Имеют ли право в метро проверять сумки

В декабре 2018 года мужчину, отказавшегося пройти досмотр на станции московского метро, оштрафовали на 20 000 рублей. В феврале 2019 такой же штраф получил ещё один пассажир московского метро. Мы почитали правила безопасности и выяснили, что от досмотра можно отказаться, но в таком случае метрополитен имеет полное право не пустить вас на свою территорию, а если вы всё-таки намереваетесь пройти, то — оштрафовать.

По закону «О транспортной безопасности», сотрудники метрополитена имеют право досматривать пассажиров и их багаж, если это требуется для обеспечения транспортной безопасности. Для досмотра они могут использовать рентгенологические установки, стационарные и переносные металлодетекторы, газоаналитическую и химическую аппаратуру и другие устройства, которые позволяют обнаружить запрещённые предметы (например, оружие или взрывчатку). Проводить досмотр должны уполномоченные лица из числа работников подразделений транспортной безопасности.

Некоторые требования безопасности эксперты при этом называют чрезмерными — например, эффективность рамок регулярно вызывает вопросы — но ничего противозаконного они не содержат, и пассажиры, которые хотят попасть в метро, вынуждены их соблюдать.

Если вы просто откажетесь от досмотра (тем самым не соблюдая требования транспортной безопасности), метрополитен имеет право расторгнуть договор перевозки в одностороннем порядке. Проще говоря, отказаться от досмотра можно, но в метро при этом не пустят.

ЕСЛИ ВЫ ОТКАЖЕТЕСЬ ОТ ДОСМОТРА, НО ПОПЫТАЕТЕСЬ ПРОЙТИ за турникеты, это — административное правонарушение по статье 11.15.1 КоАП. За это предусмотрен штраф от 3 000 до 30 000 рублей (если неисполнение требований безопасности было умышленным).

Текст: Татьяна Торочешникова, юрист: Анастасия Бочерёнок

Видеосистема «Гейткипер» предназначена для определения наличия инородных предметов (взрывчатых веществ, различных устройств) не являющихся неотъемлемой частью автомобиля и намеренно установленных на днище транспортного средства. Видеосистема использует принцип нелинейного сканирования, что позволяет получать изображения днища автотранспортных средств различной длины. Видеосистема устанавливается на/в дорожное полотно на въездах/выездах автомобильных контрольно-пропускных пунктов и позволяет осуществлять проезд ТС массой до 30 тонн (максимальная нагрузка на ось ТС не более 12 тонн).

Основные компоненты видеосистемы:

  • сканер с встроенной высокоскоростной видеокамерой и оптической системой;
  • система подсветки днища ТС;
  • камера определения государственных номерных знаков ТС;
  • камера отображения внешнего вида проезжающего ТС;
  • стальное анодированное основание;
  • удаленное рабочее место оператора, включающее в себя компьютер, сенсорный монитор и пакет ПО.

Характеристики видеосистемы:

  • видеосистема позволяет производить досмотр движущегося автотранспорта на скорости до 24 км/ч;
  • проезжающий автотранспорт сканирует высококачественная камера (до 200 кадров в секунду), создавая образ днища;
  • одновременное сканирование под двумя углами — встречно и по ходу движения;
  • после обработки полученного изображения система автоматически определяет инородные предметы и оповещает обслуживающий персонал, в случае их обнаружения;
  • персонал может осуществлять управление и контроль на расстоянии до 100 м.

В конструкции сканера используются одна видеокамера и оптическая система для получения двух изображений днища транспортного средства. Это позволяет оператору получать всеобъемлющую картину днища автомобиля и легко сравнивать ее с эталонным изображением.

Вся информация, полученная от сканера, выводится на монитор с сенсорным экраном, помещенным в специальный защитный корпус и интегрированным с компьютером.

Автосканеры поставляются следующих моделей:

— модель «АТ2101» — стационарное исполнение. Элементы конструкции автосканера: сканирующий блок и устройства светодиодной подсветки, располагаются в металлическом поддоне, установленным в подготовленной в дорожном полотне нише с трубопроводом для отвода сточных вод и кабельным каналом для укладки информационных кабелей и кабелей питания. Модель «АТ2101» сканирует проезжающее ТС через два смотровых окна (два изображения сканируемого днища ТС).

