Дополнительное по

Получение профессионального образования – необходимое условие для устройства практически на любую должность, за исключением лишь низкооплачиваемых вакансий неквалифицированного труда. Но для карьерного роста необходимо продолжать обучение на протяжении всей трудовой деятельности. Для этого существует система дополнительного профессионального образования. В нее входят программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Чем же они отличаются друг от друга? Об этом и пойдет речь в нашей статье.

Профессиональная переподготовка

Профессиональную подготовку проходят лица, у которых уже есть квалификация служащего или рабочего. Ее цель – получение знаний и навыков, необходимых для перехода на новую должность или освоения новой профессии. Проводят переподготовку с учетом имеющейся у слушателя квалификации и текущих потребностей производства.

Необходимость в переподготовке бывает обусловлена изменениями в профессиональной структуре предприятия, изменением трудоспособности работника и другими причинами.

Повышение квалификации

Курсы повышения квалификации также созданы для лиц, уже имеющих профессию. Их отличие от профессиональной переподготовки заключается в цели обучения. На курсах повышения квалификации слушатели не получают новую профессию, а совершенствуют свои знания и умения в уже освоенной сфере.

Повышение квалификации требуется в связи с изменением характера или содержания труда, с недостатком или устареванием необходимых профессиональных навыков и знаний.

Обучение персонала, будь то профессиональная переподготовка или повышение квалификации, нужно доверять специалистам. Предлагаем вам воспользоваться нашими образовательными услугами. Подробности – .

Боровкова В.С.

Дополнительное образование: вид или уровень образования?

Дополнительное образование — вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

Согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей регулируется нормативными документами федерального и регионального уровня, которые отражают их функции, задачи, организацию их образовательной деятельности и управления. Обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования детей, соответствующего требованиям современного общества, является сегодня одним из приоритетных направлений российской образовательной политики.

В контексте вопросов дополнительного образования детей следует руководствоваться основными правовыми актами международного и федерального законодательства. Дадим краткую характеристику ключевым документам.

  1. Всеобщая декларация прав человека занимает ведущее место среди законодательных актов. Согласно ст. 26 Декларации, образование призвано решать четыре взаимосвязанные задачи:

1) способствовать полному развитию человеческой личности;

2) воспитывать у обучающихся глубокое уважение к правам человека и основным свободам;

3) содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, расовыми и религиозными группами;

4) содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.

Эти положения легли в основу стратегии деятельности мирового сообщества второй половины XX столетия в области образования, не потеряли они своей значимости и в XXI веке.

  1. Декларация прав ребенка (1959 г.) – является первым международным документом, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путем законодательных и других мер. В 10 принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и образование, возможность развиваться физически, умственно, нравственно, духовно в условиях свободы и достоинства. Особое внимание в Декларации уделяется защите ребенка. В ней указывается, что ребенок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации. В Декларации впервые были сформулированы принципы, на которые должна базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка. В Декларации заложены гуманистические принципы, и она явилась основой для другого важнейшего документа – Конвенции о правах ребенка.

  2. Конвенция о правах ребенка (Утверждена Генеральной Ассамблеей ООН от 20 11. 1989г.) стала значительным событием в области защиты прав детей. Это юридический документ, состоящий из 54 статей. «Конвенция о правах ребенка ООН» является не только документом международного права высокого уровня, но и документом большой психолого-педагогической значимости. При разработке «Конвенции» решались вопросы, которые являются общими и значимыми для всех детей от 0 до 18 лет, в ней нет национальной принадлежности, расового приоритета – они едины.

Впервые ребенок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которым предоставлен весь спектр прав человека. «Конвенция» признает за каждым ребенком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание; развитие; защиту; активное участие в жизни общества.

Вопросы реализации идей «Конвенции» это серьезная, целенаправленная работа образовательного учреждения по повышению качества воспитательно-образовательной работы с детьми. Конвенция увязывает права ребенка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. «Конвенция» — синтетический документ, педагогу следует выработать свои пути по реализации этого документа.

  1. Федеральный закон N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который сменит принятый в 1992 году закон «Об образовании». Новый закон коснулся всех уровней образования, в том числе и дополнительного. В статье 10, п. 2 Федерального закона определяется место дополнительного образования в системе образования РФ: «Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование)» , т. е. дополнительное образование признается неотъемлемой самостоятельной частью системы российского образования. В статье 23, п. 3 уточняется, что организация дополнительного образования — это «образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам». Следует подчеркнуть, что особое место в законе отводится дополнительному образованию детей, которое обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профориентацию, выявляет и поддерживает детей с выдающимися способностями. Для детей реализуются дополнительные общеразвивающие программы, которые должны учитывать их возрастные и индивидуальные особенности (статья 75).

  2. Более подробно система дополнительного образования представлена в Федеральном законе о дополнительном образовании от 12.07.2001 .

