Двухэтапный конкурс проводится для заключения контракта

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Практика применения двухэтапного конкурса среди всех открытых конкурентных способов закупки является наименее распространенной в силу ограниченной сферы применения и своей новизны.

Двухэтапный конкурс — это усложненная закупочная процедура, которая осуществляется в два этапа. Первый заключается в проведении обсуждений, а второй — конкурс в его обычном понимании.

У двухэтапного конкурса есть одна особенность: в ходе проведения двухэтапного конкурса заказчик имеет возможность изменять, сокращать и расширять как техническое задание (функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки), так и критерии оценки конкурсных заявок.

Когда проводится двухэтапный конкурс

Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс при одновременном соблюдении следующих условий:

1. конкурс проводится для заключения контракта:

  • на проведение исследований, проектных работ, экспериментов, изысканий;
  • энергосервисного обеспечения;
  • на создание результатов интеллектуальной деятельности (произведения литературы и искусства).

2. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки (ч. 2 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Первый этап проведения двухэтапного конкурса

Участники подают свои заявки два раза. На первом этапе двухэтапного конкурса участники предоставляют первоначальные заявки. Они содержат предложения касательно объекта закупки, но не цены контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ).

Предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется (ч. 4 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

На первой стадии двухэтапной процедуры заказчик проводит обсуждение заявок. Конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса (ч. 5 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Также на этой стадии комиссия заказчика обязана проверить заявки претендентов на предмет соответствия установленным требованиям. Заявка на участие в первом этапе наряду с информацией, предусмотренной в заявке на участие в открытом конкурсе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки дополнительным требованиям или заверенные копии таких документов (ч.2 ст. 31 ФЗ-44).

Результаты обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе. По окончании первого этапа протокол подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии. Размещается в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания протокола (ч. 7 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

В том случае, если на первом этапе конкурса предусмотрено проведение предквалификационного отбора, то к заявке участника должны также прилагаться документы, подтверждающие его соответствие выдвинутым требованиям.

Срок проведения первого этапа не может превышать 20 дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие (ч. 6 ст. 57).

Второй этап проведения двухэтапного конкурса

На втором этапе подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Заказчик вправе устанавливить требование об обеспечении заявок (ч. 12 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Окончательные заявки рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов (ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе (ч. 13 ст. 57).

Документация на проведение двухэтапного конкурса

К конкурсной документации в обязательном порядке должен прикладываться проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального Закона №44, конкурсная документация обязательно должна включать в себя следующую информацию:

  1. название и описание объекта закупки, описание условий контракта и обоснование НМЦК;
  2. сведения о валюте;
  3. принцип применения официального курса валюты, установленного Центробанком и используемого при оплате контракта;
  4. требования к содержанию и описанию непосредственного предложения, а также к составу и форме заявки участника конкурса;
  5. сведения о возможности изменения условий контракта;
  6. сведения о возможности заключения контрактов с несколькими участниками;
  7. сведения о порядке, сроках отзыва и возврата заявок на участие;
  8. порядок предоставления разъяснений отдельных положений документации;
  9. критерии обработки и оценки заявок;
  10. сумма обеспечения заявки,а также условия банковской гарантии;
  11. сумма и условия обеспечения исполнения контракта;
  12. сведения о контрактной службе, управляющем и ответственных лиц за заключение контракта, а также сроки, в течение которых победивший участник конкурса должен подписать контракт;
  13. сведения о возможность одностороннего отказа от выполнения условий контракта.

Размещается конкурсная документация в ЕИС одновременно с публикацией извещения о проведении конкурса.

Извещение

Извещение о проведении конкурса публикуется в ЕИС не позже, чем за 20 дней до дня официального вскрытия конвертов или открытия соответствующего доступа. При проведении повторного ДК срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее чем 10-ть дней (ч. 3 ст. 55 44-ФЗ).

Если к участникам закупки Правительство РФ предъявляет дополнительные требования, то данные сведения должны быть указаны в извещении. Кроме того, в извещении о проведении двухэтапного конкурса должна содержаться та же информация, что и в извещении при проведении открытого конкурса (ч.3 ст.49 44-ФЗ).

