Формой прямой демократии в местном самоуправлении является

Формы прямого волеизъявления граждан на местном уровне

Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:

  • 1) формы прямого волеизъявления обязательного характера — это формы, которые позволяют выявить обязательную для исполнения волю населения муниципального образования: местный референдум, муниципальные выборы, собрания (сходы);
  • 2) формы прямого волеизъявления рекомендательного характера — это формы, которые способствуют выявлению общественного мнения населения по поводу осуществления местного самоуправления и позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления принять (или не принять) решение с учетом мнения и интересов большинства населения. Такими формами являются территориальное общественное самоуправление, народная правотворческая инициатива, обращения граждан в органы местного самоуправления, конференции жителей по вопросам местного значения, опросы общественного мнения, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и т.д.

Высшим непосредственным выражением воли населения является местный референдум. Местный референдум — это голосование граждан по наиболее важным вопросам местного самоуправления. Конституция, закрепляя референдум в качестве одной из форм осуществления местного самоуправления (ст. 130), признает за гражданином Российской Федерации право участвовать в референдуме (ст. 32).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ст. 22 (далее в этой главе — Закон о местном самоуправлении 2003 г.) устанавливает следующие принципы проведения местного референдума: 1) участие в референдуме является всеобщим и равным; 2) голосование осуществляется непосредственно и добровольно: 3) контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

В соответствии с Законом о местном самоуправлении 2003 г. решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.

Субъектами РФ приняты законы или положения о местном референдуме, в которых закрепляются требования к их проведению. Например, согласно Закону Саратовской области «О референдумах в Саратовской области» на местный референдум в обязательном порядке выносятся определенные вопросы: о создании или разделении органов местного самоуправления на территории муниципальных образований, об изменении границ муниципальных образований и т.п. На местный референдум Саратовской области не могут выноситься вопросы: 1) о принятии и изменении бюджета муниципальных образований; 2) о введении, изменении, отмене налогов и сборов; 3) о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности жизнедеятельности населения; 4) о продлении полномочий глав муниципальных образований, глав администраций и представительных органов муниципальных образований.

В уставах муниципальных образований приобретают конкретное определение следующие вопросы: порядок сбора подписей жителей данного муниципального образования под требованием о проведении местного референдума; необходимое количество такого рода подписей; порядок создания, права и обязанности соответствующих инициативных групп населения; сроки назначения местного референдума и т.д.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решения, принятые на местном референдуме, не нуждаются в утверждении какими-либо органами государственной власти, государственными должностными лицами или органами местного самоуправления и являются обязательными для исполнения всеми органами, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, находящимися на территории муниципального образования, а также гражданами. Принятые на местном референдуме решения и итоги голосования подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Муниципальные выборы так же, как и местный референдум, являются высшим непосредственным выражением воли населения муниципального образования. Их значение определяется прежде всего тем, что посредством выборов образуются представительные органы местной власти и получают свои полномочия главы местной администрации. В ходе избирательной кампании граждане своими предложениями направляют деятельность органов местного самоуправления, критически оценивают их работу. Каждая избирательная кампания стимулирует развитие социальной активности граждан, способствует выявлению их насущных потребностей и интересов, создает необходимые предпосылки для их удовлетворения.

Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 23) муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права России: всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. В Федеральном законе от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определяется процесс организации выборов органов местного самоуправления и выделяются следующие стадии: 1) назначение выборов; 2) образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, составление списка избирателей; 3) выдвижение и регистрация кандидатов для избрания в органы местного самоуправления; 4) проведение предвыборной агитации; 5) голосование; 6) определение результатов выборов.

Более подробную регламентацию указанные стадии и другие вопросы муниципальных выборов получают в законах субъектов РФ.

Жители муниципальных образований имеют возможность отзыва избранных ранее депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления, не оправдавших доверие избирателей. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 24) голосование жителей по отзыву депутата и выборного должностного лица местного самоуправления возможно при двух условиях: 1) в судебном порядке должны быть доказаны конкретные противоправные решения или действия (бездействие) депутата (причем депутату должна быть предоставлена возможность дать избирателям объяснения по поводу выдвигаемых обвинений); 2) за отзыв депутата должно проголосовать не менее половины избирателей, зарегистрированных в муниципальном образовании.

