Договор по 223 ФЗ

Информация об исполнении договора по 223-ФЗ: как закрывать

Сведения об исполнении договора по 223-ФЗ, также как и об изменении или расторжения договора заказчик должен внести в реестр договоров (ч. 2 ст. 4.1 223-ФЗ). Срок размещения исполнения договора по 223-ФЗ равен 10 дням с момента выполнения договора, то есть с момента подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ/оказанных услуг или товарной накладной. Наименование «закрывающего» документа и правила его подписания стороны прописывают в договоре.

В ЕИС ставить признак, что исполнение договора завершено по 223-ФЗ, не нужно. Реестр договоров по 223-ФЗ, куда входит и исполнение договоров, ведет Федеральное казначейство РФ (ч. 1 ст. 4.1 223-ФЗ). Потому документы об исполнении договоров заказчик направляет в казначейство, а не размещает в ЕИС самостоятельно.

Проект договора о выполнении работ по Закону № 223-ФЗ Скачать образец

Исполнение договора по 223-ФЗ: какие документы прикреплять

Перечень документов определен в Постановлении правительства от 31.10.2014 № 1132. Заказчик должен предоставить в Федеральное казначейство следующие сведения (п. 33 ПП от 29.12.2014 № 173н):

  • код и название приемочного документа, например 01 – товарная накладная, 12 – акт о приемке выполненных работ, 19 – счет-фактура и т.д.;
  • реквизиты приемочного документа (дата, номер);
  • объем оказанной услуги/выполненных работ, количество поставленных товаров;
  • единицы измерения по ОКЕИ;
  • название и код валюты, в которой были произведены расчеты;
  • сумма проведения платежа;
  • дата проведения расчета;
  • сведения об изменениях, которые были внесены в договор (при наличии);
  • данные о прекращении обязательств сторон в связи с истечением срока договора (при наличии).

Как заключить договор при закупках по 223-ФЗ

Договор подпишите не раньше чем через 10 и не позже чем через 20 календарных дней с даты, когда опубликовали в ЕИС итоговый протокол. Подпишете документ раньше, и любой участник через суд оспорит сделку. Избежать споров помогут точные формулировки в Положении о закупке и проекте договора.
Читайте, как заключить договор без ошибок, с примерами из судебной практики.

Пошаговая инструкция

Одновременно с данными заказчик должен представить в казначейство документы с результатами выполнения договора: акт выполненных работ либо товарную накладную и сведения о проведении оплаты: счет на оплату, счет-фактуру, платежное поручение. Документы нужно представить в электронном виде, подписанные электронной подписью руководителя предприятия.

Размещение исполнения договора по 223-ФЗ

Федеральное казначейство в течение 3-х дней с момента получения сведений и документов проверяет их на полноту и правильность оформления. Если результат проверки отрицательный заказчику поступит протокол, в котором будут указаны ошибки. Их нужно устранить в течение 3-х рабочих дней и направить документы повторно.

Если проверка не выявила нарушений, казначейство формирует реестровую запись и вносит ее в реестр договоров. О внесении записи казначейство уведомляет заказчика в течение 1 рабочего дня.

Таким образом, исполнение договора в ЕИС по 223-ФЗ можно увидеть максимум на 13 день после подписания «закрывающего» документа: 10 дней даны заказчику на предоставление документов в казначейство и 3 дня даны казначейству на проверку.

Срок возврата обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ

После того как выложено исполнение договора по 223-ФЗ в ЕИС, перед заказчиком встает вопрос о возврате обеспечения. Порядок и срок возврата обеспечения исполнения контракта по 223-ФЗ должны быть установлены закупочной документацией и договором. Как правило, внесенные денежные средства возвращаются на банковский счет исполнителя договора в течение 30 дней.

Порядок действий, если выполнение договора обеспечено банковской гарантией такой. Срок действия банковской гарантии по 223-ФЗ при обеспечении контракта законодательно не урегулирован. Заказчик указывает нужный срок в закупочной документации. Он, как правило, превышает срок исполнения договора по 223-ФЗ на месяц. По истечении этого срока банковская гарантия утратит силу. Поэтому как таковая она не возвращается исполнителю договора.

