Должностная инструкция специалиста по от в школе

Должностная инструкция заместителя директора по безопасности образовательной деятельности

1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция заместителя директора по безопасности в школе определяет функции, устанавливает квалификационные требования, обязанности и ответственность заместителя директора по безопасности образовательной деятельности в общеобразовательном учреждении.
1.2. Данная должностная инструкция заместителя директора по обеспечению безопасности в школе разработана в соответствии с Письмом Министерства образования и науки РФ от 14 февраля 2014 г. № МК-169/12 «О типовой должностной инструкции заместителя руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность, по безопасности»; на основании Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденного Приказом Минздравсоцразвития №761н от 26.08.2010г в редакции от 31.05.2011г; в соответствии с Трудовым кодексом РФ и другими нормативными актами, регулирующими трудовые отношения между работником и работодателем.
1.3. На должность заместителя директора по безопасности назначается лицо, имеющее высшее образование по направлениям подготовки «Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом», «Образование и педагогика», «Гражданская оборона» и «Правоохранительная деятельность» или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет или высшее образование и дополнительное профессиональное образование в области государственного и муниципального управления, менеджмента, экономики и педагогики, гражданской обороны и правоохранительной деятельности или соответствующим им направлениям подготовки (специальностям) и стаж работы на руководящих должностях по направлению профессиональной деятельности не менее 5 лет. Лицо, назначаемое на должность заместителя директора по безопасности должно пройти обучение с выдачей удостоверения утвержденного образца.
1.4. Назначение на должность заместителя директора по безопасности осуществляется директором общеобразовательного учреждения по согласованию с управлением образования.
1.5. В работе сотрудник строго соблюдает должностную инструкцию заместителя директора по безопасности образовательной деятельности в школе, непосредственно подчиняется директору общеобразовательного учреждения.
1.6. Заместитель директора по безопасности в своей деятельности руководствуется:

  • Конституцией и Законодательными актами Российской Федерации;
  • Указами и распоряжениями Президента РФ;
  • Постановлениями Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, которые касаются обеспечения безопасности в образовательных учреждениях;
  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. с изменениями от 1 марта 2020 г;
  • ФЗ от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» с изменениями и дополнениями от 1 мая 2019 г.;
  • ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями и дополнениями от 3 июля 2019г;
  • ФЗ от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» с изменениями и дополнениями от 27 декабря 2019 г;
  • ФЗ от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» с изменениями и дополнениями от 18 марта 2020 г;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» с изменениями и дополнениями от 29 ноября 2018 г.;
  • Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 27.12.2019г;
  • Трудовым кодексом Российской Федерации;
  • Уставом школы, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными локальными актами, в том числе приказами и распоряжениями директора школы.

1.7. Заместитель директора по безопасности должен знать:

  • основные нормы и требования по гражданской обороне, обеспечению защиты от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, пожарной безопасности, охране труда, антитеррористической и противокриминальной защищенности, противодействию экстремизму, предупреждению травматизма и соблюдению внутреннего режима в в общеобразовательном учреждении, а также порядок разработки указанных норм и требований;
  • базовые основы административного, трудового и хозяйственного законодательства Российской Федерации, основы экономики, организации труда и управления, а также права и обязанности участников образовательных отношений в области комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов;
  • состояние гражданской обороны, противопожарной защиты и охраны труда, антитеррористической и противокриминальной защищенности общеобразовательного учреждения, специфику технической укрепленности и защищенности территории и объектов школы, порядок функционирования охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима учреждения;
  • образовательные стандарты по проведению курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Безопасность жизнедеятельности»;
  • организацию процесса обучения сотрудников и обучающихся в области комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности.
  • последовательность управления общеобразовательным учреждением;
  • служебный распорядок работы общеобразовательного учреждения, порядок работы со служебной информацией, правила делового этикета, основы ведения делопроизводства, организации взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций;
  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, а также основы возрастной психологии.
  • требования к допризывной подготовке молодежи.