Дополнительное образование определяется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг и осуществления образовательно-информационной деятельности за пределами основных образовательных программ в интересах человека, общества, государства» (статья 1). Общее дополнительное образование направлено на развитие личности и способствует повышению культурного и интеллектуального уровня человека. Статья 3 закрепляет право граждан РФ, в том числе детей до 18 лет, на получение бесплатного дополнительного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Согласно статье 4 система дополнительного образования включает в себя: дополнительные образовательные программы; государственные образовательные стандарты дополнительного образования; образовательные учреждения дополнительного образования и организации, осуществляющие деятельность в области дополнительного образования; органы управления образованием. Содержание дополнительного образования определяют дополнительные образовательные программы, которые могут быть различных направленностей (статья 5). Дополнительное образование детей осуществляется в образовательных учреждениях дополнительного образования детей следующих видов: дворцы; центры (дома); станции; школы; клубы; студии; детские оздоровительно-образовательные лагеря и др. (статья 10). Оно направлено на развитие личности, ее мотивации к познанию и творческой деятельности и осуществляется в соответствии со следующими принципами (статья 13): свободный выбор детьми образовательных учреждений дополнительного образования и дополнительных образовательных программ; многообразие дополнительных образовательных программ; непрерывность дополнительного образования; преемственность дополнительных образовательных программ; психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей; творческое сотрудничество педагогических работников и детей; сохранение физического и психического здоровья детей.

  1. К документам, регулирующим деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей, относится Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 июня 2012 г. N 504 г. Москва «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей»), которое отражает основные функции, задачи, права и обязанности учреждения дополнительного образования, организацию его деятельности и управления, определяет участников образовательного процесса, затрагивает имущественные вопросы.

Типовое положение является главным нормативно-регулирующим документом, утверждающим основы деятельности и управления особого типа образовательного учреждения, целевое назначение которого — развитие мотивации личности к познанию, творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Типовое положение свидетельствует о том, что дополнительное образование, не ограниченное рамками классноурочной системы и обязательными стандартами, располагает большими возможностями в организации социально значимой деятельности и досуга детей. Оно во многом компенсирует образование основное, предоставляя школьнику не только возможность выбора занятий по интересам и делая его досуг содержательным, но и помогая ему в социальном и профессиональном самоопределении, готовя его к жизни в обществе. Помимо обучения, воспитания и творческого развития личности оно позволяет решать ряд других социально значимых проблем, таких как: обеспечение занятости детей, их самореализация и социальная адаптация, формирование здорового образа жизни, профилактика безнадзорности, правонарушений и других асоциальных проявлений среди детей и подростков. На основе системы дополнительного образования детей решаются проблемы обеспечения качественного образования по выбору, социальноэкономические проблемы детей и семьи. Гибкость системы дополнительного образования детей как открытой социальной системы позволяет обеспечить условия для формирования лидерских качеств, развития социального творчества, формирования социальных компетенций. Система дополнительного образования детей развивается на межведомственной основе и является гарантом поддержки и развития одаренных детей.

  1. Кроме того, каждое учреждение дополнительного образования имеет свой Устав. Он определяет: предмет, цели, виды деятельности; организацию образовательного процесса; правила приема и отчисления детей; имущество и финансовое обеспечение деятельности учреждения; организацию деятельности и управления учреждением; права и обязанности участников образовательного учреждения; порядок комплектации персонала; реорганизацию, изменение типа, ликвидацию учреждения.

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей устанавливают Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ. Они регулируют нормы, касающиеся помещений, нормы образовательного процесса, требования предъявляют работникам УДОД и др.

  3. Развитие системы дополнительного образования детей рассматривается в контексте реализации Национального проекта «Образование», цель которого — повысить качество жизни наших граждан, дать новый стимул для развития человеческого капитала. Обратимся к наиболее важным за последнее десятилетие документам, в которых четко просматривается отношение государства к системе дополнительного образования.

  4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации — основополагающий государственный документ, который определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, ожидаемые результаты развития системы образования на период до 2025 года. В результате реализации доктрины российская система образования должна обеспечить всех желающих дополнительным образованием, при этом детям оно предоставляется на бесплатной основе.

  5. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020г. указывается, что стратегической целью государственной политики в области образования является «повышение доступности качественного образования, соответствующего требования инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина», что предусматривает «расширение сферы дополнительного образования». Целью Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2010 года, являлось «создание условий и механизма устойчивого развития системы дополнительного образования детей в Российской Федерации; обеспечении современного качества, доступности и эффективности дополнительного образования детей на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности».

  6. Государственная программа «Развитие образования 2013–2020» направлена на обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения. Одной из ее основных задач является «доступность услуг дошкольного, общего, дополнительного образования детей; модернизация образовательных программ в системах дошкольного, общего и дополнительного образования детей». Услугами дополнительного образования в настоящее время пользуются 49,1 процента детей в возрасте от 5 до 18 лет. Согласно Госпрограмме к 2020 г. не менее 75 процентов детей 5–18 лет будут охвачены программами дополнительного образования. Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 гг. также направлена на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей. Она предусматривает разработку и внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования, организацию системы повышения профессиональной компетентности педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей, повышение оплаты труда педагогам учреждений дополнительного образования детей.

1. Что такое дополнительные поля?

Ещё во время обработки лидов, когда Вы только ещё собираете информацию о контакте, Teamgate предлагает вводить в систему полную информацию, которую позже можно будет использовать при работе с записью. Всё должно быть под рукой, но иногда просто не хватает возможности записать описание, сохранить специфическую информацию, чтобы ничего не забыть или заполнить мини-анкету при первом звонке.

Решение Teamgate — дополнительные поля. Дополнительные поля — это возможность создать любое вам нужное поле к свободному заполнению или редакции. Дополнительные поля создаются отдельно для лидов, компаний, сделок и контактов.

