Частные судебные приставы

Следует отметить, что системы органов принудительного исполнения разных государств носят национальный характер и складываются в каждой стране под влиянием различных факторов. Системы принудительного исполнения подразделяются на: государственную, частную и смешанную.

Государственная система принудительного исполнения

В таких странах как Беларусь, Германия, Дания, Израиль, США, Финляндия, Швеция действует государственная система принудительного исполнения.

Статус государственного служащего обеспечивает судебному исполнителю возможность наделения публичной властью и властными полномочиями, доступ к закрытой информации, а также взаимодействие в процессе работы с другими государственными органами. Как правило, функции по принудительному исполнению возлагаются на должностных лиц, работающих в органах судебной власти, являясь должностными лицами судебной системы, либо исполнительной власти, как правило, при органах юстиции.

В России, США, Финляндии органы принудительного исполнения входят в систему исполнительной власти.

В Республике Беларусь, Германии, Израиле, Республике Казахстан принудительное исполнение возлагается на должностных лиц, состоящих при судах.

Частная система принудительного исполнения

Частная система принудительного исполнения характеризуется тем, что судебный исполнитель является свободным профессионалом, самостоятельно организующим свою деятельность и несущим при этом полностью имущественную ответственность за результаты своей работы. Частный судебный пристав получает полномочия от государства в лице органов юстиции и действует от имени государства. Доступ к профессии регулируется законом и осуществляется, как правило, на конкурсной основе. Государство регулирует компетенцию частного судебного пристава, процедуры деятельности, размер тарифов и иного вознаграждения, взимаемого в качестве вознаграждения за труд частного судебного пристава. Государство контролирует работу частного судебного пристава, осуществляет проверки профессиональной деятельности, а также выдает и отзывает лицензии на право деятельности.

В Бельгии, Венгрии, Италии, Латвии, Литве, Люксембурге, Нидерландах, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Франции, Эстонии, Литве судебные исполнители являются частными лицами, работающими по лицензии. Управление судебными исполнителями осуществляют региональные и национальные палаты в качестве органов самоуправления.

Смешанная система принудительного исполнения

Смешанная система принудительного исполнения характеризуется для государств как: Бельгия, Болгария, Великобритания (Англия, Уэльс, Шотландия), Казахстан, Канада.

Бельгия

В Бельгийской системе судебный пристав не может действовать свободно. Королевский Указ о назначении, определяет район, в котором судебный пристав будет осуществлять свою деятельность. Судебному приставу не разрешается иметь более одного офиса, который должен находиться в городе, определенным Министерством юстиции.

Болгария

В Болгарии сложилась смешанная система исполнения судебных актов, в которой действуют как государственные, так и частные судебные исполнители.

В соответствии с законом о частных судебных исполнителях частный судебный исполнитель является лицом, на которое государством возложено принудительное исполнение частных имущественных требований. Вместе с тем, закон допускает, что государство может возложить на частных судебных исполнителей исполнение в пользу государства.

Все государственные органы, должностные лица и организации должны оказывать содействие в исполнении частным судебным исполнителем своих функций.

Институт частных судебных исполнителей Болгарии функционирует довольно эффективно, о чем говорит тот факт, что абсолютное большинство исполнительных документов находятся на исполнении именно у частных судебных исполнителей, а не у государственных. Этому в первую очередь способствует предоставленный законом широкий круг полномочий частным судебным исполнителям и установленные приемлемые платы (сборы) за их услуги, которые стимулируют частного судебного исполнителя работать эффективнее.

Кроме государственных и частных судебных исполнителей в Болгарии взыскание осуществляют так называемые «публичные исполнители», на которых возложено взимание налоговых задолженностей, штрафов и других взысканий в пользу государства.

Казахстан

Система исполнительного производства в Республике Казахстан находится в составе судебной ветви власти.

В Республике Казахстан с 2010 года начала действовать смешанная система принудительного исполнения, функции по принудительному исполнению возлагаются как на частных, так и на государственных судебных исполнителей.

Следует заметить, что к исполнению частных судебных исполнителей не могут быть приняты исполнительные документы, по которым в качестве одной из сторон выступает государство.