1.8. Заместитель директора должен знать должностную инструкцию зам. директора по безопасности образовательной деятельности в школе, инструкцию по охране труда, противопожарной безопасности, порядок действий при чрезвычайных ситуациях и эвакуации.
1.9. Заместитель директора по безопасности должен иметь навыки:

  • в решении задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни, здоровья обучающихся и работников общеобразовательного учреждения в условиях чрезвычайных (кризисных) ситуаций;
  • в использовании в практической деятельности инновационных технологий, направленных на профилактику рисков нарушения безопасности образовательной среды;
  • в анализе и прогнозе рисков нарушения безопасности образовательной среды, планировании комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению;
  • в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности образовательной деятельности школы;
  • в выявлении и устранении факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма, а также выявлении, предупреждении и пресечении действий лиц, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического характера;
  • в разработке и внедрении программ поведения человека в кризисных и экстремальных ситуациях;
  • в организации и обеспечении выполнения задач, планировании работы и рабочего времени, учета мнения коллег;
  • в систематизации информации, работе со служебными документами, квалифицированной работы с людьми по недопущению личностных конфликтов;
  • в организации межведомственного взаимодействия по решению задач обеспечения комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов школы;
  • владения компьютерной и другой оргтехникой, необходимым программным обеспечением;
  • оказания первой помощи пострадавшим.


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г
2. Функции
Основным направлением деятельности заместителя директора по безопасности являются:
2.1. Организация и осуществление работы по созданию безопасных условий образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников общеобразовательного учреждения;
2.2. Регулирование деятельности всех заинтересованных служб по организации комплексной безопасности учебного заведения от угроз социального, технического и природного воздействия. Организация и исполнение взаимодействия с (городской) районной антитеррористической комиссией, территориальными правоохранительными органами, формированием ГО и ЧС, службой санитарного государственного контроля, военным комиссариатом.
2.3. Организация и обеспечение защиты учащихся и сотрудников школы от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов общеобразовательного учреждения, функционирования охраны, контрольно-пропускного и внутриобъектового режима организации, а также разработки паспорта комплексной безопасности и антитеррористической защищенности школы;
2.4. Руководство и координация деятельности структурных подразделений школы при выполнении задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности, охране труда, предупреждения травматизма и соблюдения внутреннего режима в общеобразовательном учреждении;
2.5. Разработка и обеспечение проведения мероприятий по охране труда и безопасности образовательногй деятельности, антитеррористической защищенности школы, гражданской обороне и противопожарной безопасности, поддержанию дисциплины.

