Эргономика рабочее место

Среднестатистический человек проводит на рабочем месте большую часть жизни. От того, насколько комфортно и продуманно обустроено место труда, зависит производительность работника. Большинство людей думают, что эргономичная мебель это офисные столы и кресла, которые предлагает каждый хороший интернет магазин мебели. На самом деле данное понятие значит намного больше.

Эргономика — наука о трудовом процессе — изучает особенности поведения человека на рабочем месте с целью создания эффективных условий труда. Если вам удобно и комфортно, вы можете работать с максимальной производительностью при минимальных затратах энергии.

Что такое эргономичная мебель? Это не только предметы для обустройства рабочего места. Это любая мебель, которая хорошо вписывается в данное пространство и может выполнять сразу несколько функций. Эргономическая мебель отвечает нормам, необходимым для удобной организации пространства, где человек проводит большую часть времени. Дизайнеры часто обращаются к эргономике, когда им необходимо грамотно организовать небольшое пространство.

Критерии эргономичности офисной мебели

Эргономичная мебель создает комфортные и удобные условия для работы человека. Она отвечает основным требованиям:

  • Отсутствие острых углов, которые могут привести к травматизму.
  • Соответствие габаритов площади рабочего места, компактность. Офисный стол и стул должны быть соразмерными друг другу и не сковывать движения работника. Большое кожаное кресло в маленьком кабинете не только выглядит неуместно, но и не дает человеку свободно перемещаться.
  • Прочность конструкций исключает возможность травмы.
  • Простота в обращении. Все, что требует слишком много внимания – забирает рабочее время.

Офисная мебель разрабатывается с учетом всех критериев эргономичности. Рабочее место оборудуется мобильной мебелью, при этом все, что может понадобиться в процессе работы, находится на расстоянии вытянутой руки. Энергия человека не тратится впустую, а идет на выполнение прямых обязанностей.

Эргономичное офисное кресло

Ортопедическое кресло должно настраиваться под конкретного работника, учитывая его рост, вес, комплекцию и высоту рабочего стола. Для этого в нем предусмотрены: вертикальная регулировка спинки, регулировка наклона спинки и сиденья, регулировка высоты и глубины сиденья, подлокотников.

Конструкция эргономичного кресла повторяет анатомические очертания тела, корректирует осанку, предупреждает возникновение заболеваний позвоночника, создает комфортное положение.

Производители эргономичной офисной мебели предлагают огромный выбор дизайнов, комплектаций, цветов и материалов отделки. Каждый покупатель сможет подобрать кресло, которое будет заботиться о здоровье, органично вписываться в интерьер и говорить о статусе и вкусе владельца. При покупке офисного кресла «Vader/K” можно выбрать цвет кожи, а также дерево для подлокотников и создать неповторимое сочетание, идеальное для конкретного интерьера.

Солидное кресло «Corrida/K/PL» снижает нагрузку на позвоночник и мышцы спины благодаря изогнутой форме каркаса. На спинке кресла есть вставки из дышащей ткани, которые обеспечивают комфорт в жаркую погоду.

Модель «Atlanta/K PL” сочетает высокое качество и приемлемую цену, а также отвечает всем требованиям к эргономичной мебели. Это кресло предназначено для руководителей и оснащено механизмом качания для большего комфорта.

Соответствие офисной мебели эргономическим нормам имеет большое значение, так как напрямую связано со здоровьем. Частые головные боли, проблемы с концентрацией и зрением, болезни сосудов, боль в спине – все это последствия неправильно организованного рабочего процесса. Врачи предупреждают о вреде сидячего образа жизни, а если при этом стул неудобный, все негативные результаты проявятся быстрее и в худшей форме. Ответственные работодатели заботятся о здоровье работников и тщательно подбирают офисную мебель. Таким образом они делают вклад в развитие своего дела.

Влияние неудобной мебели на организм человека

Человеку не свойственно сидячее положение. На протяжении долгих столетий наши предки охотились, обустраивали быт, обрабатывали землю, постоянно находились в движении. Для отдыха выбирали горизонтальное положение. С активным развитием научно-технического прогресса многие сферы жизни стали связаны с сидением. Человек сидит за рабочим столом, за рулем автомобиля, перед телевизором, сидя принимает пищу. Это оказывает пагубное влияние на работу всех систем организма.

В первую очередь страдает позвоночник. Если в детском возрасте удалось уберечь спину от сколиоза, часы, проведенные на рабочем месте в неудобном положении, обеспечат искривление хребта взрослому. Кроме того, из-за низкой двигательной активности развиваются остеохондроз и радикулит. В сидячем положении центр тяжести тела смещается на таз, ухудшается кровообращение этой зоны, что может привести к болезням внутренних органов. Чтобы снизить нагрузку на таз, человек инстинктивно наклоняется вперед, начинает сутулиться. При этом нарушается дыхательный процесс. Мозг не получает достаточного количества кислорода, появляется зевота, головные боли, рассеянность.

Эргономичная мебель для дома

Базовые правила эргономичности позволяют грамотно работать с данным пространством, делить на зоны и расставлять мебель. При этом необходимо учитывать площадь помещения, высоту потолков, функциональность предметов и стиль жизни владельцев жилья. Если не придерживаться принципов эргономичности при создании дизайна, можно постоянно спотыкаться, цепляться или опрокидывать предметы.

Примером эргономичной мебели для дома может быть диван-кровать или раскладной диван. Он совмещает две функции – зоны для сна в ночное время и зоны для отдыха в дневное, при этом экономит пространство небольшой комнаты. Для оформления детской часто используют кровать-чердак, когда спальное место обустроено над рабочей зоной.

Эргономичный шкаф должен обеспечить компактное хранение вещей без ущерба для интерьера. В прямоугольных комнатах можно установить шкаф-купе вдоль короткой стороны, чтобы сделать площадь квадратной. Лучше выбирать конструкции от пола до потолка, они воспринимаются, как стена, а не отдельный предмет мебели. Зеркальные стенки шкафа помогают визуально увеличить площадь комнаты.

Эргономическая мебель – это функциональная и практичная мебель, которая делает жизнь человека приятной и комфортной. Правила эргономичности помогают сэкономить время и сохранить здоровье. Дизайнеры мебели находятся в постоянном поиске новых решений для создания компактных и удобных кроватей, стульев, столов и шкафов.

Организация эргономики рабочих мест и процессов является одной из основных задач в деятельности специалиста по организации процессов.

Рабочее место – это пространственный участок в рабочей системе, на котором выполняются рабочие задания.

При организации эргономики рабочего места должны выполняться требования экономичности, эргономичности и гуманности. Правильно организованные рабочие места гарантирует:

  • экономически выгодные объемы производства (количество);
  • достаточное качество;
  • незначительные накладные затраты;
  • нагрузку и напряженность труда, которую может перенести работник;
  • выполнение правил техники безопасности.

Антропометрия – это наука, которая занимается пропорциями и использованием размеров тела человека. Наглядно определять, а затем и использовать соответствующие размеры тела человека можно с помощью большого количество предлагаемых таблиц. В рамках организации рабочего места преследуется цель оптимального пространственного и форменного приспособления элементов рабочего места к работнику.