Все корректировки вносятся в извещение не позднее, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок. С момента принятия решения о внесении корректировок есть только сутки, в течение которых такие изменения должны размещаться в ЕИС. При этом сроки подачи заявки должны быть продлены так, чтобы с даты размещения корректировок до даты окончания сроков приема заявок оставалось не меньше 10 рабочих дней.

Заключение контракта

Победителем двухэтапного конкурса признается участник, принявший участие в двух этапах такого конкурса и предложивший лучшие условия исполнения контракта (ч. 1 ст. 57 Закона № 44-ФЗ). Контракт с победителем заключается не ранее 10 и не позднее 20 дней со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок (ст. 54, ч. 14 ст. 57 Закона № 44-ФЗ).

Двухэтапный конкурс не состоялся

Можно заключить контракт с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), если двухэтапный конкурс не состоялся по следующим причинам:

  • только один участник подал окончательную заявку на участие, которая соответствует установленным требованиям;
  • по итогам рассмотрения и оценки осталась только одна окончательная заявка, соответствующая установленным требованиям.

Алгоритм проведения двухэтапного конкурса: действия заказчика

Рассмотрим пошаговый алгоритм проведения двухэтапной процедуры торгов.

  1. Для начала необходимо приготовить все необходимые документы — конкурсную документацию и опубликовать их вместе с извещением на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru. Проводится данная работа за 20 дней до момента открытия конвертов с предложениями участников.
  2. Принять предварительные заявки, а по окончании срока — вскрыть конверты. Ход мероприятия фиксируется в протоколе.
  3. Опубликовать протокол вскрытия в ЕИС. Делается это не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.
  4. Провести первый этап госзакупки. Во время него заказчик рассматривает поступившие предложения и проводит обсуждение. Обсуждение проводится в срок не более 20 дней с момента открытия конвертов.
  5. Опубликовать протокол проведения обсуждений. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с даты подписания документа. С этого момента начинается второй этап процедуры.
  6. По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию. Далее необходимо уведомить участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, опубликовать изменения в ЕИС.
  7. Разослать приглашения на участие во втором этапе конкурса. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч. 12 ст. 57 44-ФЗ). Претендент вправе отказаться от участия во втором этапе.
  8. Вскрыть конверты с окончательными предложениями участников.
  9. Опубликовать в ЕИС протокол вскрытия конвертов с окончательными заявками. Это нужно сделать в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  10. Рассмотреть и оценить полученные предложения, опубликовать итоговый протокол в течение одного рабочего дня с момента его подписания.
  11. Направить победителю проект контракта. По итогам процедуры контракт заключается не раньше 10 дней и не позже 20 дней с момента опубликования в ЕИС протокола рассмотрения заявок.

«Управление государственными и муниципальными закупками» – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для заказчиков.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

тво функций и структуры. Первые определяют направленность системы контроллинга, а вторая — упорядоченность организации.

Таким образом, логично будет осуществление процесса управления затратами проводить в рамках отдельного подразделения. По сути, таким подразделением может стать подразделение контроллинга. Контроллинг может рассматривается не только с точки зрения проведения контрольных мероприятий, но и с позиций помощи в обеспечении и совершенствовании всех функций управления затратами. При этом следует учитывать, что система контроллинга должна как обеспечивать стратегическое разви-

тие, так и решать оперативные задачи финансово-хозяйственной деятельности предприятия, в частности, проблемы, связанные с управлением затратами.

Платформой для создания методического обеспечения системы контроллинга должно быть правильное определение центров ответственности затрат и уже непосредственно по определенным центрам ответственности могут осуществляться управленческие мероприятия, направленные на оптимизацию отдельно взятых элементов затрат предприятия (материальные ресурсы, оплата труда, амортизационные отчисления и прочие затраты).

Литература

1. Промышленность России. 2013: Статистический сборник / Росстат. — М., 2013.

