Есн в 2012 году
1. Как определяется налоговая база по единому социальному налогу у индивидуальных предпринимателей?
Налоговая база индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, как в денежной, так и в натуральной форме от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. При этом состав расходов, принимаемых к вычету в целях налогообложения данной группой налогоплательщиков, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленных для налогоплательщиков налога на прибыль соответствующими статьями главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации.
2. О порядке налогообложения страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (СВ на ОПС) выплат в пользу физических лиц, превышающих 600 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ базой для начисления СВ на ОПС является налоговая база по ЕСН. При достижении страхователем базы для начисления СВ на ОПС на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года свыше 600 тыс. руб. применяется тариф страховых взносов в виде фиксированной ставки в рублях. Исчисление страховых взносов по процентной ставке с суммы, превышающей 600 тыс.руб., как это предусмотрено для единого социального налога статьей 241 НК РФ, статьями 22 и 33 Закона 167-ФЗ не установлено.
3. Обязан ли индивидуальный предприниматель уплачивать ЕСН с выплат своим работникам, являющимся инвалидами 1,2 или 3 группы?
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам, признаются плательщиками ЕСН.
Согласно п.п. 1 п. 1 ст. 239 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2007 N 216-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2008 г.) от уплаты ЕСН освобождаются налогоплательщики, указанные в п.п. 1 п. 1 ст. 235 НК РФ, с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждое физическое лицо, являющееся инвалидом I, II или III группы.
4. Как уплачивают ЕСН предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны?
С 1 января 2006 года индивидуальные предприниматели, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производящие выплаты физическим лицам, работающим на территории технико-внедренческой особой экономической зоны, уплачивают ЕСН только в федеральный бюджет (ФЗ от 22.07.2005г. №117-ФЗ).
При этом необходимо учитывать следующее.
Согласно п.2 ст.243 Кодекса, сумма ЕСН, подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии со ст.6 Закона №167-ФЗ страхователями по обязательному пенсионному страхованию признаются в том числе организации и индивидуальные предприниматели, производящие выплаты физическим лицам.
Освобождения резидентов особых экономических зон от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Законом №167-ФЗ не предусмотрено.
Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов согласно ст.10 Закона №167-ФЗ являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленная гл.24 Кодекса.
Согласно пп.1п.2 ст.22 Закона №167-ФЗ максимальная ставка тарифа страхового взноса при налоговой базе на каждое физическое лицо нарастающим итогом сначала года до 280 000руб составляет также 14%.
Следовательно, при расчете суммы ЕСН в федеральный бюджет у налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико- внедренческой особой экономической зоны, в случае применения налоговой ставки в интервале до 280 000 руб. (за исключением регрессивной) возникнет ситуация, когда сумм ЕСН к доначислению в федеральный бюджет не будет.
Для налогоплательщиков с налоговой базой свыше 280 000 руб. применяется регрессивная шкала ставок ЕСН. За счет неполного соответствия им размеров тарифов страховых взносов на ОПС, применяемых как налоговый вычет, у данных налогоплательщиков будет образовываться сумма ЕСН в федеральный бюджет.
Для того чтобы закон о реформе единого социального налога (ЕСН) заработал, нужно поправить еще полторы сотни норм и законов, в противном случае реформа не состоится. Пока соответствующие поправки в Госдуму не внесены. Кроме правовых, предстоит столкнуться и с административными трудностями. Неясно, кто будет контролировать уплату взносов, нужны новые бланки и формы отчетности, бухгалтерские программы и так далее.
Напомним, что с 1 января 2010 года предпринимателям придется выплачивать вместо единого налога взносы в Пенсионный фонд, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ОМС) и Фонд социального страхования. Переход на новую систему уплаты страховых взносов произойдет в 2010 году, но ставка страховых взносов останется на уровне ЕСН. А вот с 1 января 2011 года размер налога вырастет до 34 процентов. Будут установлены следующие тарифы страховых взносов: в Пенсионный фонд — 26 процентов, в Фонд соцстрахования — 2,9 процента, в Федеральный фонд обязательного медстрахования — 2,1 процента, в территориальные фонды обязательного медстрахования — 3 процента.
Увеличение налогового бремени будет особенно заметно для применяющих упрощенную систему налогообложения. Объем платежей увеличится с 14 процентов до 34 процентов. Однако при достижении зарплаты сотрудника 415 000 рублей с начала года, взносы не будут начисляться. В том случае, если зарплата сотрудника составляет, например, 60 000 рублей в месяц, то с августа 2010 года страховые взносы на его зарплату не будут начисляться. Для организации это, безусловно, выгодно. Эта норма стимулирует «уход в тень» организаций с зарплатами до 34 000 рублей в месяц и, наоборот, повышение «белой» заработной платы для всех остальных, говорит руководитель отдела юридического бюро «Падва и Эпштейн» Ольга Кузуб.
