Фкз 4 о судебной системе

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме! Стоимость документа 150 тенге

Получить полный доступ к документу

Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ
О судебной системе Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 30.10.2018 г.)

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

Глава 1. Общие положения

(статьи 1 — 10)

Глава 2. Основы статуса судей в Российской Федерации

(статьи 11 — 16)

Глава 3. Суды

(статьи 17 — 28)

Глава 4. Заключительные положения

(статьи 29 — 34)

Глава 5. Порядок введения в действие настоящего Федерального конституционного закона

(статьи 35 — 38)

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

А как у них

Дмитрий Песков уточнил, что законопроекта о создании таких судов еще нет. Сейчас идет изучение опыта других стран. К примеру, в Германии специализированных судов по соцсетям нет, но существует жесткая ответственность не только за лайк на экстремистской публикации, но даже за отсутствие жалобы, если установлено, что пользователь заходил на подобный пост. Рекорд пока составляет 50 тысяч евро, а в среднем тех, кто не пожаловался, штрафуют на 600 евро. В Китае сетевой суд существует всего полгода, но за это время вынесено более 20 тысяч приговоров. Там схема такая: публикация, противоречащая закону, блокируется так, чтобы автор не смог ее удалить, а другие пользователи — увидеть, а дальше происходит судебная процедура.

Российские сетевые суды, по мнению Пескова, должны способствовать не росту числа обвинительных приговоров, а их сокращению. Суды общей юрисдикции иногда выносят непропорциональные вине наказания. Возьмем, к примеру, случай врача из Хабаровского края. Он неосторожно лайкнул в «Одноклассниках» изображение, касающееся вооруженного конфликта в Донбассе. В Следственном комитете сочли, что обвиняемый собственноручно разместил его, и теперь по делу об экстремизме ему грозит до пяти лет лишения свободы.

«В рассмотрении таких дел существующая судебная система действует не очень эффективно», — отмечает Песков. В каждом таком деле следует изучать последствия действий пользователя сети, чтобы люди, не желавшие нанести ущерб и не причинившие его, не попадали под статью, связанную с лишением свободы.

Споры о частностях

Нужны ли нам специальные суды в области интернет-происшествий и какова острота проблемы «посадок за лайки»? Этот вопрос «РГ» был задан ряду ведущих специалистов в области сетевых коммуникаций, и их мнения разошлись.

«Проблема не просто существует, она кричит: в этом году возбуждено уже более 400 дел, которые носят смехотворный характер, — сказал «РГ» управляющий партнер агентства «Социальные сети» Денис Терехов. — Житель Барнаула разместил шуточный пост, когда возродился после смерти герой «Игры престолов». И сейчас против него ведется уголовное дело об оскорблении чувств верующих. Если такое происходит — значит, нужно реагировать. Другое дело, что я не уверен в необходимости специальных судов. Будет достаточно, если Верховный суд вынесет внятное и понятное разъяснение: что считать экстремизмом в сети, а что — не считать».

«Срочной, «горящей» необходимости в создании сетевых судов пока нет, — сказал «РГ» начальник отдела Информационной безопасности и технических средств защиты ФБУ «ЦКБ гражданской авиации» Алексей Щучкин. — Количество судебных ошибок по данным делам не превышает аналогичного количества в целом по судебной системе. Пресловутые аресты «за лайки» при детальном рассмотрении оказываются сильно раздутыми средствами массовой информации. Реальные сроки люди получают не за сами лайки, а за совокупность экстремистских действий, в которых сетевая активность выступает только одним из элементов в ряде доказательств. Но ненужных уголовных дел по соцсетям заводится много, и если не озаботиться этой проблемой сейчас, то в ближайшем будущем мы действительно получим поток заключенных под стражу «за лайки и перепосты».

«В благотворительной практике мы часто сталкиваемся с тем, что процессы привлечения финансовых средств на реализацию социально значимых проектов используются мошенниками для получения личной выгоды, — сказал «РГ» глава попечительского совета благотворительного фонда «Классика», доктор социологических наук Николай Павлюк. — И привлечь мошенников к ответственности практически не получается. При этом мы наблюдаем, как уголовные дела заводятся против ни в чем не повинных людей, которые репостнули, не подумав, понравившуюся им случайную картинку. Как социолог, я могу отметить, что подавляющее большинство адептов соцсетей — это подростки или совсем молодые люди, которые не всегда разбираются в том, какой картинкой они «делятся», нажимая на значок».