Лицензия судебному исполнителю выдается уполномоченным органом на основании решения квалификационной комиссии. Уполномоченный орган ведет Государственный реестр лицензий на право занятия деятельностью по исполнению исполнительных документов.

Канада

В Канаде не существует централизованной системы исполнительного производства на федеральном уровне, и как следствие нет единого регулирования исполнительного производства. Регулирование порядка исполнения судебных актов производится на уровне отдельных провинций.

Принудительное исполнение в Канаде осуществляются шерифами (sheriff), состоящими на государственной службе, а также частными судебными исполнителями (bailiff) или специализированными фирмами, предоставляющими на коммерческой основе услуги в области правоприменения по гражданским делам, которые получают лицензию на данную деятельность от государства и осуществляют ее самостоятельно.

Типология судебных приставов (в канадской правовой терминологии – bailiff или sheriff) различается в зависимости от их подведомственности и вытекающего отсюда соответствующего правового статуса, а также функциональных обязанностей.

Для канадской модели исполнительного производства характерным является наличие системы частного исполнения судебных решений, когда полномочия принудительных исполнителей (в первую очередь, такие меры принудительного исполнения как обращение взыскания на имущество и денежные средства должника) выполняются не государственными служащими, а частными лицами или специализированными фирмами.

В последние годы в Канаде наблюдается тенденция передачи полномочий в сфере гражданского исполнительного производства от государственных ведомств частным агентствам.

В Совете федерации был представлен законопроект, предлагающий введение в России института частных судебных исполнителей и передачу им на взыскание в том числе исполнительных документов в отношении граждан. Авторы проекта указывают, что он даст возможность должнику заключать соглашения о порядке исполнения взыскания, устраивающие обе стороны. Однако эксперты видят значительные риски для граждан в реализации законопроекта.

В понедельник 16 марта в Совете федерации был представлен новый проект закона о внедрении института негосударственных судебных исполнителей, который предлагает передать им на взыскание задолженность по исполнительным документам, в том числе физлиц. Документ был разработан рабочей группой на базе Российского университета дружбы народов. В конце прошлого года законопроект о частных судебных приставах был представлен Торгово-промышленной палатой (ТПП), однако он предполагал передачу им взыскивания задолженности лишь по спорам юрлиц (см. «Ъ” от 2 октября 2019 года).

Дмитрий Аристов, глава ФССП, в интервью «Ъ” 12 октября 2018 года

О передаче частным приставам всех исполнительных документов, а тем более решений судов, где сторонами выступают физические лица, даже в долгосрочной перспективе речи не идет

Эффективность действующей системы органов принудительного исполнения является довольно низкой, указывают авторы законопроекта. Из 87,5 млн исполнительных документов в 2018 году окончено фактическим исполнением около 34,5%. Судебные решения реальным исполнением оканчиваются лишь в 25% случаев. От подлежащих взысканию сумм требований в пользу взыскателей ежегодно взыскивается не более 6,6% денежных средств, а по судебным актам — 5,5%. При этом с 2005 по 2018 годы количество исполнительных производств, ежегодно находящихся в ФССП на исполнении увеличилось в четыре раза. По мнению авторов законопроекта, его реализация сможет сократить нагрузку на судебных приставов до 25%.

Авторы законопроекта считают целесообразным «переход к смешанной системе принудительного исполнения» и создания института негосударственных судебных исполнителей. При этом взыскателям дадут возможность обратиться к негосударственному судебному исполнителю за исполнением судебных актов гражданско-правового характера, в том числе по кредитным долгам и долгам в сфере ЖКХ.

За свою деятельность пристав будет получать исполнительный тариф с должника (2–5% от суммы, подлежащей взысканию) и вознаграждение, которое должен ему выплатить взыскатель.

Численность негосударственных судебных исполнителей должна регулироваться показателями эффективности и востребованности их услуг. Частный пристав должен будет состоять в реестре Минюста, а также являться членом палаты негосударственных судебных исполнителей.