2. Как добавить дополнительное поле контакту или компании?

Для того, чтобы создать новые доп. поля:

  1. Подключитесь к своему Teamgate аккаунту.
  2. Зайдите в Настройки > Настройка системы > Дополнительные поля.
  3. Выберите, где Вы хотите найти доп. поле: в Контактах или Компаниях.
  4. Нажмите «Создать поле».
  5. Выберите тип создаваемого поля.
  6. Выберите тип:
    — Поле типа «Текст» предназначено для записей до 255 символов. Примеры использования: бренд, комментарий, текущий счёт и т.д.
    — Поле типа «Числа» предназначено для хранения целых чисел. Примеры использования: возраст, число сотрудников, размер обуви и т.д.
    — Поле типа «Деньги» предназначено для хранения сумм с обозначенной валютой компании. Примеры использования: оборот, цена, долг и т.д.
    — Дополнительное поле типа «Дата» предназначено для хранения даты в стандартном формате. Примеры использования: первый визит, срок хранения, последний контакт и т.д.
    — Дополнительное поле типа «Один вариант» предназначены для хранения значений, когда они возможны. Примеры использования: иностранные языки, услуги и т.д. Это поле может иметь дополнительную фильтрацию.
    — Поле типа «Много вариантов» предназначено для обозначений, когда одна запись может иметь много критериев одновременно. Примеры использования: иностранные языки, услуги и т.д. Это поле может иметь дополнительную фильтрацию.
    — Поле типа «Длинный текст» предназначено для записей до 6000 символов. Примеры использования: описание, комментарии, примечания и т.д.
    — URL ссылка.
  7. Выбрав тип «Один вариант» или «Много вариантов» — добавьте значения полям для выбора. Например, если Выше поле предназначено для обозначения стран экспорта, введите названия стран как значения. Их можно всегда добавить и корректировать.
  8. Сохраните настройки.

3. Настройки конвертирования доп. полей лидов

Если Вы создавали доп. поля для Лидов, тогда в Настройках Teamgate Вы можете указать, какие дополнительные поля при конвертации лида будут переданы в Компании, Контакты и Сделки.

  • Каждому доп. полю в Настройках присвойте соответствующее поле в других разделах (Сделки, компании, Контакты)
  • Если Вам нужно ещё одно доп. поле, просто вернитесь в настройки и создайте поле по инструкции пункта 2.
  • После того, как все настройки изменены, сохраните.

4. Как заполнить доп. поля в Компаниях или Контактах?

Сейчас, когда дополнительное поле уже создано, Вы можете его использовать в компаниях/контактах.

Пример, как добавить и использовать дополнительные поля:

  1. Откройте раздел Компании/Контакты
  2. Нажмите на имя нужного контакта или компании для того, чтобы попасть прямо в карточку. Если нужно — воспользуйтесь поиском и фильтрацией.
  3. Нажмите на кнопку Редактировать Контакт/Компанию.
  4. В разделе «Дополнительные поля» выберите Вам нужное поле и его значение.
  5. Сохраните изменения.

Как только значения добавлены, доп. поля появятся в карточке контакта/компаниипод контактной информацией. Повторив эти действия, Вы можете изменить доп. поля или добавить другие.

5. Как изменить настройки дополнительных полей?

Для редакции дополнительных настроек, нужно сделать несколько шагов:

  1. Зайдите в Настройки > Настройка системы > Дополнительные поля.
  2. Выберите дополнительное поле, которое будете редактировать и нажмите на его название.
  3. Редактируя некоторые поля, можно корректировать и названия значений поля. Для этого нажмите на значение и измените название.
  4. Сохраните.

6. Как сделать, чтобы доп. поле видел только я?

Некоторые доп. поля не обязательно должны быть актуальны и Вашим коллегам. Может быть они мешают или просто содержат конфиденциальную информацию, которая должна быть доступна не всем пользователям.

Есть простой выход, который позволит указать, кто должен видеть конкретное дополнительное поле, например Вы и несколько коллег. Нужные действия для такой настройки:

  1. Зайдите в Настройки > Настройка системы > Дополнительные поля.
  2. Нажмите на название поля. которое будете редактировать.
  3. На пункте «Поле видят» добавьте коллег.
  4. Сохраните.

После сохранения данных, те пользователи, которые видели доп. поле его видеть перестанут. Если нужно пополнить список, просто повторите шаги 1-4.

7. Как фильтровать дополнительные поля?

В Контактах/Компаниях Вы можете воспользоваться очень мощным фильтром. Он прекрасно справляется с Дополнительными полями, если Вы только захотите получить результаты по ним.

Если Вы добавили значения к Контактам/Компаниям, если дополнительные поля выбраны «Много вариантов» и «Один вариант» типов, в таком случае можно включить фильтрацию. Это можно сделать таким образом:

  1. Создайте дополнительные поля и добавьте значения к полю.
  2. Добавьте значения к полю в Контактах/Компаниях.
  3. Включите фильтрацию в Настройках. Нажмите на красный кружок у нужного для фильтрации поля.
  4. Когда поля включено для фильтрации, Вы можете воспользоваться фильтром и выбрать нужное значение. После нажатия кнопки «Применить», в списке останутся только нужные записи.

