Гл 19 УК РФ

Принят Государственной Думой 21 июня 2018 года

Одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года

Статья 1

Внести в статью 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 25, ст. 2954; 2011, N 50, ст. 7362) следующие изменения:

1) часть третью изложить в следующей редакции:

«3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.»;

2) дополнить частью третьей1 следующего содержания:

«31. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей2 и третьей3 настоящей статьи, из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.»;

3) дополнить частью третьей2 следующего содержания:

«32. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 2055, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 2281, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.»;

4) дополнить частью третьей3 следующего содержания:

«33. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.»;

5) дополнить частью третьей4 следующего содержания:

«34. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.»;

6) в части четвертой слова «из расчета один день за один день» заменить словами «по правилам, установленным частями третьей и третьей1 настоящей статьи».

Статья 2

Положения статьи 72 Уголовного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) подлежат исполнению:

1) в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии и колонии-поселении;

2) в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении:

а) лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в исправительной колонии общего режима;

б) лиц, отбывающих наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ;

в) военнослужащих, отбывающих наказание в виде ограничения по военной службе или содержания в дисциплинарной воинской части.

Президент Российской Федерации

В. Путин

1. Оконченным преступлением признается деяние, содержащее все признаки состава преступления, предусмотренного соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса.

2. Неоконченным преступлением является приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Статус документа: действующий с последними изменениями. Проверен 25.06.2019

Комментарий юриста:

1. Умышленное преступление, как и любое другое волевое действие — это осуществление субъектом преступного умысла. Осуществления преступного намерения с момента его возникновения до достижения последствий включает несколько этапов, отличающихся степенью реализации этого намерения, степенью законченности преступления. Каждый такой этап в уголовном праве называется стадией совершения преступления.

2. Стадии совершения преступления — это постепенные этапы совершения умышленного преступления, которые различаются между собой степенью его реализации, осуществления. В ч. 2 ст. 13 УК определяются только две стадии совершения умышленного преступления — приготовление к преступлению и покушение на совершение преступления. Стадия оконченного преступления выводится из этих двух стадий и определяется в ч. 1 ст. 13 УК.

3. Преступление признается оконченным, когда совершенные действия содержат все признаки состава преступления, описанного в диспозиции (т.е. в той части статьи, в которой указывается запрещена законом действие) статьи уголовного закона. Признание преступления оконченным зависит от того, как сформулировано в законе состав преступления, его законодательная конструкция. Преступления, содержащие так называемые материальные составы, считаются законченными в момент наступления преступных последствий: убийство — с наступлением смерти; грабеж — имущественного ущерба, нарушение правил безопасности движения — смерти, телесных повреждений и т.п.. Преступления, содержащие так называемые формальные составы, считаются законченными в момент совершения действия или бездействия, которые образуют объективную сторону оклада преступления: клевета — распространение измышлений, порочащих другое лицо спекуляция — скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы.

4. Конструкция некоторых составов преступления такова, что они считаются законченными уже в тот момент, как только объект ставится в опасность. Например, нарушение правши безопасности движения или правил техники безопасности считается законченным, как только это нарушение создает по-грозу наступления указанных в законе последствий. Бандитизм (ст. 257 УК) считается законченным уже в момент организации, создание банды. Такие составы преступлений называются сокращенными: высокая общественная опасность данных преступлений заставляет законодателя считать моментом их окончания же их начало.

Продолжение таких преступлений увеличивает объем их общественно опасных действий и ответственности, но не влияет на их квалификацию. Так, квалификация разбоя не меняется от того, удалось ли удалось преступнику завладеть имуществом потерпевшего. Пленум Верховного Суда Украины в постановлении от 25 декабря 1992 г. «О судебной практике по делам о корыстных преступлениях против частной собственности» отметил, в частности, разбой считается оконченным с момента нападения, соединенного с применением или угрозой применения насилия, опасного для жизни или здоровья, независимо от того, завладела виновное лицо имуществом потерпевшего или нет (Постановления Пленума … — С. 114).

Одним из показателей степени демократичности того или иного государства является правовое положение личности в нем.

Нормы главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав человека и гражданина» соответствуют положениям ст. 1 и 2 Конститу­ции Российской Федерации, где закрепляется тезис о том, что «Россия есть демократическое федеративное правовое государство» (ст. 1) и «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав человека и гражданина — обязанность государства» (ст. 2).