Приспособление рабочего места к человеку требует, прежде всего, учета размеров человеческого тела при расчете размеров рабочего места. Поскольку размеры тела различных людей могут значительно отличатся, рабочее место должно проектироваться для определенного диапазона габаритов, а не для размера тела отдельного человека.

Размеры тела в состоянии покоя и движения определяются длинной костей, силой мышц и тканей, а также формой и механикой суставов. Для организации рабочего места необходимо знать длину важнейших частей тела и величину пространства движения рук и ног.

Наряду со средними значениями в большинстве случаев указывается, как правило, и на так называемые значения перцентилей (термин в антропометрии). Значение перцентиля указывает на то, какой процент людей в определенной группе населения – по отношению к определенному размеру тела – обладает большими или меньшими размерами, чем заданное значение.

Размеры и пропорции тела различны у разных людей. Средний рост европейских женщин в возрасте от 26 до 40 лет составляет около 163 см, мужчин в том же возрасте – около 175 см. Однако нельзя ориентироваться только на средние значения при организации трудового процесса, так как людям большого и малого роста также необходимы хорошие условия труда.

Среднее арифметическое значение размеров тела можно использовать для организации эргономики рабочего места только при условии, что отклонения от этого среднего значения вверх или вниз обладают соответственно таким же воздействием на человека. Однако, зачастую это не так. К примеру, высота сидения стула ориентирована на расстояние между полом и нижней частью бедра, то есть на длину голени со стопой.

Увеличение высоты стула для большинства людей более неприятно, чем уменьшение его высоты на такую же величину. Поэтому при установлении высоты сидения должны, прежде всего, принимаются во внимание люди с более короткими ногами. «Внутренние размеры», например, пространство для колен под эксцентриковым прессом, должны быть ориентированы, напротив, на длинноногих людей.

На рабочем месте рассматривают, в основном, положения стоя и сидя, но существует также положения: лежа, стоя на коленях и сидя на корточках. Для всех положений тела существуют разные позиции, т.е. вариации положения тела (например, можно стоять, наклонившись вперед или нагнувшись). Целесообразность одного или другого положения тела необходимо рассматривать с двух сторон:

  • с точки зрения рабочего задания и
  • с точки зрения нагрузки на рабочего.

Сначала принимают решение о положении тела, исходя из рабочего задания. Какое положение тела является более подходящим: там, где необходимы размашистые движения тела и рук, или где надо прилагать значительную мышечную силу, предпочтительна работа, в положении стоя, так как при помощи движений и массы тела работа может быть облегчена. С другой стороны, существует большое количество работ, которые требуют спокойных движений и точного наблюдения, и поэтому должны выполняться только сидя.

Рассматривая с психологической точки зрения, положение сидя должно быть предпочтительнее положению стоя, потому что в положении сидя нагрузка меньше. В положении стоя в ногах собирается кровь, нарушается циркуляции крови, что может вызвать варикозное расширение вен. В то же время, при длительном нахождении в положении сидя могут возникнуть явления застоя крови в области таза и расстройства пищеварения.

Оптимальное решение состоит в том, что если рабочее задание позволяет, работник должен по своему усмотрению, согласно рабочему процессу, изменять свое положение (сидя, стоя). Фактически, существует целый ряд работ, которые могут выполняться как сидя, так и стоя. Это особенно распространено при однообразной деятельности, которая, однако, требует значительной степени внимания, поскольку изменение положения тела способствует концентрации внимания.

На рабочих местах для работы и сидя, и стоя, рабочая высота ориентируется на положение стоя. Для уменьшения разницы считается, что высота сидения должна быть увеличена на 40 — 45см, это означает, что необходима еще специальная подставка для ног, которая дает дополнительное пространство для движения ног. Чтобы обеспечить использование этой возможности смены положения, необходимо следить за тем, чтобы глаза и ладони находились на одном уровне при обоих положениях, а стул был легко подвижен.

Если рабочее задание создает предпосылки для работы сидя, следует позаботиться, чтобы каждый сотрудник мог безопасно работать, с минимально возможной утомляемостью и с максимально возможными удобствами. При неправильных размерах рабочего места подвергаются нагрузке особенно мышцы шеи, плечевого пояса и спины, что неправильно с точки зрения эргономики. Указанные ниже размеры такие как «рабочая высота», «высота сидения» и «пространство захвата» тесно связаны между собой и поэтому всегда должны рассматриваться вместе.

Рабочая высота — это та высота, на которой должны находиться обрабатываемые или наблюдаемые предметы труда. В положении сидя оно измеряется от поверхности сидения. Рабочая высота не идентифицируется просто с высотой стола, так как в некоторых случаях необходимо учитывать высоту приспособлений и устройств, при помощи которых выполняется работа. При этом высота стола должна выбираться соответственно ниже или, при заданной высоте стола, высота сидения должна выбираться выше. При определении рабочей высоты важную роль играет вид работ. При точных работах рабочая высота определяется, прежде всего, уровнем глаз над высотой сидения, наклоном взгляда или удаленностью зрительного восприятия. При сборочных работах или работе на станках должен быть найден компромисс между зрительными условиями и удобным положением рук (верхнее предплечье должно быть максимально вертикально опущено).

Нормальный рабочий стол должен давать работнику возможность опереть верхнюю часть тела, не наклоняясь далеко вперед. При работах более грубого характера с ярко выраженной динамикой важна свобода движения рук. Та же рабочая высота касается и машинописных работ (средняя высота клавиатуры). Высота между поверхностью стола и поверхностью сидения ограничена высотой бедер.

Эффективная высота сидения – это высота от поверхности опоры для ног до поверхности сидения. В любом случае она должна быть изменяемой, так как рабочая высота (например, у станков) зачастую является неизменной. Необходимым для этого регулирования является диапазон от 38-51 см.

Пространство захвата. Пространство над поверхностью стола, которое без труда можно охватить руками, ограничено индивидуальной длиной рук и называется пространством захвата. Не все зоны этого пространства одинаково удобны для манипулирования. Строение суставов обусловливает более или менее благоприятные траектории движения.

Рабочее пространство для ног. Положение опоры для ног регулируется индивидуально. Ножные переключатели, которые приводятся в движение пятками, лучше всего располагать под центром работы кистей рук. Педали, которые приводятся в движение носком ноги, лучше располагать перед человеком так чтобы пятка могла стоять на расстоянии 14-18см. перед невидимым перпендикуляром, проходящим через центр работы.

Ниже представлена эргономика рабочего места по инструкции Apple.

Успешная деятельность всякого предприятия зависит, прежде всего, от ее человеческого капитала. Наиболее актуально такое положение считается для торговой сферы и сферы услуг, в которых значимость приобретают общение и обмен данными. В данном случае не деятельность машин и механизмов, а как раз человеческий труд рассматривается как главная движущая сила развития предприятии. Потому оптимальная работа предприятия непосредственно зависит от того, насколько комфортно работники чувствуют себя на рабочем месте, в том числе, в офисе.