При фильтрации значений комбинируйте с другими выборами, а также с поиском. Фильтр достаточно мощный, чтобы предложить Вам все нужные выборы.

ВОПРОС: Что даёт профессиональная переподготовка?
Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
ОТВЕТ: Программа профессиональной переподготовки не повышает уровень имеющегося образования, а подготавливает специалиста к осуществлению нового вида профессиональной деятельности или приобретение новой квалификации, т.е. Профессиональная переподготовка за короткий срок позволяет освоить новую профессию на базе уже имеющегося образования.
Содержание дополнительных профессиональных программ должно учитывать профессиональные стандарты, квалификационные требования, указанные в квалификационных справочниках по соответствующим должностям, профессиям и специальностям, или квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, которые устанавливаются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами российской федерации о государственной службе.
В случае успешного завершения обучения по программе профессиональной переподготовки слушатель получает диплом о профессиональной переподготовке с правом ведения нового вида профессиональной деятельности или диплом о профессиональной переподготовки с присвоением новой квалификации.
ВОПРОС: Кто может обучаться на программах профессиональной переподготовки?
ОТВЕТ: На основании части 3 статьи 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
ВОПРОС: Имея высшее гуманитарное образование в области рекламы, могу ли я пройти обучение по программе профпереподготовки, получить квалификацию, чтобы работать в сфере дошкольного образования и/или начального образования? Или требуется дополнительное высшее педагогическое образование?
ОТВЕТ: В соответствии с федеральным законом «об образовании в российской федерации» от 29.12.2012г. Фз-273, ст. 76 и требованиями профессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденного приказом минтруда и социальной защиты РФ от 18.10 2013г. №544(с изменениями от 5.08.2016г) для того чтобы получить квалификацию «воспитатель детского сада» или «учитель начальных классов» достаточно пройти программу профессиональной переподготовки
ВОПРОС: Что даёт повышение квалификации?
ОТВЕТ: Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Программа повышения квалификации позволяет за короткий промежуток времени сформировать профессиональные компетенции, необходимые для выполнения эффективной профессиональной деятельности в условиях модернизации профессиональной деятельности. Например, специалисту отдела кадров необходимо освоить новую версию программы 1с: кадры или педагогическому работнику необходимо сформировать умение оказывать первую помощь.
После успешного завершения программы повышения квалификации слушатель получает удостоверение о повышении квалификации.
ВОПРОС: Я имею высшее педагогическое образование, но по семейным обстоятельствам долгое время не работала учителем. В настоящее время меня принимают на работу в школу, но требуют, чтобы я прошла профессиональною переподготовку по профилю педагогической деятельности. Правомерны ли требования директора школы?
ОТВЕТ: Нет.
В соответствии с частью первой статьи 331 трудового кодекса российской федерации (далее — тк рф) к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством российской федерации в сфере образования.
Так, на основании части 1 статьи 46 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «об образовании в российской федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование (далее соответственно — спо и во) и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Квалификационные требования, указанные в профессиональном стандарте «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденном приказом миннтруда и социальной защиты рф от 18.10.2013г. №544н содержат требования к образованию и обучению лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее образование (далее — во) или среднее профессиональное образование (далее — спо) в рамках укрупненных групп направлений подготовки во и специальностей спо «образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо во или спо и дополнительное профессиональное образование (далее — дпо) по направлению деятельности в образовательной организации.
В вашем случае, прохождение обучения программе профессиональной переподготовки является избыточным.
ВОПРОС: У меня есть высшее экономическое образование. Хочу получить профессию учителя-логопеда, но для поступления на данную специальность по переподготовке нужно педагогическое образование, которого у меня нет. Подскажите, как можно поступить, чтобы овладеть профессией логопеда?
ОТВЕТ: Согласно разъяснениям министерства образования и науки, представленных в письме от 11 марта 2016 г. № вк-452/07 «учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: а) по специальности «логопедия»; б) по направлению «специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; в) по педагогическим специальностям или по направлениям («педагогическое образование», «психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в области логопедии».
В вашем случае, оптимальный вариант получения квалификации «логопед» — это обучение по программе магистратуры по направлению подготовки «специальное (дефектологическое) образование».
Вместе с тем, формально, в соответствии с фз-273 от 29.12.2012г, глава 10, ст.76, вы можете пройти профессиональную переподготовку по программе «Логопедия» с присвоением квалификации «Учитель-логопед», но у вас могут возникнуть сложности при трудоустройстве и/или прохождении аттестации на соответствие занимаемой должности.
ВОПРОС: Как узнать, что учреждение, реализующее программы дополнительного профессионального образования имеет право их реализовывать?
ОТВЕТ: Для этого вам необходимо на сайте организации ознакомиться с информацией об образовательной организации и в первую очередь с:
— лицензией на право реализации подвида дополнительного образования — дополнительного профессионального образования;
— уставом (наличие возможности реализовывать программы дополнительного профессионального образования);
— информацией о реализуемых программах дополнительного профессионального образования, оформленных в соответствии с законодательством российской федерации;
— информацией о наличии и соответствии требованиям профессионального стандарта педагогов, участвующих в реализации программ дополнительного профессионального образования;
— типовым договором на оказание платных образовательных услуг.
ВОПРОС: Я утеряла свой диплом о профессиональной переподготовке и вкладыш к нему. Как я могу получить дубликат?
ОТВЕТ: в соответствии с письмом минобрнауки россии от 12.03.2015 № АК-610/06 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «методическими рекомендациями по разработке, порядку выдачи и учету документов о квалификации в сфере дополнительного профессионального образования») раздел 3. Дубликат документа о квалификации выдается:
— взамен утраченного документа – дубликат выдается на основании личного заявления, выписки из приказа образовательной организации о выдаче документа, объявления о потере документа в средствах массовой информации;
— взамен документа о квалификации, содержащего ошибки, обнаруженные выпускником после его получения – дубликат выдается на основании личного заявления;
Лицу, изменившему фамилию (имя, отчество) — обмен производится на основании заявления лица, изменившего свою фамилию (имя, отчество), с приложением копий документов, подтверждающих изменение фамилии (имени, отчества) лица.
Сохранившийся подлинник диплома и подлинник приложения к диплому изымаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и уничтожаются в установленном порядке.
ВОПРОС: Кто определяет количество часов по повышению квалификации или профессиональной переподготовки, которые должен пройти работник организации?
ОТВЕТ: Нормативными документами российской федерации регламентируется только минимальный объем программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Так приказом министерства образования и науки РФ от 01.07.2013г №499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» п.12. установлен минимально допустимый срок обучения по программам повышения квалификации – 16 часов, минимально допустимый срок обучения по программам профессиональной переподготовки – 250 часов.
Вместе с тем, требования к сроку обучения по программе дополнительного профессионального образования для каждого сотрудника организации может установить работодатель, исходя из особенностей содержания, организации и условий выполнения профессиональной деятельности.
ВОПРОС: Я имею высшее образование. Могу ли я пройти профессиональную переподготовку в учреждении среднего профессионального образования (СПО)?
ОТВЕТ: Образовательные организации могут реализовывать программы дополнительного профессионального образования в соответствии с уровнем образования. Таким образом, в лицензии на образовательную деятельность обязательно должен быть указан уровень, в противном случае, лицензия считается незаконной и подлежит аннулированию.
Следовательно, образовательная организация СПО, обладающая лицензией на реализацию программ СПО и программ ДПО может реализовывать программ ДПО для лиц имеющих или получающих среднее профессиональное образование.
ВОПРОС: Как часто необходимо проходить повышение квалификации работнику?
ОТВЕТ: Требования к профессиональному развитию работника и право работников на получение дополнительного профессионального образования определяются трудовым кодексом РФ, профессиональными стандартами и квалификационными требованиями.
Например:
Согласно п. 2 ч. 5 ст. 47 закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
Одновременно согласно п. 7 ч. 1 ст. 48 закона на них возложена обязанность систематически повышать свой профессиональный уровень.
ВОПРОС: Для прохождения курсов дополнительного профессионального образования имеет ли значение место нахождения образовательной организации?
ОТВЕТ: В соответствии с частью 4 статьи 91 федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 273-ФЗ от 29.12.2012г, в приложении к лицензии не указываются адреса мест осуществления образовательной деятельности по программам дополнительного профессионального образования. Таким образом, организации, осуществляющие образовательную деятельность, на основании лицензии могут осуществлять образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам без ограничений по территориальному признаку.
ВОПРОС: Я являюсь студенткой вуза. Могу ли я пройти обучение по программе дополнительного профессионального образования одновременно с обучением по основной образовательной программе высшего образования? Какой документ я смогу получить после прохождения итоговой аттестации по программе дополнительного профессионального образования?
ОТВЕТ: На основании части 3 статьи 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-фз «Об образовании в Российской Федерации» к освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:
1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;
2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.
Исходя из этого положения – вы можете пройти обучение одновременно с обучением по основным образовательным программам высшего образования. Сразу после завершения обучения вам будет выдана справка об обучении установленного образца.
Частью 16, ст 76 федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что при освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением среднего профессионального образования и (или) высшего образования удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации. Справка после завершения обучения будет заменена на соответствующий документ: удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовки.

