Эффективность правозащитной и правоохранительной деятельности

Зав. кафедрой: к.ю.н., доцент Василий Николаевич Яшин

Специалист по УМР кафедры и магистратуры : Наталья Григорьевна Грибкова

___________________________________

Положение о кафедре

Состав кафедры

Кафедра образована в 1998 году как кафедра «Экономики и права», которая в дальнейшем неоднократно переименовывалась («Финансово-экономических дисциплин», «Исполнительного производства и финансовых дисциплин»), в настоящее время кафедра приобрела статус выпускающей по специальности 40.04.01 «Юриспруденция» (квалификация (степень) – магистр) и именуется «Организация правоохранительной и правозащитной деятельности».

Кроме этого кафедра осуществляет подготовку бакалавров и специалистов, соответственно по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» (уровень бакалавриата), по специальности 40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности» (уровень специалитета), по специальности 40.05.02 «Правоохранительная деятельность» (уровень специалитета).

С апреля 2017 года кафедру возглавил кандидат юридических наук, доцент Василий Николаевич Яшин – опытный руководитель и педагог (его педагогический стаж более двадцати пяти лет).

Кафедра обеспечивает преподавание таких учебных дисциплин как «Административная реформа и ее роль в правозащитной и правоохранительной деятельности», «Актуальные проблемы современного уголовного судопроизводства», «Аргументация в процессе доказывания: стратегии, тактики, техники», «Банковское право», «Валютное право», «Государственная политика в сфере профилактики нарушений законодательства», «Доказывание в уголовном судопроизводстве», «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности», «Информационное право», «Информационные технологии в юридической деятельности», «Исполнительное право», «Использование специальных знаний в судопроизводстве», «Налоговое право», «Основы оперативно-розыскной деятельности», «Правоохранительные органы», «Предварительное расследование», «Обеспечение национальной безопасности России на финансовых рынках», «Прокурорский надзор», «Прокурорский надзор в системе правозащитной и правоохранительной деятельности», «Современный уголовный процесс, его роль и значение в правоохранительной деятельности», «Судебная реформа: цели и достигнутые результаты», «Эффективность правозащитной и правоохранительной деятельности», «Правовая информатика», «Правовая статистика», «Финансовое право» и др. К чтению основных курсов привлекаются высококвалифицированные практические работники органов внутренних дел, Следственного комитета, прокуратуры и судов.

Освоение профилирующих дисциплин кафедры позволяет выпускникам работать следователями, дознавателями, криминалистами, судебными экспертами, судьями федеральных судов, мировыми судьями, прокурорами, адвокатами. Обучающиеся проходят практику и стажировку в судебных органах, прокуратуре, адвокатуре, органах внутренних дел.

Профессорско-преподавательский состав кафедры ведет активную научно-исследовательскую работу. В настоящее время сотрудниками кафедры опубликовано более 60 монографий, учебников и учебных пособий, свыше 500 научных статей. Научные исследования кафедры имеют ярко выраженную практическую направленность.

Профессорско-преподавательским составом кафедры активно разрабатывается кафедральная тема научного исследования «Проблема организации правоохранительной и правозащитной деятельности». За последние пять лет по данной тематике подготовлено и издано: 5 учебников, 25 учебных пособий, 3 монографии, 6

курсов лекций, более 150 научных статей. Научные исследования кафедры используются при чтении изучаемых курсов.

При кафедре действует научный студенческий кружок. В работе кружка принимают участие как старшекурсники, так и обучающиеся первого курса. Заседания научного кружка проводятся ежемесячно в форме «круглого стола». Всемерно поощряется стремление обучающихся к творческому научному исследованию. Научные работы, подготовленные обучающимися под руководством преподавателей кафедры, публикуются в сборниках филиала и кафедры. Члены научных кружков принимают участие в научно-практических конференциях различного уровня, занимают призовые места в ежегодной межвузовской научно-практической конференции «Державинские чтения», проводимой РПА Минюста России.

Творческий потенциал сотрудников кафедры востребован в научном сообществе России. Профессора кафедры Н.Г. Шурухнов
и Е.С. Дубоносов являются членами диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора и кандидата юридических наук. Преподаватели кафедры неоднократно выступали в качестве официальных оппонентов на защите диссертационных исследований.