Переход от ЕСН к страховым взносам вызовет сложности в применении норм закона. До изменения законодательства придется руководствоваться письмами-ответами на запросы плательщиков взносов. Предстоит столкнуться и с административными проблемами. Во-первых, необходимо издать инструкции и другие акты Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, Федеральной налоговой службы, в т.ч. по вопросам взаимодействия этих ведомств. Во-вторых, создать специальные подразделения по учету и проверке уплаты взносов. В-третьих, разработать новые формы и бланки бухгалтерской отчетности. А организациям эксперты рекомендуют прямо сейчас провести сверку расчетов по всем платежам во внебюджетные фонды.
Реформа по замене ЕСН на взносы была задумана с целью снижения налогового бремени, одновременно с отменой подоходного налога с пенсионных выплат граждан. «Как видим, эти предложения общественных организаций не реализованы. Платежей и проверок стало больше, отчетность и администрирование платежей усложнились. В целом реформа возвращает нас к ситуации, которая уже практиковалась в стране несколько лет и доказала свою неэффективность. Увеличения собираемости или роста абсолютного размера взносов не произойдет. В данный период рационально поддерживать реальный сектор экономики, а не усложнять условия его работы», — отмечает эксперт.
«Технически замена ЕСН на страховые взносы не вызовет существенных проблем для предприятий, за исключением, конечно, некоторой неразберихи, которая будет связана с освоением новых норм на практике. При этом нужно отметить, что такая замена приведет к увеличению налоговой нагрузки на предприятия, что негативно скажется на бизнесе», — отмечает Наталья Новикова, ведущий консультант «Интерком-Аудит».
«Конечно, странно, что до сих пор нет утвержденных решений по организации переходного периода с ЕСН на страховые взносы. Однако впереди еще целый квартал и скорее всего уж в канун 31 декабря все необходимые изменения будут приняты. Не обойдется и без подключения административного ресурса, глобальность
задуманного это подразумевает. Навряд ли сроки реформы будут передвинуты», — считает Елена Южакова, замгенерального директора аудиторской компании МКПЦН. Остается только надеяться, что законодатель действительно успеет «переориентировать» действующую систему под новые нормы закона, добавляет Наталья Новикова.
Пенсионная система России прошла долгий путь становления от выплат отдельным категориям граждан до уровня всеобщего пенсионного обеспечения. В результате она взяла на себя реализацию одной из важнейших функций государства – социального обеспечения в целом.
За последние годы в сфере социального обеспечения произошли существенные изменения. Это, прежде всего, переход от уплаты единого социального налога (ЕСН) к уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ВБФ). И, кроме того, передача контрольных полномочий налоговых органов в отношении указанных платежей Пенсионному фонду РФ и его территориальным органам.
Законодательство о страховых взносах
В результате указанных изменений можно говорить об образовании относительно самостоятельной группы правовых актов, регулирующих уплату страховых взносов в ВБФ. Назовем ее «законодательство РФ о страховых взносах». При этом следует отметить, что данная сфера относительно независима как от налогового права, так и от других отраслей российского законодательства.
В настоящее время сфера правового регулирования социального обеспечения формируется следующими федеральными законами:
-
«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 № 212-ФЗ;
-
«Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001 №167-ФЗ;
-
«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» от 29.12.2006 № 255-ФЗ.
Следует заметить, что указанные изменения первоначально не привели к повышению тарифов страховых выплат. Так, до 1 января 2011 года тарифы страховых взносов не превышали действовавшую с 2009 года ставку ЕСН. В этот период менялась только шкала для начисления взносов.
Однако возникла проблема: образовавшийся дефицит бюджетов ВБФ нужно было сокращать. Поэтому начиная с 2011 года предусмотрены более высокие по сравнению с ЕСН и тарифами страховых взносов 2010 года ставки страховых взносов.
Что будет с тарифами?
Вышеуказанные изменения серьезно увеличивают фискальную нагрузку на индивидуальных предпринимателей и организации, которые применяют упрощенную систему налогообложения. Так, если в 2010 году они уплачивали только 14% страховых взносов, то с 2011 года размер страхового платежа составляет 26%.
Плательщики страховых взносов, которые не имеют право применять пониженный тариф страховых взносов, с 2011 года обязаны уплачивать в ВБФ взносы по тарифу 34%.