Итак, заказчик не проводит самостоятельную публикацию исполнения договора по 223-ФЗ. В течение 10 дней с момента подписания акта приема передачи он передает акт, документы по оплате и другие сведения в Федеральное казначейство. Последнее проверяет документы и вносит сведения об исполнении в реестр договоров, размещенный в ЕИС.

Вопрос

Согласно статье 4.1. Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ.: Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора. Какие документы необходимо крепить к информации об исполнении?

Ответ

Необходимо включить в реестр документы, подтверждающие исполнения.

Это могут быть счет-фактуры, акты выполненных работ и т.п. документы. Конкретный состав документов зависит от характера договора.

Как вести реестр договоров по 223-ФЗ

«Заказчик вносит в реестр информацию о том, что заключает, исполняет, изменяет и расторгает договоры. Ведет реестр Казначейство. Читайте, какие сведения включить в реестр договоров, какую информацию включать нельзя и что делать, если поставщик – иностранец.

Как внести информацию в реестр договоров

Информацию в реестр договоров вносите в ЕИС. Для этого войдите в личный кабинет, перейдите на страницу «Реестр договоров». Далее нажмите на ссылку «Создать договор» и заполните вкладки. После этого сведения и документы проверит Казначейство.

Допустим, Казначейство не приняло информацию, которую заказчик разместил в ЕИС. Тогда Казначейство направит заказчику протокол в электронном виде с основаниями, по которым информацию и документы не включили в реестр. Протокол Казначейство отправит в течение трех рабочих дней после того, как заказчик разместил сведения. Такой порядок установлен в пункте 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 31.10.2014 № 1132, далее – Правила № 1132.

У заказчика есть три дня, чтобы разместить в ЕИС доработанную информацию и документы. Время отсчитывайте с момента, когда получили от Казначейства протокол с отказом (п. 21 Правил № 1132).

Какие сведения внести в реестр договоров

Состав сведений для передачи в реестр зависит от этапа работы по договору. Сроки, в которые внесете данные в ЕИС, зависят от действий сторон: подписали, внесли изменения, расторгли договор или подписали акт приемки. Такой порядок установлен в части 2 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ и в пункте 10 Правил № 1132.

Внесите в реестр сведения, которые перечислены в Порядке, утвержденном приказом Минфина от 29.12.2014 № 173н, далее – Порядок № 173н.

Сведения, которые заказчик вносит в реестр в течение трех рабочих дней

1. Стороны заключили договор
Сведения для реестра Основания из Порядка № 173н
Данные заказчика: наименование, коды по ОКОПФ и ОКПО, ИНН, дата постановки на учет в налоговой службе, идентификационный код Пункт 14
Сведения о способе закупки Пункт 15
Дата, когда подвели итоги закупки, реквизиты протокола закупки Пункт 16
Номер и дата, когда заключили договор Пункт 18
Предмет, цена и срок исполнения договора Пункты 19, 20 и 21
Валюта и курс, если заключили договор в валюте Пункт 20
Данные поставщика: наименование организации для юрлиц, Ф. И. О. для физлиц, ИНН, контактные данные, код ОКПО и дату постановки на учет в налоговой службе для организаций Пункты 22, 23, 24и 29
Сведения о том, что победитель должен привлечь к договору субподрядчиков из числа субъектов МСП Абзац 8пункта 22
Копия договора с электронной подписью Подпункт «м»пункта 2 Правил № 1132
Номер извещения о закупке (при наличии) Пункт 35
2. Контрагент заключил договор с субподрядчиком – МСП
Сведения для реестра Основания из Порядка № 173н
Стоимость договоров, которые заключили с МСП Абзац 3 пункта 17
Наименование, адрес, ИНН субподрядчика, предмет и цена договора Подпункт «к» пункта 2 Правил № 1132

