Генеральный директор учредитель

Вопрос участника вебинара про кассовые операции: в компании генеральный директор и учредитель одно лицо. Как заключать трудовой договор. Обязательно ли должна начисляться и выплачиваться зарплата генеральному директору. Можно ли зарплату генерального директора брать в расходы. Размер зарплаты должен быть минимальный, или любой какой может позволить компания?

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Содержание

Трудовой договор с директором — учредителем

Вопрос о том, требуется ли заключение с директором трудового договора или нет, не имеет однозначного ответа среди специалистов. По данному поводу было разъяснение Роструда. В письме от 28.12.2006 № 2262-6-1 говорится: особенности регулирования труда руководителя организации предусмотрены гл. 43 ТК РФ. Согласно ст. 273 ТК РФ положения указанной главы не распространяются на руководителя организации в случае, если он является единственным участником (учредителем) организации.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор заключается между работником и работодателем. В этой ситуации по отношению к генеральному директору отсутствует его работодатель.

Подписание трудового договора одним и тем же лицом от имени работника и от имени работодателя не допускается. Таким образом, в указанном случае трудовой договор с генеральным директором как с работником не заключается.

Минздравсоцразвития России в письме от 18.08.2009 № 22-2-3199 придерживается такой же позиции: из нормы статьи 273 Трудового кодекса следует, что подписание трудового договора и от имени организации, и от себя лично, невозможно, так как не может быть одной и той же подписи с обеих сторон, а другого собственника у организации нет.

Но также имеются и судебные решения. Например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 19.05.2004 № А13-7545/03-20 сказано, что в соответствии со ст. 11 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ) решение об учреждении общества может быть принято одним лицом. Согласно п. 1 ст. 40 Закона № 14-ФЗ единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников. Договор между обществом и лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, на котором избрано лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа общества, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества. Таким образом, возложение единоличным учредителем общества на себя функций исполнительного органа этого же общества не противоречит ни правовым нормам, ни положениям устава общества.

Итак, если организация заключает трудовой договор, то следует помнить следующее.

  • Совет директоров решает вопрос об избрании генерального директора. Трудовой договор с генеральным директором подписывает единственный участник от имени общества, так как других участников нет. В данном случае работодателем будет Общество с ограниченной ответственностью.
  • Прием на работу генерального директора общества оформляется в обычном порядке, согласно ст. 68 ТК РФ. На основании решения единственного участника ООО о назначении генерального директора издается приказ о приеме на работу, который будет подписан генеральным директором.

Зарплата директора-учредителя

В случае если руководитель является единственным участником, при отсутствии письменного трудового договора, размер его заработной платы можно предусмотреть в штатном расписании.

Если имеется трудовой договор, то согласно ст. 57 ТК РФ, условие об оплате труда работника обязательно должно быть включено в трудовой договор. Согласно ст.133 ТК РФ, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда (МРОТ).

Кроме того, директор, являющийся единственным учредителем, может получать дивиденды и не получать зарплату. Но при их выплате необходимо соблюдать следующие правила:

  • выплачивать дивиденды не чаще одного раза в квартал;
  • выплачивать за счет чистой прибыли организации, оставшейся после уплаты всех налогов;
  • на основании решения собственника.

Самая распространенная ошибка при выплате дивидендов — это их выплата ежемесячно. Любая проверка переквалифицирует такую выплату дивидендов в зарплату со всеми вытекающими налоговыми последствиями.

Как учесть расходы на зарплату директора учредителя?

Можно ли зарплату директора-учредителя учесть в составе расходов по оплате труда, ведь, что касается общих случаев, то начисленная зарплата учитывается в составе расходов (п.1 ст. 255 НК РФ)?

Дело в том, что трудовые отношения имеют место, так как работник фактически допущен к работе, независимо от того заключен договор «на бумаге» или нет (ч.2 ст. 16, ст. 19, ч.2 ст.67 ТК РФ). Поэтому, можно предположить, что этот пункт Налогового кодекса применим и в этом случае, даже если письменный договор с генеральным директором — единственным учредителем не заключался.

Если договор заключен, то заработная плата должна быть прописана в договоре. Следовательно, ее тоже можно учесть в расходах по оплате труда.

Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.

Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об административной ответственности юридических лиц (организаций) и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2002 года на основании
Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ
____________________________________________________________________

Принят
Государственной Думой
23 июня 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
2 июля 1999 года

Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение государственного регулирования производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, защиту прав потребителей, охрану жизни и здоровья людей.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон устанавливает административную ответственность юридических лиц (организаций), а также индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

2. Действие настоящего Федерального закона не распространяется на:
деятельность граждан (физических лиц), производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;
деятельность организаций по производству и обороту лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также деятельность аптечных учреждений, связанную с изготовлением средств по индивидуальным рецептам, в том числе гомеопатических препаратов, препаратов ветеринарного назначения, парфюмерно-косметической продукции, прошедших государственную регистрацию в уполномоченных федеральных органах исполнительной власти.

1. Деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая без соответствующей лицензии,-
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудования и сырья.

2. Деятельность юридического лица (организации) по промышленному производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или индивидуального предпринимателя по розничной продаже алкогольной продукции, осуществляемая с нарушением условий соответствующей лицензии, если это действие (бездействие) не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке или без таковой.

Статья 3. Использование непищевого сырья для приготовления пищевой алкогольной и спиртосодержащей продукции

Использование юридическим лицом (организацией) этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции —
влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией произведенной продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудования и сырья или без таковой.

Промышленное производство или оборот юридическим лицом (организацией) этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции либо розничная продажа индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции, не соответствующих требованиям государственных стандартов, санитарным правилам и гигиеническим нормативам, —
влекут наложение административного штрафа в размере от одной до двух тысяч минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового питьевого спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудования и сырья.

Статья 5. Промышленное производство этилового спирта с превышением установленных квот

Промышленное производство юридическим лицом (организацией) этилового спирта с превышением установленных квот —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до восьмисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, произведенного с превышением установленных квот.

Статья 6. Поставки и закупка этилового спирта без соответствующих лицензий и квот

1. Поставки юридическим лицом (организацией) этилового спирта юридическому лицу (организации) или индивидуальному предпринимателю, не имеющим соответствующей лицензии или не имеющим квот на закупку этилового спирта либо осуществляющим закупку этилового спирта в объеме, превышающем квоты, —
влекут наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта в соответствующих таре и (или) упаковке.

2. Закупка юридическим лицом (организацией) этилового спирта, не имеющим соответствующей лицензии или квот на закупку этилового спирта, а также закупка этилового спирта в объеме, превышающем квоты, —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта в объеме, превышающем квоты, в соответствующих таре и (или) упаковке.

Статья 7. Розничная продажа этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт, и виноматериалов

Розничная продажа юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем этилового спирта, в том числе этилового питьевого спирта (за исключением розничной продажи этилового спирта в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации), а также лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт (за исключением розничной продажи этих средств при осуществлении деятельности юридических лиц (организаций), установленной в пункте 2 статьи 1 настоящего Федерального закона), и виноматериалов —
влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, лекарственных или лечебно-профилактических средств, содержащих этиловый спирт, в соответствующих таре и (или) упаковке или без таковой.

Статья 8. Оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции без аккредитации или без установленных документов

Закупка, поставки и хранение юридическим лицом (организацией) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции без аккредитации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также розничная продажа, хранение и перевозка юридическим лицом (организацией) и индивидуальным предпринимателем алкогольной и спиртосодержащей продукции без установленных транспортных документов, сертификата соответствия каждого наименования алкогольной и спиртосодержащей продукции или заверенной в установленном порядке копии такого сертификата либо без справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации, или ее копии (на импортную алкогольную продукцию) —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке или без таковой.

Статья 9. Поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующих требованиям государственных стандартов

Поставки юридическим лицом (организацией) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в таре и (или) упаковке, не соответствующих требованиям государственных стандартов, —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке или без таковой.

1. Выпуск юридическим лицом (организацией) — производителем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, —
влечет наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции в соответствующих таре и (или) упаковке.

2. Купля-продажа юридическим лицом (организацией) или индивидуальным предпринимателем алкогольной продукции без маркировки, если такая маркировка обязательна, а также хранение, перевозка такой продукции —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией алкогольной продукции в соответствующих таре и (или) упаковке.