Как пояснил «Ъ” один из авторов законопроекта Александр Агеев, сейчас к должникам в основном применяются санкционные меры, а введение института частных судебных исполнителей позволит им комфортно выплатить долги. «Сейчас имущество продают за копейки, а, например, отложение его реализации на некоторое время позволило бы должнику получить значительно большие средства и закрыть долг,— поясняет он.— Негосударственный пристав даст возможность взыскателю и должнику заключить с соглашение о порядке исполнения, с графиками и сроками погашения задолженности, а также иными условиями, устраивающими обе стороны». По его словам, такое нововведение позволит найти механизм, при котором взыскатель будет доволен, решения будут исполняться и должник сможет комфортно выплатить долги без риска уйти в банкротство или других имиджевых потерь.

Глава департамента Минюста Дмитрий Киселев отметил на круглом столе, что министерство «не располагает достаточным количеством данных, результатами правоприменительной практики, социологических и иных исследований, с достаточной степенью достоверности доказывающих актуальность и необходимость введения в России нового института частных судебных исполнителей». В ФССП на запрос «Ъ” сообщили, что «вопросы разработки законопроектов о частных приставах не входят в компетенцию» службы. Коллекторы полагают, что отдать часть долгов какого-то определенного сегмента частным приставам логично. «Цель создания института частных судебных приставов — это сокращение расходов бюджета и повышение эффективности взыскания»,— говорит президент СРО НАПКА Эльман Мехтиев.

Однако эксперты видят в данном нововведении существенные риски. «В данном законопроекте я не увидела эффективной системы исполнения судебных решений,— говорит первый вице-президент Союза адвокатов России Людмила Айвар.— При принятии законопроекта в нынешней редакции мы можем столкнуться с возросшей нагрузкой на должника, которому придется платить значительно большие суммы за принудительное взыскание, нежели сейчас». По ее словам, есть также вопросы к страхованию частным приставом своей ответственности, а также мерам, которые к нему будут применяться при нарушении законодательства. По словам руководителя проекта ОНФ «За права заемщиков» Евгении Лазаревой, «общество еще не готово к наличию института частных приставов во взаимоотношениях между гражданином-заемщиком и кредитором». По ее мнению, «в процессе взыскания гражданин-должник всегда слабая сторона, и мы считаем, что защищать его права и интересы — это обязанность государства, частный сектор пока к такой ответственности не готов».

Светлана Самусева

Самое важное в канале Коммерсантъ в Telegram

К вам пришел судебный исполнитель

В последнее время участились жалобы на работу частных судебных исполнителей. В социальных сетях люди жалуются, что у них арестовывают банковские счета, сообщают о заочных судебных решениях о взыскании штрафов, при этом сами граждане часто оказываются попросту поставлены перед фактом. При этом частный судебный исполнитель еще и требует оплату за свои услуги. inbusiness.kz вместе с Министерством юстиции объясняет, какие полномочия есть у частного судебного исполнителя и что делать людям, если судебный исполнитель превысил свои полномочия.

– По каким делам может работать частный судебный исполнитель? Кто вообще к ним обращается?

– Вся деятельность частных судебных исполнителей четко регламентирована Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей». Пункт 1 статьи 138 этого закона гласит, что к исполнению частным судебным исполнителем принимаются все исполнительные документы, за исключением тех, где одной из сторон является государство. Закон четко оговаривает весь перечень таких документов:

1) о взыскании с государства;

2) о взыскании с юридического лица, 50% и более голосующих акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству и аффилированным с ним юридическим лицам;

3) о взыскании с субъектов естественных монополий или субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке товаров и услуг;

4) о взыскании в пользу государства, по которым размер взыскания превышает тысячу месячных расчетных показателей (в 2018 году 1 МРП составляет 2405 тенге);

5) о конфискации имущества либо о передаче имущества государству;

6) о выселении, вселении, сносах, изъятиях земельных участков и других категорий дел, производимых в интересах государства.

Таким образом, если исполнительное производство не относится к этим шести пунктам, частный судебный исполнитель может его принять как от физического, так и от юридического лица.

– Как вообще работает этот механизм? Почему судебный исполнитель просто ставит «перед фактом» и начинает требовать деньги?

– Просто «ставить перед фактом» вас не должны, объясняют в Министерстве юстиции. Порядок действий как органа, налагающего штраф, так и судебного исполнителя, к которому обратились за принудительным взысканием, четко прописан в законодательстве.