Сведения, которые заказчик вносит в реестр в течение 10 дней

1. Стороны внесли в договор изменения
Сведения для реестра Основания из Порядка № 173н
Условия, которые изменили Пункт 36
Реквизиты документа, которым подтвердите, что согласовали с поставщиком изменение объема, цены или сроков договора
2. Стороны расторгли договор
Сведения для реестра Основания из Порядка № 173н
Основание, по которому расторгли договор, – соглашение сторон, судебный акт, односторонний отказ Пункт 34
Дата, когда расторгли договор
Реквизиты и электронная копия документа, на основании которого расторгаете договор
3. Стороны исполнили договор
Сведения для реестра Основания из Порядка № 173н
Наименование и реквизиты документа, которыми подтвердите, что договор исполнен Пункт 33
Количество товаров, работ или услуг, которые закупили
Валюта, в которой оплатили договор
Сумма и дата оплаты договора

Внимание: до 1 июля 2018 года не включайте в реестр сведения о поставщике, подрядчике или исполнителе, а также информацию о договорах с субподрядчиками. Основание – постановление Правительства от 27.11.2017 № 1429.

Документы для реестра формируйте в виде:

1. электронной копии бумажного документа – скан в формате Word, Adobe Acrobat или в других общеиспользуемых форматах;

2. копии электронного документа, если документ сформировали в электронном виде.

Максимальный размер файла – 50 Мб. Файлы большего объема предварительно заархивируйте или разбейте на несколько документов.

Часть данных система сгенерирует. Например, цену валютного договора система переведет в рубли, а когда заказчик внесет ИНН, место жительства предпринимателя заполнит автоматически. Сведения и документы для реестра договоров подпишите усиленной квалифицированной электронной подписью.

Внимание: если нарушите сроки, в которые размещают сведения в реестре, должностное лицо заплатит штраф от 2000 до 5000 руб.; организация – от 10 000 до 30 000 руб.
Если не разместите информацию в реестре договоров, ответственный сотрудник заплатит от 30 000 до 50 000 руб. штрафа, а юрлицо – от 100 000 до 300 000 руб. Санкции предусмотрены частями 4, 5 статьи 7.32.3 Кодекса об административных правонарушениях.

Ситуация: указывать ли в реестре, что стороны продлили действие договора после окончания, если пролонгация предусмотрена условиями договора

Да, укажите. Когда формируете в реестре информацию о том, что продлеваете договор, просто укажите «пролонгация». Не указывайте документ, на основании которого изменяете условия договора. Электронную копию документа-основания не прикладывайте. Это прописано в пункте 33 Порядка № 173н.

Как заполнить реестр, если поставщик – иностранец

Если закупаете товары, работы или услуги у иностранной организации или физического лица, в реестре укажите:

1. полное наименование организации либо Ф. И. О. иностранного гражданина;
почтовый индекс;

2. страну регистрации;

3. адрес;

4. телефон и электронную почту.

Если у иностранного подрядчика есть представительство или место жительства в России, дополнительно укажите российские адрес и телефон.

Такие правила установлены в пунктах 25, 26, 28 и 30 Порядка № 173н.

Если поставщик из другого государства состоит на учете в налоговых органах России, укажите:

  • ИНН, КПП;
  • дату, когда компанию поставили на учет в налоговом органе;
  • код налогоплательщика в стране регистрации или аналог.

Если поставщик не зарегистрирован в ФНС, укажите код налогоплательщика в стране регистрации или аналог по законодательству иностранного государства.

Такие правила установлены в пунктах 27 и 32 Порядка.

Ситуация: можно ли написать название иностранной организации – поставщика услуг на английском языке

Полное, сокращенное и фирменное наименование поставщика пишите на русском языке. Наименование организации при помощи латинских букв можете указать дополнительно. Также на латинице можете указать сокращенное и фирменное название иностранного юрлица. Такая норма закреплена в пункте 25 Порядка № 173н.

Какую информацию не вносят в реестр договоров

В реестр договоров не вносите сведения и документы о закупке, если:

  • закупку не размещают в ЕИС по решению Правительства (п. 1 ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  • объект закупки включили в отдельный перечень Правительства (п. 2 ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  • товар, работу или услугу закупает конкретный заказчик и сведения об объекте закупки не включают в ЕИС (п. 4 ч. 16 ст. 4 Закона № 223-ФЗ);
  • сведения о закупке содержат гостайну.

