ФЗ 273 ст 73

1. Образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки
(для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
2. Соискателями лицензии на осуществление образовательной деятельности являются образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, а также индивидуальные предприниматели, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.
3. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными статьями 6 и 7 настоящего Федерального закона.
4. Лицензия на осуществление образовательной деятельности
(далее также — лицензия) имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью. В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования (для профессионального образования также сведения о профессиях, специальностях, направлениях подготовки и присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки квалификации), о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения. По каждому филиалу организации, осуществляющей образовательную деятельность, оформляется отдельное приложение к лицензии с указанием также наименования и места нахождения такого филиала. Форма лицензии, форма приложения к лицензии и технические требования к указанным документам устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
5. Переоформление лицензии наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями осуществляется лицензирующим органом в случае:
1) реорганизации юридических лиц в форме присоединения при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица;
2) реорганизации юридических лиц в форме их слияния при наличии лицензии у одного реорганизованного юридического лица или лицензий у нескольких реорганизованных юридических лиц.
6. Переоформление лицензии в зависимости от основания ее переоформления осуществляется полностью или в части соответствующего приложения.
7. При реорганизации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в форме присоединения к ней другой организации, осуществляющей образовательную деятельность, переоформление лицензии осуществляется на основании лицензий таких организаций.
8. В целях обеспечения осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей образовательную деятельность и возникшей в результате реорганизации лицензиата в форме разделения или выделения, лицензирующий орган предоставляет такой организации временную лицензию в соответствии с лицензией реорганизованного лицензиата. Срок действия временной лицензии составляет один год.
9. Заявление о предоставлении временной лицензии и прилагаемые к нему документы представляются в лицензирующий орган не позднее чем через пятнадцать рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц.
10. Принятие лицензирующим органом решения о предоставлении временной лицензии осуществляется в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня приема заявления соискателя лицензии о предоставлении временной лицензии и прилагаемых к нему документов.
11. Форма заявления о предоставлении временной лицензии, а также перечень и формы документов, прилагаемых к нему, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования.
12. Лицензирующий орган принимает решение о возврате соискателю лицензии или лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата наряду с установленными законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности случаями при наличии одного из следующих оснований:
1) лицензирование образовательной деятельности соискателя лицензии или лицензиата в соответствии с настоящим Федеральным законом не отнесено к компетенции лицензирующего органа;
2) для лицензирования заявлена образовательная деятельность по образовательным программам, которые соискатель лицензии или лицензиат в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе реализовывать;
3) наличие у лицензиата неисполненного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере образования, или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования.
13. Лицензирование образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации, осуществляется по представлениям соответствующих религиозных организаций (в случае, если такие религиозные организации входят в структуру централизованных религиозных организаций, по представлениям соответствующих централизованных религиозных организаций). При лицензировании образовательной деятельности духовных образовательных организаций представляются сведения о квалификации педагогических работников, имеющих богословские степени и богословские звания.
14. Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет сбор и передачу в лицензирующий орган заявлений загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации как соискателей лицензии или лицензиатов о предоставлении или переоформлении лицензий и прилагаемых к таким заявлениям документов.
15. Лицензионные требования и условия, установленные в положении о лицензировании образовательной деятельности, должны учитывать особенности:
1) подтверждения законных оснований пользования духовными образовательными организациями помещениями, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также образовательного ценза педагогических работников этих организаций;
2) требований к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям и территориям загранучреждений Министерства иностранных дел Российской Федерации, где осуществляется образовательная деятельность, а также к организации в них образовательной деятельности;
3) осуществления образовательной деятельности посредством использования сетевой формы реализации образовательных программ;
4) осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
16. Особенности лицензирования образовательной деятельности образовательных организаций, которые реализуют образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, и находятся в ведении федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по выработке государственной политики в сфере миграции, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия их незаконному обороту, иных образовательных организаций, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, определяются положением о лицензировании образовательной деятельности.