Так, в соответствии с требованиями Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей» и Кодекса РК об административных правонарушениях, судебный исполнитель принимает постановления на принудительное исполнение от уполномоченного органа. Постановлению о принудительном исполнении должна предшествовать работа госоргана, наложившего штраф, с самим нарушителем – по добровольному исполнению взыскания. И только в случае отказа правонарушителя исполнить взыскание в добровольном порядке принимается решение о принудительном исполнении.

При этом сам правонарушитель обязан предоставить в уполномоченный орган подтверждающие документы об уплате административного штрафа. Если документы не предоставлены, госорган может и не узнать, что штраф оплачен, и принять меры по принудительному взысканию.

Таким образом, государственный орган, наложивший административный штраф, обязан принять все меры для взыскания данного штрафа в добровольном порядке в течение 30 дней либо до трех месяцев путем взыскания наличными денежными средствами, уплаченными должником в добровольном порядке, либо путем направления постановления по месту работы должника, либо по месту получения пенсии, стипендии, либо по месту, где должник имеет источник дохода.

Только по истечении срока добровольного исполнения в случае если должник уклоняется от добровольной уплаты и не работает, не является получателем пенсии и стипендии, не имеет других источников дохода, то орган, наложивший административный штраф, выносит мотивированное постановление о принудительном исполнении и направляет региональную палату частных судебных исполнителей. К постановлению о взыскании штрафа на принудительное исполнение обязательно прилагается копия документа, подтверждающего факт надлежащего извещения лица о добровольной уплате штрафа и справка налогового органа о непоступлении суммы штрафа.

– Может ли частный судебный исполнитель наложить арест на банковские счета?

– Да, может. Согласно статье 31 Закона «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», основанием для применения мер принудительного исполнения является исполнительный документ, принятый судебным исполнителем к своему производству. В соответствии со статьей 32 закона судебный исполнитель обязан принять меры по обеспечению исполнения исполнительных документов.

Мерами по обеспечению исполнения исполнительных документов являются наложение ареста на имущество должника, включая деньги и ценные бумаги, находящиеся у него либо у иных физических или юридических лиц (в том числе в банках и организациях, осуществляющих отдельные виды банковских операций, а также в страховых организациях).

– Если я уже давно оплатил штраф, но судебный исполнитель почему-то не в курсе этого и требует повторной уплаты не только штрафа, но еще и его работы?

– Видимо, штраф вы оплатили, но не предоставили подтверждающие документы в уполномоченный орган (который наложил на вас штраф). Поэтому вам необходимо предоставить частному судебному исполнителю подтверждающий оплату документ, после чего частным судебным исполнителем будут приняты меры по прекращению исполнительного производства и отмене всех принятых мер обеспечения исполнения. При таких обстоятельствах оплата деятельности частного судебного исполнителя не производится, поскольку сумма штрафа оплачена до возбуждения исполнительного производства.

– Получается, я все оплатил, они платеж потеряли где-то, и мне теперь снова бегать и доказывать, что ничего не должен?

– К сожалению, такие сбои в системах случаются. Поэтому, если, к примеру, вам оформили штраф за нарушение ПДД, лучше самому проехать после уплаты штрафа в дорожную полицию и зарегистрировать квитанцию об оплате.

Над налаживанием системы информационного взаимодействия госорганы активно работают. В Министерстве юстиции рассказали, что для решения задач по получению от всех государственных органов, являющихся субъектами административной практики, исполнительных документов в форме электронного документа уже прорабатывается вопрос по информационному взаимодействию двух систем – Автоматизированной информационной системы органов исполнительного производства (АИС ОИП) с Единым реестром административных производств (ЕРАП). Запланированы разработка и тестирование информационного взаимодействия, ввод в промышленную эксплуатацию запланирован на 2018 года. С введением этой системы в действие в электронном формате будет отражена информация об отсутствии оплаты суммы административного штрафа.

– Если частный судебный исполнитель явно превышает свои полномочия, что делать и куда жаловаться?

– Полномочия частных судебных исполнителей четко определены Законом «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей», и за их превышение предусмотрена ответственность.

