Добровольная ликвидация банка

отменен/утратил силу Редакция от 24.06.1992 Подробная информация

ЗАКОН РСФСР от 02.12.90 N 394-I (ред. от 24.06.92) «О ЦЕНТРАЛЬНОМ БАНКЕ РСФСР (БАНКЕ РОССИИ)»

2 декабря 1990 года N 394-I

Глава I Общие положенияСтатья 1. Центральный банк РСФСР (Банк России)

Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего Закона — Банк России) является главным банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.

Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в Высший арбитражный суд Российской Федерации с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.

(в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1)

Статья 2. Банк России — юридическое лицо

Банк России является юридическим лицом и имеет свой Устав, утверждаемый Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Банк России экономически самостоятельное учреждение, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Статья 3. Руководство и управление банком России

Банк России возглавляется Председателем Банка. Управление Банком России осуществляется на коллегиальной основе Советом Директоров Банка.

Статья 4. Законодательство о Банке России

Банк России в своей деятельности руководствуется настоящим Законом, другими законами РСФСР и Уставом.

Банк России имеет право законодательной инициативы.

Статья 5. Основные задачи Банка России

Основными задачами Банка России являются: регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единой федеральной денежно-кредитной политики, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений (в дальнейшем именуемыми банками, если иное не указано в настоящем Законе), осуществление операций по внешнеэкономической деятельности.

Статья 6. Уставный капитал и фонды Банка России

Банк России может иметь уставный капитал, который служит обеспечением его обязательств. Размер уставного капитала определяется Уставом Банка России.

Банк России может создавать фонды различного назначения, порядок образования и использования которых регулируется его Уставом.

Банк России для обеспечения стабильности банковской системы создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков на условиях и в порядке, определяемых Уставом Банка России. Средства этого страхового фонда не включаются в баланс Банка России.

Статья 7. Банк России и банковские союзы

Банк России может объединяться в банковские союзы с центральными банками других республик, входящих в состав Союза ССР для проведения единой Федеральной денежно-кредитной политики в рамках полномочий, определяемых Верховным Советом РСФСР.

Статья 8. Отчетность Банка России

Отчетный период деятельности Банка России установлен с 1 января по 31 декабря.

Банк России ежегодно по состоянию на 1 января представляет не позднее 15 мая отчет на утверждение Верховному Совету РСФСР.

В отчете Банка России содержится анализ состояния банковской системы, денежного обращения и финансов, валютного положения и платежного баланса республики, операций Банка России, его счет прибылей и убытков.

Банк России ежемесячно публикует в открытой печати баланс Банка, а также годовой баланс после его утверждения Верховным Советом РСФСР.

Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.

Статья 9. Смета расходов и порядок распределения прибыли Банка России

Состав сметы расходов и порядок распределения прибыли определяется Уставом Банка России.

Банк России ежегодно утверждает распределение прибыли и смету своих расходов и представляет их в Верховный Совет РСФСР.

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Глава II БАНК РОССИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯСтатья 10. Денежная единица РСФСР

Официальной денежной единицей является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Рубль является единственным платежным средством на территории РСФСР.

Платежи в иностранной валюте на территории РСФСР могут осуществляться только в порядке, установленном Банком России.

Статья 11. Эмиссия денег

Банк России осуществляет в установленном законодательством РСФСР порядке выпуск в обращение и изъятие из обращения денежных знаков на территории РСФСР.

Безналичная эмиссия денег осуществляется в процессе депозитно-ссудных операций.

Банк России регулирует наличную и безналичную эмиссию средствами денежно-кредитной политики.

Использование эмиссии денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР запрещается.

Статья 12. Организация обращения денежных знаков

Банк России организует в соответствии с законодательством РСФСР изготовление денежных знаков, а также устанавливает правила перевозки, хранения и индексации денежных знаков, создает их резервные фонды, устанавливает признаки и порядок определения платежности, замены и уничтожения поврежденных денежных знаков.

Глава III БАНК РОССИИ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕСтатья 13. Денежно-кредитное регулирование

Банк России является органом денежно-кредитного регулирования экономики республики, объема и структуры денежной массы в обращении.

Под денежной массой в смысле настоящего Закона понимаются денежные знаки, находящиеся в обращении, денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.