Статья 11. Искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Искажение и (или) непредставление юридическим лицом (организацией) в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции —
влекут наложение административного штрафа в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 12. Нарушение правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции

Нарушение юридическим лицом (организацией) или индивидуальным предпринимателем правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, установленных федеральными законами или Правительством Российской Федерации, если это действие (бездействие) не образует состава иного административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, —
влечет наложение административного штрафа в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 13. Подведомственность дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и полномочия должностных лиц

1. Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, совершать иные процессуальные действия, предусмотренные настоящим Федеральным законом и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, от имени федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, вправе уполномоченные должностные лица органов внутренних дел, налоговых органов, органов налоговой полиции, органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора, органов государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей.

2. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, рассматривают руководители федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные руководители управлений (департаментов) федеральных органов исполнительной власти, а также руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в субъектах Российской Федерации, районах, городах, районах в городах и приравненных к ним административно-территориальных образованиях.
При этом соответствующие руководители:
налоговых органов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 2, 5, 6, 10, 11 настоящего Федерального закона;
органов внутренних дел, а также начальники или заместители начальников органов внутренних дел на транспорте рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7, 8, 10, 12 настоящего Федерального закона;
органов налоговой полиции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7, 8, 10, 12 настоящего Федерального закона;
органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 3, 4 настоящего Федерального закона;
органов государственной инспекции по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9 настоящего Федерального закона;
органов государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 12 настоящего Федерального закона.

3. Наложение административного взыскания в виде конфискации у нарушителя этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, а также оборудования и сырья, находившихся у него на законных основаниях, относится к компетенции районных судов (мировых судей).

Статья 14. Порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Порядок производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определяется настоящим Федеральным законом, а в части, не урегулированной им, — разделом IV Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 15. Поводы и основания к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом

1. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом, являются:
1) непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, факта совершения административного правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
2) материалы, поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений;
3) сообщения и заявления об административных правонарушениях в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, поступившие от физических или юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации.

2. Материалы, сообщения, заявления, указанные в пункте 1 настоящей статьи, подлежат рассмотрению должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, а также прокурором.

3. Основаниями к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, представившим соответствующие материалы, сообщения, заявления в суд или вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

4. Дело об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом, считается возбужденным с момента составления протокола о совершении административного правонарушения или вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. При необходимости проведения административного расследования в соответствии с нормами статьи 18 настоящего Федерального закона дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента вынесения решения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Статья 16. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

1. При выявлении административных правонарушений, предусмотренных настоящим Федеральным законом, административное задержание законного представителя юридического лица или индивидуального предпринимателя, личный досмотр и досмотр вещей, изъятие вещей и документов осуществляются должностными лицами органов внутренних дел или органов налоговой полиции.

2. В случае увеличения сроков производства по делу об административном правонарушении в связи с проведением административного расследования изъятые в соответствии с нормами статьи 25 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» из незаконного производства и оборота этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция при невозможности обеспечения их надлежащего хранения и опасности возвращения в производство и оборот направляются на переработку в технических целях. При невозможности осуществить такую переработку продукции, не отвечающей требованиям государственных стандартов, санитарных правил и гигиенических нормативов, указанная продукция направляется на уничтожение.
Решение о направлении на переработку в технических целях или уничтожение указанной продукции до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом, принимается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, уполномоченным должностным лицом органов внутренних дел или налоговой полиции, имеющим право в соответствии с пунктом 2 статьи 13 настоящего Федерального закона рассматривать дела о соответствующих административных правонарушениях.
Образцы уничтожаемых этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции сохраняются в течение месяца после истечения срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении, после чего уничтожаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

3. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, примененные к юридическому лицу (организации) или индивидуальному предпринимателю, могут быть обжалованы заинтересованным лицом в вышестоящий орган (должностному лицу), прокурору или в суд.

Статья 17. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом

1. О совершении административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, составляется протокол.

2. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления; должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол; сведения о юридическом лице (организации) или об индивидуальном предпринимателе, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются; место, время совершения и существо административного правонарушения; закон, предусматривающий ответственность за данное правонарушение, с указанием конкретной статьи закона; объяснение законного представителя юридического лица (организации) или индивидуального предпринимателя, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении; иные сведения, необходимые для разрешения дела.

3. При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица (организации) или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по данному делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом и Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается отметка в протоколе.

4. Законному представителю юридического лица (организации) или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Данные лица вправе представлять объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола об административном правонарушении в нем производится соответствующая запись.

5. Протокол об административном правонарушении подписывается лицом, его составившим, при наличии понятых; протокол может быть подписан также и понятыми.

