Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган

Единоличный исполнительный орган (Е.И.О.) — лицо, единолично осуществляющее функции органа управления коммерческой или некоммерческой организацией, подотчетное ее высшему органу управления и осуществляющего текущее руководство деятельностью соответствующей организации. Правовое регулирование образования и деятельности единоличного исполнительного органа общества осуществляется ГК РФ, федеральными законами об отдельных видах юридических лиц и другими правовыми актами РФ.
В российской практике наиболее употребительные названия для единоличного исполнительного органа — Генеральный директор, Президент, Директор, Председатель правления и др.
Порядок деятельности единоличного исполнительного органа общества и принятия им решений устанавливается уставом и внутренними документами общества, а также договором, заключенным между обществом и лицом, осуществляющим функции его единоличного исполнительного органа. В качестве единоличного исполнительного органа в обществе с ограниченной ответственностью может выступать только физическое лицо, за исключением случая, когда функции единоличного исполнительного органа по договору передаются управляющему, которым может быть юридическое лицо. Этот вариант часто употребляется в холдинговых компаниях для управления дочерними обществами. Часто одна компания может управлять несколькими дочерними обществами.
Единоличный исполнительный орган общества избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.
В некоммерческих организациях единоличный исполнительный орган тоже осуществляет текущее, повседневное руководство организацией и подотчетен высшему органу управления (ст. 30 ФЗ «О некоммерческих организациях»). Конкретные полномочия единоличного исполнительного органа в некоммерческих организациях устанавливаются специальными законами об отдельных видах таких организаций и в учредительных документах.
Единоличный исполнительный орган обязан подготавливать и осуществлять решения общего собрания, оперативно решать конкретные организационные, финансовые и хозяйственные вопросы.
Срок полномочий и деятельности единоличного исполнительного органа общее собрание участников общества определяет самостоятельно и отражает в Уставе общества. Наиболее частым представляется срок полномочий исполнительного органа в пределах от двух до трех лет.
Между обществом и единоличным исполнительным органом (генеральным директором) заключается трудовой договор.
Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Понятие трудового договора определено в ст. 56, а требования к его содержанию — в ст. 57 ТК РФ. Указанный трудовой договор заключается на срок, установленный учредительными документами организации или соглашением сторон, т.е. является срочным. Поэтому при его заключении необходимо учитывать положения ст. 58, 59 ТК РФ. Особенности регулирования труда руководителя организации установлены ст. 273-280 ТК РФ.
Трудовой договор с руководителем организации может быть расторгнут по следующим основаниям:

  • в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве);
  • в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о досрочном прекращении трудового договора;
  • по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Полномочия единоличного исполнительного органа общества:

В Законе определены полномочия единоличного исполнительного органа общества (п. 3 ст. 40). Но перечень его полномочий изложен не как исчерпывающий, а как частично фиксированный, и позволяющий устанавливать объем полномочий такого органа с учетом задач и специфики деятельности конкретного общества.

  • без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки;
  • выдает доверенности на право представительства от имени общества, в том числе доверенности с правом передоверия;
  • издает приказы о назначении на должности работников общества, об их переводе и увольнении, применяет меры поощрения и налагает дисциплинарные взыскания;
  • осуществляет иные полномочия, не отнесенные Законом или уставом общества к компетенции общего собрания участников общества, совета директоров (наблюдательного совета) общества и коллегиального исполнительного органа общества.

