ФЗ 44 изменение цены контракта

Возможность изменения цены

Процесс исполнения контрактных обязательств в сфере государственных закупок не всегда укладывается в установленные данным документом рамки. И хотя юридически-правовая база опирается на точные и фактические цифры, которые должны соблюдаться подрядчиками и поставщиками, жизнь и непредвиденные обстоятельства часто вносят свою лепту в ход реализации конкретной закупочной процедуры.

Таким образом, многолетний накопленный опыт позволил законодательно закрепить возможность изменения цены заключенного контракта на 10 процентов по 44-ФЗ. Данные правки были приняты по инициативе бюджетного департамента, после рассмотрения им открытого письма-обращения «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», датированного 5 апреля 2013 года.

Аккумулируя внесенные изменения и практический опыт использования новых правил, можно заключить, что цена контракта в большинстве случаев остается «твердой» и заранее утвержденной, а обе стороны договора соглашаются с ее положением.

Однако существует ряд условий, в результате наступления которых можно добиться уменьшения или увеличения стоимости работ или поставок без необходимости расторжения текущего контракта.

Вот эти условия:

  • возможность изменения цены контракта указана в условиях самого контракта. Некоторые заказчики проявляют лояльность и предусматривают специальные ценовые коридоры при составлении плана-графика и прочей закупочной документации, отражая данный пункт и в тексте проекта контракта;
  • изменились действующие тарифы, в результате чего исполнение контракта по старым ценам становится нецелесообразно. К регулируемым тарифам относят цены на энергоносители, коммунальные услуги и прочие расходные материалы, которые требуются для исполнения контракта;
  • уменьшилось государственное финансирование заказчика. К этому пункту относится уменьшение цены контракта ввиду снижения поступления средств выделяемых по гранту, в результате которых сокращается и объем требующихся к поставке товаров или работ;
  • цена контракта выходит за максимальные значения указанные в Постановлении Правительства №1186, в результате чего исполнение обязательств становится невозможным.

При этом изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов.

Зачастую инициатором повышения цен выступает поставщик или подрядчик, а уменьшения — заказчик. В любом случае требуется предварительное согласование с контрагентом, которое также часто отражается на пропорциональном снижении или увеличении объема работ или товаров.

Внесение ценовых изменений в соглашение между заказчиком и поставщиком может осуществляться только по обоюдному решению сторон. Одностороннее расторжение контракта или внесение в него изменений возможно исключительно в судебном порядке.

Например, если в результате вышеперечисленных условий оказывается, что текущий предмет контракта невозможен к исполнению, может быть снижен только объем, или увеличена его стоимость. Уменьшение цены контракта более чем на 10 процентов по 44-ФЗ возможно только в случае урезания финансирования организации заказчика, в результате которого требуемый объем также пропорционально снижается, выходя за рамки, предусмотренные корректировочным ценовым коридором. Более подробно об этом изложено в статье 95 федерального закона №44-ФЗ.

Если при исполнении контракта, заключенного в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ, выделены дополнительные бюджетные ассигнования и увеличение дополнительного объема и цены контракта превышает 10 процентов, заказчику необходимо заключить новый контракт. (письмо Минфина России от 25.10.2017 № 24-03-08/70200 «Об увеличении объема работы (услуги) и цены контракта более чем на 10%»)

Алгоритм

Итак, если исполнитель контракта обнаружил что не в состоянии выполнить обязательства на текущих условиях, он должен следовать этому алгоритму:

  1. Направить письмо в адрес заказчика с подробным изложением причин, расчетами и просьбой увеличить цену.
  2. Заказчик рассматривает письмо исполнителя и создает специальный запрос в вышестоящий контрольный орган.
  3. Орган власти принимает решение о созыве комиссии, которая и выносит окончательный аргумент в сложившейся ситуации.

Контрольным органом для муниципальных заказчиков является городская администрация, а для государственных — Правительство РФ.

Проверяющая комиссия проводит аналитическую работу по проверке поступивших данных и расчетов с фактическим положением дел на рынке. Проверяются тарифные планы в регионе действия условий контракта, соответствие стоимости номенклатуры товаров и услуг правительственным нормам и рыночным реалиям, а также рассматриваются аргументы в пользу изменения цены.

В случае урезания бюджета и невозможности проведения закупочной процедуры в полном объеме, заявление в контрольный орган должен направлять лично заказчик. К нему прикладывается акт о снижении бюджета и расчеты на уменьшение цены контракта. В остальном процедура идентична, а окончательное решение также будет принято комиссией.

Если контракт подписан с единственным поставщиком, то изменение цены в сторону уменьшения допустимо без уменьшения объема поставок товаров.

