Франко вагон

Согласно ст. 480 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) стороны договора купли-продажи могут са­мостоятельно определять как условия и порядок доставки товаров, так и обязанности продавца и покупателя, свя­занные с доставкой.

Сделки купли-продажи (поставки) товаров сопро­вождаются их транспортировкой, причем воз­можны следующие варианты оплаты транспортных расхо­дов: все оплачивает поставщик, все оплачивает покупа­тель, транспортные расходы распределяются между поставщиком и покупателем.

В договоре поставки должен быть определен по­рядок доставки товара. Возможны следующие ва­рианты:

❏ поставщик доставляет продукцию покупателю соб­ственным транспортом;

❏ покупатель сам вывозит товар со склада поставщика;

❏ расходы по транспортировке продукции несет по­ставщик, при этом доставку осуществляет сторонняя транспортная организация (расходы являются из­держками поставщика);

❏ расходы по транспортировке продукции, понесен­ные поставщиком, возмещаются покупателем (доставку осуществляет сторонняя транспортная организация). При этом возмещаемые расходы не включаются в выручку по­ставщика.

Конкретный порядок оплаты транспортных расхо­дов по договору купли-продажи либо по договору поставки определяется условиями поставки (франкировки), которые устанавливаются по соглашению сторон.

Термин «франко» означает, до какого пункта на пути движения товара от поставщика покупатель освобождается от оплаты транспортных расходов.

При совершении сделок на территории Республики Беларусь применяются следующие виды франко, определяющие состав транспортных расходов поставщика и покупателя:

❏ франко-склад предприятия-поставщика;

❏ франко-вагон станция отправления;

❏ франко-вагон станция назначения;

❏ франко-склад предприятия-покупателя.

При условии поставки «франко-склад предприятия-поставщика» все транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция отправления» поставщик несет только расходы по доставке товара от своего склада до станции отправления и по погрузке в вагон. Остальные транспортные расходы несет покупатель.

При условии поставки «франко-вагон станция назначения» поставщик кроме расхо­дов по доставке товара от склада поставщика до станции отправления и по погрузке в вагон несет также расходы по оплате тарифа за перевозку товаров от станции отправления до станции назначения. Покупатель в этом случае оплачивает только расходы по выгрузке товара из вагона и доставке их на свой склад.

При условии поставки «франко-склад предприятия-покупателя» оплату всех транспортных расходов осуществляет поставщик.

В случае, когда договор купли-продажи содержит обязанность продавца по транспортировке реализуемого товара до какого-либо пункта (указанного в договоре), цена товара устанавливается с учетом доставки.

Если в тексте договора указано, что транспортные расходы формируют договорную цену товара, то их не следует учитывать отдельно от стоимости товара даже в том случае, если эти расходы выделены в договоре (или других первичных документах) отдельной строкой, поскольку в такой ситуации суммы, уплачиваемые поставщику, включают в себя доставку и формируют «налоговую» стоимость товаров. В этом случае в договоре поставки (купли- продажи) должно быть однозначно указано, что окончательная цена товара устанавливается с учетом до­ставки. Если из условий договора следует, что цена товара сформирована без учета транспортных расходов, то транспортировка осуществляется сверх цены товара и выступает в качестве отдельной услуги. Если в договоре не определены условия распределения обязанностей и расходов сторон по транспортировке товара, то согласно ст. 469 ГК доставить товар должен продавец.

Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, то в соответствии со ст. 428 ГК обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу, если договором предусмотрена обязанность продавца по доставке товара.

Документальным подтверждением того, что транспортные расходы действительно произведены, являются первичные товаросопроводительные документы. Указанные первичные документы необходимы для правомерного отражения в бухгалтерском учете и обоснованного отнесения затрат организации на расходы и должны быть оформлены в соответствии с требованиями ст. 9 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. № 3321-XII «О бухгалтерском учете и отчетности» с последующими изменениями и дополнениями.

Для правомерного отражения в бухгалтерском учете затрат на оплату транспортных услуг по перевозке товаров необходимы следующие документы:

❏ договор перевозки товаров;

❏ акты сдачи-приемки оказанных услуг;

❏ счета на оплату оказанных услуг;

❏ товарно-транспортные накладные на перевозку товаров, принадлежащих организации;

❏ счета-фактуры, выставленные подрядчиком организации согласно требованиям Налогового кодекса Республики Беларусь.

