Что проверяет рособрнадзор в школе

В настоящее время Рособрнадзор проводит проверки по итогам ЕГЭ и вступительных экзаменов. Поэтому учреждению надо быть готовым к возможному приходу контролеров. Тем более что сейчас данное ведомство имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях.

Что проверяют контролеры Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) может проверить, соответствует ли образовательный процесс в учреждении нормам законодательства.
Ведомство действует на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300. Полномочия специалистов Рособрнадзора прописаны в Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266 - 1 «Об образовании», а также в Федеральном законе от 22 августа 1996 г. № 125 - ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Сами проверки проходят по правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. Также контролеры руководствуются Административным регламентом по проверкам, который разработан Минобрнауки России (приказ Минобрнауки России от 22 августа 2008 г. № 243).
При проверках чиновники Рособрнадзора должны соблюдать требования Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Какие виды проверок существуют Рособрнадзор может проводить как выездные (инспекционные), так и камеральные проверки. Выездные проверки проходят по местонахождению учреждения. При камеральных проверках специалисты ведомства изучают документы учреждения на своей территории.
Методические рекомендации по выездным и камеральным проверкам приведены в письмах Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 01-251/09-01 и от 4 июля 2008 г. № 01-298/09-01.
Контрольные мероприятия могут быть плановыми и внеплановыми. В первом случае проверки проводятся на основании графика, но не чаще одного раза в два года. Поводом для внеплановой проверки могут послужить обращения граждан и юридических лиц с жалобами на нарушение своих прав и законных интересов. Также контролеры обязаны отреагировать, если к ним поступит информация о нарушениях, подтвержденная документами и другими доказательствами. Внепланово Рособрнадзор может проверить и то, как учреждение исправило нарушение, выявленное во время предыдущей проверки.
Кроме того, контрольные мероприятия бывают комплексными и тематическими. Комплексная проверка направлена на всестороннее изучение и оценку деятельности учреждений. Во время тематической проверки изучается отдельное направление деятельности.
Ход проверки Камеральные и выездные проверки проводятся на основании приказа руководителя уполномоченного органа или его заместителя. В приказе фиксируются цель проверки, ее план, объем контрольных мероприятий, а также срок проверки. Он не может превышать один месяц. В некоторых случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (сложная проверка, большой объем проверяемой информации). К проверкам могут быть привлечены сторонние эксперты.
Что касается выездной проверки, то перед ее началом проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения и ознакомить руководство с приказом. Процедура проверки зависит от ее целей и задач

Контролеры имеют право:
– посещать проверяемую образовательную организацию;
– проверять деятельность образовательной организации в соответствии с утвержденным планом проверки либо на основании информации о возможных нарушениях, изложенной в обращениях граждан, юридических лиц или поступившей из иных источников;
– приносить и пользоваться собственными организационно-техническими средствами, в том числе компьютерами, калькуляторами, телефонами;
– наблюдать за деятельностью проверяемой организации;
– запрашивать материалы и документы, необходимые для проведения проверок;
– проводить экспертизу документов;
– при необходимости организовывать анкетирование обучающихся и работников проверяемой организации;
– проводить экспертизу качества образования, тестирование обучающихся и воспитанников образовательных организаций;
– выполнять иные функции, предусмотренные приказом о проведении проверки.
При этом специалисты Рособрнадзора не могут проводить проверку в случае отсутствия должностных лиц учреждений. Им запрещено требовать документы, не относящиеся к предмету проверки, изымать оригиналы документов. Установленные сроки проверки не могут быть превышены.
Окончание проверки Результаты контрольных мероприятий оформляют актом (причем в двух экземплярах). В настоящее время форма такого акта утверждена приказом Рособрнадзора от 4 июня 2008 г. № 1238.
Один экземпляр акта вручается руководителю проверяемой образовательной организации. На втором экземпляре он ставит подпись. В случае если руководитель не согласен с фактами, изложенными в акте, можно составить письменные возражения (нелишним будет подтвердить обоснованность выводов документами или их копиями).
На основании акта руководитель Рособрнадзора или его заместитель утверждает отчет о проведении проверки. Кроме того, определяются меры индивидуального и общего характера, направленные на устранение выявленных в ходе проверки нарушений. При этом учреждению, допустившему нарушение, выдаются предписания, которые следует выполнить в установленный срок.
После того как учреждение исправит нарушения, в Рособрнадзор необходимо представить отчет с подтверждающими документами.
Обратите внимание: если учреждение не устранит нарушения, Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию или свидетельство о государственной аккредитации. Кроме того, информация о нарушении законодательства и материалы проверки могут быть направлены по решению Рособрнадзора в органы государственной власти РФ или право-охранительные органы.
Какая предусмотрена ответственность Начиная с 1 декабря 2009 года контролеры Рособрнадзора имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Соответствующие изменения были внесены в статью 28.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Протокол составляется сразу после выявления административного правонарушения либо в течение двух суток, если необходимо выяснить дополнительные обстоятельства дела (ч. 1, 2 ст. 28.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Специалисты Рособрнадзора, которым позволено составлять протокол, перечислены в приказе Рособрнадзора от 18 декабря 2009 г. № 2355.
Протокол подписывают представители контролирующего органа и учреждение. Если со стороны учебного заведения протокол не будет подписан, то это не помешает контролерам передать его в суд.
В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть две статьи, которые напрямую предусматривают ответственность за нарушения законодательства об образовании. Во-первых, это статья 5.57, которая применяется, если нарушены права граждан на образование, а также права и свободы обучающихся и воспитанников учебных заведений.
Во-вторых, если в ходе проверки будут выявлены нарушения требований к ведению образовательной деятельности и организации образовательного процесса, то учреждение могут оштрафовать по статье 19.30.
Все нарушения, по которым Рособрнадзор имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в области образования, а также размеры штрафов – можно скачатьЗДЕСЬ.
Также Рособрнадзор может привлечь к ответственности за нарушения, предусмотренные частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
По общему правилу протокол об административном правонарушении направляется в суд в течение трех суток с момента его составления (ст. 28.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Важно запомнить
По окончании проверки Рособрнадзор составляет акт, отчет, а также принимает решение о ее результатах. Если выявлены нарушения, то в адрес учреждения направляется предписание. Получив его, учреждение должно устранить недостатки в установленный срок. В противном случае Рособрнадзор может приостановить либо аннулировать лицензию на право ведения образовательной деятельности или свидетельство о государственной аккредитации.Бланк проверочного листа РоспотребнадзораСкачать в .doc

Основным методом контроля качества работы дошкольных образовательных учреждений со стороны регулятора является проведение проверок, которые уполномочены осуществлять представители региональных комитетов образования, прокураторы, пожарного надзора, полиции, трудовой инспекции. Но наиболее значимыми для ДОУ являются комиссии Роспотребнадзора, оценивающие дошкольные организации на предмет соответствия всем стандартам. Проверка детских садов Роспотребнадзором в 2020 году будет проводиться в штатном режиме, планово и внепланово (в случае возникновения тревожных прецедентов), а значит, коллектив должен быть готов к приходу проверяющих, адекватно реагируя на их просьбы и замечания. Состав комиссии традиционно формируют:

  • заместитель начальника Роспотребнадзора;
  • эксперт данной области деятельности;
  • инспектор по вопросам образования;
  • наблюдатель или корреспондент.

