Бюджетная эффективность

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

скачать

С.Ю. Платошечкина

ОБ ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Рассматриваются проблемы оценки эффективности использования государственных расходов, связанные с формированием системы показателей, индикаторов и критериев оценки эффективности, а так же примеры практического применения некоторых методик на конкретных объектах.

Ключевые слова: оценка эффективности, критерии эффективности, аудит эффективности, государственный сектор, бюджетные расходы.

Концепция государственной финансовой политики, ориентированная на переход от управления затратами к управлению результатами определяет новый подход к оценке эффективности использования бюджетных средств. Это более сложная проблема по сравнению с коммерческим сектором, поскольку помимо экономической эффективности, необходимо оценивать многочисленные социальные, научные, экологические и другие компоненты эффективности расходования государственных средств.

В экономической науке обстоятельно разработаны категории экономической эффективности и соответствующие критерии ее оценки, относящиеся, прежде всего, к коммерческим организациям. В государственном секторе эти понятия находятся на этапе разработки и формулирования в виду неоднозначности и многогранности различных аспектов и целей управления государственными средствами.

Поэтому оценке деятельности по расходованию государственных средств должны предшествовать определение категории эффективности использования бюджетных средств, способов измерения эффективности, формулировки критериев эффективности, а также возможностей применения результатов такой оценки в последующих бюджетных циклах.

М.П. Придачук под эффективностью понимает степень достижения поставленных целей. Оценка эффективности возможна при помощи индекса эффективности, который отражает фактический достигнутый уровень рассматриваемого показателя к «потенциальному» .

В.Б. Христенко при определении эффективности воспользовался показателем распределительной эффективности (allocative efficiency) . Распределительная эффективность достигается в случае, если издержки на получение каждого вида результата минимизированы таким образом, что ни один входящий ресурс не может быть заменен другим без повышения издержек. При практическом использовании этого показателя применительно к управлению государственными расходами возникают сложности связанные как со спецификой деятельности государственных органов, так и с определением входящих ресурсов и результатов деятельности государственных организации.

Т.В.Антипова подчеркивая многогранность понятия «эффективность», указывает тем, русскому пониманию «эффективности» в английском языке соответствуют такие эквиваленты как effectiveness и efficiency. Причем, если effectiveness это способность достигать поставленных целей, то efficiency – оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов . Таким образом, выделяются целевая и затратно-результативная составляющие категории эффективности. При исследовании конкретных областей знаний, процессов, секторов экономики, программ необходимо конкретизировать определения понятия «эффективность».

В большом экономическом словаре эффективность представлена как результат деятельности, программ и мероприятий, характеризуемая отношением полученного экономического эффекта, к затратам факторов, ресурсов, обусловившим получение этого результата, достижение наибольшего объема производства с применением ресурсов определенной стоимости. Там же социальная эффективность рассматривается как отношение полученных благоприятных социальных результатов к затратам на их достижение .

И.И. Мазур подчеркивает, что эффективность использования бюджетных средств определяется не столько традиционными объективными показателями действенности решений по типу: «затраты-выпуск» или «затраты-результат», сколько по соотношению результатов и ресурсов, использованных для достижения стратегических целей политической системы и реализации общих государственных интересов .

В практике работы органов государственного контроля эффективность характеризуется соотношением между результатами использования государственных средств и затратами на их достижение, которое включает определение экономичности, продуктивности и результативности использования государственных средств.

Таким образом, можно сделать вывод, что при оценке эффективности использования государственных средств и разработке способов измерения и формирования критериев эффективности следует учитывать не только экономическую составляющую, связывающую объемы бюджетной услуги с затратами на ее предоставление, но и различные другие составляющие эффективности.

Разработка этой проблемы и стала задачей нашего исследования. В соответствии с данной задачей, следовало обосновать систему показателей для оценки эффективности использования государственных средств.

Показатели эффективности бюджетных услуг условно могут быть разбиты на три основные группы :

· отраслевые показатели: объемы оказанных бюджетных услуг по видам отраслей и по отдельным специальностям, количество оказанных услуг и полученных результатов, число потребителей услуг, относящихся к определенной социальной группе и т.п.