Нормы рассматриваемой главы 19 УК РФ реализуют конституционную обя­занность государства не только признавать права и свободы человека, но и защищать их. Статьи 136-149 УК РФ представляют собой юридические гаран­тии соблюдения и защиты прав и свобод граждан. При этом нужно иметь в виду, что защите конституционных прав и свобод служат и другие нормы Уголовного кодекса. Речь идет о защите жизни, личной неприкосновенности, свободы, чести и достоинства человека (главы 16, 17, 18 УК РФ), его имущественных интересов и права заниматься не запрещенной законом эко­номической деятельностью (главы 21, 22 УК РФ) и других прав и свобод, закре­пленных в Конституции. Нормы рассматриваемой главы УК РФ обеспечивают защиту личных, политических, социально-экономических прав граждан.

Государствоведы выделяют три исторических этапа в развитии прав и свобод человека и гражданина. Начало было положено еще в XIX в., когда появились первые конституционные акты, закрепившие личные и полити­ческие права и свободы — неприкосновенность личности, жилища, избирательные права, свобода слова и т. д.

В некоторых странах такие нормы появились гораздо раньше. В США Декларация не­зависимости, в которой, в частности, говорилось о «неотъемлемых правах человека» — на жизнь, свободу и на счастье, — была провозглашена 4 июня 1776 г. Французская Деклара­ция прав человека и гражданина, закрепившая ряд прав и свобод, была принята в 1789 г.

К середине XX в. к этим правам прибавилась большая группа социально-экономических прав и свобод человека — право на труд и социальное обеспечение, право на образование, право на доступ к достижениям науки и культуры и др. Начиная со второй половины XX в. не только расширилась сфера двух первых групп, но были за­теплены так называемые права третьего поколения, связанные с пробле­мами глобального характера, — право на благоприятную окружающую среду, на информацию и др.

Конституция Российской Федерации 1993 г. формулирует весь ком­плекс этих прав и свобод, а соответствующие учреждения (конституцион­ный контроль, деятельность Уполномоченного по правам человека, судеб­ная защита) и такие законодательные акты, как Кодекс РФ об ответст­венности за административные правонарушения и Уголовный кодекс га­рантируют реализацию этих прав и свобод и их охрану.

Правовая охрана уголовно-правовыми средствами предусмотрена также многими современными уголовными кодексами зарубежных государств. Так, УК Республики Польша 1997 г. предусматривает ответственность не только за посягательства на избирательные права, на свободу совести и вероисповедания, но и за нарушение тайны информации. Такие же дейст­вия караются по УК Франции 1992 г. (ст. 225 — 226-16).

История формирования норм об ответственности за рассматриваемые деяния в советский период начинается с УК РСФСР 1960 г., когда в этом УК впервые появилась специальная глава IV «Преступления против поли­тических, трудовых, иных прав и свобод граждан».

Русское дореволюционное законодательство соответствовало требованиям того перио­да и подобно уголовным кодексам других государств Уложение о наказаниях 1845 г. и Уголовное уложение 1903 г. содержали нормы о нарушениях избирательных прав граж­дан, об охране жилища от незаконного вторжения, тайны переписки, а также некоторые нормы об охране труда, в частности труда подростков и женщин. Эти законодательные акты сдержали также нормы об охране интеллектуальной собственности, главным образом об ответственности за плагиат, правда, считая их посягательствами имущественного характера.

В УК РСФСР 1922 г., конечно, были нормы об ответственности за посягательства на жизнь, здо­ровье, честь, достоинство, имущество граждан, но охрана, например, поли­тических прав этим кодексом не предусматривалась. Правда, в связи с дек­ретом 1918г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» УК РСФСР 1922 г. содержал главу III, озаглавленную «Нарушение правил об отделении церкви от государства», но в семи статьях этой главы речь шла только об охране государства, общества, граждан от действий лип исповедующих религию или исполняющих соответствующие религиозные обряды. Такой же акцент был сделан в ст. 227, последней статье этого ко­декса: «Публичные нарушения или стеснения религиозными обрядами или культовыми церемониями свободы движения других граждан…». Кроме того, содержались несколько норм об охране труда в главе «Хозяйственные преступления» — о нарушении правил приема и увольнения, оплаты труда и охраны труда.