«Экстремисты используют соцсети для вербовки сторонников, разжигания вражды и дестабилизации общества, это признано во всем мире, — сказал «РГ» председатель правления Лиги безопасного интернета Денис Давыдов. — Следовательно, суд, способный принять оперативное решение о блокировке такого контента, был бы целесообразен. А потом уже можно и в обычном суде решать вопрос о виновности или невиновности того, кто этот пост разместил. Люди, разжигающие ненависть в соцсетях, должны быть наказаны. Но пользователи, поставившие лайк или даже высказавшие неосторожное суждение, не могут приравниваться к экстремистам».

А судьи кто

Судьям настоятельно не рекомендуется вести блоги. Причина понятна: судья не должен развивать публичной активности, с одной стороны, и подвергаться давлению — с другой. Но у этого негласного соглашения есть и обратная сторона: если судьи не участвуют в жизни блогосферы, то они и не очень понимают ее. И, вынося приговоры, они действуют практически вслепую.

«Судьи часто не знают, что большинство лайков — это не какой-то осмысленный шаг, — уверен Денис Давыдов. — Кто-то лайкает все, что видит, кто-то ставит лайк случайно, проматывая ленту. А сам пост он даже не смотрел. В этом же нужно разбираться! А у нас на таких делах часто делают статистику: вот мы наказали очередного сетевого хулигана. Отчитались и довольны. А это в итоге не только ломает чьи-то судьбы, но и вредит репутации страны. Наши недоброжелатели говорят: «Посмотрите, в России уже за лайки сажают».

Советы

Чего нельзя делать в сети

• Призывать к совершению преступлений. Обычно за это сажают на срок от двух до пяти лет, но если доказана прямая связь между призывом и преступлением, то наказание будет более суровым.

• Призывать к суициду.

• Разжигать национальную и межконфессиональную рознь, унижать человеческое достоинство. Штрафы за такие деяния составляют от 300 до 500 тысяч рублей либо заменяются тюремным заключением на срок от двух до пяти лет.

• Растлевать несовершеннолетних.

• Распространять информацию об изготовлении наркотических и взрывчатых веществ. Штраф — от 40 до 50 тысяч рублей.

• Пропагандировать однополую любовь. С недавних пор это карается штрафом до 100 тысяч рублей.

• Публиковать фотографии людей без их согласия. В этом случае штраф платить не придется, но гражданский суд может назначить высокую сумму возмещения за моральный ущерб.

Кстати

Почти 80% руководителей просматривают профили своих работников в социальных сетях, 21% готовы увольнять сотрудников за репосты или «неподходящий» контент. Такие данные собрал портал Зарплата.ру. Среди опрошенных 9 тысяч работодателей.

Кстати

От лайков могут пострадать и спортивные результаты. На днях народный артист России и болельщик «Спартака» Дмитрий Назаров опубликовал пост, в котором раскритиковал главного тренера московской команды Массимо Карреру за поражение от «Ахмата». Под публикацией оказались лайки защитника «красно-белых» Андрея Ещенко и капитана Дениса Глушакова. Ещенко убрал отметку «нравится» под постом на другой день, а Глушаков заявил, что ее и не ставил, но оба переведены в молодежную команду и не полетели на важный матч лиги Европы против «Рапида».

31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН

О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят Государственной Думой 23 октября 1996 года

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 1996 года

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Российской Федерации осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия присяжных и арбитражных заседателей. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя осуществление правосудия.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

2. Судебная власть самостоятельна и действует независимо от законодательной и исполнительной властей.

3. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 2. Законодательство о судебной системе

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 3. Единство судебной системы

Единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

законодательного закрепления единства статуса судей;

финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

Статья 4. Суды в Российской Федерации

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом, не допускается.

2. В Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.

3. К федеральным судам относятся:

Конституционный Суд Российской Федерации;

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;

арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации и специализированные арбитражные суды, составляющие систему федеральных арбитражных судов.

(часть 3 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

4. К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Статья 5. Самостоятельность судов и независимость судей

1. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону.

2. Судьи, присяжные и арбитражные заседатели, участвующие в осуществлении правосудия, независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. Гарантии их независимости устанавливаются Конституцией Российской Федерации и федеральным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции Российской Федерации, федеральному конституционному закону, федеральному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору Российской Федерации, конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, закону субъекта Российской Федерации, принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу.

4. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

5. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 6. Обязательность судебных постановлений

1. Вступившие в законную силу постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

2. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.

3. Обязательность на территории Российской Федерации постановлений судов иностранных государств, международных судов и арбитражей определяется международными договорами Российской Федерации.