· экономические показатели: затраты на оказание услуг, удельный вес расходов на оплату определенных видов бюджетных услуг бюджетных услуг, отдельные показатели использования финансовых средств;

· социальные показатели: показатели образованности, смертности, рождаемости, средней продолжительности жизни, заболеваемости, удовлетворенность населения качеством бюджетных услуг.

Вместе с тем, система показателей оценки эффективности деятельности должна отражать набор ее целей, быть специфическими, поддаваться количественному измерению в той или иной форме. Например, индикаторы деятельности организации, предоставляющие государственные услуги, должны отражать следующие аспекты:

· Объем производства – количество обработанных дел;

· Производительность – среднее количество единиц выпуска на человека;

· Издержки — средние издержки на единицу выпуска, отражающие объем требуемых и потребленных ресурсов;

· Требуемое время – период, необходимый для выполнения каждого вида работ;

· Спрос на услуги – виды, частота, и объем выпуска с учетом сезонной составляющей;

· Доступность услуг – спектр спроса на оказываемые услуги;

· Результаты – виды ожидаемых результатов, их распределение во времени и воздействие на общий набор целей организации .

Измерение эффективности различных направлений деятельности необходимо для определения соответствия отвечает ли достигнутого уровня эффективности принятому стандарту, «потенциалу», а так же для сравнения с ранее достигнутыми результатами.

Для такого измерения эффективности расходования ресурсов должны быть определены:

· набор индикаторов, характеризующих достижение поставленных целей;

· нормативные значения контрольных индикаторов;

· шкала для численной оценки полученных результатов, предполагающая единый алгоритм оценки отклонения достигнутых показателей от нормативного значения.

Применение единой системы показателей для оценки эффективности государственных расходов позволит оценивать степень достижения поставленных целей по повышению эффективности использования ресурсов при помощи числовых критериев. Использование общей методики упростит сравнение эффективности расходования государственных средств, как между отдельными бюджетными учреждениями, так и между различными муниципальными образованиями и регионами.

Изучив мнения современных авторов , мы сформировали совокупность методов, рекомендуемых для измерения эффективности расходов государственных средств (см. рис.1).

Рис.1 Методы, предлагаемые для измерения эффективности государственных расходов

Следует отметить, что в настоящее время очень распространены методы сравнения. А при измерении результативности государственных расходов, как одной из составляющих эффективности использования государственных расходов, наиболее часто используют эталонное тестирование. Оно включает в себя сравнение ключевых индикаторов выполнения с установленными показателями или нормативными, или же с аналогичными показателями других организаций. Измерение же социальных эффектов, как одной из составляющих общей эффективности представляется возможным с использованием различных методов экспертных оценок.

Различные цели оценки эффективности разными категориями пользователей поднимает проблему интерпретации результатов оценки по данному набору показателей. Так, с точки зрения бюджетополучателей ответственных за осуществление прямых бюджетных расходов, информация должна использоваться в целях планирования их собственной деятельности, постановки задач и обеспечения более эффективного распределения ресурсов. А для органов государственного финансового контроля целью может быть проверка эффективности расходования бюджетных средств, достижение поставленных задач и выполнение возложенных функций на получателя бюджетных средств.

С другой стороны, если бюджетная организация станет объектом проверки эффективности использования государственных средств, то на этапе планирования и осуществления своей деятельности по расходованию государственных средств ей необходимо идентифицировать показатели оценки и критерии эффективности, используемые в подобных проверках. Одной из современных форм государственного финансового контроля выступает аудит эффективности использования бюджетных средств. В нашем исследовании при рассмотрении конкретного направления расходования бюджетных средств и определении системы показателей оценки эффективности мы воспользовались Методикой проведения аудита эффективности использования межбюджетных трансфертов в субъектах РФ (далее Методика) .

В Методике рассматриваются три типа показателей: показатели конечного эффекта, показатели непосредственного результата, показатели использования ресурсов, при помощи которых формируются индикаторы эффективности бюджетных расходов.

