Доверенность на получение

Как физическое лицо, так и организация могут делегировать свои полномочия другим лицам для осуществления каких-либо действий или представительства их интересов перед третьими лицами.

Файлы в .DOC:Бланк доверенности на получение документовОбразец доверенности на получение документов

Доверенность на получение документов является многофункциональным документом, посредством которого доверитель передает полномочия по получению различных видов документов в различных инстанциях доверенному лицу.

Обязательна ли доверенность

Не обязательно прибегать к составлению доверенности, если отсутствует возможность личного получения документов. У некоторых инстанций (например, ИФНС) существует возможность отправить документы почтой или в электронном виде, так, что владелец документов сможет их получить, не приезжая в отделение налоговой службы лично.

Однако в некоторых случаях, например, при болезни, отъезде доверителя или в силу банальной нехватки времени, без составления доверенности не обойтись.

В доверенностях, выдаваемых юридическими лицами, полномочия по получению документов организации, как правила, вписываются в числе прочих в доверенности более общего характера.

Однако закон не запрещает оформлять узкоспециализированные (окказиональные) доверенности, в том числе, на получение определенного пакета документов в определенном органе, например, на разовое получение корреспонденции в отделении Почты России.

Выдаваться доверенность может:

  • физическим лицом;
  • юридическим лицом.

Главное условие для физического лица: его правоспособность, которая подтверждается документом, удостоверяющим личность, и дееспособность.

Для юрлица главным условием является правоспособность. Она подтверждается Уставом.

Составление доверенности

Требования к оформлению доверенностей в общем регламентированы ст.ст. 185-189 ГК РФ. На нашем сайте имеется образец доверенности на получение документов, которым вы можете воспользоваться для своих нужд.

Структура доверенности на получение документов должна содержать в себе следующие обязательные элементы:

  1. дату и место составления доверенности. Название документа и его регистрационный номер (если доверенность выдана юридическим лицом);
  2. сведения о доверителе: ФИО, дата рождения, адрес прописки, (для юридического лица — название организации, которая уполномочивает представителя, документ, на основании которого данное лицо приобрело полномочия по выдаче доверенности);
  3. данные о доверенном лице: ФИО, дата рождения, адрес прописки. Юридическое лицо может указать должность, если речь идет о сотруднике организации;
  4. сведения о полномочиях (где, какие документы будет получать доверенное лицо, имеет ли оно право подписывать документы и т п.);
  5. срок действия;
  6. подпись доверителя и доверенного лица.

Срок действия указывается опционально, без его указания доверенность будет действительна год с момента выдачи.

Нотариальное удостоверение

Несмотря на то, что законом не установлена обязанность нотариально удостоверять доверенности на получение документов, некоторые государственные структуры требуют именно такую доверенность, особенно, если речь идет о доверенности, которую выдало одно физическое лицо другому физическому лицу.

При обращении к нотариусу сторонам потребуется взять с собой документы, удостоверяющие личности. Нотариус на месте разъяснит сторонам последствия оформления доверенности и поможет ее составить в случае, если возникнут затруднения.

Услуга нотариального удостоверения доверенности является платной.

У кого должен быть оригинал

Некоторые органы, особенно, если речь идет о постоянном получении документов одним и тем же лицом (например, почта), требуют передачу им оригинала доверенности. Это требование является незаконным. Доверенное лицо обязано предъявлять доверенность при визите в организацию, однако оригинал должен находиться только у него.

Форма доверенности на получение документов

Нотариальная доверенность необходима только тогда, когда совершаемые действия влекут за собой внесение изменений в государственные реестры или же требуют нотариальной формы совершения сделки.

Во всех остальных случаях достаточно документа, составленного в простой письменной форме. Таким образом, можно сделать вывод, что доверенности на получение документов требуют простой формы без нотариального удостоверения.

Доверенность на получение документов от гражданина не требует также ее заверения у работодателя доверителя или по месту его учебы. Достаточно личной подписи доверителя, чтобы доверенность обрела юридическую силу.

