ФЗ 80

Принят Государственной Думой 27 октября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 8 ноября 2017 года

Статья 1

Пункт 1 статьи 117 Семейного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 16; 2011, N 49, ст. 7041) изложить в следующей редакции:

«1. Индексацию алиментов, взыскиваемых по решению суда в твердой денежной сумме, производит организация или иное лицо, которым направлен исполнительный документ (копия исполнительного документа) в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», либо судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.».

Статья 2

1) часть 6 статьи 30 после слов «постановление судебного пристава-исполнителя» дополнить словами «о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона,»;

2) часть 2 статьи 43 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

«9) прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации.»;

3) часть 2 статьи 44 изложить в следующей редакции:

«2. Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании постановления о расчете и взыскании задолженности по алиментам, а также по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.»;

4) в статье 102:

а) в части 1 первое предложение изложить в следующей редакции: «При повышении величины прожиточного минимума судебный пристав-исполнитель в рамках исполнительного производства либо организация или иное лицо, которым направлен в случаях, установленных частью 1 статьи 9 и пунктом 8 части 1 статьи 47 настоящего Федерального закона, исполнительный документ (копия исполнительного документа), производит индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации по месту жительства лица, получающего алименты, а при отсутствии в соответствующем субъекте Российской Федерации указанной величины пропорционально росту величины прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в целом по Российской Федерации.»;

б) часть 2 изложить в следующей редакции:

«2. Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов.».

Президент Российской Федерации

В. Путин

Статья 47. Окончание исполнительного производства

1. Исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случаях:

1) фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе;

2) фактического исполнения за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;

3) возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона;

4) возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;

5) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 03.12.2011 N 389-ФЗ;

6) ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7) признания должника банкротом и направления исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в части 4 статьи 69.1 и части 4 статьи 96 настоящего Федерального закона;

7.1) включения сведений о завершении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в части исполнения исполнительных документов по требованиям, указанным должником-гражданином в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Окончание исполнительного производства осуществляется в порядке, установленном статьей 69.1 настоящего Федерального закона;

8) направления копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;

9) истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона) независимо от фактического исполнения этого акта.

2. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено. В случае окончания исполнительного производства в связи с возвращением взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным статьей 46 настоящего Федерального закона, судебный пристав-исполнитель делает в исполнительном документе отметку, указывающую основание, по которому исполнительный документ возвращается взыскателю, и период, в течение которого осуществлялось исполнительное производство, а также взысканную сумму, если имело место частичное исполнение. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных пунктами 1, 2, 8 и 9 части 1 настоящей статьи, остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа.

3. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение. При окончании сводного исполнительного производства по исполнительным документам, содержащим требование о солидарном взыскании, в постановлении указывается, с какого должника и в каком размере произведено солидарное взыскание.

4. В постановлении об окончании исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах, мерах предварительной защиты, отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.

5. Если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляются:

1) взыскателю и должнику;

2) в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;

3) в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;

4) в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.

7. Одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, за исключением окончания исполнительного производства по основаниям, установленным пунктом 3 или 4 части 1 статьи 46 настоящего Федерального закона либо пунктом 4, 6 или 7 части 1 настоящей статьи, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.

8. По оконченному исполнительному производству о взыскании периодических платежей судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные пунктом 16 части 1 статьи 64 настоящего Федерального закона, самостоятельно или в порядке, установленном частью 6 статьи 33 настоящего Федерального закона.

9. В течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.