2. Россия в цифрах. 2013: Краткий статистический сборник / Росстат. — М., 2013.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКРЫТЫХ СПОСОБОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОСТАВЩИКОВ (ПОДРЯДЧИКОВ, ИСПОЛНИТЕЛЕЙ) ДЛЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

Г.Г. Т итова,

младший научный сотрудник кафедры гражданского права и процесса Ульяновского государственного университета

В статье показаны основные тенденции развития видов государственных закупок, в частности закрытых способов определения поставщиков. Дана характеристика основных моделей закрытых способов определения поставщиков. Представлены некоторые возможные недочеты, которые могли бы быть скорректированы в ходе реализации ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Ключевые слова: поставки, закупочная деятельность, государственные поставки

ББК 65.41я81

1 января 2014 г. вступил в силу Приказ Министерства Экономического Развития от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков, возможности заключения контракта с единственным пос-тавщиком»1. Под закрытыми способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в соответствии с ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»2, понимаются: закрытый конкурс с ограниченным участием; закрытый двухэтапный конкурс; закрытый аукцион, при которых информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, предусмотренным Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. В ч. 2 ст. 84 закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых возможно применение закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей):

1) закупка товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;

2) заключение контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам, либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц во временное владение и пользование, либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;

3) закупка товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну;

4) закупка услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.

Приказ МЭР от 13.09.2013 № 537 определяет правила по координированию закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчиком, уполномоченным органом, уполномоченным учреждением с ФАС России, Рос-оборонзаказом, органом исполнительной власти субъектов и органом местного самоуправления муниципальных районов РФ, городского округа, которые уполномочены осуществлять контроль в сфере закупок.

Для проведения сравнительного анализа, хочется отметить, что в ФЗ от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»3 регламентированы только закрытый конкурс и закрытый аукцион. Названный Закон не предусматривал такие способы размещения заказа, как конкурс с ограниченным участием и двухэтапный конкурс. Определение закрытым способам размещения заказа не давалось. В 94 Законе указывалось, что конкурс может быть открытым или закрытым, а в ч. 2 ст. 32 названного Закона—что аукцион может быть открытым или закрытым. Тем самым было воспроизведено положение п. 1 ст. 448 части первой ГК РФ4, предусматривающее, что аукционы и конкурсы могут быть открытыми и закрытыми. Там же определено и сущностное отличие между этими видами конкурсов и аукционов: в открытом аукционе и открытом конкурсе может участвовать любое лицо; в закрытом аукционе и закрытом конкурсе участвуют только лица, специально приглашенные для этой цели5.

Квалифицирующий признак отнесения закупок к закрытым способам — порядок приглашения участников к процессу торгов. К примеру, проведение открытых закупок предполагает вероятность приглашения к участию такого вида торгов неопределенного круга лиц. Закрытые же закупки, наоборот, предполагают участие только тех лиц, которые получили непосредственное приглашение.

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Субъекты, которым адресованы приглашения для участия в закрытых способах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны отвечать соответствующим требованиям, которые предусматриваются ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ (к примеру, можно выделить необходимость соответствия единым запросам к участникам закупок, перечисленным в ч. 1 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ). К тому же, они должны быть способны выполнить предъявляемые к ним требования по осуществлению поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектами закупок, при осуществлении закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Следовательно, подобные закрытые способы закупок обозначаются как торги с ограниченным участием, поскольку приглашения и документация о закупке не размещаются в ЕИС для всеобщего сведения, а направляются ограниченному кругу лиц.

На сегодняшний день на официальном сайте zakupki.gov.ru для общего доступа бесплатно размещаются сведения о размещении заказа и заключении государственного контракта (в ходе реализации, к примеру, решение по делу К-913/13 о нарушении законодательства Российской Федерации о размещении заказов, возникают сложности6), но не о ходе его исполнения (ч. 6 и 8 ст. 16 Закона № 94-ФЗ). Однако, Федеральный Закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ предусматривает создание единой информационной системы (ЕИС), содержащей данные обо всех этапах государственных закупок, начиная с планирования. ЕИС — это, с одной стороны, инструмент сбора сведений в сфере государственных закупок, с другой стороны — инструмент контроля над корреспонденцией сведений в различных документах (например, соответствием информации в плане-графике и в плане закупок).

В системе базируется широкий круг сведений, которые должны быть в нее включены: документы по планированию закупок и по реализации планов закупок, информация о закупках и об исполнении контрактов, также в систему будут вноситься все реестры, предусмотренные ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, библиотека типовых условий контрактов, результаты мониторинга, аудита и контроля в сфере закупок. Информация будет общедоступна на официальном сайте ЕИС. Право создавать отдельную информационную систему, интегрированную с единой, предоставлено государственной корпорации «Росатом»7.