Индикаторы эффективности это доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта, позволяющая судить об одной из составляющих эффективности использования бюджетных средств – их результативности, экономической эффективности и экономичности. Взаимосвязь между предложенными индикаторами и показателями представлена в таблице 1. Для последующей оценки эффективности количественные значения индикаторов эффективности сопоставляют соответствующему критерию оценки эффективности.

Критерии оценки эффективности представляют собой качественные и количественные характеристики процессов и результатов использования государственных средств, которые показывают, какие результаты являются свидетельством эффективного использования государственных средств. Выбор критериев эффективности очень сложный и ответственный момент в оценке эффективности. При этом должны соблюдаться основные принципы этих критериев: объективность, четкость, сравнимость, достаточность.

Таблица 1

Взаимосвязь между показателями и индикаторами эффективности

Индикатор*

Экономичность

Экономическая эффективность

Результативность

Показатель конечного эффекта

+

+

Показатель непосредственного результата

+

+

Показатель использования ресурсов

+

+

Расчет индикаторов

Соотношение показателей использования ресурсов и объемов расходов на их приобретение.

Соотношение показателей непосредственного и конечного результата и показателей использования ресурсов.

Соотношение фактических и плановых показателей конечного эффекта и непосредственного результата.

* «+» означает использование обозначенного показателя в расчете индикаторов эффективности, а «-» — его не использовании.

В нашем исследовании мы использовали индикаторы и критерии оценки эффективности расходования государственных средств, которые применялись при аудите эффективности управления и реализации федеральной целевой программы «Юг России» . Результаты этой работы представляется возможным оформить в таблице 2.

Таблица 2

Оценка эффективности федеральной целевой программы «Юг России»

Наименование показателя

Значение показателя результативности*

Критерий

Значение индикатора результативности

Исполнение критерия

Среднерос-

сийский

Субъект Юга России

Прирост Валового регионального продукта

26,4%

22,9%

Темпы прироста к среднероссийскому показателю не менее 1% в год.

-3,5

Не исполнен

Доля инвестиционной составляющей в бюджетах субъектов юга России

13,5%

8,9%

Темпы прироста к среднероссийскому показателю не менее 1% в год.

-4,9

Не исполнен

Объем собираемости на территории налоговых и неналоговых доходов

17,4%

28%

Темпы прироста к среднероссийскому показателю не менее 1% в год.

+10,6

Выполнен

Доходы консолидированного бюджета субъекта юга России на душу населения

24,1%

19,7%

Темпы прироста к среднероссийскому показателю не менее 1% в год.

-4,1

Не исполнен

Уровень безработицы

Снизился с 8,2% до 7,2%

Снизился с

13, 3 до 11,3%

Снижение по отношению к среднероссийскому показателю не менее 1%

2%

Выполнен

*- взяты средние данные за период 2003 — 2006г.

Данные таблицы 2 свидетельствуют, что из пяти индикаторов результативности соответствуют критериям эффективности только два. Невыполнение приведенных критериев свидетельствует о преимущественно неэффективном механизме управления и реализации мероприятий Программы. В последующих бюджетных циклах, по-видимому, необходимо учитывать недостатки, выявленные при оценке эффективности государственных расходов на разнообразные программы и мероприятия с учетом имеющегося опыта.

Литература

1.Антипова Т.В., Фадейкина Н.В. Оценка эффективности деятельности бюджетополучателей – субъектов сектора государственного управления // «Сибирская финансовая школа» научно-практический журнал. 2008. №5/70, с 141-146.

2.Баранова И.В. Применение аналитических процедур в оценке эффективности использования бюджетных средств // «Сибирская финансовая школа» научно-практический журнал. 2008г. №5/70, с 134-141.

3.Большой экономический словарь//под редакцией Борисова А.Б. — М.: Книжный мир, 2009г.

4.Гутцайт Е.М. О методическом аппарате аудита эффективности// Аудитор.2006.№1

5.Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Эффективный менеджмент. М.: Высшая школа, 2003.- 555с.