Денежно-кредитное регулирование экономики РСФСР осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, установления экономических нормативов для банков, проведения операций с ценными бумагами.

Основные направления денежно-кредитного регулирования разрабатываются Банком России и ежегодно представляются Верховному Совету РСФСР для утверждения.

Статья 14. Рефинансирование банков

В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по учетной ставке Банка России и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов.

Банк России является кредитором последней инстанции.

Статья 15. Регулирование уровня процентных ставок

Банк России в соответствии с единой федеральной денежно-кредитной политикой осуществляет регулирование уровня банковских процентных ставок в РСФСР по кредитам, предоставляемым банкам.

Глава IV ОПЕРАЦИИ БАНКА РОССИИСтатья 16. Операции и сделки с банками

Банк России может производить следующие операции и сделки:

а) предоставлять кредиты банкам по соглашению с заемщиком;

б) вести счета банков-корреспондентов и осуществлять расчетно-кассовое обслуживание банков с взиманием комиссионного сбора в размере, установленном Банком России;

в) выдавать за третьих лиц банкам гарантии в виде банковского акцепта, предусматривающие исполнение в денежной форме;

г) покупать, продавать и хранить государственные ценные бумаги, а также чеки, векселя, драгоценные металлы и камни и изделия из них;

д) покупать и продавать иностранную валюту, платежные документы и обязательства в иностранной валюте, выставленные советскими и иностранными банками;

е) осуществлять другие операции, а также сделки в соответствии с задачами Банка России, предусмотренные настоящим Законом и Уставом Банка.

Статья 17. Операции с бюджетом РСФСР и обслуживание государственного долга

Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем 6 месяцев на покрытие внутригодовых разрывов между текущими доходами и расходами бюджета.

Верховный Совет РСФСР устанавливает лимит задолженности Министерства финансов РСФСР Банку России по этим операциям, в соответствии с которым Банк России может покупать у Министерства финансов РСФСР на срок до 6 месяцев ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Банк России выполняет функции депозитария и фискального агента Правительства РСФСР по кассовому исполнению бюджета и по обслуживанию государственного долга РСФСР, включая осуществление операций по размещению государственных займов, их погашению и выплате процентов по ним.

Глава V ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИСтатья 18. Внешнеэкономические функции Банка России

Банк России вправе осуществлять любые операции в иностранной валюте в РСФСР и за границей, которые соответствуют законодательству РСФСР и приняты в международной банковской практике.

Банк России представляет интересы РСФСР в центральных банках других стран, международных банках и иных финансово-кредитных организациях, где межгосударственное сотрудничество осуществляется на уровне центральных банков.

Банк России выдает лицензии (разрешения) на открытие представительств иностранных банков и иных финансово-кредитных организаций на территории РСФСР в порядке, предусмотренном законодательством РСФСР.

Банк России обеспечивает на территории РСФСР равенство юридических прав банков-резидентов и нерезидентов.

Статья 19. Регулирование курса рубля к денежным единицам иностранных государств

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР регулирует курс рубля к денежным единицам иностранных государств.

Статья 20. Управление официальными золото-валютными резервами РСФСР

Банк России в соответствии с законодательством РСФСР управляет золото-валютными резервами РСФСР, которые находятся на балансе Банка России, осуществляет операции по размещению (в том числе в иностранных банках) официальных золото-валютных резервов РСФСР самостоятельно или через банки, уполномоченные им на ведение внешнеэкономических операций.

Статья 21. Выдача лицензий на проведение операций в иностранной валюте

Лицензии на осуществление банками операций в иностранной валюте в РСФСР и за границей выдаются Банком России в установленном законом РСФСР порядке.

Банк России может вводить ограничения для банков на объемы привлечения кредитов из-за границы и уровень процентных ставок по ним в рамках единой Федеральной денежно-кредитной политики.

Глава VI РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКОМ РОССИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВСтатья 22. Принципы взаимоотношений Банка России с банками

Банк России способствует созданию условий для устойчивого функционирования банков.

Банк России осуществляет в пределах настоящего Закона функции регулирования и надзора за деятельностью банков в целях поддержания стабильности денежно-кредитной системы. Банк России не вмешивается в оперативную деятельность банков.