Сходы граждан — это традиционная для России форма управления местными делами. Сходы обеспечивают гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании и т.п. Сходы также служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций. Согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 25) в небольших городских и сельских поселениях — с числом избирателей менее 100 человек, обладающих избирательным правом, — сходы берут на себя роль и функции представительного органа, который в таких случаях не образуется. Порядок созыва и проведения сходов определяется на уровне субъектов РФ и органов местного самоуправления. Решения, принятые на сходе граждан, являются обязательными для исполнения.

Территориальное общественное самоуправление, согласно ст. 27 Закона о местном самоуправлении 2003 г., является формой самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории муниципального образования. Следует отметить, что территориальное общественное самоуправление — добровольная форма самоорганизации граждан, т.е. оно может быть и не востребовано жителями.

Народная правотворческая инициатива — достаточно актуальная форма прямого волеизъявления граждан, позволяющая выявить общественное мнение населения по поводу осуществления местного самоуправления. Граждане своими предложениями и проектами по вопросам местного значения могут помочь представительным органам в разработке местных нормативных актов.

Закон о местном самоуправлении 2003 г. в ст. 26 определяет и гарантирует реализацию населением муниципального образования своего права на народную правотворческую инициативу. Эти гарантии связываются, во-первых, с обязанностью органов местного самоуправления по рассмотрению на открытых заседаниях с участием представителей населения правовых актов по вопросам местного значения, внесенных населением, и, во-вторых, с официальным опубликованием результатов их рассмотрения.

Для осуществления правотворческой инициативы Закон о местном самоуправлении 2003 г. устанавливает минимальную численность инициативной группы граждан: не более 3% от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом. Волеизъявление граждан на принятие правового акта в порядке правотворческой инициативы не является обязательным для органов местного самоуправления. Мотивированный отказ органов местного самоуправления в принятии (издании) правового акта, проект которого вносился населением в порядке народной правотворческой инициативы, не влечет за собой никаких юридических последствий.

Обращения граждан в органы местного самоуправления как одна из форм прямого волеизъявления населения муниципального образования дает им возможность участвовать в определении задач и направлений деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений, в контроле за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления. Обращения граждан — важное средство проявления общественно-политической активности, заинтересованности жителей в общественных делах. Кроме того, это способ укрепления связей муниципального аппарата с населением и источник информации, необходимый для решения текущих вопросов общественной жизни.

Граждане имеют право обращаться в органы местного самоуправления как лично, так и направлять в них индивидуальные и коллективные обращения. Гарантии реализации населением муниципального образования своего права на обращение в органы местного самоуправления закрепляет Закон о местном самоуправлении 2003 г. в ст. 32. Это обязанность органов местного самоуправления рассмотреть обращения граждан в течение месяца и административная ответственность, которая может быть установлена за нарушение сроков и порядка ответа на обращения граждан.

Опросы общественного мнения — одна из форм прямого волеизъявления населения, позволяющая выявить общественное мнение по поводу осуществления местного самоуправления. Результаты опросов общественного мнения подвергаются анализу, социологическим исследованиям, а затем доводятся до населения через местные СМИ. Органы и должностные лица местного самоуправления заинтересованы в постоянном проведении мониторингов и публикации их результатов. Они позволяют узнать позицию, занимаемую населением муниципального образования по отношению к местной власти, и оперативно среагировать на нее; помогают выявить проблемы населения и принять решение с учетом мнения и интересов большинства; дают возможность разъяснить свои взгляды и позиции; получить и сообщить дополнительную информацию.

Одной из новых форм непосредственной демократии стали публичные слушания, которые проводятся главой муниципального образования с участием жителей для обсуждения наиболее важных проектов местных нормативных актов. Так, на публичные слушания согласно Закону о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 28) в обязательном порядке должны выноситься: 1) проект устава муниципального образования, а также проекты о внесении изменений и дополнений в устав; 2) проект местного бюджета и отчет о его исполнении; 3) проекты планов и программ развития муниципального образования; 4) вопросы о преобразовании муниципального образования; 5) вопросы градостроительства.

Митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и другие массовые выступления являются одной из важных, хотя и противоречиво сказывающихся на социально-экономической жизни граждан форм прямой демократии. Эти акции в определенной степени выражают настроение жителей, поэтому игнорирование подобных форм волеизъявления граждан может привести к смене власти, срыву принятия и выполнения эффективных программ развития и дестабилизации жизнедеятельности всего муниципального образования.

Данные формы также играют важную роль в привлечении внимания органов местного самоуправления к актуальным проблемам социально-экономического развития территории и другим вопросам, требующим срочного разрешения. В этой связи Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к проведению массовых выступлений предъявляет ряд требований: они не могут проводиться в запрещенных местах, преследовать запрещенные законом цели и должны проходить мирно и без оружия.

Наряду с предусмотренными федеральным законодательством формами непосредственной демократии граждане также вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах, не противоречащих действующему законодательству.

УДК 342.843.5

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИМПЕРАТИВНЫХ ФОРМ

НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

LEGAL BASIS OF MANDATORY FORMS OF DEMOCRACY: REGIONAL ASPECT

А. А. Ильин A. A. Ilyin

ФГБОУВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова», г. Ульяновск

Аннотация. Обобщенный анализ регионального законодательства, регулирующего реализацию императивных форм народовластия, показывает, что в нем содержится значительное количество нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, координирующих организацию и проведение выборов и референдумов. Законы субъектов Российской Федерации разнообразны, что дает возможность провести классификацию правовых норм, устанавливающих институт референдума.

Ключевые слова: выборы, референдум, субъект Российской Федерации, избирательные

права.

Keywords: elections, referendum, subject of the Russian Federation, voting rights.

Актуальность исследуемой проблемы. К основным императивным формам непосредственной демократии относятся референдумы, выборы, отзыв депутатов, членов выборного органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Решения, принятые на референдумах и выборах, имеют императивное значение и являются общеобязательными. Именно это является сущностной характеристикой и главной отличительной чертой императивных форм народовластия от неимперативных, таких как простые опросы граждан, собрания и конференции, народная правотворческая инициатива, обращения граждан, публичные слушания, обсуждения нормативных правовых актов и т. п.

В научно-теоретическом плане изучение настоящей темы позволит выявить вклад законодательных органов субъектов Российской Федерации в развитие императивных форм народовластия, в конституционно-правовые теории референдума и свободных выборов.

Материал и методика исследований. Для обоснования правовых основ императивных форм регионального законодательства были использованы материалы Свода Законов РФ за последние десятилетия, законы субъектов РФ: Алтайского края, Пензенской, Кировской, Московской областей — об особенностях муниципальных выборов депутатов.

Методологической основой работы стали принципы научного познания: диалектическая логика, принципы историзма, преемственности, взаимной связи явлений и процессов. При этом использовались общепризнанные положения общей теории права и современные научные концепции федеративного устройства государства.

В качестве методов исследования были использованы общенаучные и частно-научные методы: системный подход, общенаучный метод анализа и синтеза, исторический, логический, сравнительно-правовой, формально-юридический методы. Сравнительно-правовой метод позволил показать общее, особенное и отдельное в законодательстве субъектов РФ по вопросам императивных форм народовластия.

Результаты исследований и их обсуждение. Референдум можно определить как высшую императивную форму непосредственной демократии, содержанием его является волеизъявление установленного законом числа граждан по любому общественно значимому вопросу или законопроекту, кроме тех, которые по закону не могут быть вынесены на референдум.

Законодательство субъектов РФ, регулирующее проведение как референдумов субъектов РФ, так и местных референдумов, обширно и разнообразно. Анализ конституций и уставов субъектов РФ позволяет дать классификацию правовых норм, устанавливающих институт референдума.

Первая группа норм конституций (уставов) посвящена установлению общих принципов народовластия и определению референдума как одной из высших форм непосредственного народовластия. По сути, эти правовые нормы являются производным, вторичным закреплением в учредительных актах субъектов РФ такой основы конституционного строя нашего государства, как народовластие.

Вторая группа норм закрепляет общие принципы проведения референдумов в субъектах РФ и местных референдумов, их виды, субъективное право граждан РФ на участие в референдуме.

Третья группа норм касается установления механизма подготовки, назначения, проведения и юридической силы результатов референдума.