Тема оптимальной организации рабочего места административных работников, а также согласования конструкции машин и условий их функционирования с психофизиологическими характеристиками работающего — достаточно сложная и многосторонняя, поэтому она по сей день рассматривается, как предмет пристального анализа психологов и физиологов. Чтобы этого добиться требуется решение целого ряда разноплановых задач, как изучение особенностей взаимодействия техники и человека в конкретных условиях, проектирование структуры помещений и совершенствование техники под возможности человека. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является изучение эргономических принципов организации рабочих мест и выработка рекомендаций по ее совершенствованию.

Объектом исследования курсовой работы является организация рабочих мест административного персонала в компании «Лукойл».

Предметом исследования курсовой работы являются эргономические принципы организации рабочих мест.

В связи с целью, можно выделить следующие задачи курсовой работы:

1. Рассмотреть теоретические аспекты эргономики и ее места в научной организации труда.

2. Изучить понятие рабочего места и требования к его организации.

3. Исследовать основные принципы эргономики при организации рабочих мест.

4. Рассмотреть содержание эргономических требований и особенности организации рабочих мест в организации;

5. Исследовать проблемы и пути совершенствования организации рабочих мест офисных работников в организации;

6. Подвести итоги проделанной работы.

Эргономика и ее место в научной организации труда

рабочий место офисный работник

Понятие и функции эргономики

Термин в написании «ergonomia» (эргономия) впервые был использован польским ученым Войцехом Ястшембовским Войцех Богумил Ястшембовский — польский учёный-естествоиспытатель, изобретатель. в1857 году в его работе «План эргономики, т. е. науки, основанной на истинах, взятых из естественных наук». Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году, когда группа английских учёных положила начало организации Эргономического исследовательского общества. В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология», в США раньше имелось собственное наименование — исследование человеческих факторов, а в ФРГ —антропотехника, но в настоящее время наибольшее распространение получил английский термин.

В качестве комплексной науки эргономика появилась в 20-х годах двадцатого века, так как из-за развития научно-технического прогресса появилась необходимость согласования применения все усложняющейся техники с физическими и психологическими возможностями людей. Исследования в такой области впервые были реализованы в технически развитых странах — в первую очередь, в Англии, США и Японии. По словам британского специалиста по эргономике Брайана Шейкла: «Жаль, что эргономики не было в первобытном обществе. Тогда если орудие труда было неудобным, то на свете одним плохим конструктором становилось меньше».

Длительный период времени российской наукой эргономика определялась лишь как рационализация выполнения деятельности и увеличение трудовой эффективности. В большей части нормативных документов, который были приняты в СССР — стандартах, санитарных правилах, правилах по охране труда и так далее, понятия «техническая безопасность» и «эргономика» рассматривались как синонимы Эргономика: Учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Адамчук. — М. : Юнити-Дана, 2012. — Стр. 112.

По прошествии некоторого времени стало ясно, что игнорировать человеческий фактор при разработке машин и организации трудовых условий не только невыгодно, но и опасно.

На сегодняшний день, согласно определению, принятому Международной Ассоциацией Эргономики (IEA) в 2010 году, эргономика это «научная дисциплина, изучающая взаимодействие человека и других элементов системы, а также сфера деятельности по применению теории, принципов, данных и методов этой науки для обеспечения благополучия человека и оптимизации общей производительности системы».

Цель эргономики можно формулировать по-разному, но общий смысл останется один — согласование конструкции машин и условий их функционирования с психофизиологическими характеристиками работающего.

Чтобы добиться указанной цели, требуется решение довольно разноплановых задач эргономики:

1) Изучить особенности взаимодействия техники и человека в конкретных условиях.

2) Совершенствовать технику и условия ее функционирования под возможности человека.

3) Увеличивать трудовую эффективность персонала путем оптимизации рабочих мест и т.д.

Эти задачи позволяет решить только междисциплинарный характер эргономики и ее связь с такими науками, как психология, физиология, экология, антропология и др.

Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности. Современная эргономика подразделяется на микроэргономику, мидиэргономику и макроэргономику.

Мимкроэргономика занимается исследованием и проектированием систем «человек — машина». В частности, проектирование интерфейсов программных продуктов находится в ведении микроэргономики.

Мимдиэргономика занимается изучением и проектированием систем «человек — коллектив», «коллектив —организация», «коллектив — машина», «человек — сеть». Именно мидиэргономика исследует производственные взаимодействия на уровне рабочих мест и производственных задач. К ведению мидиэргономики, в частности, относится проектирование структуры организации и помещений; планирование и установление расписания работ; гигиена и безопасность труда.

Мамкроэргономика исследует и проектирует систему в целом, учитывая все факторы: технические, социальные, организационные; как внешние к системе, так и внутренние. Целью макроэргономики является гармоничная, согласованная, надежная работа всей системы и всех элементов системы.

Эргономика занимается изучением особенностей и возможностей функционирования людей в системах: человек, вещь, среда. Эргономика — это дисциплина научно-прикладного характера, которая занимается изучением и формированием эффективных систем, которые управляются людьми. Она исследует движение человека в ходе деятельности производства, затраты его энергии, производительность и интенсивность при определенных видах деятельности и содержит в себя понятия, к примеру как антропометрия, биомеханика, трудовая гигиена, трудовая физиология, техническая эстетика, трудовая психология, инженерная психология.

В качестве главных задач эргономики можно выделить, прежде всего, задачи, которые имеют отношение к описанию человеческих характеристик как компонента автоматизированной системы. В данном случае рассматривается процесс восприятия информации, памяти, принятия решений, анализ движений и иных процессах, мотивационных проблемах, готовности к деятельности, стресса, коллективной деятельности.

С точки зрения обеспечения эффективности деятельности людей важными считаются такие факторы, как утомление, монотонность операций, перцептивная и интеллектуальная нагрузка, рабочие условия, физические факторы окружающей среды, биомеханические и физиологические факторы.

Во-вторых, сюда включаются задачи формирования новых средств деятельности, которые относятся главным образом к обеспечению взаимодействия человека и машины. К подобным средствам модно отнести визуальные и слуховые индикаторы, управляющие органы, системы компьютеров, новые инструменты и приборы.

В-третьих, сюда включаются задачи системного характера, которые имеют отношение к распределению функций между оператором и машиной, с организацией рабочего процесса, а кроме того, задачи подготовки, тренировки и отбора операторов Елочкин, М.Е. Психофизиология, эргономика и эргодизайн как основные функции качества обучения дизайну / М. Е. Елочкин // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. — Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2010. — Стр. 116.

За 50 лет существования эргономики как дисциплины изменились ее приоритеты, были сформированы новые специфические направления, главные усилия специалистов были сосредоточены на наиболее актуальных задачах развития науки и проблемах разработки новых изделий и технологий. Главной задачей эргономики выступает обеспечение эффективного и безопасного взаимодействия человека со средствами труда и средой производства посредством учета специфических возможностей, как человека, так и технических средств. В существующей действительности эргономистам приходится решать задачи профессионального отбора и приспособления человека к условиям функционирования технических средств. Но оптимальным способом обеспечения взаимодействия «человек-техника-среда» выступает полный учет человеческого фактора на всех этапах разработки, использования и утилизации продукции.