Франко-борт, фоб (ФОБ) судна (англ.). Условие об обязанности продавца доставить и погрузить товар на борт судна борт самолета франко-вагон (ам.). См. также «ИНКОТЕРМС .  
Франко-вагон, франко-грузовик. См. также «ИНКОТЕРМС .  
Основу планово-заготовительной цены составляет оптовая цена, которая в зависимости от вида материально-технических ресурсов может устанавливаться как франко-вагон станция назначения (железнодорожный тариф включается в оптовую цену) и как франко-вагон станция отправления (в оптовую цену включаются лишь транспортно-заготовительные расходы предприятия-поставщика).  
В настоящее время на большинство видов материальных ресурсов действуют оптовые цены франко-вагон станция (пристань) отправления. Кроме оптовой цены в планово-заготовительную цену включаются в зависимости от вида франке различные транспортно-заготовительные расходы наценки снабженческих и сбытовых организаций, транспортный тариф, расходы на перевозку грузов по подъездным железнодорожным путям химического  
Оптовые цены промышленности на нефтепродукты установлены франко-вагон, станция назначения при отправке их железнодорожным транспортом.  
Установление цены ФОБ в месте происхождения товара-установление цены по географическому принципу, когда товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, а заказчик оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения предприятия до места назначения.  
Затраты на перевозку материальных ценностей состоят из транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов. Размер этих затрат зависит от мест доставки груза (склад предприятия-изготовителя, станция отправления, пристань, порт, станция назначения, склад потребителя и др.). Транспортные расходы, связанные с доставкой материальных ресурсов, распределяют между поставщиком и потребителем. Условно цена за доставку к какому-то месту называется франко-склад , франко-вагон и т. д.  
С точки зрения отражения в стоимости продукции полных общественно необходимых затрат, более оптимальными являются цены франко-вагон или франко-станция назначения.  
Основа для определения стоимости оборудования в сметах на строительство — действующие оптовые цены, которые, как правило, устанавливают франко-вагон станция отправления. Кроме оптовой (лимитной или предварительной) цены оборудования в сметах определяют стоимость запасных частей, стоимость тары, упаковок и реквизита, транспортные расходы, расходы на комплектацию и наценки снабженческих организаций, заготовительно-складские расходы, стоимость шефмонтажа и другие затраты, относимые к стоимости оборудования.  
Оптовые цены предприятий для нефтеперерабатывающих заводов до начала 1982 г. были дифференцированы в зависимости от стоимости потребляемой нефти и условий производства по восьми группам заводов. Таким образом, цены на один и тот же нефтепродукт были неодинаковы вследствие разной цены на нефть, удаленности от источников сырья и условий транспортирования. Причем нефти всех видов независимо от качества, поступающие из одного района, покупаются заводом по единой цене. Столь резкое колебание цен на нефтяное сырье потребовало специальных расчетных цен предприятий, дифференцированных по восьми группам заводов. С января 1982 г. введены новые оптовые цены на нефть для нефтеперерабатывающих заводов. Цены установлены единые для всех заводов на малосернистую и прочую нефть. Цены установлены —франко-емкость нефтеперерабатывающего завода при поставке ее по нефтепроводу и франко-вагон (судно) станция (порт, пристань) назначения при поставке железнодорожным или водным транспортом.  
Цены на котельное топливо дифференцированы по трем поясам. Оптовые цены промышленности на нефтепродукты установлены франко-вагон станция назначения при отправке их железнодорожным транспортом. При отправке нефтепродуктов другим видом транспорта цены установлены тоже франко-район потребления.  
Оптовые цены предприятий, установленные с 1 января 1982 г., также как и сопоставимые цены, являются едиными для всех предприятий нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Оптовые цены предприятий установлены франко-станция или франко-вагон отправления, а при перекачке по трубопроводу— франко-головной резервуар завода. Это означает, что в цену включены транспортные расходы только на доставку продукции до  
Оптовая Ц. предприятия на нефть устанавливается на 1 т нетто (за вычетом балласта — воды, механических примесей, соли) франко-головной резервуар или перекачечная станция пункта сдачи — приемки нефтепровода, франко-вагон или франко-станция отправления при поставке нефти железнодорожным транспортом, франко-судно или франко-порт отправления при поставке нефти водным транспортом.  
На привозные материалы оптовые цены устанавливаются франко-вагон станция назначения. На привозные материалы для отделочных работ, оборудование для санитарно-технических устройств и др., по которым транспортные расходы небольшие в сравнении с оптовыми ценами, установлены также районные или зональные сметные цены.  
