Что такое дотации

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ

МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ РЕГИОНАМ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Ондар Долчун Сергеевна

магистрант «Национальный исследовательский Томский государственный университет»,

634050, РФ, г. Томск, проспект Ленина д. 36 Е-mail: dol4un@mail.ru

Сагайдачная Надежда Константиновна

старший преподаватель «Национальный исследовательский Томский государственный университет»,

634050, РФ, г. Томск, проспект Ленина д. 36

INTER-BUDGET TRANSFERS TO REGIONS: CURRENT STATE AND TRENDS

Dolchun Ondar

master’s degree student of National research Tomsk state university, 634050, Russian Federation, Tomsk, Lenina Avenue, 36

Nadezhda Sagaydachnaya

senior Lecturer of National research Tomsk state university, 634050, Russian Federation, Tomsk, Lenina Avenue, 36

АННОТАЦИЯ

В статье рассматриваются вопросы межбюджетных трансфертов как составной части межбюджетных отношений в России. Дана характеристика российских межбюджетных трансфертов, их структура и динамика за период с 2012 по 2015 годы. Анализируется изменение доли безвозмездных платежей в доходах бюджетов субъектов РФ в разрезе округов. Выявлены существующие проблемы межбюджетных трансфертов и высказано мнение относительно направлений их решения.

Ключевые слова: межбюджетные трансферты, дотации, субсидии, субвенции, бюджетная политика, совершенствование межбюджетных отношений.

Российская Федерация отличается неоднородностью экономического пространства, вызванного историческими, географическими и другими объективными причинами. Эта неоднородность характеризуется огромными различиями в уровне социально-экономического развития конкретных регионов и оказывает влияние на уровень их бюджетной обеспеченности, что приводит к значительной дифференциации субъектов РФ по уровню бюджетных доходов. Глубину различий на региональном уровне отражает величина валового регионального продукта на душу населения, значение которого между пятью регионами с максимальными и минимальными значениями

отличается более чем в 20 раз, среднедушевые денежные доходы в пять раз, а стоимость жилищно-коммунальных услуг в семь раз. Если посмотреть на то, кто формирует консолидированный бюджет, то 62 % налоговых доходов формирует примерно 10 регионов, где проживает 27 % населения страны, 42 % поступлений НДС аккумулировались на территории двух регионов (до недавнего времени в Москве и Московской области), 81 % налога на прибыль -15 регионов, 96 % НДПИ приносят 13 регионов. Однако вне зависимости от региона проживания государство гарантирует своим гражданам равенство прав на получение установленных государственных услуг. Необходимость предоставления гражданам

соответствующих региональных услуг, в свою очередь, требует обеспечения равных финансовых возможностей субъектов РФ оказывать такие услуги. Разрешить противоречие между требованиями обеспечения равного доступа граждан к услугам государства (муниципалитетов) и неравного финансового обеспечения органов власти регионов и органов местного самоуправления на территориях этих регионов призвана система межбюджетных отношений, использующая в качестве мер прямой финансовой

помощи совокупность межбюджетных трансфертов. Межбюджетные трансферты (далее МБТ) — средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации. Их характеристики приведены в главе 16 Бюджетного кодекса РФ.

Объемы межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, приведены в таблице 1.

Таблица 1.

Состав и структура межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов РФ

в 2012-2015 гг.

Показатель 2012 2013 2014 2015

в млрд. руб. в % к итогу в млрд. руб. в % к итогу в млрд. руб. в % к итогу в млрд. руб. в % к итогу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общий объем межбюджетных трансфертов, переданных с федерального бюджета в бюджеты субъектов РФ и муниципальных образований 1 624,3 100 1 515 100 1 670,8 100 1 616,7 100

В том числе: Дотации 525,7 32,7 609,1 40,2 774,7 46,4 650,9 40,3

Субсидии 573,8 35,3 517,6 34,2 413,8 24,8 402,8 24,9

Субвенции 286,4 17,6 276,7 18,3 312,2 18,7 336,6 20,8

Иные межбюджетные трансферты 225,9 13,9 99,7 6,6 169,9 10,2 226,3 14

Источник: Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации за период 2012-2015 гг, предоставленный Федеральным Казначейством РФ.