3. Должностные обязанности заместителя директора по безопасности
На заместителя директора школы по безопасности возлагаются следующие обязанности:
3.1. Разработка и утверждение по согласованию с директором общеобразовательного учреждения программ и планов развития школы в области комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов и осуществление контроля их реализации.
3.2. Организация рабочего плана по обеспечению безопасности образовательной деятельности, при проведении спортивных, культурно-массовых мероприятий, проводимых в школе.
3.3. Руководство разработкой планирующих документов по гражданской обороне, пожарной безопасности, охране труда, по предупреждению травматизма и осуществление контроля их исполнения.
3.4. Разработка локальных правовых актов, планирующих и организационно-распорядительных документов по защите от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов общеобразовательного учреждения, соблюдению внутреннего режима в школе, а также обеспечение их выполнения, включая подготовку необходимых сил и средств.
3.5. Осуществление руководства и координации деятельности структурных подразделений (работников) школы, уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, служб (работников) по охране труда, работников, ответственных за пожарную безопасность, а также добровольных пожарных формирований общеобразовательного учреждения.
3.6. Осуществление контроля создания и содержания в целях гражданской обороны запасов материально-технических, медицинских и иных средств и средств индивидуальной защиты, а также резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных (кризисных) ситуаций.
3.7. Принятие мер по обеспечению постоянной готовности системы связи и оповещения, технических средств охраны, а также защитных сооружений гражданской обороны.
3.8. Организация и проведение занятий, тренировок и учений по противопожарной безопасности, действиям по сигналам гражданской обороны и при возникновении угрозы террористического акта.
3.9. Контроль разработки и осуществления комплекса мер по обеспечению пожарной безопасности в общеобразовательном учреждении.
3.10. Осуществление руководства работой комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, а также эвакуационной комиссией школы, созданием и практической подготовкой нештатных формирований гражданской обороны школы к выполнению задач.
3.11. Принятие мер по созданию условий, направленных на соблюдение учащимися и работниками школы требований пожарной безопасности и поддержанию противопожарного режима, а также по оснащению общеобразовательного учреждения средствами антитеррористической защиты.
3.12. Оказание содействия государственным инспекторам по пожарному надзору при проведении проверок в школе, пожарной охране при тушении пожаров на территории общеобразовательного учреждения, а также предоставлению необходимых сил и средств.
3.13. Принятие участия в расследовании и установлении причин и обстоятельств пожаров, происшедших в общеобразовательном учреждении, выявления виновных в нарушении требований пожарной безопасности и возникновении пожара.
3.14. Представление интересов школы в государственных органах и судах при рассмотрении дел о нарушении правил противопожарного режима в общеобразовательном учреждении, представление необходимых документов и дача объяснений.
3.15. Осуществление руководства подготовки программ, должностных инструкций, учебных и учебно-методических пособий по вопросам комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов, координация их рецензирования и издания.
3.16. Проведение учебно-методических совещаний, семинаров и конференций по направлению деятельности и в пределах предоставленных полномочий.
3.17. Осуществление контроля и координации работы в школе по совершенствованию учебно-методической базы для преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» («Безопасность жизнедеятельности»).
3.18. Осуществление общего руководства обучением и проверкой знаний по охране труда администрации, педагогических работников, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала общеобразовательного учреждения.
3.19. Контроль организации и выполнения работ по аттестации рабочих и учебных мест по условиям труда и учебы в общеобразовательном учреждении в части, касающейся требований безопасности.
3.20. Руководство работой по выявлению, противодействию и устранению факторов, способствующих возникновению и распространению идеологии терроризма среди работников и учащихся школы, а также обеспечение проведения активных информационно-пропагандистских мероприятий антитеррористической направленности.
3.21. Сбор, обобщение и анализ информации о состоянии комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов школы, принятие мер по устранению выявленных недостатков.
3.22. Обеспечение выполнения мероприятий по комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учащихся и сотрудников школы в ходе образовательной деятельности, эксплуатации учебно-лабораторного оборудования, выполнения различного вида работ и в местах проведения массовых мероприятий.
3.23. Обеспечение охранной деятельности и организации контрольно-пропускного режима в школе, осуществление контроля работоспособности технических средств охраны и оповещения в общеобразовательном учреждении.
3.24. Принятие мер по своевременному заключению договоров на оказание услуг по охране школы с подразделениями вневедомственной охраны (частными охранными организациями), контроль и регулирование организации несения службы сотрудниками вневедомственной охраны (частной охранной организации).
3.25. Участие в расследовании и учете несчастных случаев со школьниками и сотрудниками общеобразовательного учреждения в порядке, установленном Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.26. Принятие и реализация оперативных управленческих решений по предупреждению, пресечению и в случае возникновения чрезвычайных (кризисных) ситуаций на территории и объектах школы, а также в случае выявления действий лиц, направленных на подготовку и совершение преступлений террористического или криминального характера.
3.27. Оказание содействия органам государственной власти и органам местного самоуправления при проведении специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий на территории общеобразовательного учреждения или в непосредственной близости к нему по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности учащихся и работников школы, а также по минимизации последствий террористического акта.
3.28. Обеспечение в отношении обучающихся и сотрудников школы выполнения мер и временных ограничений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, на территории (объектах), в пределах которой (на которых) введен правовой режим контртеррористической операции.
3.29. Обеспечение беспрепятственного проникновения лиц, проводящих контртеррористическую операцию, на территорию и объекты общеобразовательного учреждения для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.
3.30. Обеспечение координации работ по инновационной деятельности школы, направленной на совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения системы комплексной безопасности, антитеррористической и противокриминальной защищенности объектов.
3.31. Организация работы по проведению профилактических курсов, касающихся детской наркомании, суицида, правонарушений учащихся, детского дорожно-транспортного травматизма.
3.32. Участие в составлении и осуществлении комплекса мер по профилактике и противодействию проникновения в школу наркотических средств и психотропных веществ.
3.33. Предоставление наглядной агитации по безопасности жизнедеятельности участников образовательных отношений.
3.34. Подготовка документов и инструкций по действиям личного состава в чрезвычайных и экстремальных ситуациях в пределах своей компетенции.
3.35. Обеспечение сохранности служебной информации, персональных данных обучающихся и сотрудников, другой охраняемой законом тайны в школе. Не разглашение иных сведений ставших известными в связи с осуществлением должностных обязанностей, которые затрагивают частную жизнь, честь и достоинство участников образовательных отношений и других лиц.
3.36. Консультация педагогов при возникновении вопросов по безопасности.
3.37. Обеспечение выполнения должностной инструкции заместителя директора по обеспечению безопасности образовательной деятельности в школе, установленных правил трудового и внутреннего распорядка дня.
3.38. Проведение вводных инструктажей с сотрудниками снова принятыми в общеобразовательное учреждение.
3.39. Предупреждение причин и условий, способствующих умышленному повреждению, порчи имущества школы, техногенным авариям и происшествиям.
3.40. Планирование летних учебно-полевых военных сборов с допризывниками. Взаимодействие с отделом военного комиссариата по вопросу организации учета допризывной молодежи.
3.41. Рассмотрение обращений учащихся, их родителей, ведение их приема в пределах своих прав и должностных обязанностей, принятие по ним необходимых решений в установленном законом порядке.
3.42. Систематическое повышение своего профессионального уровня.