В УК РСФСР 1926 г. перечень охраняемых прав граждан был несколько расширен, хотя эти нормы по-прежнему были разбросаны по разным гла­вам. Только глава четвертая, как и прежде, компактно объединяла нормы о нарушении правил об отделении церкви от государства, последняя статья этой главы охраняла право граждан на исполнение религиозных обрядов, если оно не нарушало общественный порядок (ст. 127). В главе «Иные пре­ступления против порядка управления» была ст. 91 об ответственности за «участие в выборах лица, не имеющего на то права», поскольку в тот пери­од существовала практика поражения в политических и гражданских пра­вах. В 1929 г. в этот УК была включена ст. 91-1 об ответственности нанима­теля в сельской местности, если он препятствует осуществлению избира­тельного права лицами наемного труда. Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав других граждан была преду­смотрена только в 1950 г. Положением о выборах в Верховный Совет СССР (ст. 109).

Кроме того, несколько норм УК РСФСР 1926 г., направленных на охра­ну трудовых прав граждан, содержались в главе «Хозяйственные преступ­ления»: нарушение правил охраны труда и социального страхования (ст. 133), нарушение правил коллективных договоров (ст. 134), воспрепятствование законной деятельности профсоюзов (ст. 135). В 1949 г. УК был до­полнен ст. 133-а об ответственности за отказ в приеме на работу женщины по мотивам беременности или матерей, имеющих грудных детей.

В то же время можно подчеркнуть, что законодательство этого периода не только не поощряло свободу мысли, свободу собраний, митингов и т. д., но содержало нормы об уголовной ответственности за распространение взглядов, не соответствующих официальным установкам. Достаточно на­помнить, что только в 1989 г. был изменен текст ст. 70 УК («Антисоветская агитация и пропаганда») и отменена ст. 190 («Распространение измышле­ний, порочащих советский государственный или общественный строй»), по обвинению в которых отбывали наказание многие тысячи граждан.

В УК РСФСР 1960 г. была впервые создана отдельная глава, нормы ко­торой юридически обеспечивали соблюдение важнейших политических, экономических и личных прав и свобод граждан. Первоначально глава со­стояла из 12 статей, затем она была дополнена в 1990 г. и 1995 г. ст. 133′ и 1332 (нарушение избирательного законодательства и нарушение законода­тельства РСФСР о собраниях, митингах, демонстрациях, шествии и пике­тировании), в 1985 г.- ст. 139-1 (преследование за критику), в 1991 г. — ст. 140-1 (воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов) и в 1993 г. — ст. 143 — 1 (организация объединений, посягающих на личность и права граждан). Статья 142 УК (о нарушениях правил об от­делении церкви от государства) была исключена в 1991 г.

Можно сказать, что четвертая глава УК РСФСР 1960 г. вполне удовле­творительно обеспечивала реализацию гражданами своих политических, трудовых и личных прав и свобод. Однако нормы этой главы (за исключе­нием, пожалуй, нескольких статей, в том числе ст. 140, посвященной охра­не безопасности труда) очень редко применялись на практике. По данным И. О. Соломонидиной, за период 1982-1989 гг. в СССР не было ни одного осужденного по ст. 132, 133 и 137 УК РСФСР (нарушение законодательст­ва об избирательных правах и нарушение законных прав профсоюзов).

Есть разные объяснения этого явления. Так, Л. Л. Кругликов полагает, что причина заключается «в директивном характере» этих норм и невысо­ких санкциях за совершение этих деяний. К этому же мнению склоняется и И. Л. Петрухин применительно к соответствующему разделу Конститу­ции: «…многие положения Конституции, особенно касающиеся прав граж­дан, декларативны и реально не исполняются (право на здоровую окру­жающую среду, право на обжалование в суд незаконных действий и реше­ний должностных лиц, право на нераспространение информации о частной жизни граждан и другие)».