Статья 30. Возбуждение исполнительного производства
Комментарий к статье 30
1. Исполнительное производство проходит несколько стадий, первой из которых является возбуждение исполнительного производства. Для возбуждения исполнительного производства судебному приставу-исполнителю требуются наличие исполнительного документа и по общему правилу заявление взыскателя. Иной порядок возбуждения исполнительного производства без заявления взыскателя может быть предусмотрен федеральным законодательством, в том числе комментируемым Законом (см. п. 5 комментария к ст. 30 настоящего Закона).
Исполнительный лист выдается судом после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев обращения судебного акта к немедленному исполнению, на что должно быть указано судом. Выданный исполнительный лист на судебный акт, не вступивший в законную силу, является ничтожным и подлежит возврату (ч. 4 ст. 428 ГПК; ч. 11 ст. 353 КАС; ч. 3 ст. 319 АПК).
Порядок вступления судебного акта в законную силу определяется процессуальным законодательством: по общему правилу решение арбитражного суда первой инстанции вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (ст. 180 АПК).
Исключения из общего правила:
— решения Суда по интеллектуальным правам вступают в законную силу немедленно после их принятия;
— судебный приказ и решение суда, вынесенное в упрощенном порядке, вступают в законную силу в порядке, установленном АПК;
— решения суда общей юрисдикции вступают в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если они не были обжалованы. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом этой жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено. Если определением суда апелляционной инстанции отменено или изменено решение суда первой инстанции и принято новое решение, то оно вступает в законную силу немедленно (ст. 209 ГПК; ст. 186 КАС).
Судебный пристав-исполнитель проверяет, является ли документ, предъявленный к исполнению, исполнительным, соответствует ли он предъявляемым к нему требованиям.
2. Часть 2 комментируемой статьи определяет требования к заявлению взыскателя о возбуждении исполнительного производства. Однако нельзя сказать, что Закон об исполнительном производстве детально регулирует эти требования.
Прежде всего отметим, что заявление о возбуждении исполнительного производства должно быть выполнено в письменной форме, подписано взыскателем либо его представителем. В случае подписания заявления представителем должны быть приложены доверенность (в случае договорного представительства) или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В качестве иного документа могут выступать документы, подтверждающие, к примеру, наличие родственных отношений (при законном представительстве).
Несмотря на то что в ч. 2 комментируемой статьи не говорится об этом, в заявлении должна быть указана информация о взыскателе и исполнительном документе.
Взыскатель может указать в заявлении о возбуждении исполнительного производства известные ему сведения о должнике, а также приложить к заявлению документы, содержащие информацию о должнике, его имущественном положении и иные сведения, которые могут иметь значение для своевременного и полного исполнения требований исполнительного документа.
В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом об исполнительном производстве. Аналогичные ходатайства могут быть поданы и в виде отдельного документа как в момент обращения к судебному приставу-исполнителю с заявлением о возбуждении исполнительного производства, так и позже.
Судебный пристав-исполнитель, решая вопрос о возбуждении исполнительного производства, должен проверить несколько обстоятельств:
— надлежащим ли субъектом предъявлен исполнительный документ к исполнению;
— соответствует ли исполнительный документ требованиям, предусмотренным законом;
— не истек ли срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
— соблюдены ли правила о территориальной компетенции при предъявлении исполнительного документа;
— предъявлялся ли ранее исполнительный документ к исполнению <1>.
———————————
<1> См. подробнее: Комментарий к Федеральному закону «Об исполнительном производстве» и практике его применения / Под ред. И.В. Решетниковой. М.: Инфотропик, 2012. С. 169 — 170 (автор комментария — И.В. Решетникова).
3. Часть 2.1 комментируемой статьи регулирует случаи, когда Законом установлены сроки подачи заявления о возбуждении исполнительного производства при наличии специальных оснований. К таким специальным основаниям Закон относит повторное обращение взыскателя с заявлением о возбуждении исполнительного производства, которое ранее было окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание. В указанной части настоящей статьи предусмотрено два таких случая, в каждом из которых исполнительное производство сначала должно быть возбуждено по определенным основаниям, а затем окончено ввиду отсутствия у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание.
Во-первых, это случай подачи заявления о возбуждении исполнительного производства на основании следующих исполнительных документов:
— исполнительные листы, выдаваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в ч. ч. 2, 4 и 7 ст. 21 комментируемого Закона (см. ч. 1 этой же статьи);
— исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта (ч. 1 ст. 21 комментируемого Закона);
— судебные приказы (ч. 3 ст. 21 комментируемого Закона);
— исполнительные документы, содержащие требования о взыскании периодических платежей (ч. 4 ст. 21 комментируемого Закона);
— судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях (ч. 7 ст. 21 комментируемого Закона).
Заявление о возбуждении исполнительного производства на основании перечисленных выше исполнительных документов, если ранее исполнительное производство по ним было окончено судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые Законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее шести месяцев после дня окончания исполнительного производства либо ранее указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
