Государственная программа образования

В Казахстане реализуется комплекс системных мер по развитию образования и науки. В 2015 году республика приняла на себя обязательства по достижению Целей устойчивого развития Организации объединенных наций до 2030 года, в т.ч. 4-й Цели, которая предполагает обеспечение всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех. Для ее достижения определены основные направления развития образования в мире: обеспечение предшкольной подготовки, модель 12-летнего школьного образования, развитие у учащихся навыков 21 века, равный доступ к недорогому и качественному ТиПО и высшему образованию. Указанные направления являются приоритетными и для казахстанской системы образования.

В 2017 году Казахстан стал участником двух профильных комитетов ОЭСР — Комитета образовательной политики и Комитета по научной и технологической политике, что свидетельствует о международном признании достижений казахстанской системы образования.

Однако в отечественной системе образования и науки имеется ряд актуальных вопросов, требующих решения. Оценка уровня грамотности и компетенций населения Казахстана свидетельствует о значительном отставании от многих стран мира. По результатам Программы международной оценки компетенций взрослых (16-65 лет) ОЭСР (PIAAC), Казахстан занял 34-е место по читательской, 33-е — по математической грамотности (из 39 стран) и 32-е — по грамотности в сфере информационно-коммуникативных технологий (из 36). Результаты Казахстана намного ниже среднего показателя стран-участниц ОЭСР и Российской Федерации (9-е место по читательской и 15-е — по математической грамотности). При неизменности этого положения в системе образования и науки в обозримой перспективе неизбежны дальнейшее ухудшение качества национального человеческого капитала, депрофессионализация кадров и снижение экономического потенциала страны.

Необходимы срочные меры по дальнейшему развитию системы образования и науки в соответствии с лучшими отечественными и мировыми практиками. Так, например, согласно обзору политик стран-членов и партнеров ОЭСР (Education Policy Outlook, 2018), фокус современной государственной политики в образовании концентрируется в шести областях: (1) равенство и качество, (2) подготовка обучающихся к будущему, (3) улучшение организаций образования, (4) система оценивания, (5) управление и (6) финансирование. При этом страны акцентируют свои усилия на решении наиболее важных задач в зависимости от уровня текущего развития и имеющихся возможностей. В рамках указанных областей большинство стран выделяют следующие приоритеты:

выравнивание возможностей обучающихся вне зависимости от социально-экономического статуса семьи;

обеспечение соответствия навыков выпускников требованиям экономики;

профессиональное развитие и высокий статус педагогов;

вовлечение работодателей в подготовку кадров;

оценка системы образования и организаций образования;

построение эффективной структуры управления;

выстраивание коммуникаций с заинтересованными сторонами;

эффективное использование финансовых ресурсов.

Основными вопросами политики в области науки, технологий и инноваций, согласно базе данных ОЭСР STIP Compass, считаются управление, финансирование, исследовательская карьера, программы PhD и постдокторантуры.

С учетом международных оценок и практик, взятых обязательств и достигнутых результатов, Казахстану необходимо в ближайшие 6 лет принять кардинальные меры по улучшению качества образования и науки. В этой связи Программа ориентирована на решение ключевых идентифицированных проблем, развитие системы образования и науки для повышения ее конкурентоспособности и приближения к лучшим практикам стран ОЭСР.

В результате реализации мер по улучшению качества образования и науки ожидается достичь 100 % охват детей от 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением, ликвидация 3-х сменного обучения, 100 % обеспечение интернатами опорных школ сельской местности, создание условий для занятия физической культурой и спортом в школах на 150 и более ученических мест, 100 % кабинетов и учителей будут обеспечены компьютерной техникой, 100 % обеспечение 180 опорных колледжей современным оборудованием и программами, в 2 раза увеличится финансирование высшего образования, в 7 раз (от 43 до 358 млрд.тг.) увеличится финансирование науки.

Цели программы:

1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.

2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.

Задачи:

1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.

2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.

3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.

4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.

5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.

6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.

7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.

8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.

9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки. 10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.

11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство.

Целевые индикаторы:

1. Охват дошкольным воспитанием и обучением детей от 1 до 6 лет — 85,3 %, от 3 до 6 лет — 100 %.

2. Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (Организации экономического сотрудничества и развития (далее — ОЭСР) — математика — 480 баллов, чтение — 450 баллов, наука и естествознание — 490 баллов.

3. Индекс благополучия детей в Республике Казахстан — 0,73 балла.

4. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений технического и профессионального образования (далее — ТиПО) по государственному образовательному заказу — 75 %.

5. Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания высшего учебного заведения (далее — ВУЗа) по государственному образовательному заказу — 75 %.

6. Доля расходов на науку от внутреннего валового продукта — 1%.

7. Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) на 88 %

8. Качество научно-исследовательских организаций (Глобальный индекс конкурентоспособности Всемирного экономического форума (далее — ГИК ВЭФ)) — 63-е место.

