Госпошлина инвалид

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Госпошлина: кто освобождается от уплаты

К. Кузнецова,

делопроизводитель Специализированного межрайонного суда

по делам несовершеннолетних г. Астаны

Каждый из нас сталкивался с понятием государственной пошлины при оформлении документов, регистрации сделок, подаче заявлений в суд и т.д.

Так что же такое «госпошлина» и существуют ли основания освобождения от ее уплаты?

Судебная власть, как и иная бюджетная деятельность, требует значительных материальных затрат. Часть таких затрат возлагается на юридических и физических лиц, обращающихся за судебной защитой. Это стороны, третьи лица в делах искового производства, а также лица, подающие заявление или жалобу по делам неисковых производств. Суммы, выплачиваемые заинтересованным лицом в связи с производством по гражданскому делу, называются судебными расходами и включают государственную пошлину и издержки, связанные с производством по делу.

Государственная пошлина представляет собой установленный законом обязательный и действующий на всей территории Республики Казахстан платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов, в том числе за действия, совершаемые судом по рассмотрению, разрешению, пересмотру гражданских дел, за выдачу судом копий документов.

Цель взимания государственной пошлины в сфере судопроизводства — частичное возмещение государству затрат, связанных с обеспечением деятельности судов. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законом и зависят от характера иска (заявления, жалобы) и цены иска.

Так, в соответствии со ст. 501 НК РК от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются: истцы — по искам о взыскании заработной платы, по искам о взыскании алиментов, по искам о возмещении вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца, по искам о возмещении имущественного или морального вреда, причиненного преступлением; организации и физические лица — за выдачу им документов в связи с делами о взыскании алиментов; физические лица — при подаче апелляционных жалоб по уголовным делам, в которых оспаривается правильность взыскания имущественного вреда, причиненного преступлением; истцы — по искам о возмещении имущественного и (или) морального вреда, причиненного в результате уголовного преследования, в том числе по вопросам восстановления прав и свобод; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, — при обращении по вопросам, возникающим в связи с применением законодательства о реабилитации жертв политических репрессий; физические лица — при подаче в суд заявлений об усыновлении или удочерении ребенка; истцы — при рассмотрении дел о защите прав и законных интересов ребенка; истцы — по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов инвалидов; заявители — по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и (или) принудительном психиатрическом освидетельствовании.

От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции и мировыми судьями, также освобождаются: общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков; истцы — инвалиды I и II группы; ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны военной службы, обращающиеся за защитой своих прав, установленных законодательством о ветеранах; истцы — по искам, связанным с нарушением прав потребителей.

Таким образом, государство предусматривает обширный перечень оснований освобождения от уплаты госпошлины, что способствует обращению граждан в суд для восстановления нарушенных прав.

Комментируемая статья регулирует порядок осуществления полномочий органов внутренних дел в сфере налоговых правоотношений, закрепляя право органов внутренних дел участвовать в выездных налоговых проверках, проводимых налоговыми органами.

Кроме того, если органы внутренних дел при осуществлении своих полномочий выявят обстоятельства, требующие совершения действий, отнесенных к компетенции налоговых органов, они обязаны в десятидневный срок со дня выявления таких обстоятельств направить материалы в налоговый орган для принятия по ним решения.

Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009 утвержден порядок взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений.

Данным Приказом, в частности, также утверждена форма запроса налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке.

ФНС России в письме от 24.08.2012 N АС-4-2/14007@ поручила нижестоящим налоговым органам в обязательном порядке инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

В письме ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 указано, что в случае проведения выездной налоговой проверки с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 НК РФ и подпунктом 28 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» порядок действий налоговых органов регламентируется Инструкцией о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказом МВД России N 495, ФНС России N ММ-7-2-347 от 30.06.2009.