скачать: Инструкции по Охране труда для Школы
261 инструкция с учетом законов на 20 марта 2020 г
4. Права
Заместитель директора по безопасности образовательной деятельности в школе имеет право:
4.1. Участвовать в разработке образовательных программ, учебных планов, курсов, дисциплин (модулей), методических материалов и иных компонентов образовательных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» («Безопасность жизнедеятельности») и иных образовательных программ, направленных на решение задач в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных (кризисных) ситуаций, пожарной безопасности и охраны труда, обеспечения антитеррористической и антикриминальной защищенности объектов.
4.2. Принимать участие в подготовке проектов приказов и распоряжений директора по вопросам охраны общеобразовательного учреждения, обеспечения безопасности детей и сотрудников школы.
4.3. Подписывать и визировать документы непосредственно в пределах своей компетенции.
4.4. Организовывать и проводить совещания по вопросам безопасности сотрудников и учащихся школы.
4.5. Осуществлять выбор учебников, учебных пособий и материалов, иных средств осуществления учебно-воспитательной деятельности в сфере безопасности в соответствии с образовательными программами и в порядке, установленном законодательством об образовании.
4.6. Участвовать в управлении общеобразовательным учреждением, в работе Совета школы, ученических советов, родительских комитетов, а также профессиональных союзов обучающихся и (или) работников.
4.7. Распоряжаться доверенным ему имуществом, инвентарем, иными материально-техническими средствами с соблюдением требований, определенных законодательными и нормативно-правовыми актами, Уставом общеобразовательного учреждения.
4.8. Запрашивать и получать от администрации и сотрудников школы необходимую информацию и документы по вопросам обеспечения охраны труда и противопожарной безопасности.
4.9. Проводить проверки по установленному сроку и качеству исполнения поручений по вопросам безопасности общеобразовательного учреждения.
4.10. Требовать прекращения выполняемых работ в случае несоблюдения установленных норм и требований, правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности, давать указания по устранения выявленных нарушений.
4.11. Отдавать указания сотрудникам и обучающимся школы по вопросам обеспечения безопасности, выполнения требований по обеспечения правопорядка, установленных правил охраны труда и пожарной безопасности.
4.12. Вносить на рассмотрение директора школы представления о приеме, перемещении и увольнении работников, находящихся в его подчинении, а также предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.
4.13. Корректировать, вносить дополнения в инструкции по мерам безопасности, использованию оборудования и помещений общеобразовательного учреждения.
4.14. Принимать решения по вопросам организации и проведения мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности, гражданской обороны согласуя их с директором общеобразовательного учреждения.

4.15. По поручению директора школы ходатайствовать в различных органах и организациях по вопросам, входящих в его компетенцию.
4.16. Заместитель директора школы по безопасности имеет право на педагогическую деятельность в количестве 9 часов в неделю и повышение квалификации с отрывом от служебной деятельности не реже одного раза в 5 лет.

5. Ответственность
5.1. Заместитель директора по безопасности в установленном законодательством РФ порядке может быть привлечен к дисциплинарной, административной, материальной и иным видам ответственности:

  • за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов обучающихся и сотрудников школы и иных граждан Российской Федерации;
  • за жизнь и здоровье обучающихся и работников общеобразовательного учреждения;
  • за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности в общеобразовательном учреждении.