Кроме того, Правительство вправе утвердить перечень оснований не вносить в ЕИС сведения о поставщике, с которым заключили договор.

Правительство утвердило отдельные перечни товаров, работ, услуг, сведения о которых заказчики не размещают в ЕИС. Это закупки в сферах:

  • атомной энергетики (распоряжение Правительства от 24.12.2015 № 2662-р);
  • страхования рисков при экспортном кредитовании и инвестициях (распоряжение Правительства от 23.04.2013 № 671-р);
  • космической деятельности (распоряжение Правительства от 30.06.2015 № 1247-р);
  • изготовления банковских билетов, разменных монет, бланков документов, которые удостоверят личность гражданина (распоряжение Правительства от 27.09.2016 № 2027-р);
  • финансовых услуг (распоряжение Правительства от 20.01.2018 № 51-р).

К гостайне относят сведения, распространение которых нанесет ущерб безопасности России. Об этом сказано в статье 2 Федерального закона от 21.07.1993 № 5485-1.

Перечень сведений, которые относят к государственной тайне, утвержден Указом Президента от 30.11.1995 № 1203.

Заказчик вправе не вносить в реестр сведения о договорах, цена которых не превышает 100 000 руб. Если годовая выручка заказчика превышает 5 млрд руб., не вносите сведения о договорах, цена которых не превышает 500 000 руб. Даже если внесли сведения в реестр, изменения в план-график закупок можете не вносить. Это разъясняет Минэкономразвития в письме от 10.02.2015 № Д28и-288.

Кроме того, в ЕИС можно не публиковать сведения, когда:

  • закупаете услуги по привлечению во вклады денег организаций, получению кредитов, доверительному управлению деньгами и другим имуществом, выдаче банковских гарантий, открытию и ведению счетов, в том числе валютных аккредитивов, брокерские услуги и услуги депозитариев;
  • заключаете и исполняете договор купли-продажи, аренды, договор доверительного управления государственным и муниципальным имуществом или другой договор, по которому переходит право владения или пользования недвижимостью.

Такие правила следуют из частей 15 и 16 статьи 4, части 3 статьи 4.1 Закона № 223-ФЗ, пункта 3 Правил № 1132, а также абзаца 2 пункта 13 Порядка № 173н.

Ситуация: нужно ли вносить информацию о договоре в ЕИС, если после пролонгации цена договора превысила 100 тыс. руб.

Да, нужно. Если в договоре предусмотрели право заключить дополнительное соглашение, в результате чего суммарная стоимость договора превысит 100 тыс. руб., то сведения о закупке опубликуйте в ЕИС. Вывод следует из части 15 статьи 4 Закона № 223-ФЗ. Позицию подтвердило Минэкономразвития в письме от 16.12.2016 № ОГ-Д28-15138.

Ситуация: как накажут заказчика по 223-ФЗ, который не разместит в ЕИС допсоглашение о замене товара на продукцию с улучшенными характеристиками

Контролеры никак не накажут заказчика. Обязательно публикуйте в ЕИС сведения о том, что изменили объем закупаемой продукции, цену и срок исполнения договора. Прочую информацию заказчик размещать в ЕИС не обязан, поэтому отдельно публиковать сведения о замене товара на товар с улучшенными характеристиками не нужно. Информацию о замене товара опубликуйте в ЕИС, когда формируете сведения об исполнении договора: напишите, какие именно условия договора изменили. Такой вывод следует из части 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, пунктов 33 и 36 Порядка из приказа Минфина от 29.12.2014 № 173н.»