Проверка Роспотребнадзора в детском саду: что проверяют?

Деятельность по обеспечению контролирующей функции регулятора в образовании регламентирована нормами СанПиН 2.4.1.3049-13, содержащем требования к обустройству, содержанию и принципам профессиональной деятельности работников ДОУ. Отвечая на вопрос, что проверяют представители Роспотребнадзора в детском саду при плановой проверке, можно дать однозначный ответ: соответствие нормативам всех составляющих учебно-воспитательного процесса.

Уточните важную информацию по теме в справочной Системе «Образование»

  • Могут ли инспекторы Роспотребнадзора проводить в ходе проверки лабораторный контроль

Заведующим дошкольных образовательных учреждений следует быть готовыми к тому, что проверяющие будут оценивать:

  • Соответствие проектировочных, архитектурных решений и коммуникационных сетей нормам безопасности и санитарии.
  • Все показатели работы пищеблока, включая правильность маркировки оборудования и посуды, режим хранения продуктов (замеряются показатели температуры, влажности), состояние холодильных камер и складских помещений, точность соблюдения персоналом правил мытья посуды. Дополнительно могут брать пробы готовых блюд.
  • Групповые помещения и помещения общего пользования. Неоднократно замечено, что при проверке детского сада Роспотребнадзор смотрит на состояние детской мебели, белья, посуды, игрушек, а именно соответствие имеющихся материально-технических, методических ресурсов списочному составу групп.
  • Наличие уборочных средств и инвентаря, правильность их применения, хранения и маркировки.
  • Все разрешительные документы на детский сад, а также текущие бумаги локального значения. Особый интерес проверяющих вызывают санитарные книжки сотрудников, договора на поставку пищевого сырья и вывоз мусора, меню-раскладка.

Во многом то, как проходит проверка Роспотребнадзора в детском саду, зависит от цели действий представителей контролирующего органа. Рассмотрим подробнее типы проверок ДОУ и действия проверяющих.

Скачать файл «Виды проверок в детском саду»Скачать в .doc

Виды проверок в детском саду Особенности проведения
Первичные Проводятся при открытии детского сада. Комиссия Роспотребнадзора оценит все факторы, влияющие на организацию учебно-воспитательного процесса, начиная с инженерных сооружения и заканчивая комплектацией групп и документационным обеспечением.

Плановые

Выполняются каждые три года согласно графику проверок Роспотребнадзором детских садов, представленному в открытом доступе на сайте ведомства. О проведении плановой проверки заведующий ДОУ уведомляется письменно ранее, чем за три дня до прибытия проверяющих.
Внеплановые Проводятся на основании заявлений и жалоб, полученных от граждан с целью выявления и оперативного устранения нарушений. Не каждая заявка становится основанием для проведения проверки: если в прошении отсутствуют конкретные примеры или заявитель остается анонимным, представители ведомства не будут предпринимать какие-либо действия. О проведении внеплановой проверки руководителя детского сада уведомляют письменно не позднее, чем за день до прибытия проверяющих.
Выездные В рамках таких проверок в детский сад прибывает инспектор, или наоборот просит выслать интересующий пакет документов.

Плановая проверка Роспотребнадзором детского сада

В большинстве ситуаций представители Роспотребнадзора пребывают в дошкольную образовательную организацию в каникулярное время или период, когда воспитанники находятся на улице. Плановая проверка Роспотребнадзором детского сада традиционно начинается с пищеблока, где проверяющие оценивают общее санитарно-эпидемиологическое состояние производственных помещений, температурный режим, места хранения пищевой продукции. Особое внимание уделяется скоропортящимся и молочным продуктам, к которым применим особый порядок реализации. Руководству ДОУ следует заблаговременно подготовить документы и сертификаты на все виды реализуемого пищевого сырья, которые обязательно будут затребованы проверяющими.

В случае выявления отклонений и несоответствий представители комиссии внесут все данные в специальный бланк, используемый при составлении отчетности. Во время проверки пищеблока в детском саду инспектор Роспотребнадзора может задавать уточняющие вопросы всем работникам кухни, начиная с главного повара и заканчивая подсобными работниками, о порядке обработки пищевого сырья разных групп, реализуемых алгоритмах очищения кухонного оборудования, инвентаря и посуды, методах дезинфекционной обработки. Если ответы сотрудников пищеблока будут уклончивыми или неполными, проверяющие в обязательном порядке отразят этот момент в отчетном документе и озвучат рекомендации по проведению дополнительного инструктажа для работников детского сада.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ

Рекомендации по подготовке детского сада к плановой проверке Роспотребнадзора читайте в журнале «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения»:
— Действенный способ снизить количество плановых проверок Роспотребнадзора (повышение группы санитарно-эпидемиологического благополучия)
— Как подготовить пищеблок к проверке Роспотребнадзора (рисунок-схема)

Следующий этап проверки — оценивание состояния и правил выдачи готовых блюд. Для этого инспектор возьмет пробы из актуального меню, задаст уточняющие вопросы, проведет проверку бракеражного журнала и сопутствующей документации. Если в холодильных шкафах отсутствуют пробы блюд, отобранные и подготовленные к хранению в соответствии с нормативами, плановая проверка Роспотребнадзора детского сада может окончиться оформлением штрафа ввиду серьезности правонарушения (ситуация несет серьезные риски для здоровья воспитанников и свидетельствует о недобросовестном исполнении обязанностей работниками пищеблока и штатной медсестрой).