Зарубежная наука всегда отводила эргономике достойное место, как в научной теории, так и в повседневной практике, обеспечивая комфортные и безопасные условия для эффективной деятельности человека в промышленности, в военной сфере, при применении разных средств транспорта, в сельском и лесном хозяйстве, в строительстве и архитектуре, в авиации и космонавтике. Существенное внимание уделялось при этом подготовке квалифицированных кадров: так в 1994 году подготовку эргономистов выполняли 60 университетов США и 9 английских университетов. Не случайно прогнозы зарубежных ученых о роли этой науки в наступившем столетии весьма оптимистичны Эргономика: Учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Адамчук. — М. : Юнити-Дана, 2012. — Стр. 115.

Иная обстановка в России. Один из парадоксов состоит в том, что специалистов в области эргономики никогда и нигде не готовили. Совместно с этим существуют кандидаты и доктора наук в данной области. Иной парадокс заключается в том, что осуществлено большое число разработок теоретического характера в области эргономики, которые получили признание и высокую оценку за рубежом, однако не востребованы в самой России. Исключение составляют предприятия оборонных отраслей промышленности.

Кроме того, противоречие составляет статус эргономики как науки. Некоторые ученые рассматривают ее неклассическую науку (В.К. Зарецкий, 1989г.), иные — рассматривают ее как комплексную научно-техническую дисциплину (В. М. Мунипов, В.П. Зинченко, 2001г.), третьи — в качестве системной междисциплинарной науке (П.Я. Шлаен, В.М. Львов, 1999г.). В номенклатуре ВАК эргономика сначала была отнесена к техническим наукам с шифром специальности 05.02.20 (машиностроение и машиноведение). Теперь под шифром 19.00.03 она стоит в одном ряду с психологией труда и инженерной психологией, потому как все три науки относятся к исследованию тех либо других аспектов труда людей.

Содержанием специальности 19.00.03 — «Психология труда, инженерная психология, эргономика» в области психологических наук является исследование и разработка системы «человек — средство труда — предмет труда — среда» и процесса деятельности человека как субьекта — ведущего компонента системы, в различных условиях: внутренних ( уровень интенсивности, экстенсивности и экстремальности деятельности) и внешних (экологических, технических, социальных, экономических, культурных). Паспорт специальности 19.00.03 — «Психология труда, инженерная психология, эргономика»

По общим принципам эргономики, разработка конкретного вида деятельности предполагает исследование внутренних средств деятельности человека: его опыта, знаний, навыков и умений, представлений, восприятия, мышления, памяти. Участие эргономистов в формировании внешних средств деятельности (орудий, средств и условий) обнаруживается в придании им высокого потребительского качества — социальной значимости, полезности, эргономического и эстетического совершенства Елочкин, М.Е. Психофизиология, эргономика и эргодизайн как основные функции качества обучения дизайну / М. Е. Елочкин // Проблемы и перспективы развития высшего образования на современном этапе: Материалы Международной научно-практической конференции. — Электросталь: Новый гуманитарный институт, 2010. — Стр. 118.

Предполагается, кроме того, согласование субъективных и объективных факторов, внутренних средств с внешними средствами деятельности — документами, техническими средствами, элементами предметно-пространственной среды, окружающей человека и постоянно воздействующей на его эмоциональную сферу и характер деятельности.

При идеальном варианте проектирования деятельности те и иные средства должны быть приведены в полное взаимное соответствие. Подобная позиция в строгом смысле касается эргономической теории и опирается на концепцию функционального комфорта.

Концепция функционального комфорта была разработана в эргономике применительно к трудовой деятельности и выступала как теоретическое основание с целью ее оптимизации. В последующем основной ориентацией концепции выступало совершенствование всякой активной человеческой деятельности (трудовой, спортивной, игровой и др.).

Основой совершенствования деятельности выступает механизм гармонизации всех ее средств: внешних, внутренних, средовых, которые обеспечивают адекватный человеческим потребностям уровень жизнедеятельности индивида. Концепция функционального комфорта предполагает применение теории функциональных состояний при оценке степени оптимизации либо не оптимальности деятельности.

Функциональное состояние представляет собой целостную многокомпонентную характеристику внешних поведенческих и внутренних функции человеческого организма, которая помогает оценить присущий ему в текущий момент уровень активности высших психических функций и функциональных физиологических систем, которые обуславливают выполнение деятельности человека.

Функциональный комфорт устанавливается как оптимальное функциональное состояние активно действующего человека, которое говорит о благоприятных для него условиях, средствах деятельности, ее цели, процессах и содержании. При функциональном комфорте у человека формируется благоприятное отношение к деятельности, выражающееся в удовлетворении процессом, условиями, результатами деятельности, а также техническими характеристиками, эстетическими свойствами реализуемых средств деятельности Эргономика: Учебное пособие для вузов / под ред. В.В. Адамчук. — М. : Юнити-Дана, 2012. — Стр. 117.

Положительное эмоциональное отношение к деятельности обусловливает адекватную мобилизацию психофизиологических процессов, нервных и психических функций.

Психофизиологическим обоснованием функционального комфорта выступает продуктивная напряженность, когда при минимальных энергозатратах организма и при высокой результативности деятельности обеспечивается длительная высокоэффективная работоспособность человека. Соответственно, для функционального комфорта характерно сочетание высокого уровня успешности деятельности с ее низкими нервно-психическими затратами (психофизиологической ценой деятельности), что отдаляет утомление и способствует длительной высокоэффективной работе без ущерба для здоровья человека.

Функциональный комфорт может рассматриваться как обобщенный критерий оптимизации системы «человек — предмет или процесс — среда». Понимаемый одновременно как оптимальное психофизиологическое состояние человека в процессе деятельности, которое проявляется в виде положительных эмоциональных реакций, и как критерий адекватности предметного окружения индивидуальным возможностям человека, функциональный комфорт выступает мерилом эргономического совершенства, как отдельных дизайнерских решений, так и дизайн-проектов в целом.

Оценить степень эргономического совершенства предметно-пространственной среды, то есть соответствия последней функциональным возможностям человека, можно, посредством критерия функционального комфорта, который утвердился в эргономике Даниляк, В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учебное пособие / В. И. Даниляк. — М. : Логос, 2011. — Стр. 98.

В основе критерия функционального комфорта находится методологический принцип — «законе соответствия». По такому принципу, средства деятельности должны быть адекватны функциональным возможностям человека, который осуществляет такую деятельность. Кроме него необходимо учитывать степень соответствия духовного и интеллектуального уровня реципиента, т.е. рассматриваемого человека, предметно-пространственной среде, в которой применяются средства деятельности, которые в свою очередь можно и нужно рассматривать как объекты дизайна.

Многолетние исследования функционального состояния реципиента в целях оптимизации его деятельности, проводившиеся в лаборатории функциональных состояний ВНИИТЭ (Всероссийский научно-исследовательский институт технической эстетики — научно-исследовательский и проектно-экспериментальный институт, учебно-методический и информационный центр в области дизайна. Находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации), привели к возможности установления закономерных связей между функциональным состоянием, психофизиологической ценой и эффективностью деятельности.