Нам кажется, что причина неприменения этих норм в другом, а имен­но — в невысоком уровне правосознания как практических работников, так и граждан: ни те, ни другие не ощущают общественно опасного характера действий, посягающих на основные права граждан, хотя законодатель от­нес их к числу преступных. Прав ли законодатель? Да, безусловно, по­скольку «демократическое правовое государство», каким определена Рос­сия по Конституции 1993 г., обязано должным образом сформулировать правовой статус граждан. Какова перспектива? Нужно время и определен­ная просветительская работа для того, чтобы граждане поняли, что не толь­ко убийство, телесные повреждения, побои и оскорбления, но и подслушивания, непринятие на работу по национальному признаку, отказ в предос­тавлении информации и т. п. действия — это общественно опасные деяния наказуемые в уголовном порядке.

УК РФ 1996 г. уточнил и расширил ответственность за преступления в этой сфере. Глава 19 УК РФ включает 14 статей, из которых ряд статей форму­лирует совершенно новые составы преступлений: нарушение равноправия граждан (ст. 136), нарушение неприкосновенности частной жизни (ст. 137) отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140). Статья 143-1 УК РСФСР (организация объединения, посягающего на личность и права гра­ждан) перенесена в главу «Преступления против здоровья населения и об­щественной нравственности» (ст. 233 УК РФ) в связи с более точным опре­делением объекта этого посягательства: от деятельности таких объедине­ний страдают не один, а многие граждане, т. е. здоровье населения. В 1999 г. глава пополнилась еще одним составом — невыплата заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат (ст. 145-1).

Сфера применения других составов существенно расширена. Например, вместо простой диспозиции в ст. 135 УК РСФСР 1960 г. (нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений) ст. 138 действующего УК РФ содержит три части, в которых предусмотрена также ответственность за использование, производство, сбыт и приобретение в целях сбыта специальных технических средств для негласного получения информации.

Законодатель обратил также особое внимание на деятельность должно­стных лиц, нарушающих конституционные права и свободы граждан: должностные лица или лица, использующие свое служебное положение для совершения таких преступлений, являются специальными субъектами (ст. 140, 143, 145, 145-1, 149); в других статьях нарушение конституционных прав и свобод граждан такими специальными субъектами является квали­фицирующим обстоятельством.

В то же время УК РФ 1996 г. не включил нормы, носящие чисто декла­ративный характер и вовсе не применявшиеся на практике: ст. 137 (нару­шение законных прав профсоюзов), ст. 138 (нарушение законодательства о труде) и ст. 139-1 (преследование граждан за критику) УК РСФСР 1960 г. С предложением о декриминализации этих норм, в особенности ст. 138 УК 1960 г., выступали многие авторы.

По характеру прав и свобод, реализация которых охраняется нормами главы 19 УК РФ, эти нормы можно распределить на несколько групп. Все авторы, занимавшиеся этим вопросом, выделяют три группы таких прав: политические, экономические и личные права и свободы, но по-разному их размещают. Так, С.В. Бородин предлагает следующую систему норм, входящих в эту главу: 1) нормы об охране политических прав граждан (ст. 136, 141, 142 и 149 УК РФ); 2) нормы об охране социально-экономических прав граждан (ст. 143, 144, 145, 145-1, 146 и 147 УК РФ); З) нормы об охране личных прав (ст. 137, 138, 139, 140, 148 УК РФ). Такая же в принципе систематизация проводится и многими другими авторами.

В монографии А.В. Кладкова эти группы размещаются в ином порядке: преступления, посягающие на социально-экономические, политические и личные права граждан. Однако государствоведы и некоторые специалисты по уголовному праву иногда выделяют в самостоятельную группу норму об ответственности за нарушение равноправия граждан, что, на наш взгляд, правильно, так как нарушение равноправия может касаться любой сферы жизни человека, от политической до брачно-семейной и права на образова­ние. Равноправие — это основополагающий демократический принцип для правового государства.

Трудно согласиться и с отнесением ст. 140 УК РФ (отказ в предоставлении информации) к группе преступлений, нарушающих личные права граждан; такая информация может касаться любых отношений, в том числе и поли­тических.

Нам представляется, что при проведении классификации нужно учесть не только содержание права, реализация которого охраняется уголовно-правовой нормой, но и то значение, которое придает этому праву (свободе) Конститу­ция. Глава II Конституции Российской Федерации 1993 г. сначала перечисля­ет личные естественные неотчуждаемые права и свободы человека, принад­лежащие ему от рождения, — равенство, право на жизнь, честь и достоинство, право на свободу, на неприкосновенность частной жизни, жилища и т. д. В таком же порядке права человека перечисляются во Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 г., первая статья которой начинается словами: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах».