Также необходимо выделить и тот момент, что субъекты РФ и муниципальные образования вправе будут создавать региональные и муниципальные информационные системы. Нельзя забывать, что они должны быть интегрированы с ЕИС. Большинство норм о ЕИС вступят в силу с 01.01.2014. С 01.01.2015 г. будет отражаться (в соответствии с ч. 2 ст. 114 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) информация о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также информация, полученная в результате размещения заказчиками запросов цен на товары, работы, услуги. С 01.01.2016 в соответствии с ч. 3 ст. 114 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, нормы, в соответствии с которыми ЕИС должна стать инструментом по обеспечению контроля за взаимным соответствием информации, содержащейся в различных документах в сфере закупок (п.2 ч.1 ст.4 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ), а также нормы, устанавливающие требования о включении в ЕИС планов закупок, планов-графиков, а также информации об их реализации (п.п.1-3 ч.3 ст.4 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Закрытые способы торгов могут быть применены по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на реализацию предоставленных функций. Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728 «Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»8, данным органом является Федеральная антимонопольная служба России.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Координирование по применению закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 728, данным органом является Министерство экономического развития РФ.

Срок согласования обращений о согласовании применения закрытого способа определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен превышать 10 рабочих дней с момента поступления обращения.

Общие правила, которые при проведении закрытых способов закупки обязан соблюдать заказчик (ст.85 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ):

1) не допускается предоставлять конкурсную документацию, изменения, внесенные в нее, направлять запросы о даче разъяснений положений конкурсной документации и предоставлять эти разъяснения в форме электронных документов;

2) разъяснения положений конкурсной документации должны быть доведены в письменной форме заказчиком до сведения всех участников таких конкурсов, которым предоставлена конкурсная документация, с указанием предмета запроса, но без указания участника, от которого поступил запрос;

3) протоколы и информация, полученная в ходе проведения таких конкурсов, не подлежат опубликованию в средствах массовой информации и размещению в единой информационной системе;

4) не допускается осуществление аудио- и видеозаписи.

В случае признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся заказчик вправе по своему выбору:

1) внести изменения в документацию о закупке и объявить о проведении нового определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

2) по согласованию с уполномоченным правительством РФ федеральным органом исполнительной власти осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Порядок такого согласования будет установлен ведомственным нормативным актом Минэкономразвития России9.

Закрытый конкурс представляет собой ту же самую процедуру, что и открытый конкурс, но с одной особенностью: информация о закупке направляется заказчиком ограниченному кругу лиц, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным законом о контрактной системе, и способны осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса. Победителем закрытого конкурса признается участник, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

С момента помещения в ЕИС извещения о проведении закрытого способа определения поставщиков, лица, которые заинтересованы получить конкурсную документацию, должны подать соответствующую заявку в письменной форме заказчику с приложением документов, подтверждающих соответствие данных поставщиков требованиям, предусмотренным ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, и наличием доступа к сведениям, составляющим государственную тайну.

Соответственно положениям ФЗ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»10, доступ к сведениям оформляется специальным допуском для должностных лиц и граждан РФ в добровольном порядке.

Учреждения, предприятия и организации допускаются к выполнению работ по договору, которые относятся к применению сведений, составляющих государственную тайну и непосредственно с осуществлением мероприятий и/или оказанием услуг по защите государственной тайны, формированием средств защиты информации, реализовывается путем приобретения ими лицензий на проведение работ со сведениями должной степени секретности.

Закрытый конкурс с ограниченным участием соединяет в себе черты двух типов закупочных процедур: открытого конкурса с ограниченным участием и закрытого конкурса. Существенная отличительная характеристика такого вида конкурса состоит в том, что его победителем будет признан тот участник, предложивший не только наиболее удачные условия выполнения контракта по результатам конкурса, но и прошедший предквалификационную выборку.

Наряду с едиными требованиями, предъявляемыми к участникам такого рода конкурсов, установленных законодательством о контрактной системе, определены и дополнительные требования, которые, в соответствии с ч. 2 ст. 31 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ, вправе установить правительство РФ.