Цели и задачи адвокатской деятельности

Адвокатской деятельностью называется оказание профессиональной юридической помощи физическим и юридическим лицам на основе правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; а также предоставление других видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В то же время адвокатской деятельностью не считается юридическая помощь, предоставляемая: 1) работниками правовых служб предприятий, учреждений и организаций либо сотрудниками органов государственной власти и органов местного самоуправления; 2) сотрудниками организаций либо хозяйственных обществ и товариществ, оказывающих юридические услуги; нотариусами, патентными и частными поверенными либо другими индивидуальными предпринимателями, уполномоченными вести профессиональную деятельность, не связанную с адвокатской.

Главной задачей адвокатской деятельности является защита закона в том случае, если он нарушен, и интересов клиента на основе принципа законности (по Конституции РФ ч. 1 ст. 45 государство гарантирует защиту прав человека и гражданина). По замечанию Е. В. Васьковского, «только признание адвокатов уполномоченными представителями общества, а не наемными пособниками частных лиц, дает адвокатуре право на существование, и только с этой точки зрения может быть доказана ее необходимость».

Основными принципами адвокатской деятельности являются: 1) законности; 2) независимости; 3) самоуправления; 4) корпоративности; 5) равноправия адвокатов; 6) нравственных начал профессии адвоката.

Существует несколько признаков, по которым адвокатская деятельность выделяется из иных видов оказания правовой помощи: 1) квалифицированная юридическая помощь оказывается физическим и юридическим лицам (доверителям); 2) она оказывается лицами, работающими на профессиональной основе; 3) лица, оказывающие такую помощь, обязаны иметь статус адвоката (согласно ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре»); 4) целями адвокатской деятельности являются защита прав, свобод и интересов доверителей и обеспечение им доступа к правосудию.

Основные принципы адвокатской деятельности

К основным принципам адвокатской деятельности традиционно относят: 1) законности; 2) независимости; 3) самоуправления; 4) корпоративности; 5) равноправия адвокатов; 6) нравственных начал профессии адвоката.

Принцип законности основополагается на ст. 4 «Закона об адвокатуре», согласно которому законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре опирается на Конституцию РФ. Принцип законности проистекает как из самого закона, так и из других федеральных законов, а также принятых в согласии с федеральными законами иных нормативных правовых актов. Если рассматриваемый случай подпадает под действие норм международного права, адвокат вправе опираться на нормы международного права.

Принцип независимости заключается в том, что адвокатура не является составной частью системы органов государственной власти и органов местного самоуправления, она не подчиняется властным структурам и обладает экономической независимостью и особым статусом, защищающим адвоката от давления или привлечения к суду.

Принцип самоуправления гласит, что адвокатура не может быть создана, управляема или ликвидирована государственными или иными органами, организациями или лицами, не являющимися адвокатами, т. е. этот принцип носит сугубо профессиональный признак.

Принцип корпоративности означает, что адвокаты самоорганизуются и объединяются для ведения своей деятельности в профессиональный союз, имеющий корпоративные правила поведения и иные нормы, в процессе деятельности объединение адвокатов решает вопросы, связанные с профессиональной деятельностью согласно нормам права РФ.

Принцип равноправия регламентирует взаимоотношения в самой среде адвокатов, исключая возможность образования кастовости или иерархичности, поскольку при получении статуса адвоката предъявляются ко всем одинаковые требования; все адвокаты обладают равными правами и обязанностями; а данные права и обязанности не зависят от давности получения адвокатского статуса. Единственным исключением в ограничении прав адвокатов является запрещение для адвокатов иностранных государств оказывать на территории РФ правовую помощь по делам, относящимся к государственной тайне.

Принцип нравственности включает три составляющих – моральной чистоты, безукоризненного поведения и квалифицированности каждого адвоката.

Понятие адвокатской деятельности

В переводе с латыни «адвокат» означает призванный. Адвокат – юрист, призванный оказывать профессиональную правовую помощь путем консультаций, рекомендаций, защиты обвиняемого на всех стадиях следствия и суда, а также представления интересов потерпевших для защиты их прав и торжества закона.

Под адвокатской деятельностью понимается юридическая помощь, которая оказывается на профессиональной основе физическим и юридическим лицам с помощью правового консультирования, организации защиты или представительства интересов в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве; а также предоставления иных видов юридической помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Хотя адвокат может выступать как частное лицо, в то же время его деятельность не считается предпринимательской. Это обусловлено самим характером этой деятельности, строго подчиненной защите законности. Его деятельность всегда профессиональна, юридически оформлена и находится под внутренним контролем сообщества адвокатов. Адвокату запрещено состоять на государственной службе или занимать оплачиваемую должность в органах местного самоуправления. Хотя он имеет право заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью, но в этом случае эта «дополнительная деятельность» не должна пересекаться или вступать в конфликт с его основным занятием.