После оценивания состояния групповых помещений представители Роспотребнадзора последуют в административный корпус с просьбой предъявить учредительные и локальные документы, регламентирующие особенности организации воспитательного процесса. Тщательной проверке будет подвергнута лицензия учредителя, Устав детского сада, свидетельства, подтверждающие право владения (или временного использования) помещений организации, внутренние инструкции для персонала и санитарные книжки сотрудников. Повышенный интерес со стороны инспектора могут вызывать объекты, попадающие в поле зрения во время движения по помещениям и территории детского сада, — уголки потребителей, мусорные баки, групповые участки и т.д. В свете этого логичным будет сделать вывод, что для успешного прохождения плановой проверки детских садов Роспотребнадзором в 2020 году заведующим и всему персоналу дошкольных учреждений следует относится ко всем санитарно-эпидемиологическим требованиям на постоянной основе, систематически проверяя точность их выполнения собственными силами, чтобы избежать замечаний со стороны регулятора и обеспечить оптимальные условия для воспитанников в стенах ДОУ.

Получите диплом установленного образца

Узнать больше о принципах управления дошкольной образовательной организации, стратегическом планировании и получить методические рекомендации экспертов поможет учебная программа «Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО»

Проверка Роспотребнадзора в детском саду: как подготовиться?

Анализ рейдов, проводимых Роспотребнадзором согласно публичному графику и внепланово, преимущественно дает неутешительные результаты: в большинстве детских садов инспекторы выявляют многочисленные нарушения, грозящие наложением административной ответственности. Закономерно, что у многих заведующих возникают сомнения, как подготовиться к проверке Роспотребнадзора в детском саду, чтобы избежать замечаний и штрафов.

Конечно, лучшее решение — обращение к частным лицам, специализирующимся на экспертной оценке состояния дошкольных учреждений и последующей корректировке выявленных нарушений, но и данная практика не в полной мере оправдывает себя ввиду краткого срока подготовительного периода к приходу проверяющих. Поэтому администрации детских садов рекомендуется систематически отслеживать все показатели санитарно-эпидемиологической безопасности, заручившись поддержкой заместителя по АХР, главного повара и штатной медсестры, а также тщательно следить за наличием необходимого документационного обеспечения.

Скачать файл «Документы для проверки Роспотребнадзора в детском саду»Скачать в .doc

Группы документов, которые необходимо подготовить для проверки Роспотребнадзора в детском саду Перечень и важные нюансы
Общие
  1. Проектная документация, кадастровый план, технические планы и другие бумаги, доказывающие соответствие помещения и территории детского сада заявленным нормативам.
  2. Медицинская лицензия или договор ДОУ с больницей (клиникой) на медицинское обслуживание, обусловливающий наличие полномочий для предоставления детям первичной медико-санитарной помощи в случае возникновения внештатной ситуации.
  3. Санитарно-эпидемиологические заключения, которые должны содержать информацию обо всех видах и местах предоставления образовательной и медицинской деятельности в детском саду.
Специальные
  • Программа производственного контроля ДОУ (составляется в произвольной форме).
  • Декларации и сертификаты соответствия строительных, отделочных материалов, методических пособий, посуды, игрушек требованиям безопасности. Отметим, что в числе документов для проверки Роспотребнадзора в детском саду данные бумаги являются особо значимыми ввиду ужесточения требований регулятора к факторам, влияющим на здоровье детей.
  • Гражданско-правовые договоры на ревизию и очистку вентиляционных систем, проведение дератизации и дезинсекции, вывоз отходов (твердых коммунальных, медицинских, содержащих ртуть), смену песка на игровых групповых площадках, техническое обслуживание и ремонт оборудования (теплового, холодильного, медицинского) и т.д. Ко всем видам договорам следует приложить акты о выполнении работ, осуществляемых в соответствии с утвержденным графиком или внепланово.
  • Графики проветривания, основанные на требованиях СанПиН 2.4.1.3049-13.
  • Журналы проведения текущей и генеральной уборки помещений, поступления и расходования уборочного инвентаря и дезинфицирующих средств.
  • Договор на оказание услуг прачечной (если она отсутствует в структуре ДОУ).
Организация питания

При проверке детских садов Роспотребнадзором в 2020 в обязательном порядке будут инспектироваться следующие группы документов:

  • Договора на поставку питьевой воды, необработанной пищевой продукции (при наличии пищеблока) или полуфабрикатов, готовых блюд (актуально для детских садов, осуществляющих неполный цикл подготовки продуктов питания).
  • Декларации, свидетельства, сертификаты, подтверждающие качество закупаемых продуктов (эти документы следует запросить у поставщиков, они могут быть представлены в электронной форме или на бумажных носителях).
  • Журналы бракеража скоропортящихся продуктов и бракеража готовой продукции, составленные по формам, представленным в приложении № 5 и № 8 к СанПиН 2.4.1.3049-13 соответственно.
  • Журнал учета температурного режима в холодильных установках пищеблока.
  • Технологические карты блюд.
  • Примерное детское меню не менее, чем на две недели, со ссылками на рецепты блюд (должны соответствовать названиям, представленным в сборниках рецептур).
  • Меню-раскладка.
  • Ежедневное меню, копии которого должны ежедневно вывешиваться в каждой группе.
  • Инструктажи о правилах посуды кухонного оборудования, инвентаря и посуды, копии которых следует вывесить в моечном отсеке на пищеблоке.
Образовательная деятельность

Если вы готовитесь к проверке Роспотребнадзора в детском саду, позаботьтесь о составлении:

  • Режима занятий дошкольников, составленный с учетом возрастных норм и правил работы с компьютером.
  • Документации, подтверждающей ведение педагогической деятельности по приобщению воспитанников к ЗОЖ, экологической сознательности (рабочие программы воспитателей, сценарии тематических мероприятий с датами проведения).
Противоэпидемические мероприятия
  • Журналы учета профилактических прививок, случаев заболевания инфекционными болезнями, осмотров воспитанников на предмет педикулеза.
  • Медицинские карты, справки.
  • Заключения о состоянии здоровья детей, которые необходимо запрашивать при поступлении в детский сад.
Требования к кадровому составу В ходе плановых, внеплановых проверок детского сада Роспотребнадзором неизменно запрашивают личные медицинские карты педработников, вспомогательного персонала, администрации с целью проверки регулярности прохождения медосмотров, лабораторной диагностики, вакцинации, гигиенической подготовки. Также проверяющие могут затребовать журнал здоровья, составляемый в соответствии с приложением № 16 СанПиН 2.4.1.3049-13.