В 2012 году общий тариф страховых взносов не изменится. Однако планируется снизить с 2 до 0% тариф взносов, уплачиваемых в территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Одновременно повысится с 3,1 до 5,1% тариф страховых взносов, уплачиваемых в Фонд обязательного медицинского страхования РФ.
Тарифы страховых взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории
Облагаемая база |
Тариф |
|||
ПФР |
ФСС |
ФФОМС |
Итого |
|
Не превышает предельную величину |
22% |
2,9% |
5,1% |
30% |
Превышает предельную величину |
10% |
0% |
0% |
10% |
Тарифы пенсионных взносов в 2012-2013 году для плательщиков, не относящихся к льготной категории
Облагаемая база |
Тариф |
На финансирование страховой части пенсии |
На финансирование накопительной части пенсии |
|
Для лиц 1966 года рождения и старше |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
Для лиц 1967 года рождения и моложе |
||
Не превышает предельную величину |
22% |
22% (6% солидарная часть и 16% индивидуальная часть) |
16% (6% солидарная часть и 10% индивидуальная часть) |
6% (полностью индивидуальная часть) |
Превышает предельную величину |
10% |
10% (полностью солидарная часть) |
10% (полностью солидарная часть) |
0% |
Льготные тарифы и категории
В настоящее время рассматривается законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды». Если он будет принят, то значительно расширится перечень лиц, уплачивающих страховые взносы по льготному тарифу.
Так, к существующим льготным категориям плательщиков страховых взносов предлагается, в частности, добавить:
- организации и индивидуальных предпринимателей, основным видом экономической деятельности которых являются транспорт и связь либо розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами;
- благотворительные организации;
- некоммерческие организации, осуществляющие в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения.
Помимо новых субъектов льготного режима уплаты страховых взносов указанный законопроект также предусматривает снижение тарифов страховых выплат для уже существующих льготников.
Интересным является предложение Минфина России, поддерживаемое Правительством РФ, о введении регрессивной шкалы для взимания страховых взносов. Так, предлагается в качестве временной меры на период 2012–2013 годов снизить максимальный тариф страховых взносов с 34 до 30% для зарплат, которые за год не превышают 512 тыс. руб. С выплат, превышающих эту сумму, будут взиматься взносы по ставке 10%.
Индикатор справедливости
В заключение хотелось бы отметить следующее. Пенсионная система играет роль своеобразного индикатора социальной справедливости, стабильности в обществе. А целью взимания страховых платежей является защита и улучшение условий существования страхователей. Исходя из этого не вполне оправданно выглядит увеличение фискальной нагрузки на субъектов малого и среднего бизнеса путем повышения процентных ставок страховых выплат с 2011 года.
Однако необходимо подчеркнуть, что в настоящее время существуют проекты законов, направленные как на расширение субъектного состава льготного режима уплаты страховых взносов, так и на снижение тарифов страховых взносов. Мы считаем, что это оправданные решения, и надеемся, что соответствующие законодательные инициативы найдут свое отражение в российском праве.
Екатерина Виниченко, юрисконсульт
Бератор нового поколения То, что нужно каждому бухгалтеру. Полный объем всегда актуальных правил учета и налогообложения. Подключить бератор |
![]() |
В.В. Воинов,
ведущий юрист юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
E-mail: info@pgplaw.ru С 1 января 2010 г. должны вступить в силу два закона, в совокупности предусматривающие замену единого социального налога страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Вводимые Законом о страховых взносах платежи, подлежащие зачислению в отдельные внебюждетные фонды, должны стать источником финансирования социального обеспечения в РФ сноска 1 вместо существующего сейчас единого социального налога (ЕСН).
При этом сохранится система обязательного пенсионного страхования с соответствующими коррективами, вносимыми в Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167‑ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» (далее – Закон об обязательном пенсионном страховании).
Поэтому при анализе законодательных изменений в области финансирования социального обеспечения необходимо проводить сравнения как с ЕСН, так и с порядком исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Такой анализ имеет смысл проводить с учетом особенностей разрешения тех или иных вопросов на практике.
Общие вопросы применения Закона о страховых взносах
Прежде чем перейти к характеристике отдельных элементов страховых взносов, которые в целом повторяют элементы налогообложения (ст. 17 НК РФ), необходимо обратить внимание на то, что законодатель отказался от общего определения понятия «страховые взносы», рассредоточив соответствующие определения в федеральных законах о конкретных видах обязательного социального страхования. При этом не везде указан критерий индивидуальной возмездности, что порождает вопросы о правовой природе страховых взносов.
ВИДЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
С 1 января 2010 г. предусмотрены: индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в ПФ России. Их персональное целевое назначение – обеспечение права гражданина на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (ст. 3 Закона об обязательном пенсионном страховании ); обязательные платежи, осуществляемые страхователями в ФСС России в целях обеспечения обязательного социального страхования застрахованных лиц на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ст. 1.2 Закона об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством ); страховые взносы на обязательное медицинское страхование (в Законе о медицинском страховании граждан в РФ отсутствует четкое определение этих взносов).
Поскольку новые страховые взносы не регулируются нормами законодательства о налогах и сборах, законодателю пришлось включить в Закон о страховых взносах значительное число общих норм, по сути, дублирующих нормы НК РФ. Так, например, статья 4 Закона о страховых взносах посвящена порядку исчисления сроков и почти дословно воспроизводит статью 6.1 НК РФ.
При таком «переносе» невозможно избежать потерь отдельных норм, что и произошло. «Потерялись» нормы, определяющие действие законодательства РФ о страховых взносах сноска 2 во времени. Для законодателя здесь открываются широкие возможности по внесению изменений в законодательство о страховых взносах без учета каких-либо ограничений на момент вступления их в силу. Такой подход следует признать существенным «шагом назад», создающим предпосылки для отказа от принципа доверия к закону и действиям государства.
Еще одним «сложным» вопросом применения Закона о страховых взносах станет вопрос о даче разъяснений. Согласно нормам НК РФ в настоящее время Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы дают разъяснения о порядке заполнения налоговых деклараций и, в свою очередь, обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России. При этом следование письменным разъяснениям уполномоченного органа освобождает налогоплательщиков от начисления пеней и от привлечения к ответственности.
Со страховыми взносами все гораздо сложнее. Органы контроля за уплатой страховых взносов – ПФ России и ФСС России – обязаны давать плательщику страховых взносов разъяснения о принятых нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты страховых взносов, правах и обязанностях плательщиков, полномочиях органов контроля, а также предоставлять плательщикам формы расчетов по начисленным и уплаченным взносам и разъяснять порядок их заполнения. Помимо этого плательщик вправе получать от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (Минздравсоцразвития России) письменные ответы на вопросы по применению законодательства РФ о страховых взносах. При этом непонятно, освобождает ли следование этим ответам от пеней и штрафов (по Закону о страховых взносах от пеней и штрафов освобождает только следование письменным разъяснениям) и обязаны ли органы контроля за уплатой страховых взносов следовать этим ответам? Окончательно запутывает ситуацию формулировка пункта 5 статьи 1 Закона о страховых взносах, согласно которой в целях единообразного применения этого закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством РФ. Постановлением Правительства РФ от 14.09.2009 № 731 право издавать соответствующие разъяснения предоставлено Минздравсоцразвития России. Соответственно, возникает вопрос, в чем же суть отличий этих разъяснений от письменных ответов того же самого ведомства.
Плательщики страховых взносов
Закон о страховых взносах определяет плательщиков аналогично определению плательщиков ЕСН в главе 24 НК РФ. Но при этом оговорено, что федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования могут устанавливаться и иные категории страхователей (плательщиков страховых взносов)сноска 3.
Статья 6 Закона о страховых взносах предусматривает, что в целях контроля за уплатой страховых взносов органы контроля осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей. На основании Федерального закона от 23.12.2003 № 185-ФЗ в России действует принцип «одного окна», который распространяется на государственную регистрацию юридических лиц, их постановку на налоговый учет и регистрацию в качестве страхователей в государственных внебюджетных фондах. Регистрация юридических лиц в качестве страхователей осуществляется без непосредственного обращения страхователей в фонды. Поэтому будем надеяться, что вступление в силу Закона о страховых взносах не повлечет за собой необходимости массовой регистрации организаций-работодателей в качестве плательщиков «новых» взносов, хотя не исключено и введение особенностей постановки на учет для отдельных категорий плательщиков страховых взносов (могут устанавливаться Правительством РФ).
Объект обложения страховыми взносами
Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением отдельных выплат самозанятым лицам), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы и искусства.
Как видим, нет существенных расхождений с определением объекта обложения ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ). Принципиальным отличием объекта обложения страховыми взносами является то, что новый Закон не делает никаких различий между выплатами, учтенными организациями при исчислении налога на прибыль, и выплатами, не отнесенными к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Таким образом, выплаты и вознаграждения, отвечающие определению объекта обложения страховыми взносами, будут в любом случае облагаться страховыми взносами, и работодатель, который не учел те или иные выплаты в пользу своих работников при исчислении налога на прибыль, уже не сможет «сэкономить» на обязательных социальных отчислениях.