Если уменьшение цены планируется в процедуре с единственным поставщиком, решение принимается непосредственно заказчиком, а в контрольный орган направляется соответствующее извещение, не позднее, чем за 1 рабочий день. При этом с исполнителем заключается дополнительное соглашение, которое может быть оспорено контрольным органом в течение 3 рабочих дней с момента получения извещения.

Дополнительное соглашение

Уменьшение или увеличение цены контракта на 10 процентов по 44-ФЗ возможно также путем заключения с исполнителем дополнительного соглашения. Так, заказчик, которому потребовалось сократить или напротив, добавить дополнительный объем в предмет контракта, может при помощи данного документа расширить действующий договор с исполнителем в результате обоюдного согласия сторон с новыми условиями.

Согласно правилам, требуется разработать соглашение, которое опирается на дополнительные позиции и расчеты, произведенные не только заказчиком, но и исполнителем.

В результате документ будет содержать следующую информацию:

  • полные юридические реквизиты каждой стороны;
  • предмет соглашения, включая пункты текущего контракта затронутые изменениями;
  • основания для принятия соглашения со ссылкой на соответствующие законы;
  • дата и подписи обоих сторон.

После составления документа, его требуется опубликовать в ЕИС в течение 3 дней после подписания. В этот же срок после публикации его положения считаются вступившими в законную силу.

При заключении контракта

Заказчик хочет закупить больше товара на сумму экономии

Если заказчик провел конкурс или аукцион на покупку товара и сэкономил, то по ч.18 ст.34 44-ФЗ он имеет право увеличить объем поставки на сумму экономии, соблюдая эти условия:

  1. Заказчик увеличивает только объем товара (не услуги и работы)
  2. Итоговая цена закупки должна остаться в рамках НМЦ.
  3. Эта возможность должна быть заранее прописана в документах закупки.
  4. Цену за единицу товара рассчитывают, разделив итоговую цену контракта на количество изначально купленного товара.

Если эти условия соблюдены, заказчик отправляет победителю аукциона официальное письмо с просьбой увеличить объем поставляемого товара, не выходя за рамки НМЦ.

Победитель может согласиться или отказаться увеличивать объем поставляемого товара:

  • Если он отказывается, контракт заключают на условиях, определенных результатами торгов и документацией.
  • Если соглашается, стороны подписывают контракт на новых условиях без допсоглашения. Заказчик публикует в ЕИС контракт, приложив документы, подтверждающие согласование новой цены с победителем.

В этой закупке можно посмотреть, что победитель снизил цену закупки почти на 60% процентов, и в итоге заказчик купил на сумму экономии тринадцать сплит-систем одного из видов вместо запланированных четырех.

Еще раз об НДС

Может ли заказчик снизить цену контракта на сумму НДС, если в закупке победил поставщик на упрощенке? Однозначного правила, которого должен придерживаться заказчик, нет. Подписание контракта часто заканчивается спором, который ФАС в разных регионах может решить и в пользу заказчика, и в пользу победителя на УСН.

Позиция Минфина

Министерство финансов, которое регулирует рынок госзакупок, выпустило 2 ноября 2017 письмо № 03-07-11-72354, где сказано: «Корректировка заказчиком цены контракта, предложенной юридическим лицом, применяющим упрощенную систему налогообложения, при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, а также при заключении государственного или муниципального контракта с таким участником закупки не допускается”.

Позиция Верховного суда

Если заказчик указал цену с НДС, контракт нужно заключить на этом условии. При этом победитель сохраняет право получить полную сумму и не обязан платить НДС. Главное в такой ситуации — не выставлять заказчику счет-фактуру с НДС. Заказчик не может отказаться оплачивать контракт, если не получит такой документ. Минфин отмечал, что платить налог не нужно, даже если заказчик выделит НДС в платежном поручении. Документ: Определение ВС РФ от 23.09.2019 N 306-ЭС19-15999.

Оптимально, когда заказчик заранее в документах закупки прописывает условия, на которых будет заключать контракт с победителем, применяющим УСН. Если такого условия нет, рекомендуем уточнить это в запросе на разъяснения.

После заключения контракта

Заказчик увеличивает или уменьшает количество товара

Такое право предусмотрено 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ. Правила изменения цены мы оформили в таблицу:

Уменьшить на 10% Увеличить на 10%
Возможно в закупках у единственного поставщика и во всех конкурентных закупках, кроме запрос котировок
Заказчик предусматривает возможность в документации о закупке, а при закупке у единственного поставщика — в контракте с ним
Только на этапе исполнения контракта по соглашению сторон
Если НМЦ закупки неделима, то изменить можно только все позиции закупки: например, 100 ластиков и 100 карандашей — 170 рублей. Если цена у каждой позиции рассчитана отдельно, то можно изменить объем отдельных позиций, например: 100 карандашей — 130 рублей, 100 ластиков — 40 рублей.
Заказчик обязательно пропорционально снижает цену Стороны могут увеличить цену, о чем договариваются дополнительно. Цену единицы товара рассчитывают делением цены всего контракта или отдельной позиции на количество товара

Например, в закупке лечебной грязи видно, что заказчик изменил объем и цену товара на 10%. В карточке контракта есть соглашение об этом с победителем.

