Горно капитальные работы

Капитальные горные выработки

Смотреть что такое «Капитальные горные выработки» в других словарях:

  • КАПИТАЛЬНЫЕ ГОРНЫЕ ВЫРАБОТКИ — выработки, сохраняемые в течение всего срока службы шахты или одного из её горизонтов. К. г. в. проводятся за счёт капит. вложений и числятся на балансе осн. фондов пр тия, к К. г. в. относят все вскрывающие выработки, а также осн. подготовит.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

  • Магистральные горные выработки — (a. main workings, main roadways; н. Hauptgrubenbaue, Hauptforderwege; ф. Galeries principales; и. galerias mineras principales, galerias mineras magistrales) вскрывающие и подготавливающие выработки значит. протяжённости (от неск. сотен… … Геологическая энциклопедия

  • капітальні гірничі виробки — капитальные горные выработки permanent mine workings *Ausrichtungsbaue, Hauptgrubenbaue виробки, що пройдені за рахунок капітальних вкладень і значаться на балансі основних фондів підприємства. До К.г.в. відносять всі розкривні виробки, а також… … Гірничий енциклопедичний словник

  • Подземные сооружения — Выбор архитектурно планировочных решений. способа строительства, вида конструкций и их крепления, гидроизоляции, системы кондиционирования воздуха и т.п. определяется в основном назначением П. с. и свойствами массива вмещающих горных… … Большая советская энциклопедия

  • Горное дело — Г. дело имеет целью отыскание полезных ископаемых или минералов, добычу их и приведение в состояние, годное или для непосредственного употребления, или для дальнейшей переработки. Полезные ископаемые встречаются почти во всех отложениях земной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

  • Канава — У этого термина существуют и другие значения, см. Канава (значения). Канава открытая горная или геологоразведывательная выработка, имеющая небольшие по сравнению с длиной поперечные размеры. Назначение канавы: В геологии выявление выходов… … Википедия

  • СССР. Технические науки — Авиационная наука и техника В дореволюционной России был построен ряд самолётов оригинальной конструкции. Свои самолёты создали (1909 1914) Я. М. Гаккель, Д. П. Григорович, В. А. Слесарев и др. Был построен 4 моторный самолёт… … Большая советская энциклопедия

  • Красноярский метрополитен — Эта статья или раздел статьи содержит информацию об ожидаемом событии или запланированном объекте инфраструктуры, связанном с метро. Содержание статьи или части статьи может … Википедия

  • Наклонный ствол — наклонная подземная горная выработка, имеющая непосредственный выход на земную поверхность и служащая для тех же целей, что и вертикальный ствол. Наклонный ствол в большинстве случаев проводят по пласту, реже по породам. Ствол оборудуется… … Википедия

  • Открытая разработка месторождений — полезных ископаемыx (a. surface mining, opencast mining, open pit mining, quarry mining; н. Tagebau; ф. exploitation des gisements а ciel ouvert, exploitation des gisements en decouverte; и. explotacion de yacimientos a cielo abierto,… … Геологическая энциклопедия

Горно-капитальные выработки

ВНИМАНИЕ! САЙТ ЛЕКЦИИ.ОРГ проводит недельный опрос. ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ. ВСЕГО 1 МИНУТА!!!

⇐ Предыдущая123

К горно-капитальным выработкам отнесены все выработки (с учетом существующих), проходимые с целью вскрытия запасов руды:

– выработки дренажного горизонта -145 м;

– выработки горизонта -200 м;

– выработки горизонта -380 м;

– выработки горизонта -560 м;

– выработки горизонта -625 м;

– выработки горизонта -690 м;

– выработки горизонта -790 м;

– слепой скиповой ствол (ССС) с комплексом выработок;

– породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м);

– автоуклон (отм. -155м/-200м);

– автоуклон (отм. -560м/-690м);

– вентиляционный уклон (отм. -625м/-665м);

– автоуклон (отм. -690м/-790м).

– ЛХВ (гор. -690м/-790м)

В состав горно-капитальных выработок на горизонтах включены (с учетом существующих) следующие служебные камеры:

– камера обслуживания самоходного оборудования (КОСО);

– камера перегрузки материалов (КПМ);

– камеры аварийного воздухоснабжения (КАВС) и камеры ожидания;

– камеры складов противопожарных материалов (ППМ);

– камеры главной и вспомогательных насосных станций (ГНС и ВНС);

– раздаточная камера ВМ;

– камеры электроподстанций (ЦПП, РПП);

– общерудничные камерные выработки, а также другие камеры с длительным сроком службы;

– ниши различного назначения.