Задаваясь вопросом, как подготовиться к проверкн Роспотребнадзора в детском саду, заведующим важно помнить, что инспектор не имеет право осуществлять рейд в отсутствие руководителя за исключением случаев возможной угрозы для жизни и благополучия участников воспитательного процесса, третьих лиц и животных. В число запретов, регламентированных регулятором, внесена реализация контрольной функции без предварительного оповещения (при внеплановой проверке — как минимум за 1 день до ее проведения, при плановой — за 3 дня). Представители Роспотребнадзора не имеют права разглашать результаты проверки конкретного детского сада или передавать их третьим лицам до официальной публикации отчета, а еще — забирать оригиналы документов (только копии). Расходы на проведение проверок обеспечиваются за счет средств государственного бюджета, взимание каких-либо денежных средств за их осуществление является грубым правонарушением.

Обращения в Роспотребнадзор о проверке детского сада: правомочия и риски

Особенностью функционирования дошкольных образовательных учреждений в условиях реформирования системы образования остается большое количество вероятных точек конфликта, обусловленных несовершенством инфраструктуры ДОУ, стремительное «старение» кадрового состава, меняющиеся условия социально-экономической действительности и связанные с этим завышенные родительские ожидания.

В педагогической практике нередки случаи, когда представители семей воспитанников составляют обращения в Роспотребнадзор о проверке детского сада ввиду личной негативной оценки действий воспитателей, педработников узкого профиля (музыкальный работник, инструктор по физической культуре), заведующей, медперсонала или деятельности ДОУ в целом. В редких случаях такие действия являются оправданными, поэтому рост жалоб только создает дополнительное давление на ведомство. В свете этого эксперты системы образования настоятельно рекомендуют администраторам детских садов создавать атмосферу доверительного общения с родительской общественностью, инициировать мам и пап обращаться с претензиями, рекомендациями и пожеланиями к воспитателям и заведующим, и только после этого — писать жалобы в Роспотребнадзор, хотя составление последних остается законным правом потребителей образовательных услуг. Основаниями для обращения в ведомство могут быть следующие факторы:

  • выявлены факты несоблюдения санитарно-гигиенических норм и предписаний;
  • помещение детского сада, коммуникационные системы находятся в неудовлетворительном состоянии;
  • пищевая продукция, используемая для приготовления детского питания, является некачественной;
  • утвержденное меню не соответствует стандартам;
  • детский сад закупил товары или приобрел услуги, находящиеся вне круга реальных потребностей учреждения.

На основании обращения в Роспотребнадзор и по результатам проверки детского сада заведующему предоставляют список нарушений, которые следует устранить в срочном порядке. По результатам выполнения рекомендаций руководитель ДОУ обязан отчитаться в ведомстве — в противном случае будет организована внеплановая проверка с последующим вменением санкций. В случае выявления представителями Роспотребнадзора серьезных нарушений, несущих риски жизни, здоровью или эпидемиологическому благополучию граждан, руководство детского сада понесет соответствующее наказание, а учреждение будет закрыто до нормализации ситуации.

Самое сложное искусство — искусство управлять

Карл Мария фон Вебер

Важная функция органов образования — инспектирование деятельности учебных заведений. В инспекцией понимают систему государственного контроля за выполнением учреждениями и учреждениями образования постановлений, директив и указаний правительства в области образования, учебных планов и программ, инструкций и указов и распоряжений руководящих органов с одновременным практическим пособием тем , кого контролируют, принятием мер по предотвращению и устранению недостатков.

Основные условия эффективного инспектирования — это плановость, систематичность, обстоятельность, глубина педагогического анализа состояния дел, объективность в оценке работы, требовательность, тактичность инспекторского персонала.

Инспекция разделяют на фронтальное и тематическое. Фронтальная инспекции предполагает проверку всех сторон деятельности школы. Максимальная продолжительность фронтальной проверки учебного заведения — 2 недели. В ходе проверки члены бригады наблюдают и анализируют учебные занятия, проводят контрольные работы, устный опрос учащихся, беседы с учащимися, учителями, руководителями школы, посещают внеклассные мероприятия, проверяют состояние внутришкольного руководства и контроля, организацию методической работы, ведения школьной документации и прочее.

Тематическое инспектирование дает возможность глубоко и всесторонне изучить только один вопрос работы школы или группы школ (например, «Состояние преподавания и качество знаний учащихся по математике», «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке», «Дифференциация обучения школьников», «Организация внешкольной и внеклассной воспитательной работы «).

Тематика, сроки и перечень образовательных учреждений, подлежащих инспектированию, определенные в годовых планах работы отдела, управления, Министерства образования и науки Украины. Проведению инспекторской проверки предшествует подготовительная работа. В ходе подготовительной работы прорабатываются руководящие и нормативные документы и материалы, связанные с темой проверки, определяются и анализируются имеющиеся материалы и показатели работы школы, материалы предыдущих проверок. Подбирается бригада и распределяются обязанности между ее членами. В состав бригады отдела образования райгосадминистрации могут входить работники отдела образования, методисты райметодкабинету, работники внешкольных учреждений, председатели районных методических объединений учителей-предметников, учителей начальных классов, руководители общеобразовательных учебных заведений.

Государственный контроль за выполнением общеобразовательными учебными заведениями и органами образования решений в области образования осуществляет инспектор школ. Школьный инспектор не только контролирует, но и оказывает квалифицированную методическую помощь учителю, воспитателю, классному руководителю, руководителям предметных кружков, детских клубов, руководителю учебного заведения.

Школьная инспекция состоит из инспекторов Министерства образования и науки Украины, инспекторов управления образования областной госадминистрации, инспекторов отделов образования районных госадминистраций.

Структура школьной инспекции такова: инспекторы отделов образования районной государственной администрации, инспекторы управления образования областной государственной администрации, инспекторы Министерства образования и науки Украины.

Инспекторский контроль районного звена направлен на деятельность руководителей общеобразовательных учебно-воспитательных заведений и других учреждений образования, управления образования областной госадминистрации — на деятельность отделов образования районной госадминистрации, а через них на руководителей учебно-воспитательных заведений, Министерства образования и науки Украины — на деятельность управления образования областной госадминистрации, а через них на районные отделы.