6.Методика проведения аудита эффективности использования средств межбюджетных трансфертов в субъектах российской Федерации//Государственный научно-исследовательский институт системного анализа Счетной палаты РФ. Учебно-методическое пособие. М.: НИИ СП, 2008. – 127с.

7. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности управления и реализации федеральной целевой программы «Юг России»//Бюллетень Счетной палаты РФ — 2009. №7

8.Придачук М.П. Методы экономического анализа затрат на получение бюджетных услуг//Финансы- 2006. №5.

Ключевые слова: оценка эффективности, критерии эффективности, аудит эффективности, государственный сектор, бюджетные расходы.
С.Ю. Платошечкина

действует Редакция от 31.03.1994 Подробная информация

Наименование документ «МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ» (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)
Вид документа методические рекомендации
Принявший орган минфин рф, минэкономики рф, госстрой рф, госкомпром рф
Номер документа 7-12/47
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 31.03.1994
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • Стройинформ-СПб, декабрь 1995 года
Навигатор Примечания

«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ И ИХ ОТБОРУ ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ» (утв. Госстроем РФ, Минэкономики РФ, Минфином РФ, Госкомпромом России 31.03.94 N 7-12/47)

4. БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

В настоящем разделе определяется состав доходов и расходов бюджета и приводятся методы оценки бюджетной эффективности, в частности, с использованием методов и формул раздела 2.

4.1. Показатели бюджетной эффективности отражают влияние результатов осуществления проекта на доходы и расходы соответствующего (федерального, регионального или местного) бюджета.

4.2. Основным показателем бюджетной эффективности, используемым для обоснования предусмотренных в проекте мер федеральной, региональной финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Бюджетный эффект (Бt) для t-го шага осуществления проекта определяется как превышение доходов соответствующего бюджета (Дt) над расходами (Рt) в связи с осуществлением данного проекта:

Бt = Дt — Рt. (4.1)

Интегральный бюджетный эффект Бинт рассчитывается по формуле (2.4) как сумма дисконтированных годовых бюджетных эффектов или как превышение интегральных доходов бюджета (Динт) над интегральными бюджетными расходами (Ринт).

4.3. В состав расходов бюджета включаются:

средства, выделяемые для прямого бюджетного финансирования проекта*;

* См. постановление Правительства РФ от 21.03.94 N 220.

кредиты Центрального, региональных и уполномоченных банков для отдельных участников реализации проекта, выделяемые в качестве заемных средств, подлежащих компенсации за счет бюджета;

прямые бюджетные ассигнования на надбавки к рыночным ценам на топливо и энергоносители;

выплаты пособий для лиц, остающихся без работы в связи с осуществлением проекта (в том числе — при использовании импортного оборудования и материалов вместо аналогичных отечественных);

выплаты по государственным ценным бумагам;

государственные, региональные гарантии инвестиционных рисков иностранным и отечественным участникам;

средства, выделяемые из бюджета для ликвидации последствий возможных при осуществлении проекта чрезвычайных ситуаций и компенсации иного возможного ущерба от реализации проекта*.

* Эти средства не могут включаться в размер инвестиций априори, а подлежат финансированию и учету в исполнительских сметах фактических расходов по осуществлению проекта.

4.4. В состав доходов бюджета включаются:

налог на добавленную стоимость, специальный налог и все иные налоговые поступления (с учетом льгот) и рентные платежи данного года в бюджет с российских и иностранных предприятий и фирм-участников в части, относящейся к осуществлению проекта;

увеличение (со знаком «минус» — уменьшение) налоговых поступлений от сторонних предприятий, обусловленное влиянием реализации проекта на финансовое положение;

поступающие в бюджет таможенные пошлины и акцизы по продуктам (ресурсам), производимым (затрачиваемым) в соответствии с проектом;

эмиссионный доход от выпуска ценных бумаг под осуществление проекта;

дивиденды по принадлежащим государству, региону акциям и другим ценным бумагам, выпущенным с целью финансирования проекта;

поступления в бюджет подоходного налога с заработной платы российских и иностранных работников, начисленной за выполнение работ, предусмотренных проектом;

Поступления в бюджет платы за пользование землей, водой и другими природными ресурсами, платы за недра, лицензии на право ведения геологоразведочных работ и т.п. в части, зависящей от осуществления проекта;

доходы от лицензирования, конкурсов и тендеров на разведку, строительство и эксплуатацию объектов, предусмотренных проектом;

погашение льготных кредитов на проект, выделенных за счет средств бюджета, и обслуживание этих кредитов;

штрафы и санкции, связанные с проектом, за нерациональное использование материальных, топливно-энергетических и природных ресурсов.