Во-вторых, заявление о возбуждении исполнительного производства на основании других исполнительных документов, оконченных судебным приставом-исполнителем на основании акта об отсутствии у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (в случае если все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые Законом меры по отысканию имущества должника оказались безрезультатными), может быть подано не ранее двух месяцев после дня окончания исполнительного производства либо до истечения указанного срока при наличии информации об изменении имущественного положения должника.
4. Части 3 и 4 комментируемой статьи определяют, в какое подразделение ФССП должны быть поданы заявления о возбуждении исполнительного производства. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (см. комментарий к ст. 33 настоящего Закона).
Если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган ФССП (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со ст. 33 комментируемого Закона.
В свою очередь главный судебный пристав субъекта РФ направляет указанные документы в соответствующее подразделение судебных приставов в пятидневный срок со дня их получения, а если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению — в день их получения.
5. Части 5 и 6 комментируемой статьи взаимосвязаны с ее ч. 2, поскольку речь идет о возбуждении судебным приставом-исполнителем исполнительного производства без заявления взыскателя. Такие случаи могут быть предусмотрены как настоящим Законом, так и процессуальным или иным федеральным законодательством.
Не требуется заявление взыскателя при возбуждении исполнительного производства о взыскании расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 6 комментируемой статьи). Для возбуждения названного производства достаточно постановлений судебного пристава-исполнителя, вынесенных в процессе принудительного исполнения исполнительного документа.
Процессуальным законодательством установлены исключения из общего порядка возбуждения исполнительного производства, когда не требуется заявления взыскателя о возбуждении исполнительного производства:
— исполнительный лист о взыскании направляется арбитражным судом судебному приставу-исполнителю по месту жительства или месту нахождения лица, на которое наложен судебный штраф, для немедленного исполнения (ч. 5 ст. 120 АПК);
— в соответствии с ч. 3 ст. 319 АПК исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом (см. также ч. 3 ст. 353 КАС). В этом случае обычно в сопроводительном письме, с которым исполнительный лист направляется в подразделение ФССП, указывается на наличие ходатайства взыскателя о направлении судом его исполнительного листа приставам;
— по просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю, в том числе в форме электронного документа, подписанного судьей усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 1 ст. 130 ГПК; ч. 6 ст. 229.5 АПК);
— согласно ч. 4.2 ст. 206 АПК исполнительный лист на основании судебного акта арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности не выдается, принудительное исполнение производится непосредственно на основании этого судебного акта. В силу п. 6 ч. 1 ст. 12 комментируемого Закона сам судебный акт по делу об административном правонарушении является исполнительным документом, направляемым (предъявляемым) судебному приставу-исполнителю;
— в случае если по истечении 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда о привлечении к административной ответственности и о назначении наказания в виде административного штрафа либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки исполнения этого решения отсутствуют сведения об уплате административного штрафа добровольно, на основании ст. 32.2 КоАП названный судебный акт должен быть направлен для взыскания штрафа и составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП, судебному приставу-исполнителю;
— при назначении наказания в виде конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, суд с учетом ст. 32.4 КоАП направляет судебный акт после его вступления в законную силу судебному приставу-исполнителю <1> и т.д.
———————————
<1> См.: п. 15.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 2 июня 2004 г. N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».
Федеральным законом могут быть установлены и иные случаи, когда суд, другой орган или должностное лицо направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю. В частности, ч. 5.1 комментируемой статьи является иллюстрацией данного положения: запрос центрального органа о розыске ребенка направляется центральным органом, назначенным в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ, в структурное подразделение судебных приставов-исполнителей территориальных органов ФССП по последнему известному месту жительства или месту пребывания лица, с которым может находиться ребенок, или по местонахождению имущества этого лица, или по последнему известному месту пребывания ребенка. Федеральным законом от 14 ноября 2017 г. N 321-ФЗ внесены дополнения в ч. 6 комментируемой статьи, что обусловлено общей направленностью на усиление борьбы с неисполнением судебных постановлений по делам о взыскании алиментов. Так, в настоящее время особо оговаривается, что основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о расчете и взыскании задолженности по алиментам в случае прекращения исполнительного производства в соответствии с п. 9 ч. 2 ст. 43 настоящего Закона. Точно так же основанием для возбуждения исполнительного производства является вынесенное в процессе принудительного исполнения исполнительного документа постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов на совершение исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