Основополагающей тенденцией современного образовательного комплекса является качественное изменение личности в процессе обучения — как учащихся, которые на момент окончания школы должны овладеть рядом метапредметных компетенций, так и педсостава школы. Практика повышения квалификации педагогических работников позволяет учителям:

  • соответствовать постоянным изменениям в сфере труда, которые выражаются в усложнении профессиональных задач;
  • реализовывать творческий подход в повседневной практике;
  • конструктивно работать в коллективе и с коллективом в условиях меняющих социально-экономических реалий;
  • определять новые пути для личностного развития и профессиональной самореализации.

Повышение квалификации педагогических работников

Организация системы дополнительного профессионального образования учителей, реализуемой на общегосударственном уровне, обусловлена острой необходимостью поддержания высокой компетентности специалистов, ответственных за обучение и воспитание подрастающего поколения, созданием условий для сохранения их деятельности в границах, утвержденных профстандартом отрасли и требованиями регулятора. Повышение квалификации педагогических работников — важнейший элемент практики непрерывного обучения, представляющий собой значимый и динамично развивающийся сектор системы образования, во многом определяющий и формирующий инновационные процессы в современной российской школе.

⚡ Кому повышать квалификацию в рамках цифровизации

Кому и как повышать квалификацию в рамках цифровизации по новым методическим рекомендациям от Минпросвещения сморите в журнале «Управление образовательным учреждением в вопросах и ответах»

НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ

Право педагогов на получение дополнительного образование по профилю основной деятельности закреплено п. 2 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ. Рекомендуемая периодичность повышения квалификационного уровня составляет три года, но при желании сотрудника усовершенствовать профессиональные компетенции чаще, чем по истечению этого периода, работодатель не имеет право отказать в этом. К обучению по программам дополнительного профессионального образования допускаются работники с высшим или средним специальным образованием, при этом выбор тематики обучающих курсов находится в компетенции руководителя ОУ.

Приоритетной целью практики повышения квалификации педагогических работников школы является обеспечение соответствия между требуемым и реальным уровнем профессиональной подготовки учителей, мониторинг улучшения преподавательской квалификации и усовершенствование информационно-технической базы образовательного учреждения. Переподготовка и повышение квалификационного уровня педработников помогают решить следующие задачи:

  1. Создать благоприятные условия для самообразования учителей.
  2. Поддерживать совершенствование педагогических навыков согласно новым достижениям в научной и практической областях.
  3. Улучшать квалификацию преподавателей путем внедрения новейших методических решений.
  4. Предоставлять учителям возможность выходить за пределы классической учебной предметной системы.
  5. Обеспечивать педагогов всесторонней поддержкой в административном и методическом плане.
  6. Использовать на практике инновационные образовательные методики, технологии и формы работы.

Создание организационных условий для своевременного и качественного повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений возлагается на управленческий состав. Чтобы создать для учителей школы оптимальные условия для развития новых компетенций и расширения системы педагогических знаний, директору следует крайне ответственной подойти к вопросу выборов обучающих курсов, которые вправе оказывать только учреждения, имеющие соответствующую лицензию. Дополнительное профобразование может осуществляться в аудиторно, дистанционно или в смешанном формате. Выбор формы остается за представителями ОУ, главное — чтобы повышение квалификации не препятствовало нормальной деятельности школы, а содержание программы допобразования соответствовало положениям профстандарта, профилю деятельности педагога и квалификационным требованиям должности, представленными в Квалификационном справочнике, утвержденном приказом Минздравсоцразвития от 26.08.2010 № 761н.

Повышение квалификации педагогических работников: специфика системы

Улучшение профессиональных педагогических навыков представляет собой трехуровневую систему, которая состоит из следующих компонентов: внутришкольного (повседневная преподавательская практика, методические процедуры внутри школы), компонента самообразования и курсового (специализированная очная/заочная учеба в заведении последипломного образования). В каждом учебном заведении действует собственная внутренняя программа методической службы, отвечающая за непрерывность профессионального обучения.

Кроме непосредственно повышения квалификации педагогических работников и учителей, система повышения профессионального мастерства включает три взаимосвязанных уровня:

  • самообразование;
  • внутришкольный — школьные методические мероприятий и активная педагогическая практика;
  • курсовый — специальное очное или заочное обучение, которое осуществляется в образовательных учреждениях последипломного образования.

Педагогам доступны следующие направления системы повышения мастерства:

  1. Повышение квалификации.
  2. Стажировка — осуществляется для закрепления на практике тех умений и знаний, которые были получены во время освоения теории, а также для приобщения к передовому опыту, который бы позволил занимать более высокие должности.
  3. Профпереподготовка — изучение образовательных программ для получения дополнительных навыков и знаний, которые необходимы для выполнения иной профессиональной деятельности.
  4. Аспирантура.

В каждом образовательном учреждении формируется программа внутришкольной методической службы, необходимой для обеспечения непрерывности профобразования.

Органы Цель работы
Коллективные МО учителей-предметников Педагоги-предметники повышают уровень квалификации в научно-методической сфере.
Школа молодого специалиста Молодые специалисты получают помощь от более опытных коллег, объединяясь для поиска передовых технологий и форм работы.
Творческие группы Специалисты по одной или родственным дисциплинам реализуют экспериментальную, методическую или учебно-воспитательную проектную деятельность.
Тематические педсоветы Расширение знаний педагогов в областях методологии, психологии и теоретической педагогики.
Семинары Получение научно-теоретических знаний с последующим освоением их в практике преподавания.
«Круглые столы» Практика аналитической деятельности для получения дополнительных психолого-педагогических знаний
Открытые уроки Обмен опытом, выявление ошибок и эффективных педагогических приемов, объективная критика коллег.
Предметные недели Стимулирование творческих способностей.
Индивидуальные формы повышения квалификации педагогических работников Консультирование Педагогам оказывается индивидуальная помощь по основным аспектам преподавания, методологии и психологии.
Наставничество Более опытные педагоги помогают молодым специалистам по вопросам методологии.
Самообразование Учитель самостоятельно изучает теорию инновационной педагогики и применяет ее на практике.
Педагогический поиск Определение и апробация инновационных технологий и методик.

Программа повышения квалификации педагогических работников предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Освоение теоретической информации об инновационных методах, формах и технологиях образовательного процесса, актуальных изменениях в области образования. Происходит на заседаниях научно-методических или педагогических советов и семинарах.
  2. Проведение анализа теоретических навыков и их первичная практическая проверка на открытых занятиях, индивидуальных/групповых уроках или заседаниях творческих собраний.
  3. Практическое тестирование теоретических данных в рамках общешкольных и внеклассных мероприятий, мастер-классов, открытых уроков, выставок, конкурсов или предметно-методических недель.
  4. Аналитическая работа в составе творческих групп или научно-методического совета, обобщение приобретенного опыта и достигнутых результатов.