Родовым объектом преступлений, ответственность за которые преду­смотрена статьями главы 19 УК РФ, являются личные, политические и соци­ально-экономические права и свободы человека и гражданина. Содержание таких прав и свобод составляет правоотношение, субъектом которого, с одной стороны, является лицо, обладающее такими правами и свободами а с другой — все другие граждане и должностные лица, которые не могут на­рушить это право или свободу, за исключением случаев, прямо предусмот­ренных в законе.

Охрана других конституционных прав и свобод — права на жизнь, сво­боду, личную неприкосновенность и т. д. предусмотрена нормами других глав УК РФ, очевидно, потому что их охрана и защита уголовно-правовыми средствами требует более детальной регламентации в кодексе.

Из этого следует, что заголовок главы 19 УК РФ «Преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина» недостаточно то­чен, ибо охране конституционных прав даже более важных посвящены многие другие главы УК РФ.

В заголовке главы 19 УК РФ указываются несколько различных правовых понятий, которые нуждаются в разъяснении. Права «человека» — это есте­ственные и неотчуждаемые права, принадлежащие человеку от рождения, как, например, право на свободу и равенство. Права «гражданина» появля­ются вследствие издания того или иного законодательного акта, как, на­пример, право избирать и быть избранным. Что касается различия между «правами» и «свободами», то его провести довольно трудно, законодатель в ряде случаев пользуется этими понятиями фактически произвольно.

Означает ли сказанное выше, что уголовный закон охраняет только пра­ва и свободы граждан России, а иностранцы и лица без гражданства не мо­гут быть потерпевшими по этим преступлениям? Такое утверждение мож­но прочесть в одном из учебников: «Потерпевшими от преступлений явля­ются граждане Российской Федерации, чьи права были нарушены». Такое утверждение вызывает сомнение. Если за убийство иностранного гражда­нина виновный подлежит уголовной ответственности, то почему такая от­ветственность исключается, если, например, были нарушены правила охра­ны труда и наступили последствия, предусмотренные в ст. 143 УК? По-видимому, вопрос должен решаться в каждом случае отдельно с учетом правового положения отдельных категорий иностранцев в России.

С объективной стороны преступления, предусмотренные в рассматри­ваемой главе УК РФ, совершаются путем активных действий, но могут высту­пать и в форме бездействия, например отказ в принятии на работу по моти­вам беременности (ст. 145 УК РФ). По своей конструкции большинство соста­вов этой главы формальные и лишь шесть составов (ст. 136, 137, 140, 143, 14б и 147) сформулированы законодателем как материальные, т.е. для при­влечения к уголовной ответственности необходимо наступление указанных в законе последствий.

Субъектом этих преступлений в ряде случаев может быть только спе­циальный субъект — лицо, исполняющее определенные служебные обязан­ности (ст. 140, 143, 145, 145′, 149 УК РФ). В других случаях преступление мо­жет быть совершено любым лицом, достигшим 16-летнего возраста, но со­вершение преступления специальным субъектом повышает наказание, так как предусмотрено в качестве квалифицирующего обстоятельства.

В тех случаях, когда преступление совершается должностным лицом, встает вопрос о разграничении такого преступления со ст. 285 УК РФ. Следует признать, что соответствующие статьи главы 19 УК РФ являются частными случаями злоупотребления должностными полномочиями и поэтому в со­ответствии с правилами о конкуренции норм в этих случаях применяются только соответствующие статьи главы 19 УК РФ без ссылки на общую норму, предусмотренную в ст. 285 УК РФ.

С субъективной стороны все рассматриваемые преступления умыш­ленные, за исключением нарушения правил охраны труда (ст. 143). Иногда законодатель вводит особый мотив, например в ст. 145 УК РФ (необоснован­ный отказ в приеме на работу или увольнение женщины по мотивам ее бе­ременности или наличия малолетних детей).

Необходимо отметить, что правовые гарантии реализации конституци­онных прав и свобод человека и гражданина предоставляет не только уго­ловное, но и административное законодательство. Эту роль выполняют ряд норм КоАП РФ. В нем предусматривается административная ответствен­ность за различные нарушения активного и пассивного избирательного права граждан, трудовых прав граждан. В этом кодексе содержатся также нормы об административной ответственности за наруше­ние конституционных прав граждан на проведение собраний, митингов, ше­ствий и демонстраций, на свободу слова.