6. Законному представителю юридического лица (организации) или индивидуальному предпринимателю, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему по его просьбе копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку немедленно после его составления.

Статья 18. Административное расследование административного правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом

1. В случаях, если после выявления административного правонарушения, предусмотренного статьями 3-9 настоящего Федерального закона, требуется производство экспертиз, других сопряженных с большой затратой времени трудоемких и сложных процессуальных действий, осуществляется административное расследование. Такое расследование должно быть закончено в срок не более одного месяца после возбуждения дела. В исключительных случаях этот срок может быть по письменному ходатайству продлен вышестоящим должностным лицом еще на один месяц.

2. Административное расследование осуществляется по месту совершения или обнаружения административного правонарушения.

3. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении.

Статья 19. Сроки составления протокола об административном правонарушении

1. Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

2. При осуществлении административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании в соответствии со сроками, предусмотренными нормами статьи 18 настоящего Федерального закона.

Статья 20. Направление протокола для рассмотрения дела об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении направляется органу (должностному лицу), уполномоченному рассматривать дело об административном правонарушении, в течение суток с момента составления протокола об административном правонарушении.

Статья 21. Постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом

1. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны:
1) должность, фамилия, имя, отчество судьи (должностного лица), вынесшего постановление;
2) дата и место рассмотрения дела;
3) сведения о юридическом лице (организации) или об индивидуальном предпринимателе, в отношении которых рассмотрено дело;
4) обстоятельства, установленные при рассмотрении дела;
5) наименование статьи настоящего Федерального закона, предусматривающей ответственность за данное административное правонарушение;
6) срок и порядок обжалования постановления.

2. Постановление по делу об административном правонарушении должно быть мотивировано.

3. В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых этиловом спирте, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудовании и о сырье, если в отношении них не применено взыскание в виде конфискации. При этом:
1) вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, а при неустановлении последнего передаются в собственность государства;
2) этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция в соответствующих таре и (или) упаковке, оборудование и сырье, изъятые из незаконного оборота и использовавшиеся в противоправных целях, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, подлежат передаче в соответствующие учреждения или уничтожению;
3) документы, являющиеся вещественными доказательствами, подлежат оставлению в деле в течение всего срока хранения последнего или передаются заинтересованным лицам.

4. Постановление об административном правонарушении подписывается вынесшим постановление судьей или должностным лицом.

Статья 22. Сроки наложения административного взыскания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Сроки наложения административного взыскания по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и не требующих проведения административного расследования, определяются в соответствии с нормами статьи 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 23. Порядок обжалования постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом

В течение десяти дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном настоящим Федеральным законом, юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, в отношении которых вынесено постановление, вправе обжаловать указанное постановление вышестоящему должностному лицу либо в суд.
Общий порядок обжалования и опротестования постановлений по делам об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, определяется нормами главы 22 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Статья 24. Порядок исполнения постановления о наложении административного взыскания, предусмотренного настоящим Федеральным законом

Постановление о наложении административного взыскания, предусмотренного настоящим Федеральным законом, вступает в силу и подлежит исполнению по истечении десятидневного срока с момента его вынесения. В случае подачи жалобы или принесения протеста на постановление о наложении административного взыскания указанное постановление вступает в силу с момента вынесения не отменяющего его решения по жалобе или протесту.
Юридическое лицо (организация) или индивидуальный предприниматель, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания, предусмотренного настоящим Федеральным законом, вправе добровольно исполнить указанное постановление в течение пятнадцати дней с момента его вступления в силу. В случае неисполнения в указанный срок постановление о наложении административного взыскания, предусмотренного настоящим Федеральным законом, направляется вынесшим его судьей или должностным лицом судебному приставу-исполнителю для принятия мер, предусмотренных законодательством об исполнительном производстве.
Общий порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, осуществляется применительно к особенностям привлечения к административной ответственности юридических лиц (организаций) или индивидуальных предпринимателей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, разделом V Кодекса РСФСР об административных правонарушениях и Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Статья 25.

Статья 25. Поручить Правительству Российской Федерации разработать порядок направления на переработку этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в соответствующих упаковке и (или) таре.
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 26.

