимального размещения производительных сил по территории страны экономически и технически обоснованного сосредоточения строительных работ и капитальных вложений на наиболее важных для народного хозяйства участках, исходя из поставленных партией и правительством задач по развитию народного хозяйства СССР на планируемый период сокращения сроков выполнения строительно-монтажных работ и повышения их качества снижения стоимости строительства за счет экономичных и прогрессивных проектных решений, использования имеющихся резервов в строительстве, ускорения строительства и ввода в действие предприятий базирования строительных и монтажных работ на достижениях научно-технического прогресса в строительстве, промышленности строительных материалов и строительного машиностроения, в других смежных производствах.  
Для учета технологических особенностей выполнения строительно-монтажных работ, в которых участвуют конкретные наборы машин и механизмов, а также разное количество рабочих-строителей из состава звена связанных в технологической зависимости с работой машин и механизмов, для каждой разрабатываемой ГЭСН составляется калькуляция затрат. В калькуляциях дополнительно учитываются дифференцированные поправочные коэффициенты к норме времени эксплуатации соответствующих  
Дата выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как день принятия на учет соответствующего объекта, завершенного капитальным строительством. Дата передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения в соответствии с главой 21 Налогового кодекса, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).  
Должностные обязанности. Осуществляет от лица заказчика технический надзор за выполнением строительно-монтажных работ и приемку законченных объектов от подрядных строительных организаций. Контролирует ход выполнения планов капитального строительства, соответствие объемов, сроков и качества строительно-монтажных работ, а также качества применяемых материалов, изделий, конструкций утвержденной проектно-сметной документации, рабочим чертежам, строительным нормам и правилам, стандартам, техническим условиям, нормам охраны труда. Участвует в. решении вопросов о внесении в проекты изменений в связи с внедрением более прогрессивных технологических процессов, объемно-планировочных и конструктивных решений, обеспечивающих снижение стоимости и улучшение технико-экономических показателей объектов строительства и реконструкции. Принимает участие в рассмотрении и согласовании возникающих в ходе строительства изменений проектных решений, оперативно решает вопросы по замене при необходимости материалов, изделий, конструкций (без снижения качества строительных объектов). Изучает причины, вызывающие срывы сроков и ухудшение качества строительно-монтажных работ, принимает меры по их предупреждению и устранению. Осуществляет техническую приемку законченных строительно-монтажных работ и объектов, оформляет необходимую техническую документацию. Участвует в работе комиссий по приемке строительных объектов и сдаче их в эксплуатацию. Контролирует качество устранения строительными организациями недоделок, дефектов в установленные комиссией сроки. Ведет учет законченных строительно-монтажных работ и подготавливает необходимые данные для составления отчетности о выполнении планов капитального строительства.  
Она включает конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным планом. При этом разрабатываются календарные планы выполнения строительно-монтажных работ на основе заказов или плановых объемов работ, которые могут быть обеспечены в результате выигрыша на рынке строительной продукции (инвестиций), на базе планов и фактической обеспеченности материалами и техническими ресурсами, степени загрузки производственной мощности строительной организации с учетом сроков, определяемых заказами и проектами строительства объектов. Текущие планы включают также возможную реконструкцию мощности организации, замену строительной техники и оборудования, комплектование и обучение работников, программу реализации строительной продукции и предоставление ремонтно-строительных услуг, и в том числе населению.  
Обязательный учет всего имущества, производственных затрат (издержек производства), объемов выполненных строительно-монтажных работ, оказанных услуг, изготовленной продукции, задолженностей (дебиторской /и кредиторской), имеющихся фондов, денежных средств (рублевых и валютных) означает сплошное отражение финансово-хозяйственной деятельности (всех хозяйственных операций).  
Годовое и оперативное планирование строительных организаций основывается на использовании количественных и качественных показателей, которые отражаются в бухгалтерском учете. В отчете формы № 1-кс Отчет о выполнении плана ввода в действие мощностей программы подрядных работ подрядные строительные организации отражают объем выполненных строительно-монтажных работ и ввод в действие объектов и мощностей. Этот отчет заполняется на основании данных текущего бухгалтерского учета и первичных документов. Отчетные данные формы №.1-кс позволяют определить основной показатель работы строительной организации — выполнение государственного плана по объему и вводу в действие объектов и производственных мощностей за месяц, квартал или год.  
Для изучения условий выполнения заданий по снижению себестоимости строительства, а также рентабельности и плана прибылей, наряду с. использованием данных оперативно-технического и статистического учета используют и данные бухгалтерского учета. В отчетах формы № 2-е (месячный и квартальный) и формы № 2-е (годовой) Отчет о себестоимости строительных и монтажных работ содержатся данные о сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ и фактической себестоимости их, установленных по данным бухгалтерского учета, В балансе формы № 1 приложении к квартальному балансу подрядной строительной организации формы Л»° 2-кв и годовой форме № 20-строительство Отчет о прибылях и убытках отражаются показатели текущего бухгалтерского учета о выполнении плана прибылей.  
Основными задачами учета производства и калькулирования себестоимости строительно-монтажных работ является определение фактической себестоимости выполненных строительно-монтажных работ и заданий по снижению их себестоимости.  
Для своевременного получения первичных документов по движению материальных ценностей и основных фондов (средств), документов по начислению заработной платы и работе транспортных средств, строительных машин и механизмов, актов и ведомостей объемов выполненных строительно-монтажных работ и др. главным (старшим) бухгалтером строительной организации с участием главного инженера и других начальников отделов разрабатывается график документооборота. Этим графиком предусматривается равномерное поступление в бухгалтерию и другие отделы первичных документов в течение всего месяца, что способствует своевременному отражению в учете хозяйственных операций строительных организаций и составлению в срок установленной отчетности.  