Основания, при наличии которых заказчику необходимо провести не просто конкурс, но конкурс с ограниченным участием (участие ограничено результатами предквалификационного отбора), перечислены в ч. 2 ст. 56 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Закрытым двухэтапным конкурсом признается такой конкурс, при котором заказчик уведомляет ограниченный круг потенциальных поставщиков (способных, в соответствии с ч. 2 ст. 84 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ, осуществить поставку товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом такого конкурса) и направляет конкурсную документацию с соответс-

НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

твующими требованиям ФЗ № 44-ФЗ. Конкурс проводится в два этапа, причем принять участие нужно в обоих стадиях процесса принятия решения заказчиком, а победителем признается тот участник, который предложил лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа конкурса.

Закрытый двухэтапный конкурс отражает несколько видов торгов: открытый двухэтапный конкурс и закрытый конкурс. Двухэтапный конкурс проводится на основании ч. 2 ст. 57 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

Необходимо отметить тот факт, что в ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г. не присутствуют нормы, регулирующие порядок заключения контрактов по результатам проведения закрытых способов определения поставщиков. Из этого возможно следует сделать вывод о том, что существует необходимость применения положений ст. 54 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ с учетом особенностей, установленных § 5 главы 3 ФЗ от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ.

К тому же, в связи с расширением видов закрытых закупок, падает объем общественного контроля над заключением государственных контрактов, что влечет за собой потенциальную возможность увеличения коррумпированности данной сферы. Поэтому, предлагается такие подвиды работ, как определение поставщиков для закупки услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов в категорию государственной тайны не вносить, а сделать их максимально гласными.

На сегодняшний день система тендеров достаточно активно развивается и в связи с принятием ФЗ № 44-ФЗ решаются множество проблем. К таковым, например, относится и то, что деньги на закупку тех их иных товаров выдаются лишь в том случае, если была предоставлена копия протокола о проведении конкурсных процедур, однако, введение планов-графиков во многом решает данную проблему. Но в то же время создается новая проблема -поскольку планы-графики должны быть разработаны на один год, то заказчики, которые, к примеру, закупают запасные части для ремонта автомобилей, не могут однозначно точно рассчитать, когда именно и в каком объеме может понадобиться закупаемый товар или характерные в связи с этим работы. К тому же, в век высоких технологий и научного прогресса очень быстро меняются многие технические характеристики, что, в свою очередь, нельзя недооценивать. Поэтому предлагается сократить сроки утверждения планов-графиков с одного года до шести/трех месяцев, в зависимости от видов закупаемых товаров, работ или услуг.

В целом хочется отметить, что тенденция развития контрактной системы в целом на территории Российской Федерации стала более развитой и гибкой. А также и тот положительный момент, что ФЗ № 44-ФЗ вступит в силу с 01.01.2014 года не целиком, а частями, что позволит быстрее приспособиться должностным лицам к новым положениям. К тому же, по ходу реализации закона прояснятся некоторые возможные огрехи и заполнятся недостающие звенья.

1 Приказ Минэкономразвития России от 13.09.2013 № 537 «Об утверждении Порядка согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возможности заключения (заключения) контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2013 № 30452) // Российская газета. — 2013. — № 273. — 04 дек.

2 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.072013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №14. — ст. 1652.

3 Федеральный закон от 21.072005 N 94-ФЗ (ред. от 02.072013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2005. — №30. — Ч.1. — ст. 3105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Борисов А.Н., Трефилова Т.Н. Комментарий к Федеральному закону от 5 апреля 2013 г № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (постатейный). — М.: «Деловой двор», 2013.

7 Федеральный закон от 02.072013 № 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. — 2013. — № 148. — 10 июля.

8 Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №35. — ст. 4514.

9 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 02.072013) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собр. законодательства РФ. — 2013. — №14. — ст. 1652.

10 Закон РФ от 21.071993 № 5485-1 (ред. от 08.11.2011) «О государственной тайне» // Российские вести. — 1993. — № 189. — 30 сент.