Инспекторы отделов, управлений образования назначаются из числа наиболее опытных педагогов, имеющих организаторские способности, высшее образование и соответствующий стаж работы. Непременными качествами инспектора должны быть высокая требовательность, объективность, знание дела, уважение и доброжелательность в отношении к работникам подведомственных учреждений.

Инспекторы отдела образования районной госадминистрации назначаются и освобождаются заведующим отделом, инспекторы управления образования областной госадминистрации — начальником управления, Министерства образования и науки Украины — министром образования.

В функциональные обязанности инспектора школ отдела образования зачастую входят следующие:

— Изучение состояния внутришкольного руководства и контроля закрепленных за ним школ;

— Изучение организации учебно-воспитательного процесса, качества знаний, умений и навыков учащихся, их воспитанности;

— Проверка состояния школьных помещений, организации питания учащихся;

— Контроль за соблюдением требований правил техники безопасности, правил противопожарной безопасности;

— Изучение эффективности внеклассной и внешкольной работы, системы воспитательной работы с детьми в микрорайоне школы;

— Проверка соблюдения санитарно-гигиенического режима;

— Планирование развития сети общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений;

— Подготовка и обеспечение общеобразовательных учебно воспитательных заведений экзаменационной документации и др.

Квалифицированный инспектор может провести открытый урок, выступить с лекцией перед учительским коллективом, дать консультацию, организовать беседу. Практическая помощь школе, учителю может осуществляться путем проведения методических совещаний с учителями разных специальностей, оказание им практических рекомендаций по вопросам организации учебно-воспитательной работы, совершенствования методов обучения и воспитания; работы с неуспевающими учениками, сочетание обучения с производительным трудом учащихся, изготовление самодельных приборов и тому подобное.

Действенной формой проверки и помощи учителю является посещение и анализ урока. Наблюдение и анализ урока — основной метод проверки, качества учебной работы.

Анализируя урок, инспектор обнаруживает, как учитель сочетает изложение учебного материала с воспитательными задачами, с жизнью, как организует самостоятельную работу учащихся, умеет применять рациональные методы преподавания, обеспечивающих активное, самостоятельное и глубокое усвоение учащимися знаний.

Анализ урока в значительной степени зависит от умения инспектора наблюдать работу учителя и учеников. Посещая урок, инспектор всесторонне изучает все его стороны: постановку темы и цели, оборудование урока, готовность учителя и учащихся к занятию, ход урока, его основные этапы, эффективность применяемых учителем методов и методических приемов, идейно-научный уровень урока, умение учащихся самостоятельно работать , организованность и культуру труда и т. д.

Знания, умения и навыки учащихся инспектор может проверить также с помощью контрольных и практических работ, способом ознакомления с тетрадями, изделиями, коллективных и индивидуальных бесед с учащимися и др.

В процессе инспектирования работы школ изучается и обобщается передовой педагогический опыт. Инспектор распространяет лучший опыт среди учителей района, города, области, используя для этого открытые уроки учителей-мастеров педагогического труда, педагогические чтения, научно-практические конференции, производственно-методические совещания, заседания педагогического совета, а также прессу и радио.

Для проведения проверки составляется памятка, готовятся тексты контрольных работ, вопросы к устного опроса, задания для практических работ, тексты для анкетирование учащихся. Проводится инструктаж с членами бригады.

Перечень вопросов, которые включают в памятник, зависит от вида и темы проверки. Например, в память фронтальной проверки школы может быть такой:

1. Устав школы: соответствие его требованиям Типового устава.

2. Учебные планы и программы: соответствие их базовым планам и программам Министерства образования и науки Украины, распределение часов школьного компонента, целесообразность этого распределения; авторские учебные планы и программы, согласованность их с Главным управлением Министерства образования и науки Украины.

3. Система планирования деятельности школы.

4. Состояние преподавания учебных предметов, качество знаний, умений и навыков учащихся.

5. Система воспитательной работы.

6. Внеклассная, внешкольное, кружковая работа.

7. Связь школы, семьи, общественных организаций в воспитании детей.

8. Состояние физической подготовки и допризывной подготовки юношей.

9. Группы продленного дня.

10. Работа школьной библиотеки.

11. Изучение и внедрение в практику работы достижений психолого-педагогической науки, передового педагогического опыта.

12. Экспериментальная работа школы (актуальность темы, состояние эксперимента).

13. Состояние внутришкольного контроля.

14. Методическая работа.

15. Учебно-материальная база школы (состояние учебных, спальных и хозяйственных помещений; обеспеченность учебно-наглядными пособиями, ТСО, оборудованием, инструментами, материалами, мебелью учебных кабинетов, школьных мастерских; база по физической культуре и допризывной подготовки юношей: спортивные площадки, спортзалы ,

стрелочные тиры и т.п., их оборудования).

16. Состояние ведения школьной документации.

17. Морально-психологический климат в коллективе.

18. Работа совета школы.

Инспектор, обнаружив недостатки в организации учебно-воспитательного процесса в школе, должен дать рекомендации педагогическим работникам, руководству учебного заведения по улучшению их работы. Итоги проверки проводятся как в ходе самого инспекции (каждый проверяющий в ходе анализа учебного занятия, внеклассного воспитательного мероприятия, изучение школьной документации, дает оценку работы того или иного педагога), так и после его завершения.

В своей работе школьная инспекция руководствуется постановлениями и законами Верховной Рады, указами и распоряжениями Президента Украины, постановлениями и распоряжениями Кабинета Министров Украины, приказами и нормативными документами Министерства образования и науки Украины, управления образования областной госадминистрации, отдела образования районной госадминистрации.

В содержание работы школьной инспекции входит контроль за

— Обеспечением учебных заведений кадрами;

— Выполнением общеобразовательными учебно-воспитательными и другими учебными заведениями постановлений, приказов, директивных и нормативных документов;

— Состоянием преподавания и качеством знаний, умений и навыков учащихся, их воспитанностью;

— Выполнением задания по охвату обязательным обучением всех детей школьного возраста, проживающих в микрорайоне школы;

— За работой администрации учебного заведения по повышению квалификации педагогических работников;

— Изучением и внедрением передового педагогического опыта, достижений психолого-педагогической науки;

— Изучением морально-психологического климата в коллективе.

Современная инспекционная деятельность не может происходить без психологического обеспечения. Важна психологическая установка специалиста отдела образования по инспектированию, понимание им своей миссии. Не только проверить, зафиксировать, а выслушать — понять — объяснить — предложить — показать. Это требует от него новых форм и методов труда.