Источники и объемы финансирования:

На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета (далее — РБ) — 9 565 млрд тенге, местного бюджета (далее — МБ) — 716 млрд тенге, Всемирного банка (далее — ВБ) — 13 млрд тг., частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:

2020 — 1 161 млрд тенге

2021 — 1 336 млрд тенге

2022 — 1 708 млрд тенге

2023 — 2 311 млрд тенге

2024 — 2 383 млрд тенге

2025 — 2 679 млрд тенге

а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.

Постановление вводится в действие со дня его подписания.

Мероприятие 1.1 «Обеспечение участия Российской Федерации в международных исследованиях качества общего и профессионального образования (PIRLS, TIMSS, PIAAC, TALIS)». Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: обеспечить участие Российской Федерации в международных исследованиях TIMSS в соответствии с правилами проведения исследований, установленными Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA; обеспечить участие Российской Федерации в международных исследованиях PIRLS в соответствии с правилами проведения исследований, установленными Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA; обеспечить участие Российской Федерации в международных исследованиях PIAAC в соответствии с правилами проведения исследований, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития; обеспечить участие Российской Федерации в международных исследованиях TALIS в соответствии с правилами проведения исследований, установленными Организацией экономического сотрудничества и развития. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования». Мероприятие 1.2 «Совершенствование и реализация процедур оценки степени и уровня освоения образовательных программ общего образования обучающимися общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций» Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: развитие системы обеспечения объективности и прозрачности процедур государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования, в том числе обеспечение видеонаблюдения при проведении процедур государственной итоговой аттестации по образовательным программам общего образования; развитие технологии проведения государственной итоговой аттестации, обработки результатов государственной итоговой аттестации, получения и использования результатов государственной итоговой аттестации; развитие информационных систем (их подсистем и (или) компонентов), обеспечивающих сопровождение процедур государственной итоговой аттестации и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования; обеспечение подготовки лиц, привлекаемых к проведению государственной итоговой аттестации, и совершенствование способов подготовки указанных лиц; совершенствование структуры и содержания измерительных материалов; разработка измерительных материалов; совершенствование технологий, методик и инструментария для проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по образовательным программам общего образования; обеспечение проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по образовательным программам общего образования; развитие информационных систем (их подсистем и (или) компонентов), обеспечивающих формирование информационных массивов в рамках проведения мониторинга качества подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций по образовательным программам общего образования, их хранение и использование. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования». Мероприятие 1.3 «Совершенствование и реализация процедур исследования профессиональных компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования» Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: совершенствование технологий, методик и инструментария процедуры исследования профессиональных компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования; апробация инструментария для использования в проведении исследования профессиональных компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования; проведение исследований компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, и анализ полученных результатов; развитие информационных систем (их подсистем и (или) компонентов), обеспечивающих формирование информационных массивов в рамках проведения исследований профессиональных компетенций работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам общего образования, их хранение и использование. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования». Мероприятие 2.1 «Совершенствование процедур контроля и надзора за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий» Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: совершенствование инструктивно-методического обеспечения для осуществления процедур контроля и надзора за полнотой и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в сфере образования и полномочий Российской Федерации по подтверждению документов об ученых степенях и ученых званиях, а также для осуществления государственного надзора за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования; актуализация методического обеспечения и инструктивных материалов для экспертных организаций, экспертов, а также лиц, претендующих на статус эксперта, привлекаемых к проведению мероприятий по контролю (надзору) в сфере образования, и иных лиц, задействованных в процедурах государственного контроля (надзора) в сфере образования, а также в процедурах оценки качества образования; проведение подготовки лиц, задействованных в процедурах государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации, процедурах осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также в процедурах оценки качества образования; развитие информационных систем (их подсистем и (или) компонентов), обеспечивающих сопровождение мероприятий по контролю (надзору) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, по реализации полномочий Российской Федерации в сфере образования, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивающих учет сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении, выданных организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования». Мероприятие 3.1 «Экспертно-аналитическое, мониторинговое и информационное сопровождение мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования» Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: осуществление экспертно-организационных и информационно-технических мероприятий при планировании и проведении закупок, а также при исполнении государственных контрактов, заключенных по итогам проведенных закупок; правовое, методическое, мониторинговое сопровождение ведомственной целевой программы «Качество образования»; информационное сопровождение хода реализации отдельных проектов, мероприятий и ведомственной целевой программы «Качество образования» в целом; проведение оценки общественного мнения в рамках реализации отдельных проектов, мероприятий и ведомственной целевой программы «Качество образования» в целом. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования». Мероприятие 3.2 «Обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки» Срок реализации мероприятия: 2019-2025 годы. В рамках мероприятия планируется: расходы на выплаты персоналу в целях обеспечения выполнения возложенных на Рособрнадзор функций; закупка товаров, работ и услуг для обеспечения нужд Рособрнадзора; предоставление субсидий организациям, находящимся в ведении Рособрнадзора; иные бюджетные ассигнования. Источники и объемы финансирования мероприятия указаны в приложении № 3 «Ресурсное обеспечение ведомственной целевой программы «Качество образования». Ответственные за реализацию мероприятия указаны в приложении № 2 «Перечень мероприятий ведомственной целевой программы «Качество образования».