Статья 23. Выдача и отзыв лицензий на совершение банковских операций, регистрация Уставов банков

Банк России в соответствии с Законом РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР» выдает и отзывает лицензии на совершение банковских операций, регистрирует Уставы и ведет Книгу регистрации банков, расположенных на территории РСФСР.

Статья 24. Экономические нормативы, устанавливаемые Банком России для банков

Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков:

минимальный размер уставного капитала;

предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска;

показатели ликвидности баланса;

минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России;

максимальный размер риска на одного заемщика;

ограничения размеров валютного и курсового риска;

ограничения использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц;

Верховный Совет РСФСР и Президиум Верховного Совета РСФСР по представлению Банка России может устанавливать другие экономические нормативы с учетом ситуации, складывающейся в народном хозяйстве республики.

Статья 25. Предельное соотношение между размером капитала банка и суммой активов

Для установления предельного соотношения между размером капитала банка и суммой активов, а также расчета максимального размера риска на одного заемщика Банк России определяет порядок расчета собственного капитала банков и оценки активов.

Статья 26. Показатели ликвидности баланса

Банк России устанавливает показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банков с учетом сроков их погашения, а также возможности реализации активов.

Статья 27. Размер обязательных резервов

Банк России устанавливает размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам банков, которые поддерживают остаток средств на резервных счетах в Банке России в установленных размерах.

Статья 28. Максимальный размер риска на одного заемщика

Банк России устанавливает максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от общей суммы капитала банка.

При расчете максимального риска на одного заемщика в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства.

Статья 29. Полномочия Банка России по определению порядка формирования страховых фондов

Банк России определяет порядок формирования обязательных страховых фондов банков для возмещения возможных убытков клиентов, возникших по вине данного банка. Указанные фонды формируются за счет доходов соответствующих банков.

Глава VII НАДЗОР БАНКА РОССИИ ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ БАНКОВСтатья 30. Функции надзора Банка России

Банк России осуществляет надзор за соблюдением банками экономических нормативов, устанавливаемых в соответствии с настоящим Законом, а также контролирует правильное применение законодательства РСФСР о банках.

Банк России может назначать и осуществлять проверку операций банков, поручать проведение таких проверок аудиторским организациям.

Статья 31. Отчетность банков перед Банком России

Банк России устанавливает для банков объемы и сроки представления бухгалтерской и статистической отчетности, необходимой для надзора.

Полученные от банков данные рассматриваются как конфиденциальные, не подлежащие оглашению без согласия соответствующего банка.

Статья 32. Определение Банком России правил работы в банках

Банк России устанавливает единые правила бухгалтерского учета, статистической отчетности и совершения банковских операций в банках.

Статья 33. Полномочия Банка России в рамках надзора

Банк России вправе давать банкам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства РСФСР о банках и установленных экономических нормативов.

В случае неисполнения предписаний Банка России, а также при выявлении нарушений нормативов, причинивших ущерб и клиентам, непредоставления отчетности или предоставления недостоверной или вводящей в заблуждение отчетности, подведения итогов года с убытками и возникновения в связи с этим угрозы интересам вкладчиков и кредитов банка, при обнаружении других систематических нарушений Банк России предъявляет учреждениям (участникам) банков необходимые требования:

о проведении мероприятий по финансовому оздоровлению банка, в том числе по увеличению его капитала и изменению структуры активов;

о реорганизации банка;

о замене руководителей банка;

о ликвидации банка.

Банк России в связи с выявленными в работе банков нарушениями вправе:

взыскать денежный штраф в порядке и размерах, определенных в Уставе Банка России;

повысить нормы обязательных резервов для банков, нарушающих установленные экономические нормативы;

назначить временную администрацию по управлению банком на период, необходимый для его финансового оздоровления;

отозвать лицензию на совершение банковских операций в порядке, предусмотренном статьей 18 Закона РСФСР «О банках и банковской деятельности в РСФСР», что действует как решение о ликвидации банка.

Статья 34. Порядок рассмотрения споров и обжалования решений Банка России

Споры Банка России и его клиентов рассматриваются в арбитражном суде или суде в установленном порядке.

Банк России несет ответственность за неисполнение своих обязательств по сделкам в порядке, устанавливаемом законодательством РСФСР.