Ниже дана краткая характеристика и назначение горно-капитальных выработок.

1) Автоуклоны

Для вскрытия запасов в отм. -560м/-790м и -155м/-200м предусмотрены 5 автоуклонов:

– автоуклон (отм. -155м/-200м);

– породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м);

– автоуклон (отм. -560м/-690м);

– вентиляционный уклон (отм. -625м/-665м);

– автоуклон (отм. -690м/-790м).

· Автоуклоны предназначены для транспорта горной массы, спуска-подъема людей и материалов на вновь вскрываемые горизонты рудника, а также подачи (выдачи) воздуха.

· Автоуклоны проходятся с углом наклона 8 град. на прямолинейных участках и горизонтально на поворотах, на которых кроме того увеличено поперечное сечение с учетом выбега автосамосвала. Через каждые 25 м по длине автоуклонов предусматривается устройство ниш безопасности для людей высотой 1,8 м, шириной 1,2 м и глубиной 0,7 м. Камеры для разминовки встречных автосамосвалов предусмотрены на поворотах автоуклонов.

· Породотранспортный автоуклон (отм. -543м/-560м) предназначен для транспортирования породы и в верхней точке сбивается породоспуском и ВХВ с квершлагом № 2 горизонта -560 м. Откуда далее порода загружается вибропитателем ПШВ-4.75 в вагонетки ВД-3.3 и транспортируется электровозным транспортом на ствол КС.

· С отм. -665 м вскрывающего автоуклона (отм. -560м/-690м) пройден вентиляционный уклон на горизонт -625 м. Этот автоуклон предусмотрен для подачи свежего воздуха на горизонты -690 м и -790 м, а также для прокладки водоотливного става в насосную главного водоотлива на горизонте -625 м от вспомогательных насосных станций, расположенных на рабочих горизонтах -690 м и -790 м.

· 2) Электровозное депо

Существующие электровозные депо на горизонте -560м и -380м состоят из 3-х камер: зарядки аккумуляторных батарей, преобразовательной подстанции и ремонтной мастерской. С выработками ОД камеры соединяются двумя заездами, один из которых используется как гараж для отстоя электровозов во время перерывов в работе.

3) Камера обслуживания самоходного оборудования (КОСО)

Для сборки и обслуживания самоходного оборудования при отработке запасов ЭБ № 9 и № 10 будет задействована существующая КОСО на горизонте -560м, состоящая из ремонтной мастерской и пункта заправки топливом. К выработкам КОСО примыкает камера перегрузки материалов (КПМ), в которой производится перегрузка материалов с рельсового на самоходный транспорт, и ниши отстоя вспомогательных машин и кассет.

4) Камеры разгрузки на скиповом стволе (СС)

Существующие камеры разгрузки расположены в околоствольных дворах на горизонтах -380м (1 камера), -560м (2 камеры) и служат для разгрузки горной массы, вывозимой:

— электровозным транспортом (руда) с горизонта -560м (после ввода в эксплуатацию слепого скипового ствола);

— автосамосвалами (порода) с горизонтов -690м и -790м по автоуклонам (отм. -560м/-690м и -690м/-790м).

· Горная масса из камеры разгрузки поступает в загрузочный бункер, а из него через вибропитатель – на ленточный конвейер и далее в дозатор ствола СС.

· 5) Слепой скипой ствол (ССС) с комплексом выработок

Ствол ССС (отм. -525м/-832м) предназначен для подъема горной массы при отработке запасов ЭБ № 9 и № 10.

Комплекс ствола ССС состоит из следующих выработок:

на горизонте -560м:

— заезд в камеру подъемной машины;

— камера подъемной машины (в т. ч. камера оператора подъемной машины, гидростанция высокого давления);

— канатный ходок;

— заезд к стволу ССС из камеры подъемной машины;

— уклон на камеру подшкивной площадки (отм. -560м/-538.7м);

— камера подшкивной площадки (отм. -538.7м);

— камера разгрузочного бункера и установки питателя.

— камера электроподстанции

— камера ЭПиА

на горизонте -790м:

— уклон на конвейерный штрек (отм.-789м/-810,2м)

— конвейерный штрек (отм. -810,2м);

— уклон на горизонт сбора просыпи (отм.-810,2м/-832м)

— горизонт сбора просыпи с нишей РП, камерой зумпфового водоотлива (отм. -832м);

— водоотливные скважины;

— ВХВ (отм. -789м/-810,2м) и ВХВ (отм. -810,2м/-832м);

— камера электроподстанции;

— рудный бункер.