Франко-вагон-станция отправления  
Франко-вагон-станция назначения  
В российской хозяйственной практике выделяют шесть точек 1) франко-склад поставщика (продавца) 2) франко-станция отправления 3) франко-вагон станция отправления 4) франко-вагон станция назначения 5) франко-станция назначения 6) франко-склад получателя (покупателя). В международной практике при внешнеторговых операциях возникают дополнительные расходы по уплате экспортно-импортных пошлин, налогов и сборов по страхованию груза и др. Например, при морской перевозке наибольшее распространение получили условия франкировки ФОБ, СИФ, ФАС и КАФ.  
Франко-вагон станция отправления ъ.ж. ….  
Франко-вагон станция назначения ъж  
Франко-вагон станция назначения — продавец несет коммерческие издержки транспортировки товара или продукции до станции назначения. Покупатель получает товары под подпись в накладной транспортной организации и принимает на себя право собственности. Он же оплачивает разгрузку и доставку товара или продукции до своего склада.  
Для железнодорожных перевозок используется аналогичное ФОБ условие поставки — франко-вагон.  
ФРАНКО — обозначает, что определенная часть расходов по транспортировке, погрузке, страховке совершается за счет продавца и не оплачивается покупателем. ФРАНКО-ВАГОН — условие, по которому продавец обязан получить вагон и погрузить в него проданный товар Ф.-в. — одна из разновидностей базисных условий поставок товаров, в т. ч. по контрактам. Условия Ф.-в. применяются в основном для внутренних поставок и соответствуют принятым в СССР условиям Франко-станция отправления . Продавец обязан за свой счет заключить договор о перевозке, погрузить товар в вагоны или сдать на станцию, передать покупателю гранен, и др. коммерческие документы, относящиеся к сделке. Покупатель обязан оплатить цену товара в соответствии с договором. Он несет все расходы по перевозке товара, при экспортных операциях сам получает вывозное разрешение и выполняет таможенные формальности. По просьбе покупателя и за его счет продавец обязан оказать содействие в получении дополнительных документов, требующихся при ввозе товара в страну-импортер. Риск гибели и случайной порчи товара переходит к покупателю после передачи товара перевозчику. ФРАНКО-ЗАВОД… (с предприятия, с рудника, со склада и т. д.) — разновидность базисных условий поставок товаров по вн.-торг. контрактам. Продавец обязан представить товар на своем предприятии в распоряжение покупателя. Экспортер за свой счет обязан подготовить товар с приложением документов, подтверждающих его соответствие условиям контракта, уведомить покупателя о готовности товара к отгрузке, оформить комплект документов, необходимых для вывоза товаров из страны, оказать покупателю по его просьбе и за его счет содействие в получении дополнительных документов, необходимых для ввоза товара в импортирующую страну. Импортер должен заключить договор с перевозчиками товаров и оплатить перевозку  
Например, для этилена оптовая цена франко-вагон станция отправления составляет 95 р./т, железнодорожный тариф — 8 р,/т, транспортно-заготовитсль-ные расходы предприятия 1,36 р./т. Тогда  
С 1/1 1982 г. введены новые оптовые цены на лефть для нефтеперерабатывающих заводов. Цены установлены единые для всех заводов на малосернистую и прочую нефть. Цены установлены — фран-ко-емкость нефтеперерабатывающего завода при поставке ее по нефтепроводу и франко-вагон (судно), станция (порт, пристань) назначения при поставке железнодорожным или водным транспортом.  
УСТАНОВЛЕНИЕ ЦЕНЫ ФОБ В МЕСТЕ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА. Фирма Пирлесс может потребовать от клиентов оплаты расходов по транспортировке товара с предприятия в Атланте до местонахождения заказчика. За товар каждый из них заплатит отпускную цену с завода в размере 100 долл. Кроме того, им придется заплатить и за транспортировку товара клиенту А, скажем, 10 долл., клиенту Б-15 долл. и клиенту В-25 долл. Система эта называется установление цены ФОБ (free on board) в месте происхождения товара и означает, что товар передается перевозчику на условиях франко-вагон, после чего все права на этот товар и ответственность за него переходят к заказчику, который оплачивает все расходы по транспортировке от места нахождения завода к месту назначения.  
Нефтеперерабатывающие предприятия получают нефть от организаций нефтесбыта по ценам цену нефти включены все расходы по доставке сырья потребителю. Остальные материальные ресурсы предприятия, как правило, приобретают по ценам франко-вагон станция отправления .  