Так, ответственность частного судебного исполнителя предусмотрена статьей 150 закона, согласно которой неисполнение либо ненадлежащее исполнение частным судебным исполнителем возложенных на него обязанностей и должностных полномочий влечет установленную законами Республики Казахстан ответственность. А именно: частный судебный исполнитель обязан возместить причиненный участникам исполнительного производства и другим лицам ущерб, возникший вследствие совершения исполнительного действия, противоречащего законодательству Республики Казахстан.

В соответствии со статьей 127 закона решение и действие (бездействие) судебного исполнителя по исполнению исполнительного документа или отказ в совершении таких действий могут быть обжалованы в суде в порядке и сроки, предусмотренные гражданским законодательством Республики Казахстан.

Также контроль над законностью совершаемых исполнительных действий и соблюдением правил делопроизводства частным судебным исполнителем осуществляется уполномоченным органом, его территориальными органами, Республиканской палатой и региональными палатами частных судебных исполнителей, в связи с чем стороны исполнительного производства имеют право обратиться с соответствующим заявлением по своему усмотрению в указанные органы осуществляющий контроль.

– Эти жалобы вообще рассматривают?

– Обязательно. По данным Министерства юстиции, в 2017 году поступило 2668 жалоб, за I квартал 2018 года – 680 жалоб. За нарушение законодательства в отношении частных судебных исполнителей принимаются меры дисциплинарной ответственности, а также по приостановлению и прекращению действия лицензии.

Так, в прошлом году 1071 частный судебный исполнитель привлечен к дисциплинарной ответственности, 85 лицензий приостановлено, 28 лицензий прекращено. За I квартал 2018 года 139 ЧСИ привлечены к дисциплинарной ответственности, 35 лицензий приостановлено, девять лицензий прекращено.

В Минюсте приводят такой пример: у частного судебного исполнителя находилось исполнительное производство о взыскании с физлица задолженности в размере 527220 тенге. Частный судебный исполнитель начал производить действия по проникновению в жилье должника и описи и ареста его имущества. Тогда как, согласно статье 25 Конституции, жилище является неприкосновенным объектом. Действия судебного исполнителя были признаны незаконными, и, принимая во внимание факты неоднократного нарушения требований действующего законодательства, действие лицензии на право занятия деятельностью частного судебного исполнителя было прекращено.

В Министерстве юстиции подчеркивают: для исключения возникновения проблемных вопросов при исполнении судебных актов самим гражданам необходимо своевременно принимать меры по погашению имеющейся задолженности, а также своевременно судебных и иных актов, до предъявления исполнительных документов к исполнению.

Ирина Севостьянова

Инициатива гарантирует: ни один гражданин не пострадает от ночного нецензурного звонка частного пристава, ни один подъезд должника не будет исписан неприличными надписями. Предполагается, что частные исполнители займутся исключительно делами, где должниками являются юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Зато обычный гражданин вполне сможет прийти в контору частного судебного пристава, если надо получить, например, деньги с магазина или страховой компании, присужденные судом.

Так что обманутые потребители вполне могут протоптать народную тропу в будущую Федеральную палату частных судебных исполнителей. При условии, конечно, что предложение будет принято.

Предполагается создать систему, схожую с адвокатурой и нотариатом. Стать частным приставом сможет только гражданин в возрасте от 25 до 75 лет с высшим юридическим образованием и сдавший квалификационный экзамен. Иностранцев, судимых или имеющих какие-то психические заболевания в дело не возьмут. Каждый частный пристав сможет открыть собственную контору и завести печать с гербом. При этом точно нет речи о приватизации или роспуске Федеральной службы судебных приставов. Палата частных приставов в случае создания станет скорее дополнением к действующей системе и возьмет на себя дела, которые сейчас находятся в мертвой зоне. При нынешней огромной нагрузке на приставов множество судебных решений долго остается не исполненными.

Даже если делом будут полномочны заниматься частные приставы, у гражданина в любом случае останется выбор: идти с исполнительным листом к ним или в государственную службу.

Один из разработчиков законопроекта, член Общественного совета Федеральной службы судебных приставов РФ Алексей Кравцов, подчеркивает, что нельзя путать коллекторов и частных судебных исполнителей.