Поскольку в бухгалтерском учете и отчетности отражаются все затраты, произведенные в процессе выполнения строительно-монтажных работ, задача учета состоит в том, чтобы эти затраты нашли своевременное, полное и точное отражение в себестоимости строительного производства. Только при таких условиях бухгалтерский учет во взаимосвязи с оперативно-техническим и статистическим учетом обеспечит действенное и систематическое руководство и контроль администрации за правильным использованием всех ресурсов строительной организации.  
УЧЕТ СДАЧИ РАБОТ И РАСЧЕТОВ С ЗАКАЗЧИКАМИ ЗА ВЫПОЛНЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ  
Учет расчетов за выполненные строительно-монтажные работы осуществляется в журнале-ордере № И-с и ведомости № 5-с (см. стр. 230). В журнале-ордере Л 11-с ведется учет по кредиту счетов Л° 45 Товары отгруженные, выполненные работы и услуги , Л э 46 Реализация и Л° 64 Расчеты с покупателями и заказчиками . Записи в этот журнал-ордер производятся итогами за месяц из ведомости № 5-с, в которой ведется аналитический учет расчетов с заказчиком по сдаче выполненных строительно-монтажных работ, и ведомости № 16-с, где отражаются операции по реализации материальных ценностей и оказанных услуг.  
В ведомости № 5-с учитываются расчеты подрядных строительных организаций с заказчиками за выполненные строительно-монтажные работы. В этой ведомости записи ведутся в хронологической последовательности по каждому счету, предъявленному заказчику, поэтому она является регистром аналитического учета этих расчетов.  
Нормы исчислены исходя из ритмичного выполнения строительно-монтажных работ в течение круглого года. С учетом этого в нормах приняты средние доли зимнего периода в общей продолжительности строительства  
КОНТРОЛЬ СТРОЙБАНКА СССР ведется за целевым и рациональным использованием ресурсов, направляемых на капитальное строительство, выполнением планов строительных организаций, соблюдением проектно-сметной и финансовой дисциплины, укреплением хозяйственного расчета в строительстве. Учреждения Стройбанка осуществляют предварительный контроль до выдачи средств, производят контрольные обмеры выполненных работ, обследования финансово-хозяйственной деятельности строительных организаций, анализируют отчетность и проверяют данные учета одна из важных задача К. С. — проверка достоверности отчетных сведений, выявление и пресечение фактов приписок и преувеличения данных о выполнении строительно-монтажных работ в государственной отчетности, платежных документах и т. д. При обнаружении подобных фактов учреждения Стройбанка передают в соответствующие органы материалы для привлечения виновных лиц к ответственности. Свои контрольные функции учреждения Стройбанка выполняют на всех стадиях строительства проверяют обеспеченность строительных организаций проектно-сметной документацией и качество смет, выполнение условий договоров между подрядчиками и заказчиками, использование запасов оборудования и др. материальных ценностей ведут контроль за расчетами в строительстве, за правильным использованием и сохранностью оборотных средств, за расходованием фондов заработной платы, соблюдением норм накладных и адм.-хоз. расходов, целевым использованием краткосрочных и долгосрочных ссуд и своевременностью их погашения, за выполнением плана строительно-монтажных работ, плана ввода в действие законченных строительством объектов и заданий по снижению себестоимости строительно-монтажных работ, выполнением действующими предприятиями плана взноса средств, предназначенных для финансирования строительства. Используя и обобщая материалы контрольной работы, учреждения Стройбанка при формировании планов капитальных работ выдвигают предложения, имеющие целью сосредоточить ассигнования в первую очередь на пусковых и др. важнейших объектах, не допустить распыления ресурсов по многочисленным стройкам, сократить сроки и снизить стоимость строительства, мобилизовать внутрипроизводственные резервы и улучшить работу отдельных строительных организаций. На основе изучения типичных явлений в деятельности строительных организаций и обобщения данных, полученных в процессе контроля, Стройбанк разрабатывает мероприятия, направленные на дальнейшее развитие строительства, снижение его стоимости, совершенствование системы финансирования капитальных работ. Важным средством усиления действенности и повышения эффективности К. С. является применение дифференцированного режима финансирования и кредитования, финансовых санкций и поощрений, дающее возможность  
В тех случаях, когда расчеты осуществляются по установленной норме, подрядные организации накапливают сумму средств, которую можно использовать на временные титульные здания и сооружения, на счете № 96 Целевое финансирование и целевые поступления и включают их в себестоимость строительно-монтажных работ по статье Накладные расходы я элементу Прочие затраты . Отчисления производятся ежемесячно в установленном размере от сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ. Аналитический учет этих средств ведется на отдельном субсчете к счету № 96 Средства на временные (титульные) здания и сооружения .  