Современное инспекции включает в себя экспертизу деятельности образовательных учреждений, его руководства, образовательный аудит, консультации, мониторинг. Все это должно быть психологически обеспеченным. В первую очередь — это умение слушать и слышать, вести диалог, деловую беседу, накапливать и систематизировать нужную информацию в ходе этого общения. Собранная таким образом информация во многом поможет определить конкретный предмет и содержание контроля.

При инспектировании важно уметь выделить и ранжировать проблемы по степени их значимости, важности, значимости для районной системы образования. Готовясь к контролю, желательно подготовить пакет документов. Он поможет целенаправленно изучать вопрос по согласованным параметрам, сопоставлять оценку различных экспертов, оформлять итоговые материалы. В пакет желательно положить перечень нормативных документов по вопросам, инспектируются, методические рекомендации, формы отчета, инструментарий контроля (опросники, анкеты, тесты, таблицы, контрольные задания и т.п.).

Важной целью инспекционной деятельности является устранение отклонений прежде, чем они станут серьезными, приобретут кризисный характер. Гибкость контроля заключается в том, что он приспособиться к изменениям, чувствовать актуальность вопросов. Экономичность контроля в том, что контроль на который тратится больше усилий, чем он дает для результата, не нужен. Контроль должен соответствовать потребностям и возможностям всех лиц, кто взаимодействует с системой контроля и кто реализует ее.

Конечные итоги инспектирования проводятся на педагогическом совете школы (если это фронтальная проверка, которая проводится отделом образования) или на совещании руководителей учреждений образования (если это тематическая проверка, которая проводится управлением образования, Министерством образования и науки Украины). Руководитель проверки выступает с докладом, в котором дается аргументированный анализ деятельности педагогического коллектива, указывается на его достижения и недостатки, раскрываются причины этих недостатков и пути их преодоления.

Результаты инспекторской проверки оформляются в виде акта, докладной записки или справки. Замечания и предложения вносятся в контрольно-визитацийнои книги.

Учебного заведения не позднее, чем через две недели направляется копия докладной записки или иного итогового документа по результатам проверки.

Проверка выполнения инспекторских предложений осуществляется самим инспектором отдела, управления, Министерства образования и науки Украины (или могут привлекаться другие работники). Она может проводиться в форме повторной проверки, если в работе учебного заведения выявлены существенные недостатки, беседы с руководителем учебного заведения о принятых мерах. Если предложения не выполнено, то выясняются причины, оказывается помощь. Замечания инспекторской проверки снимаются с контроля после полного их выполнения.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования и сопровождающие его проверки являются, наверное, одним из наиболее напряженных событий для администрации образовательной организации. Понятно, что всегда не слишком приятно, когда тебя проверяют. Однако к визиту проверяющих нужно быть готовым. Помочь разобраться в специфике государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также некоторых изменениях в его регламентации, предусмотренных новым Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», призвана данная статья.

Государственный контроль (надзор) представляет собой деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

Такое, достаточно, сложное и объемное понятие государственного контроля (надзора) дано в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ), который создает законодательную базу осуществления государственного контроля (надзора) во всех сферах, за исключением специально обозначенных в Федеральном законе № 294-ФЗ областей деятельности. Сфера образования не подпадает под эти исключения, а следовательно, осуществление государственного контроля (надзора) в ней регламентируется данным Федеральным законом. Норма, прямо указывающая на это, закреплена в ч. 4 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ. При этом указывается, что положения Федерального закона № 294-ФЗ применяются к отношениям, связанным с осуществлением государственного контроля (надзора) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных указанной статьей.

В соответствии с п. 27 ч. 4 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ в отношении государственного контроля (надзора) в сфере образования особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры могут устанавливаться иными федеральными законами. В соответствии с данной общей нормой особенности организации и проведения государственного контроля (надзора) в сфере образования установлены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

Государственный контроль (надзор) в сфере образования осуществляется как федеральное полномочие и включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования (ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 273-ФЗ).

Согласно ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ в отношении общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций (за исключением реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утвержден Правительством РФ), а также организаций дополнительного образования государственный контроль (надзор) осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими Российской Федерацией полномочия (это могут быть либо самостоятельные службы по контролю, надзору либо региональные министерства, департаменты, осуществляющие также управление в сфере образования).

Лицензионный контроль в отношении образовательных организаций не входит в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования, а относится к деятельности по лицензированию и осуществляется в рамкам общего регулирования Федерального закона № 294-ФЗ с особенностями, установленными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под федеральным государственным контролем качества образования понимается деятельность по оценке соответствия образовательной деятельности и подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, требованиям федеральных государственных образовательных стандартов посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению выявленных нарушений требований федеральных государственных образовательных стандартов. Таким образом, новый Федеральный закон № 273-ФЗ уточняет предмет федерального государственного контроля качества, ограничивая его только деятельностью образовательных организаций по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Так, например, в предмет федерального государственного контроля качества не может входить реализация дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования, поскольку согласно Федеральному закону № 273-ФЗ такие программы не подлежат государственной аккредитации.

Под федеральным государственным надзором в сфере образования понимается деятельность, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений таких требований. Таким образом, под федеральным государственным надзором понимается надзор за соблюдением законодательства об образовании. Данный надзор в отношении образовательных организаций осуществляется по всей ведущейся образовательной деятельности вне зависимости от факта государственной аккредитации соответствующих образовательных программ.

Любые виды государственного контроля (надзора) осуществляются посредством проведения проверок соответствующих организаций, в рамках которых их деятельность подлежит оценке на соответствие обязательным требованиям (федеральным государственным образовательным стандартам или законодательству об образовании).

Любые проверки делятся на документарные и выездные, плановые и внеплановые.

Документарная проверка, как следует из названия, проводится путем анализа и оценки сведений, содержащихся в документах образовательной организации, и проводится по месту нахождения проверяющего органа.

К числу таких документов образовательной организации относятся, прежде всего, локальные акты, документы распорядительного характера образовательной организации, а также иные документы и информация о деятельности образовательной организации, которая может быть получена, например, из содержания официального сайта образовательной организации в сети «Интернет». Если документов, имеющихся в распоряжении проверяющего органа, недостаточно, то он осуществляет соответствующий запрос о предоставлении необходимых документов. К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения о проведении проверки.