Обычный гражданин сможет прийти к частному приставу, если надо получить, например, деньги с магазина или страховой компании, присужденные судом

«К коллекторам частные приставы не имеют никакого отношения, — говорит он. — Коллекторы занимаются возвратом долгов без судебного решения, то есть на досудебной стадии».

Так что у коллекторов своя сфера, у частных судебных исполнителей — своя.

«Частные приставы начинают работать, когда судебное решение вступило в законную силу и не исполнено добровольно», — подчеркивает Алексей Кравцов.

Законопроект особо оговаривает, что частное судебное исполнение нельзя считать предпринимательской деятельностью. Так что, строго говоря, частный пристав не бизнесмен, а официальное лицо.

«Частный пристав будет работать только с теми должниками, которые зарегистрированы в границах субъекта России, где зарегистрирован сам частный пристав, рассказывает Алексей Кравцов. — Однако сами исполнительные действия он сможет проводить по всей стране, в зависимости от местонахождения имущества должника. Единый Реестр частных приставов и их территориальная принадлежность будут размещены в общем доступе. Стоимость услуг частного пристава будет составлять около 7 процентов от суммы возвращенных средств, а также из фиксированных платежей за совершение технических действий согласно символическим тарифам, утверждаемым палатой».

Количество должностей частных судебных приставов будет ограниченным. Предполагается, что число вакансий определит министерство юстиции вместе с Федеральной службой судебных приставов и Федеральной палатой частных судебных исполнителей.

Кстати, сама идея создания системы частного судебного исполнения обсуждается очень давно. По мнению экспертов, государственные приставы часто закрывают за невозможностью взыскания (то есть по сути бессильно разводят руками), даже такие дела, где что-то взыскать было вполне реально, если приложить время и силы. Но времени у рядового пристава нет из-за громадной нагрузки. Одному приставу нередко приходится вести несколько тысяч дел, неудивительно, что к нему порой выстраиваются очереди.

Как рассказывает Алексей Кравцов, во многих странах исполнением судебных решений занимаются именно частные судебные приставы. Они имеют лицензию местного министерства юстиции и даже наделены полномочиями проводить какие-то принудительные действия. Например, такие исполнители вправе со своей лицензией частного судебного пристава и с исполнительным листом обратиться к судье и получить от него постановление на совершение всех необходимых исполнительских действий.

Частные судебные приставы смогут подключаться к защите потребителей, разыскивая тайные счета компаний-обидчиков

«Надо арестовать имущество? Обратился к судье, получил постановление на арест, — рассказывает Алексей Кравцов. — Надо войти в помещение для описи имущества? Обратился к судье, получил постановление на доступ в помещение. И т.д. Стоит эта услуга за рубежом от 20 до 30 процентов от возвращенной суммы исполненного судебного решения. То есть оплата услуг происходит от результата. И все работает! К примеру, на сайте итальянского министерства юстиции размещен список из 360 лицензированных частных судебных приставов. Получается, для того,чтобы система работала эффективно, необязательно она должна быть государственной. Она может быть и частной».

Однако в наших реалиях многими экспертами представляется более подходящей комплексная система, когда действуют и государственная, и негосударственная службы.

Законопроектом также предусматривается принятие Кодекса профессиональной̆ этики частных судебных исполнителей, за нарушение негосударственных приставов будут привлекать к дисциплинарной ответственности и даже лишать статуса. «Уверен, что данная инициатива имеет крайне важное значение, — полагает советник Федеральной палаты адвокатов Александр Боломатов. — Много лет практикующие юристы говорили, что введение в России общемировой практики по созданию частных судебных приставов совершенно необходимо. Многие аспекты работы судебных приставов совершенно не требуют от приставов наличия статуса государственного чиновника, а скорее нуждаются в применении частной инициативы. Поиск искусственно сокрытого имущества должников, работа с кредиторами — это все виды деятельности, которые не требуют оказания именно государственных услуг. С нетерпением ждем введения данного института, а также ожидаем, что лучшие мировые практики работы частных приставов будут восприняты нашей системой».