ИЗМЕНЕНИЕ МОТИВОВ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА КАЧЕСТВО ТРУДА

Е.М. Щербакова,

аспирант кафедры управления качеством и стандартизации информационно-технологического факультета

Финансово-технологической академии (г. Королёв),

В статье рассматривается изменение мотивов трудовой деятельности вследствие перехода к рыночной экономике, что отрицательно повлияло в том числе на качество труда. Решение сложившейся проблемы автор связывает с концепцией всеобщего управления качеством. Обосновывается необходимость (на примере отрасли ракетно-космического машиностроения) проведения соответствующих мероприятий на уровне организации и государства по изменению мотивов трудовой деятельности персонала.

Ключевые слова: мотивация, рыночная экономика, трудовой кризис, всеобщее управление качеством УДК 331.101.3 ББК 65.24

В настоящее время можно найти большое количество публикаций, в которых рассматривается связь мотивации работников и качества производимой продукции. Однако внимание в них уделено в основном вопросам повышения качества за счёт стимулирующих мер. Вопрос же создания так называемого «всеобщего качества»,

который во многом зависит от качества труда персонала организации остается практически неисследованным и усугубляется существующим во многих отраслях экономики трудовым кризисом. Последний представляет собой трансформацию труда из основы образа жизни в средство выживания при девальвации трудовых

Разделы:

  • Новый закон о контрактной системе: оптимизация госзакупок
  • Основные изменения: акценты расставлены
  • Контроль и ответственность
  • Информационное обеспечение контрактной системы
  • Обоснование закупки и методы расчета цены контракта
  • Требования к участникам процедур закупок и критерии оценки заявок
  • Антидемпинговые меры
  • Бланки для участия в контрактной системе
  • Ответы на вопросы пользователей по госзакупкам

При осуществлении закупок заказчик устанавливает единые требования к участникам процедур закупок:

  • участники должны соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки;
  • участники процедур закупок должны быть правомочны заключать контракт;
  • непроведение ликвидации участника процедуры закупки – юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника процедуры закупки – юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;
  • неприостановление деятельности участника процедуры закупки в порядке, предусмотренном КоАП РФ, на день подачи заявки на участие в процедурах закупок;
  • отсутствие у участника процедур закупок задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника процедур закупок по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Участник процедур закупок считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в процедуре закупки не принято:

  • отсутствие в предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – закон о контрактной системе) реестре недобросовестных поставщиков сведений об участнике процедуры закупки, а также для юридических лиц – сведений об учредителях, членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника процедуры закупки;
  • отсутствие у физического лица – участника процедуры закупки либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера юридического лица – участника процедуры закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью и административного наказания в виде дисквалификации;
  • обладание участниками процедур закупок исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма.

Правительство РФ вправе устанавливать в отношении отдельных видов закупок дополнительные единые требования к участникам процедур закупок, в том числе:

  • наличие финансовых ресурсов для исполнения контракта;
  • наличие оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
  • опыт и деловая репутация;
  • трудовые ресурсы для исполнения контракта (ст. 31 закона о контрактной системе).

Критерии и процедуры оценки заявок (предложений) участников процедур закупок

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, на использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок;
  • квалификация участников процедур закупок (включая наличие у участника процедур закупки необходимой профессиональной и технической квалификации, трудовых и финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта, управленческая компетентность, опыт и деловая репутация) в случае, если возможность использования такого критерия при осуществлении закупок предусмотрена правительством РФ (ст. 32 закона о контрактной системе).

Правила описания объекта закупок и условий контракта

Требования со стороны заказчика должны руководствоваться принципом разумной достаточности, быть объективными, содержать необходимые функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупок (при необходимости). Описание объекта закупок может включать спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии и т.п.

Внимание!

Обязательным условием является включение в описание объекта слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

При составлении описания объекта закупок должны использоваться, где это возможно, стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик объекта закупок.

В случае, если в документации об осуществлении закупки содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт, документация должна содержать изображение такого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку (предложение).

Если в документации об осуществлении закупки содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт, документация должна содержать сведения о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками процедур закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт.

В случае если объектом закупки является поставка лекарственных средств, то в документации об осуществлении закупки должно содержаться указание на лекарственные средства по их международным непатентованным наименованиям.

Разрешается указание на лекарственные средства по их торговым наименованиям в отношении лекарственных средств, входящих в Перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется по торговым наименованиям.

Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Закон не допускает включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена законом о контрактной системе.