Статья 26. Настоящий Федеральный закон утрачивает силу с момента вступления в силу Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Сергей Петрович- учредитель ООО Учредители ООО

В состав учредителей ООО могут входить физические и/или юридические лица. После регистрации фирмы учредители ООО становятся участниками. Стать учредителем ООО может любое физическое или юридическое лицо, российское или иностранное, и даже лицо без гражданства (правда, неизвестно, случалась ли такая регистрация).
Учредители ООО, кроме получения предполагаемой прибыли от деятельности ООО, принимают на себя определенные обязанности и несут ответственность за деятельность созданной организации.

Учредители ООО имеют следующие права:

  • получать прибыль (часть прибыли) от деятельности ООО;
  • участвовать в управлении ООО;
  • получить часть стоимости имущества ООО при его ликвидации;
  • перестать быть учредителем (выйти из состава участников ООО или продать свою долю в уставном капитале-если такая возможность предусмотрена уставом ООО).

В случае выхода из состава учредителей ООО, Вы можете получить действительную стоимость Вашей доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности ООО за год, в течение которого было подано заявление о выходе из ООО.

Учредители ООО могут продать свою долю в ООО. За неё Вы можете получить ровно столько, сколько за нее готов заплатить покупатель, но не менее ее номинальной стоимости.

В случае преждевременной кончины учредителя ООО долю в уставном капитале ООО и имуществе ООО получат ваши наследники (или правопреемники, если Вы – юридическое лицо).

Учредители ООО имеют следующие обязанности:

  • внести свой вклад в уставный капитал ООО на условиях, которые предусмотрены учредительными документами ООО;
  • выполнять решения общего собрания участников, а также решения других органов и должностных лиц ООО, принятые в пределах их компетенции.

Учредители ООО несут следующую ответственность:

  • по обязательствам, связанным с учреждением ООО (т.е. оплата расходов, связанных с созданием ООО);
  • учредители ООО отвечают за своевременное внесение вкладов в уставный капитал ООО. Это оговорено в учредительном договоре.
  • ответственность за деятельность ООО в пределах стоимости внесенных вкладов ( в т.ч. неоплаченных).

Учредители ООО могут быть исключены из состава ООО в случае грубого нарушения своих обязанностей, либо если Вы сумеете своими действиями (бездействием) сделать невозможной (или затруднить деятельность ООО. Сделать исключение достаточно сложно и возможно только в судебном порядке. При этом ООО обязано выплатить исключенному участнику действительную стоимость его доли.

Если Вы все же решили стать учредителем ООО, то, по-возможности, будьте единственным, чтобы избежать в будущем конфликтных ситуаций. Удачи Вам в коммерческой деятельности.

Общества с ограниченной ответственности могут иметь обособленные подразделения — филиалы. Об этом читайте филиал ооо . Там описан подробный порядок создания филиала.

Законы Природы неумолимы. Все, пришедшие в этот Мир, уходят. Еще никто не остался здесь навсегда. Так вот, если умер учредитель, что делать в этом случае? А если он единственный учредитель? Читайте если умер учредитель

Привлечение руководителей и собственников компаний к уголовной ответственности в настоящее время, к сожалению, становится обычным явлением, а не событием из ряда вон выходящим. Более того, за последние годы число уголовных дел, заведенных на руководителей, существенно выросло.

Генпрокуратура ежегодно готовит статистику по количеству возбужденных уголовных дел. Так вот, по данным прокуроров, в 2015 году количество уголовных дел по «экономическим» статьям, включая статьи, связанные с неуплатой налогов, составило 234 600. По сравнению с 2014 годом эта цифра выросла на 22% – вы чувствуете масштаб катастрофы?

Прежде чем разбираться в причинах, из-за которых руководители попадают в поле зрения правоохранителей, и способах минимизировать риск уголовного преследования, имеет смысл рассмотреть статьи, по которым чаще всего наступает уголовная ответственность директора (учредителей) компании.

На пике популярности – уголовная ответственность по налогам

Хочу отдельно поговорить об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов. Эта тематика сейчас актуальна как никогда и касается практически каждого руководителя компании.

По данным Генпрокуратуры, число уголовных дел, возбужденных по фактам уклонения от уплаты налогов, в 2015 году по сравнению с 2014 годом выросло на 68%. Связано это, в частности, с поправками в уголовно-процессуальное законодательство, благодаря которым правоохранители получили возможность возбуждать уголовные дела самостоятельно, минуя результаты выездной налоговой проверки.

