Ежемесячное детское пособие до 18 лет

Ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет (далее – ежемесячная денежная выплата) устанавливается для граждан Российской Федерации, имеющих регистрацию по месту жительства на территории Нижегородской области.

Ежемесячная денежная выплата назначается органами социальной защиты населения по месту жительства родителя (усыновителя), с которым проживает ребенок.

Назначение ежемесячной денежной выплаты допускается по месту пребывания заявителя при наличии регистрации по месту жительства на территории Нижегородской области и прекращении (неназначении) ежемесячной денежной выплаты по месту жительства.

Право на ежемесячную денежную выплату при рождении (родного, усыновленного) после 31 декабря 2019 г. четвертого или последующего ребенка имеют граждане независимо от ранее использованного права на выплату.

Ежемесячная денежная выплата назначается на следующих условиях:

в случае первичного обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты до 31 декабря 2019 г. включительно – имеющим среднедушевой доход семьи ниже величины среднедушевого денежного дохода в Нижегородской области, определяемой по данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Нижегородской области в соответствии с последним годовым балансом денежных доходов и расходов населения, утвержденным Федеральной службой государственной статистики (в 2020 году – 31 408 рублей);

в случае первичного обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты после 31 декабря 2019 г. – имеющим среднедушевой доход семьи, не превышающий 2-кратной величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленной в Нижегородской области за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты (в 2020 году – 22 496 рублей).

Право на назначение ежемесячной денежной выплаты сохраняется при условии рождения (усыновления) последующего ребенка в случае смерти ребенка до достижения возраста 3 лет, на которого семье была назначена ежемесячная денежная выплата, за период нереализованного права.

При определении права на ежемесячную денежную выплату учитываются предыдущие дети, рожденные (усыновленные) матерью данного ребенка.

Право на ежемесячную денежную выплату сохраняется в случае, если лицо, осуществляющее уход за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени, по графику сменности, в том числе в режиме чередования рабочих и нерабочих дней (по графику работы день через день (два через два), сутки через сутки (двое, трое), а также в случае работы на дому или продолжения обучения.

При рождении одновременно двоих и более детей, в случае, если эти дети являются третьим или последующим ребенком, ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается на каждого ребенка.

Ежемесячная денежная выплата назначается со дня рождения ребенка, если обращение за ней последовало не позднее трех месяцев со дня рождения ребенка.

При обращении за ежемесячной денежной выплатой по истечении трех месяцев со дня рождения ребенка ежемесячная денежная выплата назначается и выплачивается за три месяца до месяца, в котором подано заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты со всеми необходимыми документами, но не ранее дня рождения ребенка.

Ежемесячная денежная выплата выплачивается по день достижения ребенком возраста трех лет.

Граждане обязаны представлять в органы социальной защиты населения, назначившие ежемесячную денежную выплату, документы о составе и доходах семьи 1 раз в шесть месяцев. В случае непредставления указанных документов ежемесячная денежная выплата прекращается и возобновляется с месяца обращения.

Размер ежемесячной денежной выплаты составляет 9 355 рублей.

Необходимые документы:

  • заявление с указанием способа перечисления суммы ежемесячной выплаты на личный счет в Сберегательном банке, другом кредитном учреждении либо через отделения почтовой связи;
  • паспорта заявителя;
  • справки из женской консультации о постановке на учет;
  • справки о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц;
  • свидетельства о регистрации по месту пребывания (в случае обращения по месту пребывания);
  • справок о доходах всех членов семьи за три месяца, предшествующих месяцу обращения за назначением ежемесячного пособия на питание, в том числе:
  • документов о предусмотренных системой оплаты труда выплатах, учитываемых при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы»;
  • справки из службы занятости о выплате пособия по безработице — для граждан, имеющих статус безработного в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения Российской Федерации»;
  • справки о размере получаемой пенсии – для пенсионеров;
  • справки с места учебы о размере стипендии – для лиц, обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях;
  • справки от судебных приставов о получении (неполучении) алиментов, либо соглашения об уплате алиментов, заверенного в установленном порядке;
  • иных документов, подтверждающих размер доходов.