В целях качественного и полного сбора доказательственной базы по нарушениям законодательства о налогах и сборах, повышения эффективности совместной работы рекомендуется инициировать привлечение сотрудников органов внутренних дел для участия в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках в следующих случаях:

1) при обнаружении обстоятельств, свидетельствующих о необоснованном возмещении налога на добавленную стоимость, акциза (зачета или возврата иного налога) или признаков необоснованного предъявления налога на добавленную стоимость, акциза к возмещению;

2) при выявлении схем уклонения от уплаты налогов, подпадающих под признаки совершения преступлений, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, в том числе:

если после вынесения налоговым органом решения о проведении выездной налоговой проверки налогоплательщиком предпринимаются действия, направленные на уклонение от налогового контроля, на затруднение налогового контроля, либо иные действия, имеющие признаки активного противодействия проведению выездной налоговой проверки («миграция» организации, смена учредителей и (или) руководителей организации, реорганизация, ликвидация организации и т.д.);

при обнаружении в ходе проведения предпроверочного анализа или налоговой проверки наличия в цепочке приобретения (реализации) товаров (работ, услуг) фирм-«однодневок», используемых в целях уклонения от уплаты налогов, в том числе зарегистрированных на номинальных учредителей (имеющих номинальных руководителей), зарегистрированных по утерянным паспортам, и пр.;

3) при обнаружении признаков неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и фиктивного банкротства налогоплательщика.

Запрос об участии сотрудников органов внутренних дел в выездной (повторной выездной) проверке может быть направлен как до начала проверки, так и в процессе ее проведения.

В случае, если выездная (повторная выездная) налоговая проверка проводится или ее проведение предполагается с участием сотрудников органов внутренних дел, необходимо провести рабочее совещание с сотрудниками органов внутренних дел по следующим вопросам:

выработка и согласование основных направлений проведения предстоящей проверки;

составление аналитической схемы выявления предполагаемых правонарушений, по которым имеется соответствующая информация;

организация и тактика осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Как отмечено в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2009 N А41-22718/08, НК РФ не запрещает участие органов внутренних дел в налоговых проверках (совместных проверках) по запросам самих органов внутренних дел, а также не запрещает использовать полученные от таких органов документы, связанные с деятельностью налогоплательщика при проведении налоговых проверок, в том числе документы, полученные органами внутренних дел раньше начала проведения налоговой проверки.

Объяснение, полученное в порядке, установленном Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», не может служить надлежащим доказательством фактов, указанных в акте проверки и решении налогового органа. Сведения, полученные в результате оперативно-розыскных мероприятий, должны быть подтверждены мероприятиями налогового контроля в порядке, установленном статьями 90 — 99 НК РФ.

Согласно правовой позиции КС РФ, изложенной в Определении от 04.02.1999 N 18-О, и с учетом статей 49 (часть 1) и 50 (часть 2) Конституции РФ результаты оперативно-розыскных мероприятий являются не доказательствами, а лишь сведениями об источниках тех фактов, которые, будучи полученными с соблюдением требований Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», могут стать доказательствами после закрепления их надлежащим процессуальным путем.

На это указано в Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2012 N А41-44551/11.

В Постановлении ФАС Центрального округа от 30.10.2012 N А35-104/2012 суд пришел к выводу о том, что действующим налоговым законодательством предусмотрено участие сотрудников органов внутренних дел только в рамках проведения выездной налоговой проверки (статья 89 НК РФ), о чем в обязательном порядке указывается в решении налогового органа о проведении выездной проверки, как это предусмотрено положениями Инструкции о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при организации и проведении выездных налоговых проверок, утвержденной Приказами от 30.06.2009 Министерства внутренних дел Российской Федерации N 495 и Федеральной налоговой службы N ММ-7-2-347.

Как отметил суд, протокол обследования помещений, сооружений, зданий, участков местности, транспортных средств и изъятия документов проведен вне рамок выездной налоговой проверки, составлен работником УМВД России по субъекту РФ, который не является должностным лицом налогового органа.

С учетом изложенного суд указал, что данный протокол не может быть принят судом в качестве доказательства события совершенного налогоплательщиком правонарушения, поскольку в силу части 3 статьи 64 и статьи 68 АПК РФ является недопустимым доказательством.

В Постановлении ФАС Московского округа от 17.07.2012 N А41-24972/10 отмечено, что оперуполномоченный УФСИН России по субъекту РФ допрашивал гражданина на основании запроса налогового органа, что не нарушает норму закона.

В Постановлении от 09.10.2012 N Ф09-9203/12 ФАС Уральского округа, оценив объяснения и показания работников, полученные сотрудником органов внутренних дел и сотрудниками налогового органа, признал их допустимыми доказательствами. Объяснения работников, полученные сотрудником органа внутренних дел, включенным в состав проверяющих лиц, получены в рамках проведения мероприятий налогового контроля, а не в рамках проведения оперативно-розыскной деятельности.