5.2. За невыполнение или ненадлежащее выполнение без уважительных причин должностной инструкции заместителя директора по безопасности в школе, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений директора, в том числе за не использование предоставленных прав, заместитель директора несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым Законодательством РФ.
5.3. За нарушение правил охраны труда и пожарной безопасности заместитель директора по безопасности привлекается к административной ответственности в установленном порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством РФ.
5.4. За нанесение школе или участникам образовательных отношений ущерба, в связи с исполнением или неисполнением своих должностных обязанностей несет материальную ответственность в порядке и пределах, установленных трудовым и гражданским законодательствами.
5.5. За грубое нарушение служебных обязанностей, а также за применение недопустимых методов воспитания, совершение других неэтичных проступков, заместитель директора может быть отстранен от занимаемой должности в установленном законодательством порядке.

6. Взаимоотношения. Связи по должности
Заместитель директора по обеспечению безопасности:
6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором общеобразовательного учреждения.
6.2. Самостоятельно планирует свой рабочий процесс на каждый учебный год и каждую учебную четверть. План работы должен быть утвержден директором школы не позже пяти дней с начала планируемого периода.
6.3. В период временного отсутствия заместителя директора по безопасности его обязанности исполняет иное должностное лицо школы, назначаемое директором из числа заместителей.
6.4. Предоставляет директору школы письменный анализ своей деятельности по окончании года.
6.5. Получает от директора общеобразовательного учреждения информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с необходимыми документами.
6.6. Систематически обменивается информацией по вопросам, водящим в его компетенцию, со всеми сотрудниками школы.
6.7. Осуществляет взаимодействие:

  • с родительским комитетом школы по вопросам обеспечения общественного порядка, безопасности и антитеррористической защищенности общеобразовательного учреждения;
  • с отделом военного комиссариата по вопросу организации учета допризывной молодежи;
  • с территориальными подразделениями органов внутренних дел, гражданской обороны, Федеральной службой безопасности, Управлением образования, другими органами и организациями, которые находятся на территории муниципального образования по вопросам безопасности и антитеррористической деятельности школы.

6.8. Предоставляет директору школы информацию, полученную на совещаниях, конференциях и семинарах, непосредственно после её получения.

Должностную инструкцию разработал:
«___»____20___г. __________ /______________________/

С должностной инструкцией ознакомлен(а), второй экземпляр получил (а)
«___»____20___г. __________ /______________________/


скачать: Должностные инструкции для Школы
69 инструкций с учетом законов на 24 марта 2020 г

скачать: документы по Пожарной безопасности в Школе
38 документов с учетом приказов на 15 апреля 2020 г

Рекомендуем ознакомиться:
Должностная инструкция учителя начальных классов
Должностная инструкция педагога-психолога

Должностные инструкции работников школы — нормативные документы, регламентирующие круг обязанностей специалистов, занимающих ту или иную должность, требования к образованию, опыту, а также взаимосвязи с другими работниками, права и меры обязанностей. Необходимость оформления должностных инструкций не закреплена на законодательном уровне, однако опытные руководители не пренебрегают составлением подобных документов, поскольку они незаменимы для:

  • привлечения педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к дисциплинарной ответственности;
  • разрешения трудовых споров;
  • распределения круга обязанностей и полномочий среди сотрудников, занимающих схожие должности.

Должностные инструкции работников школы: цели и задачи документов

Инструкции являются управленческим инструментом организации трудовых отношений с работниками. Подчиненные получают уверенность в соблюдении их прав и четком регламенте обязанностей, а руководители могут привлекать недобросовестных исполнителей к ответственности. Инструкции содержат критерии оценки эффективности труда, дают ориентиры для повышения квалификации и используются для:

  • определения квалификационных требований к должности;
  • регламентирования специализации и обязанностей, которые необходимо выполнять, занимая определенную должность;
  • точного распределения обязанностей среди сотрудников одного учреждения, построения взаимосвязи должностей;
  • определения прав и мер ответственности по должности.

Новым работникам должностная инструкция позволяет быстрее и проще освоиться с перечнем обязанностей и трудовых функций, безошибочно определяя сферы ответственности в коллективе.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации работы с должностными инструкциями работников школ помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения» — Должностная инструкция педагога: как превратить формальный документ в помощника (кадровая работа)

— Какие пункты добавить в должностные инструкции работников с января (должностные инструкции)

Действующее трудовое законодательство не обязывает руководителей и работников кадровой службы оформлять и хранить инструкции, однако в образовательных учреждениях, которые являются государственными, действуют иные нормы (согласно ст. 47 ФЗ №79, в госучреждениях оформление должностных инструкций педагогических работников является обязательным).