Профессиональная справочная система для юристов, в которой вы найдете ответ на любой, даже самый сложный вопрос.
Попробуйте бесплатный доступ на 3 дня >>

В некоторых случаях заранее определить сумму, на которую будут оказаны услуги, закупаемые по госконтракту, не представляется возможным. Ее непредсказуемая величина зависит от количества предоставленных услуг за определенный период времени и становится известна только по прошествии этого периода. Само собой, при заключении таких договоров у обеих сторон возникает немало вопросов, связанных со сроками публикации договора в Единой информационной системе (ЕИС), порядке составления отчета и т.д. и т.п. С помощью экспертов Службы правового консалтинга ГАРАНТ попробуем дать ответы на некоторые из этих вопросов на примерах из практики.
Договор на обслуживание карт на сумму до 100 тыс. руб заключен по Закону № 223-ФЗ у единственного поставщика. Извещение, документация и договор не размещались на официальном сайте. В настоящее время сумма по договору увеличивается дополнительным соглашением свыше 100 тыс. руб.
Согласно договору банк взимает комиссию за совершение операций по банковскому счету, размер которой зависит от поступлений на счет, суммы которых заблаговременно определить невозможно (например, неизвестно, какую выручку от продажи билетов получит кинотеатр в том или ином периоде, банк берет за обслуживание карт процент в конце месяца).
Поэтому сложилась ситуация, когда при заключении договора его цена была определена в размере не более 100 тыс. руб., а фактически услуги по договору оказаны на сумму, которая превышает эту величину.
Нужно ли эту закупку опубликовывать на официальном сайте (извещение, документацию, проект договора, договор – в реестр договоров)?
Нужно ли вносить изменения в отчет в том месяце, в котором был заключен этот договор?
Как правильно заключать такой договор, если сумма договора точно неизвестна?
Новая закупка или изменение договора
В рассматриваемой ситуации при увеличении цены договора у заказчика нет обязанности размещать в единой информационной системе информацию о закупке и передавать сведения о ней. Вместе с тем возможно, что целесообразно внести изменения в отчетность о договорах определенного месяца, в котором был заключен договор и его цена изменилась, увеличив общую сумму на сумму увеличения цены данного договора. В том же случае, если цена договора установлена ориентировочная, определяющаяся по факту исполнения по установленной договором формуле, нет необходимости и во внесении изменений в договор и в отчетность.
Стоит заметить, что понятие закупки не получило определения ни в Законе № 223-ФЗ, ни в подзаконных нормативных правовых актах. Из некоторых указаний Закона № 223-ФЗ, например, из п. 3 ч. 9 ст. 4 этого закона, о том, что в извещении о закупке в обязательном порядке указывается предмет договора, из указания ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, что одновременно публикуется проект договора, следует, что результатом проведения закупки является заключение нового договора. Положение о закупке должно регулировать также порядок заключения и исполнения договоров (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Отсюда можно сделать вывод, что под закупкой понимаются процедура выбора контрагента для заключения с ним договора, само заключение договора и его исполнение. Отсюда же следует, что изменение договора новой закупкой не является.
В соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в ЕИС при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 15 и 16 той же статьи. В случае если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора, по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.
Также информация и документы о закупке вносятся в реестр договоров, заключенных заказчиками. Вместе с тем туда не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом № 223-ФЗ не подлежат размещению в ЕИС (ст. 4.1 этого Закона).
В частности, ч. 15 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусмотрено право заказчика не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб., а если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 млрд руб. – 500 тыс. руб.
Таким образом, сведения о закупке товаров, работ, услуг стоимостью не более 100 тыс. руб. могут не включаться в ЕИС и не отражаться в реестре договоров.
Ориентировочно и окончательно