Согласно данным Федерального реестра инвалидов, в России проживает более 11 миллионов людей с ограниченными возможностями, большая часть из них – люди предпенсионного и пенсионного возраста. Государство предоставляет гражданам с инвалидностью всевозможные льготы и квоты. И если о возможностях получать бесплатные лекарства и билеты на общественный транспорт знают почти все, то, например, о правах ребенка-инвалида на ежедневные услуги тьютора в обычных среднеобразовательных школах – единицы. Юристы и правозащитники рассказали корреспонденту «МИР 24» о том, какие государственные льготы предоставляются людям с ограниченными возможностями.

Социальная пенсия для инвалидов с детства I группы и детям-инвалидам установлена в размере 12 082 рубля 6 копеек в месяц; инвалидам I группы, инвалидам с детства II группы – 10 068 рублей 53 копейки, а инвалидам III группы – 4 279 рублей 14 копеек. Кроме социальных пенсий по инвалидности, всем людям с ограниченными возможностями положены ежемесячные выплаты, говорит помощник юрисконсультанта компании «Мой Семейный Юрист» Виктория Шкварок.

«Согласно ст. 28.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере:

  • инвалидам I группы – 2 162 рублей;
  • инвалидам II группы, детям-инвалидам – 1 544 рублей;
  • инвалидам III группы – 1 236 рублей.

Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 февраля текущего года», – поясняет Шкварок.

Социальные услуги

Инвалиды, дети-инвалиды, инвалиды войны имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Однако от них можно отказаться в пользу денежного эквивалента. Для этого необходимо обратиться в территориальный орган ПФР с заявлением об отказе.

  • «Обеспечение необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
  • Предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
  • Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
  • Граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего лица», – объясняет Шкварок.

Льготы в жилищной сфере

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 %.

«Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц», – поясняет эксперт.

Кроме того, инвалиды и семьи с инвалидами имеют право на улучшение жилищных условий. Людям с ограниченными способностями с тяжелыми формами хронических заболеваний может быть так же предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму на одного человека. Но не более, чем в два раза.

Они могут также претендовать на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства и садоводства. Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм.

Налоговые льготы

Люди с инвалидностью имеют право на стандартные налоговые вычеты. Кроме того, если речь идет о детях-инвалидах первой и второй группы, то право на вычеты получают их родители и другие опекуны.

«Налоговый вычет за каждый месяц налогового периода для родителей составляет 12 000 рублей на каждого ребенка-инвалида I и II группы до 18 лет. В случае, если он учится на очной форме обучения, в аспирантуре или ординатуре, то право сохраняется до 24 лет. И 6000 рублей, это если опекунами являются супруги, приемные родители и попечители», – поясняет юрист.

Кроме того, люди с ограниченными возможностями имеют льготы на имущественный, транспортный и земельный налоги. Размер льготы определяется индивидуально, в зависимости от характеристик собственности.

Государственная пошлина

От уплаты государственной пошлины освобождены следующие категории инвалидов:

  • Инвалиды ВОВ – при обращении за совершением юридически значимых действий,
  • Инвалиды – граждане РФ, которые являются единственными авторами программы для ЭВМ, базы данных, топологии интегральной микросхемы и правообладателями на нее и испрашивают на них свидетельства о регистрации на свое имя, – при совершении соответствующих регистрационных действий;
  • Истцы – при обращении с исками неимущественного характера, связанными с защитой прав и законных интересов инвалидов;
  • Инвалиды I и II групп – истцы (административные истцы), если цена иска не превышает 1 млн руб. При цене иска свыше 1 млн руб. сумма госпошлины, исчисленная исходя из цены иска, уменьшается на сумму госпошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 млн руб.;
  • Инвалиды I и II групп – при обращении за совершением нотариальных действий (в размере 50% суммы пошлины).

Гарантии в сфере труда

А вот получить гарантии в области трудовой занятости, кажется, сложнее всего. Хотя официально они существуют.

«Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней», – говорит Шкварок.

Существуют и квоты для приема на работу людей с ограниченными возможностями. Например, в компании, где работают от 35 до 100 человек, квота на ивалидов не выше 3%, а более 100 — до 4 %.