Коммерческие структуры могут закреплять функциональные обязанности в трудовом договоре, однако это сделает документ неудобным в использовании и чрезмерно объемным. Именно поэтому рациональнее круг обязанностей, которые выполняет один или несколько человек, выносить в отдельный документ. Чтобы правильно оформить должностные инструкции работников школы, достаточно бесплатно скачать образцы, адаптируя документы под организационно-правовые особенности учреждения и положение специалиста. Шаблоны документов упрощают работу сотрудников кадровой службы или делопроизводителей, ответственных за составление текста инструкции.

Составление и утверждение должностной инструкции

Новые должностные инструкции работников школы составляются руководителями или сотрудниками кадровой службы на базе определенной трудовой функции. Если в образовательном учреждении нет кадровой службы, эти обязанности могут быть вверены бухгалтеру, делопроизводителю, секретарю или заместителю директора (любое делегирование обязанностей осуществляется посредством составления приказа директора). Целесообразно закрепить обязанность по составлению, актуализации и изменению инструкций в трудовом договоре с работником или локальном акте учреждения (для этого в инструкцию или трудовой договор вносят соответствующий пункт). В разработке текста должностной инструкции в школе в 2020 году не может принимать участие только один специалист, в идеале она должна составляться коллегиально и при участии руководителя. Только так можно будет максимально точно учесть все аспекты трудовой функции работника.

Автор-составитель документа должен опираться на положения утвержденных профстандартов и действующих квалификационных справочников, а также:

  1. Трудового кодекса — для описания основных трудовых функций.
  2. Закона об образовании — для указания должностных обязанностей и меры ответственности педагога.
  3. КС должностей руководителей, специалистов и других служащих — для определения общих требований и обязанностей согласно должности.
  4. ЕКС должностей работников образования — для составления текста инструкции к должностям, для которых еще не утверждены профстандарты.
  5. Профессиональных стандартов — для описания содержания и объема обязанностей по должности.
  6. Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха.

Директор школы заверяет текст инструкции своей подписью, а непосредственную ответственность за правильность оформления и наличие должностных инструкций несет начальник кадровой службы учреждения. Для утверждения документа может быть издан отдельный приказ или поставлен гриф «Утверждаю» (в этом случае приказ не нужен). Документ должен быть в первую очередь ориентирован на конкретную должность, а не на обобщенный перечень трудовых обязанностей, должен быть обезличенным, чтобы одна инструкция могла использоваться для нескольких работников, занимающих одну и ту же должность.

  • В ходе составления документа необходимо учитывать структуру образовательной организации, наличие структурных подразделений, количество работников на одинаковой должности, их взаимозаменяемость.
  • Текст должен быть структурирован и разделен на смысловые блоки (разделы). Нельзя пренебрегать ни одним из разделов документа, поскольку все они равносильно важны. Все разделы должны быть озаглавлены и пронумерованы.
  • Важно, чтобы информация в нем подавалась лаконично и точно, без возможной двоякой трактовки. С этой целью следует кратко излагать мысль, используя простые предложения.
  • Поскольку должностная инструкция является инструментом разрешения трудовых споров, в ней следует скрупулезно перечислять все реальные трудовые обязанности специалиста, которые он должен будет выполнять.

После утверждения должностной инструкции специалиста в школе его знакомят с документом, о чем делают соответствующую отметку в журнале регистрации должностных инструкций, заполняют специальный лист ознакомления или делают пометку непосредственно на титульном листе документа. Дополнительно педработник может поставить роспись на каждом экземпляре управленческого документа, один из которых будет подшит в его дело в отделе кадров, второй — хранится у руководителя, а третий он получит на руки.

Всем ответственным работникам необходимо помнить, что инструкции составляются для работодателя и сотрудников учреждения, а не для проверяющих трудовых инспекций. Инструкция может издаваться отдельным документом, а может быть дополнением к трудовому договору. Во втором случае любые правки в тексте инструкции должны дублироваться в тексте договора, что вызывает дополнительные осложнения, затрудняя работу специалистов кадровой службы или делопроизводителей.