К доходам бюджета приравниваются также поступления во внебюджетные фонды — пенсионный фонд, фонд занятости, медицинского и социального страхования — в форме обязательных отчислений по заработной плате, начисляемой за выполнение работ, предусмотренных проектом.

4.5. На основе показателей годовых бюджетных эффектов определяются также дополнительные показатели бюджетной эффективности:

внутренняя норма бюджетной эффективности, рассчитываемая по принципам, изложенным в разделе 2;

срок окупаемости бюджетных затрат;

степень финансового участия государства (региона) в реализации проекта, рассчитываемая по формуле:

\r\n Ринт\r\n d = —— , (4.2)\r\n Зинт

где Ринт — интегральные бюджетные расходы,

Зинт — интегральные затраты по проекту, рассчитываемые на уровне государства и региона — в соответствии с рекомендациями раздела 2.

4.6, По проектам, предусматривающим бюджетное покрытие расходов в иностранных валютах и/или валютные поступления в бюджет, определяются показатели валютного бюджетного эффекта (годового и интегрального). Расчет производится в соответствии с п.4.2. с учетом расходов и доходов только в иностранных валютах, пересчитываемых в валюту РФ по установленным курсам.

Статья 35. Оценка эффективности бюджетных программ

Примечание

1. Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на стадиях их разработки, планирования республиканского и местных бюджетов, реализации, осуществления контроля за реализацией.

2. Оценка эффективности бюджетных программ на стадии разработки бюджетной программы осуществляется администратором бюджетной программы путем определения качества формулирования и планирования бюджетной программы.

Определение качества формулирования бюджетной программы включает в себя анализ:

1) соответствия постановки цели, задач и мероприятий существующим проблемам;

2) ясности и четкости изложения цели, задач и мероприятий бюджетной программы;

3) наличия возможных альтернативных путей решения существующих проблем, определения правильности выбора предлагаемого пути их решения и критериев эффективности путей решения;

4) соответствия ожидаемых результатов и индикаторов поставленным целям бюджетной программы, интересам и потребностям получателей государственных услуг;

5) правильности выбора индикаторов на предмет их соответствия стратегическим целям с целями и задачами бюджетной программы и потребностями получателей государственных услуг.

Определение качества планирования бюджетной программы включает в себя анализ:

1) потребности государственных учреждений в ресурсах для достижения цели и выполнения задач бюджетной программы;

2) планирования стоимости потребности государственных учреждений в соответствии с нормативными, количественными и стоимостными показателями по экономической структуре бюджетной программы (подпрограммы), определяемыми с учетом натуральных норм.

3. Оценка эффективности бюджетных программ на стадии планирования бюджета проводится центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию на основе:

1) проектов паспортов, годовых сумм планов финансирования, расчетов расходов по бюджетной программе на прогнозируемый финансовый год;

2) результатов оценки эффективности бюджетной программы, проведенной администратором бюджетной программы.

Оценка эффективности бюджетных программ осуществляется на соответствие:

1) с принятыми стратегическими, среднесрочными программами и планами социально — экономического развития республики или региона на соответствующие прогнозируемые годы;

2) анализа реализации бюджетных программ за предыдущие и текущий годы, если предусмотрена реализация данной программы на предстоящий финансовый год.

На основании результатов оценки эффективности на стадии планирования республиканских и местных бюджетов центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию в срок до 1 июня текущего финансового года формируется перечень приоритетных бюджетных программ (подпрограмм) на трехлетний период.

