Единый налоговый платеж Узбекистан

Нужно ли перечислять НДФЛ с аванса в 2021 году? И если нужно, то когда? Ответ найдете в статье, которая написана с учетом последних изменений.

Сроки уплаты НДФЛ Все сроки в одной таблице

Рассчитать зарплату и аванс онлайн вы можете в программе «Бухсофт». Программа рассчитает зарплату по всем работникам и сформирует в один клин платежку для НДФЛ с зарплаты.

Рассчитать аванс в БухСофт

  • Статья по теме: Новые правила расчета аванса по зарплате

Нужно ли перечислять НДФЛ с аванса

Пунктом 2 ст. 223 НК РФ установлено, что датой получения дохода в виде заработной платы является:

  • последний день месяца, за который она была начислена
  • последний день работы в случае увольнения (до окончания месяца)

Пока одна из указанных выше дат не наступила, определить сумму налога нельзя.

В соответствии с п. 6 ст. 226 НК РФ подоходный налог должен быть перечислен не позднее дня, следующего за днем выплаты дохода. Однако, при выплате аванса он не применяется.

Более того, ФНС РФ в письме от 25.07.2014 № БС-4-11/14507 указывает, что если удержать НДФЛ с аванса и перечислить его в бюджет, то эта сумма не будет считаться налогом.

Согласно п.9 ст. 226 НК РФ налоговые агенты не вправе платить НДФЛ за счет собственных средств. Таким образом, перечисленная с аванса сумма налога будет расцениваться как ошибочный платеж.

Налоговый агент вправе его вернуть. Для нужно обратиться в налоговую инспекцию с соответствующим заявлением.

Таким образом, НДФЛ с аванса по зарплате в день выплаты аванса платить не нужно. НДФЛ с аванса надо заплатить в день выплаты зарплаты или на следующий день. Но из этого правила есть три исключения, о которых мы рассказали ниже.

  • Читайте по теме: Сроки уплаты НДФЛ при увольнении сотрудника

Нужно ли перечислять НДФЛ с премии, выплаченной в аванс

Позиция Минфина в отношении премий изложена в письме от 27.03.2015 N 03-04-07/17028: удержание НДФЛ с премии производится при фактической выплате денежных средств. Это значит, что премия рассматривается сотрудниками Минфина как отдельный доход, с которого нужно перечислить подоходный налог.

Однако, у ФНС РФ на этот счет другое мнение. С учетом позиции ВС РФ премия является частью заработной платы, следовательно, к ней применяется п. 2 ст. 223 НК, а это значит, что датой получения дохода в виде премии является последний день месяца, поэтому с премии, выплаченной в аванс, не удерживайте НДФЛ.

  • Читайте по теме: Изменения в сроках выплаты зарплаты: новые правила

При расчете налога с квартальных или годовых премий следует руководствоваться таким же принципом. Месяцем начисления дохода является месяц подписания приказа о выплате таких премий, таким образом, последний день месяца — дата получения дохода.

В каких случаях НДФЛ удерживается с аванса

Есть случаи, когда НДФЛ с аванса уплачивается.

Подоходный налог удерживайте, если:

  • сотрудник получил доход в натуральной форме (например, подарок)
  • есть задолженность по НДФЛ
  • аванс перечисляется в последний день календарного месяца

Компания также вправе удержать НДФЛ с материальной выгоды при перечислении аванса сотруднику.

  • Читайте по теме: Ставки НДФЛ

Обратите внимание, что расчет НДФЛ с дохода в натуральной форме имеет свои особенности. Налоговый агент должен удержать подоходный налог за счет любых денежных доходов работника, но не более 50%. Тот же порядок установлен и в отношении НДФЛ с материальной выгоды (п.4 ст. 226 НК РФ).