Законы, регулирующие проведение референдумов, приняты не во всех субъектах Российской Федерации. В некоторых из них действуют Избирательные кодексы, нормы которых комплексно регулируют проведение выборов и референдумов на территории конкретных субъектов РФ, например, во Владимирской области, Алтайском крае, Республике Коми. В Волгоградской, Костромской, Ульяновской областях, Пермском крае один и тот же закон регулирует проведение как референдума субъекта РФ, так и местного референдума. В Костромской области этот закон носит кодифицированный характер и называется Кодексом о референдумах Костромской области. Однако в большинстве субъектов РФ законами регулируется только один из видов референдума — референдум субъекта РФ или местный референдум.

Муниципальное законодательство о референдумах представлено тремя видами актов: уставами муниципальных образований; специальными актами, регулирующими про-

цедуру подготовки и проведения референдума муниципального образования; актами соответствующих уполномоченных органов по регулированию отдельных стадий муниципального референдума.

В специальных актах регулируются основные стадии референдумного процесса. В актах соответствующих уполномоченных органов по регулированию отдельных стадий муниципального референдума назначается референдум муниципального образования.

Важнейшими среди императивных форм народовластия являются выборы, под которыми понимается участие граждан в осуществлении публичной власти как непосредственным волеизъявлением по коренным вопросам общественной и государственной жизни при формировании представительных органов власти, так и выделением из своей среды путем голосования представителей для выполнения в этих органах власти функций в соответствии с волей и интересами граждан, выраженными на выборах. Термин «выборы» используется как минимум в трех значениях: как форма народовластия; как способ формирования представительного органа или выборного должностного лица; как способ реализации субъективного права граждан на управление государством и обществом.

Источниками права, регулирующими организацию и проведение выборов, являются Конституция РФ, нормативно-правовые акты федерального, регионального и местного уровней.

Конституционные основы современной российской избирательной системы содержатся в ряде статей Конституции РФ, несмотря на то, что там нет специальной главы, посвященной выборам.

Правовое регулирование выборов осуществляют также федеральные законы от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» , от 18 мая 2005 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» , от 26 ноября 1996 г., «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» , от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» , от 10 января 2003 г. «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» и некоторые другие законы.

Обобщенный анализ федерального законодательства показывает, что в нем содержится определение выборов как формы прямого волеизъявления граждан в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления либо наделения полномочиями должностного лица; определяются цели выборов; устанавливаются правовые нормы, обеспечивающие реализацию конституционных прав граждан избирать и быть избранными и т. п. Следовательно, федеральное законодательство в полной мере закрепляет основные постулаты теории непосредственной демократии и создает все необходимые предпосылки для демократической однородности выборов.

Конкретное правовое регулирование региональных и местных выборов содержится в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ: конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ, постановлениях законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, распоряжениях глав субъектов РФ, актах органов местного самоуправления.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значительное количество нормативных правовых актов субъектов РФ, регулирующих организацию и проведение выборов, дает возможность провести их классификацию. По предмету правового регулирования можно выделить нормы, устанавливающие общие положения для всех выборов на территории субъекта РФ; нормы, регулирующие отдельные виды выборов; нормы, регулирующие отдельные стадии или этапы избирательного процесса; нормы, регулирующие правовой статус субъектов избирательного процесса.

В конституциях и уставах субъектов РФ выборы закрепляются в трех значениях: как форма осуществления государственной власти и местного самоуправления; как субъективное право граждан на участие в выборах; как избирательный процесс.

Законы субъектов РФ, регулирующие проведение выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, разнообразны. Так, например, действуют законы, нормы которых комплексно регулируют институт выборов и референдумов: Кодекс Алтайского края о выборах, референдумах, отзыве депутатов от 8 июля 2003 г. , Закон Республики Коми от 7 июля 2006 г. «О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми» .

В отдельных субъектах РФ приняты Избирательные кодексы: Избирательный кодекс Владимирской области от 7 июля 2000 г. , Избирательный кодекс города Москвы от 11 июня 2003 г. , нормы которых регулируют одновременно выборы в органы государственной власти субъекта РФ и в органы местного самоуправления.

В большинстве субъектов Российской Федерации приняты законы, регулирующие выборы депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, например, Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. «О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области» .