Хорошей иллюстрацией проблем, возникающих в связи с таким решением законодателя, является порядок обложения с 1 января 2010 г. вознаграждений членам советов директоров хозяйственных обществ, выплачиваемых по решению общего собрания участников. Действительно, в соответствии с пунктом 48.8 статьи 270 НК РФ с 1 января 2009 г. вознаграждения и иные выплаты, осуществляемые членам совета директоров, не могут уменьшать базу по налогу на прибыль. С другой стороны, в свое время Президиум ВАС РФ отметил сноска 4, что выплата вознаграждения членам совета директоров связана с выполнением ими управленческих функций, поэтому подпадает под объект обложения ЕСН. Соответственно, такая выплата будет подпадать и под объект обложения страховыми взносами.
База для исчисления страховых взносов
В статье 8 Закона о страховых взносах определена база для начисления страховых взносов как сумма выплат и иных вознаграждений, составляющих объект обложения таких взносов, начисленных за расчетный период (календарный год) в пользу физических лиц, за исключением необлагаемых выплат, указанных в статье 9 Закона. В этой статье в основном перечислены выплаты, которые в настоящее время не облагаются ЕСН на основании статьи 238 НК РФ.
По сравнению с действующим законодательством в целях регулирования базы для исчисления страховых взносов с 1 января 2010 г. вводится ряд новаций.
База для исчисления страховых взносов с 1 января 2010 г.
Новации | |
Облагаются страховыми взносами компенсации за неиспользованный отпуск, выплачиваемые при увольнении работника | По существу, законодатель установил единый режим обложения таких компенсаций как налогом на доходы физических лиц, так и страховыми взносами |
Исключены из состава необлагаемых компенсаций выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда (кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов) | Такое решение законодателя – своеобразный ответ на Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2007 № 4419/07. Суд решил, что подобные выплаты не подпадают под обложение ЕСН, если они признаются компенсационными в смысле ст. 164 ТК РФ. Теперь законодатель решил ограничить состав необлагаемых компенсационных выплат за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда только денежной выплатой, прямо указанной в ст. 222 ТК РФ |
Исключены из обложения страховыми взносами платежи работодателя по договорам на оказание медицинских услуг работникам, заключаемым на срок не менее одного года с медицинскими организациями, а также пенсионные взносы плательщика страховых взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения | Ныне действует режим исключения из налоговой базы по ЕСН сумм страховых платежей работодателя по определенным договорам добровольного личного страхования работников, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц |
Не облагается страховыми взносами материальная помощь, оказываемая работодателями своим работникам, в сумме, не превышающей 4 тыс. руб. на одного работника за расчетный период | ЕСН не облагается сумма, не превышающая 3 тыс. руб. на одно физическое лицо за налоговый период, но только в отношении материальной помощи, выплачиваемой за счет бюджетных источников организаций |
Не облагаются страховыми взносами суммы выплат и иных вознаграждений по трудовым и гражданско-правовым договорам в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих на территории России | В действующем законодательстве четкого разрешения для такой ситуации нет, а фискальные органы исходят из того, что взносы на обязательное пенсионное страхование не начисляются, а ЕСН – начисляется |
Важной особенностью исчисления страховых взносов для организаций является введение предельной величины базы для начисления страховых взносов – 415 тыс. руб. на каждого работника. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих указанную сумму (исчисляется нарастающим итогом с начала расчетного периода), страховые взносы не взимаются. С 2011 г. эта предельная величина будет ежегодно индексироваться в соответствии с ростом средней заработной платы в России, размер индексации будет определяться Правительством РФ. Вместо действующих сейчас ставок ЕСН для исчисления суммы страховых взносов устанавливаются тарифы страховых взносов.
ТАРИФЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2010 г. для организаций устанавливается тариф страховых взносов в размере 26% по всем фондам; С 2011 г. организации должны будут уплачивать страховые взносы по совокупному тарифу – 34%; Для отдельных категорий плательщиков совокупный тариф в 2010–2014 гг. будет ниже.
Порядок исчисления и уплаты страховых взносов
Закон о страховых взносах предусматривает исчисление организациями по итогам каждого календарного месяца ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за месяцем начисления платежа. Такой порядок исчисления и уплаты, на первый взгляд, делает страховые взносы схожими с ЕСН. Тем не менее необходимо обратить внимание на следующее решение ВАС РФ.