Информация, вытекающая из учета себестоимости строительно-монтажных работ, используется для анализа и оценки выполнения плана себестоимости таких работ и определения финансовых  
Финансирование в меру выполненного объема работ заключается в том, что средства со счета финансирования выдаются в соответствии с ходом выполнения строительно-монтажных работ. При этом финансовые взаимоотношения возникают между двумя юридическими лицами — директором строящегося предприятия (или уполномоченным им работником основной деятельности) и начальником ОКСа. Взаимоотношения между дирекцией строящегося предприятия и начальником строительства в течение года аналогичны взаимоотношениям между заказчиком и подрядной организацией при подрядном способе строительства. Однако дирекция строящегося предприятия не заключает договор с начальником строительства. Вместо этого составляется перечень объектов и передается для выполнения начальнику строительства, который выступает как руководитель хозрасчетной организации, имеющей самостоятельный расчетный счет. Однако хозрасчет в данном случае носит условный характер, ибо управление строительства не имеет собственных оборотных средств, а все хозяйственно-финансовые операции ОКСа (УКСа) отражаются на одном балансе с дирекцией строящегося предприятия. Прибыль или убытки по результатам деятельности начальника строительства не выявляются, а выполненные ОКСом работы отражаются на едином балансе по учету капитальных вложений по фактической себестоимости.  
Акцептованы счета подрядчиков по выполненным строительно-монтажным работам по договорной стоимости с учетом НДС 08 60  
Поправочные коэффициенты разработаны в целях учета комплексности выполнения строительно-монтажных работ по конструктивным частям зданий, сооружений и объектов, не учтенной ЕНиР-87 и ВНиР-87 на отдельные строительные работы.  
В связи с тем что строительное производство имеет ряд особенностей, бухгалтерский учет отражает эти особенности. Так, многие счета плана счетов бухгалтерского учета в строительных организациях не применяются, а такие счета, как № 20 Основное производство , N° 23 Вспомогательные производства , Лг° 46 Реализация и др. применяются с учетом особенностей строительного производства. Себестоимость выполненных строительно-монтажных работ учитывается в подрядных строительных организациях, а себестоимость законченных и не законченных строительством объектов (зданий, сооружений или комплекса работ) учитывается у заказчика. В нее кроме стоимости строительно-монтажных работ включаются затраты на проектно-изы-скательские работы, на приобретение оборудования, инвентаря и прочих капитальных затрат. Себестоимость строительно-монтажных работ учитывается у подрядчика по объектам и статьям затрат (материалы — франко-приобъектный склад, основная заработная плата рабочих, расходы по эксплуатации машин и механизмов, прочие прямые затраты и накладные расходы), а себестоимость объектов учитывается у заказчика по объектам и структуре капитальных вложений (строительные работы, монтаж оборудования, оборудование, сданное в монтаж, оборудование, не требующее монтажа, затраты на приобретение инвентаря, проектно-изыскательские работы, прочие капитальные работы и затраты). Себестоимость строительно-монтажных работ учитывается в подрядных организациях нарастающими суммами с начала и до конца календарного года, а у заказчика с начала строительства до сдачи объекта в эксплуатацию.  
При превышении по отчетным данным строительно-монтажной организации сметной стоимости строительно- монтажных работ по введенному в действие объекту, плановая продолжительность строительства которого превышает б месяцев, или яри превышении плановой себестоимости выполненных строительно-монтажных работ в целом по организации с начала года до ввода в действие объекта (когда отсутствует учет стоимости работ по объекту) руководящие,. инженерно-технические работники ( роме линейных инженерно-технических работников) и служащие строительно- мантажной организации лишаются полностью или частично премии за ввод в действие этого объекта.  
В Стройбанке У. л. к. аналогичен учету в Госбанке. Правление Стройбанка устанавливает лимиты кредитования для республиканских контор, а последние распределяют лимиты между областными конторами по кредитам под счета за выполненные строительно-монтажные работы, на завершение расчетов по зачетам взаимных требований, по др. видам кредитов (на заготовку строительных материалов, на оплату запасов крупного техноло-гич. и энергетич. оборудования, на индивидуальное жилищное строительство). Распределение кредитов утверждается Правительством СССР по союзным республикам для мин-в и ведомств, а последние совместно с учреждениями банка в свою очередь распределяют эги кредиты по трестам, отдельным подрядным организациям и стройкам.  