Получите диплом установленного образца

Актуализировать знания о реалиях государственной системы образования, эффективных принципах управления школы и руководством ее развития, контроле качества образования поможет обучение по программе «Менеджмент, экономика и управление качеством в ОО».

Ввиду того, что актуальный анализ системы повышения квалификации педагогических работников образования выявил ряд противоречий между сформированными федеральными установками и отсутствием четких механизмов формирования общественных запросов на профобразование, значимым становится вопрос разработки новых подходов к повышению квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, направленных на решение и реализацию задач опережающего развития образовательного комплекса. Управленцам, ответственным за создание условий для повышения квалификационного уровня учителей, важно понимать, что самообразование педагога будет продуктивным только в том случае, если реализуется потребность специалистам в собственном развитии и саморазвитии. В свете этого можно утверждать, что программы профессионального развития учителей должны включать в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности, а педагог — обладать готовностью к педагогическому творчеству.

Повышение квалификации педагогических работников по ФГОС

В условиях изменения базовых принципов государственной образовательной политики значительные изменения претерпевают и установки, заложенные в содержании и формах повышения квалификации педагогических работников по ФГОС. Государственная программа «Развитие образования», реализация которой предусмотрена в 2013-2020 гг., определяет необходимость и средства внедрения многоуровневой системы повышения квалификационного уровня, соответствующей реальным профессиональным потребностям работников сферы образования. Обдуманное переосмысление традиций профессионального обучения учителей с последовательным использованием инновационных компонентов позволяют приобщить педработников к комплексу знаний, освоение которых гарантирует профессиональную уверенность и возможность успешной трудовой реализации с четким пониманием специфики отрасли.

Сравнительный анализ инновационного и традиционного подходов к повышению квалификации педагогов

Аспект обучения Инновационный подход Традиционный подход
Цели Успешная самореализация в профессии, получение концептуальных знаний, овладение социальными, психолого-педагогическими и другими компетентностями. Для общественного производства и приобретение научных знаний.
Мотивы Заинтересованность в получении новых профессиональных знаний, достижение удовлетворения от профессии полученных результатов труда. Обременительная обязанность, необходимость для выполнения общественного долга.
Нормы Учитель несет ответственность за свое обучение, самоактуализацию педагогического опыта и развитие личностных качеств. Ответственность за прохождение курсов педагогом лежит на методических службах.
Задачи Непрерывное обучение и самообразование. Единоразовое обучение в качестве «запаса знаний на всю жизнь».
Взаимоотношения участников образовательного процесса В системе повышения квалификации педагогических работников методисты выступают менеджерами учебного процесса, координаторами, с которыми строятся партнерские взаимоотношения. Методисты воспринимаются передатчиками информации, инструкторами, потому преобладают лекторско-преподавательские взаимоотношения.
Формы и методы работы Демократичные методы управления, динамичные формы и структура учебных курсов. Авторитарный метод управления образовательным процессом, стабильные формы проведения и структура учебных курсов.
Средства Книги дополняются ресурсами информационно-коммуникативных сетей. Методические пособия и книги — основные источники нового знания.
Контроль и оценка Акцент на самоконтроль и самооценку. Мониторинг профессиональной деятельности педработника.

Что касается продолжительности обучения на курсах повышения квалификации педагогических работников, то длительное время дополнительное профобразование предполагало три формы обучения:

  • краткосрочное — тематические обучение по месту работы с написанием и защитой реферата, зачета или экзамена по завершению курса длительностью не менее 72 часов;
  • семинарское — апробация и решение вопросов по социально-экономическим, технологическим или методическим аспектам длительностью 72-100 часов;
  • долгосрочное — педагоги углубленно занимаются изучением актуальных педагогических, технологических или психологических проблем, касаемых основной сферы деятельности в рамках курса длительностью более 100 часов.

Ввиду того, что в 2014 году, с введением ФГОС, требования к длительности обучения по программам повышения квалификационного уровня были отменены, педагоги вправе проходить профессиональную переподготовку по программам, предусматривающим минимально допустимую длительность обучения — 16 часов. Регулятор разрешает суммировать часы обучения по единой модульной программе при условии, что слушатель получил подтверждающие документы установленного образца, и это является несомненным плюсом обновленной системы, позволяющей организовывать процесс профессиональной переподготовки с учетом реальных потребностей и интересов сотрудников школы.

Немаловажной особенностью последних лет в практике повышения квалификации для педагогических работников является полномочие образовательных организаций по выбору форм дополнительного профессионального обучения сотрудников. По связи с производством формы повышения квалификации делятся на:

  • внутришкольные мероприятия — наиболее популярные и финансово доступные, объединяю обучение всех членов педколлектива;
  • стационарные без отрыва от преподавания — преимущественно в рамках методического кабинета города и локальных ОУ;
  • стационарные с отрывом от преподавания — дорогостоящее обучение, которое осуществляется в других городах или локально;
  • дистанционные курсы — востребованные и доступные по цене формы обучения без отрыва от производства, которые позволяют повышать квалификацию в индивидуальном порядке или группам слушателей вебинаров, мастер-классов или курсов;
  • смешанные — комбинированные формы, в которых часть модуля проходит индивидуально, а часть — стационарно.