Как раз они и помогли сформулировать «принцип соответствия», который основан на системном представлении о сущности функционального состояния как «целостной интегральной характеристике» состояния человека, как «системной реакции индивида», как качественно своеобразном ответе функциональных систем на внешние и внутренние воздействия в процессе деятельности.

Сущность «принципа соответствия» раскрывают такие важные положения:

— социальная значимость, цель и содержание деятельности, а кроме того, эстетические свойства объекта (либо процесса) дизайна, который используется при ее осуществлении, должны удовлетворять психологическим требованиям человека, обеспечивая высокий уровень мотивации;

— условия деятельности и форма объекта (процесса) дизайна должны соответствовать психофизиологическим возможностям человека;

— всякая эффективная деятельность должна быть организована или спроектирована таким образом, чтобы обеспечивалась ее минимально возможная психофизиологическая цена, которая не должна превышать для данных условий некоторый критический уровень, определяемый психофизиологическими возможностями человека Даниляк, В.И. Человеческий фактор в управлении качеством: инновационный подход к управлению эргономичностью: учебное пособие / В. И. Даниляк. — М. : Логос, 2011. — Стр. 92.

Если психологически значимые факторы деятельности удовлетворяют требованиям человека, а условия эксплуатации и конструкция технического средства соответствует в полной мере его психофизиологическим возможностям, то подобное обеспечивает появление функционального комфорта, который характеризуется минимальной психофизиологической ценой деятельности.

Нарушение рассматриваемых закономерностей приводит к дискомфортным состояниям с высокой психофизиологической ценой деятельности.

© Березкина Л.В., Кляуззе В.П., 2013

© Оформление. УП «Издательство «Вышэйшая школа”», 2013

Предисловие

Возникновение эргономики – результат переосмысления положения человека в современном мире науки и техники с учетом глубоких преобразований предметно-пространственной среды и самого человека. Комплексно изучая взаимодействие человека и технических средств, эргономика выступает в качестве одного из ответов практики на вопрос о стратегической основе, на которой возможно развитие техники, не вступающей в противоречие с жизненной перспективой человечества.

Среди общих целей, стоящих перед эргономикой, можно выделить такие, как формирование особенностей и структур сознания человека, соответствующих целям разработки новейших технологий; творческое проектирование социотехнических систем; разработка принципов организации человекоориентированного производства.

Многообразие технических средств определяется многогранностью человека, его отношением к объективному миру, его запросами, интересами и целями. Динамичность и усложнение жизнедеятельности человека требует постоянного совершенствования техники, и здесь главной задачей является выбор наиболее оптимальных путей ее развития. Задача достижения оптимальных контактов между человеком и техническими средствами не может быть решена без высокой проектной культуры, неотъемлемой частью которой должны стать фундаментальные знания о человеке и его деятельности.

Проектирование в самом общем виде можно рассматривать как творческую активность, задающую изменения. Но именно дизайнерское проектирование может быть имманентно культуре, способно реализовать присущую ей проектность, осваиваемую человеком и развиваемую им в качестве творческой способности, воспроизводящей духовные и материальные богатства культуры и природы.

Реализация требований эргономического обеспечения дизайнерского проектирования ведет к повышению эффективности техники и качества труда, сокращению сроков освоения системы «человек-машина-среда», экономии затрат физической и нервно-психической энергии работающего человека благодаря максимально допустимому в имеющихся условиях, согласованию технической части системы с возможностями и особенностями человека. Кроме того, в значительной степени повышаются потребительские качества дизайнерских разработок. Эргономика помимо научного обоснования проектного решения акцентирует внимание проектировщика на том, что сами цели проектирования формируются человеком как носителем определенных ценностей – нравственных, эстетических, культурных, национальных, исторических.

В учебном пособии изложены материалы, дающие возможность комплексного изучения проблем взаимодействия человека и современных технических средств в определенной предметно-пространственной среде в процессе достижения цели деятельности.

В результате изучения дисциплины «Эргономика» студент, получающий специальность «Дизайн», должен знать:

• структуру и свойства системы «человек-машина-среда»;

• структуру и содержание эргономических требований, номенклатуру эргономических показателей;

• основные психические, психофизиологические и антропометрические характеристики человека, влияющие на эффективность его деятельности в системе «человек-машина-среда»;

• методы оценки и способы контроля функционального состояния человека;

• оптимальные характеристики рабочего места человека для осуществления различных видов деятельности;

• оптимальные характеристики информационной модели, с которой взаимодействует человек;

• методы и способы проведения эргономической экспертизы.

Дисциплина «Эргономика» связана с профилирующей дисциплиной «Дизайн-проектирование», а также с другими дисциплинами типового учебного плана специальности, такими, как «История дизайна», «Теория и методология дизайна», «Цветоведение», «Охрана труда и техника безопасности». В данном учебном пособии эти связи выявлены и расставлены соответствующие акценты, что позволяет сформировать у дизайнера уже на этапе обучения целостное представление о задачах дизайнерского проектирования, связанных с учетом человеческого фактора, и способах их решения. В приложениях даются примеры выполнения заданий по отдельным темам: оптимизация устройств в соответствии с индивидуальными антропометрическими характеристиками, алгоритмы деятельности оператора и др. Имеется терминологический словарь.

1. Эргономика как наука. Предмет эргономики

1.1. Исторические и научно-технические предпосылки возникновения эргономики

Предметно-практическая деятельность является социальной формой бытия человека и требует к себе пристального внимания. Через нее человек вступает в отношения с действительностью, превращая мир вокруг себя в определенное упорядоченное пространство, где действуют фундаментальные законы бытия с их внешними проявлениями и законы общественного развития. Многие свойства пространства часто носят диспозиционный характер, т. е. требуют специальной деятельности по их выявлению и актуализации.

Человеческое знание длительное время было представлено единой натурфилософией, имело нерасчлененный вид. С накоплением знаний о внешнем мире и одновременно с возникновением практических потребностей начался процесс дифференциации наук, в результате которого формировались новые отрасли научного знания. Частные науки занимались изучением как новых форм и видов окружающей материи, так и отдельных сторон различных явлений. Изучение явлений с различных точек зрения обусловило развитие интеграции наук и сделало науку цельной системой.

Появление науки «эргономика» характерно для данного ускоряющегося процесса. Она возникла на базе различных отраслей научного знания, предметом исследования которых является человек как субъект труда.

Большую часть жизнедеятельности человека занимает труд. Он определяет место человека в природе и обществе, меру и качество всех получаемых им духовных и материальных благ. Человек, стремясь достигнуть значимой для него цели (в материальном, нравственном и социальном плане), вынужден подчинять этой цели характер и содержание своего труда. Труд поглощает физическую энергию человека, его интеллектуальные и духовные силы. При этом замена ручного труда механизированным (а в дальнейшем и автоматизированным), снижая физическую тяжесть труда, не устраняет, а в некоторых случаях увеличивает психологическую напряженность.