Фото автора

Одним из важных критериев эффективности судебной системы является исполнимость судебных решений. Наше законодательство предусматривает альтернативный способ исполнения исполнительных документов посредством делегирования части полномочий частным судебным исполнителям. Чем занимаются частные судебные исполнители, и почему их деятельность не приветствуется в народе? На эти и другие вопросы корреспонденту Елорда Инфо ответил руководитель региональной палаты частных судебных исполнителей Нур-Султана Ерлан Онтаев.

— Сколько по городу Нур-Султан зарегистрировано частных судебных исполнителей, и сколько дел отрабатывает один судоисполнитель?

— По городу Нур-Султан зарегистрировано 240 частных судебных исполнителей. Каждый месяц у нас 5-6 человек уходят, но тут же текучесть восполняется. Это связано с тем, что многие ЧСИ не могут самореализоваться, нет доходов, нет возможности платить аренду, содержать работников, контору. Во время карантина текучесть приостановилась. Средняя ежемесячная нагрузка на одного судебного исполнителя — 215 документов. Ежемесячно один судебный исполнитель закрывает около 70 дел. Конечно, есть судебные исполнители, у которых уже по 1 500 документов, у новичков около 100. Это зависит от опыта и стажа работы. На данный момент у судебных исполнителей нашей палаты 465 тыс. дел в работе. Ежегодная статистка говорит о том, что более половины исполнительных документов остаются неоконченными. Из года в год половина решений судов остаются неисполненными по разным причинам.

— Какими исполнительными документами в основном занимаются частные судебные исполнители столицы?

— В основном исполнительные документы в пользу юридических лиц – это обычные займы, долги. Затем по исполнительным надписям – также займы у финансовых организаций. Сейчас есть много небольших финансовых организаций, которые дают небольшие займы. В том числе — исполнительные документы по коммунальным задолженностям и штрафы физлиц.

— На какую сумму уже возвращены средства от должников по налогам и штрафам в государственную казну?

— С начала года судебными исполнителями завершены дела по штрафам на более 1 млрд тенге. При этом государством взыскано 656 млн тенге, то есть в целом все взыскания. По всем видам налогов около 235 млн тенге частные судебные исполнители нашего региона взыскали с физических лиц.

— Как известно, вы уже месяц проводите рейды совместно с Департаментом полиции по розыску неплательщиков алиментов. Расскажите подробнее о проводимой работе.

— В ходе совместных мероприятий с Департаментом полиции Нур-Султана была задержана автомашина по алиментным задолженностям на более 3 млн тенге, также автотранспортное средство Toyota Land Cruiser Prado, где задолженность на 7 млн тг. Кроме того, по многим исполнительным документам совместно с сотрудниками полиции частные судисполнители останавливают машины по городу. Если владельцы машин погашают задолженности, мы не водворяем их транспорт на штрафстоянку.

— Объясните, пожалуйста, схему работы частных судебных исполнителей в отношении неплательщиков алиментов, так как многие граждане не понимают, к примеру, кто должен оплачивать труд частного судоисполнителя.

— По алиментам: многие не знают, что судебный исполнитель получает вознаграждение от должника, то есть то лицо, которое предъявляет документ, не оплачивает даже авансовых взносов. Судебный исполнитель при приеме таких документов устанавливает имущественное положение должника и место работы. Такие документы исполняются до совершеннолетия ребенка – 18 лет. Много жалоб от матерей на действие-бездействие судоисполнителя к нам поступают, но судебный исполнитель установленные законом требования исполняет: проверяет имущественное положение, проверяет, работает он или нет, уведомление вручает должнику.

Хотелось бы отметить, что у нас был подписан трехсторонний меморандум в прошлом году с акимами регионов, региональными палатами частных судебных исполнителей и Министерством юстиции. Меморандум по взаимодействию госорганов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментов. По результатам подписания меморандума у нас появилась помощь со стороны центров занятости. Когда алиментные платежи не исполняются, а должник не обеспечен работой, судебный исполнитель вручает таким должникам уведомление о регистрации в Центре занятости для трудоустройства. Конечно, трудоустраивается малое количество, но в данном направлении ведется работа.

Мы проводили ярмарки вакансий совместно со столичным Центром занятости, где активно принимали участие органы прокуратуры нашего города.