Функции единоличного исполнительного органа общества:

Деятельность единоличного исполнительного органа включает в себя представление интересов общества в государственных органах, в суде, в отношениях с партнерами, с кредитными и другими организациями, а также в подписываемых им платежных и иных исходящих от общества документах.
Единоличный исполнительный орган заключает договоры и совершает иные сделки, открывает в банках расчетный и другие счета, распоряжается имуществом и финансовыми средствами общества в пределах своей компетенции.
Единоличный исполнительный орган обеспечивает подготовку и представляет совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию участников годовой отчет, годовой бухгалтерский баланс, предложения о распределении чистой прибыли между участниками, информирует о текущей финансовой и хозяйственной деятельности, организует выполнение решений общего собрания, совета директоров (наблюдательного совета).
Он руководит персоналом общества, утверждает организационную структуру и штатное расписание, организует учет и обеспечивает составление и своевременное представление бухгалтерской и статистической отчетности о деятельности общества в налоговые органы и органы государственной статистики.
Одно из прав единоличного исполнительного органа — выдача им доверенностей на право представительства от имени общества. Это бывает необходимо в случае невозможности самому органу выполнить непосредственно те или иные полномочия ( см. ст. 182-189 ГК РФ.)

Порядок деятельности единоличного исполнительного органа устанавливается:

  • уставом общества, где должны содержаться основные положения;
  • внутренними документами общества, которые можно назвать организационно-функциональными (например, положением о генеральном директоре, регламентом общего собрания участников общества, положением о совете директоров (наблюдательном совете), правилами принятия решений в обществе, в том числе единоличным исполнительным органом, положением о персонале общества, положением о порядке сбора, обработки и использования информации в обществе и др.);
  • договором между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа (трудовым договором).


Смена генерального директора общества в кротчайшие сроки
Как директору уволиться по собственному желанию
Как уволить генерального директора

Дата создания: 13.08.2017 23:08:56

Регистрация ООО по месту жительства единоличного исполнительного органа

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Место нахождения общества с ограниченной ответственностью указывается в его учредительном документе и в ЕГРЮЛ, если общество действует на основании типового устава — только в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 54 ГК РФ).

Государственная регистрация ООО осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени общества без доверенности, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц (п. 2 ст. 54 ГК РФ).

Под адресом ООО понимается адрес, по которому осуществляется связь с обществом и по которому ему доставляются юридически значимые сообщения (п. 3 ст. 54 ГК РФ). Таким образом, адрес ООО подразумевает указание почтового индекса, наименования населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, офиса (квартиры).

Адрес ООО не требуется указывать в его уставе, но он в обязательном порядке указывается в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 53 ГК РФ).

С 29.12.2015 уточнено, что адрес юридического лица, указываемый в ЕГРЮЛ, должен быть в пределах места нахождения юридического лица, содержащегося в учредительных документах юридического лица (за исключением случая использования типового устава) (п.п. 3, 5 ст. 54 ГК РФ, пп. «в» п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации).

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (абз. второй п. 3 ст. 54 ГК РФ).

Единоличным исполнительным органом общества является директор (генеральный директор). Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему (п. 1 ст. 40, ст. 42 Закона об ООО). Законодательство не предъявляет требований к месту нахождения единоличного исполнительного органа. Следовательно, оно может быть любым, в том числе и совпадать с местом жительства физического лица, избранного директором.

Однако в п. 3.3 ранее действовавших Методических разъяснений по порядку заполнения форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица, утвержденных приказом ФНС РФ от 01.11.2004 N САЭ-3-09/16 (далее — Методические разъяснения), указывалось, что следует отличать место нахождения постоянно действующего исполнительного органа от домашнего адреса физического лица, представляющего соответствующий орган, и что юридическое лицо не вправе размещать свои органы в жилых помещениях. В связи с этим налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, отказывали в регистрации по причине указания адреса жилых помещений в качестве места нахождения организации.

Арбитражные суды в своей практике, напротив, придерживались позиции о допустимости указания в качестве местонахождения юридического лица адреса жилого помещения, поскольку регистрация юридического лица по данному адресу не означает фактического размещения его в жилом помещении и не нарушает жилищного законодательства (см., например, постановления ФАС Центрального округа от 26.03.2007 N А68-3866/06-АП-247/14, от 10.01.2007 N А14-7547/2006-367/14; ФАС Восточно-Сибирского округа от 07.06.2008 N А19-9638/07-36-Ф02-1873/2008; ФАС Дальневосточного округа от 30.10.2007 N Ф03-А04/07-1/4243).