Закон № 223-ФЗ неоднократно указывает на необходимость установления цены договора в целом (ч. 5, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ). При этом п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ требует включения в документацию о закупке порядка формирования цены договора (цены лота) (с учетом или без учета расходов на перевозку, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов и других обязательных платежей), говоря именно о цене договора в целом. Каких-либо исключений, когда может устанавливаться цена не по договору в целом, а например, за цену единицы товара, работы и услуги, не предусматривается. С этим тесно связано и указание п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, что договор должен включать описание предмета договора с указанием количества поставляемого товара, объема выполняемых работ, оказываемых услуг. Каких-либо исключений также не предусмотрено. Кроме того, для применения правила о размещении информации о закупке и исключений из него, предусмотренных ч. 5 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, заказчик в любом случае должен заранее определить сумму договора.
Вместе с тем Закон № 223-ФЗ не требует, чтобы цена договора и количество товара, объем работ или услуг по нему определялись твердыми и не запрещает определять цену единицы товара, работы, услуги. Соответственно, заказчик может руководствоваться принципом свободы договора, закрепленного в п. 2 ст. 1, п. 4 ст. 421 ГК РФ, согласно которому стороны договора свободны в определении любых условий договора, кроме противоречащих закону и тех случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (смотрите также ст. 422 ГК РФ), с учетом способа закупки. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик в любом случае обязан определить цену договора, количество товаров, объем работ или услуг, однако в ряде случаев, в зависимости от своих потребностей, вправе указать, что данные цена и количество (объем) являются ориентировочными, а окончательные размеры цены и количества (объема) определяются, например, по включенной в договор формуле или по фактическому исполнению. Возможность включения такого механизма в договор поставки прямо предусмотрена ст. 485 ГК РФ, также об определении цены договора подряда приблизительной сметой говорит п. 4 ст. 709 ГК РФ. Как представляется, это вполне соответствует и указаниям п. 7 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ относительно определения порядка формирования цены, поскольку по контексту данной нормы перечисление в ней факторов формирования цены не является исчерпывающим.
Можно предположить, что договор, который предусматривает уплату комиссии в зависимости от неопределенного заранее объема фактических поступлений денежных средств на счет, также должен относиться к договорам, объем и стоимость услуг по которым определяются при определении исполнителя ориентировочно, а окончательные объем и стоимость услуг определяются по фактическому исполнению. Соответственно, фактическое исполнение такого договора в объеме, превышающем установленный при заключении, не должно расцениваться как изменение договора, в частности его цены. Заметим в этой связи, что ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ предусматривает ежемесячное размещение обобщенной информации о заключении договоров, но не об их исполнении. Сведения об исполнении договоров включаются в реестр договоров (пп. «з» п. 2 Правил ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132). Однако, как уже говорилось выше, сведения о договорах, заключенных в рамках закупки, сведения о которой не размещаются в ЕИС, в реестр договоров не включаются.
Что и когда размещать в ЕИС?
Вместе с тем определить точное содержание конкретных условий договора могут только его стороны либо при наличии разногласий суд, который примет во внимание как все условия договора в целом, так и предшествующую и последующую переписку сторон, их поведение после заключения договора и другие обстоятельства (ст. 431 ГК РФ).
В связи с этим следует отметить, что Закон № 223-ФЗ не ограничивает стороны договора в праве изменить любые его условия, в том числе заключить соглашение об увеличении объема услуг по договору с соответствующим увеличением его цены. Необходимо отметить, что в некоторых случаях это может быть расценено как новая закупка, однако, скорее всего, если увеличение объема услуг изначально предполагалось договором, такая квалификация отпадает. При этом названный закон не запрещает увеличить цену договора в том случае, когда первоначальная цена договора была определена в пределах размера, позволяющего не размещать сведения о закупке в ЕИС, а новая цена превышает такой предел и не определяет последствия такой ситуации.