— модель «АТ1101» — мобильное исполнение. Элементы конструкции автосканера: сканирующий блок и устройства светодиодной подсветки, устанавливаются под защитную крышку между двух специальных стальных пандусов, непосредственно на дорожное полотно. Модель «АТ1101» сканирует проезжающее ТС через два смотровых окна (два изображения сканируемого днища ТС).

— модель «АТ1101 усиленная платформа» — мобильное исполнение. Элементы конструкции автосканера: сканирующий блок и устройства светодиодной подсветки, устанавливаются под защитную крышку между двух специальных стальных пандусов, крепящихся непосредственно к дорожному полотну. Модель «АТ1101 усиленная платформа» имеет усиленный стальной пандус. Максимальная грузоподъёмность ТС – не более 30 тонн. Модель «АТ1101 усиленная платформа» сканирует проезжающее ТС через два смотровых окна (два изображения сканируемого днища ТС).

Наименование устройства Модель «АТ2101» Модель «АТ1101» Модель «АТ1101» усиленная
1. Металлический поддон с защитной крышкой +
2. Пандусы (Платформа) + + усиленная
3. Устройство светодиодной подсветки 2 2 2
4. Сканирующий блок + + +
5. Цветная IP видеокамера отображения переднего вида ТС + + +
6. Видеокамера отображения государственных регистрационных знаков ТС с ИК-подсветкой + + +
7. Блок соединений + + +
    ЭВМ в составе:

  • Системный блок с установленным ПО
  • Жидкокристаллический дисплей
  • Клавиатура
  • Манипулятор типа «мышь»
+ + +
9. Индукционная петля с грозозащитой +
10. Нажимная контактная площадка + +
11. Светофор + + +

Помимо этого в арсенале компании представлена базовая модель системы Гейткипер АТ3101

Базовые характеристики системы Гейткипер АТ3101

Система встроенная (сканирование под одним углом 90 гр) включает в себя сканирующее устройство, светодиодные рампы подсветки, камеру внешнего вида, односекционный светофор, соединительные кабели, ПО сшивки изображений, ПО базы данных SQL, ПО операционной системы и руководство пользователя.

Компьютер и терминал оператора — сверхъяркий монитор высокого разрешения оснащенный сенсорной панелью и встроенным компьютером, клавиатура, мышь.(GKH-1035-3)

Поддон с крышкой (Vault Cover & Frame Ledge), оцинкованная сталь, две части.

ПТК «Гейткипер»: система контроля

Посмотри, кто сидит внутри, пока не стало слишком поздно…

Не имеющая технологических аналогов в мире система контроля салона автомобиля является новым элементом программно-технического комплекса досмотра транспорта «Гейткипер» и позволяет получать с высоким разрешением кристально чистое изображение людей внутри салона даже при тонированных окнах, сильных бликах на стекле и недостаточном освещении.

Состав системы:

  1. Камера ультравысокого разрешения, оптимизированная для работы в дневном и ночном режимах
  2. Мощный блок светодиодной подсветки генерирует сверхкороткий невидимый глазу импульс, синхронизированный с камерой, что позволяет системе проникать сквозь стекла любой плотности тонировки.
  3. Специализированный блок цифровой обработки делает изображение более четким и удаляет с него блики и различные переотражения.

Таким образом система контроля салона транспортного средства позволяет точно зафиксировать всех, кто находится внутри автомобиля, несмотря на любые ухищрения — тонировку, солнечные блики, темноту или толстую броню на стеклах.

Возможности установки:

  • Интегрируется с ПТК «Гейткипер»
  • Автономная работа
  • Полная база данных SQL
  • Доступ к камере с помощью вебприложений

Техническая спецификация:

Сенсор:

Камера с интерфейсом GigE и технологией машинного зрения, монохромная с КМОП-матрицей

Разрешение:

1280 x 1024 (1.3Мп)

Частота кадров:

60 кадров в секунду

Объектив:

25мм, 2Мп, низкая степень искажения, оптимизация к источнику освещения

Фильтр:

Полосовой фильтр с длиной волны, сбалансированной по источнику освещения

Формат сжатия видеосигнала:

Протокол:

Источник освещения:

Светодиодная импульсная матрица, 100 Вт

Питание:

24 В. постоянного тока

Размер:

С козырьком от солнца — 400 мм x 150 мм x 265 мм

Вес камеры:

1,2 кг

Класс защиты:

Температура окружающей среды:

от -35C до +60C

Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности» зарегистрирован в Минюсте РФ 24 марта 2016 г.