Доверенность от организации должна быть заверена фирменной печатью (при ее наличии) и иметь подпись руководителя или его заместителя, который уполномочен на такие действия. Если предприятие представляет его директор, то, согласно уставу или иному локальному документу, он вправе действовать от имени компании без доверенности.

О том, как отменить доверенность, выданную от имени организации, можно прочитать в материале, подготовленном экспертами КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к системе К+, вы можете оформить его бесплатно на 2 дня.

С нотариусом

Если вы решили воспользоваться услугами нотариуса, то у него уже есть бланки доверенностей, и достаточно просто оплатить нотариальные услуги по подготовке документа. Если же вы хотите, чтобы нотариус заверил ваш документ, и не хотите переплачивать, то можете воспользоваться бланком, который мы предложили в начале статьи в разделе «Документы и бланки».

Без нотариуса

Доверенность можно оформить и без нотариуса, поскольку она не требует обязательного нотариального удостоверения. Достаточно отразить в ней все необходимые данные (содержание мы разберем ниже).

Доверенность на документы: содержание и бланк

В соответствии со ст. 186 Гражданского кодекса Российской Федерации, доверенности на получение документов (так же, впрочем, как и любые иные) обязательно должны содержать дату их составления. Это обязательное условие их действительности.

Помимо этого, необходимо указать:

  • паспортные данные доверителя и поверенного;
  • адреса, по которым они проживают;
  • полный круг полномочий, предоставляемых доверенному лицу
  • личные подписи (как представителя, так и представляемого)
  • срок действия доверенности (если не указан, доверенность действует год).

Доверенности на получение документов могут выдаваться на несколько представителей и содержать в себе указание на возможность передоверия. В первом случае вы можете указать специальные права для каждого представителя в отдельности, а можете перечислить всех сразу и указать круг прав, которыми вы их наделяете.

Во втором случае вы предоставляете доверенному лицу право перепоручить исполнение поручения третьему лицу, уведомив вас о таком перепоручении в разумный срок.

Следует отметить, что если вас не уведомят о перепоручении, то доверенное лицо по основной доверенности будет отвечать за действия нового представителя, как за свои собственные. Кстати, доверенность с правом передоверия должна обязательно иметь нотариальную форму.

Доверенность не требует нотариального заверения, но вы можете ее заверить у нотариуса, если есть такое желание. Нотариус также поможет подготовить текст.

По общему правилу документ должен содержать указание на то место, в котором он был выдан, хотя отсутствие таких данных не влечет за собой его недействительности. В доверенности нужно указать, в каких именно органах или организациях либо у каких лиц вы предоставляете право поверенному получить от вашего имени документы.

Ниже мы приведем формулировки доверенностей на получение документов в разных учреждениях. В разделе «Документы и бланки» в начале статьи вы можете сказать образец документа.

Примеры доверенностей на получение документов

Ниже мы приведем примеры формулировок, для некоторых наиболее распространенных видов доверенностей. Вы можете просто скопировать их в ваш бланк (который можно скачать выше, в начале статьи, в разделе «Документы и бланки»).

На почте

Можно использовать такую формулировку:

Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, доверяет Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, получать почтовые отправления, адресованные Ф.И.О. в отделении почтовой связи (наименование отделения), и подписывать все документы, необходимые для выполнения данного поручения. Образец доверенности уже готов, вы можете скачать его в разделе «Документы и бланки» в начале статьи.

В МФЦ

Можно использовать такую формулировку:

В налоговой

Можно использовать такую формулировку:

Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, доверяет Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, получать документы, адресованные Ф.И.О. в налогововой инспекции (наименование ИФНС), и подписывать все документы, необходимые для выполнения данного поручения.

У судебных приставов

Можно использовать такую формулировку:

Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, доверяет Ф.И.О., паспортные данные, адрес регистрации, получать документы, адресованные Ф.И.О. в отделении ФССП (наименование ФССП, номер подразделения), и подписывать все документы, необходимые для выполнения данного поручения.

Образец доверенности на получение документов от физического лица

Такая доверенность составляется по общим правилам оформления доверенности. Вы можете найти образец этой доверенности в разделе «Документы и Бланки» в начале статьи.

***

Больше полезной информации — в рубрике «Доверенность».