Следует полагать, что у заказчика при таких обстоятельствах нет оснований для размещения сведений о закупке в ЕИС и направления соответствующих сведений и документов для их включения в реестр договоров. По смыслу ч. 5, п. 5 ч. 9, п. 5 ч. 10 ст. 4 Закона № 223-ФЗ, а также правил раздела IV положения о размещении в Единой информационной системе информации о закупке, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2012 № 908, стоимость товаров (работ, услуг), исходя из которой заказчик принимает решение о внесении или невнесении информации о закупке в ЕИС, определяется на дату составления извещения о закупке, документации о закупке, проекта договора, то есть до момента заключения и исполнения договора. Внесение такой информации в ЕИС «задним числом» (за прошлый период) в случае, когда при заключении или исполнении договора увеличивается его первоначальная цена, ни Закон № 223-ФЗ, ни положение не предусматривают.
Таким образом, формально у заказчика в рассматриваемой ситуации нет оснований вносить в ЕИС, а также в реестр договоров сведения об изменении условий договора с банком. Вместе с тем официальных разъяснений и материалов правоприменительной практики, в которых рассматривалась бы подобная ситуация, обнаружить не удалось. Поэтому нельзя исключить вероятности того, что контролирующие органы будут придерживаться иного мнения по данному вопросу со всеми вытекающими отсюда для заказчика негативными последствиями (ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ, смотрите также п. 3 письма Минэкономразвития России от 10.07.2015 № Д28и-2012). В связи с этим заказчику целесообразно обратиться за письменными разъяснениями по этому вопросу в Минэкономразвития России или ФАС России.
Отчетный период
Кроме того, следует обратить внимание на следующее. В соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на официальном сайте обобщенную информацию о заключении договоров, прежде всего об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком вообще, а также о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (контрагента). Размещение этой информации осуществляется заказчиком в порядке, установленном разделом VIII положения. В частности, порядок формирования документа, содержащего сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиками по результатам соответствующих закупок, определен п.п. 45, 47 положения. А п. 51 положения указывает на порядок внесения заказчиком изменений в документы, которые предусмотрены п.п. 45 и 47 того же положения. К сожалению, ни Закон № 223-ФЗ, ни раздел VIII положения не предусматривают основания, по которым заказчик обязан внести в ЕИС изменения в обобщенные сведения о договорах, которые он заключил в отчетном месяце.
Согласно разъяснениям, которые приведены в п. 2 письма Минэкономразвития России от 08.04.2015 № Д28и-987, в случае если заказчиком заключен договор в одном отчетном периоде, а цена договора изменилась в другом отчетном периоде, заказчику в соответствии с положением необходимо внести изменения в документ, содержащий сведения о количестве и общей стоимости таких договоров, размещенный в отчетный период, в котором заключен договор. При этом ни Закон № 223-ФЗ, ни раздел VIII положения напрямую не связывают внесение таких изменений с необходимостью внесения в ЕИС информации об изменении договора.
Отсюда можно сделать вывод, что в рассматриваемом случае заказчик должен внести изменения в сведения об общей стоимости договоров, заключенных им в соответствующем отчетном месяце, увеличив ее на сумму, на которую увеличилась цена указанного в вопросе договора. Аналогично следует изменить сведения об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (п.п. 51, 52 положения).
Надо заметить, что указанная позиция представляется не бесспорной. Как уже говорилось, ч. 19 ст. 4 Закона № 223-ФЗ устанавливает обязанность размещения информации именно о заключенных в течение отчетного месяца договорах, а не об их изменении или исполнении. При этом под «отчетным периодом» (в данном случае – «отчетным месяцем») следует понимать «период, в котором происходят события, о которых формируется отчет». Представляется, что последующее изменение цены договора никак не может отменить того факта, что стороны изначально, при заключении договора, согласовали его цену в размере, учтенном в соответствующем отчете.
Тем не менее, хотя в самом упомянутом письме указано, что Минэкономразвития России не наделено компетенцией по разъяснению законодательства РФ, велика вероятность, что контролирующие органы будут придерживаться изложенной в нем позиции.
В том же случае, если цена установлена ориентировочная, а окончательная сумма оплаты определяется по факту исполнения по формуле, установленной договором, формально цена договора, как уже было сказано выше, не изменяется. Соответственно, нет необходимости и во внесении изменения в отчетность.