Рост числа «налоговых» дел можно объяснить и тем, что следователи не связаны трехлетним сроком охвата выездной проверкой, и могут расследовать преступления, совершенные и более трех лет назад.

Как правило, обвиняемым по налоговым преступлениям практически всегда становится руководитель компании. При этом главбух как наемный работник выступает в качестве основного источника показаний против генерального директора.

Обвиняемым по налоговым преступлениям практически всегда становится руководитель компании. При этом главбух как наемный работник выступает в качестве основного источника показаний против генерального директора

Также последние два года (после внесения изменений в УПК РФ) по ряду уголовных дел, в отношении некоторых обвиняемых по «налоговым» статьям судами были вынесены обвинительные приговоры с реальным отбыванием наказания в местах лишения свободы. Лично я смотрел практику всех московских судов за 2011-2012 годы и не нашел ни одного приговора, опубликованного на сайте суда, где бы дали реальную меру наказания. В настоящий момент ситуация изменилась, и, как я указал выше, сейчас уже выносят приговоры с реальными сроками заключения.

Всего есть пять статей, на основании которых могут привлечь директора к уголовной ответственности за налоговые преступления.

  • Уклонение от уплаты налогов с физического лица (статья 198 УК РФ)

В группе риска те директора, которые одновременно являются предпринимателями. Например, директор как ИП оказывает какие-либо услуги компании, которую сам же и возглавляет. Оплачивая эти услуги, компания снижает налогооблагаемую прибыль, а ИП работает на «упрощенке» или «вмененке» и платит с дохода пониженный налог. В результате сумма налоговых платежей в бюджет снижается.

  • Уклонение от уплаты налогов с организации (статья 199 УК РФ)

Это самая опасная статья для руководителя компании. Чаще всего ответственность директора по этой статье наступает за непредоставление деклараций либо искажение данных отчетности, то есть занижение доходов или завышение расходов, налоговых вычетов. Причем, если речь идет о руководителе нескольких компаний, то его вина будет оцениваться в совокупности по сумме недоплаченных в бюджет налогов каждой организацией. Вот почему возглавлять компании, у которых возможны проблемы с налогами, очень рисковое занятие.

  • Неисполнение обязанностей налогового агента (статья 199.1 УК РФ)

В этой статье речь идет об ответственности за неуплату НДФЛ, удержанного с сотрудников. Однако привлечение руководителей к ответственности возможно лишь в том случае, если будет доказана личная заинтересованность руководителя компании. Личный интерес может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного либо неимущественного характера.

  • Сокрытие денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов (статья 199.2 УК РФ)

Ответственность предпринимателя по этой статье будет только тогда, если будет доказана его вина в умышленном сокрытии денег или прочего имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов с организации. Например, компания задолжала налоги, но при этом предоставляет отсрочку покупателям по оплате товаров либо выдает направо и налево займы.

  • Незаконное возмещение НДС из бюджета может быть квалифицировано по «общеуголовной» статье 159 УК РФ (мошенничество)

Когда подается декларация с требованием вернуть ранее уплаченный НДС, то возвращать на самом деле нечего, поскольку налог не уплачивался. То есть данное преступление не подпадает под статью 199 УК РФ (уклонение от налогов). В данном случае когда НДС поступает на счет организации, т.е. незаконно возвращается, то по сути происходит хищение денег из бюджета. Поскольку при этом предоставляются фиктивные документы в том числе декларации, то хищение осуществляется путем обмана. Данная совокупность образует состав преступления – мошенничество.

****

В то же время есть надежда, что в обозримом будущем привлечение предпринимателей к ответственности за неуплату налогов сократится в разы. Дело в том, что Госдума рассматривает президентские поправки, которые повышают «лимиты» уклонения, при которых руководителям грозит наказание по УК РФ (см. таблицу).

Как изменятся «лимиты» уголовного преследования по налогам

Статья УК РФ Сумма уклонения
Как сейчас Как будет
Уклонение от налогов с физлица в крупном размере (ч. 1 ст. 198 УК РФ) 600 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 1,8 млн руб. 900 тыс. руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 2,7 млн руб.
Уклонение от налогов с физлица в особо крупном размере (ч. 2 ст. 198 УК РФ) 3 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 9 млн руб. 4,5 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 13,5 млн руб.
Уклонение от налогов с организации в крупном размере (ч. 1 ст. 199 УК РФ) 2 млн руб. за три года (если не уплачено более 10% налогов) либо 6 млн руб. 5 млн руб. за три года (если не уплачено более 25% налогов) либо 15 млн руб.
Уклонение от налогов с организации в особо крупном размере (ч. 2 ст. 199 УК РФ) 10 млн руб. за три года (если не уплачено более 20% налогов) либо 30 млн руб. 15 млн руб. за три года (если не уплачено более 50% налогов) либо 45 млн руб.