Согласно п. 40 ст. 12 ФЗ № 99 образовательная деятельность подлежит лицензированию. Ч. 2 ст. 17 ФЗ № 244 гласит о том, что образовательная деятельность, осуществляемая частными организациями на территории инновационного центра «Сколково», не подлежит лицензированию, то есть для правила, закрепленного в п.40 ст. 12 ФЗ № 99, законодатель предусмотрел исключение. Особенности лицензирования образовательной деятельности установлены комментируемой статьей, а также Постановлением Правительства РФ № 966, которым утверждено положение о лицензировании вышеуказанной деятельности. В качестве соискателя лицензии на осуществление вышеупомянутого вида деятельности могут выступать: — образовательные организации; — организации, осуществляющие обучение; — индивидуальные предприниматели. Ч. 2 ст. 91 ФЗ № 273 устанавливает, что индивидуальные предприниматели, которые непосредственно осуществляют образовательную деятельность, не могут быть соискателями. Согласно п.2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 966, лицензирующими органами, которые наделены правом предоставления лицензий в сфере образовательной деятельности, являются: а) Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ № 594. Полномочия Рособрнадзора в сфере лицензирования образовательной деятельности закреплены в п.7 ч.1 ст. 6 ФЗ № 273; б) органы исполнительной власти субъектов РФ, которым государством делегированы полномочия в сфере образования. Их полномочия в сфере лицензирования образовательной деятельности утверждены п.2 ч. 1 ст. 7 ФЗ № 273. Перед подачей заявления на получение лицензии соискатель должен убедиться в том, что соответствует лицензионным требованиям, в частности имеет: — приобретенные на законном основании здания, строения, сооружения, помещения и территории, необходимые и достаточные для осуществления полноценной образовательной деятельности в соответствии с заявленными к лицензированию образовательными программами; — материально-техническое обеспечение; — надлежащим образом оборудованные помещения в соответствии с закрепленными на государственном и местном уровне нормами и требованиями; — условия, способные обеспечить охрану здоровья обучающихся, основные положения о которой предусмотрены ст. 41 ФЗ № 273; — возможность организовать питание обучающихся в соответствии со ст. 37 ФЗ № 273; — разработанные и утвержденные образовательные программы, соответствующие ст. 12 ФЗ № 273; — санитарно-эпидемиологические заключения, обязательность предоставления которых при решении вопроса о выдаче соискателю лицензии предусмотрена ч. 2 ст. 40 ФЗ № 52; — безопасные условия для обучающихся, а также специальные условия, обеспечение которых необходимо для предоставления возможности обучающимся с ограниченными возможностями получить образование в соответствии со ст. 79 ФЗ № 273. ст. 13 ФЗ № 99 содержит исчерпывающие требования, которые должен выполнить соискатель лицензии при предоставлении заявления, а также документов, необходимых для получения лицензии. Лицензионные органы в порядке, предусмотренном ст. 14 ФЗ № 99 принимают решение о предоставлении лицензии или отказе в ее предоставлении. При этом частью 1 данной статьи четко указан срок в 45 рабочих дней со дня приема поданного соискателем заявления, в течение которых орган обязан рассмотреть заявление, провести проверку полноты и достоверности данных и сведений, в нем содержащихся, и принять решение. Форма лицензии и технические требования, к ней предъявляемые, утверждены Приложением № 1 к Приказу Минобрнауки РФ № 2805. При этом частью 4 комментируемой статьи установлено, что каждая лицензия должна сопровождаться приложением, которое является ее неотъемлемой частью. В таком приложении должны быть указаны сведения про: — виды образования; — уровни образования; — подвиды дополнительного образования; — ряд сведений, обязательных для профессионального образования; — адреса мест осуществления образовательной деятельности. Если у образовательной организации, претендующей на получение лицензии, имеется несколько филиалов, по каждому из них оформляется отдельное приложение, в котором указывается наименование и место нахождения конкретного филиала. Форма приложения к лицензии и технические требования, к нему предъявляемые, утверждены Приложением № 2 к Приказу Минобрнауки РФ № 2805. Ч. 1 ст. 18 ФЗ № 18 предусматривает случаи, при наступлении которых лицензия на осуществление образовательной деятельности подлежит переоформлению, к таковым относятся: — реорганизация юридического лица в форме преобразования; — изменение наименования организации; — изменение места нахождения организации; — изменение ФИО, места жительства индивидуального предпринимателя; — изменение реквизитов документа, удостоверяющего личность ИП; — изменение адресов осуществления организацией или ИП лицензируемого вида деятельности; — изменение перечня предоставляемых образовательных услуг. Часть 5 комментируемой статьи к категории случаев, при наступлении которых лицензия должна быть переоформлена, относит также реорганизацию юридических лиц в форме присоединения или слияния при наличии лицензии у присоединяемого юридического лица, а также при ее наличии у одного либо нескольких реорганизованных юридических лиц. Порядок переоформления лицензии предусмотрен ст. 18 ФЗ № 99. В зависимости от оснований, возможно полное или частичное переоформление. Если реорганизация лицензиата осуществлена в форме выделения или разделения, для обеспечения беспрепятственного осуществления деятельности образовательной организации предоставляется временная лицензия сроком на один год в соответствии с имеющейся у реорганизованного лицензиата лицензией. Законодательством предусмотрен срок в 15 рабочих дней на подачу соответствующего заявления в лицензирующий орган, который в свою очередь должен принять решение о предоставлении временной лицензии в течение 10 рабочих дней. Лицензирующим органом возвращается лицензия соискателю, а заявление наряду с прилагаемыми к нему документами лицензиату с мотивированным обоснованием причин возврата, перечень которых закреплен в ч. 7 ст. 14 ФЗ № 99 и ч. 12 комментируемой статьи, в случаях: — отсутствия у лицензирующего органа компетенции по предоставлению лицензии на осуществление образовательной деятельности, заявленной соискателем или лицензиатом; — выявления недостоверных или искаженных сведений в представленном соискателем или лицензиатом заявлении или прилагаемых к таковому документах; — выявления отсутствия соответствия соискателя или лицензиата лицензионным требованиям; — отсутствия у соискателя или лицензиата права на реализацию образовательных программ, заявленных для лицензирования образовательной деятельности; — наличие у лицензиата неисполненного предписания, вынесенного в соответствии со ст. 93 ФЗ № 273. Особые требования по предоставлению лицензий предъявляются к образовательным организациям, учрежденным религиозными организациями, а также образовательным организациям, реализующим образовательные программы, содержащие сведения, относящиеся к категории государственной тайны. Данные требования закреплены в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ № 966.