Несогласованность технических параметров оборудования и возможностей человека работать на нем в условиях дефицита времени и информации, игнорирование и незнание разработчиков новой техники уровня интеллектуального и нравственного развития потенциальных пользователей, а также ряд других причин привели к значительному отставанию роста производительности труда от роста мощности применяемой техники.

Решение проблем, связанных с внедрением в производство новой техники (технологий), оказалось разрешимым средствами отдельных наук и их эксплуатацией на современном этапе развития общества.

Эргономика оформилась в самостоятельную научную дисциплину в 1950-х гг., но она имеет богатую предысторию. Вступая в жизнь, человек получает сложившуюся систему отношений и ценностей, в которой объективированы результаты предшествующей деятельности. Как производственная, так и бытовая сфера (представляя собой единство функциональных, экономических, социальных и эстетических норм и условий организации жизни человека в жилой и общественной среде) содержит в себе разнообразную информацию об эргономических характеристиках окружающих человека предметов, которые интуитивно угадывались и подсознательно учитывались при организации его деятельности.

Предпосылки зарождения эргономики (с определенной долей условности) можно отнести к временам первобытного общества, когда человек научился сознательно изготавливать орудия, придавая им удобную для работы форму и расширяя тем самым возможности своего воздействия на окружающий мир. Как показывают археологические находки орудий труда, применяемых на ранних стадиях развития общества, все изменения, вносимые человеком в предметы природного происхождения, связаны с удобством их применения и функциональным назначением в соответствии с потребностями человека.

Постепенно в обществе возникает осознание особой роли человека в процессе приспособления к окружающей среде и ее активного преобразования.

В эпоху рабовладения положение раба низводилось до уровня орудия труда (неслучайно его называли говорящим орудием). Через тысячу с лишним лет (XVII–XVIII вв.) человека все так же отождествляли с машиной, но теперь уже исходя из других соображений. В этот период наибольшее развитие получила механика. Законы механики использовались для понимания различных сложных явлений. В частности, Рене Декарт (1596–1650) – французский философ, математик, физик и физиолог, один из создателей аналитической геометрии, довольно убедительно доказывал, что тела животных подобны машинам. Это мнение было перенесено и на человека. Философу-материалисту Жюльену Офре де Ламетри (1709–1751) принадлежала монография, написанная в 1747 г., которая так и называлась «Человек-машина». Немецкий философ и ученый Иммануил Кант (1724–1804) – родоначальник немецкого классического идеализма решал проблему соотношения человека и техники не столь прямолинейно, однако и он подчеркивал связь человека и техники, понимая человека как разумное существо, обладающее техническими способностями. Таким образом, начиная с эпохи машинного производства отчетливо проявляется тенденция к усовершенствованию связи человека со средствами труда.

В 1857 г. польский ученый Войтех Ястшембовски опубликовал работу «Очерки по эргономии, или науке о труде, основанной на закономерностях науки о природе» (в Польше и сейчас используется термин «эргономия»).

В 1882 г. французский физиолог Этьен-Жюль Маре (1830–1904) впервые при помощи высокоскоростной съемки (12 кадров в секунду) зафиксировал фазы движения человека при выполнении трудовых операций, что позволило их изучать в виде траекторий и последовательности этапов. В ХIХ в. возникли первые проблемы, связанные с действием человеческого фактора на технику. Проявились они на транспорте в лондонском метро: было отмечено несколько аварий, когда усталые машинисты в конце рабочего дня направляли свои поезда вместе с пассажирами в тупиковые ветви. Исследования показали, что не все люди способны заниматься подобной работой – для ее выполнения требуется предварительный психофизиологический отбор.

Дальнейшее изучение трудовой деятельности связывают с именем Фредерика Уинслоу Тейлора (1856–1915) и относят к периоду образования крупного капиталистического машинного производства. Будучи руководителем сталелитейной компании, Ф. Тейлор наблюдал, как его рабочие грузят уголь, и пришел к выводу, что они работают нерационально. Он решил определить, сколько железной руды или угля человек может поднять на лопатах различного размера и при этом не устать.

Был установлен оптимальный вес груза – 21 фунт (1 фунт = 0,453 кг), т. е. 9,5 кг. Далее он прохронометрировал движения рабочих во время выполнения других процессов. На основе этих исследований Тейлор создал систему, которую описал в книге «Принципы научного менеджмента». Система Тейлора очень точно расписывает действия рабочих: время выполнения – по секундам и движение – по миллиметрам. В экспериментах Ф. Тейлора рабочий рассматривался в качестве одного из элементов технологической системы производства, поэтому он обосновывал необходимость разделения его трудовых функций на элементарные операции и стандартизованные движения и мечтал, что в будущем произойдет максимальная подгонка человека к машине. Возмущенные рабочие инициировали судебный процесс, и некоторые достижения Тейлора были запрещены к практическому использованию как бесчеловечные.

Исследования Тейлора помогли подойти к принципиально новой форме организации производства – конвейеру. Конвейер в современном виде придумал Генри Форд (1863–1947) – инженер-механик, а впоследствии главный инженер «Электрической компании Эдисона».

В конце ХIХ в. автомобиль являлся предметом роскоши. Г. Форд решил сделать его доступным по цене всем слоям общества. В 1903 г. он основал компанию «Ford Motor Company», а в 1913 г. внедрил конвейерный метод сборки автомобилей. Трудовые функции на его заводах с этого момента предельно упростились. Производительность труда повысилась в 1,5 раза, соответственно повысилась и зарплата. В 1921 году на его предприятиях было выпущено более 1 млн легковых автомобилей.

Принудительный ритм, задаваемый конвейером, держал человека в постоянном напряжении, лишал личностных, человеческих свойств, делал человека унифицированной деталью, придатком машины, которую в любой момент можно было легко заменить. Это привело к массовой деквалификации работающих. В связи с этим известно выражение Форда: «Мне нужны две руки, а мне в нагрузку дают голову и еще кучу всякого мусора».

Предельно механистический подход Ф. Тейлора к изучению трудовой деятельности человека вполне согласовывался с основными положениями философского направления «бихевиоризм», формировавшимся приблизительно в это же время. Философской основой бихевиоризма является направление западной философии «прагматизм». Родоначальником прагматизма считается американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914). В центре этого учения находится так называемый принцип прагматизма, определяющий значимость знания его практическими последствиями. Интеллектуальная деятельность рассматривается прагматизмом как деятельность, направленная не на понятийное воспроизведение объективной действительности, а на удовлетворение потребности в успешном действии, в проектировании наиболее эффективных реакций на внешние воздействия. Соответственно бихевиоризм отождествляет сознание и поведение. Своей основной задачей бихевиоризм считает связь (корреляцию) стимула и реакции. Механическое сочетание элементарных реакций на воздействия внешней среды – суть деятельности (поведения) человека. Обучение человека, согласно идеалам основоположника бихевиоризма американского психолога Джона Бродеса Уотсона (1878–1958), происходит путем «обусловливания» (мышечная реакция в результате повторных указаний связывается с определенным стимулом, который впоследствии начинает ее вызывать сам). Познание, по Уотсону, сводится к образованию у организмов (включая и человека) условных реакций. Психолог считал, что из ребенка можно вырастить любого человека – и вора, и гения. С 1921 г. он активно работал в рекламном бизнесе, применяя на практике принципы бихевиоризма – с помощью необходимого стимула можно вызвать у потенциального потребителя желательную реакцию, следует только найти такой стимул.