Копия трудовой книжки представляется всеми категориями граждан, за исключением лиц, работающих по трудовому договору и обучающихся по очной форме обучения в образовательных учреждениях.

В случае отсутствия у гражданина трудовой книжки в заявлении установленной формы гражданин указывает сведения о том, что он нигде не работал по трудовому договору.

К документам, подтверждающим отсутствие у граждан доходов либо ограничение возможности трудоустройства, относятся:

а) документ, подтверждающий отсутствие выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным – для граждан, имеющих статус безработных;

б) справка об отсутствии стипендии – для граждан до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования по очной форме обучения (при отсутствии факта трудоустройства);

в) документ, подтверждающий принадлежность граждан к категориям лиц с отсутствием доходов или ограничением возможности трудоустройства, к которым относятся:

  • несовершеннолетние граждане дошкольного и школьного возраста, обучающиеся в общеобразовательных учреждениях начального и среднего образования;
  • родители, содержащиеся под стражей на период предварительного следствия и судебного разбирательства;
  • родители, находящиеся на длительном стационарном лечении (на период такого лечения);
  • родители, находящиеся в розыске на период до признания их в установленном порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими;
  • нетрудоустроенные родители (мать или отец), осуществляющие уход за ребенком от 1,5 до 3 лет либо родители (мать или отец), осуществляющие уход за ребенком от 1,5 до 3 лет, состоящие в трудовых отношениях на условиях трудового договора и не получающие ежемесячную компенсационную выплату гражданам в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 мая 1994 года № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан»;
  • лица, осуществляющие уход за инвалидом I группы, ребенком–инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
  • нетрудоустроенные беременные женщины со сроком беременности 30 и более недель.

Заявитель вправе не представлять:

  • справка о количестве и составе зарегистрированных на жилой площади лиц (в случае ее выдачи органами местного самоуправления);
  • документы, подтверждающие наличие (отсутствие) выплаты всех видов пособий по безработице и других выплат безработным;
  • справка о размерах получаемой пенсии;
  • иные документы, подтверждающие размеры доходов (в случае, если они могут быть получены в порядке межведомственного взаимодействия);
  • документ, подтверждающий осуществление ухода за инвалидом I группы, ребенком–инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет.

Указанные документы запрашиваются учреждениями социальной защиты в порядке межведомственного взаимодействия».

Нормативные правовые акты:

  • Постановление Правительства Нижегородской области от 27.06.2012 г. № 374 «Об утверждении Положения о порядке предоставления ежемесячной денежной выплаты при рождении третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет» (в ред. постановления Правительства Нижегородской области от 19 июля 2017 № 930).
  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Гладилина Т.А. 1 Андрющенко О.Е. 1 1 Волгоградский государственный университет Российское законодательство не предусматривает специфических норм социальной защиты и поддержки несовершеннолетних матерей. В связи с чем, в настоящее время особо значимой представляется роль общественных организаций, фондов, государственных центров, которые оказывают различную помощь, необходимую юным матерям: психологическую, педиатрическую, социально-педагогическую, юридическую. Анализируя социально-педагогическую практику в работе с несовершеннолетними матерями в Волгоградском регионе можно отметить деятельность Волгоградского государственного университета, на базе которого в 2013 – 2015 гг. реализовывалась бесплатная программа обучения молодых женщин, имеющих детей. Можно отметить практику работы Фонда «Помогать легко», который оказывает помощь несовершеннолетним малоимущим матерям до и после родов. Антикризисный центр в защиту семьи, материнства и детства, функционирующий на территории Волгограда с 2008 года оказывает психолого-педагогическую помощь несовершеннолетним мамам во время беременности и до тех пор, пока женщина нуждается в посторонней помощи. В Ворошиловском центре социального обслуживания населения несовершеннолетние мамы могут получить консультативную, юридическую, психологическую и педагогическую помощь, кроме того, в центре реализовывалась специализированная программа, направленная на данную категорию. Ключевые слова: социальная защита, социальная поддержка, несовершеннолетние матери, материнство и детство. 114 KB социальная защита социальная поддержка несовершеннолетние матери материнство и детство. 1. Андрющенко, О.Е. Формирование здорового образа жизни методами социальной работы у несовершеннолетних из неблагополучных семей / Андрющенко О.Е. // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты VII Международная научно-практическая интернет-конференция: сборник статей.отв. ред. С. Т. Кохан. — 2016. — С. 505-509. 2. Антикризисный центр в защиту семьи, материнства и детства : Электронный ресурс // Режим доступа: http://social.miloserdie.ru/service/2542, свободный. 3. Детские пособия в Волгограде и Волгоградской области в 2017 году : Электронный ресурс // Режим доступа: http://posobie-expert.ru/regiony/v-volgograde/, свободный. 4. Помогать легко. Благотворительный фонд : Электронный ресурс // Режим доступа: http://posobie-expert.ru/regiony/v-volgograde/, свободный. 5. Постановление правительства РФ от 31 августа 2013 г. №756 «О проведении в 2013-2015 годах эксперимента по обучению молодых женщин в возрасте до 23 лет, имеющих одного и более детей, на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных организаций высшего образования». 6. Стукалова А.В. Политика государственной поддержки малолетних матерей: механизмы и социальные технологии ее реализации // Социодинамика. — 2013. — № 1. — С.205-221.

Сегодня социальная поддержка семей с детьми осуществляется в рамках Концепции семейной политики России, которая выступает составной частью социальной политики РФ и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни семьи. Однако охрана и защита прав и интересовконкретно малолетних матерей в данной Концепции не прописана, в связи с чем, помощь, осуществляемая несовершеннолетним матерям, носит профилактический характер и осуществляется через государственные органы и учреждения, которые компетентны в сфере охраны и защиты прав и свобод человека. Они проводят мероприятия, направленные на улучшение правового статуса малолетних матерей, работающих матерей, одиноких родителей, воспитывающих детей, многодетных семей и других .

Среди мер социальной помощи, на которые могут рассчитывать несовершеннолетние матери, особое значение отводится социальной поддержке, а именно, ее материальной составляющей. Пособия и льготы несовершеннолетним матерям финансируются из разных бюджетов. Размер социальных пособий определяется органами местной власти. Перечень государственных пособий, выплачиваемых в Волгоградской области в 2017 г. несовершеннолетним мамам включают в себя: единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до полутора лет) составляет 40% от среднего заработка .Как мы видим, дополнительных мер социальной помощи экономического характера конкретно несовершеннолетним матерям не предоставляется и программ таковых на территории РФ нет. Выплаты и пособия, предоставляемые юным мамамидентичны тем, что получают и вполне обеспеченные семьи.

Анализ социально-педагогической практики за последние годы выявил тенденцию роста количества общественных организаций, фондов, государственных центров, деятельность которых направлена на оказание материальной, социально-педагогической, психологической, педиатрической, юридической помощи несовершеннолетним матерям. Так, например, в Волгограде можно отметить деятельность Фонда «Помогать легко», который с самого своего основания оказывает помощь несовершеннолетним малоимущим матерям до и после родов .