Начисляйте НДФЛ и взносы за 1 минуту в бухгалтерской программе БухСофт

Страховые взносы и НДФЛ начисляются автоматически при начислении зарплаты. Чтобы начислить зарплату всем сотрудникам:

1. Зайдите в раздел «Зарплата»

2. Нажмите на ссылку «Начисления и выплаты»

3. Укажите период

4. Нажмите кнопку «Начислить»

5. Выберите «Оклад»

6. В открывшемся окне укажите дату начисления

7. Нажмите кнопку «Начислить»

8. После этого в окне начислений в поле «Начислено» появятся данные о начисленной зарплате

9. В поле «НДФЛ» появятся данные о начисленном НДФЛ

В 2019 году налоги и другие обязательные платежи сильно изменились. Налоговый комитет опубликовал ключевые изменения и дополнения в законодательство Узбекистана:

Упрощенная система налогообложения

Единый налоговый платеж

Концепцией предусматривалось, что вместо единого налогового платежа будет введен налог с оборота (выручки). Однако в целях сокращения нормотворческой работы решено сохранить существующее наименование налога, т. е. налог с оборота (выручки) называется как и раньше — единый налоговый платеж.

В 2018 году критериями для уплаты единого налогового платежа являлись численность работников и осуществление определенного вида деятельности. Размер годового оборота (выручки) для возможности уплаты единого налогового платежа не учитывался.

С 1 января 2019 года единый налоговый платеж смогут уплачивать только юридические лица с годовым оборотом (выручкой) по итогам 2018 года не превышающим 1 млрд сумов.

При этом круг плательщиков единого налогового платежа расширяется за счет индивидуальных предпринимателей. Плательщиками единого налогового платежа будут:

  1. юридические лица, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  2. товарищ (участник) — индивидуальный предприниматель, на которого возложено ведение дел простого товарищества (доверенное лицо), валовая выручка которого от деятельности простого товарищества за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  3. индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг) за налоговый период превышает установленный размер, но не более 1 млрд сумов. Если индивидуальной предприниматель экспортирует плодоовощную продукцию или включен в Национальный реестр субъектов электронной коммерции, он обязан платить единый налоговый платеж до достижения выручки в 1 млрд сумов;
  4. семейные предприятия, валовая выручка которых за налоговый период не превышает 1 млрд сумов;
  5. некоммерческие организации по доходам, полученным ими от предпринимательской деятельности, при условии, что они за налоговый период не превышают 1 млрд сумов.

В 2018 году единый налоговый платёж уплачивался по ставкам, дифференцированным в зависимости от видов деятельности. Базовая ставка налога составляла 5 процентов.

С 2019 года базовая ставка единого налогового платежа составляет 4% и все плательщики единого налогового платежа при наличии объекта налогообложения обязаны будут уплачивать налог на имущество, земельный налог и налог за пользование водными ресурсами.

Для них также сохранится возможность уплаты налога на добавленную стоимость на добровольной основе при наличии облагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов:

Категории плательщиков

Ставки единого налогового платежа

2018 год

2019 год

Разница

Налогоплательщики всех отраслей экономики (за исключением указанных ниже) «базовая ставка»

5%

4%

— 1%

Юридические лица, получающие доходы от организации массовых зрелищных мероприятий путем привлечения юридических и физических лиц (включая нерезидентов), имеющих лицензию на занятие концертно-зрелищной деятельностью

30%

5%

— 25%

Предприятия общественного питания:

в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

10%

8%

— 2%

других населенных пунктах

10%

6%

— 4%

труднодоступных и горных районах

10%

4%

— 6%

из них: специализированные предприятия общественного питания, обслуживающие общеобразовательные школы, школы-интернаты, средние специальные, профессиональные и высшие учебные заведения

8%

75% от установленной ставки в зависимости от места расположения

— 2%
— 3,5%
— 5%

Предприятия розничной торговли в городах с численностью населения 100 тысяч и более человек

4%

4%

Без изменений

других населенных пунктах

2%

2%

Без изменений

труднодоступных и горных районах

1%

1%

Без изменений

независимо от места расположения по товарообороту от реализации алкогольной продукции, табачной продукции, бензина, дизельного топлива и сжиженного газа

4%

4%

Без изменений

Предприятия торговли, осуществляющие оптовую, а также оптово-розничную торговлю (за исключением оптовые и розничные аптечные организации)

5%

4%

— 1%

Общеустановленная система налогообложения

Налог на прибыль юридических лиц

Изменения по налогу на прибыль в основном коснулись ставок налога, а также структуры вычитаемых и невычитаемых расходов.

Ставки налога на прибыль для большинства юридических лиц в 2019 году снижены:

  • для коммерческих банков — с 22 до 20%;
  • для остальных юридических лиц (за некоторым исключением) — с 14 до 12%.

Снижение ставок налога сократит налоговую нагрузку на его плательщиков и позволит направить высвобожденные средства на развитие предприятия и на инвестиции.

В то же время повышены ставки налога для юридических лиц производителей цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул — с 14 до 20%

Для операторов мобильной связи, имевших дифференцированные ставки (14 и 50%) в зависимости от уровня рентабельности, вводится единая ставка налога на прибыль — 20%.

Изменения коснулись перечня вычитаемых и невычитаемых расходов. Ранее перечень расходов, подлежащих вычету при определении налогооблагаемой прибыли, являлся закрытым.

Перечень же невычитаемых расходов — наоборот, был открытый. Теперь же в целях упрощения определения налогооблагаемой базы и во избежание ошибок при исчислении налога и спорных вопросов при проверках с 2019 года перечень невычитаемых расходов закрытый, а вычитаемых — открытый.

Внесены следующие поправки в определение отдельных статей вычитаемых расходов:

  • исключены нормы по ограничению представительских расходов. Ранее их сумма в составе вычитаемых расходов не могла превышать одного процента от объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • исключены ограничения по суточным расходам;
  • исключены ограничения по суммам страховых премий на добровольное страхование, оплачиваемых в пользу физическому лицу. Ранее норма для определения вычитаемых расходов составляла два процента от объема выручки от реализации товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную стоимость и акцизный налог;
  • все выплаты по возмещению вреда, связанного с трудовым увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья относятся теперь к вычитаемым расходам;
  • из вычитаемых исключены расходы на выполнение работ по благоустройству городов и поселков. Эти расходы переведены в состав невычитаемых;
  • исключена из перечня вычитаемых расходов плата за полностью изношенное оборудование, находящееся в эксплуатации.

Внесены поправки в определения отдельных статей невычитаемых расходов:

  • взносы, средства в виде спонсорской и благотворительной помощи, независимо от того, кто их получает, являются невычитаемыми расходами;
  • исключены судебные издержки;
  • к невычитаемым расходам относятся только убытки от выбытия основных средств с прежними оговорками. Убытки от выбытия иного имущества исключены из состава невычитаемых расходов.

В перечень невычитаемых расходов добавлены:

  • налоги, уплаченные за нерезидентов Узбекистана и других лиц;
  • налоги и другие обязательные платежи, доначисленные по результатам проверок;
  • расходы на мероприятия, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности налогоплательщика (по охране здоровья, спортивные и культурные мероприятия, организация отдыха и т. д.);
  • оказание помощи профсоюзным комитетам;
  • затраты на выполнение работ (услуг), не связанных с производством продукции (работы по благоустройству городов и поселков, оказание помощи сельскому хозяйству и другие виды работ).

В целях снижения себестоимости товаров, работ и услуг изменены ставки амортизации для целей налогообложения исходя из срока использования имущества по отдельным категориям основных средств, так с 2019 года нормы амортизации снижены:

  • для зданий и строений — с 5 до 3%;
  • для железнодорожного подвижного состава, морских, речных судов, судов рыбной промышленности, воздушного транспорта — с 8 до 4%.

Снижение норм амортизации приведет к сокращению расходов и увеличению прибыли.

С 2019 года ставка налога на доходы в виде дивидендов и процентов снижается с 10 до 5%. При этом порядок обложения у источника выплаты сохранится как для юридических, так и для физических лиц.

Для нерезидентов ставка налога на дивиденды и проценты сохраняется в размере 10%. Ставки по другим видам доходов нерезидентов также остаются неизменными:

Плательщики

Ставки налога на прибыль юридических лиц

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица (за исключением, указанных ниже)

основная ставка

14%,

коммерческие банки

22%

основная ставка

12%,

коммерческие банки

20%

— 2%

Юридические лица, осуществляющие производство цемента (клинкера) и полиэтиленовых гранул

14%

20%

унифицированы ставки

Налог на сверхприбыль по отдельным видам продукции

50%

Юридические лица основным видом деятельности, которых является оказание услуг мобильной связи

при рентабельности до 20 процентов

14%

20%

унифицированы ставки

при рентабельности с выше 20 процентов

50%

Налог на добавленную стоимость

«Стандартный НДС»

По основным средствам, нематериальным активам и объектам незавершенного строительства, приобретенным после 1 января 2019 года сумма налога на добавленную стоимость подлежит зачету.

«Упрощенный НДС»

С 1 января 2019 года для предприятий с оборотом до 3 млрд сум введен упрощенный порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Порядок вводится для адаптации субъектов малого бизнеса к уплате НДС и упрощения всей процедуры ведения учета по данному налогу.

Кроме этого, порядок является переходной мерой, который вводится до 1 января 2021 года, что позволяет сформировать основу для улучшения качества налогового администрирования.

Порядок исчисления и уплаты является добровольным, т. е. предприятие может перейти на уплату стандартного налога на добавленную стоимость.

Особенностями данного порядка являются пониженная ставка налога, а также отсутствие возможности отнесения в зачет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам).

При этом плательщики налога на добавленную стоимость в рамках упрощенного порядка должны в своих счетах-фактурах выделять отдельной строкой сумму налога по соответствующей ставке, в последующем, которая подлежит отнесению к зачету у покупателя-плательщика стандартного налога на добавленную стоимость.

Если говорить о ставках, то они достаточно гибкие. Например, для промышленников это 7%, торговли 6%, строительства 8%, а для общепита и гостиниц 10%:

Плательщики

Ставка «стандартного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики

20%

20%

Без изменений

Плательщики

Ставки «упрощенного НДС»

2018 год

2019 год

Разница

Юридические лица всех отраслей экономики (за исключением предусмотренных ниже)

7%

Дифференци-рованные ставки

Строительные организации

8%

Предприятия торговли, осуществляющие розничную, оптовую, а также оптово-розничную торговлю

6%

Предприятия общественного питания, гостиничного хозяйства

10%

Юридические лица, оказывающие профессиональные услуги (аудиторские услуги, услуги по налоговому консультированию, консалтинговые, брокерские услуги и т. д.)

15%

Юридические лица, осуществляющие реализацию сельскохозяйственной продукции, за исключением продукции собственного производства

4%

Новая льгота для плательщиков НДС

Статья 208 дополнена новой льготой по НДС, т.е с 2019 года сельскохозяйственная продукции собственного производства и производимая в Республике Узбекистан продовольственная продукция по перечню, определяемой Кабинетом Министров освобождается от налога на добавленную стоимость.

Налог на доходы физических лиц

В целях значительного снижения налоговой нагрузки на фонд оплаты труда и упрощения порядка исчисления сумм налога по налогу на доходы физических лиц — резидентов вместо действующей 4-ступенчатой шкалы налогообложения в 2019 году вводится единая ставка 12%.

Вместе с тем, сокращается перечень физических лиц, полностью освобожденных от налогообложения. Из перечня исключаются:

  • военнослужащие Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и таможенных органов, а также военнообязанные, призванные на учебные или поверочные сборы, — по суммам денежного довольствия, денежных вознаграждений и других выплат, полученных ими в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей);
  • судьи Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работники органов прокуратуры, имеющие классные чины, — по доходам, полученным ими в связи с исполнением служебных обязанностей.

Отчетным периодом для налоговых агентов, удерживающих налог на доходы физических лиц у источника выплаты дохода, теперь является месяц.

Облагаемый доход

Ставки налога на доходы физических лиц

2018 год

2019 год

Разница

до однократного размера минимальной заработной платы

0%

12%

-10,5%

от одного (+ 1 сум) до пятикратного размера минимальной заработной платы

7,5%

от пяти (+ 1 сум) до десятикратного размера минимальной заработной платы

16,5%

от десятикратного (+ 1 сум) размера минимальной заработной платы и выше

22,5%

Налога на доходы, выплачиваемые в виде дивидендов и процентов резидентам Республики Узбекистан

10%

5%

— 5%

Страховые взносы граждан во внебюджетный Пенсионный фонд

С 2019 года страховые взносы граждан, удерживаемые работодателем из их доходов в виде оплаты труда во внебюджетный Пенсионный фонд, отменяются.

Это снизит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда и позволит работникам получать «на руки» больше, чем было после удержания взносов.

Вместе с этим, отдельные категории физических лиц, плативших страховые взносы граждан в особом порядке — в размере, кратном минимальной заработной плате, — будут уплачивать единый социальный платеж в тех же размерах. К ним относятся:

  • индивидуальные предприниматели и их работники;
  • члены семейного предприятия без образования юридического лица;
  • члены дехканских хозяйств с образованием и без образования юридического лица;
  • субъекты ремесленнической деятельности — члены ассоциации «Хунарманд»;
  • ученики школ «Уста — шогирд».

Единый социальный платеж

С 2019 года из состава доходов, не облагаемых единым социальным платежом исключаются:

  • денежное довольствие, денежные вознаграждения и другие выплаты, выплачиваемые в связи с несением службы (исполнением служебных обязанностей) военнослужащим Минобороны, МВД, МЧС, СГБ, рядовому, сержантскому и офицерскому составу органов внутренних дел и сотрудникам ГТК;
  • доходы, выплачиваемые в связи с исполнением служебных обязанностей, судьям Конституционного и Верховного судов, судов по гражданским и уголовным делам, экономических, административных и военных судов, а также работникам органов прокуратуры, имеющим классные чины (воинские звания).

Установлены следующие ставки единого социального платежа:

  • для бюджетных организаций и государственных предприятий, а также юридических лиц с государственной долей в уставном фонде (капитале) 50% и более; юридические лица, в уставном фонде (капитале) которых 50% и более принадлежит юридическим лицам с государственной долей 50% и более, и их структурные подразделения — 25%;
  • для других плательщиков — 12%.

Снижение ставки единого социального платежа уменьшит налоговую нагрузку на фонд оплаты труда предприятий и высвобожденные средства можно направить как на развитие предприятия, так и на оплату труда работников.

Плательщики

Ставки единого социального платежа

2018 год

2019 год

Разница

Бюджетные организации и государственные предприятия, юридические лица с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более; юридические лица, в уставном фонде (уставном капитале) которых 50 процентов и более принадлежит юридическому лицу с долей государства 50 процентов и более, и их структурные подразделения

25%

25%

Без изменений

Остальные плательщики

15%

12%

— 3%

Новые формы налогового контроля

Налоговым органам предоставляется право в целях уточнения имеющихся в органах государственной налоговой службы информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, осуществлять, но не более одного раза в год осмотр и опрос. При выявлении расхождений производится последующая корректировка налогооблагаемой базы.

Порядок уточнения информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, определяется Кабинетом Министров.

Внесена новая статья, предусматривающая новую форму налогового контроля — тематическое экспресс-изучение.

Тематическое экспресс-изучение осуществляется с выходом на место по результатам камерального контроля для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот.

В статье отражены критерии для назначения тематического экспресс-изучения, его процедура проведения и возможность для налогоплательщика до окончания изучения самостоятельно устранить выявленные налоговые правонарушения.

Статья «Хронометраж наличной денежной выручки» претерпела изменения. Теперь статья называется «Хронометражное обследование» и налоговый орган будет проводить мониторинг не только поступление наличной денежной выручки, но и сам процесс производства и реализации товаров (работ, услуг).

Хронометражное обследование проводится непосредственно в местах реализации товаров (работ, услуг) и других местах, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов либо связанных с содержанием объектов налогообложения. При этом срок проведения хронометражного обследования не может превышать семи календарных дней.

Органы государственной налоговой службы будут производить сопоставление данных о выручке, отраженных в представленной налогоплательщиком налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, с данными о выручке, полученными в ходе хронометража, с учетом особенностей деятельности налогоплательщика и сезонных факторов.

Если в представленной налоговой отчетности за период, в котором проводилось хронометражное обследование, будут выявляться признаки занижения выручки от реализации, органы государственной налоговой службы направят налогоплательщику требование о представлении уточненной налоговой отчетности.

Новые виды налоговых проверок

Изменения предусматривают пересмотр видов налоговых проверок, оснований и сроков их проведения. Теперь налоговые проверки подразделяются на два вида, это:

  • проверки, проводимые по согласованию с уполномоченным органом;
  • проверки, проводимые в порядке уведомления уполномоченного органа.

Где уполномоченным органом по координации проверок деятельности субъектов предпринимательства является прокуратура.

К проверкам, проводимым по согласованию с уполномоченным органом, относятся:

  • проверка финансово-хозяйственной деятельности (ревизия) налогоплательщика;
  • проверка, проводимая на основании обращений физических и юридических лиц о фактах нарушений законодательства или инициируемая органами государственной налоговой службы по итогам результатов риск-анализа.

К проверкам, проводимым в порядке уведомления уполномоченного органа, относятся:

  • проверка, проводимая в связи с ликвидацией юридического лица и при прекращении деятельности индивидуального предпринимателя — плательщика единого налогового платежа;
  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции без соответствующих разрешений;
  • проверка производства или реализации алкогольной и табачной продукции с поддельной акцизной маркой или не имеющей акцизной марки;
  • проверка по пресечению фактов производства и реализации запрещенных товаров (услуг);
  • проверка деятельности физического лица, продолжающего осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в течение периода, в котором он официально приостановил свою деятельность.

Другие изменения

В статью 120 Налогового кодекса, вносятся изменения предусматривающие увеличение размеров пени, взимаемой за нарушение сроков уплаты налогов и других обязательных платежей.

Так размер пени с 0,033% повышается до 0,045%, а в случае, если начисление пени производится органами государственной налоговой службы по результатам налоговой проверки, — 0,06%.

Введен акцизный налог на услуги мобильной связи и акцизный налог на розничную реализацию бензина, дизельного топлива и газа взамен налога на потребление бензина, дизельного топлива и газа.

В связи с упразднением Республиканского дорожного фонда в Налоговом кодексе переименовываются сборы в Республиканский дорожный фонд в автотранспортные сборы.

Внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс создают необходимые правовые условия для реализации утвержденной Концепции бюджетно-налоговой политики на плановый 2019 год и прогнозные ориентиры на 2020−2021 годы, служат уточнению отдельных норм законодательства в целях однозначного их применения, а также урегулируют отдельные вопросы в области налогообложения.

Изменения не содержат норм ограничивающих деятельность субъектов предпринимательства, создающих препятствия для их деятельности, а содержат нормы, упорядочивающие отдельные виды налогообложения и взаимоотношения в налоговой сфере.