Заказчику урезали бюджет

Это условие распространяется только на казенные учреждения. Например, объявляя закупку, заказчик ориентировался на утвержденный бюджет, но на практике ему перечислили меньше денег. В этом случае он согласует с исполнителем уменьшение цены контракта или количества товара (постановление правительства № 1090 от 28.11.2013):

  • Если поставщик согласен, то снижает цену контракта до суммы доведенных на закупку денег.
  • Если поставщик не согласен снижать цену, то заказчик уменьшает количество товара или объем работ, чтобы уложиться в имеющуюся сумму.

Изменение долгосрочных контрактов

Если исполнение контракта невозможно по независящим от сторон обстоятельствам, их условия можно менять. Эти виды контрактов перечислены в постановлении правительства № 1186:

  • федеральные контракты от 10 млрд рублей (кроме клинических исследований лекарственных препаратов),
  • региональные контракты 1 млрд рублей,
  • муниципальные контракты 500 млн рублей,
  • федеральные контракты на 40 млн рублей на выполнение клинических исследований лекарственных препаратов.

В крупных закупках на строительство

Можно увеличить цену контракта до 30%. Это возможно при таких условиях:

  1. Срок исполнения контракта > 1 года.
  2. Цена равна или превышает предельный размер, установленный Правительством РФ.
  3. Возникли независящие от сторон обстоятельства, из-за которых его невозможно исполнить.
  4. Получено письменное обоснование изменения цены от Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ или местной администрации.
  5. Срок исполнения контракта не изменится (в него не закладывается время на получение положительного заключения экспертизы проектной документации).

Изменились тарифы

Если изменились цены на товары, работы, услуги в соответствии с законодательством России. По этому основанию, например, могут изменить цену контракта у единственного поставщика на коммунальные услуги или обслуживание многоквартирного дома (пп. 8 и 22 части 1 статьи 93 44-ФЗ).

Лечение за рубежом

Можно поменять цену контракта на лечение граждан РФ в иностранной организации, если по каким-то причинам меняется объем услуг или их стоимость.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

В процессе исполнения госконтракта как у заказчика, так и у поставщика могут возникнуть обстоятельства, требующие изменение условий контракта. 44-ФЗ четко определяет правила изменения существенных условий. Но как быть с теми пунктами, которые не попадают под это определение?

Рассмотрим, можно ли вносить изменения в контракт по 44-ФЗ после заключения, и каким образом осуществить возможные корректировки.

Что считать несущественными условиями

Ни закон о контрактной системе, ни гражданское законодательство не дает определение несущественных условий. Отталкиваясь от норм ГК РФ (глава 28), можно дать следующее определение это параметры госконтракта, которые не являются существенными для данного вида сделки и не требуют согласие каждой из сторон. Другими словами, изменение не существенных условий контракта по 44-ФЗ не влияет на результат исполнения договора.

Какие пункты госконтракта можно исправить без изменения ключевых договорных соглашений? Можно выделить следующие разделы:

  1. Платежные реквизиты сторон. Как заказчик, так и поставщик в процессе исполнения договора имеют право корректировать расчетные и корреспондентские счета, изменять банк для перечисления денежных средств.
  2. Местонахождение организаций. Адрес, контактные данные в виде телефона, электронной почты подлежат правке без необходимости получения разрешения другой стороной.
  3. Арифметические и орфографические ошибки: опечатки в наименовании организации, в фамилии, имени, отчестве сторон договора, неверные расчеты в спецификации, не совпадающие с ценой контракта.

В зависимости от стадии закупки, изменение условий контракта по 44-ФЗ происходит в различном порядке. Далее рассмотрим, как производится изменение условий в договоре этапы заключения и исполнения.

Как изменить контракт на этапе заключения

Поставщик направляет заказчику протокол разногласий, указывающий на изменение несущественных условий государственного контракта и причины таких корректировок. К примеру, в связи со сменой местонахождения организации просит раздел «Реквизиты» читать в новой редакции. Если закупка проводилась в электронном виде, то обязательно направление протокола разногласий посредством программно-технических средств оператора торговой площадки. Если у заказчика возникла необходимость несущественных корректировок, то функционал площадок позволяет отозвать контракт на доработку и повторно направить участнику скорректированную версию.