В Постановлении Пленума от 26.07.2007 № 47 «О порядке исчисления сумм пеней за просрочку уплаты авансовых платежей по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» ВАС РФ провел разграничение между авансовыми платежами по налогам и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в части возможностей начисления пеней за просрочку уплаты. Было установлено, что закрепленное НК РФ регулирование порядка уплаты ежемесячных авансовых платежей по налогам отличается от порядка регулирования выплат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем порядок начисления пеней по налогам не распространяется на ежемесячные авансовые платежи по обязательному пенсионному страхованию. Такой вывод был сделан на основе действующего сейчас Закона об обязательном пенсионном страховании. Принятие Закона о страховых взносах, вводящего понятие «ежемесячный обязательный платеж», равно как и изменения, вносимые Законом № 213-ФЗ в Закон об обязательном пенсионном страховании, может потребовать переосмысления сложившейся ситуации.
Важная новелла, о которой следует помнить, содержится в статье 18 Закона о страховых взносах: из-за неправильного указания кода бюджетной классификации (КБК) в платежном поручении обязанность по уплате страхового взноса не признается исполненной. Этим отличается порядок уплаты страховых платежей от порядка уплаты налогов, предусмотренного НК РФ, который допускает исправление ошибок в платежном поручении, в том числе при неправильном указании КБК.
Отчетность плательщиков страховых взносов
Отчетность и сроки ее представления в органы контроля за уплатой страховых взносов закреплены в статье 15 Закона о страховых взносах. На первый взгляд количество отчетов по страховым взносам и периодичность их представления организациями по сравнению с отчетностью по ЕСН не изменяется. Сейчас плательщики ЕСН ежеквартально сдают расчеты по ЕСН в налоговые органы, отчеты в ФСС России, а также расчеты (декларации) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в ПФ России. В то же время Законом № 213-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Предусмотрено ежеквартальное представление в пенсионный фонд сведений о страховых взносах и страховом стаже работников, то есть тех сведений, которые в настоящее время представляются в ПФ России один раз в год. Новое правило начнет действовать с 1 января 2011 г..
СРОКИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СВЕДЕНИЙ В ПФ РОССИИ
За первое полугодие 2010 г. – до 1 августа 2010 г.
За 2010 г. – до 1 февраля 2011 г.
Для страховых взносов установлен единственный порог регрессии – 415 тыс. руб.
Контроль за уплатой страховых взносов
ПФ России и ФСС России определены Законом о страховых взносах как органы контроля за уплатой страховых взносов. В то же время правовой статус этих фондов не претерпел изменений – они продолжают оставаться государственными учреждениями (не органами власти). В результате властными полномочиями по контролю за соблюдением законодательства РФ о страховых взносах, то есть полномочиями, имманентно присущими органу публичной власти, наделяются организации, не обладающие соответствующим статусом. Подобное нововведение требует по меньшей мере отдельной конституционно-правовой оценки, в том числе с учетом содержания и смысла проведенной административной реформы, основные положения которой закреплены в Указе Президента РФ от 09.03.2004 № 314. Скорее всего, решение этого вопроса потребует внесения соответствующих корректив в законодательство.
КОНТРОЛЬ ЗА УПЛАТОЙ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов возложен законодателем на: ПФ России и его территориальные органы: в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование; ФСС России и его территориальные органы: в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Как и для ЕСН, основными формами контроля за уплатой страховых взносов будут камеральная и выездная проверки.
Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком, а также имеющихся у контрольного органа.
Выездная проверка проводится на территории (в помещении) плательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. При этом срок выездной проверки – не более двух месяцев – не может быть продлен (в отличие от налоговых проверок), хотя возможно приостановление проверки (основания и сроки – как при выездных налоговых проверках).
Важная гарантия интересов плательщиков страховых взносов состоит в том, что выездная проверка плательщика страховых взносов проводится не чаще одного раза в три года. Еще одной гарантией служит прямой запрет на изъятие подлинников документов при проведении проверок. В то же время сроки хранения документов, подтверждающих исчисление и уплату сумм страховых взносов, увеличены до шести лет (против четырех лет в ст. 23 НК РФ).
Интересная особенность проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов состоит в том, что они должны проводиться территориальными органами ПФ и ФСС России совместно, на основании разрабатываемых ими ежегодных планов выездных проверок. Однако помимо единственного упоминания в Законе о страховых взносах о совместном проведении проверок, процедура проведения таких проверок не раскрывается, что оставляет открытыми множество вопросов, ответить на которые, судя по всему, предстоит правоприменительной практике. В частности, непонятно, будут ли проверяющие, относящиеся к двум разным контрольным органам, истребовать в ходе проверки документы «совместно» или по отдельности, будет ли составляться единый акт проверки и, наконец, следует лиожидать принятия совместного решения.