Проектом предусматривается камера загрузки скипа ССС только на гор. -790м (при отработке запасов ЭБ № 9 вся рудная масса перепускается по рудоспускам с горизонта -690м на горизонт -790м, далее в бункер на комплекса загрузки скипа).

6) Транспортные штреки с узлами погрузки

Транспортные штреки с узлами погрузки расположены на вскрываемых горизонтах -690м и -790м и служат для погрузки горной массы из рудоспусков в самоходное оборудование (автосамосвалы, ПДМ) или на ленточный конвейер .

7) Камера приема закладочной смеси

Камера приема закладочной смеси оснащена двумя опорными коленами под закладочными скважинами и узлом переключения подачи закладочной смеси на каждый из трубопроводов.

8) Лифтовой-ходовой восстающий (ЛХВ)

9) Камера аварийного воздухоснабжения (КАВС)

КАВС расположена на вскрываемом горизонте -790м и служит для хранения резервных самоспасателей, а также одновременно является камерой ожидания и убежищем на случай аварии. Оборудуется скамьями, переносными средствами пожаротушения и аптечкой. В КАВС проведены трубопроводы воды и сжатого воздуха. Вход и выход из камеры осуществляется через тамбур, который закрывается герметичной дверью в случае аварии. Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 14).

10)Склады противопожарных материалов (ППМ)

Склады ППМ предназначены для хранения материалов, используемых при ликвидации пожара в горных выработках, и размещаются на каждом вновь вскрываемом горизонте в отдельной камере (горизонт -690м) или на расширении выработки (горизонты -790м и -625м). Общий вид склада приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 15).

11) Камера электроподстанции (РПП)

Служит для электроснабжения применяемых электрических машин и механизмов и размещается на каждом из вновь вскрываемых горизонтов. Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 16).

12) Камеры вспомогательных насосных станций

Камеры вспомогательных насосных станций предназначены для сбора и дальнейшей перекачки до комплекса главного водоотлива всей воды, поступающей в горные выработки ЭБ, как естественного водопритока, так и технологической воды (главным образом от закладки). Камеры размещаются на каждом из вновь вскрываемых горизонтов -690м и -790м, а также на горизонте -200м.

Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 17).

13) Камеры для разминовок встречных автосамосвалов и их разворота

Камеры для разминовок автосамосвалов позволяют организовать безопасный разъезд встречных автосамосвалов на автоуклонах. При встрече двух машин порожняя машина заезжает в камеру и пропускает встречную груженую машину.

Общий вид камеры приведен на чертеже 1192/3-100-ИОС7.2.3.ГПР (лист 13).

14) Раздаточная камера ВМ служит для раздачи ВМ. Хранение ВМ в камере запрещено.

Проектом предусматривается обязательное крепление всех вновь вводимых горно-капитальных выработок. В качестве крепи предусматривается применять:

— монолитный бетон (железобетон) для крепления выработок околоствольных дворов и основных электромашинных камер с длительным сроком эксплуатации;

— комбинированную крепь (штанги типа ЖБШ и металлическая сетка c торкрет-бетонном или без него) для крепления протяженных выработок и прочих служебных камер;

— металлическую арочную крепь для крепления протяженных выработок и их сопряжений.

Проектом предусматривается, что на все металлические конструкции, включая металлические арки, наносится два слоя антикоррозийного покрытия. При бетонном креплении выработок, подверженных воздействию рассолов, применять сульфатостойкий цемент.

Размеры сечений выработок, закрепленных комбинированной крепью, допускают последующую возможную установку в них арочной крепи при сохранении требуемых зазоров.

В качестве арочной крепи предусматривается применять металлические арки из спецпрофиля СВП №22-33. Для крепления выработок монолитным бетоном используется бетон марки В12.5.

Свод в сечениях горно-капитальных выработок в зависимости от вида крепления принят:

— одноциркульный – для выработок, закрепленных комбинированной крепью и металлической арочной крепью;

— трехциркульный – для выработок, закрепленных монолитным бетоном, железобетоном, комбинированной крепью и металлической арочной крепью;

⇐ Предыдущая123

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 1060 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Горные капитальные выработки

В книге дано описание конструкций и способов проведения капитальных горных выработок в обычных условиях, без рассмотрения специальных методов. Рассмотрены различные конструкции и способы проведения и крепления стволов шахт, ремонт, расширение и способы их углубки; предохранительные полки и методы определения их прочных размеров, сопряжения стволов шахт с околоствольным дворами; околоствольные дворы и камеры. Освещена практика скоростных методов проведения горизонтальных выработок. Второе издание дополнено данными о физикомеханических свойствах различных пород и характеристикой горного оборудования, применяемого для проведения капитальных горных выработок. Кроме того, введены главы: «Поверхностные здания и сооружения при строительстве шахт и генеральный план их расположения» и «Восстановление разрушенных горных выработок».