Бухучет и налогообложение в строительстве (нюансы)

Учет в строительстве своеобразен и требует от бухгалтера специальных отраслевых знаний и практического опыта. Из нашей статьи вы узнаете о нюансах отдельных вопросов бухгалтерского учета в строительстве и налогообложения в этой сфере.

Какую специфику имеет бухгалтерский учет в строительстве

Проводки по специфичным строительным расходам

Налогообложение в строительстве

Итоги

Какую специфику имеет бухгалтерский учет в строительстве

Особенности бухгалтерского учета в строительстве связаны со спецификой ее деятельности,. Так, бухучет в строительстве для начинающих требует уделить внимание в том числе и:

  • индивидуальными особенностями каждого строительного объекта;
  • территориальной разрозненностью объектов строительства;
  • природной спецификой строительства (климатическими, почвенными, сезонными и иными условиями, приводящими к дополнительным и специфичным работам и (или) затратам);
  • необходимостью в длительных подготовительных работах (разработке проектов, получении разрешений и т. д.);
  • многообразием видов строительно-монтажных работ (СМР);
  • многоступенчатостью взаиморасчетов субъектов строительства;
  • иными нюансами.

Несмотря на специфичность учета в строительстве, в его основе лежат общепринятые принципы и стандартные счета. При этом у строителей:

  • применяется специфичная строительная первичка (акты, журналы, сметы, справки и др.);
  • формируется развернутая пообъектная аналитика;
  • часто возникает необходимость в регистрации (снятии с учета) обособленных подразделений, что оказывает влияние на нюансы налогообложения и бухучета жилищного строительства;
  • возникают трудности при проведении инвентаризации (связанные со спецификой применяемых материалов, разрозненностью складов и объектов и др.);
  • в связи с наличием специфичных строительных расходов возникает потребность в разработке специальных учетных алгоритмов для учета отдельных видов расходов (равномерное распределение затрат во времени, возможность единовременного включения в расходы, нюансы перепредъявления расходов, компенсации и т. д.);
  • существуют иные учетные особенности.

О специфичных строительных расходах и применяемых при этом бухгалтерских проводках расскажем в следующем разделе.