Порядок оформления результатов проверки плательщика страховых взносов и вынесения решения по проверке похожи на предусмотренный в НК РФ порядок для налоговых проверок. При этом нарушение права плательщика страховых взносов участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки и необеспечение ему возможности представить объяснения не влечет за собой отмену решения контрольного органа, как это предусмотрено для налоговых проверок.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов выносит решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения. В решении могут быть указаны размер выявленной в ходе проверки недоимки и сумма соответствующих пеней.
Принятое решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого оно вынесено (его уполномоченному представителю). Решение может быть обжаловано в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд. При этом вступление этого решения в силу не зависит от его обжалования в вышестоящий орган. В отличие от предусмотренного НК РФ порядка обжалования решений налоговых органов, для обжалования указанного решения в суд не требуется обязательного предварительного обжалования в вышестоящий контрольный орган (вышестоящему должностному лицу).
Ответственность плательщиков страховых взносов
Поскольку порядок исчисления и уплаты страховых взносов не регулируется Налоговым кодексом, Закон о страховых взносах вводит понятие «нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах».
Под этим понятием подразумевается совершенное плательщиком страховых взносов или банком противоправное деяние (действие или бездействие), за которое Законом о страховых взносах установлена ответственность. Составы таких правонарушений схожи с составами налоговых правонарушений, предусмотренных НК РФ.
К правонарушениями законодательства РФ о страховых взносах отнесены:
непредставление плательщиком страховых взносов в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам (штраф в размере, аналогичном штрафу по ст. 119 НК РФ);
неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов (штраф в размере, аналогичном штрафу по ст. 122 НК РФ);
отказ или непредставление плательщиком в установленный срок документов (копий документов) в орган контроля за уплатой страховых взносов (штраф в размере 50 руб. за каждый документ аналогично п. 1 ст. 126 НК РФ).
***
Вводимые с 1 января 2010 г. страховые взносы имеют много общего с действующими в настоящее время ЕСН и страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Иными словами, «новые» страховые взносы – это тот же ЕСН, но с повышенными ставками.
В то же время недостаточная проработанность нового нормативного регулирования, с одной стороны, потребует от организаций особого внимания при переходе на уплату страховых взносов по новым правилам, с другой – предопределяет необходимость внесения соответствующих корректив в новое законодательство.
сноска 1 Представляется, что термин «социальное обеспечение», используемый в статье 39 Конституции РФ, более удачен для общей характеристики рассматриваемых отношений, чем термин «социальное страхование», который обычно связывается с одним из видов социальных пособий, выплачиваемых за счет ФСС России.
сноска 2 Именно о таком законодательстве (и об ответственности за его нарушение) говорит ст. 1 Закона о страховых взносах, при этом состав законодательства четко не определен.
сноска 4 См.: Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 № 106 «Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с взысканием единого социального налога».
Ключевые слова: плательщик, правовая природа, страховые взносы, ЕСН, объект страхования, уплата налога, отчетность, контроль, привлечение к ответственности
ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ
Единый социальный налог введен с 1 января 2001 года в соответствии с главой 24 части II Налогового кодекса Российской Федерации.
Контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога, возложен на налоговые органы.
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в состав единого социального налога не включаются и уплачиваются в Фонд социального страхования Российской Федерации в прежнем порядке. Контроль за уплатой этих взносов осуществляют органы Фонда социального страхования Российской Федерации.
Плательщики налога
Плательщики единого социального налога делятся на две категории (см. статью 235 НК РФ):
— к первой категории относятся юридические и физические лица, являющиеся работодателями, которые производят выплаты наемным работникам;
— ко второй категории относятся лица, получающие доходы в результате собственной деятельности.
В случае если налогоплательщик одновременно относится к обеим категориям, то он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию.
Не являются плательщиками единого социального налога организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Они не исчисляют единый социальный налог в части доходов, получаемых от этих видов деятельности.
Лица, получающие доходы в результате собственной деятельности (к ним отнесены индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты) не уплачивают единые социальный налог в части суммы, зачисляемой в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения для исчисления налога (ст. 236 НК РФ) признаются:
для налогоплательщиков, относящихся к первой категории (см. Плательщики налога):
— выплаты и иные вознаграждения, начисляемые ими в пользу своих работников по всем основаниям, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, (выполнение работ, оказание услуг), по авторским и лицензионным договорам;
— выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, на связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, либо авторским или лицензионным договором.
Выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, признаются объектом налогообложения в части сумм, превышающих 1000 рублей в расчете на одного работника за календарный месяц.
Не признаются объектом налогообложения выплаты, которые производятся за счет средств, остающихся в распоряжении организации после уплаты налога на доходы организации, или средств, остающихся в распоряжении индивидуального предпринимателя либо физического лица после уплаты налога на доходы физических лиц.
