ГК ст 124

1. Одним из субъектов гражданских правоотношений является Российская Федерация, под которой согласно ст. 1 Конституции РФ понимается демократическое федеральное правовое государство с республиканской формой правления.

Основное назначение любого государства, в том числе и Российской Федерации, состоит в реализации его функций. Осуществление большинства внутренних и части внешних функций современного Российского государства требует использования последним гражданско-правовых средств — отсюда вытекает необходимость использования им гражданско-правовых форм и институтов, из чего и следует выступление государства в качестве самостоятельного гражданско-правового субъекта.

В отличие от законодательства советского периода, когда государство рассматривалось как единый субъект гражданских отношений, действующее законодательство, таким образом, исходит из признания наряду с Российской Федерацией других публичных образований (государственных и муниципальных), также являющихся самостоятельными субъектами права.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования являются самостоятельными участниками гражданского оборота (ст. 2 ГК РФ). В п. 1 комментируемой статьи указывается, что данные субъекты участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах с юридическими и физическими лицами, что следует из принципов, закрепленных в ст. 1 Кодекса. Однако принцип равенства выдерживается не всегда в силу особого статуса государства как публичного образования, выполняющего прежде всего политические, социальные и иные задачи.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования участвуют в гражданских правоотношениях как субъекты со специальной правоспособностью, которая в силу их особой природы не совпадает с правоспособностью других субъектов гражданского права — граждан и юридических лиц, преследующих частные интересы.

Государство, являясь участником частноправовых и публично-правовых отношений, очень часто оказывается в таком положении, когда, с одной стороны, оно должно соблюсти публичные интересы, за которыми стоит все общество в целом, а с другой — подчиниться нормам гражданского права, отражающим интересы частного лица в конкретном деле, что часто приводит к конфликту указанных интересов. Особенность государства как участника гражданских правоотношений заключается в том, что оно является носителем политической власти и суверенитета и поэтому может в нормативном порядке определять характер и порядок участия субъектов права в гражданских правоотношениях (в том числе и самого государства как участника этих отношений). Участвуя в гражданских правоотношениях, оно в добровольном порядке ограничивает свой иммунитет, что приводит к выводу о «раздвоении» правосубъектности государства при его участии в отношениях, регулируемых гражданским законодательством.

В гражданских правоотношениях государство не пользуется властными полномочиями: оно выступает на равных началах со своими контрагентами.

Муниципальное образование составляют территориальные образования, круг которых очерчен в ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

2. Согласно п. 2 комментируемой статьи к публичным образованиям, в том числе к Российской Федерации, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, Российская Федерация не является юридическим лицом, вместе с тем на нее распространяются нормы о юридических лицах, если иное не вытекает из закона или особенностей рассматриваемых субъектов.

К примеру, не могут быть применены к публичным образованиям положения о создании и ликвидации юридических лиц, их делении на коммерческие и некоммерческие и др. Вопросы создания публичных образований, изменения их статуса определяются нормами конституционного права. Так, порядок создания нового субъекта РФ определяется ФКЗ от 17 декабря 2001 г. N 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации». Правовой режим имущества публичных образований, порядок формирования этого имущества также определяются, прежде всего, нормами финансового права.

Необходимость участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, предопределяет обладание публичных образований признаками юридического лица, позволяющими названным субъектам выступать в гражданских правоотношениях в качестве самостоятельных субъектов права.

Рассматриваемая норма должна толковаться как прием юридической техники, позволяющий избежать дублирования тех положений, которые аналогичны для юридических лиц и публичных образований, и вовсе не означает признания публичных образований юридическими лицами.

В то же время наличие статуса юридического лица позволяет государственному органу становиться самостоятельным участником гражданского оборота. Государственные органы могут наделяться правами юридического лица при необходимости выступления в имущественном обороте в целях удовлетворения их собственных экономических потребностей. При этом следует иметь в виду, что понятие органов государственной власти, или государственных органов, используемое в статье 125 ГК РФ, не тождественно понятию органов юридического лица (хотя к гражданско-правовому статусу публично-правовых образований по общему правилу пункта 2 статьи 124 ГК РФ и применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в гражданско-правовых отношениях).