Книга предназначается для инженерно-технических работников горных предприятий и проектных организаций, может быть использована и студентами горных втузов.

Горно-капитальные работы

ГОРНО-КАПИТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ (а. capital mining operations; н. Ausrichtung, Ausrichtungsarbeiten; ф. travaux neufs; и. inversion en trabajos mineros)- комплекс горно-строительных работ, обеспечивающих вскрытие и подготовку к разработке месторождения полезных ископаемых или его части.

При открытой разработке горно-капитальные работы включают: проведение вскрывающих (капитальных траншей) и разрезных (разрезных канав или котлованов) выработок; удаление горных пород, покрывающих и вмещающих залежи полезных ископаемых, в отвальные насыпи на момент сдачи карьера в эксплуатацию; работы по бурению и оборудованию водопонижающих скважин, строительство подземных дренажных выработок и др. В процессе горно-капитальных работ вскрываются и подготавливаются к разработке запасы полезных ископаемых в объёмах, гарантирующих достижение проектной мощности предприятия в течение 4-6 месяцев при круглогодовой и 2-3 месяцев при сезонной работе карьера. Соблюдение указанных норм проектирования достигается некоторым опережением вскрышных работ. При залегании залежи на значительной глубине в толще скальных пород к горно-капитальным работам относятся только те работы, которые нужно выполнить для достижения не менее 15-20% проектной производственной мощности карьера. На открытых разработках в CCCP широко применяется совмещение во времени горно-капитальных работ с эксплуатационными работами, т.н. сдача карьера очередями, в процессе которой производственная мощность карьера до проектного уровня наращивается поэтапно. При этом работы, связанные с реконструкцией вскрывающих выработок и отвалов, заменой горного и транспортного оборудования и др., относятся также к горно-капитальным работам.

При подземной разработке горно-капитальные работы включают: строительство стволов и примыкающих к ним камер, углубку стволов, строительство камер и выработок околоствольного двора; проведение основных капитальных выработок (квершлагов, откаточных и вентиляционных штреков, уклонов, бремсбергов, рудоспусков и др.). При строительстве нового горнодобывающего предприятия объём горно-капитальных работ предопределяется обеспечением его полной проектной мощности или мощности отдельной очереди (при сдаче предприятия по этапам). В процессе реконструкции горнодобывающего предприятия работы, связанные со строительством новых или углубкой действующих стволов, проведением основных капитальных выработок на новом и действующих горизонтах, также относятся к горно-капитальным работам. При эксплуатации месторождения горно-капитальные работы включают проведение капитальных горных выработок для вскрытия новых блоков, горизонтов и пластов, необходимых для обеспечения производственной мощности предприятия.

Горно-капитальные работы

Горно-капитальные работы выполняются в следующем порядке. Проводится траншея первого уступа. После производится разнос одного или двух бортов уступа. В конкретных условиях строительство карьера такая последовательность может иметь некоторые особенности.

С целью уменьшения объёма горно-капитальных работ размеры рабочих и нерабочих площадок (берм) в период строительства карьера принимаются минимальными. Иногда их увеличивают дополнительно для выполаживания рабочего борта карьера с целью повышения его устойчивости или регулирования режима горных работ.

Объём первоначального карьера равен произведению площади его поперечного сечения на длину карьерного поля. Поперечное сечение карьера устанавливается путём графических построений. Вначале на поперечном сечении залежи проводятся горизонтальные линии, соответствующие высотным отметкам нижних площадок уступов карьера. Построение поперечного сечения карьера начинается с добычного горизонта.

Параметры траншеи

Производство горных работ ведется, учитывая, что существующий карьер имеет вскрывающие выработки. В виду этого проектом принимается:

1) сохранение существующего въезда (отметка насыпи автодороги на уровне отметки горизонта +230, которая является проектной глубиной карьера). Данный въезд в карьер остается до конца срока службы карьера.

Выбор места заложения основной вскрывающей выработки обусловлен тем, что данный вариант сокращает объем проходки траншеи, т.к. будет проходиться со стороны склона. Кроме того, данная траншея будет сохранена при условии дальнейшей реконструкции карьера.

Способ проходки траншеи — без применения буровзрывных работ, при помощи бульдозера-рыхлителя.

В начальной стадии разработки карьера и до отметки +310 м — проходка траншеи осуществляется по бестранспортной схеме — бульдозерами с размещением горной массы во внешний отвал.