Требования к гарантийному сроку товара, работы, услуги и объему предоставления гарантий их качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на эксплуатацию товара, к обязательности осуществления монтажа и наладки товара, к обучению лиц, осуществляющих использование и обслуживание товара, устанавливаются заказчиком при необходимости. В случае определения поставщика машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к гарантийному сроку товара и объему предоставления гарантий его качества, к гарантийному обслуживанию товара, к расходам на обслуживание товара в течение гарантийного срока, а также к осуществлению монтажа и наладки товара, если это предусмотрено технической документацией на товар. В случае определения поставщика новых машин и оборудования заказчик устанавливает в документации о закупке требования к предоставлению гарантии производителя и поставщика данного товара и к сроку действия такой гарантии. Предоставление такой гарантии осуществляется вместе с данным товаром.

Контракт

Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением или приглашением принять участие в закрытых процедурах осуществления закупки и документацией об осуществлении закупки и заявкой (предложением) участника процедур закупок, с которым заключается такой контракт. В него включается обязательное условие об ответственности поставщика (подрядчика, исполнителя) и заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом.

Если просрочку исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, допускает заказчик, то он выплачивает другой стороне неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается в размере одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.

Если же просрочку исполнения обязательства допускает поставщик (подрядчик, исполнителем), предусмотренного контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) выплачивает заказчику неустойку (штраф, пени). Неустойка (штраф, пени) начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается контрактом в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования ЦБ РФ от цены контракта. Поставщик (подрядчик, исполнитель) освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине заказчика.

Внимание!

С несколькими участниками процедур закупок допускается заключение контракта на поставку технических средств реабилитации инвалидов, создание нескольких произведений литературы или искусства, выполнение научно-исследовательских работ, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению (предоставление путевок и так далее). При этом условия и порядок заключения контракта с несколькими участниками процедур закупок, устанавливается заказчиком в документации об осуществлении закупки.

В настоящее время разрабатываются проекты типовых контрактов, которые будут размещаться в единой информационной системе и составят библиотеку типовых контрактов.

При заключении контракта по соглашению заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) в контракт может быть включено условие о передаче споров между его сторонами на разрешение третейского суда. При этом в контракте должны быть определены виды споров, разрешение которых осуществляется в третейском суде, а также условия участия сторон контракта в расходах, связанных с разрешением споров в третейском суде.

При заключении долгосрочных, дорогостоящих стоимостью более 100 млн руб. и особо важных комплексных контрактов в состав контракта должен включаться план-график исполнения контракта.
В контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товаров (работ, услуг), о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества, комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте, а также о порядке и сроках оформления результатов приемки (ст. 34 закона о контрактной системе).

Банковское сопровождение контрактов

Порядок осуществления банковского сопровождения контрактов, включающий в себя в том числе требования к банкам и порядку их отбора, условия договоров, заключаемых с банком, а также требования к содержанию формируемых банками отчетов устанавливает Правительство РФ, а конкретные случаи банковского сопровождения поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг регламентируется органами исполнительной власти в зависимости от нужд субъекта РФ, федеральных и муниципальных нужд. Все расчеты отражаются на счетах, которые открываются в указанном банке (ст. 35 закона о контрактной системе).

Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)

Заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) по одному и более лоту, за исключением проведения запроса предложений, не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе либо не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок. После размещения в единой информационной системе извещения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заказчик не вправе вскрывать конверты с заявками участников закупки или открывать доступ к поданным в форме электронных документов заявкам. В этом случае заказчик не позднее следующего рабочего дня после даты принятия решения об отмене определения поставщика (подрядчика, исполнителя) обязан внести соответствующие изменения в план-график.

Если срок отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя) истек до заключения контракта, то заказчик вправе отменить определение поставщика (подрядчика, исполнителя) только в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, что обязательно фиксируется в единой информационной системе. Соответственно определение поставщика (подрядчика, исполнителя) считается отмененным с момента размещения решения о его отмене в единой информационной системе (ст. 36 закона о контрактной системе).

О том, какие антидемпинговые меры предусматривает закон о контрактной системе, какие функции возлагаются на контрактную службу заказчика, что должна включать в себя конкурсная заявка, читайте .