Проводки по специфичным строительным расходам

Предварительные расходы (до подписания договора на строительство)

Нередко строительная фирма несет расходы по договору на строительство, который еще не подписан.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Возможность учесть в качестве расходов будущих периодов затраты, понесенные в связи с предстоящими строительными работами, предоставляет п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», утвержденного приказом Минфина России от 24.10.2008 № 116н. При этом бухгалтерский учет в строительстве в 2016 году не претерпел никаких изменений.

К примеру, уплаченные вперед расходы по банковской гарантии или плату за участие в конкурсе (до подписания строительного контракта) стройфирма может учесть на счете 97 «Расходы будущих периодов».

Их признание возможно равномерно в течение срока действия гарантии только после того, как договор (контракт) на строительство будет подписан.

В момент осуществления расходов (до подписания контракта) производится запись: Дт 97 Кт 76 — учтены расходы на банковскую гарантию.

С начала выполнения работ по строительству ежемесячно в бухучете подрядчика (после подписания контракта) делаются записи: Дт 20 Кт 97 — списана часть расходов на банковскую гарантию.

В каких проводках может быть задействован счет 20 «Основное производство», см. в статье «Проводки Дт 20 и Кт 23, 10 (нюансы)».

Последующие расходы (на благоустройство территории, восстановление окружающей среды и др.)

Обычно по окончании строительных работ застройщик за счет средств инвестора производит работы по благоустройству прилегающей к законченному строительством объекту территории.

При этом затраты на произведенное до ввода в эксплуатацию объекта благоустройство относятся на увеличение расходов на строительство данного объекта: Дт 08 Кт 60 (10, 23, 25, 26, 69, 70, 76) — расходы на благоустройство отражены в стоимости объекта строительства.

Если работы по благоустройству (озеленение, устройство тротуаров и др.) пришлось отложить по погодно-климатическим причинам, предусмотренные строительной сметой расходы такого рода включаются в стоимость строящегося объекта посредством формирования оценочного обязательства (счет 96 «Резервы предстоящих расходов»). Списание выполненных в последующем работ производится за счет данного резерва.

Для того чтобы лучше понять, как организовать бухучет в строительстве для начинающих с 2016 г., изучайте особенности формирования и списания резервов с помощью материалов, размещенных на нашем сайте:

  • «Списание резерва по сомнительным долгам — проводки»;
  • «Создание резерва на оплату отпусков в бухгалтерском учете».

Налогообложение в строительстве

Основной принцип, которого должны придерживаться строительные фирмы при организации своего налогового учета, — экономическая обоснованность расходов и их документальное обоснование. В этом основная взаимосвязь бухгалтерского и налогового учета в строительстве в 2016 году.

Налогообложение и бухгалтерский учет в строительстве должны быть организованы таким образом, чтобы формирующая налогооблагаемую базу по налогам информация позволяла понять:

  • способы определения строительной фирмой своих доходов и расходов;
  • алгоритмы формирования налогооблагаемых баз по всем видам уплачиваемых строительной компанией налогов и сборов;
  • схемы формирования резервов;
  • механизмы временного распределения расходов и переноса их части на последующие периоды;
  • иные налоговые параметры (величину налоговых обязательств на отчетную дату и т. д.).

Нюансы налогового учета и заполнения налоговых деклараций помогут понять статьи, размещенные на нашем сайте:

  • «Какой порядок заполнения декларации по налогу на прибыль (пример)?»;
  • «Как ведется раздельный учет по НДС (принципы и методика)?».

Итоги

Организация бухгалтерского учета в строительстве должна быть произведена так, чтобы доходы и расходы по каждому объекту строительства группировались обособленно и позволяли формировать пообъектный финансовый результат.

Для налогового учета в строительстве важно, чтоб он давал детальное представление о методиках, способах и нюансах формирования налогооблагаемых баз по налоговым обязательствам стройфирмы.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Пообъектный учёт в строительстве

Строительство, в отличие от других видов бизнеса, например, торговли или банковского дела, — очень сложная и структурированная отрасль.

Строительство как отрасль включает в себя деятельность следующих субъектов:

  • инвестор;
  • заказчик;
  • застройщик;
  • генподрядчик;
  • подрядчики;
  • субподрядчики.