Убытки, причиненные Банку России в результате нарушения его имущественных прав гражданами, юридическими лицами и государственными органами, возмещаются Банку России в установленном порядке по решению суда или арбитражного суда.

Решения Банка России могут быть обжалованы банками и признаны недействительными в установленном законодательством РСФСР порядке.

(в ред. Закона РФ от 24.06.92 N 3119-1)

Глава VIII ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОМ РОССИИСтатья 35. Порядок организации управления

Структура управления и другие организационные вопросы деятельности Банка России, не установленные настоящим Законом, определяются Уставом Банка России.

Статья 36. Председатель Банка России

Председатель Банка России руководит деятельностью Совета Директоров Банка России и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Банк России задач.

Статья 37. Порядок назначения и увольнения Председателя Банка России и формирования Совета Директоров Банка России

Председатель Банка России назначается сроком на 5 лет и освобождается от должности Верховным Советом РСФСР.

Персональный состав Совета Директоров Банка России утверждается Президиумом Верховного Совета РСФСР по представлению Председателя Банка России на срок его полномочий.

Глава IX ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯСтатья 38. Ликвидация Банка России

Банк России может быть ликвидирован путем принятия соответствующего Закона РСФСР. В случае ликвидации Банка России его имущество передается правопреемнику, указанному в этом законе.

Статья 39. Делегирование полномочий

Полномочия Банка России, предусмотренные статьями 10, 11, 12, 13, 18, 19 настоящего Закона, могут передаваться Союзу центральных банков республик, входящих с состав Союза ССР, в пределах, определяемых Союзным Договором.

Москва, Дом Советов РСФСР

В случае прекращения деятельности кредитной организации на основании решения ее учредителей (участников) Банк России на основании ходатайства кредитной организации принимает решение об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций. Порядок такого ходатайства регулируется нормативными актами Банка России. В этом случае кредитная организация, учредители (участники) которой приняли решение о ее ликвидации, обязана совершить следующие действия. В течение пяти рабочих дней со дня принятия данного решения она обязана направить ходатайство об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций на имя руководителя территориального учреждения Банка России, осуществляющего надзор за деятельностью кредитной организации. Если она проводит размещение эмиссионных ценных бумаг и отчет об итогах выпуска этих ценных бумаг еще не зарегистрирован регистрирующим органом, то наряду с принятием решения о прекращении ее деятельности в порядке ликвидации на общем собрании должно быть принято решение о приостановлении размещения таких ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. При этом она должна представить регистрирующему органу, осуществившему регистрацию выпуска ценных бумаг, протокол общего собрания учредителей (участников) кредитной организации, на котором было принято решение о приостановлении размещения ценных бумаг и признании выпуска несостоявшимся. Сделать это она обязана в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о своей ликвидации. Это нужно для подготовки регистрирующим органом уведомления о признании выпуска ценных бумаг несостоявшимся и аннулировании государственной регистрации выпуска ценных бумаг в соответствии с Инструкцией Банка России № 148-И.

Для опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о ликвидации кредитной организации текст объявления в двух экземплярах направляется в территориальное учреждение Банка России по местонахождению кредитной организации.

Государственная регистрация кредитной организации в связи с ее ликвидацией осуществляется в течение 45 рабочих дней со дня представления в Банк России всех оформленных в установленном порядке документов.

Если после принятия указанного решения Банк России на основании ст. 20 Закона о банках принимает решение об отзыве у нее лицензии на осуществление банковских операций, то тогда действует иной порядок. Решение учредителей (участников) кредитной организации о ее ликвидации и иные связанные с ним решения учредителей (участников) кредитной организации или решения назначенной учредителями (участниками) кредитной организации ликвидационной комиссии (ликвидатора) утрачивают юридическую силу. В этом случае кредитная организация подлежит ликвидации в порядке, предусмотренном ст. 23.1 Закона о банках.

В случае аннулирования или отзыва лицензии на осуществление банковских операций кредитная организация в течение 15 дней со дня принятия такого решения возвращает указанную лицензию в Банк России.

Учредители (участники) кредитной организации, принявшие решение о ее ликвидации, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора), утверждают промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс кредитной организации по согласованию с Банком России. Ликвидационная комиссия должна передать подлежащие обязательному хранению документы кредитной организации на хранение в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с перечнем, который утверждается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и Банком России.