В связи с тем, что адвокатура не входит в структуру государственной власти и органов местного самоуправления, а является независимым образованием для контроля соблюдения законности и предоставления правовой помощи в случае нарушения закона, адвокатура является важнейшим инструментом гражданского общества, позволяющим оперативно регулировать баланс между государственными интересами и интересами отдельных граждан. Согласно Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, адвокатская деятельность позволяет отстаивать эти права и свободы с привлечением определенных правовых механизмов. Положения о сути адвокатуры закреплены в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 2002 г.

Приобретение статуса адвоката

Статус адвоката в РФ может приобрести только лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности. Кроме того, для получения статуса адвоката необходимо иметь стаж работы по юридической специальности

В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:

1) в качестве судьи;

2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, в иных государственных органах;

3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции РФ государственных органах СССР, РСФСР и РФ;

4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;

5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;

7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;

8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

9) в качестве адвоката;

10) в качестве помощника адвоката;

11) в качестве нотариуса.

Адвокатский статус не имеют права получать следующие категории граждан:

1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством РФ порядке;

2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.

Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.

Порядок приобретения статуса адвоката

Порядок приобретения статуса адвоката регламентируется ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре».

Согласно этому закону статус адвоката вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, которое получено в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученую степень по юридической специальности, а также имеет стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет либо прошло стажировку в адвокатском образовании.

Для получения статуса адвоката претендент обязан представить в квалификационную комиссию для допуска к квалификационному экзамену соответствующие документы. Сам статус адвоката присваивается претенденту только после успешной сдачи экзамена по заявлению, которое должно быть подано претендентом в трехмесячный срок.

Квалификационная комиссия в семидневный срок со дня принятия соответствующего решения должна уведомить о присвоении претенденту статуса адвоката территориальный орган юстиции, данный орган юстиции в месячный срок со дня получения уведомления вносит сведения об адвокате в региональный реестр и выдает адвокату соответствующее удостоверение (ст. 15 ФЗ «Об адвокатуре»).

Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суде.

В процессе своей деятельности адвокат должен честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законодательством РФ средствами. Это требование закреплено в ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности». ФЗ обязывает адвоката всеми силами отстаивать соблюдение прав человека и основных свобод, согласно нормам национального и международного права, действовать свободно и настойчиво, но в соответствии с законом, профессиональными стандартами и этическими нормами, блюсти интересы своего клиента. Получая статус адвоката, каждый претендент дает клятву соблюдать эти обязательства.

Квалификационный экзамен

Согласно ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» претендент вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.

Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.

Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.

После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в ФЗ. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.

Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования. Тестовые задания и порядок проведения экзамена разрабатываются и утверждаются советом Федеральной палаты адвокатов.

Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной федеральным законом, не ранее чем через год.

М.: ИГ «Юрист», 2005. — 321 с.

Учебник содержит систематическое изложение разделов курса «Правоохранительные органы» в соответствии с Государственным образовательным стандартом и предназначен для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по специальности 021100 — «Юриспруденция».