Гражданское право и гражданский процесс

Л.В.Криволапова

СУБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБОРОТА

Из общей части гражданского права вытекает, что субъектами гражданских правоотношений в соответствии с ГК РФ являются следующие категории лиц: физические лица, включая граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (апатридов); юридические лица (российские и иностранные); публично-правовые образования: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования. С точки зрения юридической догмы, субъект права — это лицо, признанное по праву способным вступать в правоотношения и приобретать права и обязанности.1 Правосубъектность характеризуется право- и дееспособностью.

Как известно, гражданской правоспособностью обладают все граждане, она возникает с рождением и прекращается со смертью. Право совершать любые сделки, не противоречащие законодательству, участвовать в обязательствах, иметь имущественные права, является важнейшей составляющей правоспособности граждан.

Объём дееспособности граждан (способности своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать гражданские обязанности и исполнять их) может быть разным, а именно: гражданин может обладать полной дееспособностью, ограниченной дееспособностью или быть недееспособным. Анализ законодательства показал, что участвовать в гражданском обороте могут только полностью дееспособные граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, либо приобретшие дееспособность в результате вступления в брак или эмансипации, не ограниченными судом в дееспособности и не признанными недееспособными.

У юридических лиц в отличие от граж-

1 Спиридонов Л.И. Теория государства и права: Учебник. М., 1995.

дан, правоспособность и дееспособность возникают одновременно в момент создания юридического лица, приуроченный к моменту его государственной регистрации (п. 3 ст. 49, п. 2 ст. 51 ГК РФ) и прекращаются в момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Все юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, подразделяются на две группы: коммерческие и некоммерческие организации. Объём гражданской правоспособности юридического лица определяется его учредительными документами.

Коммерческие организации, если в их учредительных документах прямо не указан исчерпывающий (законченный) перечень видов их деятельности, могут заниматься любой предпринимательской деятельностью и совершать любые необходимые для этого сделки, т.е. обладают общей правоспособностью; специальной правоспособностью обладают лишь те коммерческие организации, для которых она прямо установлена законом (п. 18 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ № 6/8).

Общей правоспособностью, предполагающей возможность для субъекта права иметь любые гражданские права и нести обязанности, необходимые для осуществления любых не запрещённых законом видов деятельности, обладают, как правило, коммерческие негосударственные юридические лица. Государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также некоммерческие организации осуществляют свою деятельность в рамках специальной правоспособности, определяемой их учредительными документами и целями создания юридического лица.

ГК РФ вводит чрезвычайно важный для устойчивости гражданского оборота принцип замкнутого перечня, согласно которому юридические лица могут создаваться и функциониро-

вать только в такой организационно-правовой форме, которая прямо предусмотрена законом.

Для коммерческих организаций перечень организационно-правовых форм предусмотрен самим ГК РФ (п. 2 ст. 50), для некоммерческих содержащийся в ГК РФ перечень дополнен другими законами (п. 3 ст. 50), правила которых, однако, не должны противоречить нормам ГК РФ и отклоняться от установленных им принципов. Так, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» предусмотрены новые, в ГК РФ отсутствующие, организационно-правовые формы некоммерческих организаций — некоммерческое партнерство, автономная некоммерческая организация, государственная некоммерческая корпорация.

Специфика правового статуса юридических лиц, различных организационно-правовых форм обусловливает некоторые особенности их участия в гражданском обороте. В большей степени эти особенности связаны с необходимостью соблюдения определённых процедур оформления волеизъявления юридического лица. Органы юридического лица формируют и выражают его волю, и поэтому именно через них, т.е. посредством совершаемых ими действий, оно приобретает гражданские и иные права и принимает обязанности.

Однако в этом качестве могут выступать не только органы юридических лиц, но и иные субъекты, действия которых также признаются действиями самого юридического лица. Пункт 2 ст. 53 ГК РФ закрепил правило, согласно которому юридическое лицо может приобретать гражданские права и принимать на себя обязанности через своих участников, но только в случаях, прямо предусмотренных законом. Такие участники в п. 2 ст. 53 ГК РФ не определены как органы юридического лица. На основании этого пункта ст. 72 и 84 ГК РФ уполномочили полных товарищей действовать от имени полного или коммандитного товарищества, приобретая для товарищества права и принимая для него обязанности.