6. Частью 7 комментируемой статьи установлен трехдневный срок для передачи заявления взыскателя и исполнительного документа судебному приставу-исполнителю со дня их поступления в подразделение судебных приставов.
В некоторых случаях Закон предусматривает сокращенные сроки для передачи заявления о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа судебному приставу-исполнителю:
— если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка либо об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора РФ, запрос центрального органа о розыске ребенка передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем их поступления в подразделение судебных приставов <1>. В перечень исполнительных документов включен запрос центрального органа, назначенного в Российской Федерации в целях обеспечения исполнения обязательств по международному договору РФ. В соответствии с ч. 4 и ч. 7.1 комментируемой статьи запрос центрального органа о розыске ребенка (детей) передается судебному приставу-исполнителю не позднее дня, следующего за днем его поступления в подразделение судебных приставов или аппарат управления территориального органа ФССП России <2>;
———————————
<1> См. также: письмо ФССП России от 25 августа 2014 г. N 00011/14/50543-свс «О возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка и об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа».
<2> Письмо ФССП России от 31 июля 2014 г. N 00011/14/44632-ти о запросах Минобрнауки России.
— если исполнительный документ подлежит немедленному исполнению, то он после поступления в подразделение судебных приставов немедленно передается судебному приставу-исполнителю, чьи полномочия распространяются на территорию, где должно быть произведено исполнение, а в случае его отсутствия — другому судебному приставу-исполнителю.
По общему правилу после получения заявления о возбуждении исполнительного производства и исполнительного документа судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.
Решение о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель должен принять в течение одних суток с момента поступления исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в подразделение судебных приставов.
Указанные сроки носят организационно-правовой характер, установлены с целью организовать надлежащим образом работу судебных приставов-исполнителей. Таким образом, установленный процитированной выше нормой трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства исчисляется со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
Установленный Законом трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства исчисляется со дня поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю.
Заявителем предъявлено требование о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, выразившегося в несвоевременном возбуждении исполнительного производства принятым им постановлением. Между тем из материалов исполнительного производства усматривается, что заявление индивидуального предпринимателя о возбуждении исполнительного производства поступило к судебному приставу-исполнителю лишь 23 сентября 2014 г., что подтверждается отметкой на титульном листе дела по исполнительному производству, а также входящим штампом, проставленным на исполнительном документе канцелярией МРО СП по ОИП УФССП России по Омской области.
Таким образом, исходя из буквального толкования нормы ч. 8 комментируемой статьи установленный ею срок возбуждения исполнительного производства в рассматриваемом случае должен исчисляться с момента поступления исполнительного документа к судебному приставу-исполнителю <1>.
———————————
<1> См.: Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2015 г. N 08АП-14387/2014.
7. Несколько норм комментируемой статьи посвящено определению срока для добровольного исполнения исполнительного документа должником (ч. ч. 11, 12, 14).
При возбуждении исполнительного производства если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. ст. 112 и 116 настоящего Закона. Указанные положения вносятся в постановление о возбуждении исполнительного производства.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Законом.
В указанный пятидневный срок для добровольного исполнения не включаются нерабочие дни. Срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа не может быть изменен по усмотрению судебного пристава-исполнителя. Иные сроки могут быть установлены в случаях, предусмотренных в том числе ч. 14 комментируемой статьи, ч. 5 ст. 103 настоящего Закона.
В течение срока для добровольного исполнения применение мер принудительного исполнения не допускается. Между тем в указанный срок судебный пристав-исполнитель вправе совершать отдельные исполнительные действия, например наложить арест на имущество должника, установить запрет на распоряжение имуществом.
Судебный пристав-исполнитель не вправе удовлетворить содержащееся в заявлении о возбуждении исполнительного производства ходатайство взыскателя об установлении временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации одновременно с вынесением им постановления о возбуждении исполнительного производства до истечения установленного в таком постановлении срока на добровольное исполнение исполнительного документа, а также до получения судебным приставом-исполнителем сведений о том, что должник обладает информацией о возбужденном в отношении его исполнительном производстве и уклоняется от добровольного исполнения исполнительного документа (ч. ч. 1, 2 ст. 67 комментируемого Закона) <1>.
———————————
<1> См.: п. 22 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50.
Судебный пристав-исполнитель не устанавливает срок для добровольного исполнения исполнительного документа в случаях возбуждения исполнительного производства:
1) по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа;