Формат: pdf / zip

Размер: 2,08 Мб

Скачать / Download файл

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение………………………………………………………………………………6
Глава 1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Нормативные акты о правоохранительных органах…8
§1. Правоохранительная деятельность, ее признаки, понятие и задачи 8
§2. Основные направления правоохранительной деятельности и общая характеристика правоохранительных органов РФ 11
§3. Предмет и система курса «Правоохранительные органы», его соотношение с другими юридическими дисциплинами 16
§4. Общая характеристика и классификация нормативно-правовых актов, регулирующих организацию и деятельность правоохранительных органов..20
§5. Правовое значение Постановлений Конституционного Суда РФ, разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ 27
Глава 2. Судебная власть и система органов, ее осуществляющих…………31
§1. Понятие и признаки судебной власти 31
§2. Основные черты судебной системы РФ 36
§3. Звено судебной системы 38
§4. Понятие и виды судебных инстанций 42
Глава 3. Правосудие и его демократические принципы……………………..52
§1. Понятие и признаки правосудия 52
§2. Принципы правосудия, их понятие, система и классификация 53
§3. Содержание отдельных принципов правосудия 56
Глава 4. Суды общей юрисдикции………………………………………………95
§1. Мировые судьи, их компетенция и организация деятельности 95
§2. Районные суды, их компетенция, порядок образования и организация работы 98
§3. Верховные суды республик в составе РФ, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономных округов и автономной области: компетенция, структура, порядок образования и деятельности… .102
§4. Верховный Суд РФ — высший судебный орган в системе судов общей юрисдикции 105
§5. Система военных судов в РФ как часть системы судов общей юрисдикции 110
§6. Состав суда при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел судами общей юрисдикции 114
Глава 5. Арбитражные суды и иные арбитражные органы…………………116
§1. Общая характеристика арбитражных судов в РФ 116
§2. Арбитражные суды субъектов РФ……………………………………………120
§3. Арбитражные апелляционные суды………………………………………….122
§4. Федеральные арбитражные суды округов……………………………………123
§5. Высший Арбитражный Суд РФ……………………………………………….124
§6. Состав суда при рассмотрении дел арбитражными судами…………………127
§7. Порядок образования и деятельности третейских судов……………………128
Глава 6. Конституционный Суд Российской Федерации и органы конституционного контроля субъектов РФ…..137
§1. Конституционный контроль, его задачи и формы осуществления…………137
§2. Компетенция Конституционного Суда РФ 140
§3. Структура Конституционного Суда РФ………………………………………142
§4. Решения Конституционного суда РФ, их виды и значение…………………146
§5. Органы конституционного контроля в субъектах РФ……………………….148
Глава 7. Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей. Органы судейского сообщества …150
§1. Понятие и общая характеристика правового статуса судей. Требования, предъявляемые к судье………………150
§2. Порядок формирования судейского корпуса..… 153
§3. Гарантии независимости судей………………………………………………..158
§4. Срок полномочий судей. Основания и порядок приостановления и прекращения полномочий судей………166
§5. Органы судейского сообщества. ………………………………………………168
§6. Правовой статус присяжных заседателей……………………………………175
§7. Правовой статус арбитражных заседателей…………………………………181
Глава 8. Основные этапы развития российской судебной системы……….184
§1. Российские суды до судебно-правовой реформы 1864 г……………………184
§2. Судебная реформа 1864 г., ее основные итоги. ……………………………..187
§3. Судебная система в советский период……………………………………….194
§4. Судебно-правовая реформа, начавшаяся в 1990 г., ее основные направления и результаты……………………………200
Глава 9. Организационное обеспечение деятельности судов. Органы юстиции в России………………………………206
§1. Содержание функции организационного обеспечения деятельности судов и общая характеристика органов, ее осуществляющих206
§2. Судебный департамент при Верховном Суде РФ, его компетенция, структура и организация деятельности………………212
§3. Компетенция и организация деятельности Министерства юстиции РФ…214
§4. Правовые основы деятельности службы судебных приставов……………220
Глава 10. Прокурорский надзор и система органов прокуратуры в Российской Федерации………………………………224
§1. Конституционно-правовой статус и место прокуратуры в системе органов государственной власти, цели и направления ее деятельности.224
§2. Понятие прокурорского надзора и его отраслей. Характеристика отдельных отраслей прокурорского надзора………………..231
§3. Осуществление прокуратурой уголовного преследования…………………239
§4. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами……………………………240
§5. Система органов прокуратуры РФ……………………………………………246
§6. Кадры органов и учреждений прокуратуры. ………………………………..251
§7. История развития органов прокуратуры в России…………………………..254
Глава 11. Система органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность и предварительное расследование уголовных дел….258
§1. Понятие и задачи оперативно-розыскной деятельности, органы, ее осуществляющие…………………………………………258
§2. Предварительное расследование, его понятие, задачи и формы……………262
§3. Система органов дознания…………………………………………………….267
§4. Система органов предварительного следствия………………………………269
§5. Основные этапы исторического развития системы органов предварительного расследования в России и современные проблемы ее реформирования….271
Глава 12. Адвокатура в Российской Федерации……………………………..277
§1. Адвокатура, ее задачи и принципы деятельности……………………………277
§2. Формы адвокатских образований…………………………………………….282
§3. Органы самоуправления в адвокатском сообществе………………………..288
§4. Порядок и условия приобретения и прекращения статуса адвоката………293
§5. Права и обязанности адвоката……………………………………………… 298
§6. История становления и развития адвокатуры в России……………………309
Перечень нормативно-правовых актов и постановлений судебных органов, рекомендуемых для изучения курса «Правоохранительные органы»…315

О том, как читать книги в форматах pdf, djvu — см. раздел «Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др.»

.