Юридическое лицо участвует в гражданском обороте и через своих работников, действиями которых оно не только осуществляет свои права и исполняет обязанности, но также и приобретает и прекращает. Исполнение

обязательства можно рассматривать как сделку, направленную на его прекращение, что совершается обычно посредством действий соответствующих работников юридического лица. Эти действия работников считаются по закону действиями самого юридического лица (ст. 402 ГК РФ). Государственное и муниципальное предприятие как юридические лица, преследующие коммерческие цели, обладают чертами, которые в целом характерны для субъектов российского гражданского права и соответствуют нормам ГК РФ.

Вместе с тем ст. 113-115 ГК РФ определяют особенности, отличающие их от других коммерческих организаций. Эти юридические лица создаются и действуют на основе лишь одной формы собственности — государственной или муниципальной, в связи с чем их учредителями являются государство (субъект Российской Федерации) или муниципальное образование.

От имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы государственной власти (федеральной или субъекта Российской Федерации) в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципального образования права собственника имущества унитарного предприятия осуществляют органы местного самоуправления.

В настоящих условиях юридические лица данной организационно-правовой формы функционируют, помимо норм ГК РФ и Закона об унитарных предприятиях, на основе указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, других подзаконных актов.

Специфика публично-правовой сферы, к которой относятся государственные и муниципальные предприятия и учреждения, интересна для исследования гражданского оборота. Указанным юридическим лицам не запрещено приобретать путём заключения сделок недвижимое имущество, если это не противоречит их специальной правоспособности. Такой вывод можно сделать из анализа ГК РФ и специального законодательства РФ.

Очевидно, что земельный участок, приобретённый государственным или муниципаль-

ным унитарным предприятием или учреждением у частного собственника в результате самостоятельной сделки купли-продажи, либо в результате приобретения здания, строения, сооружения, расположенного на земельном участке, принадлежащем тому же собственнику, также как и любое иное имущество, автоматически станет собственностью Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования соответственно.

Однако из норм ГК РФ, ЗК РФ и Федерального закона от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» , Федерального закона от 12

января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих ор-

ганизациях» совершенно не усматривается, какие права на земельный участок приобретает предприятие или учреждение, выступая приобретателем данного имущества.

Представляется, что, выступая приобретателем имущества по договору купли-продажи, данные организации должны приобрести какое-то право на предмет сделки. А поэтому вполне справедливо в данном случае ставить вопрос о том, чтобы это право было вещным. В отношении казённых предприятий и учреждений обозначенная проблема может быть решена обязанием соответствующего публично-правового образования предоставить, например, недвижимость, являющуюся предметом сделки, указанным юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования. Однако анализ законодательства РФ показал, что государственные и муниципальные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, не могут впредь приобретать земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования, однако лишить их бывших прав никто не вправе.

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, самим выделением их в специальную главу признаны ГК РФ самостоятельными видами субъектов гражданского права. Их объединяет то, что все они осуществляют свою основную деятельность в рамках публичного права, в свя-

1 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

2 СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145.

зи с этим нуждаются в выступлении в гражданском обороте.

Непременным условием такого участия служит признание за соответствующими образованиями гражданской правоспособности. Например, правовой, в том числе гражданско-правовой, статус муниципальных образований в гл. 5 ГК РФ определяется соответственно Конституцией РФ, конституциями республик в ее составе, уставами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также иными законами, включая ГК РФ. Гражданская правоспособность выделенных в гл. 5 ГК РФ субъектов не во всём совпадает. При этом, имеется в виду, что гражданская правоспособность субъектов РФ и муниципальных

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Предыдущая глава

Следующая глава

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подраздел 2. ЛИЦА

Глава 5. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ОТНОШЕНИЯХ, РЕГУЛИРУЕМЫХ ГРАЖДАНСКИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

Статья 124. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования — субъекты гражданского права

1. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.

2. К субъектам гражданского права, указанным в пункте 1 настоящей статьи, применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

Статья 125. Порядок участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством

1. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане.

Статья 126. Ответственность по обязательствам Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования

1. Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом.

2. Юридические лица, созданные Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, не отвечают по их обязательствам.

3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме случаев, предусмотренных законом.

4. Российская Федерация не отвечает по обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

5. Субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.

6. Правила пунктов 2 — 5 настоящей статьи не распространяются на случаи, когда Российская Федерация приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта Российской Федерации, муниципального образования или юридического лица либо указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам Российской Федерации.

Статья 127. Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств

Особенности ответственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств определяются законом об иммунитете государства и его собственности.