Во многих субъектах РФ приняты законы, координирующие выборы во все органы местного самоуправления, например, Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» , Закон Московской области от 11 июля 2006 г. «О муниципальных выборах в Московской области» , Закон Пермского края от 13 марта 2008 г. «О выборах должностных лиц муниципальных образований в Пермском крае» .

Некоторые субъекты РФ приняли законы, комплексно регулирующие два вида муниципальных выборов — выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборы должностных лиц местного самоуправления, например, Закон Кировской области от 28 июля 2005 г. «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области» .

В большинстве субъектов РФ процедура выборов депутатов представительных органов местного самоуправления регламентируется отдельными законами, например, такими как Закон Республики Саха (Якутия) от 11 июля 2007 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа) , Закон Брянской области от 22 марта 2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Брянской области» , Закон Ульяновской области от 1 августа 2007 г. «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» .

Правовые акты органов государственной власти субъектов РФ, организующих выборы, являются также актами о назначении даты выборов.

На уровне муниципалитетов используются три вида правовых актов, регулирующих процедуру и подготовку выборов органов местного самоуправления: уставы муниципальных образований; специальные правовые акты, налаживающие процедуру подготовки и проведения выборов органов местного самоуправления; акты соответствующих уполномоченных органов по регулированию отдельных стадий муниципальных выборов.

Резюме. Таким образом, народ как источник власти законодательно закреплен не только на федеральном, но и на региональном уровнях.

Вместе с тем необходимо указать сужение объема правового регулирования выборов на уровне субъекта РФ и соответственно его расширение на федеральном уровне. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» давно вышел за пределы рамочного регулирования организации выборов в субъектах и муниципальных образованиях, в этой связи избирательное законодательство субъектов Российской Федерации в основном воспроизводит федеральное.

ЛИТЕРАТУРА Законодательные материалы

1. Избирательный кодекс Владимирской области от 7 июля 2000 г. // Владимирские ведомости. -2001. — 26 октября.

2. Избирательный кодекс города Москвы от 11 июня 2003 г. // Вестник Мэра и Правительства Москвы. — 2003. — № 41.

5. О выборах депутатов Законодательного Собрания Пензенской области : Закон Пензенской области от 22 декабря 2005 г. № 949-ЗПО : // Ведомости Законодательного Собрания Пензенской области. — 2006. — № 30 (60). Ч. 3.

7. О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Кировской области : Закон Кировский области от 28 июля 2005 г. № 346-ЗО : // Сборник основных нормативных правовых актив органов государственной власти Кировской области, 2005. — № 5. — Ст. 2953.

9. О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской области : Закон Ульяновской области от 1 августа 2007 г. № 109-ЗО : // Ульяновская правда. — 2007. — № 64-65.

12. О выборах, референдумах и опросе в Республике Коми : Закон Республики Коми от 7 июля 2006 г. № 65-РЗ : // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. — 2007. — Июль. — Ст. 4556.

14. О муниципальных выборах в Московской области : Закон Московской области от 11 июля 2006 г. № 101/2006-ОЗ : // Ежедневные новости. Подмосковье. — 2006. — № 130.

16. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления : федер. закон от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ : . — М. : Собрание законодательства Российской Федерации, 1996. — № 49. — Ст. 5497.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Консультативная демократия

Двумя важнейшими формами социалистической демократии в Китае являются осуществление народом своих прав через выборы и голосование (т.е. «выборная демократия») и через всесторонние обсуждения различных вопросов, проводимые среди населения перед принятием важных решений (т.е.»консультативная демократия») с целью достижения консенсуса по общезначимым вопросам. Социалистическая консультативная демократия – это форма социалистической демократии, найденная Коммунистической партией Китая и китайским народом, отвечающая национальным особенностям Китая и соответствующая политическим и культурным традициям страны. Она делает упор не только на принятии конечного решения, но также на широком участии в процессе принятия решений; акцентируется внимание не только на мнении большинства, но и на полном выражении мнения меньшинства и защите его прав. Она расширяет уровень народовластия и, таким образом, в максимальной степени реализует народную демократию. Китай будет и впредь постоянно содействовать развитию широкой многоуровневой консультативной демократии, углублять и развертывать обсуждение законодательных, административных, демократических, политических и социальных инициатив.