За рассматриваемый период в абсолютном выражении произошло незначительное снижение объема МБТ в 2015 году по сравнению с 2012 годом, хотя были колебания в 2013-2014 года. Увеличение объема МБТ в 2014 году на 155,79 млрд. руб. по сравнению с 2013 годом, связано с кризисными явлениями в экономике.

Объем дотаций за весь рассматриваемый период в абсолютном выражении вырос на 125,26 млрд. руб. Дотации регионам в настоящее время предоставляются на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и

2018 годов , оказание финансовой поддержки со стороны федерального бюджета в финансировании первоочередных расходов регионов будет продолжено предоставлением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, объем которых не подлежит уменьшению.

В целом 2014-2015 гг. характеризовались следующими особенностями исполнения бюджетов субъектов РФ: прирост налоговых и неналоговых доходов, снижение дефицита бюджетов субъектов РФ, замещение рыночных заимствований бюджетными кредитами.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ в разрезе федеральных округов представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Доля безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам в 2012 — 2015 гг., %

Федеральные округа 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Центральный ФО 13,56% 11,07% 10,53% 10,92%

Северо-Западный ФО 16,72% 14,92% 14,29% 11,73%

Южный ФО 26,82% 20,07% 20,24% 20,47%

Северо-Кавказский ФО 63,91% 60,83% 60,76% 59,79%

Приволжский ФО 21,80% 19,39% 19,54% 19,04%

Уральский ФО 10,29% 9,11% 8,02% 7,98%

Сибирский ФО 23,27% 23,40% 24,72% 22,74%

Дальневосточный ФО 32,03% 36,01% 28,23% 22,75%

Крымский ФО — — 78,41% 67,47%

в целом по РФ 20,14% 18,55% 18,76% 17,37%

Структура доходной части бюджетов в разрезе округов за период с 2012 года по 2015 год существенно не изменилась, несмотря на колебания удельного веса безвозмездных поступлений в течение четырех анализируемых лет по отдельным окру-

гам. Доля безвозмездных поступлений остается высокой, т.к. расчет по простой средней дает нам показатель 2012 года РФ 20,14%, а в 2015 году — 17,37%, т.е. за четыре года произошло снижение на 2,77 процентных пункта.

Рисунок 1. Динамика доли безвозмездных поступлений в доходах бюджетов субъектов РФ по округам

в 2012 — 2015 гг, %

Сокращение объема собственных финансовых ресурсов субъектов РФ сказывается на динамике доли безвозмездных поступлений в доходах консолидированных бюджетов субъектов РФ: в 32 регионах эта доля превысила 30%. Наиболее дотационными регионами, доля в которых более 60%, являются 7 регионов. По данным Минфина, в 2015 году доля МБТ в консолидированных доходах этих субъектов составляла следующие значения: Республика Алтай -72%, Республика Дагестан — 68%, Республика Ингушетия — 84%, Карачаево-Черкесская Республика -65%, Камчатский край — 60%, Республика Тыва -73%, Чеченская Республика — 83%.

Как видно из рисунка 1, в разрезе округов за рассматриваемый период наибольшая доля безвозмездных поступлений в доходах бюджета у Северно-Кавказского округа, которая в 2012 году составляла 63,91%, а в 2015 году 59,79%. В состав этого округа входят четыре из семи наиболее дотационных регионов РФ, перечисленных выше, это следующие республики: Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Карачаево-Черкесская Республика, Чеченская Республика. Некоторые субъекты, входящие в состав Северо-Кавказского федерального округа, принадлежат к числу наименее экономически развитых субъектов РФ в силу крайне низкого уровня развития экономики и социальной сферы, характеризующейся высокой степенью безработицы, сложной криминогенной обстановкой и напряженной этнополитиче-ской ситуацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Естественные преимущества данного округа остаются нереализованными, поскольку Северо-Кав-

казский федеральный округ по-прежнему не обладает инвестиционной привлекательностью в силу нестабильности экономической и социально-политической обстановки.