Согласно ст. 11 Федерального закона № 294-ФЗ образовательная организация обязана направить необходимые документы в течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса. Документы представляются в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя (иного должностного лица) образовательной организации. Возможно направить документы либо по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, либо отвезти с нарочным в канцелярию соответствующего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия. При передаче документов с нарочным следует получить штамп о приеме документов.

Нарушение требования о предоставлении документов может повлечь за собой административную ответственность по ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП). Данная статья предусматривает ответственность в виде штрафа: для должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; для юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Если при документарной проверке не представляется возможным удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), а также, если невозможно оценить соответствие деятельности образовательной организации обязательным требованиям без выезда на место осуществления образовательной деятельности, то проводится выездная проверка. Очевидно, что такая ситуация возникает при осуществлении федерального государственного контроля качества образования, если предполагается не ограничиваться рассмотрением исключительно учебно-методической документации образовательной организации, а также при проведении лицензионного контроля.

Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах организации сведения (в этой части предмет совпадает с предметом документарной проверки), а также соответствие установленным требованиям работников организации, состояние используемых организацией при осуществлении образовательной деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов обязательным требования, а также самой осуществляемой образовательной деятельности. Как следует из названия, выездная проверка проводится по месту нахождения (месту фактического ведения деятельности) образовательной организации. При осуществлении выездных проверок орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вправе привлекать экспертов из числа лиц, имеющих аккредитацию, полученную в соответствии с Правилами аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю, утвержденными постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 689. Следует отметить, что исходя из того, что Федеральный закон № 273-ФЗ не предполагает дополнительного подзаконного регулирования деятельности по государственному контролю (надзору) в сфере образования, то привлечение экспертов осуществляется без предусмотренной ранее п. 12 Положения о государственном контроле (надзоре) в сфере образования процедуры предварительного отбора экспертов в соответствии с установленными проверяющим органом критериями отбора.

Документарные и выездные проверки могут быть плановые и внеплановые.

Плановая проверка проводится на основании ежегодного плана проверок. План проверок, разрабатываемый органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия, как и любого другого контрольного органа, подлежит направлению и рассмотрению органами прокуратуры с целью оптимизации проведения проверок. Образовательные организации могут ознакомиться с планом проверок на официальном сайте органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные полномочия, в сети «Интернет». Например, вот план проведения плановых проверок, размещенный на сайте Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры.

По общему правилу, установленному ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ, плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. Однако ч. 9 ст. 9 этого же Федерального закона устанавливается, что в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере образования плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются постановлением Правительством РФ от 23 ноября 2009 г. № 944. В этом документе предусматриваются исключения только для образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования. При этом в качестве органов, осуществляющих плановые проверки, названы органы, осуществляющие государственный пожарный надзор и государственный санитарно-эпидемиологический надзор (не чаще 1 раза в год) и органы, осуществляющие лицензирование образовательной деятельности.

Таким образом, непосредственно проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования, увеличенная периодичность не касается, поскольку, как отмечалось выше, лицензионный контроль не включается в понятие государственного контроля (надзора) в сфере образования. Следовательно, например, общеобразовательные организации могут быть включены в план проверок чаще, чем один раз в три года, но при этом предметом такой проверки будет только лицензионный контроль и только в отношении общеобразовательных программ, а не, например, программ профессионального обучения.

Образовательная организация, в отношении которой проводится плановая проверка, должна быть уведомлена о ее проведении не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения. Уведомление осуществляется посредством направления копии распоряжения о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом (например, отправкой факса с подтверждением о его получении) (ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ).

Внеплановые проверки проводятся по строго определенным в законе основаниям вне рамок ограничений периодичности, установленных для плановых проверок. Основания для проведения внеплановых проверок установлены Федеральным законом № 294-ФЗ, а, кроме того, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются дополнительные основания, отражающие специфику государственного контроля (надзора) в сфере образования.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ устанавливаются следующие основания для проведения внеплановых проверок.

1. Истечение срока исполнения организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. Это наиболее распространенное основание для проведения внеплановой проверки. Если в результате плановой проверки образовательной организации выдано соответствующее предписание, то контрольный орган вправе проверить факт исполнения этого предписания путем проведения выездной или документарной проверки.

2. Поступление обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Из указанных категорий информации основаниями для проведения внеплановых проверок в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования является, как правило, нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены). Возникновение угрозы жизни и здоровью граждан или причинение такого вреда как основание для проведения внеплановой проверки в рамках государственного контроля (надзора) в сфере образования маловероятно. Как правило, такие факты являются основанием для проведения проверок в образовательных организациях в рамках иных видов надзора, например, государственного пожарного надзора. В качестве гипотетического примера можно предположить, что внеплановая проверка может быть проведена при наличии сообщений в СМИ о применении физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся для поддержания дисциплины. Следует отметить, что проведение проверки по указанным выше основаниям «а» и «б» требует согласования с органами прокуратуры.

Говоря о таком основании проведения внеплановых проверок как нарушение прав потребителей, следует рассмотреть само понятие «потребитель» применительно к деятельности образовательных организаций. Как известно, финансовое обеспечение образовательной деятельности может осуществляться двумя основными способами: за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов (ст. 99, 100 Федерального закона № 273-ФЗ) и за счет средств физических и юридических лиц по договорам оказания платных образовательных услуг (ст. 101 Федерального закона № 273-ФЗ). Понятие «потребитель», прежде всего, установлено в Законе РФ «О защите прав потребителей» и, следовательно, распространяется только на второй случай.

Означает ли это, что обращение студентов-бюджетников о защите их прав не является основанием для проведения внеплановой проверки? Нет. Такой вывод можно сделать из анализа норм бюджетного законодательства. В соответствии с ч. 1 ст. 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать «определение категорий физических и (или) юридических лиц, являющихся потребителями соответствующих услуг». Таким образом, в терминологии Бюджетного кодекса лица, получающие образование за счет средств бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов, подпадают под термин «потребители», а, следовательно, их обращение о нарушении права является основанием для проведения внеплановой проверки. Такой подход содержится и в письме Рособрнадзора от 31 октября 2011 г. № 05-3992.

3. Проведение внеплановой проверки в соответствии с поручениями Президента РФ, Правительства РФ и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Кроме перечисленных общих оснований проведения внеплановой проверки Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 5 ст. 93) установлены два дополнительных основания, что является новеллой. Отметим, что ниже перечисленные основания применяются только для проведения проверок в рамках федерального государственного надзора (за соблюдением законодательства), но не как основание для проведения проверки в рамках федерального государственного контроля качества образования.

Первое основание – выявление нарушения требований законодательства об образовании при проведении государственной аккредитации образовательной деятельности. Таким образом, если в рамках аккредитационной экспертизы выявлены факты нарушения законодательства об образовании, например, в рамках приема в школу, то соответствующий орган по государственному надзору в сфере образования проводит внеплановую (документарную или выездную) проверку. Отсутствие ранее в законодательстве такого основания фактически создавало ситуацию невозможности надзорного органа адекватно отреагировать на соответствующие нарушения в отсутствии обращений граждан.

Второе основание связано со сделанным в новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» акцентом на развитие мониторинга в системе образовании (ст. 97). Теперь внеплановую проверку можно провести, если органами по контролю и надзору в сфере образования выявляются нарушения требований законодательства об образовании на основе данных мониторинга в системе образования. Такое изменение было необходимо, поскольку в отсутствии соответствующих обращений граждан, выявленные в ходе мониторинга нарушения оставались бы без надлежащей реакции со стороны органов по контролю и надзору в сфере образования.

О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основанием проведения которой является обращение о причинении вреда жизни и здоровью граждан, организации уведомляются не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом (ч. 16 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ).

Срок проведения и выездной, и документарной проверки ограничен ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ и не может превышать 20 рабочих дней. Существуют два исключения. Первое. Срок проведения плановой выездной проверки в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований, может быть продлен, но не более чем на двадцать рабочих дней.

Второе. Срок проведения проверки в отношении образовательной организации, которая осуществляет свою деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, при этом общий срок проведения проверки не может превышать шестьдесят рабочих дней.

Важно отметить, что осуществляя проверку, проверяющий орган и его должностные лица не могут выходить за ее предмет, а также за свои полномочия. Например, если осуществляется проверка только в рамках федерального государственного контроля качества образования, то не допускается, например, проверка соответствия зданий и помещений лицензионным требованиям и нормативам. Проверка в рамках федерального государственного надзора в сфере образования не может включать в себя анализ финансовой документации образовательной организации, поскольку это не входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия, и не относится к надзору за соблюдением законодательства об образовании.

По результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения. Один экземпляр акта с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю организации под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки, акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. Порядок оформление акта и требования к его содержанию установлены в ст. 16 Федерального закона № 294-ФЗ, поэтому в рамках данной публикации не будем подробно останавливаться на этих вопросах.

Более важным представляется рассмотреть вопросы о последствиях для образовательной организации в случаях выявления тех или иных нарушений по результатам проверки. Если в результате проверки образовательной организации выявлены нарушения норм законодательства об образовании или требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то образовательной организации выдается предписание об устранении выявленного нарушения в определенный срок, который не может превышать шесть месяцев. Если допущенное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного соответствующими статьями Особенной части КоАП (для сферы образования – это ст. 5.57 и 19.30), то составляется также протокол об административном правонарушении.

Далее. Если образовательная организация не исполнила выданное предписание, в том числе, если представленный отчет не подтверждает исполнение этого предписания в установленный срок или отчет о его исполнении в срок не представлен вообще, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, возбуждает дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5., и запрещает прием в данную организацию (последнее последствие – важнейшая новелла Федерального закона № 273-ФЗ, ставящая административный барьер на продолжении незаконной или некачественной образовательной деятельности).

Наконец, если по возбужденному делу об административном правонарушении суд принимает решение о привлечении к административной ответственности, то орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющий переданные полномочия, вновь выдает предписание об устранении выявленного нарушения и приостанавливает действие лицензии этой организации полностью или частично (в отношении отдельных видов образования, уровней образования, профессий, специальностей, направлений подготовки и (или) подвидов дополнительного образования, адресов мест осуществления образовательной деятельности) на срок исполнения выданного повторно предписания (если основанием были нарушения законодательства об образовании) либо приостанавливает действие государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки (если нарушения касались требований федеральных государственных образовательных стандартов).

До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлен образовательной организацией об устранении нарушений с приложением документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение указанного предписания. После получения такого уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нем информации.

Действие лицензии либо государственной аккредитации возобновляется, а запрет на прием снимается по решению органа по контролю и надзору в сфере образования со дня, следующего за днем подписания акта проверки, устанавливающего факт исполнения выданного повторно предписания.

В противном случае, Федеральным законом № 273-ФЗ предусматриваются следующие последствия.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений законодательства РФ об образовании, то, орган по контролю и надзору в сфере образования обращается в суд с заявлением об аннулировании лицензии. Действие лицензии приостанавливается на период до вступления в законную силу решения суда.

В случае, если повторно не исполнено предписание об устранении нарушений требований федерального государственного образовательного стандарта к результатам освоения основных образовательных программ, то орган по контролю и надзору в сфере образования без обращения в суд лишает образовательную организацию государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Федеральный закон № 273-ФЗ также предусматривает нормы, обеспечивающие публичность и доступность для потребителей образовательных услуг сведений о результатах осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования. Согласно п. 5 ч. 2 ст. 29 образовательные организации обеспечивают открытость и доступность, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет», предписаний органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в сфере образования, отчетов об исполнении таких предписаний.

В заключении хотелось бы отметить еще одну новеллу нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», не касающуюся прямо деятельности образовательных организаций. Дело в том, что исходя из норм ч. 2 ст. 21 данного Федерального закона о приравнивании фактически в правах и обязанностях индивидуальных предпринимателей к образовательным организациями, государственный контроль (надзор) осуществляется с 1 сентября 2013 года не только в отношении образовательных организаций, но и индивидуальных предпринимателей, что раньше законом не предусматривалось.

Таким образом, новым Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» устанавливаются ряд особенностей осуществления государственного контроля (надзора) в сфере образования, помимо некоторой специфики, уже закрепленной нормами Федерального закона № 294-ФЗ: расширены основания для проведения внеплановых проверок; термин «потребитель» охватывает теперь и обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований; детально регламентированы последствия невыполнения предписаний об устранении нарушений, вынесенных в результате проведения проверок. Очевидно, что рассмотренная специфика призвана усилить государственное воздействие на систему образования с целью исключения проявлений незаконных практик и распространения «псевдообразования».