Статья 7. Равенство всех перед законом и судом

1. Все равны перед законом и судом.

2. Суды не отдают предпочтения каким‑либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям.

Статья 8. Участие граждан в осуществлении правосудия

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренном федеральным законом.

2. Участие присяжных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

3. Требования к гражданам, участвующим в осуществлении правосудия, устанавливаются федеральным законом.

4. За время участия в осуществлении правосудия присяжным и арбитражным заседателям выплачивается вознаграждение из федерального бюджета.

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.02.2014 № 1-ФКЗ)

Статья 9. Гласность в деятельности судов

Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Статья 10. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах

1. Судопроизводство и делопроизводство в Конституционном Суде Российской Федерации, Верховном Суде Российской Федерации, арбитражных судах, военных судах ведутся на русском языке — государственном языке Российской Федерации. Судопроизводство и делопроизводство в других федеральных судах общей юрисдикции могут вестись также на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

(в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Судопроизводство и делопроизводство у мировых судей и в других судах субъектов Российской Федерации ведутся на русском языке либо на государственном языке республики, на территории которой находится суд.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Глава 2. ОСНОВЫ СТАТУСА СУДЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья 11. Судьи

1. Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

2. Судья, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее десяти лет и находящийся в отставке, считается почетным судьей. Он может быть привлечен к осуществлению правосудия в качестве судьи в порядке, установленном федеральным законом.

3. Судьям предоставляется за счет государства материальное и социально-бытовое обеспечение, соответствующее их высокому статусу. Ежемесячное денежное вознаграждение и ежеквартальное денежное поощрение судьи не могут быть уменьшены в течение всего времени пребывания его в должности.

(в ред. Федерального конституционного закона от 25.12.2012 № 5-ФКЗ)

Статья 12. Единство статуса судей

Все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией. Особенности правового положения отдельных категорий судей определяются федеральными законами, а в случаях, ими предусмотренных, — также и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 13. Порядок наделения полномочиями судей

(в ред. Федерального конституционного закона от 15.12.2001 № 5-ФКЗ)

1. Порядок наделения полномочиями Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, его заместителя, других судей Конституционного Суда Российской Федерации устанавливается Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

2. Порядок наделения полномочиями Председателя Верховного Суда Российской Федерации, его заместителей, других судей Верховного Суда Российской Федерации, председателей, заместителей председателей, других судей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации и специализированных арбитражных судов устанавливается соответствующим федеральным конституционным законом и федеральным законом о статусе судей.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Председатели и заместители председателей судов, указанные в части второй настоящей статьи, назначаются на должность сроком на 6 лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(в ред. Федерального конституционного закона от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

4. Порядок наделения полномочиями мировых судей, а также председателей, заместителей председателей, других судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливается федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

5. Отбор кандидатов на должности судей осуществляется на конкурсной основе.

Статья 14. Срок полномочий судей федеральных судов

Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда — 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 № 5-ФКЗ, от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 08.06.2012 № 1-ФКЗ)

Статья 15. Несменяемость судьи

1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.

2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи. Решение соответствующей квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации.

(в ред. Федеральных конституционных законов от 05.04.2005 № 3-ФКЗ, от 09.11.2009 № 5-ФКЗ, от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

Статья 16. Неприкосновенность судьи

Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.

Статья 29. Органы судейского сообщества

1. Для выражения интересов судей как носителей судебной власти формируются в установленном федеральным законом порядке органы судейского сообщества.

2. Высшим органом судейского сообщества является Всероссийский съезд судей, который формирует Совет судей Российской Федерации и Высшую квалификационную коллегию судей Российской Федерации.

3. Компетенция и порядок образования органов судейского сообщества устанавливаются федеральным законом.

Статья 30. Обеспечение деятельности судов

1. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Обеспечение деятельности других судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, осуществляется Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

3. Утратил силу. — Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 4-ФКЗ.

Статья 31. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации

1. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации и входящие в его систему органы организационно обеспечивают деятельность судов, образованных в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом, и органов судейского сообщества, предоставляют в их распоряжение необходимые ресурсы.

(часть 1 в ред. Федерального конституционного закона от 05.02.2014 № 4-ФКЗ)

2. Руководитель Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации с согласия Совета судей Российской Федерации.

3. Работники Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации являются государственными служащими. Им присваиваются классные чины и другие специальные звания.

4. Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации является юридическим лицом.

5. Структура, полномочия и порядок деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и входящих в его систему органов устанавливаются федеральным законом.