Данная позиция нашла свое отражение в п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица». Согласно разъяснениям, содержащимся в данном пункте, регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации.

Следовательно, регистрация юридического лица по адресу жилого объекта недвижимости, использование в качестве адреса юридического лица адреса жилого объекта недвижимости допустимы, если собственник объекта дал на это свое согласие. Причем прямо подчеркивается, что данное согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Учитывая, что само законодательство о государственной регистрации юридических лиц не запрещает указывать в качестве места нахождения организации либо в качестве ее адреса адрес жилого помещения и не позволяет отказывать по данному основанию в регистрации (ст. 23 Закона о госрегистрации), а Методические разъяснения утратили силу с 4 июля 2013 года на основании положений п. 5 приказа ФНС от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@, можно сделать вывод, что регистрация общества по месту жительства его директора, использование в качестве адреса общества адрес проживания его директора не противоречит действующему законодательству.

Гарантийное письмо от имени единоличного исполнительного органа о предоставлении адреса по месту жительства не требуется. После регистрации юридического лица может быть заключен договор о предоставлении адреса.

С 01.01.2016 действует новый порядок регистрации при смене места нахождения юридического лица. Однако он не распространяется на случаи изменения места нахождения юридического лица, если новым адресом будет являться (абз. шестой п. 6 ст. 17 Закона о госрегистрации):

— адрес места жительства участника ООО, владеющего не менее чем 50% голосов от общего количества голосов участников данного общества;

— адрес места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе единоличного исполнительного органа ООО).

При этом количество лиц, которым предоставляются такие полномочия, в уставе указывать нет необходимости. В этом случае их количество могут определять учредители/участники общества при каждом образовании данного ЕИО, исходя из известной им целесообразности.

При образовании такого ЕИО ОСУ предоставляет полномочия ЕИО одновременно всем лицам в количестве, определённым уставом или ОСУ, на срок, указанный в уставе, а при досрочном прекращении полномочий ОСУ прекращает полномочия всех этих лиц. В случае же внезапной кончины одного из уполномоченных лиц, у всех остальных лиц также прекращаются полномочия.

При каждом новом образовании такого ЕИО количество уполномоченных лиц может меняться, если, разумеется, оно не указано в уставе.

В ЕГРЮЛ для такого общества указываются сведения обо всех лицах действующих без доверенности, но с единой для всех должностью (например, генеральный директор).

📌 Реклама

Не следует путать такой ЕИО с коллегиальным исполнительным органом (КИО).

3. Несколько ЕИО, состоящих из одного лица

Данная конструкция единоличных исполнительных органов существенно отличается от предыдущих двух, как количеством, так и качеством.

Устав общества, которое будет использовать такую конструкцию ЕИО, должен содержать не только наименования всех ЕИО данного общества, но и компетенцию каждого из них. При этом каждый ЕИО такого общества должен иметь уникальное наименование своей должности, отличающего его от остальных ЕИО этого общества.

Компетенция каждого такого ЕИО также, как и наименование должности, должна быть указана в уставе. Причём компетенции таких ЕИО не должны пересекаться.

При формировании компетенций подобных ЕИО, как и в иных случаях, следует руководствоваться «остаточным принципом». В данном случае компетенции (не пересекающиеся) всех ЕИО, кроме одного, указываются в уставе в виде закрытого (исчерпывающего) перечня вопросов, которые решает тот или иной ЕИО. Оставшийся ЕИО будет решать все вопросы деятельности общества, которые не отнесены к компетенции ОСУ, а также образованных в обществе коллегиальных органов (совет директоров и КИО) и остальных ЕИО.

Срок полномочий каждого независимого от других ЕИО не зависит от срока полномочий других независимых ЕИО. При этом следует помнить, что сроки полномочий каждого ЕИО в данной конструкции управления обществом должны указываться в его уставе. Вторая часть публикации – «Три модели ЕИО в ЕГРЮЛ в 2018 году«