По мере углубления карьера целесообразна проходка траншеи до отметки дна карьера с использованием автомобильного транспорта.

Характеристики вскрывающей траншеи

1. Объем траншеи, т. м3

13,6

2. Длина траншеи, м

82,8

3. Заложение откосов

1 : 1

4. Ширина нижнего основания траншеи, м

Основная вскрывающая траншея рассчитана для однополосного автомобильного движения.

Вскрышные работы

Выбор типов технологического оборудования для производства вскрышных и добычных работ принимается на основании научно-исследовательских работ Института горного дела Севера СО РАН, обобщивших опыт разработки месторождений цеолитов. Наиболее рациональным выбран открытый способ разработки с применением тяжелого бульдозера с рыхлительным оборудованием для подготовки горной массы механическим разрушением при вскрышных и добычных работах.

Принятое решение обусловлено тем, что буровзрывной способ рыхления пород приводит к значительному загрязнению полезного ископаемого газообразными продуктами взрыва из-за его адсорбирующего свойства.

На выбор применяемого оборудования другими решающими факторами явились:

— удаленность месторождения от населенных пунктов;

— отсутствие централизованного электроснабжения;

— требуемая производственная мощность;

— срок существования предприятия.

При таких условиях, на данном этапе освоения месторождения, наиболее приемлем комплекс состоящий из мобильного погрузочного и транспортного оборудования.

С учетом “Задания…” и рекомендаций ИГДС СО РАН, проектом принят комплекс технологического оборудования в составе:

— бульдозер-рыхлитель Т-35.

— погрузчик Д-660 (ТО-11) на базе трактора К-702;

— бульдозер Т-170;

— автосамосвал КамАЗ-55111.

Расчеты производительности оборудования и их количество, а также технологические параметры системы разработки принимаются согласно выбранного комплекса технологического оборудования.

Работа и использование бульдозера- рыхлителя Т-35.01

В процессе ведения горых работ бульдозер является основным агрегатом для подготовки транспортирования горной массы на карьере.

Бульдозером производится:

— рыхление горной массы;

— складирование и окучивание.

Учитывая физико-механические свойства взрыхляемых пород на карьере, проектом принимается рыхление с применением продольно-поперечных возвратно-поступательных заездов:

Допускается применение и других типов заездов, обеспечивающих производительную работу бульдозера.

Производительность рыхлителя Qрых определяется в зависимости от производительности бульдозера по формуле:

Qрых = (Тсм* i — Aп*tпер)*тр*Uрых*Вр* , м3/см

где: Тсм — производительность смены, час; Тсм = 8 час.

i — коффициент использования сменного времени; i = 0,65.

Aп — количество поворотов рыхлителя; Aп = 100.

tпер — время на переключение передач и один поворот, час; tпер = 0,02 час

тр — скорость движения трактора, м/час; тр = 3219 м/час.

Uрых — глубина рыхления, м; Uрых = 0,5 м.

Вр — ширина полосы рыхления, м; Вр = 40 м.

— коэффициент глубины рыхления по полезной работе бульдозера, = 0,3.

Qрых = (8*0,65 — 100*0,02)*3219*0,5*40*0,3 = 618 м3/см

Qрых = 618 м3/см

Qгод = Qрых*Nг = 61,8*255 = 178 тыс.м3

где Nг = 255 — количество рабочих дней в году;

Qгод = 178 тыс.м3

При среднесменном объеме 618 м3 для ее рыхления потребуется:

= = 0,08 бульдозера, принимаем 1 бульдозер

Производительность бульдозера при вскрышных работах при складировании пород во внешние отвалы (за предельным контуром карьеров) определяем из справочных нормативных данных, учитывая, что при транспортировании предварительно рыхленного массива расстояние транспортировки на карьере не превышает 80 м.

Норма времени на 100 м3, Нt = 1,40 час

Норма выработки Нв = 71,4 м3/час.

Сменная производительность бульдозера при транспортировании пород во внешние отвалы равна:

Qсм = Nг**Нв = 8*0,65*71,4 = 371,3 м3/см;

Qгод = Qсм*Nг = 371,3*255 = 94,7 тыс. м3

При среднесменном объеме вскрыши 371,3 м3 для ее транспортировки потребуется:

= = 0,02 бульдозера, принимаем 1 бульдозер

Учитывая, что при разработке карьеров годовой объем вскрыши равен 20 т.м3 и неравномерность объемов переработки, проектом принимается парк бульдозеров Т-35.01 в количестве 2 единицы.

При максимальной переработке горной массы необходима организация работ бульдозеров в 2 смены.