Внесение изменений в текст должностной инструкции

Должностные инструкции работников школы не имеют срока действия. Внесение корректив в документ может инициировать как работодатель (руководитель структурного подразделения), так и сотрудник. В последнем случае подобная инициатива оформляется в виде служебной записки, предложения или заявления. Руководитель должен внимательно рассмотреть предложение работника, оценить, как внесенные правки повлияют на трудовую функцию и должностные обязанности подчиненного.

Алгоритм изменения текста инструкции представлен в ст. 72.2 ТК РФ и Письме Роструда от 31.10.2007 № 4412‑6.

  • Если инструкция оформлена в качестве приложения к трудовому договору, для внесения корректив потребуется подготовка дополнительного соглашения для изменения положений договора.
  • Если должностная инструкция в школе представлена отдельным документом, достаточно приказом директора утвердить новую редакцию документа.

Любые изменения в документ касательно трудовых функций работника могут вноситься только по согласованию сторон. Работодатель вправе изменять инструкцию без согласования с подчиненным только в случае, когда это не противоречит положениям заключенного с ним трудового договора. В особенности это касается порядка подчиненности должностей, взаимосвязи с другими работниками, квалификационных требований.

Следовательно, если спектр обязанностей работника меняется, соответствующие правки должны быть внесены в текст инструкции. Так, например, тексты инструкций необходимо актуализировать согласно профстандартам, которые стали обязательными для применения в 2020 году. Для этого изменения или новые редакции документа утверждаются соответствующим приказом директора школы с последующим ознакомлением работника с ними под подпись.

Получите диплом установленного образца

Для грамотной и эффективной организации документооборота в школе рекомендуем пройти обучение по программе «Документы образовательной организации».

Структура должностной инструкции работника школы

Рекомендательный характер для составления инструкций носит ГОСТ Р 7.0.97-2016, поскольку на сегодня не существует унифицированной формы документа, а только образцы должностных инструкций, которые школы составляют по своему усмотрению. Должностные инструкции работников школы не имеют срока действия. Любые изменения в документ касательно трудовых функций работника могут вноситься только по согласованию сторон. Работодатель вправе изменять инструкцию без согласования с подчиненным только в случае, когда это не противоречит положениям заключенного с ним трудового договора. В особенности это касается порядка подчиненности должностей, взаимосвязи с другими работниками, квалификационных требований.

Раздел Описание
Общие положения Квалификационные требования к работнику (стаж, педагогический стаж, опыт работы, образование), занимающему данную должность, порядок подчиненности, назначения и освобождения от должности, замещения. Перечень организационно-правовых бумаг, используемых в процессе выполнения должностных обязанностей. Допустимы дополнительные требования, которые не предусмотрены законом (профстандартом), но актуальны для выбранного образовательного учреждения.
Должностные обязанности Трудовые функции, закрепленные за должностью (объединяют обязанности, предусмотренные Трудовым кодексом, действующим законодательством, локальными нормативными актами). В этом разделе важно описать все виды работ, которые закреплены за данной должностью и необходимы для достижения промежуточного или конечного результата.
Права Перечень прав сотрудника, которые он получает, выполняя возложенные на него трудовые функции. Особое место должны занимать права на отдых, на повышение квалификации, принятие решений и внесение предложений в рабочий процесс.
Ответственность Меры дисциплинарной, административной и уголовной ответственности за недобросовестное выполнение трудовых обязанностей или нарушение законодательных норм. Целесообразно сделать ссылки на нормативно-правовые акты Трудового, Гражданского и Уголовного кодексов, а также КоАП.
Взаимосвязи Перечень должностей, с которыми специалист взаимодействует в ходе выполнения трудовых функций (обменивается информацией, сотрудничает, оказывает содействие или помощь).

Важно вдумчиво заполнить текстовую часть должностной инструкции в школе по ФГОС, опираясь на положения профстандартов и квалификационных справочников, что имеет основополагающее значение, поскольку для должностей педагогических работников установлены некоторые ограничения (ст. 57 ТК РФ) и строгие требования к квалификации (ст. 195 ТК РФ). Наименование должности в инструкции должно соответствовать наименованию в штатном расписании. Если должности нет в профстандарте и квалификационном справочнике, автору-составителю инструкции следует обратиться к положениям относительно схожих по трудовым функциям должностям.