К ним добавляются многочисленные вспомогательные службы и подразделения или, напротив, они сами входят в состав более крупных (подрядчик — генподрядчик). Такая сложная структура существенно усложняет бухгалтерский учёт строительства, что повышает необходимость его строгого контроля.

Основные особенности бухучёта в строительстве

Здесь важно отметить следующее:

  • огромная номенклатура используемых материалов. Бухгалтер обязан разбираться во всём этом многообразии;
  • высокая материалоёмкость строительства;
  • большая трудоёмкость;
  • необходимость привлечения сторонних организаций (субподрядчиков) и постоянный контроль за их работой;
  • эксплуатация строительной и подъёмно-транспортной техники;
  • чётко рекомендованные схемы планирования и составления сметы;
  • территориальная разрозненность объектов строительства;
  • природная специфика (разный климат, наличие лесопосадок, камней или старых построек на месте стройки, вид почвы, наличие грунтовых вод, мерзлоты и т. д.). Всё это приводит к дополнительным расходам, которые необходимо учесть;
  • наличие долгих и затратных подготовительных периодов (согласований, получения разрешений и т. д.);
  • разнообразие видов строительно-монтажных работ. В них тоже должен разбираться бухгалтер, в идеале ему вообще следует иметь профильное образование или практику;
  • многоступенчатость взаиморасчётов с каждым из контрагентов.

Что важно знать и помнить про бухгалтерский учёт в строительстве?

Бухгалтерский учёт в строительстве строится на общепринятых нормах, однако есть значительные тонкости:

  • используются отраслевые документы и формы (КС-2, КС-3, М-29, М-19, путевые листы, сметы и другие);
  • необходимо учитывать гарантийные и страховые удержания;
  • нужно вести взаиморасчеты с заказчиками и подрядчиками в разрезе объектов строительства;
  • необходим учет по обособленным подразделениям;
  • нужно анализировать движение материалов в разрезе объектов и материально ответственных лиц;
  • необходимо вести раздельный учет собственных и субподрядных СМР.

Учёт в строительстве с помощью БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО

Кратко опишем основной функционал программы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО.

1. Программа состоит из модулей, позволяющих автоматизировать все подразделения строительной компании.

2. Подробная отчётность по любым, даже удалённым, объектам. Вся информация достоверна и актуальна на момент отчёта.

3. Консолидированная отчетность по каждому строительному объекту, анализ расходов будущих периодов.

4. Работа с учётом материалов: от планирования до списания по объектам.

БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО — это новейший программный комплекс для автоматического решения основных задач структурных подразделений строительной фирмы.

БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО автоматизирует:

  • бухгалтерию подрядчиков и субподрядчиков, а также застройщиков и заказчиков;
  • движение финансов;
  • расчёт заработной платы с начислениями по каждому объекту;
  • учёт недвижимости;
  • учёт работы подразделений снабжения;
  • учёт работы и затрат на эксплуатацию строительной и транспортной техники;
  • управление проектами;
  • учет спецодежды;
  • учет арендных помещений.

Основные преимущества программы БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО

1. Оперативная и достоверная отчётность по каждому объекту.

2. Создаются конкурентные преимущества при участии в торгах, тендерах.

3 Уменьшается время на ввод первичных документов.

4. Экономия до 20% на материалов, за счет сокращения их воровства и нецелевого использования.

5. Сокращение времени на подготовку отчётности, снижение ошибок из-за человеческого фактора

6. Возможность ведения управленческого учёта и быстрого принятия управленческих решений.

Какие модули (блоки) БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО можно использовать

Данное программное обеспечение можно купить отдельными блоками, в частности, следующими:

Подрядчик — автоматизирует бухгалтерский и налоговый учет строительных подрядных организаций. Позволяет вести пообъектный учет затрат, контроль движения материалов, формировать отчетность с различной степенью детализации: объекты, этапы работ и договоры.

Заказчик — модуль предназначен для автоматизации бухгалтерского и налогового учета в строительной организации с функциями заказчика-застройщика. Позволяет вести учет затрат на строительство с расширенной аналитикой по счетам 08.33, 08.34, 20.33, 97.33 и другое.

Снабжение и склад — автоматизирует комплекс задач отдела материально-технического снабжения. Позволяет вести учет заявок на материалы, оценивать их потребность по объектам, контролировать движения материалов, в том числе в разрезе материально-ответственного лица (МОЛ), управлять всеми складскими операциями от прихода до списания.

Мобильный прораб – приложение для модуля Снабжение и склад, которое позволяет вести оперативный учет движения материально-технических ценностей на приобъектных складах.

Тендеры – решение предназначено для совместной работы с модулем Снабжение и склад, дополняет его возможности, связанные с подбором поставщиков материалов. Позволяет определить оптимальную цену поставки. Интегрируется с электронными торговыми площадками.

Зарплата – автоматизирует расчет заработной платы по объектам строительства. Является дополнением к основной поставке 1С:Зарплата и Управление Персоналом 8 ПРОФ.

Механизация и Автотранспорт – автоматизирует задачи по управлению строительными машинами и механизмами. Позволяет планировать потребность в технике по объектам, составлять графики загрузки водителей, транспорта, учитывать ГСМ и анализировать расход, проводить мониторинг работы или простоя спецтехники.

Спецодежда – модуль предназначен для ведения учета СИЗ в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 N 290н (ред. от 12.01.2015).

Управление проектами – модуль позволяет автоматизировать работу планово-экономического отдела, планировать и вести учет выполнения работ в необходимых аналитических разрезах.

Аренда – модуль предназначен для учета любых объектов аренды. Позволяет сократить время на расчет стоимости аренды, снизить дебиторскую задолженность и повысить лояльность клиентов благодаря своевременному предоставлению документов.

Продажа недвижимости – автоматизирует операции по продаже недвижимости. Позволяет отражать все договоренности с покупателями, формировать графики платежей, учитывать договоры купли-продажи, анализировать ситуацию по объектам продажи в различных статусах. Интегрируется с CRM-системами.

Управление НСИ – автоматизирует процедуры по управлению нормативно-справочной информацией (НСИ). Позволяет предотвратить задвоения любых элементов справочников в системе, проверить и установить корректные элементы справочников.

Казначейство и Бюджетирование – автоматизирует в комплексе все операции по управлению финансами строительной компании. Позволяет централизовать казначейство, планировать и проводить анализ факта по всем видам бюджетов: БДДС, бюджет по балансу и БДР.

Управленческий учет – автоматизирует задачи бюджетного планирования, ведения управленческого учета. Позволяет контролировать исполнение бюджетов, контролировать лимиты, формировать консолидированную отчетность с различной аналитикой: договора, объекты, контрагенты. Имеет все механизмы для подготовки и сдачи отчетности по МСФО с высокой степенью детализации данных.

Какие организации уже используют БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО для учёта в строительстве

На данный момент рассматриваемым программным обеспечением пользуются:

  • государственный заказчик по строительству и реконструкции объектов здравоохранения федерального и регионального значения ФКУ «ДЭЗЗ»;
  • крупнейший в Челябинске многопрофильный строительный холдинг «Южуралстройсервис»
  • ведущая российская строительная компания Стройгазконсалтинг;
  • одна из лидирующих строительных компаний, выполняющих функции заказчика-застройщика группа компаний «ИНСИТИ»;
  • один из крупнейших застройщиков Уфы группа компаний «ЖИЛСТРОЙИНВЕСТ»
  • крупнейшая инжиниринговая компания на юге России «ВКБ-Инжиниринг» и другие

Все отзывы от клиентов можно посмотреть .

Попробуйте и вы новый программный комплекс БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО. Для того, чтобы определиться, нужен ли он вам и в каком комплекте, предоставляется пробный 14-дневный период. Доступ предлагается сразу же после заполнения простой формы регистрации.

Если вы хотите получить консультацию по поводу того, какой модуль лучше приобрести, заполните форму обратной связи, которая расположена в нижней части сайта, с вами свяжутся консультанты.

Кроме того, разработчики БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО регулярно проводят платные и бесплатные вебинары, семинары и курсы, в которых вы можете принять участие.

Понравилась статья? Поделитесь с друзьями!

#БИТ.СТРОИТЕЛЬСТВО #Бухгалтерский учет #Автоматизация строительства

Нет времени читать? Пришлем вам на почту!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!

Заказать бесплатную консультацию эксперта!