Аттестация педработников является обособленной формой повышения квалификации педагогических работников по ФГОС, которая направлена на стимулирование непрерывного образования, личностный и профессиональный рост. Она делится на:

  • обязательную — проверку соответствия педагога занимаемой должности (от нее освобождаются педагоги, которые работают меньше двух лет или пребывают в декретном отпуске);
  • добровольная — на повышение квалификационной категории.

Учителя вправе повышать квалификационный уровень последовательно, периодически проходя обучение по тематическим модулям (по инициативе руководителя ОУ или по собственному желанию), но в условиях важности соответствия требований, обусловленным динамичным изменением социальных и профессиональных нормативов, осознанным решением должно стать непрерывное образование педагогов, повышение квалификационного уровня в границах которого является важным, но единственно возможным способом развития трудовых компетенций.

Повышения квалификации педагогических работников школы: гарантии работодателя

Последипломное образование педагогов оплачивает непосредственно работодатель или его учредитель, покрывая расходы посредством использования субсидированных средств, доходов, полученных от платной образовательной деятельности, лимитов бюджетных обязательств.

Поскольку работодатель решает, какие курсы должен пройти учитель в рамках повышения квалификации педагогических работников школы, то его обязанностью является предоставление гарантий с учетом специфики ситуации:

  1. Если работник обучается без отрыва от производства, администрация школы должна создать условия для оптимального совмещения обучения и работы.
  2. Если обучаемый должен выехать в другой город, за ним сохраняется средняя заработная плата и место работы (при этом оплачиваются командировочные расходы на проезд, аренду жилья, дополнительные траты, связанные с проживанием вне места прописки).

Важно подчеркнуть, что работодатель не вправе вынудить педагога самостоятельно оплачивать последипломное обучение, если это не было указано в трудовом договоре.

Курсы повышения квалификации педагогических работников

Внедрение в образовательный процесс новейших информационно-коммуникационных технологий остро ставит проблему перехода к новым моделям подготовки квалифицированных педагогических работников. Грамотно организовать последипломое образование педагогов позволяют дистанционные курсы, которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой обучающегося по индивидуальной образовательной траектории независимо от места и времени. Дистанционные курсы повышения квалификации педагогических работников открывают учителям доступ к неограниченному количеству ресурсов, последним тенденциям современной педагогики. Дистанционное обучение может проходить без отрыва от основной занятости и дополнительных трат, однако оно не вправе заменить очные формы обучения ввиду отсутствия непосредственного контакта между учениками и лектором и упора на самостоятельную работу.

Ключевыми чертами дистанционных курсов являются:

  • вариативность — учитель может заниматься в удобное для него время в том темпе, который ему подходит, поскольку период ознакомления с материалом не регламентировано;
  • модульность — обучение строится как комплекс модулей без строгой программы, а потому каждый учитель вправе самостоятельно формировать образовательную программу и порядок прохождения модулей;
  • доступность — для прохождения обучения потребуется минимальные технические средства и площади;
  • охват — интернет-ресурсы открывают доступ к ресурсам неограниченному количеству специалистов из разных стран и городов, что позволяет делиться опытом и получать образование, независимо от материального и социального положения, местонахождения.

На практике внедрение инновационных технологий сопряжено со сложностью мотивации специалистов, необходимостью иметь базовые навыки работы с ПК и отсутствием возможности непосредственно влиять на обучающегося. На данный момент самыми распространенными сетевыми формами повышения квалификации педагогических работников школы являются следующие:

  1. Целевая деятельность в виртуальных педобъединениях и советах — профессиональных ассоциациях педагогов, действующих в режиме сетевого взаимодействия и обеспечивающих целенаправленное профессиональное общение вне зависимости от места нахождения. Также работа по направлению предусматривает создание практикклассов, основанных на идее размещения в виртуальных сообществах практико-ориентированных разработок уроков, проектов, вариантов внеурочной деятельности для широкого распространения инновационного опыта, общение на профессионально значимые темы во время научно-практических конференций, форумов, конкурсов.
  2. Участие в обучающих сетевых олимпиадах и проектах: проектная деятельность, имеющая практико-ориентированную направленность, творческие лаборатории, тьюторское сопровождение педагога по наиболее наукоемким и ресурсоемким направлениям.
  3. Дистанционное повышения квалификации педагогических работников на курсах в виртуальных педагогических университетах.
  4. Повышение квалификационного уровня в рамках накопительной системы обучения на тренингах, семинарах, консультациях.

Как правило, при дистанционном обучении учителям предоставляется доступ к обширному учебно-методическому комплексу (на бумажном или электронном носителях), включающему учебный план образовательной программы, личный тематический учебно-производственный план, программу учебного предмета, методические рекомендации по организации самоконтроля. Учебно-методический комплекс при необходимости дополняется справочными изданиями и словарями, периодическими и отраслевыми изданиями, научной литературой, ссылками на базы данных и сайты. Благодаря этому дистанционные курсы становятся содержательным, эффективным и комфортным способом повышения квалификационного уровня педагогов школы, открывающим качественно новые возможности для профессионального и личностного развития работников отрасли.