24 марта 2016 г. в Минюсте РФ зарегистрирован Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности».

Присвоен регистрационный № 41529

В документе говорится, что Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности разработаны на основании Федерального закона от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» с учетом Требований по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств

Правила включают в себя:

  • порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности;
  • перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть.

Основные разделы Правил

  • Организация проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования
  • Использование технических средств обеспечения транспортной безопасности при проведении досмотра, дополнительного досмотра,
  • повторного досмотра
  • Проведение досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности
  • Порядок проведения наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности
  • Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) воздушного транспорта
  • Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры (ОТИ) и транспортных средствах (ТС) железнодорожного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры метрополитенов
  • Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства, объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах автомобильного транспорта и объектах транспортной инфраструктуры городского наземного электрического транспорта
  • Особенности досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, наблюдения и (или) собеседования на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах морского и речного транспорта

Правилами определены:

  1. Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть
  2. Перечень других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть

Установлены типовые формы следующих документов:

  • Акта о принятом по результатам наблюдения и (или) собеседования решения о проведении дополнительного досмотра
  • Журнала учета решений о проведении дополнительного досмотра, принятых по результатам наблюдения и (или) собеседования
  • Акта досмотра материальных объектов досмотра, сопровождающийся их вскрытием, в отсутствии владельца
  • Журнала учета актов досмотра материальных объектов досмотра, сопровождающийся их вскрытием, в отсутствии владельца
  • Акта обнаружения и идентификации предметов и веществ, содержащих взрывчатые вещества, являющихся оружием или его составными частями, а также предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты
  • Журнала учета актов обнаружения и идентификации предметов и веществ, содержащих взрывчатые вещества, являющихся оружием или его составными частями, а также предметов и веществ, содержащих опасные радиоактивные агенты, опасные химические агенты и опасные биологические агенты
  • Акта приемки оружия на время полета воздушного судна
  • Журнала учета актов приемки оружия на время полета воздушного судна
  • Журнала учета досмотренных грузовых отправлений, почты, несопровождаемого багажа, бортового питания, бортовых/судовых запасов, поездных принадлежностей и питания
  • Акта обнаружения и изъятия из грузового отправления, почты, несопровождаемого багажа, бортового питания, бортовых/судовых запасов, поездных принадлежностей и питания, при производстве досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, запрещенных для перевозки опасных грузов, предметов или веществ
  • Типового переченя досмотровых операций (карта досмотра) ТС воздушного транспорта
  • Акта обнаружения и изъятия у физического лица при производстве досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра, запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ
  • Журнала учета актов обнаружения и изъятия у физического лица и члена экипажа при производстве досмотра запрещенных к перевозке опасных грузов, предметов или веществ

Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности»

ОТ РЕДАКЦИИ

Уважаемые коллеги и гости сайта!

Бесспорно, это долгожданный документ всеми представителями отрасли и весьма значимо, что наконец он получил юридическую силу.

В этой связи редакция журнала «Транспортная безопасность и технологии» планирует в очередном номере издания опубликовать первые комментарии и разъяснения разработчиков и экспертов.

Кроме того, 2 сентября 2016 года, в рамках проведения V Всероссийской конференции «Транспортная безопасность и технологии противодействия терроризму» состоится обсуждение уже промежуточных итогов практики реализации, утвержденных Минтрансом РФ Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности и при этом возникающих проблем.

Ознакомиться с обзором и решениями Конференции, состоявшейся в 2015 году >

Ознакомиться с обзором хода реализации решений Конференции >

Приглашаем к участию!

Мы готовы ответить на все ваши вопросы!

Координатор
проекта
Екатерина Побережная

+7(495)797-35-96
(многоканальный)

info@securitymedia.ru

Директор
по маркетингу и рекламе
Елена Мельникова

+7(495)797-35-96
(многоканальный)

Директор
по стратегическому развитию
Янина Домарацкая

+7(495)797-35-96
(многоканальный)