Протокол разногласий или доработанный контракт подлежат ознакомлению на предмет того, существенные правки или нет.

В случае изменения несущественных условий договор заключается. Если поставщик направлял протокол разногласий, заказчик изменяет контракт и доработанную его версию направляет повторно победителю на подпись.

Внесение изменений в контракт в связи с технической ошибкой 44-ФЗ возможно, только если договор подписали обе стороны и разместили его в Единой информационной системе в изначальном виде. Коррективы в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС.

При этом если неточность является несущественной, сторонам лучше ее проигнорировать и подписать договор так, как есть. Если же ошибка существенно влияет на результат контрактных отношений и грозит штрафными санкциями, то сторонам надлежит оформить протокол разногласий и исправить ее.

Например, изменение условий в спецификации на стадии заключения контракта (техническая ошибка при расчетах и проч.) производится после внесения данного договора в реестр контрактов. После обнаружения неточности и регистрации в ЕИС данных о договоре стороны составляют дополнительное соглашение, которым вносят коррективы в договорные условия на этапе заключения отношений.

Как изменить контракт на этапе исполнения

Изменение несущественных условий контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон возможно и на этапе исполнения. Аналогично первому случаю повторяются этапы уведомления и анализа предложений по корректировке, а третьим шагом является составление дополнительного соглашения с указанием всех необходимых параметров.

Заказчику в последующем необходимо отразить все сделанные изменения в Единой информационной системе, опубликовав акт корректировки.

Когда существенные условия нельзя изменить

Также в ходе исполнения договора недопустимо менять источник финансирования, так как это является существенным параметром (Письмо Минэкономразвития № Д28и-2286 от 03.08.2015).

Также не допускается изменение следующих параметров:

  1. Смена исполнителя договора (ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). Исключением является реорганизация поставщика (юридического лица) в форме преобразования, слияния или присоединения. При этом допускается замена заказчика с переходом всех прав и обязанностей к новой организации-заказчику (ч. 6 ст. 95 44-ФЗ).
  2. Срок поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, если иное не указано в договоре.
  3. Корректировка цены контракта более чем на 10 %.

ВАЖНО! Особое внимание следует обратить на увеличение ставки НДС до 20 % с 01.01.2019. Ко всем договорам, которые были заключены до роста НДС, с 01.01.2019 применяется новая ставка. Общая стоимость при этом не меняется, а налог увеличивается за счет исполнителя (Письмо Минфина России № 24-03-07/61247 от 28.08.2018). Данное требование неприменимо для договоров, соответствующих критериям, закрепленным в Постановлении Правительства № 1186 от 19.12.2013.

Образец дополнительного соглашения к контракту

Скачать

Продолжаем тему изменений в закон «О контрактной системе в сфере закупок» (44-ФЗ), вступивших в силу с 1 июля 2020 года. На официальном интернет-портале правовой информации в прошедшую пятницу было размещено постановление Правительства РФ от 30.06.2020 № 961 «Об установлении предельного размера начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которого заключение контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в случае признания конкурса, аукциона или запроса предложений несостоявшимися осуществляется по согласованию с контрольным органом». Так же как и изменения в закон 44-ФЗ порядок определения предельного размера цены контракта начинает действовать с 1 июля.

В пункте 1 Постановления установлены пороговые (предельные) значения начальной (максимальной) цены контракта при проведении конкурса, аукциона, запроса предложений, в случае превышения которых обязательно согласование заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по пункту 24, 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ уполномоченным контрольным органом в сфере закупок в случае признания этих процедур закупок не состоявшимися.

Итак, согласование с контрольным органом требуется в следующих случаях:

— если начальная (максимальная) цена контракта свыше 500 млн. рублей – при проведении несостоявшихся конкурса или аукциона для обеспечения федеральных нужд;

— если начальная (максимальная) цена контракта свыше 250 млн. рублей – при проведении несостоявшихся конкурса или аукциона для обеспечения региональных или муниципальных нужд;

— если начальная (максимальная) цена контракта свыше 1 тысячи рублей – при проведении любого несостоявшегося запроса предложений, но только если при его проведении не подано вообще ни одной заявки (примечание: если запрос предложений признаётся несостоявшимся в соответствии с частью 19 статьи 83 или частью 27 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ).

Кроме того, Постановлением Правительства № 961 также утверждены Правила согласования контрольным органом в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) и форма обращения о таком согласовании.

С полным текстом Постановления Правительства можно ознакомиться в нашей группе в сети «ВКонтакте». Присоединяйтесь, будьте всегда в курсе событий.