Согласно положению о закупках по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» возможно изменение договора не более 10 процентов от первоначальной цены договора.
Как правильно и законно уменьшить цену по договору выполненных работ (например, оказание услуг по отпуску (приему) тепловой энергии и горячего водоснабжения), заключенному на полугодие 2018 года (речь идет как о действующих договорах, так и о договорах, заключенных на период с 1 января 2018 года по 1 июня 2018 года)?
Можно ли заключить дополнительное соглашение на уменьшение цены договора (предполагаемые изменения условий договора не превышают десятипроцентного ограничения, установленного положением о закупке)? Если да, то какую указать причину в дополнительном соглашении?

24 января 2019

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Условия о цене договора и количестве поставляемого товара могут быть изменены по соглашению сторон. То обстоятельство, что указанный в договоре срок действия истек, в приведенной ситуации не препятствует изменению договора.

Обоснование вывода:
Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) не только не содержит норм, исключающих или ограничивающих возможность изменения сторонами условий заключенных договоров, но прямо указывает на возможность таких изменений (ч. 5 ст. 4 этого Закона). Разумеется, приведенная норма не должна восприниматься как допускающая произвольное изменение условий договоров, заключенных в соответствии с Законом N 223-ФЗ. В п. 16 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16 мая 2018 г., прямо указано, что не допускается такое изменение договора, заключенного по правилам Закона N 223-ФЗ, которое повлияет на его условия по сравнению с условиями документации о закупке, имевшими существенное значение для формирования заявок, определения победителя, определения цены договора*(1). Также следует учитывать, что внесение изменений в договор может быть ограничено требованиями положения о закупке заказчика (п. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона N 223-ФЗ заказчики руководствуются Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также разрабатываемыми и утверждаемыми ими самими положениями о закупке. То есть к заключенным в ходе закупки договорам применяются общие положения гражданского законодательства, допускающие изменение договора по соглашению сторон, а в предусмотренных законом или договором случаях — и в одностороннем порядке, поскольку это не противоречит положению о закупке, утвержденному заказчиком (смотрите ст. 450 ГК РФ).
Таким образом, изменение цены товара, работы или услуги, а также их количества и объемов при исполнении договора, заключенного в соответствии с требованиями Закона N 223-ФЗ, возможно, если это не противоречит положению о закупке.
То обстоятельство, что в приведенной ситуации срок действия договоров установлен до 1 июля 2018 года, не препятствует изменению условий договора. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ, если закон или договор не предусматривает прекращение обязательств сторон по окончании срока действия договора, договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства. Если указанный в вопросе договор не содержит условия о том, что предусмотренные им обязательства прекращаются по окончании срока его действия, он действует до того момента, пока не будет исполнен или расторгнут, независимо от наступления указанного в нем срока (смотрите, например, постановление АС Московского округа от 22.10.2014 N Ф05-11647/14, постановление ФАС Поволжского округа от 14.07.2014 N Ф06-6698/13, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 31.10.2013 N Ф08-6367/13), а значит, может быть изменен по соглашению сторон.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Изменение и расторжение договора по Закону N 223-ФЗ;
— Энциклопедия решений. Возможная квалификация увеличения количества товаров, объема работ или услуг по договору по Закону N 223-ФЗ как новой закупки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Ответ прошел контроль качества

26 декабря 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) При определенных обстоятельствах (если такое изменение связано, например, с увеличением объема приобретаемого товара или с увеличением срока, на который изначально заключен контракт) изменение цены договора может свидетельствовать о совершении новой закупки. Подробнее об этом смотрите, например, в материалах:
— Вопрос: На организацию распространяется закон от 18.07.2011 N 223-ФЗ, закупки осуществляются в соответствии с положением о закупках. В положении не предусмотрена возможность изменения объема поставляемого товара и общей суммы договора. Поставщик настаивает на закреплении в договоре нормы об отклонении от общего объема поставляемой продукции +/- 10% (толеранс). Наименование, ассортимент и количество товара не меняются. По итогам поставки могут измениться только его вес и цена. Можно ли изменить условие договора о цене? Если да, то отражается ли изменение цены в отчетности о закупках? Не будет ли поставка дополнительного объема товара признана «новой закупкой»? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.)
— Вопрос: Является ли условие об автоматической пролонгации срока действия договора на следующий период достаточным условием для продолжения потребления услуг связи без проведения дополнительных закупочных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ? Требуется ли проведение закупочных процедур в случае изменения тарифов в рамках действующего договора на оказание услуг связи (телефония, Интернет)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, август 2014 г.) Однако сказанное не имеет отношения к случаям, когда по соглашению сторон уменьшаются количество поставляемого товара и цена договора.