2) при последующих предъявлениях исполнительного документа;
3) по исполнительному документу о конфискации имущества;
4) по исполнительному документу об отбывании обязательных работ;
5) по исполнительному документу, подлежащему немедленному исполнению <1>;
———————————
<1> См., например: Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18 марта 2015 г. по делу N А56-39593/2014.
6) по исполнительному документу о принудительном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) по запросу центрального органа о розыске ребенка;
8) по исполнительному документу, выданному судами общей юрисдикции и арбитражными судами в отношении иностранного государства.
8. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства:
— обязывает должника предоставить документы, подтверждающие наличие у него принадлежащих ему имущества, доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в том числе денежных средств, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, а также имущества, которое является предметом залога. Введение данного положения продиктовано тем, что многие судебные споры возникают при обращении судебными приставами-исполнителями взыскания на денежные средства на банковских счетах должников, куда перечисляются алименты на содержание несовершеннолетних детей и детские пособия (запрет на это установлен ст. 101 комментируемого Закона), иные безналичные денежные средства, единственное жилье, а также наличием споров, связанных с обращением взыскания на заложенное движимое и недвижимое имущество <1>;
———————————
<1> Лейба А. Суд теперь скорый // СПС «КонсультантПлюс».
— предупреждает должника об установлении в отношении его временных ограничений, предусмотренных комментируемым Законом, при неисполнении в установленный для добровольного исполнения срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. ч. 14.1 <1>, 14.2 комментируемой статьи).
———————————
<1> См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2016 г. N 17АП-7609/2016-АК.
9. Части 15 и 16 комментируемой статьи устанавливают порядок исполнения постановлений судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора. В процессе исполнительного производства взыскатель может понести расходы по совершению исполнительных действий, которые подлежат взысканию с должника. На должника ввиду отсутствия добровольного исполнения предписаний исполнительного документа после возбуждения производства может быть возложена ответственность в виде взыскания исполнительского сбора. Согласно ч. 15 комментируемой статьи постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления <1>. В этом случае постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора является исполнительным документом. Возбуждения отдельного исполнительного производства не требуется, ибо взыскание и расходов по совершению исполнительных действий, и исполнительского сбора по своей сути является продолжением основного исполнительного производства.
———————————
<1> См., например: Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 2 ноября 2011 г. по делу N А43-30981/2008.
После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (ч. 16 комментируемой статьи).
Стороны исполнительного производства должны быть осведомлены о возбуждении исполнительного производства, в связи с этим копия постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 16 комментируемой статьи).
10. В ч. 17 настоящей статьи закреплено общее правило об обязательности направления копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Копия постановления судебного пристава-исполнителя направляется адресатам не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления.
11. В определенных случаях исполнение судебного акта возлагается на представителя власти, государственного служащего, муниципального служащего, а также служащего государственного или муниципального учреждения, коммерческой или иной организации. К примеру, взыскание периодических платежей на содержание несовершеннолетнего ребенка, родителей (алименты) и прочих платежей производится указанными выше субъектами по месту работы должника. В этом случае судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство и передает исполнительный документ на исполнение в организацию, в которой трудится должник. Судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства предупреждает указанных лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению.
Комментируемый Закон не содержит запрет относительно кратности направления предупреждения, а также указаний о способе предупреждения перечисленных лиц об ответственности, предусмотренной ст. 315 УК.
Так, суды установили и материалами дела подтверждается, что 1 октября 2012 г. судебный пристав-исполнитель, принявший рассматриваемое исполнительное производство для дальнейшего исполнения, направила почтой ООО «Фирма «Овен-Авто» (далее — общество) требование с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 315 УК. Одновременно должнику было разъяснено, что невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя влечет предусмотренную законодательством РФ ответственность.
В рассмотренном случае направленное судебным приставом-исполнителем требование с предупреждением об уголовной ответственности по ст. 315 УК суды расценили как меру, направленную на понуждение должника исполнить вступивший в законную силу судебный акт, что не противоречит принципам исполнительного производства и положениям действующего законодательства.
Доказательств, подтверждающих нарушения прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с направлением в адрес ООО «Фирма «Овен-Авто» требования с предупреждением об уголовной ответственности, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах суды правомерно отказали обществу в удовлетворении его требования <1>.
———————————
<1> Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 июля 2013 г. по делу N А29-8918/2012.