Курс российского уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.. 2002. – С. 261.

Курс российского уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.. 2002. – С. 261.

Курс российского уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.. 2002. – С. 262.

Курс российского уголовного права. Особенная часть/ Под ред. В.Н. Кудрявцева, А.В. Наумова. – М.. 2002. – С. 263.

Соломонидина И. О. Уголовно-правовая охрана политических прав граждан. — М., 2003. — С. 23.

Кругликов Л. Л. Проблемы теории уголовного права: Избранные статьи (1982-1999). — Ярославль, 1999. — С. 188,195.

Петрухин И. Л. Человек и власть. — М.:НОРМА, 2008. — С. 38.

Иванов В. Н. Уголовно-правовая охрана прав гра­ждан. — М.: Юридическая литература,1967. -С.62-64.

Кладков А. В. Права трудящихся под охраной закона. — М.: Прогресс, 1987. — С. 47.

Иванов В. Н. Указ. соч. — С. 62-64.

Соломонидина И. О. Указ. соч. — С. 15.

Петрухин И. Л. Указ. соч. — С. 62.

Уголовное право: Особенная часть / Под ред. И. Я. Козаченко и др. — М.:Юристъ, 1997. — С. 146.

IX Юридический форум для практиков

26 октября Юридический форум «Главные правовые события года» пройдет полностью онлайн. Зарегистрироваться >>

Известные юристы расскажут:

  • Что поменять в договорах из-за коронавируса
  • Как судиться по новым правилам в апелляции и кассации
  • Что изменилось в банкротстве и субсидиарной ответственности

Участвовать

Новая редакция Ст. 72 УК РФ

1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.

2. При замене наказания или сложении наказаний, предусмотренных частью первой настоящей статьи, а также при зачете наказания сроки наказаний могут исчисляться в днях. При этом с учетом положения части первой статьи 71 настоящего Кодекса двести сорок часов обязательных работ соответствуют одному месяцу лишения свободы или принудительных работ, двум месяцам ограничения свободы, трем месяцам исправительных работ или ограничения по военной службе.

3. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу засчитывается в сроки содержания в дисциплинарной воинской части из расчета один день за полтора дня, ограничения свободы, принудительных работ и ареста — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

3.1. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы, за исключением случаев, предусмотренных частями третьей.2 и третьей.3 настоящей статьи, из расчета один день за:

а) один день отбывания наказания в тюрьме либо исправительной колонии строгого или особого режима;

б) полтора дня отбывания наказания в воспитательной колонии либо исправительной колонии общего режима;

в) два дня отбывания наказания в колонии-поселении.

3.2. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении осужденных при особо опасном рецидиве преступлений; осужденных, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет; осужденных за преступления, предусмотренные статьями 205 — 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, статьями 208, 209, частью четвертой статьи 211, частями второй и третьей статьи 228, статьями 228.1, 229, 275, 276, 361 настоящего Кодекса, и сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277 — 279 и 360 настоящего Кодекса.

3.3. Время содержания лица под стражей засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день за один день в отношении срока нахождения осужденного, отбывающего наказание в строгих условиях в воспитательной колонии или исправительной колонии общего режима, в штрафном или дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа либо едином помещении камерного типа, в случае применения мер взыскания к осужденному в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.

3.4. Время нахождения лица под домашним арестом засчитывается в срок содержания лица под стражей до судебного разбирательства и в срок лишения свободы из расчета два дня нахождения под домашним арестом за один день содержания под стражей или лишения свободы.

4. Время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбытия лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании статьи 13 настоящего Кодекса засчитываются по правилам, установленным частями третьей и третьей.1 настоящей статьи.

5. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает его от отбывания этого наказания.

Комментарий к Статье 72 УК РФ

1. Сроки лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ограничения по военной службе, ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы исчисляются в месяцах и годах, а обязательных работ — в часах.

Месяц — это промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли. В юридической практике используется понятие календарного месяца, продолжительность которого составляет от 28 до 31 суток. Год — это промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. В юридической практике используется понятие календарного года, составляющего 365 суток для простых годов и 366 суток — для високосных. Час — это единица времени, равная 1/24 суток, 60 минутам или 3600 секундам.