Какие еще есть «уголовные» статьи для руководителя

Помимо налоговых дел, чаще всего привлечение руководителей к уголовной ответственности происходит за преступления в сфере экономической деятельности, перечисленные в главе 22 УК РФ.

  • Незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ)

Уголовная ответственность генерального директора возможна, если обнаружится, что компания работает без государственной регистрации или лицензии (когда она обязательна), либо нарушает требования или условия лицензии. Но наказание по статье будет, если причинен крупный ущерб или получен доход в крупном размере. Крупным ущербом или доходом считаются ущерб/доход, превышающий 1,5 млн руб., а особо крупным – 6 млн руб.

  • Незаконное получение кредита (статья 176 УК РФ)

Статья привлекает руководителя к ответственности, если будет доказано, что компания-заемщик сдает в банк документы, представляющие ее деятельность в более выгодном свете, чем это есть на самом деле, демонстрируя тем самым возможность погашения полученного кредита. Уголовная ответственность директора наступает только в том случае, если незаконное получение кредита причинило крупный ущерб. Обратите внимание: если кредит получен незаконно и его к тому же еще и не вернули, привлечь к ответственности руководителя фирмы могут за мошенничество (статья 159 УК РФ).

  • Злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (статья 177 УК РФ)

Есть статьи, которые для неискушенного в уголовном праве руководителя могут оказаться полной неожиданностью. Так, к двум годам лишения свободы может быть приговорен Генеральный Директор фирмы за злостное уклонение от исполнения судебного решения о взыскании кредиторской задолженности. Такая же уголовная ответственность ожидает руководителя фирмы, которая не выплачивает долги по ценным бумагам (например, векселям). Злостность уклонения определяется судом по ряду обстоятельств. Это может быть, например, смена места нахождения/названия организации, перевод денег компании на личные счета, отчуждение имущества и передача его другим лицам и т. п.

  • Незаконное использование средств индивидуализации товаров (статья 180 УК РФ)

Уголовная ответственность руководителя по этой статье будет, только если деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб – более 1,5 млн руб.

  • Преднамеренное банкротство (статья 196 УК РФ)

Речь идет о действиях (либо, напротив, бездействии) руководителя, в результате которых компания оказалась неспособна удовлетворить требования кредиторов. Например, когда заключались сделки либо выдавались кредиты на невыгодных для компании условиях. Привлечь могут, если таким действиями кредиторам был причинен крупный ущерб (более 1,5 млн руб.).

  • Фиктивное банкротство (ст. 197 УК РФ)

Уголовная ответственность директора ООО возможна за заведомо ложное публичное объявление о несостоятельности компании (хотя оснований для этого нет), если тем самым причиняется крупный ущерб (более 1,5 млн руб.).

За что еще могут привлечь директора?

Уголовная ответственность руководителя организации также грозит за нарушение прав и свобод гражданина (глава 19 УК РФ). В частности, за невыплату зарплаты ( ст. 145.1 УК РФ), за необоснованный отказ в приеме на работу и за необоснованное увольнение беременной женщины или женщины, имеющей детей в возрасте до 3 лет (ст. 145 УК РФ), за нарушение требований охраны труда (статья 143 УК РФ).

Как исключить привлечение руководителей к ответственности?

Однозначно ответить на данный вопрос не представляется возможным. Более того, все зависит от специфики бизнеса. Можно дать лишь несколько общих советов:

  • По всем «сомнительным» вопросам той или иной сделки или операции консультироваться с юристами (в т. ч. налоговыми);
  • Регулярно проводить аудиторские проверки;
  • Организовать грамотное налоговое планирование;
  • Мониторить изменения в налоговом, уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве, а также практику рассмотрения судами уголовных дел в отношении руководителей компаний.

Подробнее о том, какие шаги предпринять, чтобы минимизировать привлечение руководителей к уголовной ответственности, поговорим в ближайших публикациях.

Связаться с экспертом