Статья 21 комментируемого Закона, как это следует из ее названия, посвящена одному из ключевых понятий законодательства об образовании — понятию «образовательная деятельность». Однако законодательно это понятие определено еще в ст. 2, в которой образовательная деятельность определяется как «деятельность по реализации образовательных программ» (п. 17 ст. 2), а под образовательной программой понимается «комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов» (п. 9 ст. 2).

Опираясь на содержание комментируемой статьи, а также на название главы Федерального закона, в которой эта статья содержится, можно сделать вывод, что статья посвящена не образовательной деятельности, а лицам (субъектам), осуществляющим образовательную деятельность.

Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:

1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);

2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);

3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).

Заметим, что образовательную организацию законодатель определяет исключительно как некоммерческую организацию. При определении же организации, осуществляющей обучение, и индивидуального предпринимателя, осуществляющего образовательную деятельность, такого ограничения не установлено. Иными словами, они могут осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.

Обратим также внимание на изменение в терминологии законодательства об образовании, касающееся субъектного состава образовательных правоотношений. В Законе РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» субъект образовательных правоотношений, осуществляющий образовательную деятельность в качестве основной деятельности, назывался образовательным учреждением (ст. 12 Закона РФ 1992 г. «Об образовании»). В Федеральном законе 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» лицо, осуществляющее образовательную деятельность в качестве основной деятельности, называется образовательной организацией, так как «учреждение» не является единственной организационно-правовой формой для такого субъекта. В соответствии с ч. 1 ст. 22 комментируемого Закона такой субъект образовательных правоотношений может быть создан в любой форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, а не только в форме учреждений (см., например, письмо Минобрнауки России от 10 июня 2013 г. N ДЛ-151/17 «О наименовании образовательных учреждений» <287>).

<287> Официальные документы в образовании. 2013. Июль. N 20.

Образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели в совокупности образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).

Организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 31 комментируемого Закона, к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, загранучреждения Министерства иностранных дел РФ и иные юридические лица.

Так, научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, могут осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения. Загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации (дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных организациях) осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 («Особенности реализации основных общеобразовательных программ в загранучреждениях Министерства иностранных дел Российской Федерации») комментируемого Закона.

В соответствии со ст. 32 комментируемого Закона индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам профессионального обучения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи на организации, осуществляющие обучение, и индивидуальных предпринимателей распространяются права, обязанности и ответственность образовательных организаций. Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации составляют предмет статьи 28 комментируемого Закона.

Данная позиция содержится не только в комментируемом Законе, а также в актах Министерства образования и науки Российской Федерации. Так, в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. № АК-2726/06 «О направлении разъяснений» отмечается, что в соответствии в ч. 2 комментируемой статьи на индивидуальных предпринимателей распространяются все права и обязанности образовательной организации.

Что касается обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, то на них распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность обучающихся и педагогических работников образовательных организаций.

Права, свободы, обязанности и ответственность педагогических работников закреплены в ст. ст. 46 — 48 комментируемого Закона.

1. Профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами, получение указанными лицами квалификации по профессии рабочего, должности служащего и присвоение им (при наличии) квалификационных разрядов, классов, категорий по профессии рабочего или должности служащего без изменения уровня образования.

2. Под профессиональным обучением по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих и должностям служащих понимается профессиональное обучение лиц, ранее не имевших профессии рабочего или должности служащего.

3. Под профессиональным обучением по программам переподготовки рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях получения новой профессии рабочего или новой должности служащего с учетом потребностей производства, вида профессиональной деятельности.

4. Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

5. Профессиональное обучение по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, предоставляется бесплатно.

6. Профессиональное обучение осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в учебных центрах профессиональной квалификации и на производстве, а также в форме самообразования. Учебные центры профессиональной квалификации могут создаваться в различных организационно-правовых формах юридических лиц, предусмотренных гражданским законодательством, или в качестве структурных подразделений юридических лиц.

7. Перечень профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение, с указанием (при наличии) присваиваемых по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих квалификационных разрядов, классов, категорий утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

8. Продолжительность профессионального обучения определяется конкретной программой профессионального обучения, разрабатываемой и утверждаемой на основе профессиональных стандартов (при наличии) или установленных квалификационных требований организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

9. Типовые программы профессионального обучения в области международных автомобильных перевозок утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.

1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе:

1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

2. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в целях урегулирования разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам реализации права на образование, в том числе в случаях возникновения конфликта интересов педагогического работника, применения локальных нормативных актов, обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений создается в организации, осуществляющей образовательную деятельность, из равного числа представителей совершеннолетних обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. Решение комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений может быть обжаловано в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

6. Порядок создания, организации работы, принятия решений комиссией по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом, который принимается с учетом мнения советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников этой организации и (или) обучающихся в ней (при их наличии).