Доля дотаций в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период увеличилась незначительно с 6,52% до 6,99 % т.е. на 0,47 процентных пункта с увеличением в 2013-2014 годах; при этом удельный вес субсидий, связанных с софинансированием расходов субъектов РФ, снизился более чем на 2,19 процентных пункта. Согласно проекту Минфина, об Основных направлениях бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов, предполагается дальнейшее снижение субсидий.

С целью повышения эффективности и результативности предоставления субсидий предполагается их укрупнение, с расширением направлений использования. Регионам следует предоставлять больше прав по определению приоритетов социально-экономического развития в рамках софинансирования отраслей. Но в то же время за несвоевременное распределение и доведение средств до получателей необходимо усилить ответственность федеральных органов исполнительной власти. В отношении субъектов РФ также необходимо ужесточить меры за не достижение установленных значений показателей результативности использования субсидий и за невыполнение в установленный срок графика выполнения мероприятий по проектированию и строительству или приобретению объектов капитального строительства.

Для повышения эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов предполагается

применение механизма перечисления целевых межбюджетных трансфертов под фактическую потребность, что позволит практически полностью исключить наличие неиспользованного остатка целевых средств в бюджетах субъектов РФ.

Субвенции, связанные с передачей полномочий и компенсацией расходов на их осуществление, остаются достаточно стабильной структурной составляющей безвозмездных поступлений. Субвенции сохраняют незначительную тенденцию к повышению в целом по РФ: удельный вес субвенций в доходах субъектов РФ колеблется от 2,4% до 7,4% при среднем значении по РФ в 2012 году -3,55%, в 2015 году -3,62%.

В 2016 году предполагается предоставление 20 субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, в 2017 — 2018 годах — 19 субвенций, в связи с ограниченным характером действия субвенции на проведение Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 года.

Доля иных межбюджетных трансфертов в доходах бюджетов субъектов за анализируемый период

сократилась незначительно с 2,8% до 2,43 %, т.е. на 0,37 процентных пункта.

В связи с невозможностью в полной мере оценить эффективность предоставления иных межбюджетных трансфертов, в перспективе планируется минимизировать их применение. Оставшиеся трансферты предоставлять в виде отдельных субсидий, либо их объемы должны быть включены в объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности.

Анализируя возможности федерального центра по увеличению контроля над регионами, по нашему мнению, следует рассматривать данный показатель в совокупности с субсидиями, имеющими целевое назначение и подлежащими контролю, хотя целевое назначение субсидий и субвенций по экономическому смыслу совершенно разное. Уменьшение доли субсидий во многом объясняется замораживанием финансирования крупных проектов и программ; в новых условиях экономической нестабильности стабильность субвенций может означать сохранение контроля центра над переданными полномочиями в прежних размерах (табл.3).

Таблица 3.

Доля субсидий и субвенций в доходах бюджетов субъектов РФ по округам за период с 2012 по 2015 гг, %

Федеральные округа 2012 г 2013 г 2014 г 2015 г

субсид. субвенц. субсид. субвенц. субсид. субвенц. субсид. субвенц.

ЦФО 5,24 2,92 4,59 2,86 3,65 2,71 3,28 2,97

С-ЗФО 5,10 3,96 4,95 3,77 4,13 3,64 3,36 3,14

ЮФО 12,91 3,77 8,88 3,90 5,94 4,47 5,54 4,72

С-КФО 18,74 4,37 13,35 4,13 10,17 7,25 12,79 7,40

ПФО 9,07 4,84 7,66 4,47 6,28 4,52 5,87 4,65

УФО 2,66 2,53 2,58 2,44 1,89 2,51 1,56 2,66

СФО 8,27 4,43 8,04 4,08 5,58 4,68 4,46 4,63

ДФО 7,87 2,73 9,92 2,48 4,24 2,62 3,33 2,38

КФО — — — — 8,57 — 19,14 3,45

в целом по РФ 7,11 3,55 6,34 3,39 4,65 3,51 4,33 3,62

Доля субс. и и субв. по РФ 10,67 9,73 8,15 7,94

Как следует из расчетов в таблице 2, наблюдается некоторое снижение доли тех безвозмездных поступлений, которые имеют целевое назначение и по которым можно провести проверку целевого использования средств, их эффективного расходования.

Безусловно, необходимо снять избыточное государственное регулирование на федеральном уровне, надо дать больше самостоятельности регионам. Но самостоятельность должна быть не просто декларацией, она должна быть подкреплена достаточными финансовыми ресурсами, которые, естественно, могут появиться только при наделении достаточными полномочиями. Тогда и функции, возложенные на соответствующие уровни власти, будут выполняться в должном объеме.

В то же время результаты анализа, показавшие в целом стабильное положение со структурой МБТ в сочетании с увеличением дефицитов бюджетов большинства регионов, приводят нас к выводу, что решить проблему выравнивания финансового обеспечения регионов только через МБТ невозможно: воз-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

можности центра по предоставлению МБТ ограничены и простое количественное их увеличение неэффективно. Мы считаем, что в области трансфертов акцент следует делать на качественные изменения, среди которых находятся совершенствование методик расчета МБТ и изменение структуры самих межбюджетных трансфертов.

Наметившаяся тенденция увеличения доли дотаций достаточно противоречива: с одной стороны, это означает увеличение свободы регионов в распоряжении денежными средствами, т.е. усиление демократических тенденций в межбюджетных отношениях федерации и регионов, с другой стороны стабилизирует экономическую ситуацию в регионе со всеми положительными и отрицательными последствиями.

Поскольку налогооблагаемая база в регионах быстро изменяется, необходимо перераспределять доходные источники за счет изменения нормативов распределения федеральных источников поступлений, в связи с чем, следует сделать варианты расчетов при разных нормативах. Возможно, что это должно касаться не налога прибыль, а НДС, который

сейчас 100% поступает в федеральный бюджет. Мы считаем, что в новых условиях передача части прямых налогов регионам, как это предлагает правительство, будет менее эффективной, чем передача косвенного налога с эластичностью равной 1.

Эффективное функционирование государственной региональной политики выступает необходимым

условием конкурентного и устойчивого социально-экономического развития российских регионов, важнейшую роль, в которой играет система управления межбюджетными отношениями, призванная сочетать интересы государства с интересами отдельных региональных и муниципальных образований в рамках бюджетного федерализма.

Список литературы:

4. Ермакова Н.М. Инструменты межбюджетного регулирования // Вестник РЭУ — 2012. — №3. С. 38-45.

5. Ермакова Н.М. Трансфертный механизм межбюджетных отношений // Вестник ПГТУ. — 2012 г. — №1. С. 81-89.

Дотация – это денежные средства, которые выделяются государственным или местным бюджетом с целью оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям и организациям.

Цель предоставления дотаций

Так как за счет дотации часть стоимости продукции, товаров, работ, услуг оплачивается из бюджетных средств, то предоставление дотаций позволяет предотвратить банкротство и не допускать превышения цен на определенные потребительские услуги и товары.

Также за счет дотаций осуществляется поддержка местных бюджетов и малообеспеченных слоев населения.

Кому предоставляется дотация

Дотация выплачивается предприятия, у которых выручка от продажи продукции, товаров, работ, услуг меньше осуществленных издержек на производство и реализацию продукции, товаров, работ, услуг.

Таким образом, дотация компенсирует издержки и покрывает убытки.

Самым большим сегментом дотируемых организаций являются организации и предприятия научной сферы и сельскохозяйственной отрасли, поддержка которых является важным приоритетом для национальной экономики. Также дотация предоставляется нижестоящим бюджетам с целью покрытия разницы между их расходами и доходами и гражданам для покрытия их убытков.

Дотация для населения

Из-за того, что определенная часть населения по размеру своих доходов находятся ниже прожиточного, то таким гражданам также выплачивают субсидии, которое обеспечивают частичное покрытие затрат на коммунальные услуги, а также компенсируют расходы на приобретение социальных товаров и медикаментов.

Можно выделить следующие сферы, в которых государство предоставляет дотации для населения:

  • регулирование тарифов на предоставление коммунальных услуг;

  • жилищно-коммунальные субсидии;

  • финансирование ветеранских организаций и разнообразных обществ людей с ограниченными возможностями;

  • компенсации оплаты проезда определенным категориям граждан в определенных видах транспорта.

Классификация дотаций в зависимости от категории получателей

Таким образом, в зависимости от категории получателей можно выделить следующие виды дотаций:

  • межбюджетные трансферты – это трансферты, выделяемые из федерального бюджета с целью поддержки бюджетов другого уровня;

  • перечисление денежных средств организациям и предприятиям, в случае если доходы этих компаний существенно меньше расходов на производство и реализацию товаров, продукции, работ или услуг;

  • пособия, выплачиваемые малообеспеченным гражданам с целью покрытия понесенных убытков или доплата.

Основные особенности предоставления дотаций

Рассмотрим особенности предоставления дотаций в зависимости от категории получателей.

Финансовая поддержка субъектов РФ

Отметим, что дотации являются мерой государственной поддержки территорий РФ. Порядок предоставления дотаций закреплен в бюджетном Кодексе РФ. В этом законодательном документе четко определены условия, при соблюдении которых тот или иной регион сможет получить дотацию из федерального бюджета. На практике дотации распределяются между субъектами России, которые нуждаются в государственной поддержке, на основании специальной единой методики, разработанной Правительством РФ.

Дотация из федерального бюджета может быть предоставлена субъектам с целью последующего осуществления межбюджетных трансфертов в адрес бюджетов отдельных муниципальных образований.

Основные виды дотаций, предоставляемые регионам из федерального бюджета:

  • дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов;

  • дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ.

Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов

Дотации этого вида предоставляются для выравнивания уровня социально-экономического развития отдельных регионов.

Отметим, что различия между регионами нашей стране весьма существенны по ряду причин. Таковыми являются:

  • размер территории;

  • географическое положение;

  • отраслевая направленность;

  • масштабы налоговых отчислений, производимых субъектом в федеральный, а не в свой собственный, бюджет.

За счет дотаций регионы-реципиенты (получатели бюджетных трансфертов) решают свои социально-экономические вопросы, обеспечивают малообеспеченным гражданам страны необходимый уровень жизни и предоставляют социальные гарантии.

Отметим, что законодательством РФ предусматриваются специальные меры воздействия на субъекты, которые в течение продолжительного времени находятся в числе дотационных субъектов. Так, если в течение трех последних отчетных периодов доля дотаций из государственного бюджета составляет более чем 40% от объема собственных доходов консолидированного бюджета РФ, то регион заставят принять особенные меры для повышения эффективности использования полученных бюджетных средств.

Несмотря на то, что средства дотации не имеют целевого характера и не предполагается возврат дотаций, порядок расходования этих средств контролируется со стороны Счетной Палаты РФ. Субъекты, которые нарушают установленный порядок и не исполняют свои обязательства должным образом, в будущем году уже не смогут рассчитывать на дотационную поддержку государства.

Дотации на поддержку сбалансированности бюджетов субъектов РФ

Дотации на поддержку сбалансированности предоставляются бюджетам субъектов России при изменении их расходных обязательств и доходной базы. В этом случае половина дотационных средств утверждается законом о бюджете, а другая половина распределяется комиссией из числа депутатов Государственной Думы, сенаторов Совета Федераций, членов Правительства РФ.

Отметим, что дотации могут быть направлены не только на поддержку региона в целом, но и на осуществление конкретных президентских программ и решение задач общегосударственного значения, которые выполняются в данном конкретном субъекте федерации.

Дотации производителям

Государственные дотации могут предоставляться отраслям хозяйства или отдельным производствам. За счет дотаций компенсируются понесенные издержки, покрываются производственные убытки.

Государственную поддержку получают предприятия, чья деятельность важна для региона или страны в целом, а так же те организации, продукция которых включается в необходимый потребительский минимум, и повышение цен на эту продукцию привело бы в дальнейшем к социальному взрыву. Как правило, к дотационным предприятиям относятся организации с низкой рентабельностью.

Таким образом, государство, предоставляя дотации, решает две задачи.

С одной стороны, дотации защищают предприятие от банкротства, а с другой осуществляется сдерживание роста потребительских цен на продукцию предприятия.

Например, традиционно дотационным является сельское хозяйство – известно, что сельхозпродукция всегда продается ниже себестоимости.

Также дотации получают жилищно-коммунальное хозяйство, социально-культурные учреждения и т. п. Как правило, государственные дотации распространяются только на крупные предприятия, для малого и среднего бизнеса такая мера государственной поддержки не предусмотрена.

Помощь гражданам

Рассчитывать на получение дотации могут и отдельные граждане. Но только в том случае, если граждане смогут подтвердить свою принадлежность к той или иной льготной категории.

Отметим, что для того чтобы получить дотационную поддержку, необходимо не только соблюсти ряд обязательных условий для получения дотации, но документально подтвердить факт выполнения этих условий. Например, получить дотацию на жилье могут те граждане, чья квартира не превышает нормы социального жилья, установленной в данном регионе.

В качестве мер поддержки дотации могут предоставляться и работодателем. Так, например, работодатель может предоставлять сотрудникам предприятия дотацию на проезд к месту работы, на питание, производить доплаты на содержание несовершеннолетних детей. Возможность получения таких дотаций, как правило, оговаривается в трудовом договоре, заключаемом с работниками предприятия.

На практике предоставляются дотации студентам ВУЗов, которые обучаются за счет бюджета. Как правило, ВУЗ устанавливает ограниченное количество получателей дотаций, к которым могут относиться, например, сироты, учащиеся из многодетных семей, или инвалиды. Причем при ежегодном предоставлении необходимых документов дотацию можно получать за весь период обучения.

Отметим, что дотации, которые были получены гражданами из бюджета, обратному возврату не подлежат.

ДОТАЦИЯ, дотирование (лат. dotatio — дар, пожертвование) — 1) денежные средства, выделяемые из государственного и местного бюджетов для оказания финансовой поддержки убыточным предприятиям, организациям, у которых денежная выручка от продажи производимого продукта меньше издержек на производство и продажу данного продукта, нижестоящим бюджетам для покрытия разрыва между их доходами и расходами. Дотация компенсирует повышенные издержки, покрывает убытки. Предоставление дотаций позволяет, с одной стороны, предотвратить банкротство, с другой стороны, не допускать превышения розничных цен на отдельные потребительские товары и услуги, так как часть цены на эти товары оплачивается из бюджетных средств за счет дотации. Если бы не было дотаций, производители переложили бы соответствующую им долю оплаты своих расходов на покупателей, что привело бы к росту цен. Однако дотации ложатся тяжелым грузом на государственный бюджет. Дотации распространены в странах, где преобладает государственно-административное управление экономикой, и в меньшей степени свойственны экономике рыночного типа, в которой требования самофинансирования и самоокупаемости являются довольно жесткими; 2) государственные денежные пособия в виде доплат, предоставляемые гражданам и отдельным организациям для покрытия убытков или на специальные цели; 3) денежные средства, выделяемые из федерального бюджета для поддержки региональных и местных бюджетов при недостаточности их собственных доходов.

Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 137.

Организации, осуществляющие деятельность в отраслях, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в мае — июне этого года получили субсидии от государства в размере 12 130 руб. на каждого работника. В связи с этим у бухгалтеров возникла масса вопросов. Какие расходы можно покрыть за счет дотации из бюджета — только зарплату работников или другие расходы? Как отразить получение и расходование средств в бухгалтерском и налоговом учете? Нужно ли восстанавливать НДС с расходов, возмещенных за счет субсидии? Если помощь была направлена на выплату заработной платы, платятся ли НДФЛ и страховые взносы? Давайте разбираться.

Цели расходования

Начнем с того, что субсидии, полученные компанией на основании постановления Правительства РФ от 24.04.2020 № 576 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях Российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции» (далее — Правила), можно направить не только на выплату заработной платы работникам. В пункте 1 Правил сказано, что данная субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в период пандемии, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 г. То есть выплата за счет субсидии заработной платы работникам — лишь один из вариантов использования полученных от государства средств.

Правила не определяют конкретную цель расходования бюджетной дотации. Поэтому организация сама решает, какие расходы будут покрыты за счет субсидии. Это может быть оплата арендной платы, коммунальных услуг, товаров (работ, услуг). Главное — чтобы расходы были связаны с производственной деятельностью организации. На наш взгляд, принятое решение о цели расходования субсидии нужно закрепить в распорядительном документе по организации (например, издать соответствующий приказ). На основании этого документа операция будет отражаться в учете.

Бухгалтерский учет

Правила учета субсидий установлены в ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи». В пункте 5 этого документа сказано, что организация принимает бюджетные средства к бухгалтерскому учету по мере фактического получения средств либо при наличии следующих условий:

  • имеется уверенность, что условия предоставления этих средств организацией будут выполнены. Подтверждением могут быть заключенные организацией договоры, принятые и публично объявленные решения, технико-экономические обоснования, утвержденная проектно-сметная документация и т.п.;

  • имеется уверенность, что указанные средства будут получены. Подтверждением могут быть утвержденная бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств, акты приемки-передачи ресурсов и иные соответствующие документы.

В последнем случае отражается возникновение целевого финансирования и задолженность бюджета перед организацией (п. 7 ПБУ 13/2000). По мере фактического получения денежных средств задолженность погашается.

На наш взгляд, в рассматриваемой ситуации на основании п. 5 и абз. 2 п. 7 ПБУ 13/2000 получение субсидии должно отражаться проводкой:

Дебет 51 Кредит 86 «Целевое финансирование»

— денежные средства зачислены на расчетный счет.

Расходы, финансируемые за счет государственной помощи, отражаются в бухгалтерском учете в обычном порядке. Например:

Дебет 20 (44) Кредит 70

— начислена заработная плата работникам;

Дебет 70 Кредит 50 (51)

— выплачена заработная плата работникам;

Дебет 20 (44) Кредит 60

— отражена арендная плата за помещение;

Дебет 60 Кредит 51

— перечислена арендная плата арендодателю.

Порядок отражения расходования субсидий установлен в п. 8 ПБУ 13/2000. В этой норме сказано, что бюджетные средства списываются со счета учета целевого финансирования как увеличение финансовых результатов организации. А согласно п. 9 ПБУ 13/2000 суммы субсидий на финансирование текущих расходов списываются с указанного счета в периоды признания расходов.

В ситуации, когда за счет субсидии приобретаются товарно-материальные ценности, в момент их принятия к учету целевое финансирование признается в качестве доходов будущих периодов. В последующем, при отпуске ТМЦ в производство, соответствующая сумма, отраженная на счете 98, относится на доходы отчетного периода. Такой порядок прописан в п. 9 ПБУ 13/2000.

Например, если дотация направлена на закупку материалов, в момент их приобретения будут сделаны две проводки:

Дебет 10 Кредит 60

— на сумму стоимости приобретенных материалов;

Дебет 86 Кредит 98

— на сумму субсидии, направленной на приобретение материалов.

В момент списания материалов в производство оформляются проводки:

Дебет 20 (23, 44 и т.д.) Кредит 10

— на сумму стоимости списанных в производство материалов;

Дебет 98 Кредит 91-1

— на сумму субсидии, приходящейся на стоимость материалов, списанных в производство.

В случае же покрытия за счет субсидии стоимости работ (услуг) или расходов на выплату заработной платы счет 98, на наш взгляд, можно и не использовать. Достаточно сделать следующую проводку:

Дебет 86 Кредит 91-1

— субсидия направлена на оплату расходов (основание — приказ руководителя).

Обратите внимание: данная проводка делается и в случае возмещения ранее понесенных расходов. При этом в учете корректирующие (сторнирующие) записи по счетам расходов не оформляются.

Налоговый учет

Суммы полученных субсидий, выплачиваемых пострадавшим от коронавируса компаниям, не учитываются в составе доходов при расчете налога на прибыль (подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ). При этом расходы, осуществленные за счет таких дотаций, не отражаются для целей налогообложения в составе расходов (п. 48.26 ст. 270 НК РФ). Таким образом, если компания в регистрах налогового учета показала расход, который покрывается за счет субсидии, она должна будет его исключить.

А нужно ли вести раздельный учет доходов и расходов в отношении «антивирусных» субсидий?

Действующая редакция главы 25 НК РФ устанавливает требование о ведении раздельного учета в отношении средств целевого финансирования, поименованных в подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. В этой норме рассматриваемые субсидии не упоминаются. Как мы уже сказали, порядок их налогообложения установлен в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ. И в нем нет указания на то, что для сохранения права не включать бюджетные дотации в состав доходов организация должна вести раздельный учет. Прописано лишь два условия. Организации должны:

  • быть включены по состоянию на 1 марта 2020 г. в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства;

  • вести деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения указанной инфекции, перечень которых утвержден постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 № 434.

Тем не менее мы считаем, что компаниям следует организовать ведение раздельного учета, чтобы при проверке избежать вопросов проверяющих.

Обратите внимание: в налоговом учете ни доходы, ни расходы по операциям, связанным с субсидией, не учитываются. А вот в бухгалтерском учете компания отражает и доходы, и расходы. В связи с этим возникают постоянные разницы на основании п. 4 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций». Поэтому организации нужно сделать следующие проводки:

Дебет 68 Кредит 99

— отражен постоянный налоговый доход с суммы полученной субсидии;

Дебет 99 Кредит 68

— отражен постоянный налоговый расход с суммы расходов, оплаченных (возмещенных) за счет субсидии.

НДС

По общему правилу в случае приобретения товаров (работ, услуг), в том числе основных средств, нематериальных активов, имущественных прав за счет бюджетных субсидий, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и (или) фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию РФ, к вычету не принимаются. Основание — п. 2.1 ст. 170 НК РФ. Если же субсидия предназначена для возмещения ранее понесенных расходов, то принятый к вычету НДС восстанавливается (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Но в отношении «антивирусных» субсидий данные правила не работают. Если организация оплатит за счет бюджетных средств товары (работы, услуги), право на вычет НДС у нее не потеряется. А если организация уже успела принять к вычету налог, то восстанавливать его не надо.

Данный порядок установлен в п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.04.2020 № 121-ФЗ. В этой норме сказано, что положения п. 2.1 и подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ не применяются в отношении субсидий, указанных в подп. 60 п. 1 ст. 251 НК РФ.

Зарплатные налоги

В случае направления бюджетных средств на выплату заработной платы возникает вопрос: нужно ли с доходов работников удержать НДФЛ и начислить страховые взносы.

Да, нужно. В отношении НДФЛ и страховых взносов никакие изменения в Налоговый кодекс не вносились. Поэтому для работников заработная плата остается облагаемым НДФЛ доходом, а у компании сохраняется обязанность налогового агента по данному налогу. Также с выплат, осуществленных за счет субсидий, нужно начислить и перечислить в бюджет страховые взносы.

Напомним, что Федеральный закон от 08.06.2020 № 172-ФЗ ввел для определенных компаний нулевой тариф по взносам за II квартал 2020 г. Такой поблажкой могут воспользоваться и организации, включенные в реестр МСП и осуществляющие деятельность в пострадавших отраслях (подробнее об этом см. «ЭЖ-Бухгалтер», № 21, 24, 2020).