для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории (см. Плательщики налога):
доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением;
для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.
Для всех случаев уплаты единого социального налога устанавливается перечень сумм, не подлежащих налогообложению (статья 238 НК РФ) и льготы по уплате единого социального налога (статья 239 НК РФ).
В части суммы единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд социального страхования Российской Федерации, в налоговую базу не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам.
Налоговая база по единому социальному налогу (статья 237 НК РФ) определяется для налогоплательщиков, относящихся к первой категории, (см. Плательщики налога) как сумма выплат и иных вознаграждений, являющихся объектом налогообложения и начисленных работодателями за налоговый период, а для налогоплательщиков, относящихся ко второй категории, (см. Плательщики налога) как сумма доходов, являющихся объектом налогообложения и полученных этими налогоплательщиками за налоговый период.
Налогоплательщики, относящиеся к первой категории, (см. Плательщики налога) определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала года нарастающим итогом
Ставки единого социального налога
Базовая ставка единого социального налога составляет 35,6 %, в том числе:
в Пенсионный фонд РФ 28 %;
в Фонд социального страхования РФ 4,0 %;
в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования 0,2 %;
в территориальные фонды обязательного медицинского страхования 3,4 %.
Регрессивная шкала налогообложения
Главой 24 части II НК РФ установлена регрессивной шкалы налогообложения и определены условия ее применения (статья 243 НК РФ, статья 245 НК РФ).
Для налогоплательщиков, выступающих в качестве работодателей (за исключением организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств) установлены следующие ставки налога:
Для налогоплательщиков — сельскохозяйственных товаропроизводителей и родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, применяются следующие ставки:
Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 241 НК, применяются следующие ставки:
Адвокаты уплачивают налог по следующим ставкам (п. 4 ст. 241 НК):
Порядок исчисления и уплаты
Главой 24 части II НК РФ устанавливается порядок исчисления и уплаты единого социального налога налогоплательщиками, выступающими в качестве работодателей, (статья 243 НК РФ) и налогоплательщиками, не являющимися работодателями, (статья 244 НК РФ). Налоговым периодом признается календарный год, а отчетным периодом календарный месяц (статья 240 НК РФ).
Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в отношении каждого фонда и определяется как соответствующая доля налоговой базы. Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики-работодатели уменьшают сумму налога, уплачиваемую в Фонд социального страхования Российской Федерации, на сумму произведенных ими расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
По итогам отчетного периода (календарного месяца) налогоплательщики-работодатели производят исчисление авансовых платежей по налогу, исходя из налоговой базы, исчисленной с начала календарного года, включая последний отчетный период, и соответствующей ставки налога. Сумма авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.
Уплата авансовых платежей налогоплательщиками-работодателями производится ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на уплату труда за истекший месяц, или в день перечисления средств на оплату труда со счетов налогоплательщиков на счета работников, или по поручению работников на счета третьих лиц, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным. Данные о суммах исчисленных и уплаченных авансовых платежей налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
Ежеквартально, не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики-работодатели обязаны представить в региональные отделения фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной Фондом социального страхования Российской Федерации, о суммах:
1) начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2) использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, при рождении ребенка, на возмещение стоимости гарантированнного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному социальному страхованию;
3) направленных ими в установленном порядке на санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
4) расходов, подлежащих зачету;
5) уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с приказом Минфина России от 15.01.01 3н с 16 января 2001 года для перечисления средств по платежам в государственные социальные фонды по каждому из фондов открывается свой лицевой счет в органах федерального казначейства. Платежные поручения на перечисление средств в уплату ЕСН, а также недоимок, пеней и ?/трафов, образовав?/ихся на 1 января 2001 года по платежам в фонды, представляются в банк отдельно по каждому из них.
Для платежей в Фонд социального страхования РФ установлены следующие коды классификации доходов бюджетов РФ:
в части составляющих ЕСН 1010520;
в части задолженности предыдущих лет по уплате страховых взносов, пеней и штрафов 1400311.
Пени и штрафы по составляющим ЕСН необходимо будет перечислять по первым четырем кодам.
При перечислении составляющих ЕСН налогоплательщики в поле «Назначение платежа должны указать:
— код классификации доходов бюджетов РФ в скобках;
— ЕСН (текущие платежи, пени или штрафы) с указанием фонда, куда перечисляется налог;
— свой регистрационный номер в фонде;
— период, за который перечисляется налог.
При перечислении средств в счет погашения задолженности по платежам в фонды указываются те же данные, но вместо ЕСН указывается вид задолженности.
Добавить комментарий