4. Оценка эффективности на стадии реализации бюджетных программ осуществляется администратором бюджетной программы, центральным и местными уполномоченными органами по бюджетному планированию путем определения качества управления реализацией бюджетной программы и ее результативности.

Определение качества управления реализацией бюджетной программы включает в себя анализ:

1) наличия у администратора бюджетной программы результатов оценки эффективности реализации бюджетной программы;

2) своевременности проведения оценки эффективности бюджетной программы;

3) своевременности реализации мероприятий бюджетной программы в соответствии с ее паспортом;

4) своевременности принятия администратором бюджетной программы решения по дальнейшей реализации бюджетной программы или отказа от ее реализации;

5) своевременных действий по повышению эффективности бюджетной программы и достижению целей, задач и ожидаемых результатов, индикаторов;

6) подотчетности лиц, участвующих в реализации бюджетной программы.

Определение результативности реализации бюджетных программ включает в себя анализ:

1) уровня достижения полученных результатов и индикаторов;

Примечание

2) соответствия полученных результатов соответствующим стратегическим целям и задачам, а также целям и задачам самой бюджетной программы;

3) соответствия полученных результатов интересам и потребностям получателей государственных услуг;

4) наличия документов, подтверждающих вышеперечисленные условия, к результатам бюджетной программы.

При проведении оценки эффективности бюджетных программ на стадии их реализации возможно использование информации неправительственных организаций (общественных объединений) о качестве предоставления государственных услуг, полученной на основании опроса их получателей.

5. Порядок проведения оценки эффективности бюджетных программ при внешнем контроле за реализацией бюджетных программ определяется Счетным комитетом по контролю за исполнением республиканского бюджета.

6. Порядок проведения оценки эффективности бюджетных программ при внутреннем контроле за реализацией бюджетных программ определяется Правительством Республики Казахстан.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Рассмотрим эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 годах.

Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания, что обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и не удивительно, т.к. именно в бюджетной политике наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп.

Наиболее важным направлением бюджетной политики, по моему мнению, является сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом. Поэтому, как мне кажется, эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результатам деятельности органов исполнительной власти по указанным составляющим.

Состояние государственных финансов оказывает сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним из критериев успешности (или не успешности) того или иного варианта осуществляемой политики.

Можно предложить следующие критерии эффективности бюджетной политики:

1) уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

2) уровень выполнения бюджетных обязательств;

3) величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

4) объём финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

5) уровень монетизации бюджетного дефицита;

6) величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

7) динамику валового внутреннего продукта;

8) уровень безработицы;

9) степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете.

Для условий России можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитие её экономики:

1) масштабы эмиссии денежных суррогатов различных видов;

2) величину просроченной задолженности по оплате труда, из-за отсутствия бюджетного финансирования

3) величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

Основными авторами Бюджетной политики со стороны исполнительной власти по должности выступали: президент, премьер министр, вице-премьер (часто первый вице-премьер), курировавший бюджет и, как правило, всю макроэкономическую политику, министр финансов.

Временные границы осуществления того или иного варианта бюджетной политики определены сроками деятельности руководителей на соответствующих постах

Бюджетную политику в России, проводящуюся в 1994-1997 г.г. в целом вряд ли можно назвать эффективной. Одним из важнейших факторов, определяющих степень эффективности бюджетной политики, является кадровый состав финансового блока правительства, причем решающую роль играли личности министра финансов и вице-премьера, курировавших бюджетную политику.

Анализ 4-х летнего опыта осуществления бюджетной политики в посреформенной России позволяет также подтвердить действенность /в Российских условиях/ важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определённых на основе международного опыта. Это – базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или даже полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.

Другое по экономике

Применение экономико-статистических методов для определения региональной потребности в материальных ресурсах
Сегодня в для любого гражданина России не секрет, что экономика его страны практически перешла на рыночные рельсы и функционирует исключительно по законам рынка. Каждое предприятие отвечает за свою работу само и само принимает решения о дальнейшем развитии. Современные условия рыночного …