В результате дальнейшего изучения трудовой деятельности в обществе начинает расти понимание того, что деятельность человека нельзя свести к совокупности чисто механических операций. Человеческая деятельность представляет собой форму реализации и развития целого спектра его способностей как личности.

В конце XIX – начале XX в. в Германии, Англии, США организуются специализированные гигиенические и физиологические лаборатории, кафедры и институты, в которых изучается влияние на организм человека трудовых процессов и производственной среды. Трудовая деятельность изучается конкретными науками с целью достижения наивысшей производительности труда в условиях современного производства. Как главный фактор эффективности труда исследуется степень развития у человека потребности в труде. Делаются попытки изучения путей и средств превращения труда из внешней объективной необходимости во внутреннюю.

Первые работы по определению профессиональной пригодности выполнил накануне Первой мировой войны немецко-американский психолог Гуго Мюнстерберг (1863–1916). В 1892 г. он организовал в Гарвардском университете психологическую лабораторию. Для производственной сферы предложил термин «психотехника». Под психотехникой Мюнстерберг понимал применение психологии к решению практических вопросов, связанных с трудовой деятельностью. Основными задачами психотехники на первом этапе ее развития он считал осуществление профессионального отбора и профессиональной ориентации. Мюнстерберг разработал системы тестов для профессионального отбора телефонистов, вагоновожатых, морских штурманов. Методика включала оценку их сенсомоторных реакций, стабильность и осторожность. В результате применения этой методики в одной из трамвайных компаний количество несчастных случаев резко снизилось. Началом формирования психологии труда в качестве самостоятельной научной дисциплины принято считать появление книг Г. Мюнстерберга «Психология и эффективность производства» (1913) и «Основы психотехники» (1914).

Основы психологии труда развивались под воздействием медицины, физиологии, техники, социологии и политэкономии. Исходным моментом для включения той или иной дисциплины в решение проблем совершенствования труда служило признание того, что организация труда может дать бо́льшую производительность, чем его интенсификация, а экономические затраты на работника (его образование, медицинское обслуживание, улучшение бытовых и экологических условий жизни) оборачиваются прибылью в сфере производства.

Прогресс науки и техники к концу XIX в. сказался не только на развитии промышленности, транспорта и градостроительства, но и вызвал изменения политического, демографического, культурного характера, уровня и стиля жизни, т. е. в целом значительно изменил облик всей цивилизации.

Первая мировая война и связанное с ней развитие техники выявили проблему быстро развивающегося утомления и перенапряжения рабочих, занятых в военной промышленности. Наиболее профессионально подготовленные работники были мобилизованы в действующую армию. На производство пришли новички, что вызвало резкое увеличение количества травм. В 1915 г. в Англии был создан Комитет по изучению здоровья рабочих, занятых в военной промышленности, который после войны был преобразован в Совет по изучению здоровья промышленных рабочих.

В США в 1921 г. появилась специальная компания «Psychology Co», которая занималась разработкой новых методов управления, в значительной степени учитывающих человеческий фактор.

Идеи Тейлора, практическая реализация их Фордом и другими специалистами оживленно обсуждались в России еще до революции. Теоретические исследования в области физиологии и психологии труда в России связывают с работами Ивана Михайловича Сеченова (1829–1905). Его идеи стали предпосылками исследований человека в труде, проводимых Владимиром Михайловичем Бехтеревым (1857–1927) в психоневрологическом институте, основанным им в 1908 г. (Санкт-Петербург). Бехтерев опирался на учение о сочетательных (условных) рефлексах (психорефлексология или рефлексология), критиковал психоанализ Зигмунда Фрейда, но высоко оценивал достижения Тейлора.

В 1918 г. на этой базе был создан Институт по изучению мозга и психической деятельности. Основная направленность работ института заключалась во всестороннем изучении человеческой личности, условий ее развития. Бехтерев предлагал комплексный подход к изучению трудовой деятельности. Внучка выдающегося ученого Н. П. Бехтерева, сама незаурядный ученый, до недавнего времени возглавляла созданный дедом институт.

В 1918 г. в составе института был организован специальный отдел профессиональной психологии. Его возглавил Владимир Николаевич Мясищев (1892–1966). Развивая идеи В. М. Бехтерева о комплексном изучении трудовой деятельности, он считал целесообразным синтезировать человеческие знания с точки зрения их отношения к труду, предложил создать особую научную дисциплину – эргологию, а также подготовил проект создания Эргологического института. В 1920 г. проект нового института был одобрен Петроградским советом профессиональных союзов, но так и не был осуществлен. Многие работы С. М. Мясищева посвящены кожно-гальваническим показателям нервно-психического состояния человека.

Почти одновременно с созданием института по изучению мозга и психологической деятельности по инициативе Алексея Капитоновича Гастева (1882–1941) в Москве был открыт Центральный институт труда путем слияния Института труда при Всесоюзном Центральном Совете Профессиональных Союзов и Института экспериментального изучения живого труда при Народном комиссариате труда СССР. Впоследствии на его базе была основана система научно-исследовательских институтов труда (НИИ труда) и его филиалов, в рамках которых проводилось изучение проблем труда. В исследованиях активно использовались идеи Тейлора, но этот факт не подлежал оглашению, так как Ленин был категорически против тейлоризма, считая его «научной системой выжимания пота». Правда, после личной встречи с Гастевым Ленин поддержал коммунистическую трактовку тейлоризма. Центральный институт труда продвигал научную организацию труда на основе концепции трудовых установок:

• теории трудовых движений в производственных процессах и организации рабочего места;

• методики рационального производственного обучения;

• теории управленческих процессов.

А. Гастев обладал разносторонними способностями: был поэтом и философом, имел широкий круг интересов, переписывался с Г. Фордом.

Первая психотехническая лаборатория в институте была создана в 1922 г. И. Н. Шпильрейном, следующая в 1923 г. – при Народном комиссариате труда СССР. По ее образцу стали создаваться лаборатории в других союзных республиках. Лидер советской психотехники Шпильрейн был расстрелян в 1935 г. по обвинению в контрреволюционной пропаганде и троцкизме. После этого психотехническое движение сворачивается.

Александр Александрович Богданов (Малиновский) (1873–1928) родился в городке Соколовка Гродненской губернии. С 1896 г. активный участник социал-демократического движения России, в 1903 г. примкнул к большевикам. Несколько раз избирался в Центральный Комитет Российской социал-демократической рабочей партии. Основная философская работа А. Богданова «Эмпириомонизм» (1904–1906) подверглась разгромной критике Ленина. Поддержанный Богдановым тезис Э. Маха и Р. Авенариуса «внешний мир – не независимо от нас существующая реальность, а только социально-организованный опыт наших ощущений» послужил толчком к написанию Лениным одного из своих главных философских произведений «Материализм и эмпириокритицизм». Создание А. Богдановым вместе с А. В. Луначарским и А. М. Горьким на острове Капри независимой партийной школы вызвало сильное раздражение Ленина. В 1909 г. Богданова исключили из партии.