2. При замене наказания в случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 46, ч. 3 ст. 49, ч. 4 ст. 50, ч. 4 ст. 53 и ст. 80, а также в случаях сложения срочных видов наказаний их сроки могут исчисляться в днях. В днях могут исчисляться сроки наказания при зачете наказания в порядке ч. 4 и 5 коммент. статьи.

3. Согласно ст. 97, 98 УПК при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, может продолжать заниматься преступной деятельностью, а равно угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, в его отношении может быть избрана мера пресечения, в том числе заключение под стражу. Заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет (ст. 108 УПК). В исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы и на срок не свыше двух лет. Кроме того, при наличии оснований и условий, предусмотренных ст. 91 УПК РФ, лицо, подозреваемое в совершении преступления, может быть задержано и водворено под стражу в изолятор временного содержания задержанных до двух суток.

3.1. В указанных случаях время содержания лица под стражей до судебного разбирательства засчитывается в сроки лишения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части и ареста из расчета один день за один день, ограничения свободы — один день за два дня, исправительных работ и ограничения по военной службе — один день за три дня, а в срок обязательных работ — из расчета один день содержания под стражей за восемь часов обязательных работ.

3.2. При назначении осужденному, содержавшемуся под стражей до судебного разбирательства, в качестве основного вида наказания штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью суд, учитывая срок содержания под стражей, смягчает назначенное наказание или полностью освобождает осужденного от отбывания этого наказания.

4. На основании международных договоров с другими странами об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам по ходатайству компетентных органов РФ граждане нашей страны, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, могут быть выданы российским органам предварительного следствия, суду либо органам, исполняющим уголовные наказания. В таких случаях время содержания лица под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбывания лишения свободы, назначенного приговором суда за преступление, совершенное вне пределов Российской Федерации, в случае выдачи лица на основании ст. 13 засчитывается из расчета один день за один день.

Другой комментарий к Ст. 72 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Сроки всех срочных наказаний, кроме обязательных работ, исчисляются в месяцах и годах; при их замене, сложении, зачете — в месяцах, годах, днях. Обязательные работы считаются в часах.

Когда в целях полного или частичного сложения наказаний по совокупности преступлений и совокупности приговоров к «единому знаменателю» необходимо привести обязательные работы и карательную меру, исчисляемую месяцами и годами, в качестве счетной единицы используют месяц. При этом «один месяц обязательных работ» равен двумстам сорока часам этого наказания.

2. Содержание лица под стражей до судебного разбирательства компенсируется ему после осуждения. Так, срочное основное наказание уменьшается зачетом на соответствующее время, исходя из установленных комментируемой статьей соотношений, а основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью с учетом времени содержания под стражей смягчается, либо суд освобождает осужденного от его отбывания.

3. В случае выдачи Российской Федерации лица, привлеченного к уголовной ответственности в иностранном государстве, время содержания его под стражей до вступления приговора суда в законную силу и время отбывания лишения свободы засчитываются из расчета один день за один день.

Обзор документа

Внесены поправки в УК РФ и УПК РФ в связи с принятием Закона о безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

УК РФ предусматривает ответственность граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства за нарушение законодательства о безопасности критической информационной инфраструктуры. Теперь выделены составы таких посягательств в отдельную статью.

В ней предусмотрена ответственность за создание, распространение и (или) использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для неправомерного воздействия на критическую информационную инфраструктуру; неправомерный доступ к охраняемой законом компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре; нарушение правил эксплуатации средств хранения, обработки или передачи охраняемой компьютерной информации, содержащейся в критической информационной инфраструктуре.

Статья содержит квалифицирующие признаки (совершение деяния группой лиц, по предварительному сговору или организованной группой лиц или лицом с использованием служебного положения). С учетом этих признаков санкции за указанные деяния предусматривают наказания в виде штрафа, принудительных работ, ограничения/лишения свободы (с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью).

Соответствующие поправки внесены в УПК РФ, что позволяет отнести указанные составы преступлений к подследственности правоохранительных органов, выявивших эти преступления.

Закон вступает в силу с 1 января 2018 г.

Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