Можно отметить опыт Волгоградского государственного университета, который вошел в группу ведущих российских вузов, выбранных Министерством образования и науки Российской Федерации для реализации программы обучения на безвозмездной основе молодых женщин, имеющих детей в возрасте до 23 лет (2013 – 2015 г.) . Безусловно, полезным является опыт Ворошиловского центра социального обслуживания населения, в котором была разработана и апробирована специализированная программа медико-социально-психологического сопровождения несовершеннолетних матерей «Вместе с мамой» (2010–2012 гг.), которая дала свои положительные результаты. Так, например, в 2012 году было выявлено несовершеннолетних беременных, не состоящих на учете в учреждениях здравоохранении – 17 человек; предотвращено случаев отказа от рождения ребенка несовершеннолетними матерями – 12 человек; улучшение материального положения несовершеннолетних матерей (содействие в оформлении установленных законом льгот и пособий) – 32 человека; устранено ситуаций, приводящих к возможной безнадзорности/беспризорности ребенка – 3 человека. В целом, программа состояла из трех блоков: медицинского, социального и психологического. Медицинский блок программы сопровождения направлен на регулярное наблюдение несовершеннолетних матерей или беременных девочек-подростков в профильном лечебно-профилактическом учреждении, соблюдение рекомендаций по приему профилактических препаратов с целью рождения здорового ребенка. Реализация социального блока программы позволяла оказывать материальную поддержку несовершеннолетних матерей и их семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществить профилактику социального сиротства. Психологический блок программы предполагал создание благоприятной психологической условий для вынашивания беременности девочками-подростками, рождения и воспитания ребенка, организации семейной поддержки, формирование «круга заботы». Помимо прочего, нуждающимся мамам, в том числе и несовершеннолетним, оказывалась натуральная помощь: в предоставлении продуктов питания и необходимых принадлежностей для ребенка. Таким образом, реализация программы предусматривала мощную социальную поддержку медицинских, социальных и психологических аспектов жизнедеятельности несовершеннолетних матерей и беременных девочек-подростков. К сожалению, программа медико-социального-психологического сопровождения «Вместе с мамой» не получила своего дальнейшего развития, по причине отсутствия должных средств для ее реализации и необходимого числа специалистов. В данный момент специализированные программы в центре отсутствуют, зато существуют иные программы, направленные на поддержку материнства и детства: Клуб семейного общения «Кенгуру» (цель программы: создание условий для успешного развития и воспитания ребенка раннего возраста, развитие эмоциональных отношений между матерью и ребенком). Педагогами и психологами учреждения оказывается помощь в налаживании эмоционального контакта матери и ребенка и его положительном развитии. Особенно полезной эта программа и участие в ней для юных, несовершеннолетних мам, которые, в силу своего возраста могут испытывать специфические трудности в эмоциональном контакте с ребенком.

Еще одна программа «Здоровый ребенок» предусматривает групповые занятия с детьми в возрасте от 5 до 14 лет в период летних каникул. Занятия с детьми производятся бесплатно, по принципу: «оздоровительный детский сад». Программа особенно полезна для одиноких матерей с детьми, у которых не хватает времени на жилищно-бытовые дела. Занятия с детьми производятся несколько раз в неделю, время одного занятия: 2 часа.

Кроме того, в Волгограде действует Антикризисный центр в защиту семьи, материнства и детства имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого), который на сегодняшний день является одним из лучших в России. Он открыт с 15 февраля 2008 г. при Волгоградской областной общественной организации «Общество православных врачей во имя Архангела Рафаила», которая существует с 2006 года. Получателями помощи в Антикризисном центре являются многодетные семьи и беременные женщины, в том числе и несовершеннолетние. Так, по данным городского департамента здравоохранения в 2011 г. после общения с психологами 315 волгоградских женщин отказались от своего первоначального решения прерывать беременность, встали на учет, родили детей . В целом, работа учреждения заключается в оказании натуральной, психологической и юридической помощи женщинам с детьми, в том числе несовершеннолетним матерям, которая выполняется не только с помощью штатных сотрудников, но и с привлечением добровольных работников. Безусловно, важным элементом в оказании помощи несовершеннолетним матерям является тот факт, что Центр активно взаимодействует с женскими консультациями, а те, в свою очередь, сотрудничают с общеобразовательными и социальными учреждениями, посредством чего, повышается возможность спасти девочек от необдуманного решения. Важным мероприятием антикризисного центра стала акция «Россия без аборта 2010». По всему Волгограду были вывешены баннеры, плакаты и растяжки по теме акции. Был произведен сбор подписей о запрете абортов на государственном уровне. В храмах Волгограда и Волжского во время акции «За жизнь!» в течение пяти минут звучал траурный перезвон в память о нерожденных детях. После молебна перед иконой Вифлеемских младенцев более ста участников акции взяли красные и черные воздушные шары с надписями «Не убивай» и «Стоп-аборт». Каждые шесть секунд под удар колокола человек подходил к женщине в халате врача, и она обрезала нить, соединяющую шар с рукой участника акции. Отпущенные в небо почти 300 шариков символизировали приблизительное количество нерождённых детей, погибших в материнских утробах за час проведения этой части акции. Кроме того, были организованы молодёжные пикеты. Молодые люди в майках с символикой акции развернули плакаты возле женских консультаций, раздали более 3000 листовок с информацией о последствиях абортов, а желающим раздавались диски с информацией об абортах. В Волгограде и в Волжском были организованы выставки «Молчаливая революция» и «Мама, подари мне жизнь», рассказывающие о внутриутробном развитии ребенка, об аборте, вреде контрацепции, о счастье материнства.