В ст. 23 Закона о банках определен фактический состав, с которым его нормы связывают прекращение правоотношений между кредитной организацией и Банком России. Ее ликвидация считается завершенной, после внесения уполномоченным регистрирующим органом соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц. С этого же момента считается, что кредитная организация прекратила свою деятельность.

  • Указание Банка России от 24.06.2011 № 2652-У «О порядке представления и рассмотрения ходатайства кредитной организации об аннулировании лицензии на осуществление банковских операций в случае прекращения деятельности кредитной организации в порядке ликвидации на основании решения ее учредителей (участников)».
  • См.: Указание Банка России от 22.04.2009 № 2218-У «О порядке опубликования в «Вестнике Банка России» объявления о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства (о ликвидации кредитной организации)».

Ликвидация банка может быть добровольной и принудительной.

Добровольная ликвидация может проводится по различным причинам:

  • банк выполнил поставленную перед ним учредителями задачу
  • разногласия учредителей
  • недостаточная экономическая эффективность деятельности и др.

Добровольная ликвидация банка производится на основании решения его участников. Учредители (участники) в установленном порядке принимают решение о прекращении деятельности и обязаны в течение 5-ти дней известить об этом территориальное учреждение ЦБ РФ.

В случае внесудебной процедуры ликвидации банка его участники по согласованию с территориальным управлением ЦБ РФ назначают ликвидационную комиссию. При этом устанавливают порядок и сроки ликвидации.

Решение о добровольной ликвидации не может быть принято в случае фактической неплатежеспособности банка.

В результате экономически неэффективной или опасной деятельности, противозаконной деятельности банка может возникать необходимость в его принудительной ликвидации. Правовую основу составляют: ФЗ «О банках и банковской деятельности”, ФЗ «О ЦБ РФ”, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” № 6-ФЗ от 08.01.1998г., «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” № 40-ФЗ от 25.02.1998г., «О реструктуризации кредитных организаций” № 144-ФЗ от 08.07.1999г.

Принудительной ликвидации подлежат банки, у которых отозвана лицензия. Правом отзыва лицензии обладает ЦБ РФ. Отзыв лицензии согласно ст. 75 трактуется как крайняя и последняя мера воздействия на банк, которая должна применяться в исключительных случаях, если есть реальная угроза интересам кредиторов, вкладчиков и самих учредителей.

Основанием для отзыва лицензии можно считать:

1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия

2) задержки начала осуществления банковских операций более чем на один год

3) осуществления банковских операций, не предусмотренных указанной лицензией

4) финансовую несостоятельность банка или неоднократное нарушение банком законов, нормативных актов, предписаний ЦБ РФ

5) неоднократное неисполнение документов судов

6) ходатайство об отзыве лицензии временной администрации

Порядок аннулирования лицензии может быть связан с прекращением деятельности по добровольному решению участников или в связи с такими формами реорганизации: слияние, разделение, присоединение, преобразование.

Решение об отзыве лицензии оформляется приказом на основании ходатайства территориального управления ЦБ РФ. Это решение вступает в силу с момента его принятия и сожжет быть обжаловано в суде в срок 30 дней со дня опубликования сообщения об отзыве лицензии. Это сообщение должно быть опубликовано в «Вестнике Банка России” в течение 7 дней.

С момента отзыва лицензии:

1) считается наступившим срок исполнения обязательств

2) прекращается

3) приостанавливается исполнение судебных решений по имущественным взысканиям

4) запрещается проведение сделок до создания ликвидационной комиссии или назначения арбитражным судом конкурсного управляющего

5) прекращаются все операции филиалов по счетам клиентов

6) корреспондентские субсчета филиалов в расчётно-кассовом центре (РКЦ) ЦБ РФ закрываются

7) вся имеющаяся в операционной кассе денежная наличность инкассируется в РКЦ

Если банк, у которого отозвана лицензия, не может полностью удовлетворить требования кредиторов, то его ликвидация проводится в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ «Несостоятельность (банкротство) юридического лица”.

Банк Росси в течение 30 дней, начиная с даты публикации сообщения об отзыве лицензии у банка, должен обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации кредитной организации и предоставить при этом кандидатуру ликвидатора.