И, наконец, последней ступенью нейтрализации служили оптовые цены промышленности на нефтепродукты. В 1955 г. эти цены по группам (топливо, бензины, растворители и многие масла) были установлены по пяти поясам с единым уровнем в каждом поясе, а для других видов нефтепродуктов — как по поясам, так и единые по стране. При отпуске нефтепродуктов с нефтебаз действовали цены франко-нефтебаза Главнефтесбы-та Министерства нефтяной промышленности, а при отгрузке транзитом в адрес потребителей с НПЗ или перевалочных нефтебаз — франко-вагон-станция назначения. В условиях прежней структуры Министерства нефтяной промышленности, включавшей все подотрасли (от добывающих нефть до перерабатывающих), последняя цена отражала общественно необходимые затраты труда на добычу нефти и ее переработку, транспортировку нефти и нефтепродуктов.  
Оптовые цены на основные виды химической продукции установлены франко-вагон станция отправления. При обосновании их современного уровня учитывалась необходимость установления соотношения цен, стимулирующих производство и применение наиболее прогрессивных видов продукции — концентрированных и сложных удобрений, высокоэффективных средств защиты растений, новых видов пластмасс, более тонких пленочных материалов, высококачественных лакокрасочных материалов и красителей и т. п. Оптовые цены учитывают взаимозаменяемость сырья, т. е. возможность использования различного сырья для получения одной и той же продукции, например сера природная и газовая, различные виды спиртов, фенолы нефтяные и каменноугольные, бутанол синтетический и из пищевого сырья, уксусная кислота синтетическая и из лесохимического сырья и т. д. При этом цены, как правило, ориентируют на замену пищевого сырья синтетическим.  
В этих прейскурантах приведены оптовые цены франко-вагон-станция отправлеы-.я или станция назначения, что указывается в глздом ирвйсу.ура>-те. Этим прейскурантам присвоены условные шифры, которые им чот определенные значения Прейскуранты, утвержденные цен Со.зета Министров СССР, имеют четырехзначные но-  
В большинстве прейскурантов цен стоимость оборудования, как правило, устанавливается франко-вагон-станция отправления, для импортного оборудования — франко-вагон-пограничная станция и со -ветский порт.  
В заготовительные цены включаются затраты по перевозке материальных ценностей, состоящие из транспортных и погрузо-разгрузочных расходов. Размер затрат зависит от вида франке . Это понятие показывает, какая часть расходов по доставке материальных ресурсов относится за счет поставщика или потребителя. В настоящее время применяются следующие виды франке франко-склад поставщика, франко-станция (пристань, порт) отправления, франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения, франко-станция (пристань, порт) назначения, фрапко-склад потребителя.  
Завод получает нефть от нефтесбытовых органов по ценам франко-станция назначения, т. е. в цену нефти включены все расходы по доставке сырья потребителю. Остальные материальные ресурсы завод, как правило, приобретает по ценам франко-вагон станция отправления. Расходы по доставке материальных ценностей потребителю, включаемые в плановую заготовительную цену, определяются исходя из вида применяемого транспорта, транспортного тарифа (при использовании транспортных средств сторонних организаций) или плановой себестоимости тонно-километра (при использовании собственного транспорта), а также норм и расценок на по-грузочно-разгрузочные работы.  
Франко-вагон станция отправления — самый распространенный в российской экономике вид взаиморасчетов между продавцом и покупателем. Поставщик доставляет товары на станцию (воздушный, морской или речной порт), загружает их в вагон или транспортное судно. Далее покупатель оплачивает тарифы последующей транспортировки и разгрузочные работы или транспортные издержки включаются поставщиком в счет, выставляемый покупателю.  
На практике переход права собственности на вещь, передаваемую от продавца покупателю, осуществляется обычно в момент передачи. Поскольку передача не всегда возможна из рук в руки , условия договора обычно предусматривают условия франка (итальянское fran o — свободный). Понятие означает условие продажи, согласно которому покупатель освобождается от расходов по погрузке и транспортировке грузов в связи с тем, что эти расходы включены в цену товара. Возможны различные варианты франко-склад продавца, франко-склад покупателя, франко-вагон станция отправления, франко-вагон станция назначения и т.п. Если в договоре условие не оговорено, применяется согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ так называемая диспозитная (от позднелатинского dispositivus — распоряжающийся) норма. В отношении договора купли-продажи она звучит следующим образом в случаях, когда из договора купли-продажи не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное (пункт 2 статьи 458 ГК РФ).  
ФРАНКО-ВАГОН… 7/ ОЯ сокращ. от free on real) — условие поставки, по которому все права на товар и ответственность за его дальнейшее передвижение, включая все расходы, переходят с продавца на покупателя. Это может быть станция отправления, промежуточная станция в пути следования (обычно на границе страны продавца или покупателя) либо станция назначения.