Богданов известен как автор утопических романов «Красная звезда» (1908), «Инженер Мэнни» (1912), которые сделали его имя популярным среди массового читателя. В «Красной звезде» он чуть ли не первым написал о ракетных двигателях, расщеплении атома, антиматерии, автоматике, вычислительных машинах, межпланетных перелетах и всеобщей организационной науке. После революции политикой Богданов больше не занимался, работал в Пролеткульте, преподавал политическую экономию в МГУ, являлся членом Коммунистической академии.

Главным научным трудом Богданова считается «Тектология. Всеобщая организационная наука» (1913–1922), в которой впервые были рассмотрены вопросы управления человеком большими системами. Тектология стала предтечей общей теории систем, кибернетики. Математику же Богданов называл основной ветвью всеобщей организационной науки. В своем труде ученый сформулировал основные положения новой отрасли знания (ею впоследствии стала эргономика). Положения и принципы развития будущей науки предполагали принцип обратной связи системы и среды, принцип нередуцируемости качеств системы к сумме свойств составляющих ее элементов, проведение аналогий между различными и даже очень далекими друг от друга областями знания.

В 1926 г. Богданов возглавил Институт борьбы за жизнеспособность (Институт переливания крови). Погиб, ставя на себе рискованный эксперимент по переливанию крови. Сегодня институт носит имя великого ученого.

В 1920–1930-е гг. в стране на фабриках и заводах была создана широкая сеть психофизиологических лабораторий, где тесно сотрудничали психологи, физиологи, гигиенисты труда, инженерно-технический персонал предприятий, специалисты по организации и охране труда. Решение практических задач явилось той реальной основой, на которой укреплялись взаимосвязь и взаимодействие наук о труде.

В Республике Беларуси организуются научно-исследовательские психологические центры. Один из первых психологических кабинетов был открыт в 1920 г. в Гомеле в педагогическом техникуме по инициативе Льва Семеновича Выготского (1896–1934). Л. С. Выгодский выступал против рефлексологии, противопоставляя свои идеи бихевиоризму, занимался психологией искусства. В 1924 г. он перешел на работу в Московский институт психологии.

В июне 1925 г. в Минске при Народном комиссариате труда БССР начала свою работу Центральная психотехническая лаборатория под руководством Серафима Михайловича Василейского (1888–1961). Основными направлениями работы стали теоретические и практические вопросы профессиональной консультации и отбора будущих специалистов. Работники лаборатории принимали активное участие в работе Всебелорусской ассоциации научной организации труда и Медико-педологической ассоциации при Народном комиссариате просвещения, проводили психологические исследования среди пограничников, водителей автомобилей, телефонисток и др.

В 1939 г. С. М. Василейский был исключен из Горьковского государственного педагогического университета в рамках компании борьбы против лжеучения «педология». Докторскую диссертацию, которую он защитил в 1952 г., Всесоюзная аттестационная комиссия не утвердила.

Исследования оптимальных условий взаимодействия человека и военной техники получили мощный толчок в годы Второй мировой войны. Новые виды техники требовали от людей не столько мышечной силы, сколько оперативного мышления. В связи с этим возникли проблемы, связанные с деятельностью человека, возможностями и ограничениями его психофизиологической деятельности. Эти проблемы нельзя было разрешить на уровне инженерных принципов моторно-временного анализа экономии движений. Потребовались междисциплинарные исследования человека во взаимодействии с военной техникой. Они явились началом становления эргономики как науки.

Появление эргономики как науки неклассического типа было подготовлено кризисом мировоззренческих установок классического рационализма, формированием нового понимания рациональности (когда сознание ощущает свою зависимость от социальных обстоятельств, во многом определяющих установки познания, его ценностные и целевые ориентации). Проблема человека, рассматриваемого как исходный пункт и центральный предмет всякого философствования, становится одной из ведущих тем западной философии XX в. Радикальные перемены в социальной и политической жизни мира сделали необходимостью теоретическое осмысление возросших научных знаний о человеке.

Импульсом для развития антропологических учений современной философии стали не только катастрофы Первой мировой войны, но и драматические события истории последующих десятилетий: социальные и политические преобразования, научно-техническая революция и ее последствия.

В ответ на запросы времени в философии возникают и складываются такие течения антропологического направления, как феноменология, персонализм, экзистенциализм и собственно философская антропология. Представители этих течений стремятся найти основы и принципы свободной и творческой деятельности человека, его подлинного бытия, а через них – смысл и значения всякого другого бытия. В поисках путей духовного раскрепощения человека, преодоления отчуждения они исходят из убеждения, что современное человечество страдает не столько от отсутствия знаний и научных истин, от недостаточного проникновения в тайны объективного мира, сколько от неумения использовать достижения науки и техники на благо человека, от незнания природы самого человека, недостаточного проникновения в тайны его внутренней жизни.

Антропологическая концепция одного из основоположников философской антропологии западно-германского философа Гельмута Плеснера (1892–1985) утверждает центральное, исключительное положение человека в мире, логически исключая теоцентричную картину мира и ставя на место божественного порядка порядок, ориентированный на человека. Природу человека Г. Плеснер определяет на основе анализа биофизических аспектов его существа и в свете тех данных, которые дают науки о духе и культуре.

Представитель культурно-антропологической ветви философской антропологии Эрих Ротхаккер (1888–1965) главное внимание уделял позитивному определению свободы человека, его открытости миру, деятельной активности. Человек у него выступает как творец и носитель культуры, а сама культура рассматривается как специфическая форма выражения творческого ответа личности на вызов природы, как стиль жизни и способ ориентирования в мире. Специальная проблематика экзистенциалистской философии человека – проблема однократности, неповторимости, невозместимости и самоценности отдельного человеческого существования.

Предметом философии утверждается не бытие само по себе, не законы его фактического существования, а разъяснение и раскрытие смысла бытия через объяснение человека. Таким образом, философия приобретает свою антропологическую направленность как учение о человеческих основаниях всего существующего.

В некоторой степени это объясняет широкое распространение антропоцентрических принципов в проектировании технических средств, взаимодействующих с человеком. Если раньше развитие техники обеспечивалось успехами физико-математических, химических и других наук, то теперь решение этой задачи зависит от согласования свойств современных технических систем с физическими и психическими возможностями, эстетическими вкусами и другими социальными качествами человека. Усложнение взаимодействия человека и средств труда неизбежно выходит на уровень, когда их рациональное объединение не может быть осуществлено на эмпирической основе, требует применения данных науки, формирования комплексных программных дисциплин.

После Второй мировой войны инженерно-психологические лаборатории в США получили статус правительственных агентств по типу ведомств сухопутных войска, флота и военно-воздушных сил. В рамках единых служб были объединены психологи, физиологи, антропологи, социологи.