ФНС налоговая тайна

1 октября ФНС начала размещать на официальном сайте данные, которые раньше относились к категории налоговой тайны. Теперь в открытом доступе находятся сведения о суммах налогов, уплаченных организациями, и сведения о суммах их доходов и расходов по данным бухгалтерской отчетности за 2017 год.
Впервые о налоговой тайне заговорили в 1999 году, когда в ст. 102 Налогового кодекса было внесено это понятие. Там дается определение: налоговая тайна – вся информация, касающаяся налогоплательщика, которая стала известна о нем ряду государственных органов вследствие выполнения ими своих профессиональных функций. В роли налогоплательщика могут быть не только организации и индивидуальные предприниматели, но и рядовые граждане.
Таким образом, право на конфиденциальность и ограниченный доступ к ряду сведений охраняется законом. Если такие данные станут общим достоянием и будут распространяться бесконтрольно, это пожжет причинить юридическому или физическому лицу вред разной степени тяжести.
Так почему ФНС раскрывает налоговую тайну? Размещение ранее засекреченных сведений стало возможным благодаря поправкам, внесенным законом от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ в статью 102 НК. Во время первого этапа размещения появились сведения о среднесписочной численности работников юрлиц, спецрежимах. Этой информацией воспользовались уже более 60 тысяч пользователей.
Опубликованные сведения помогут при выборе контрагентов. Но без использования специальной программы найти подходящую компанию быстро не получится. Выявить сомнительные организации, фирмы-однодневки, а также получить протокол проверки для анализа сформированных данных поможет Астрал.СКРИН.

МОСКВА, 31 авг — ПРАЙМ. Федеральная налоговая служба РФ создает систему оперативной статистики, которая позволит снизить административную нагрузку на бизнес, сообщили РИА Новости в пресс-службе ФНС.

Ранее бизнес-омбудсмен Борис Титов направил премьер-министру Михаилу Мишустину письмо, где указал, что количество видов обязательной отчетности для бизнеса в России остается чрезмерным и нужна своеобразная «гильотина отчетности», по аналогии с действующей «регуляторной гильотиной».

«В соответствии с поручением правительства… проводится работа по созданию цифровой аналитической платформы на основе административных данных различных ведомств, которая позволит сформировать систему оперативной статистики правительства, а также выстроить систему информационного обмена необходимыми первичными данными между ведомствами», — сообщили в пресс-службе ФНС.

Там отметили, что создание системы не только позволит принимать оперативные управленческие решения, в том числе в социально-экономической сфере, но и сократит объем запрашиваемой у бизнеса и граждан информации различными ведомствами и структурами. «В свою очередь, это позволит Росстату оптимизировать состав и набор статистической отчетности», — указали в ФНС.

Добавляется, что в рамках данного поручения и разработанного межведомственного плана с марта 2020 года проходит эксперимент по передаче ФНС России и ПФР первичных деперсонифицированных административных данных в Росстат.

«ФНС России готова к дальнейшему обсуждению конкретных предложений по освобождению налогоплательщиков любого масштаба от рутинных административных действий и созданию условий для большей концентрации на производственных процессах», — подчеркнули в пресс-службе.

Может ли налогоплательщик требовать соблюдения и сохранения налоговой тайны? Физические лица, ИП и организации имеют право на соблюдение и сохранение налоговой тайны в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 21 НК РФ.

Рассмотрим ситуации, когда тайна может быть передана контрагенту на законных основаниях, а когда за нарушение ее сохранности можно требовать ответа виновных.

Когда требовать соблюдения налоговой тайны

Должностные лица налоговых и других государственных органов не имеют право разглашать сведения, которые им предоставляют налогоплательщики.

Понятие налоговой тайны определяет ст. 102. НК РФ. Это закрытая информация о налогоплательщиках, которую сотрудники госорганов получают в ходе исполнения должностных обязанностей.

Закон требует сохранения в тайне:

  • информации из первичных документов налогоплательщика;

  • финансовой документации, не опубликованной в открытом доступе;

  • данных об отчислениях во внебюджетные фонды;

  • сведений, относящихся к коммерческой тайне.

Государственные органы соблюдают особый режим хранения и доступа к сведениям, которые подлежат сохранению в режиме налоговой тайны.

Разглашение налоговой тайны происходит тогда, когда сотрудник госорганов распространил тайные сведения или потерял носитель с содержанием тайных данных.

Разглашение влечет ответственность, если одновременно присутствуют три условия:

  1. 1. разглашение тайны принесло прямой ущерб налогоплательщику;

  2. 2. установлено виновное действие или бездействие должностного лица;

  3. 3. ущерб является следствием именно этого действия или бездействия.

Ответственность за то, что соблюдение режима тайны нарушено, предусматривает ст. 13.14 КоАП РФ и ст. 183 УК РФ. Наказанием для виновного должностного лица может быть штраф, запрет занимать определенную должность или лишение свободы.

Если разглашение налоговой тайны привело к убыткам, и вина сотрудника госорганов доказана, убытки будет возмещать федеральный бюджет.

Важно: налоговики могут предоставить сведения об участниках консолидированной группы ее ответственному участнику. В данном случае участники группы не могут потребовать сохранения тайны.

Когда можно раскрыть налоговую тайну

В ФНС можно запросить такие сведения о налогоплательщиках, в отношении которых снят режим налоговой тайны. Но и тогда они должны соблюдать некоторые правила, чтобы обеспечить безопасность данных.

Запросить эти сведения могут:

  • государственные органы и их сотрудники для исполнения служебных обязанностей;

  • контрагенты налогоплательщика.

Запрос на получение данных направляют в ИФНС на фирменном бланке организации. При этом заинтересованное лицо присутствует лично или же направляет запрос через интернет, либо почту.

Информацию о налогоплательщиках не требуют без оснований — в запросе указывают цель получения сведений, в отношении которых обязательно соблюдение режима налоговой тайны.

Если налогоплательщик представил в ФНС согласие на раскрытие сведений, инспектора представят информацию в ответ на запрос.