Если к моменту отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций у неё имеются признаки несостоятельности (банкротства), предусмотренные ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций” или если наличие этих признаков установлены временной администрацией, назначенной Банком России в кредитную организацию после отзыва у неё указанной лицензии, Банк России обращается в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом в порядке, установленным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций”.

Арбитражный суд рассматривает требование о ликвидации кредитной организации в соответствии с правилами, установленными Арбитражным процессуальным кодексом РФ. Арбитражный суд принимает решение о ликвидации кредитной организации и назначении ликвидатора из числа кандидатур представленных ему Банком России, если не будет доказано наличие признаков банкротства на момент отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

С момента вынесения арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации:

  • органы управления кредитной организации (ликвидационная комиссия, избранная решением собрания учредителей кредитной организации), отстраняются от выполнения функций по управлению её делами, в частности, по распоряжению имуществом банка. Они в 3-х дневный срок обеспечивают передачу ликвидатору бухгалтерской и иной документации, материальных и иных ценностей, печатей и штампов кредитной организации.
  • Сведения о финансовом состоянии кредитной организации перестают быть отнесёнными к категории сведений, носящих конфиденциальный характер либо являющихся коммерческой тайной
  • Снимаются ранее наложенные аресты на имущество кредитной организации и иные ограничения по распоряжению имуществом этой организации. Наложение новых арестов на имущество кредитной организации и введение иных ограничений по распоряжению имуществом не допускаются
  • Все требования к кредитной организации могут быть предъявлены и подлежат удовлетворению только в процессе её ликвидации

Арбитражный суд, принявший решение о ликвидации кредитной организации, направляет данное решение в Банк России и уполномоченный регистрирующий орган, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что кредитная организация находится в процессе ликвидации.

В процессе ликвидации кредитной организации ликвидатор имеет права и исполняет обязанности, предусмотренные федеральными законами, и обязан действовать с учётом интересов её кредиторов. Учредители кредитной организации, её кредиторы вправе потребовать от ликвидатора возмещения убытков. Причинённых его действиями (бездействием), нарушающими законодательство РФ.

Ликвидатор направляет для опубликования объявление о ликвидации кредитной организации в «Вестнике Банка России” не позднее 5 рабочих дней со дня своего назначения. В этом объявлении должны быть указаны:

  • Наименование и иные реквизиты кредитной организации, ликвидируемой на основании решения арбитражного суда
  • Наименование арбитражного суда, в производстве которого находится дело о ликвидации кредитной организации
  • Дата принятия арбитражным судом решения о ликвидации кредитной организации
  • Срок, установленный для предъявления требований кредиторов (не может быть менее 2 месяцев, с даты публикации указанного объявления)
  • Почтовый адрес, по которому кредиторы могут предъявлять свои требования к кредитной организации
  • Сведения о ликвидаторе

Требования кредиторов кредитной организации направляются ликвидатору по почтовому адресу, указанному в опубликованном объявлении о ликвидации кредитной организации, одновременно с документами, на основании рассмотрения которых ликвидатор принимает решение о признании указанных требований установленными либо неустановленными. Ликвидатор рассматривает заявленные требования кредиторов кредитной организации и учитывает их при составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидатор обязан уведомить кредитора кредитной организации о результате рассмотрения его требований в срок, не превышающий 1 месяца со дня получения указанных требований. Возражения по результатам рассмотрения ликвидатором требований кредиторов могут быть заявлены кредитором и рассматриваются в порядке, предусмотренным ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)” для осуществления процедуры конкурсного производства.

Требования кредиторов ликвидируемой кредитной организации по результатам их рассмотрения ликвидатором могут быть заявлены кредитором в суд или арбитражный суд в установленном законом порядке.

Ликвидатор обязан провести первое собрание кредиторов ликвидируемой кредитной организации не позднее 60 дней со дня окончания срока, установленного для предъявления требований кредиторов. О дне и месте проведения указанного собрания кредиторы должны быть оповещены не позднее, чем за 15 дней до проведения этого собрания.

Ликвидатор обязан в 10 дневный срок со дня вынесения арбитражным судом определения о завершении ликвидации кредитной организации представить в Банк России указанное определение и другие документы, предусмотренные нормативными актами Банка России, для осуществления государственной регистрации кредитной организации в связи с её ликвидацией.