В свою очередь, адвокат Варсеник Айрапетян в беседе с корреспондентом «МИР 24» объясняет, что вышеперечисленные льготы являются основными и, как показывает практика, практически, все инвалиды о них осведомлены.

«Многие не знают, что люди с ограниченными возможностями имеют право на получение двух пенсий – по инвалидности и по старости. Выплата двух пенсий производится в случае, если инвалидность получена из-за военной травмы. А так же участникам ВОВ и гражданам, которые награждены знаком «Житель блокадного Ленинграда». Многие инвалиды III группы не осведомлены о том, что они имеют 50 % льготу на приобретение лекарственных препаратов по специальным рецептам», – объясняет Айрапетян.

Кроме того, учиться дома или в школе – родители детей с инвалидностью решают самостоятельно. Если было принято решение, что ребенок будет обучаться со всеми детьми в школе на равных, то он имеет право на личного ассистента-тьютора.

«Ассистент-тьютор выполняет функцию педагога сопровождения, помощника, выполняющего рекомендации комиссии ПМПК. Часто, даже если родители знают о существовании тьютора, школа начинает усиленно отправлять ребенка на индивидуальное обучение. Хотя ассистент положен в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (статья 79), и это право ребенка-инвалида. Школа обязана реализовать это право учащегося», – рассказывает юрист.

Более того, рабочая неделя человека с ограниченными возможностями укорочена – это 35 рабочих часов, однако, заработная плата должна быть на том же уровне, что и у сотрудников, работающих 40 часов. Вместе 28 – 30 отпускных дней, как и норма по больничным листам – до 30 дней в год за счет компании и 60 дней за свой счет.

По словам Айрапетян, сейчас готовится несколько законопроектов, которые должны улучшить социальное положение людей с инвалидностью.

«Готовится законопроект, согласно которому органы службы занятости и учреждения медико-социальной экспертизы будут взаимодействовать на более высоком уровне, чтобы процент работающих инвалидов стал выше. Сейчас этот законопроект проходит стадию согласования в регионах. Благодаря этому планируется повысить процент работающих инвалидов к 2020 году до 50 %», – заключила юрист.

Изменения также коснутся и тех, кто имеет детей-инвалидов. С 1 января 2020 года родители будут обязаны выполнять все решения педагогов, медиков и психологов. На данный момент эти решения носят рекомендательный характер.

А вот директор юридической службы «Единый центр защиты» Константин Бобров уверен, что несмотря на широкий перечень льгот, права для людей с инвалидностью необходимо расширить.

«К примеру, на наш взгляд, целесообразно включить правила подсудности по выбору, чтобы люди с ограниченными возможностями сами могли выбирать, куда подать иск – по месту своего жительства или по месту жительства ответчика. Но такой льготы по непонятным причинам не предусмотрено. Следует добавить, что в ближайшее время принятие законопроектов, предусматривающих введение новых льгот в отношении государственных услуг, пока не предвидится. Однако, проявление активной законодательной инициативы в этой сфере необходимо», – сказал он.

Напомним, 5 февраля 2019 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении законопроект, который направлен на упрощение порядка получения инвалидами государственных и муниципальных услуг. В настоящее время получение государственных услуг требует личного предоставления инвалидом оригиналов ряда документов в соответствующий орган – справки, подтверждающей инвалидность, индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания. Если законопроект будет принят, эти документы предоставлять лично не потребуется: госорганы будут получать необходимые данные из Федерального реестра инвалидов.

Освобождение от уплаты государственной пошлины

Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ

1. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются:

1. прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов;

2. истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.

2. От уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

1. общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков;

2. истцы — инвалиды I и II группы.

3. При подаче в арбитражные суды исковых заявлений имущественного характера и (или) исковых заявлений, содержащих одновременно требования имущественного и неимущественного характера, плательщики, указанные в пункте 2 настоящей статьи, освобождаются от уплаты государственной пошлины в случае, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей. В случае, если цена иска превышает 1 000 000 рублей, указанные плательщики уплачивают государственную пошлину в сумме, исчисленной в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.21 настоящего Кодекса и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1 000 000 рублей.
(Статья 333.37 Налогового Кодекса РФ).