— В последнее время от населения обрушился шквал критики в отношении частных судебных исполнителей. Это также связано с последними событиями в Алматы, где частный судебный исполнитель выселял многодетную семью из дома. Вы, как орган, который ведет контроль за соблюдением частными судоисполнителями законодательства, считаете ли обоснованным такое недоверие граждан?

— В целом судебные исполнители работают в рамках требований законодательства. Не в их интересах совершать какие-либо нарушения требований законодательства. За допущенные им нарушения он отвечает своей лицензией, своим «карманом». За допущение нарушений какой-либо из сторон он обязан в судебном порядке восстанавливать ущерб. Каждое дело имеет две стороны – взыскатель и должник. Один из них, конечно, будет несогласен с действиями судоисполнителя. Если судоисполнитель работает активно в отношении должника, соответственно, должник будет этим недоволен, будет подавать жалобу о превышении полномочий, аресте счетов и т.д. Если же судоисполнитель не исполнит свои обязанности, установленные законом, взыскатель правомерно будет жаловаться на бездействие судоисполнителя. Судебный исполнитель, принимая установленные законом меры, в любом случае остается под критикой одного из сторон исполнительного производства.

При таких исполнительных производствах как выселение, судоисполнитель в рамках законодательства уведомляет все госорганы, которые должны участвовать. В случае отсутствия каких-либо органов, на действия судоисполнителя начинают жаловаться: мол, он оставляет семью на улице — к примеру, семью из категории социально-уязвимых. Но вины судоисполнителя нет в том, что данные лица месяцами или годами не исполняют решение суда, вступившее в законную силу.

— Сколько частных судебных исполнителей столицы нарушили законодательство во время своей деятельности с начала 2020 года? Какое наказание они понесли?

— В каждой региональной палате работает дисциплинарная комиссия. В комиссии работают опытные судебные исполнители. При этом по городу Нур-Султан с начала года привлечены к дисциплинарной ответственности 193 судебных исполнителя. Подтвердились факты разного вида нарушений, среди которых — нарушение законодательства, устава нашей палаты, кодекса поведения судебных исполнителей. Одному судоисполнителю приостановили деятельность. Два судоисполнителя исключены из региональной палаты, материалы направили в Министерство юстиции для прекращения лицензии.

— В каком случае частного судебного исполнителя исключают из региональной палаты?

— Когда допускается грубое нарушение законодательства, приведшее к нарушению прав сторон исполнительного производства, а также материальной потере у сторон исполнительного производства. В таких случаях идет исключение из региональной палаты. Исключение предполагает прекращение лицензии. Приостановление деятельности происходит при допущении судебным исполнителем нарушений, которые возможно устранить. К примеру, судебный исполнитель наложил арест на тех лиц, которые не являются сторонами исполнительного производства, тем самым нарушив закон. После ему необходимо снять арест, устранить нарушение. В таком случае его деятельность приостанавливается от 3 до 6 месяцев.

— Как стать частным судебным исполнителем? Какие этапы подготовки необходимо пройти?

— Для того, чтобы стать частным судебным исполнителем, необходимо проработать в органах исполнительного производства – это необходимо для получения лицензии без сдачи экзаменов. Те лица, которые не работали в сфере исполнительного производства, могут получить лицензию после прохождении стажировки у частного судебного исполнителя. Есть правила прохождения стажировки.

— Предусмотрено ли в Республиканской палате частных судебных исполнителей столицы обучение и прохождение стажировки для неопытных специалистов?

— Сейчас при Республиканской палате имеется учебный центр. Там же организовано централизованное прохождение годовой стажировки. Стажер закрепляется за конкретным частным судебным исполнителем. Также он находится постоянно в связи с учебным центром — даются задания, при исполнении которых определяются знания стажера.

Стажер может досрочно пройти все стадии подготовки и ходатайствовать о сокращении стажировки. При этом будет учитываться подготовленность стажера, исполнение заданий и т.п. Далее учебный центр выдает заключение о прохождении программы стажировки. Затем стажер может сдать тестирование и пройти собеседование, которое организуется Министерством юстиции. После успешной сдачи выдается лицензия.