Не меньшая роль, чем социальным службам в работе с беременными и родившими девочками-подростками принадлежит учреждениям здравоохранения. В таких семьях вызов врача на дом является частым явлением. Возникает необходимость лечения, профилактика здоровья. Региональные центры занятости населения так же оказывают содействие несовершеннолетним матерям, обеспечивая местами по трудоустройству с приемлемым графиком работы. Учитывая специфику и обширный спектр проблем несовершеннолетних матерей, социальная работа с ними должна вестись по нескольким направлениям.

Первое направление социальной работы с несовершеннолетними матерями включает в себя: привлечение организаций и служб различной направленности деятельности (юридических, социальных, правоохранительных, здравоохранения, образования), а также общественных организаций и местных органов власти, которые могут предоставить свою помощь молодой матери. Помощь реализуется в соответствии с нуждами и потребностями семьи. Осуществляя свою деятельность социальный работник тесно взаимодействует с различными службами, благотворительными организациями и фондами.

Вторым направлением деятельности социального работника с несовершеннолетними матерями является его целенаправленная помощь юной матери. Эта деятельность практического содержания и включает в себя комплекс работ: выявляются, ставятся на учет беременные девочки-подростки, составляется характеристика семьи в различных аспектах: учитывается численность семьи, пол и возраст; материальные и жилищные условия; межличностные отношения в семье; уровень образования; состояние здоровья; круг интересов семьи; наличие асоциального поведения у членов семьи и др.

Указанные направления соответствуют проблемам несовершеннолетних матерей с детьми (здоровье, питание, доходы, образование и др.

Профилактической работе в деятельности с несовершеннолетними матерями уделяется особое место. Социальный работник взаимодействует с различными службами психического здоровья и правоохранительными органами. Социальному работнику необходимо взаимодействовать с общеобразовательными учреждениями, соседями, друзьями.

Таким образом, каждая семья нуждается в помощи и поддержке со стороны государства и общества, особенно несовершеннолетние матери с детьми, которые в силу специфических особенностей не способны в полной мере реализовать семейные функции. В Волгоградской области при работе с несовершеннолетними матерями особое значение отводится социальным службам, общеобразовательным, медицинским учреждениям и некоммерческим организациям.

Безусловно, названные выше учреждения и программы оказывают положительное влияние на разрешение проблем юных матерей, однако, есть значительный минус, тормозящий систему социальной защиты юных матерей в целом, который заключается в отсутствии четких правовых механизмов социальной защиты юных матерей, что обусловлено тем фактором, что юные матери не выделяются в отдельную категорию социально незащищенных, для них не предусмотрены дополнительные выплаты, или социальные пособия.

Библиографическая ссылка

Гладилина Т.А., Андрющенко О.Е. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ МАТЕРЕЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ (НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ) // Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18033 (дата обращения: 27.10.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI